Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по выполнению

Поиск

Методические указания по выполнению

экономического раздела дипломной работы для студентов факультета ветеринарной медицины,

Обучающихся по специальности

Товароведение и экспертиза товаров

(в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров)

 

Киров

Вятская ГСХА

УДК 620.2:614.9-07(07)

ББК 30.609:48.17я7

 

Жукова Ю.С. Методические указания по выполнению экономического раздела дипломной работы для студентов факультета ветеринарной медицины, обучающихся по специальности 080401- Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров). - Киров: Вятская ГСХА, 2008.-28 с.

 

Рецензенты:

- Шиврина Т.Б.., к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики;

- Фуфачева Л.А.., к.э.н., доцент кафедры маркетинга и стратегического планирования.

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к печати методической комиссией экономического факультета Вятской государственной сельскохозяйственной академии (протокол № 3 от 1 февраля 2008 г.).

Методические указания для студентов, обучающихся по специальности 080401-Товароведение и экспертиза товаров (в сфере производства и обращения сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров) окажут существенную помощь при написании экономического раздела дипломной работы.

© Жукова Юлия Сергеевна, 2008

© ФГОУ ВПО«Вятская государственная сельскохозяйственная академия», 2008

Общие указания по выполнению экономического раздела

Объем экономического раздела дипломной работы не должен превышать 20 страниц машинописного текста.

Название экономического раздела и его подразделов, а также структура раздела уточняются в зависимости от темы дипломной работы и согласуются с руководителем экономической части диплома.

Выводы по экономическому разделу должны служить переходом к рассмотрению основной части диплома.

Название данного раздела может быть таким: «Экономическая оценка деятельности предприятия и эффективность сбыта продукции».

Общие указания по выполнению данного раздела:

1) в разделе используется экономическая информация в динамике за три года;

2) до таблиц с представлением цифровой информации по предприятию должна быть текстовая часть, обосновывающая целесообразность представления той или иной информация;

3) после таблиц должны быть выводы, отражающие представленную в таблицах цифровую информацию;

4) в конце экономического раздела должны быть сделаны общие выводы, отражающие переход к основной части дипломной работы.

Указания по выполнению экономического раздела для дипломных

Работ, выполняемых по торговым предприятиям

При написании дипломной работы по торговым предприятиям раздел может иметь следующее содержание:

Организационно-экономическая характеристика предприятия

Вначале указывается полное название предприятия, его местонахождение, виды деятельности.

Далее анализируются размеры предприятия (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели размера предприятия

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. 200_ г. в % к 200_ г.
Товарооборот, тыс. руб.        
Среднесписочная численность работников, чел.        
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.        
Площадь торговых залов, м2        

Затем анализируется состав и структура товарооборота (таблица 2).

 

Таблица 2 – Состав и структура товарооборота

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Товарооборот, всего            
В том числе:            
- хлебобулочные изделия            
- кондитерские изделия            
- молочная продукция            
- алкогольная продукция            

 

Далее проводится экономическая оценка ресурсного потенциала предприятия и финансовых результатов (таблицы 3 – 9).

Таблица 3 – Состав и структура основных средств

Виды фондов 200_ г. 200_ г. 200_ г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Здания и сооружения            
Машины и оборудование            
Транспортные средства            
Всего основных фондов            

 

Таблица 4 – Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. 200_ г. в % к 200_ г.
Фондовооруженность, тыс. руб.        
Фондообеспеченность на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.        
Фондоотдача, руб.        
Фондоемкость, руб.        
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.        
Прибыль на 1 м2 торговой площади, тыс. руб.        
Рентабельность ОПФ, %        

 

Таблица 5 - Состав и структура оборотных средств

Элементы оборотных средств 200_ г. 200_ г. 200_ г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Производственные запасы            
Итого оборотные фонды            
Товары            
Дебиторская задолженность            
Денежные средства            
Итого фонды обращения            
Итого оборотные средства            

 

Таблица 6 - Экономическая эффективность использования оборотных средств

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. 200_ г. в % к 200_ г.
Коэффициент оборачиваемости        
Продолжительность одного оборота, дни        
Рентабельность оборотных средств, %        

Таблица 7 - Состав и структура персонала предприятия

Категории персонала 200_ г. 200_ г. 200_ г.
чел. % чел. % чел. %
Среднесписочная численность работников, всего            
В том числе:            
- управленческий персонал            
- торгово-оперативный персонал            
из него:            
продавцы            
вспомогательный персонал            

 

Таблица 8 - Экономическая эффективность использования персонала предприятия

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. 200_ г. в % к 200_ г.
Товарооборот на одного продавца, тыс. руб.        
Товарооборот на одного работника, тыс. руб.        

Таблица 9 - Финансовые результаты деятельности предприятия

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. 200_ г. в % к 200_ г.
Товарооборот, тыс. руб.        
Покупная стоимость товаров, тыс. руб.        
Валовой доход, тыс. руб.        
Издержки обращения, тыс. руб.        
Прибыль от продаж, тыс. руб.        
Рентабельность продаж, %        

 

 

2. Оценка состава и ассортиментной структуры товарооборота продукции (конкретного вида)

Во втором подразделе необходимо провести изучение оценки состава и ассортиментной структуры той продукции, которая является объектом изучения дипломной работы.

Далее основные таблицы приведены на примере колбасных изделий.

Вначале необходимо проанализировать состав и структуру товарооборота по той продукции, в состав которой входит рассматриваемая продукция. Например, если в качестве объекта исследования выбраны вареные колбасы, необходимо рассмотреть состав товарооборота по колбасным изделиям и рассчитать удельный вес вареных колбасных изделий (таблица 1).

 

Таблица 1 – Состав и структура товарооборота колбасных изделий

Вид товаров 200_ г. 200_ г. 200_ г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Колбасные изделия, всего            
В том числе:            
вареные колбасные изделия            

Затем проводится анализ продаваемой продукции по производителям (таблица 2).

 

Таблица 2 – Состав и структура продаваемой продукции в зависимости от производителя

Вид продукции 200_ г. 200_ г. 200_ г.
тыс. руб. или ц % тыс. руб. или ц % тыс. руб. или ц %
Вареные колбасные изделия, всего            
В том числе:            
ОАО «Кировский мясокомбинат»            
ЗАО «Агрофирма «Дороничи»            
ООО «Абсолютмяспром»            

Далее необходимо рассмотреть ассортимент продаваемой продукции (таблица 3).

 

Таблица 3– Состав и структура ассортимента вареных колбасных изделий

Ассортиментные единицы 200_ г. 200_ г. 200_ г.
тыс. руб. или ц % тыс. руб. или ц % тыс. руб. или ц %
Вареные колбасные изделия, всего            
Молочная            
Докторская            
Любительская            
Столовая            
……            

Далее необходимо проанализировать процесс ценообразования на данную продукцию, в частности процесс формирования наценки. Результаты представить в таблице 4.

 

Таблица 4 – Цены закупки и продажи отдельных наименований товара

Наименование товара Цена закупки единицы продукции, руб. Цена продажи единицы продукции, руб. Уровень наценки, %
Вареные колбасные изделия производства ОАО «Кировский мясокомбинат»:      
Молочная      
Докторская      
Столовая      
     
Вареные колбасные изделия производства ООО «Абсолютмяспром»:      
Молочная      
Докторская      
Столовая      
     

 

Далее необходимо рассмотреть показатели товарооборота по выбранной группе продукции. В нашем примере данные показатели можно рассмотреть в целом по группе колбасных изделий (таблица 5).

 

 

Таблица 5 – Показатели товарооборота колбасных изделий

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. 200_ г. в % к 200_ г.
Товарооборот колбасных изделий, тыс. руб.        
Численность продавцов колбасного (мясного) отдела, чел.        
Однодневный объем товарооборота, тыс. руб.        
Товарооборот в расчете на одного продавца, тыс. руб.        
Товарооборот в расчете на 1 м2 торговой площади колбасного (мясного) отдела, тыс. руб.        

 

И затем определяются обобщающие показатели экономической эффективности продажи данного товара или группы товаров (таблица 6).

 

Таблица 6 – Обобщающие показатели экономической эффективности продажи колбасных изделий

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. 200_ г. в % к 200_ г.
Товарооборот колбасных изделий, тыс. руб.        
Покупная стоимость колбасных изделий, тыс. руб.        
Валовой доход, тыс. руб.        

 

В конце данного подраздела подводим итоги и делаем выводы относительно экономической эффективности сбыта объекта исследования, то есть конкретной продукции.

Анкетирование покупателей

При анкетировании необходимо опросить не менее 100 человек. Ниже представлено примерное содержание данного пункта.

Для выявления предпочтений покупателей используются различные методы. Наиболее доступными и достоверными из них являются анкетирование и наблюдение. Оба эти метода были проведены зимой в магазине № 1.

Анкетирование покупателейпроводилось в пятницу с 14.00 ч до 18.00 ч. В данное время в магазине бывает больше покупателей, т. к. они возвращаются с работы домой. Результаты анкетирования представлен в таблице 1 (лучше представлять данную таблицу в приложении к дипломной работе).

Таблица 1 – Результаты анкетирования

Вопрос Количество человек %
     
Является ли полукопченая колбаса продуктом, который вы употребляете в пищу ежедневно? А) да Б) нет        
Итого    
Продукцию какого предприятия вы предпочитаете? А) ОАО «КМК» Б) КЗ «Абсолют» В) АФ «Дороничи» Г) МПЦ СПК ПЗ «Соколовка»    
Итого    
Почему продукцию данного предприятия вы предпочитаете? А) низкая цена Б) приятный внешний вид В) отличный вкус Г) по другой причине (указать)   -   -
Итого    
В каком виде вы предпочитаете покупать полукопченую колбасу? А) сервировочная нарезка Б) порционная нарезка    
Итого    
Полукопченую колбасу какого сорта вы предпочитаете? А) высшего Б) первого В) второго    
Итого    
Как вы оценивает качество полукопченой колбасы? А) внешний вид Б) цвет В) запах Г) консистенция    
Итого    
Как часто вы покупаете полукопченую колбасу? А) каждый день Б) через день В) два раза в неделю Г) один раз в неделю Д) реже   -   -
Итого    
Продолжение таблицы 1
     
Сколько полукопченой колбасы вы приобретаете за одну покупку? А) 100-200 г Б) 300-500 г В) одну палку (около 700 г.) Г) больше     -     -
Итого    
Почему вы покупаете данную продукцию в этом магазине? А) магазин находится рядом с домом Б) ассортимент больше, чем в другом магазине В) в другом магазине она не всегда продается          
Итого    
Укажите ваш возраст А) 16-25 лет Б) 25 – 35 В) 35-45 Г) 45-55 Д) больше 55    
Итого    
Укажите ваш социальный статус А) студент Б) пенсионер В) работник бюджетной сферы Г) рабочий Д) специалист Е) безработный Ж) другое (указать)      
Итого    
Укажите ваш пол А) мужской Б) женский    
Итого    
Укажите место вашего жительства А) п. Соколовка Б) с. Коса В) д. Старки Г) другое    
Итого    

 

В результате анкетирования было опрошено 100 человек. В таблице 2 представлено распределение потребителей по полу, возрасту и социальному статусу.

 

Таблица 2 – Распределение респондентов по полу и возрасту

Возраст, лет Респонденты   Пол   Респонденты Социальный статус Респонденты
чел. % чел. % чел. %
16-25     Мужчины     Студент    
25-35     Женщины     Пенсионер    
35-45           Работник бюджетной сферы    
45-55           Рабочий    
Больше 55           Специалист    
            Безработный    

В опросе приняли участие потребители разных возрастных групп, причем наибольшее количество потребителей приходится на старшие возрастные группы. Подавляющее количество опрошенных – это женщины (86%). Распределение опрошенных по социальному статусу показало, что большая часть приходится на рабочих – 50%.

Первый вопрос анкеты позволяет, выявить является ли объект исследования – полукопченая колбаса - продуктом повседневного потребления.

22% опрошенных потребителей потребляют полукопченую колбасу ежедневно, то есть для большинства покупателей магазина данный вид продукта не является продуктом первой необходимости (рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Распределение потребителей по ответу на вопрос «Является ли полукопченая колбаса продуктом, который вы употребляете в пищу ежедневно?»

Второй вопрос анкеты позволяет выявить предпочтения потребителей полукопченой колбасы, что особенно важно для магазина в плане формирования оптимального ассортимента. 45% потребителей предпочитают продукцию МПЦ СПК ПЗ «Соколовка», что можно объяснить месторасположением магазина.

Примерно одинаковый процент предпочтений приходится на остальных производителей полукопченых колбас, представленных в данном магазине (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Предпочтения покупателей по выбору полукопченых колбас, %

 

В структуре ассортимента полукопченых колбас, представленных в магазине, полукопченые колбасы производства МПЦ «Соколовка» занимают в среднем 50-60%, что практически соответствует потребительским предпочтениям.

47% потребителей при выборе продукции ориентируются на уровень цен, что можно объяснить расположением магазина в сельской местности (рисунок 3).

 

 

Рисунок 3 – Распределение потребителей по факторам предпочтения производителей

 

Все опрошенные потребители предпочитают приобретать полукопченую колбасу в порционной нарезке.

56% потребителей предпочитают колбасу первого сорта, 16% - второго сорта, что можно объяснить ценовым фактором (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Предпочтения покупателей по сортам полукопченых колбас

 

Большая часть потребителей (42%) оценивает качество полукопченых колбас по внешнему виду, 25% - по цвету (рисунок 5).

 

 

Рисунок 5 – Оценка потребителями качества полукопченой колбасы

 

Несмотря на то, что подавляющая часть потребителей употребляет полукопченую колбасу ежедневно, покупки совершаются реже. Через день приобретает только 14% потребителей, 28% - два раза в неделю (рисунок 6). Исходя из этого предприятию необходимо формировать свой ассортимент и планировать поступление продукции.

 

Рисунок 6 - Распределение потребителей по частоте покупок

Большая часть потребителей за одну покупку приобретает 300-500 г колбасы, что частично объясняет более редкие, не ежедневные покупки большинства потребителей (рисунок 7).

 

Рисунок 7 – Распределение потребителей по объему одной покупки

 

Важным вопросом является выяснение обстоятельств совершения покупки в данном магазине для расширения числа своих клиентов. 81% опрошенных объяснили, что приобретают продукцию в данном магазине в связи с тем, что ассортимент представленных полукопченых колбас здесь выше, чем в других торговых точках (рисунок 8).

 

 

Рисунок 8 – Причины приобретения продукции в данном магазине

Помимо анкетного опроса проводилось наблюдение, которое представляет собой метод сбора информации о предпочтениях потребителей, о формировании ассортимента и ценах на продукцию. Наблюдение проводилось в открытой форме. Место проведения наблюдения – магазин. Задачи наблюдения – изучение представительского ассортимента полукопченых колбас и выявление предпочтений потребителей.

Наблюдение проводилось в пятницу с 14. 00 до 18.00 часов. Ассортимент имевшихся в этот день в продаже полукопченых колбас представлен в таблице 3 (данную таблицу лучше представлять в приложении к дипломной работе).

 

 

Таблица 3 – Ассортимент полукопченых колбас и цены в магазине № 1 на момент проведения наблюдения.

Наименование продукции Цена за единицу продукции, руб.
1. Колбаса Краковская (КМК)  
2. Колбаса Прима (КМК)  
3. Колбаса Байкальская (КМК)  
4. Колбаса Чесночная (Абсолют)  
5. Колбаса Пикантная (Абсолют)  
6. Колбаса Разгуляевская (Дороничи)  
7. Колбаса Крайнерская (Дороничи)  
8. Колбаса Липецкая (Соколовка)  
9. Колбаса Краковская (Соколовка)  

В день, когда проводилось наблюдение, ассортимент полукопченых колбас был представлен 9 наименованиями из 12 возможных. В продаже имелись колбасы всех поставщиков. Самой дорогой была Краковская колбаса КМК (210 руб. за 1 кг), а самой дешевой была колбаса Байкальская (101 руб. за кг) этого же производителя.

Результаты наблюдения представлены в таблице 4 (данную таблицу лучше представлять в приложении к дипломной работе).

Таблица 4 – Результаты наблюдения

№ покупателя Наименование полукопченой колбасы Количество, кг
  Липецкая 0,470
  Липецкая 0,720
  Краковская (Соколовка) 0,360
  Разгуляевская 0,280
  Липецкая 0,530
  Чесночная 0,420
  Краковская (Соколовка) 0,350
  Краковская (КМК) 0,330
  Крайнерская 0,410
  Липецкая 0,390
  Прима 0,270
  Краковская (КМК) 0,310
  Пикантная 0,220
  Краковская (Соколовка) 0,590
  Разгуляевская 0,440
  Чесночная 0,260
  Липецкая 0,730
  Прима 0,340
  Пикантная 0,480

Анализ результатов наблюдения представлен в таблице 5.

 

Таблица 5 – Анализ результатов наблюдения

Наименование колбасы Цена за 1 кг, руб. Количество купленной продукции, кг Затраты на купленную продукцию, руб. Структура затрат, % Количество покупок, шт. Структура покупок, %
             
Липецкая   2,840 369-20 32,42   26,32
Краковская (Соколовка)   1,300   17,12   15,79
Разгуляевская   0,720 91-44 8,03   10,53
Чесночная   0,680 91-12 8,00   10,53
Краковская (КМК)   0,640 134-40 11,80   10,53
Крайнерская   0,410 53-71 4,72   5,26
Прима   0,610 117-73 10,34   10,53
Пикантная   0,700 86-10 7,56   10,53
Итого - - 1138-70      
               

Всего за анализируемый период было совершено 19 покупок полукопченых колбас на общую сумму 1138 руб. 70 коп. Больше всего было куплено Липецкой колбасы местного производства (5 покупок на сумму 369 руб. 20 коп.). Второе место по числу покупок заняла Краковская колбаса местного производства (3 покупки на сумму 195 руб.). Меньше всего было куплено Крайнерской колбасы (1 покупка на 53 руб. 71 коп.). По две покупки было совершено остальных колбас. Из них по количеству купленной продукции лидировали Разгуляевская и Пикантная колбасы. Байкальская колбаса не была куплена ни разу.

Таким образом, результаты наблюдения подтверждают результаты проведенного анкетного опроса.

Таким образом, по результатам оценки потребительских предпочтений можно сделать следующие выводы:

1) …

2) …

3) …

 

Таблица 5 - Состав и структура оборотных средств

Элементы оборотных средств 200_ г. 200_ г. 200_ г.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Производственные запасы            
Расходы будущих периодов            
Незавершенное производство            
Итого оборотные фонды            
Готовая продукция            
Дебиторская задолженность            
Денежные средства            
Итого фонды обращения            
Итого оборотные средства            

 

Таблица 6 - Экономическая эффективность использования оборотных средств

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. 200_ г. в % к 200_ г.
Коэффициент оборачиваемости        
Продолжительность одного оборота, дни        
Рентабельность (убыточность) оборотных средств, %        

Таблица 7 - Состав и структура персонала предприятия

Категории персонала 200_ г. 200_ г. 200_ г.
чел. % чел. % чел. %
Среднесписочная численность работников, всего            
В том числе:            
Промышленно-производственный персонал:            
- рабочие            
- руководители            
- специалисты            
Непромышленный персонал            

 

Таблица 8 - Экономическая эффективность использования персонала предприятия

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. 200_ г. в % к 200_ г.
Выработка на 1 работника по денежной выручке, тыс. руб.        
Выработка на 1 работника по прибыли от реализации, тыс. руб.        

 

Таблица 9 - Финансовые результаты деятельности предприятия

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г. 200_ г. в % к 200_ г.
Выручка от реализации продукции, тыс. руб.        
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.        
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.        
Рентабельность затрат, %        
Рентабельность продаж, %        

И ассортиментная политика

Во втором подразделе необходимо проанализировать ассортиментную политику предприятия, провести экономическую оценку качества продукции.

Далее основные таблицы приведены на примере хлебобулочных изделий.

Вначале необходимо проанализировать состав и структуру произведенной продукции, в состав которой входит изучаемая продукция (таблица 1).

 

Таблица 1 - Состав и структура произведенной продукции

Вид продукции 200_ г. 200_ г. 200_ г.
т % т % т %
Хлеб            
Булочные изделия            
Бараночные изделия            
Итого            

Далее необходимо рассмотреть загрузку производственных мощностей на производстве изучаемой продукции.

 

Таблица 2 – Загрузка производственных мощностей

Показатели 200_ г. 200_ г. 200_ г.
Производственная мощность по производству хлебобулочных изделий, т      
Фактический объем производства хлебобулочных изделий, т      
Степень загрузки мощностей, %      

 

Затем необходимо рассмотреть состав производимой продукции в зависимости от какого-либо качественного признака (таблица 3).

Таблица 3 – Структура хлебобулочных изделий в зависимости от качества сырья

Вид продукции 200_ г. 200_ г. 200_ г.
т % т % т %
Хлеб, всего            
В том числе:            
хлеб смешанной валки            
хлеб пшеничный из муки второго сорта            
хлеб пшеничный из муки первого сорта            
хлеб пшеничный из муки высшего сорта            
хлеб ржаной диабетический            
Булочные изделия, всего            
В том числе:            
из муки первого сорта            
из муки высшего сорта            
Итого            

 

Далее проводится оценка ассортимента продукции (таблица 4).

Таблица 4 – Реализация продукции по видам хлебобулочных изделий

Вид продукции 200_ г. 200_ г. 200_ г.
т % т % т %
Хлеб, всего            
в том числе:            
«Дарницкий»            
«Пшеничный»            
           
Булочные изделия, всего            
в том числе:            
Батон «Нарезной»            
Батон «Особый»          


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.71 (0.012 с.)