Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В зависимости от формы хозяйства

Поиск
Виды Критерии отличия Традиционная экономика Административно-командная экономика Рыночная экономика
Тип хозяйства натуральное плановое   развитое рыночное
Способ координации выбора иерархия иерархия стихийный порядок
Механизм информирования традиции, обычаи система приказов и поручений механизм ценовых сигналов
Форма собственности общинная государственная частная
Принцип распределения создаваемых благ поровну, по потребностям поровну, по затратам труда по результатам труда, по вложенному капиталу
Наличие конкурентной среды конкуренция отсутствует конкуренция отсутствует свободная конкуренция
Роль государства в экономике активная активная пассивная

Понятие и условия возникновения переходной экономики

Состояние экономических систем любого общества характеризуется двумя взаимосвязанными процессами: процессом функционирования и процессом развития. Процесс функционирования обеспечивает жизнедеятельность системы, ее воспроизводство. Процесс развития предполагает количественные и качественные изменения, приводящие к смене типа экономической системы. При смене типа экономической системы возникает особое состояние экономики – переходная экономика.

Переходная экономика – это переходное состояние от одной экономической системы к другой, возникающее в результате трансформаций.

Состояние переходной экономики не существует постоянно и возникает в определенных случаях. Оно может быть вызвано как внутрисистемными причинами, так и причинами межсистемного характера.

Можно выделить переходную экономику двух типов:

1. Переходная экономика внутрисистемного типа. С учетом специфики причин, вызывающих необходимость возникновения состояния переходности экономики этого типа, можно выделить две ее основные формы:

экономика изменений способов координации;

экономика ликвидации деформаций и противоречий.

2. Переходная экономика межсистемного типа (транзитарная).Данное состояние переходной экономики может быть выражено в двух формах:

революционной;

реформистской.

Кроме этих типов различают:

- локальную переходную экономику;

- глобальную переходную экономику.

Рыночная экономика: определение, условия формирования и развития, основные элементы. Действие «невидимой руки» рынка. Основные законы рынка. Решение рынком основных вопросов экономики. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Роль государства в рыночной экономике.

Рынок – это экономическая система, для которой характерно отсутствие монополии на какую-либо форму собственности, а хозяйственный механизм которой, функционирует на основе объективных рыночных законов и регулирующей роли государства.

Предпосылки и условия формирования и развития рыночных отношений:

· Развитые товарно-денежные отношения, основанные на общественном разделении труда, частной собственности на средства производства и использовании денег в процессе товарообмена.

Товарное производство – это такая общественная форма производства, при которой блага производятся не для собственного потребления, а для удовлетворения потребностей.

Товар– это благо, предназначенное для обмена.

Разделение труда – это исторический процесс обособления различных видов трудовой деятельности в самостоятельные или взаимосвязанные производства. Разделение труда бывает трех видов:

- естественное, предопределяемое обособлением трудовой деятельности по половозрастному признаку;

- техническое, предопределяемое характером используемой техники и технологии;

- общественное, предопределяемое характером экономических отношений, выраженных в ценах и издержках, спросе и предложении и т. д. В рамках общественного разделения труда необходимо различать единичное, частное и общее разделение труда.

· Равноправие различных форм собственности.

· Экономическая свобода экономических субъектов.

· Личная свобода граждан, политическое и юридическое равенство (равенство перед законом).

· Конкуренция.

· Свободное ценообразование.

· Применение экономических методов воздействия на экономических субъектов.

 

Основные элементы рыночного механизма

1. Цена определяет ценность блага в денежном выражении. Цены служат сигналом для покупателей и продавцов.

2. Спрос характеризует поведение фактических и потенциальных покупателей. Он отражает объем и структуру общественных потребностей.

3. Предложение характеризует поведение фактических и потенциальных продавцов. Оно отражает объем и структуру общественного производства.

4. Конкуренция – это общественная форма столкновения хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

«Невидимая рука» рынка

Подчинение рыночной системы определенным законам было впервые открыто Адамом Смитом («Исследование о природе и причинах богатства народов», 1776 г.). Смит провозгласил принцип «невидимой руки», который гласит следующее: каждый человек, преследуя только собственные личные интересы, направляется невидимой рукой на достижение общего блага. Другими словами, для получения дохода, приобретения необходимых экономических благ и удовлетворения в конечном итоге собственных потребностей человеку необходимо создавать и продавать блага другим людям, способствуя тем самым удовлетворению общественных потребностей.

 

Основные рыночные законы

1. Закон взаимодействия спроса и предложения, обеспечивающий автоматическое выравнивание цены.

2. Закон денежного обращения, определяющий необходимое количество денег в стране.

3. Закон конкурентной борьбы, выражающийся в неизбежности возникновения соперничества между равноправными экономическими субъектами.

 

Решение рынком трех основных вопросов экономики

ЧТО будет производиться, определяют потребители, «голосуя своими кошельками» в процессе повседневного принятия решения.

КАК производятся блага, определяет конкуренция. Наилучшим для производителей способом иметь конкурентоспособную продукцию и максимальную прибыль является минимизация затрат путем применения наиболее эффективных способов производства.

ДЛЯ КОГО производятся блага, т. е. кто и сколько потребляет, зависит от спроса и предложения на рынках факторов производства, которые определяют факторные цены и, следовательно, рыночные доходы людей.

Преимущества рынка

· Эффективное распределение и использование экономических ресурсов для производства необходимых обществу благ.

· Высокая степень гибкости и адаптации к изменяющимся условиям.

· Способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, расширению их ассортимента.

· Свобода выбора и действий производителей и потребителей.

· Максимальное использование достижений науки и техники.

 

Недостатки рынка

· Возможность образования монополий.

· Отсутствие стимулов для производства товаров и услуг общественного назначения (дороги, образование, здравоохранение, фундаментальные исследования в науке и др.).

· Отсутствие механизма защиты окружающей среды от воздействия производственной и иных видов деятельности. Неспособность сохранения невозобновимых природных ресурсов.

· Нестабильность развития и приверженность спадам производства и инфляционным процессам.

· Неспособность решения важных социальных проблем.

 

Роль государства в рыночной экономике

· Обеспечение нормативно-правовой базы.

· Защита свободной рыночной конкуренции от тенденций к монополизации рынков.

· Стимулирование общественно-полезной деятельности.

· Перераспределение доходов (за счет прогрессивного налогообложения, трансфертных платежей и субсидий).

· Стабилизация экономики посредством осуществления макроэкономической политики (регулирование занятости и инфляции).

· Стимулирование экономического роста.

 

 

Понятие спроса на товар. Факторы, влияющие на объем спроса и спрос. Закон спроса. Понятие предложения товара. Факторы, влияющие на объем предложения и предложение. Закон предложения. Сущность и виды эластичности спроса и предложения.

Спрос (D) – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара.

Формы спроса: ажиотажный, нерегулярный, полноценный, падающий, отрицательный, скрытый, запаздывающий, нерациональный.

Объем спроса на товар (QD) – это количество товара, которое покупатели желают и могут приобрести по определенной цене за определенный период времени.

Различают две группы факторов, влияющих на объем спроса и сам спрос:

1. Ценовые факторы – цена данного товара (P): при прочих равных условиях объем спроса на товар (QD) увеличивается при снижении цены товара (Р) и уменьшается при росте цены товара. В этом заключается сущность закона спроса.

Могут наблюдаться ситуации, когда закон спроса не действует: 1) ситуация ажиотажного спроса; 2) ситуация увеличения спроса на дорогостоящие товары, являющиеся средством вложения денег; 3) ситуация переключения спроса потребителей на более качественные товары.

2. Неценовые факторы, влияющие на сам спрос, т.е. ситуация, когда спрос изменяется при любом уровне цены:

2.1. потребительские вкусы и предпочтения;

2.2. величина доходов потребителей;

2.3. количество покупателей;

2.4. сезонность удовлетворяемой товаром потребности;

2.5. цены на сопряженные товары: товары-заменители и товары-дополнители и т.п.

Предложение (S) – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных продавцов товара.

Объем предложения товара (QS) – это количество товара, которое продавцы желают и могут продать по определенной цене за определенный период времени.

Различают две группы факторов, влияющих на объем предложение и само предложение:

1. Ценовые факторы – цена данного товара (P): при прочих равных условиях объем предложения товара (QS) увеличивается при росте цены товара (Р) и уменьшается при снижении цены товара. В этом заключается сущность закона предложения.

2. Неценовые факторы, влияющие на само предложение, т.е. ситуация, когда предложение изменяется при любом уровне цены:

2.1. эффективность применяемой технологии производства;

2.2. уровень налогообложения бизнеса;

2.3. цены на экономические ресурсы;

2.4. количество продавцов товара;

 

2.5. цены на другие товары и т.п.

Эластичность спроса

1. Эластичность спроса по цене (EDP) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на один процент при условии, что прочие факторы останутся неизменными.

EDP = ∆QD % = ∆QD : ∆P; EDP = (QD2 - QD1) : (P2 - P1) = (QD2 - QD1) . (P2 + P1)

∆ Р % QD P (QD2 + QD1)/2 (P2 + P1)/2 (QD2 + QD1) (P2 - P1)

EDP = ¥ – абсолютно эластичный спрос; EDP > 1 – эластичный спрос;

EDP = 1 – спрос с единичной эластичностью; 0 < EDP < 1 – неэластичный спрос; EDP = 0 – абсолютно неэластичный спрос.

2. Перекрестная эластичность спроса (EDAPB) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар А при изменении цены товара В на один процент при условии, что прочие факторы останутся неизменными.

EDAPB = ∆QD A % = ∆QDA : ∆PB ; EDAPB = (QDA 2 - QDA 1) . (PB 2 + PB 1)

∆PB % QDA PB (QDA 2 + QDA 1) (PB 2 - PB 1)

При изменении цены на товар-заменитель EDAPB > 0.

При изменении цены товара-дополнителя EDAPB < 0.

При изменении цены независимого товара EDAPB = 0.

3. Эластичность спроса по доходу (EDI) показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении величины доходов покупателей на один процент при условии, что прочие факторы останутся неизменными.

EDI = ∆QD % = ∆QD : ∆I ; EDI = (QD2 - QD1) : (I2 - I1) = (QD2 - QD1) . (I2 + I1)

∆ I % QD I (QD2 + QD1)/2 (I2 + I1)/2 (QD2 + QD1) (I2 - I1)

Для нормальных товаров: EDI > 0. Для малоценных товаров: EDI < 0.

Для абсолютно необходимых для жизни товаров: EDI = 0.

Эластичность предложения

1. Эластичность предложения по цене (ESP) показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара при изменении его цены на один процент при условии, что прочие факторы останутся неизменными.

ESP = ∆QS % = ∆QS : ∆P ; ESP = (QS2 – QS1) : (P2 - P1) = (QS2 – QS1) . (P2 + P1)

∆P % QS P (QS2 + QS1)/2 (P2 + P1)/2 (QS2 + QS1) (P2 - P1)

ESP = ¥ – абсолютно эластичное предложение; ESP > 1 – эластичное предложение; ESP = 1 – предложение с единичной эластичностью; 0 < ESP < 1 – неэластичное предложение; ESP = 0 – абсолютно неэластичное предложение.

2. Перекрестная эластичность предложения (ESAPB) показывает, на сколько процентов изменится объем предложения товара А при изменении цены товара В на один процент при условии, что прочие факторы останутся неизменными.

ESAPB = ∆QS A % = ∆QSA : ∆PB ; ESAPB = (QSA 2 – QSA 1) . (PB 2 + PB 1)

∆PB % QSA PB (QSA 2 + QSA 1) (PB 2 - PB 1)

Взаимодействие спроса и предложения на микроуровне. Статическая модель равновесия. Равновесная рыночная цена. Равновесный объем продаж товара. Причины нарушения равновесия. Динамическая модель рыночного равновесия. Виды равновесия.

Статистическая модель рыночного равновесия

 
 
Сбалансированность рынка, то есть равенство между спросом и предложением, в краткосрочном периоде, называетсястатичным рыночным равновесием. В точке равновесия (Е) PD = PS и QD = QS. Равновесная цена(Р*) – это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Равновесный объем(Q*) – это количество товара, которое намерены приобрести покупатели и желают продать продавцы.


Установление рыночного равновесия по Вальрасу

Равновесие устанавливается автоматически под давлением избыточного объема спроса, или избыточного объема предложения на цену, то есть посредством количественной (объемной) настройки рыночного механизма. Так, при цене, выше равновесной, на рынке возникает ситуация затоваривания. В данной ситуации излишек предложения в результате конкуренции между продавцами способствует снижению цены. При цене, ниже равновесной, на рынке возникает ситуация дефицита товара. В этом случае излишек спроса в результате конкуренции между покупателями толкает цену вверх.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.119 (0.012 с.)