Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символический Интеракционизм в американской социологии (И. Гофман, дж. Мид и др. )

Поиск

Символический Интеракционизм

(от англ. interaction – взаимодействие) – теоретико-методологич. направление в современной социологии и соц. психологии, сосредоточивающееся на анализе соц. взаимодействий преимущественно в их символич. содержании. Последним объясняется усиленное внимание, уделяемое представителями И.с. анализу языка - главного символич. “медиума” взаимодействия. Предшественниками И.с. явились Ч. Кули, Дж. Болдуин, У. Томас в Америке, Г. Зиммель в Германии. Наиболее весомым вкладом в развитие И.с. явилось творчество Дж.Г.Мида, по праву считающегося основоположником этого направления. В современном И.с. принято выделять две школы: Чикагскую (Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани и др.) и Айовскую (М. Кун, Т. Парт-ленд и др.). Для первой характерен интерес к процессуальному аспекту взаимодействия, к моменту становления соц. вещей и явлений, для второй – акцент на изучении стабильных, “ставших” символич. структур. К И.с. примыкает т.наз. социодраматич. подход, сторонники к-рого (К. Бёрк, И. Гофман, X. Данкен) объясняют соц. жизнь как реализацию “драматич.” метафоры, анализируя взаимодействие в таких терминах, как “актер”, “маска”, “сцена”, “сценарий” и т. д. Для И.с, особенно в варианте, представленном Чикагской школой, характерно индетерми-нистское видение соц. процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения соц. значений, как постоянное определение и переопределение ситуаций, взаимодействия с их участниками. В ходе этого переопределения, полагают сторонники И.с, меняется и объективная (с т.зр. взаимодействующих индивидов) среда соц. деятельности. Лит.: Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969; Критика современной буржуазной теоретической социологии. М, 1977. Гл. 3; Mead G.H. Mind, self and society. Chic, 1936; Blumer H. Sociological implication of the thought of G.H. Mead//Amer. J. of sociol. 1966. Vol. 71, № 5; Blumer H. Symbolic interactionism. N.Y., 1969. Л.Г. Ионин.

Теория функционализма Ф. Мертона.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ Р.МЕРТОНА

Главную суть своего подхода Р.Мертон выразил комплексным понятием «функциональность». Согласно этому понятию взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается самыми разнообразными и специфическими их функциями, которые могут наблюдаться и многократно повторяться в конкретных объектах и фактах. Задача социолога состоит в том, чтобы «не рассуждать о внутреннем содержании социологических фактов и объектов, а просто рассматривать реальные, зримые, доступные для изучения и обобщения последствия функций».

Для наблюдения и изучения функций Р.Мертон предлагает методологический инструмент, который называет «теории среднего радиуса действия». Суть их он формулирует так: «Это теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватными систематическими попытками развить единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, социальных организаций и социальных изменений». Эта теория была призвана категориально оформить соединительный мост между конкретными исследованиями и общесоциологической теорией. Теория принципиально используется для внутренней организации эмпирических исследований. Она выступает посредником между общими теориями социальных систем, которые слишком отдалены от особенных проявлений классов тех или иных типов социального поведения, с тем чтобы «объяснять то, что наблюдаемо, и давать детализированные, упорядоченные характеристики особенностей, которые вообще не обобщены». Именно здесь, на среднем уровне, как подчеркивает Р.Мертон, социология выполняет свою основную роль в обществе, ибо это «именно та социальная наука, которая оперирует теориями среднего радиуса охвата, концентрирующими в себе факторы реального управления социальными процессами с учетом конкретных эмпирических исследований и отвергающими метафизические претензии на всеохватность и универсальность». Ясно, что таким утверждением Р.Мертон выразил свое несогласие с теорией структурного функционализма Т.Парсонса, претендовавшей на эти качества всеохватности и универсальности.

Определив таким образом свой «объект» исследования, Р.Мертон выдвигает целый ряд положений, обосновывающих логику своего практического подхода к делу. При этом он выделяет три ключевых условия или требования функционального анализа, которые, по его мнению, приобретают характер аксиом: это - «функциональное единство» (согласованность функционирования всех частей общества), «функциональная универсальность» (все общественные явления функциональны) и «функциональная принудительность».

Структурный функционализм Т. Парсонса.

Толкотт Парсонс (1902-1979), американский социолог, один из ведущих профессоров социологического факультета Гарвардского университета, вошел в историю социологии прежде всего как создатель современной теории соц. действия и на этой основе - структурно-функциональной теории соц. систем, призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных проблем. Его основные труды:

"Структура социального действия"; "Социальная система"; "Рабочие тетради по теории действия"; "Система современных обществ".

Исходное место в теориях Парсонса занимает понимание соц. действия как единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации и ценностно-нормативных предписаний как условий действия.

Социальное действие – это самоорганизующаяся система, отличающаяся символичностью, нормативностью и волюнтаристичностью.

В общей системе соц. действия выделял четыре подсистемы:

социальная система, культура, личность и поведенческий организм, которые друг для друга выступают как специфические среды их деятельности.

Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности соц. систем. Для их нормального существования и развития необходимо выполнение системой и ее подсистемами инвариантного набора функций (известен как структурно-функциональная сетка "эйджил"):

1. адаптация к окружающей среде(В социальной системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема,)

2. целедостижения; (функцию целедостижения – политическая)

3. интеграция и координация деятельности структурных элементов системы и поддержание ценностного образца. (интеграции – правовые институты и обычаи, функцию поддержания ценностного образца – система верований, мораль и органы социализации.)

Общественное развитие происходит в направлении все большей структурной дифференциации общества, усложнения их соц. структуры, ведущих к уменьшению их стабильности.

Работа Парсонса «Система современных обществ» отражает зрелые взгляды ученого на соц. систему. Свою теорию ученый распространяет на все общество, считая, что многочисленные современные общества – не какие-то случайные разновидности, а некая система, части которой дифференцированы друг от друга и в то же время интегрированы на основе взаимозависимости. Последняя включает в себя как факторы напряженности, так и конфликта. В основе всей работы лежит тезис о том, что современный тип общества возникает в единственной эволюционной зоне – на Западе. Через эту призму автор рассматривает исторический процесс и модернизацию всех обществ.

Для анализа системы действия Парсонс применяет четырехфункциональную схему и аналитически делит общество на четыре подсистемы (см.выше). Через интегративную подсистему Парсонс выходит на социетальное сообщество, которое он считает ядром общества. Основная функция этой подсистемы состоит в том, чтобы определять обязательства, вытекающие из лояльности по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.23 (0.007 с.)