Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания по выполнению↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Методические указания по выполнению экономического раздела дипломной работы для студентов факультета ветеринарной медицины, Обучающихся по специальности Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)
Киров Вятская ГСХА УДК 620.2:614.9-07(07) ББК 30.609:48.17я7
Жукова Ю.С. Методические указания по выполнению экономического раздела дипломной работы для студентов факультета ветеринарной медицины, обучающихся по специальности 080401- Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров). - Киров: Вятская ГСХА, 2008.-28 с.
Рецензенты: - Шиврина Т.Б.., к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики; - Фуфачева Л.А.., к.э.н., доцент кафедры маркетинга и стратегического планирования. Методические указания рассмотрены и рекомендованы к печати методической комиссией экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии (протокол № 3 от 1 февраля 2008 г.). Методические указания для студентов, обучающихся по специальности 080401-Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров) окажут существенную помощь при написании экономического раздела дипломной работы. © Жукова Юлия Сергеевна, 2008 © ФГОУ ВПО«Вятская государственная сельскохозяйственная академия», 2008 Общие указания по выполнению экономического раздела Объем экономического раздела дипломной работы не должен превышать 20 страниц машинописного текста. Название экономического раздела и его подразделов, а также структура раздела уточняются в зависимости от темы дипломной работы и согласуются с руководителем экономической части диплома. Выводы по экономическому разделу должны служить переходом к рассмотрению основной части диплома. Название данного раздела может быть таким: «Экономическая оценка деятельности предприятия и эффективность сбыта продукции». Общие указания по выполнению данного раздела: 1) в разделе используется экономическая информация в динамике за три года; 2) до таблиц с представлением цифровой информации по предприятию должна быть текстовая часть, обосновывающая целесообразность представления той или иной информация; 3) после таблиц должны быть выводы, отражающие представленную в таблицах цифровую информацию; 4) в конце экономического раздела должны быть сделаны общие выводы, отражающие переход к основной части дипломной работы. Указания по выполнению экономического раздела для дипломных Работ, выполняемых по торговым предприятиям При написании дипломной работы по торговым предприятиям раздел может иметь следующее содержание: Организационно-экономическая характеристика предприятия Вначале указывается полное название предприятия, его местонахождение, виды деятельности. Далее анализируются размеры предприятия (таблица 1). Таблица 1 - Показатели размера предприятия
Затем анализируется состав и структура товарооборота (таблица 2).
Таблица 2 – Состав и структура товарооборота
Далее проводится экономическая оценка ресурсного потенциала предприятия и финансовых результатов (таблицы 3 – 9). Таблица 3 – Состав и структура основных средств
Таблица 4 – Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств
Таблица 5 - Состав и структура оборотных средств
Таблица 6 - Экономическая эффективность использования оборотных средств
Таблица 7 - Состав и структура персонала предприятия
Таблица 8 - Экономическая эффективность использования персонала предприятия
Таблица 9 - Финансовые результаты деятельности предприятия
2. Оценка состава и ассортиментной структуры товарооборота продукции (конкретного вида) Во втором подразделе необходимо провести изучение оценки состава и ассортиментной структуры той продукции, которая является объектом изучения дипломной работы. Далее основные таблицы приведены на примере колбасных изделий. Вначале необходимо проанализировать состав и структуру товарооборота по той продукции, в состав которой входит рассматриваемая продукция. Например, если в качестве объекта исследования выбраны вареные колбасы, необходимо рассмотреть состав товарооборота по колбасным изделиям и рассчитать удельный вес вареных колбасных изделий (таблица 1).
Таблица 1 – Состав и структура товарооборота колбасных изделий
Затем проводится анализ продаваемой продукции по производителям (таблица 2).
Таблица 2 – Состав и структура продаваемой продукции в зависимости от производителя
Далее необходимо рассмотреть ассортимент продаваемой продукции (таблица 3).
Таблица 3– Состав и структура ассортимента вареных колбасных изделий
Далее необходимо проанализировать процесс ценообразования на данную продукцию, в частности процесс формирования наценки. Результаты представить в таблице 4.
Таблица 4 – Цены закупки и продажи отдельных наименований товара
Далее необходимо рассмотреть показатели товарооборота по выбранной группе продукции. В нашем примере данные показатели можно рассмотреть в целом по группе колбасных изделий (таблица 5).
Таблица 5 – Показатели товарооборота колбасных изделий
И затем определяются обобщающие показатели экономической эффективности продажи данного товара или группы товаров (таблица 6).
Таблица 6 – Обобщающие показатели экономической эффективности продажи колбасных изделий
В конце данного подраздела подводим итоги и делаем выводы относительно экономической эффективности сбыта объекта исследования, то есть конкретной продукции. Анкетирование покупателей При анкетировании необходимо опросить не менее 100 человек. Ниже представлено примерное содержание данного пункта. Для выявления предпочтений покупателей используются различные методы. Наиболее доступными и достоверными из них являются анкетирование и наблюдение. Оба эти метода были проведены зимой в магазине № 1. Анкетирование покупателейпроводилось в пятницу с 14.00 ч до 18.00 ч. В данное время в магазине бывает больше покупателей, т. к. они возвращаются с работы домой. Результаты анкетирования представлен в таблице 1 (лучше представлять данную таблицу в приложении к дипломной работе). Таблица 1 – Результаты анкетирования
В результате анкетирования было опрошено 100 человек. В таблице 2 представлено распределение потребителей по полу, возрасту и социальному статусу.
Таблица 2 – Распределение респондентов по полу и возрасту
В опросе приняли участие потребители разных возрастных групп, причем наибольшее количество потребителей приходится на старшие возрастные группы. Подавляющее количество опрошенных – это женщины (86%). Распределение опрошенных по социальному статусу показало, что большая часть приходится на рабочих – 50%. Первый вопрос анкеты позволяет, выявить является ли объект исследования – полукопченая колбаса - продуктом повседневного потребления. 22% опрошенных потребителей потребляют полукопченую колбасу ежедневно, то есть для большинства покупателей магазина данный вид продукта не является продуктом первой необходимости (рисунок 1).
Рисунок 1 – Распределение потребителей по ответу на вопрос «Является ли полукопченая колбаса продуктом, который вы употребляете в пищу ежедневно?» Второй вопрос анкеты позволяет выявить предпочтения потребителей полукопченой колбасы, что особенно важно для магазина в плане формирования оптимального ассортимента. 45% потребителей предпочитают продукцию МПЦ СПК ПЗ «Соколовка», что можно объяснить месторасположением магазина. Примерно одинаковый процент предпочтений приходится на остальных производителей полукопченых колбас, представленных в данном магазине (рисунок 2).
Рисунок 2 – Предпочтения покупателей по выбору полукопченых колбас, %
В структуре ассортимента полукопченых колбас, представленных в магазине, полукопченые колбасы производства МПЦ «Соколовка» занимают в среднем 50-60%, что практически соответствует потребительским предпочтениям. 47% потребителей при выборе продукции ориентируются на уровень цен, что можно объяснить расположением магазина в сельской местности (рисунок 3).
Рисунок 3 – Распределение потребителей по факторам предпочтения производителей
Все опрошенные потребители предпочитают приобретать полукопченую колбасу в порционной нарезке. 56% потребителей предпочитают колбасу первого сорта, 16% - второго сорта, что можно объяснить ценовым фактором (рисунок 4).
Рисунок 4 – Предпочтения покупателей по сортам полукопченых колбас
Большая часть потребителей (42%) оценивает качество полукопченых колбас по внешнему виду, 25% - по цвету (рисунок 5).
Рисунок 5 – Оценка потребителями качества полукопченой колбасы
Несмотря на то, что подавляющая часть потребителей употребляет полукопченую колбасу ежедневно, покупки совершаются реже. Через день приобретает только 14% потребителей, 28% - два раза в неделю (рисунок 6). Исходя из этого предприятию необходимо формировать свой ассортимент и планировать поступление продукции.
Рисунок 6 - Распределение потребителей по частоте покупок Большая часть потребителей за одну покупку приобретает 300-500 г колбасы, что частично объясняет более редкие, не ежедневные покупки большинства потребителей (рисунок 7).
Рисунок 7 – Распределение потребителей по объему одной покупки
Важным вопросом является выяснение обстоятельств совершения покупки в данном магазине для расширения числа своих клиентов. 81% опрошенных объяснили, что приобретают продукцию в данном магазине в связи с тем, что ассортимент представленных полукопченых колбас здесь выше, чем в других торговых точках (рисунок 8).
Рисунок 8 – Причины приобретения продукции в данном магазине Помимо анкетного опроса проводилось наблюдение, которое представляет собой метод сбора информации о предпочтениях потребителей, о формировании ассортимента и ценах на продукцию. Наблюдение проводилось в открытой форме. Место проведения наблюдения – магазин. Задачи наблюдения – изучение представительского ассортимента полукопченых колбас и выявление предпочтений потребителей. Наблюдение проводилось в пятницу с 14. 00 до 18.00 часов. Ассортимент имевшихся в этот день в продаже полукопченых колбас представлен в таблице 3 (данную таблицу лучше представлять в приложении к дипломной работе).
Таблица 3 – Ассортимент полукопченых колбас и цены в магазине № 1 на момент проведения наблюдения.
В день, когда проводилось наблюдение, ассортимент полукопченых колбас был представлен 9 наименованиями из 12 возможных. В продаже имелись колбасы всех поставщиков. Самой дорогой была Краковская колбаса КМК (210 руб. за 1 кг), а самой дешевой была колбаса Байкальская (101 руб. за кг) этого же производителя. Результаты наблюдения представлены в таблице 4 (данную таблицу лучше представлять в приложении к дипломной работе). Таблица 4 – Результаты наблюдения
Анализ результатов наблюдения представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Анализ результатов наблюдения
Всего за анализируемый период было совершено 19 покупок полукопченых колбас на общую сумму 1138 руб. 70 коп. Больше всего было куплено Липецкой колбасы местного производства (5 покупок на сумму 369 руб. 20 коп.). Второе место по числу покупок заняла Краковская колбаса местного производства (3 покупки на сумму 195 руб.). Меньше всего было куплено Крайнерской колбасы (1 покупка на 53 руб. 71 коп.). По две покупки было совершено остальных колбас. Из них по количеству купленной продукции лидировали Разгуляевская и Пикантная колбасы. Байкальская колбаса не была куплена ни разу. Таким образом, результаты наблюдения подтверждают результаты проведенного анкетного опроса. Таким образом, по результатам оценки потребительских предпочтений можно сделать следующие выводы: 1) … 2) … 3) …
Таблица 5 - Состав и структура оборотных средств
Таблица 6 - Экономическая эффективность использования оборотных средств
Таблица 7 - Состав и структура персонала предприятия
Таблица 8 - Экономическая эффективность использования персонала предприятия
Таблица 9 - Финансовые результаты деятельности предприятия
И ассортиментная политика Во втором подразделе необходимо проанализировать ассортиментную политику предприятия, провести экономическую оценку качества продукции. Далее основные таблицы приведены на примере хлебобулочных изделий. Вначале необходимо проанализировать состав и структуру произведенной продукции, в состав которой входит изучаемая продукция (таблица 1).
Таблица 1 - Состав и структура произведенной продукции
Далее необходимо рассмотреть загрузку производственных мощностей на производстве изучаемой продукции.
Таблица 2 – Загрузка производственных мощностей
Затем необходимо рассмотреть состав производимой продукции в зависимости от какого-либо качественного признака (таблица 3). Таблица 3 – Структура хлебобулочных изделий в зависимости от качества сырья
Далее проводится оценка ассортимента продукции (таблица 4). Таблица 4 – Реализация продукции по видам хлебобулочных изделий
|