Основные этапы развития экономической науки. Предмет, метод, функции, задачи, цели и структура экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития экономической науки. Предмет, метод, функции, задачи, цели и структура экономической теории.



Основные этапы развития экономической науки. Предмет, метод, функции, задачи, цели и структура экономической теории.

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Экономическая наука призвана осмысливать, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму. Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение. Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование.Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха. В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а, в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

 

Метод экономической теории

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства

"Путь познания, подчеркивает В.И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно, оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве.

 

Экономические ресурсы и экономические потребности. Кривая производственных возможностей. Проблема выбора.

Потребность-нужда в чем- либо необходимом для подержания жизнедеятельности, развитии личности и общества в целом.

Потребности:

1)в средствах существования (жизненно важные потребности.)

2)в социо-культурных средствах жизнедеятельности

3)в средствах деятельности

4)в удолетворении социо-престижных благ.

Категории потребностей:

1)материальные

2)духовные

3)социальные

4)физиолог.

5)эконом.

6)специфические.

Закон возвышения потребностей: С развитием общества происходит возрастание и постоянное изменение потребностей по их структуре, качеству и количеству.

Ресурсы - материальные и интеллектуальные элементы, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и др. ценностей.

Ресурсы подразделяются на:

экономические(функциональные);

потенциальные (не вовлеченные в хозяйственный оборот)

Экономические ресурсы включают:

природные;

трудовые

материальные

финансовые

информационные

Взаимосвязи ресурсов с производством отражаются в одном из ключевых уравнений микроэкономики - производственной функции (или функции производства). Boт eго общий вид: Q= f (F1, F2,.... Fn)

Где Q - объем производства, Fl, F2,...Fn - производственные ресурсы (которых всего п), а значок f показывает, что объем производства зависит от комбинации факторов производства.

В условиях ограниченности ресурсов перед обществом и отдельным производителем стоит проблема более рационального их использования. Выбирая один из оптимальных вариантов, производитель отказывается от производства определенных товаров в пользу того товара, который он выбрал для своего производства. Отказ от производства данного товара в пользу других получил название экономических или вменённых издержек.

Проблему выбора иллюстрирует кривая производственных возможностей, определяющая границу использования производственных ресурсов. Для ее построения принимается ряд допущений:

1) экономика должна функционировать в условиях полной занятости и полного объема пр-ва;

2) действующие факторы производства должны быть постоянны по своему количеству и качеству;

3) технология производства должна быть неизменна.

Точка А - максимально возможное производство товара А при использовании всех имеющихся ресурсов. Точка В - означает максимально возможное производство товара В при использовании всех имеющихся ресурсов. Соединив точки А и В кривой линией, получим кривую производственных возможностей. Она означает максимально возможное одновременное производство товаров А и В при использовании всех имеющихся ресурсов. Точка С показывает, что одновременно производится товар А и товар В в объемах а1 и в1, при чем предпочтение отдано товару А. Каждая точка кривой показывает максимальное одновременное производство товара А и В, при чем, если необходимо увеличить один товар, то это происходит за счет сокращения производства другого товара. Благодаря кривой производственных возможностей удалось выделить совокупность всех решений, в пределах которой следует искать оптимальный вариант.

 

Понятие и классификация экономических систем.

Неценовые факторы спроса

 

 

Цена является самым важным фактором, определяющим величину спроса, т.е. объем покупаемых товаров. Однако существуют и другие факторы, влияющие на объем покупок, т.е. на спрос. Сюда относятся неценовые факторы, которые оказывают влияние на изменение «самого» спроса и этим самым сдвигают кривую спроса вправо (если спрос растет) или влево (если спрос падает).

 

Важнейшими неценовыми факторами изменения спроса (т.е. независимо от изменения цены) являются:

 

1. Вкусы и предпочтения потребителей. Изменение потребительских вкусов может быть вызвано рекламой, изменением моды, появлением новых продуктов в связи с новыми технологиями и т.д. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.

 

2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса и сдвиг кривой спроса вправо. Напротив, уменьшение числа покупателей сокращает спрос и сдвигает кривую спроса влево.

 

3. Рост и снижение доходов населения. Повышение денежных доходов приводит к тому, что спрос на большинство товаров повышается. И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые растет при увеличении доходов потребителей и падает при их уменьшении, называется товарами «высшей категории» или «нормальными товарами». Они могут относиться как к предметам первой необходимости, так и к предметам роскоши. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении с доходами, называется товарами «низшей категории».

 

4. Динамика цен на товары-заменители и сопутствующие товары. Взаимозаменяемые товары – это такие пары товаров, для которых рост цен на один товар приводит к росту спроса на другой товар.

 

5. Ожидания потребителей. Потребительские ожидания относительно возможного повышения цен или увеличения доходов могут побудить потребителей к увеличению покупок и уменьшению ограничений на текущие расходы. И наоборот, возможное понижение цен или уменьшение доходов могут побудить потребителей к уменьшению покупок и увеличению ограничений на текущие расходы.

Совершенная конкуренция.

 

 

Рассмотрим характерные черты совершенной конкуренции.

 

1. Основной чертой чисто конкурентного рынка является наличие большого числа независимо действующих продавцов, обычно предлагающих свою продукцию на высокоорганизованном рынке. Примером служат рынки сельскохозяйственных товаров, фондовая биржа и рынок иностранных валют.

 

2. Конкурирующие фирмы производят стандартизированную, или однородную, продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупается продукт. На конкурентном рынке продукты фирм Б, В, Г, Д и так далее рассматриваются покупателем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта.

 

3. На совершенно конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции. Это свойство вытекает из предшествующих двух. В условиях совершенной конкуренции каждая фирма производит настолько небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или уменьшение ее выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспосабливаться к ней.

 

Иначе говоря, отдельный конкурирующий производитель находится во власти рынка; цена продукта есть данная величина, на которую производитель не оказывает влияния. Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно. Покупатели не купят ничего у фирмы А по цене 2,05 доллара, если ее 9999 конкурентов продают идентичный продукт, или точный заменитель, по 2 доллара за штуку. Наоборот, вследствие того что фирма А может продать столько, сколько она считает необходимым, по 2 доллара за штуку, нет причины для нее назначать какую-нибудь более низкую цену, например 1,95 доллара. Потому что это вызвало бы уменьшение ее прибылей.

 

4. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать совершенно конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, – которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

 

Сложные проценты

 

Идея сложных процентов очень проста. В них, в отличие от простых процентов, существует период времени, по истечении которого проценты начисляются не только на имеющуюся в начале этого периода сумму, но и на накопившиеся к его концу проценты. Конечно, интервал этот может быть разным по длине, например, месяц или год. Но если уж он выбран, то является циклическим, т.е. на некотором промежутке ось времени раз­бивается этими периодами, а равные части, как линейка на сантиметры. В то же время так же, как и простые проценты, сложные не могут не существовать!

 

Но если без простых процентов нельзя обойтись из-за соображений удобства в обращении или, скажем, ощущения справедливости линейной зависимости вознаграждения от суммы кредита и времени, то в случае сложных процентов основную роль играет наличие свободной конкуренции.

Роль гос-ва на рынке труда.

Рынок труда в России регулируется рядом законов. Главные из них – закон «О занятости населения РФ» и Трудовой кодекс, принятый в декабре 2001 г.

 

Непременным условием создания необходимых предпосылок для экономического роста и повышения занятости должно стать новое обоснование и более четкий выбор направлений государственного регулирования экономического развития, повышение ответственности государственных органов в решении экономических проблем.

 

Активное участие государства в экономике означает, что оно выступает в экономической сфере в качестве предпринимателя и соответственно предъявляет спрос на рабочую силу. В государственном секторе спрос определяется общественными потребностями достижения социально значимых целей общества

 

К числу первоочередных текущих задач государственного регулирования относится обеспечение и регулирование структурных преобразований и межотраслевых сдвигов в экономике. Такие преобразования и соответствующие им изменения потоков рабочей силы шли и идут сейчас, в связи с разрушением существовавших в дореформенное время хозяйственных связей, в результате действия нового рыночного механизма, и вследствие внедрения новых технологий и создания современных производств.

 

Среди важнейших функций государственного регулирования по обеспечению занятости необходимо назвать: совершенствование всей системы распределительных отношений в экономике и в обществе; организацию социальной защиты населения и обеспечение социальных гарантий в рамках занятости и охраны труда; мероприятия по непосредственному поддержанию и содействию занятости населения, созданию и обеспечению работы служб занятости; выработку и осуществление рациональной политики в области трудовой миграции населения [9, C.137,138].

 

Регулирование рынка труда предполагает также пропорциональное распределение наемного труда по всем сферам вторжения предпринимательской деятельности. Отлив наемного труда из отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность всего общества в настоящем и его процветание в будущем, может привести к тяжелым лишениям всего населения. Вместе с этим вовлечение наемного труда в те сферы предпринимательской деятельности, которые подрывают генофонд нации, скажем, в наркобизнес, требует регулирующего механизма, препятствующего такому распространению рынка труда.

 

Регулировать рынок труда — значит поддерживать работоспособность наемных работников, не допуская снижения их доходов до черты бедности, не допускать чрезмерного увеличения продолжительности рабочего дня и интенсивности труда.

 

Главный инструмент государственного воздействия на уровень заработной платы – введение минимума заработной платы. В России размер минимальной зарплаты настолько низок, что никакого реального воздействия на рынок он не оказывает [18, C.29].

 

Регулирование рынка труда предполагает обеспечение выгодности предпринимательства, прибыльности и конкурентоспособности фирм, оказывающих стабилизирующее воздействие на рыночную экономику.

 

Также государством должно обеспечиваться равновесие между занятостью и безработицей, соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и реальной заработной платой, поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы, а также обоснованной дифференциации (различий) трудовых доходов наемных работников в зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых качеств, трудолюбия и добросовестности

В регулирующие функции государства входит согласование интересов работодателей и наемных работников не только в государственном, но и в негосударственных секторах экономики.

 

Для реализации этой задачи используются возможности налоговой системы и создания адекватной правовой среды, в частности в целях правового регулирования деятельности профсоюзов, обеспечения возможностей мобильности капитала, с одной стороны, и рабочей силы — с другой Что касается проблемы утечки умов, то за последнее время значительно возросло число государственных инициатив в сфере кадровой политики.

 

Меры, предпринимаемые в первую очередь, касаются установления надбавок, премий ученым и научным администраторам, поддержки ведущих научных школ, а также повышения стипендий, грантов и надбавок молодым ученым и аспирантам.

 

В течение 2005 года было выпущено два Указа Президента РФ

По уровню же зарплаты наука будет остается неконкурентоспособной в сравнении с другими областями экономической деятельности. Таким образом, пока принимаемые меры не направлены на устранение глубинных причин, вызывающих кадровые проблемы в науке

Как уже отмечалось, государству необходимо больше внимания уделять сфере образования, разрабатывать стандарты качества знаний, разрабатывать концепции опережающего образования, осуществлять программы по подготовке квалифицированных кадров, особенности это касается технических специальностей, так как сейчас наблюдается дефицит специалистов этого направления. Также необходимо введение эффективной системы повышения квалификации

 

Роль профсоюзов

 

В условиях современной России профсоюзы представляют собой добровольные независимые общественные организации, объединяющие работников, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в социальной сфере. Своей главной задачей профсоюзы всех направлений: Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Соцпроф и другие - считают защиту прав и законных интересов трудящихся, установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики.

 

Переход к рыночной экономике, курс на разгосударствление и приватизацию предприятий выдвинули в качестве главной функции профсоюзов России - защиту интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становится организация правового социального партнерства - цивилизованной формы взаимоотношений между профсоюзами, работодателями и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации - от прямого социального противостояния своим партнерам до конструктивного взаимодействия с ними Реально профсоюзы участвуют только в вопросах обеспечения условий работы (трудовых заданий, средств, охраны труда) и далеко не профессиональной оценки и оплаты труда. Для профсоюзной деятельности первостепенными выступают трудовые отношения.

 

Трудовые отношения регулируются трудовым законодательством: Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Конституцией РФ, Законом «О коллективных договорах и соглашениях», Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», подзаконными актами, договорами, правилами и т.д.

 

Поскольку законодательство постоянно уточняется, то профсоюзы могут выступать инициаторами внесения изменений и дополнений, участвовать в прессе в обсуждении законопроектов и законов. Нормативные акты локального уровня принимаются с участием профсоюзов. Это либо договоры, в которых профсоюз выступает как участвующая сторона, либо акты, к которым профсоюз имеет отношение в соответствии с законом о профсоюзах и Трудовым кодексом РФ.

 

Уточнение нормативной базы тоже должно вестись в соответствии со всеми видами трудовых отношений. Для этого профсоюзные эксперты вместе с юристами обязаны проанализировать каждый нормативный акт с точки зрения всех видов и типов трудовых отношений, учитывая участников и предмет отношений [20, C.124].

 

Деятельность профсоюзов регулируется в основном ими самими как самодеятельными общественными организациями с помощью внутрипрофсоюзных норм, принимаемых руководящими профсоюзными органами. Из круга общественных отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо [21, C.223]. Профсоюзы призваны аккумулировать интересы трудящихся, выражать и отстаивать их во взаимоотношениях с государственными, местными органами, работодателями, их объединениями и представителями, влиять на формирование интересов работников, добиваться социальной справедливости. Профсоюзы имеют право участвовать в принятии решений работодателями (администрацией), государственными и местными органами вопросов, связанных с управлением трудом (регулированием трудовых отношений) [22, C.43-50]. Право профсоюзов на законодательную инициативу в действующей Конституции РФ отсутствует.

 

По содержанию права профсоюзов классифицируются в зависимости от вопросов, в решении которых они участвуют. Это вопросы: трудового договора; обеспечения занятости; рабочего времени; времени отдыха; оплаты и нормирования труда; гарантий и компенсаций; дисциплины труда; охраны труда; контроля за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда; разрешения трудовых споров и т.д.

 

Укрупненно, по содержанию права делятся на права:

 

· во-первых, по участию в регулировании трудовых отношений;

 

· во-вторых, по контролю за соблюдением трудового законодательства;

 

· в-третьих, по участию в разрешении трудовых споров.

 

Среди прав в этой области важное место занимает право на забастовку

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.

 

К таким средствам относится, например, возможность требовать расторжения трудового договора или смещения с должности руководящих работников, нарушающих права профсоюза, т.е. применение мер юридического воздействия.

 

Юридические гарантии занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. За юридическими гарантиями стоят государственное принуждение как средство воздействия на субъектов общественных отношений [24, C.80-91].

 

Сегодня идет заинтересованный разговор о дальнейшем развитии профсоюзного движения в условиях глобализированного мира. В этом контексте особое значение имеет соотношение социальной политики и деятельности профсоюзов. С возрастанием роли личности в условиях демократизации общества будет адекватно повышаться и значимость профсоюзов, их социально-защитная функция.

Прибыль.

1.1. Прибыль от реализации продукции

 

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому прежде всего важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой Валовой доход. На величину валового дохода влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от предпринимательской деятельности.

Важными факторами роста прибыли, зависящими от деятельности предприятий, являются рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями, снижение ее себестоимости, повышение качества, улучшение ассортимента, повышение эффективности использования производственных фондов. Рост производительности труда.

К факторам, не зависящим от деятельности предприятия, относятся изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и др.

Под влиянием как тех, так и других факторов складывается валовой доход предприятий.

В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего валовой доход от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода.

Во-вторых, в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия.

В состав валового дохода входит также прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

В связи с тем, что подавляющую часть валового дохода (95 - 97 %) предприятия получают от реализации товарной продукции, этой части дохода должно быть уделено главное внимание. Отмеченные выше факторы, зависящие и не зависящие от деятельности предприятия, воздействуют главным образом на доход от реализации продукции. Основные из этих факторов подлежат детальному изучению и анализу.

Важнейшим фактором, влияющим на величину дохода от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная.

1.2. Прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера

 

Кроме прибыли от реализации продукции в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валового дохода. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Предприятия транспорта, подсобных сельских хозяйств, торговых организаций, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме валового дохода.

 

1.3. Прибыль от реализации основных фондов и другого имущества

 

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия - это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества. Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также при прочем выбытии недоамортизированных объектов в некоторых случаях. При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных средств и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе.

Экономическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки - и явные, и неявные, включая в последние и нормальную прибыль.

Источники экономической прибыли

До сих пор в нашем анализе деятельность предпринимателя мало чем отличалась от деятельности менеджера, юриста, инженера и других специалистов, получающих за свой труд заработную плату. Однако именно эко-

номическая прибыль, которая не входит в издержки, а представляет собой избыток сверх нормальной прибыли, достается предпринимателю как факторный доход. Поэтому для того, чтобы понять причины, обусловливающие существование экономической прибыли, и раскрыть ее источники, необходимо раскрыть специфику предпринимательской деятельности по сравнению с другими видами труда, приносящими в качестве дохода не прибыль, а заработную плату.

В предыдущем анализе мы исходили из наличия условий свободной конкуренции, ничем не ограничиваемых переливов капитала в поисках более высокого дохода, оптимального поведения хозяйствующих индивидуумов, основанного на рациональном использовании полной и достоверной информации. Кроме того, мы фактически предполагали, что экономика является статичной, т. е. ее важнейшие параметры - численность населения, предложение ресурсов, технический уровень производства, вкусы и предпочтения потребителей - остаются неизменными. Статичная экономика вполне предсказуема, экономическая неопределенность сведена к минимуму. В таких условиях экономическая прибыль (сверх вознаграждения за управленческий труд и дохода в форме чистой производительности капитала) должна исчезнуть.

Однако специфика собственно предпринимательской деятельности раскрывается не в статичной, а в развивающейся, динамичной экономике, когда факторы, определяющие величину спроса и предложения, изменяются. Один из наиболее авторитетных специалистов в области теории эконо­мического развития, предпринимательства и предпринимательской прибыли И.Шумпетер1 выделяет следующие случаи экономического развития (по его терминологии - «осуществления новых комбинаций» факторов производства):

Изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям, блага или создание нового качества того или иного блага.

Внедрение нового, т. е. данной отрасли промышленности еще практически неизвестного, метода (способа) производства.

Освоение нового рынка сбыта.

Получение нового источника сырья или полуфабрикатов.

Проведение соответствующей реорганизации рыночной структуры, например обеспечение монопольного положения предприятия или подрыв монопольного положения другого предприятия.2

 

Именно в этих условиях развивающейся экономики особую роль играют предприниматели, и одновременно проявляется специфика предприни-мательской деятельности как фактора производства. Предприниматель не просто соединяет факторы (ресурсы) в производственном процессе, а проявляет инициативу, соединяя их по-новому. Предприниматель не просто руководит предприятием, а принимает неординарные решения по управлению фирмой. Предприниматель внедряет инновации и несет ответственность за экономический риск. «Предпринимателями, - пишет Й.Шумпетер, - мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент». Итак, нулевая экономическая, или нормальная, прибыль, является следствием статичной экономики и свободной конкуренции в чистом виде. Но, с одной стороны, в реальной действительности свободная конкуренция, полное равновесие рынка, статичная экономика существовать не могут. Всегда имеется определенная степень несовершенства конкуренции (монополизация рынка), рыночное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. С другой стороны, экономика всегда находится в состоянии динамики, поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развиваются наука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама экономическая информация является редким благом, недоступной в одинаковой степени для всех участников экономических отношений. Иными словами, любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономической системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.

Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономическую прибыль, получаемую отдельными предпринимателями как дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над полными издержками.

Можно выделить несколько причин появления этого дополнительного дохода. Во-первых, экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанного с неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики. Вместе с тем, необ­ходимо иметь в виду, что риски в экономической деятельности носят разный характер. Вероятность некоторых событий, порождающих риски, -например, стихийного бедствия, пожара, несчастного случая, кражи и т. п. -может быть исчислена. Чтобы избежать таких рисков, фирмы прибегают к страхованию и несут определенные затраты (см. гл. 8). В этом случае плата за риск входит в издержки. Однако в рыночной экономике существуют и другие виды рисков, порождаемые непредсказуемыми изменениями спроса и предложения, которые оказывают существенное влияние на положение фирмы. Эти изменения могут быть связаны как с общим изменением конъюнктуры на рынке в ходе экономического цикла, так и с последствиями экономической политики государства, которое, изменяя правовую базу экономики, а также используя косвенные методы регулирования (бюджетно-налогового, денежно-кредитного, внешнеэкономического), в значительной степени определяет условия хозяйствования отдельных фирм. Кроме того, на уровень дохода, получаемою фирмой, оказывают влияние и постоянные изменения во вкусах и предпочтениях потребителей, в предложении ресурсов и т. д. Все эти изменения в экономике (независимо от того, порождаются они циклическими, структурными или политическими факторами) могут стать для фирмы причиной как дополнительных доходов, так и убытков. Другими словами, предприниматель сталкивается в своей деятельности с нестрахуемыми рисками. Взятие на себя этих нестрахуемых рисков является одним из источников экономической прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.081 с.)