ТОП 10:

Место и роль в учебном процессе



В университете традиционно сложилась определённая система учебной работы студентов. Это лекции, семинарские занятия, консультации, доклады, сообщения, рефераты, контрольные работы (тесты), коллоквиумы, зачёты, экзамены. Они тесно связаны между собой, взаимообусловлены. Последовательность этих форм имеет свою логическую основу. С лекции начинается изучение каждой темы, предусмотренной учебным планом. Следующее звено учебного процесса – самостоятельная работа студентов над темой, а затем семинар. Опираясь на лекционный материал и изучив рекомендуемую литературу, студенты закрепляют на семинаре полученные знания, расширяют и углубляют их.

Лекция. В курсе отечественной истории ведущую роль играют лекции. Их основная цель состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание студентов на изучение основных проблем темы, исторических закономерностей и фактов, дать им направления для самостоятельной работы, оказать помощь в усвоении наиболее важных вопросов, понятий, категорий, терминов, зачастую неизвестных студентам, рекомендовать необходимые исторические источники, литературу и периодическую печать. К сожалению, некоторые первокурсники недооценивают лекции (не конспектируют их), а многие подходят к ним формально, стремясь механически записать всё, что говорит лектор.

Вместе с тем, на наш взгляд, конспектировать лекцию нужно в обязательном порядке. Ведь в наш информационный век самый лучший вузовский учебник может по ряду позиций быстро устареть. Напротив, живое слово преподавателя доведёт до студента то, чего может и не быть в учебной литературе. Отсюда вытекают следующие вопросы: что записывать на лекции и как успеть записать лекцию, не владея навыками стенографии? На этот вопрос можно дать следующие рекомендации. Перед лекцией необходимо вспомнить содержание предыдущей лекции, для чего просмотреть свои конспекты. Сама же лекция требует от студента высокого напряжения его творческих сил, активной мыслительной деятельности. Он должен внимательно слушать преподавателя и быстро анализировать лекционный материал и успевать кратко его записывать. Именно в выделении самого главного, существенного заключается самостоятельная работа студента на лекции. При этом нужно обращать внимание на речь преподавателя, который голосом или паузой подчеркивает основные положения, главные мысли, выводы, которые необходимо записать. Очень правильно поступают некоторые студенты, которые записывают лекции только на одной странице листа, оставляют поля для дополнительных заметок, используют для записи разноцветные пасты или фломастеры, выделяя отдельные положения от других интервалом или цветом записи.

Для ускорения записи лекции можно отдельные часто употребляемые слова писать сокращенно, например: Великая Отечественная война (ВОВ). В этой мини стенографии слово крестьянство может быть обозначено (кр-во), рабочий класс (р.к.), сельское хозяйство (с.х.) и т.д. Многие студенты широко используют при записи математические знаки и символы, например: >, < вместо слов «больше», «меньше» и другие. Каждый студент вырабатывает свою собственную систему и способы сокращения.

Записанную лекцию следует обработать как можно раньше, лучше всего в тот же день, когда состоялась лекция: вписать пропущенное, исправить неточные выражения, формулировки, подчеркнуть наиболее важные места.

Семинарское (практическое) занятие. На семинарские занятия выносятся наиболее важные темы курса. Во время семинара подводится итог самостоятельной работы студентов, обобщаются, уточняются и углубляются знания. Здесь студент учится выступать, самостоятельно анализировать материал, критически подходить к самому материалу и выступлениям своих товарищей. На семинаре приобретаются навыки ораторского искусства, полемики, в спорах рождается истина.

Как же готовиться к семинару по курсу истории? Прежде всего, нужно заранее познакомиться с темой семинара, его планом, списком рекомендуемой литературы.

Цель подготовки к семинарскому занятию состоит в том, чтобы студент самостоятельно изучил, усвоил и правильно понял учебный материал по каждому вопросу темы. Для этого он вначале должен просмотреть текст лекции по данной теме, учебник и дополнительную литературу. Если в них он не найдёт необходимый материал, то обратиться к учебной и научной литературе, находящейся в читальных залах библиотеки. На втором этапе самостоятельной работы, необходимо изучить основные понятия и термины по изученной теме, ознакомиться с деятельностью представителей изучаемого периода, известных государственных и общественных деятелей, с их ролью и местом в истории России. Необходимо закрепить эту работу краткими записями в специальной тетради-словаре.

На следующем этапе работы с литературой, понятиями и персоналиями следует подготовить краткий план-конспект по каждому вопросу темы семинарского занятия.Для этогонеобходимо иметь специальную тетрадь, в которую следует вносить всё, что понадобиться для полного и точного ответа по каждому вопросу, выносимому на семинарские занятия. Объём записей может быть разным. Он зависит от уровня знаний студента и его памяти и может носить характер плана, тезисов или выписок. Практика показывает, что невозможно хорошо подготовиться к занятию за один день, поэтому к семинару нужно готовиться заранее. Предшествующий занятию день полезно использовать для того, чтобы воспроизвести в памяти законспектированный ранее материал, ещё раз его продумать.

Итог самостоятельной работы студентов венчают их глубокие познания отечественной истории, которые проявляются, прежде всего, в умении выступать аргументировано и логично с докладом или сообщением на занятии.

В целях самоконтроля знаний в каждом семинарском занятии предусматриваются контрольные вопросы. Кроме того, студенты приобщаются к первому опыту научно-исследовательской деятельности – написанию рефератов. Контрольные вопросы и рефераты поднимают подготовку студентов на более высокий уровень.

Предлагаем примерную схему выступления: вначале чётко формулируется тема или вопрос, по которому Вы выступаете, затем делается доклад и в конце соответствующие выводы. Если выступаете не первым, то надо дать оценку предшествующим выступлениям. Выступление на семинаре должно быть рассчитано на 7-10 минут. При этом рекомендуется не читать записи, а прибегать к ним лишь концентрируя внимание, при цитировании и приведении цифрового материала.

Значительно обогащает ответ использование хрестоматий и других первоисточников. Студенты должны внимательно слушать выступление своего коллеги, просматривать свои конспекты и делать необходимые пометки в своих тетрадях. Это позволит определить насколько полно изложен вопрос, не допущены ли неточности при его освещении. Затем следуют выступления других студентов, которые могут дополнить или уточнить то или иное положение, поставить новые вопросы. Итог проделанной работы подводит преподаватель. Такое коллективное обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемой темы и истории России в целом.

* *

*

В ходе самостоятельной работы над учебной литературой студенты сталкиваются с многими новыми словами, терминами, определениями. Объяснение их можно получить на консультации у преподавателя, а также использовать политический и философский словари, словарь иностранных слов, Большой Энциклопедический словарь и т.п.

 

 

Работа над рефератом

Всё возрастающее нарастание объёма информации во всех сферах жизнедеятельности человека и общества требуют невиданной ранее интенсификации творческого труда. Поэтому так важно приобщать студентов, будущих высококвалифицированных специалистов к самостоятельному творческому процессу, привить им умения и навыки поиска, сбора, синтеза и обобщения полезной информации. В этом смысле большая роль принадлежит реферату.

Реферат [то лат. referre – сообщать, докладывать] – сокращенное изложение содержания исторических источников по определённой проблеме. Он представляет собой одну из активных и эффективных форм самостоятельной работы студентов в вузе. Бесспорно, что активная самостоятельная работа необходима для получения любого знания. Не является исключением в этом смысле и изучение истории. Поэтому, учебным планом при подготовке студентов к семинарским занятиям предусматривается выполнение ими рефератов. Написание реферата – это сложный, творческий процесс, требующий от автора основательных знаний, времени, серьёзной и кропотливой самостоятельной работы.

Написание реферата преследует следующие цели:

- научить студента самостоятельно работать с исторической литературой (подбор, анализ и выбор литературы);

- развить навыки научно-исследовательской деятельности студента по самостоятельному изучению, анализу и обобщению знаний по тем или иным историческим проблемам,полученных в процессе изучения истории.

Исходным пунктом при написании работы является выбор темы. Примерная тематика предлагается кафедрой (к каждой теме семинарского занятия). Однако это не

исключает возможности самостоятельной её формулировки студентом с учетом индивидуальных интересов и профиля будущей работы. Тема реферата согласовывается с преподавателем.

Следующей этап работы – подбор литературы. Дело это ответственное и достаточно трудоёмкое. Надо помнить, что подбор литературы в значительной степени определит содержание вашей работы, её глубину. Литература подбирается студентом самостоятельно. При этом можно предложить следующую последовательность работы:

1) ознакомление с программой курса истории и списком литературы, рекомендованной по данной теме на лекции и в планах семинарских занятий;

2) ознакомление с новейшими публикациями по выбранной теме в общественно-политических и исторических журналах: «Отечественная история», «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Родина», «Вестник МГУ. Серия «История»», «Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия 8. «Общественные науки»», «Свободная мысль», «Диалог», «Кентавр», «Международная жизнь», «Общественные науки и современность», «Политические исследования» («Полис»), «Ровесник»;

3) изучение литературы в алфавитных и систематических каталогах в библиотеке КубГТУ и других библиотеках;

4) анализ степени разработанности выбранной темы, определение направлений исследования, разработка примерного плана работы.

Важным этапом работы над рефератом является составление плана.

План работы обычно состоит из введения, 2-3 основных вопросов и заключения. При составлении плана нужно помнить, что наименование темы работы и основных вопросов не должны дублировать друг друга. План работы желательно согласовать с преподавателем.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.008 с.)