Способы формирование общественного мнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы формирование общественного мнения



Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения

Средства массовой информации выражают и формируют общественное мнение, которое формируется в процессе движения информации в обществе, отражает человеческое бытие, общественную практику людей и выступает как регулятор деятельности. Она создается под влиянием обычного сознания (включая социальную психологию), эмпирических знаний, даже предрассудков, а также науки, искусства, политики и, разумеется, всех источников массовой коммуникации.

Итак, выражая и формируя общественное мнение, средства массовой информации, с одной стороны, аккумулируют опыт и волю миллионов, а с другой - влияют не только на сознание, но и на поступки, групповые действия людей. Тоталитарные режимы не считаются с общественным мнением. В демократическом же обществе управления социальными процессами предусматривает изучение и влияние на общественное мнение. А в связи с этим роль средств массовой информации действительно огромна. Они становятся важным компонентом демократических форм управления социальными процессами.

Средства массовой информации осуществляют свою политическую, управленческую роль в политической системе путем обсуждения, поддержки, критики и осуждения различных политических программ, платформ, идей и предложений отдельных лиц, общественных формирований, политических партий, фракций. Процесс перестройки, демократизации общества чрезвычайно активизировал средства массовой информации и в этом плане. Достаточно вспомнить обсуждения самых разнообразных проектов законов, проектов экономических реформ, структур управления и т.д.

Следует также помнить, что пропаганда, даже поддержка тех или иных политиков, их программ не означает их некритического восприятия. Горький опыт прошлого предостерегает от прежних увлечений программами и действиями отдельных политических лидеров. Пресса должна взвешенно и критически оценивать их. Конечно, критический подход не имеет ничего общего с тем огульным, предвзятым отрицанием новых идей, движений, формирований, характерным для компартийной прессы. Речь идет о нарушении элементарных норм плюрализма, этики и морали. Во-первых, это нежелание дать объективную информацию о явлении. Можно не соглашаться с чужим позицией, но объективно изложить ее - норма журналистики. Искажения и подтасовка фактов искажения позиции оппонента и поныне остаются средствами борьбы против нового как враждебного, невозможного, антинародного. Это типичный большевистский подход, который нужно преодолевать. Во-вторых, это типичные публичные доносы на отдельных лиц, нахождения "компромата", информации из сомнительных и загадочных источников о том или ином человеке, которыми пестрели страницы коммунистических газет уже в так называемые перестроечные годы.

А между тем, именно средства массовой информации должны показывать образец политической культуры, изменения самой сущности политического мышления. Пресса, другие средства массовой информации призваны воспитывать эту политическую культуру в обществе. Политическая культура журналиста предусматривает правдивость, честность, предоставление преимущества общечеловеческим факторам перед кастовыми, классовыми. Высокая политическая культура предусматривает также добросовестность в изложении точки зрения политического оппонента, недопустимость распространенных и сегодня митинговых приемов навешивания ярлыков, подмены убедительных аргументов чисто эмоциональными средствами споров и обвинений.

Демократизм, политическая культура несовместимы с нетерпимостью, когда авторы, не стесняясь оскорбительных выражений, ищут и рисуют образ врага. Полемика еще нередко перемешивается с открытой бранью. Без политической борьбы, часто острой, принципиальной, демократическое общество обойтись не может.

Методы влияния на общественное мнение

Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации. Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.


1. Отвлечение внимания.

Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, принимаемых политическими и экономическими правящими кругами, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями. Прием отвлечения внимания весьма существенен для того, чтобы не дать гражданам возможности получать важные знания в области науки, экономики, психологии, нейробиологии и кибернетики. «Постоянно отвлекать внимание граждан от настоящих социальных проблем, переключая его на темы, не имеющие реального значения. Добиваться того, чтобы граждане постоянно были чем-то заняты и у них не оставалось времени на размышления; с поля – в загон, как и все прочие животные (цитата из книги «Тихое оружие для спокойных войн»).

2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения.
Данный метод также называется «проблема-реакция-решение». Создается проблема, некая «ситуация», рассчитанная на то, чтобы вызвать определенную реакцию среди населения с тем, чтобы оно само потребовало принятия мер, которые необходимы правящим кругам. Например, допустить раскручивание спирали насилия в городах или организовать кровавые теракты для того, чтобы граждане потребовали принятия законов об усилении мер безопасности и проведения политики, ущемляющей гражданские свободы. Или: вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.

Способ постепенного применения

Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом. Именно таким образом были навязаны принципиально новые социально-экономические условия (неолиберализм) в 80-х и 90-х годах прошлого века. Сведение к минимуму функций государства, приватизация, неуверенность, нестабильность, массовая безработица, заработная плата, которая уже не обеспечивает достойную жизнь. Если бы все это произошло одновременно, то наверняка

Привело бы к революции.

Отсрочка исполнения

Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем. Во-первых, потому что это не произойдет немедленно. Во-вторых, потому, что народ в массе своей всегда склонен лелеять наивные надежды на то, что «завтра все изменится к лучшему» и что тех жертв, которых от него требуют, удастся избежать. Это предоставляет гражданам больше времени для того, чтобы свыкнуться с мыслью о переменах и смиренно принять их, когда наступит время.

Обращаться к народу как к малым детям

В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты. Почему? «Если кто-то обращается к человеку так, как будто ему 12 или меньше лет, то в силу внушаемости, в ответ или реакции этого человека, с определенной степенью вероятности, также будет отсутствовать критическая оценка, что характерно для детей в возрасте 12 или менее лет

Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышлении

Воздействие на эмоции представляет из себя классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего. С другой стороны, использование эмоционального фактора позволяет открыть дверь в подсознательное для того, чтобы внедрять туда мысли, желания, страхи, опасения, принуждения или устойчивые модели поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.004 с.)