Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные теоретические направления современной французской социологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
П. Бурдье разработал целостную концепцию изучения социальной действительности со своим категориальным и методологическим аппаратом, основной задачей которой является выявление наиболее глубокой, скрытой структуры социальных общностей, а также определение механизмов их воспроизводства и развития. Для А.Турена и его социологии действия необходимо сделать акцент на динамике системы, на социальных отношениях индивидов с помощью метода социальной интервенции. Как видно, эти два направления совершенно различны, они в определенной степени даже противоречат друг другу. Функционально-стратегический подход М. Крозье обращается к функциональному подходу в системе социальных организаций, основным методом при этом является опрос работников исследуемой организации и включенное наблюдение исследователя. Наблюдаются общие идеи у А. Турена и М. Крозье: во-первых, оба они так или иначе находятся в поле исследований социологии труда, во-вторых, для них характерен именно микросоциологический подход (исследования проводятся на уровне индивидов и малых групп), а также оба исследователя довольно высоко оценивают роль конфликта в развитии группы и общности. И, наконец, четвертый представитель современной французской социологии – Р. Будон и его методологический индивидуализм. Он утверждает, что необходимо отказаться от функционального, структурного и динамического подходов и полностью сосредоточиться на формировании поведения, ожиданий и запросов актеров; а также проанализировать явления эмерджентности в социальной структуре. Р. Будон также внимательно относится к понятию конфликта и считает, что его анализ позволяет сформировать целостное представление обо всей социальной ситуации и объяснить генезис возникшего противоречия. Для всех теорий современной французской социологии сквозными являются две фундаментальные проблемы: это проблемы индивида и социальной целостности системы, причем в каждом подходе они имеют свою иерархию, у М. Крозье и А. Турена первичен индивид как субъект социальной деятельности, а у П. Бурдье и Р. Будона социальная система оказывает решающее влияние на деятельность индивида. Именно здесь перекликаются основные положения макро- и микросоциологии. Конечно, при таком теоретическом плюрализме трудно говорить о выделении единой концепции в социологической науке, но, возможно в этом просто нет необходимости, так как каждый из подходов имеет свои достоинства и недостатки и может быть применен в различных практических ситуациях. Например, при анализе глобальных общественных явлений может быть использован структурный подход П. Бурдье, в области социологии труда и организаций незаменимы теории М. Крозье и А. Турена, а формирование мотивов и установок личности можно изучать с помощью методологического индивидуализма Р. Будона. Таким образом, эти четыре парадигмы охватывают структурную и динамическую составляющую общественной жизни и позволяют выявить закономерности и построить модели развития общества, что со времен О. Конта являлось основной задачей социологии. Общесоциологическая концепция Р. Арона. Р. Арон — несомненно, крупнейший представитель социологической мысли XX века, который опубликовал десятки работ по проблемам социальной философии, политической социологии, международных отношений, истории социологии, социологии сознания («Измерения исторического сознания» — 1961; «Эссе о свободах» — 1965; «Этапы развития социологической мысли» — 1967; «Демократия и тоталитаризм» — 1965).
Арона отнюдь не сводилась к критике марксизма. Диапазон его увлечений очень широк. В своих взглядах мыслитель эволюционировал от умеренного радикал-социализма в предвоенные годы — к либерализму, а затем к неоконсерватизму. Он постоянно проводил сравнение между позициями различных ученых, будучи в значительной степени компаративистом. Французская социологическая мысль демонстрирует широкий спектр политических предпочтений. Казалось бы, Р. Арон в соответствии с полученным образованием мог бы оказаться радикалом, как это случилось, например, с Ж. П. Сартром и с М. Мерло-Понти. Однако выдающийся социолог стал выразителем либеральной традиции, которая исповедует верность принципам демократии, свободной конкуренции, частного предпринимательства. Следует отметить, что истоки этой традиции во французской социологии прослеживаются у А. Токвиля и Б. Констана. Интересно отметить, что сам Р. Арон определяет свои научные воззрения следующим образом: «Я» причисляю себя к школе либеральных социологов Монтескье, Токвиля, к которым прибавляю Эли Алеви. Мне представляется небесполезным добавить, что я не обязан никакому влиянию Монтескье или Токвиля, работы которых я серьезно изучал лишь последние 10 лет. Зато я читал и перечитывал 35 лет книги Маркса. Я неоднократно пользовался риторическим методом параллели или противопоставления: Токвиль — Маркс, в частности в первой главе «Опыта о свободах». «Я пришел к Токвилю через марксизм, немецкую философию, опираясь на наблюдения за сегодняшним миром Все трое в одном историческом контексте осмыслили тему взаимосвязи науки и религии, стремились дать объяснение религии с социальной точки зрения, а социальных процессов — с точки зрения религии. Социальное существо — есть существо религиозное, а верующий — всегда член того или иного общества. Эта первостепенной важности мысль высвечивает их вклад в научное развитие социологии. Парето и Вебер наглядно, а Дюркгейм косвенным путем вывели концепцию социологии как науки социального действия. Социальное и религиозное существо, человек, является создателем ценностей и общественных систем, а социология стремится осмыслить структуру этих ценностей и систем, т. е. структуру социального поведения. После 1945 года Р. Арон критиковал господствующие в то время трактовки марксизма: догматическую, использовавшуюся скорее в политических, чем научных целях; экзистенциалистское прочтение марксизма Ж. П. Сартром и его противоречия (1972); наконец, марксизм Л. Альтюссера, не менее односторонний и далекий от творчества К. Маркса. Ряд сочинений Р. Арона, в частности «От одного святого семейства к другому», содержит остроумную критику претензий западных «неомарксистов» (Ж. П. Сартра, Г. Маркузе, Л. Альтюссера) на открытие «аутентичного Маркса» и творческого развития его учения применительно к современной эпохе. Во всем этом Р. Арон видел (при той значимости, которую имел марксизм) дополнительное доказательство исторической произвольности той или иной философской позиции и важности политических мифов.
Формальная школа в социологии (Г. Зиммель). Формальная социология Чистая (формальная) социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Формы социальной жизни — это господство, подчинение, соперничество, разделение труда, образование партий, солидарность и т. д. Все эти формы воспроизводятся, наполняясь соответствующим содержанием, в различного рода группах и социальных организациях, как государство, религиозное общество, семья, экономическое объединение и т. д. Зиммель считал, что чистые формальные понятия имеют ограниченную ценность, а сам проект Ф. с. лишь тогда может быть реализован, когда эти выявленные чистые формы социальной жизни будут наполнены историческим содержанием. Или вот это: 3иммель является одним из основоположников современной социологии. Так называемая формальная школа в социологии (Фирканд, Визе) представляла собой результат освоения и развития некоторых идей 3иммеля. То же относится к современной социологии конфликта (конфликта социального концепции). 3иммель дал множество ценных идей для социологического анализа города, религии, познания и т. д. Собственно философские идеи 3иммеля через посредство Лукача, Блоха и др. оказали значит, воздействие на формирование культуркритической позиции современного неомарксизма, а также нашли отражение в философской антропологии (Ландман, Плеснер, Ротхакер и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.217.86 (0.008 с.) |