ТОП 10:

СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



 

Республики Края Области
Адыгея Алтай Башкортостан Бурятия Дагестан Ингушская Кабардино-Балкария Калмыкия Карачаево-Черкесская Карелия Коми Марий Эл Мордовия Саха (Якутия) Северная Осетия | Татарстан Тува Удмуртская Хакасия Чеченская Чувашская   Итого: 21 Алтайский Краснодарский Красноярский Приморский Ставропольский Хабаровский     Итого: 6 Амурская Архангельская Астраханская Белгородская Волгоградская Вологодская Воронежская Ивановская Иркутская Калининградская Калужская Камчатская Кемеровская Кировская Костромская Курганская Курская Ленинградская Липецкая Магаданская Московская Мурманская Нижегородская Новгородская Новосибирская Омская Оренбургская Орловская Пензенская Пермская Псковская Ростовская Рязанская Самарская Саратовская Сахалинская Свердловская Смоленская Тамбовская Тверская Томская Тульская Тюменская Ульяновская Челябинская Читинская Ярославская   Итого: 47

 

 

Города федерального значения Автономная область Автономные округа
Москва Санкт-Петербург     Итого: 2 Еврейская   Итого: 1 Агинский Бурятский Коми-Пермяцкий Корякский Ненецкий Таймырский Усть-Ордынский Ханты-Мансийский Чукотский Эвенкийский Ямало-Ненецкий   Итого: 11

Всего Субъектов Российской Федерации - 88.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общеизвестны трудности в обучении, которые испытывают студенты с первых дней пребывания в вузе. В их основе лежит неподготовленность вчерашних школьников к методике познавательной деятельности, саморегуляции процесса учения.

Знания и умения, практические навыки нельзя передавать от одного человека к другому так, как передаются материальные объекты. Каждый овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда, т.е. с помощью избранных им самим приёмов и направлений поиска информации, организации самостоятельной работы. Именно в поисках средств саморегуляции познавательной деятельности видятся возможности адаптации молодёжи к учебному процессу вуза.

Самостоятельная работа (как и любой другой вид познавательно-практической деятельности) представляет собой единство внешнего и внутреннего. К внешней её стороне относятся наглядно воспринимаемые действия (учебный процесс во всех его многообразных формах, организация рабочего места, техника чтения и записи прочитанного, способы фиксации текста выступления и т.п.). В методической литературе эти вопросы рассматриваются более детально (См.: Приложение 1. Список литературы и источников по проблеме самоорганизации и самовоспитания личности). К внутреннейстороне самостоятельной работы относятся приёмы самоактивизации, саморегулирования, самоконтроля процесса познания. Они носят скрытый характер, но их влияние на повышение эффективности и качество самостоятельной работы исключительно велико. Эти приёмы должны закладываться в процессе школьного и домашнего воспитания и самовоспитания.

У выпускников средней школы должны быть уже сформированы: ценностная ориентация, направленность мотивов, активный интерес к знаниям. Они должны владеть навыками саморегуляции учения, ориентации внимания, самостоятельности, целеустремлённости, уверенности, тренировки памяти и воли и т.д. Однако практика нашей работы свидетельствует об обратном. Преподаватели вузов на собственном опыте знают, чтоэтими приемами вчерашние школьники в должноймере не владеют.

9.1 Методы активизации самостоятельной работы

Раскроем в общих чертах направления, играющие, по нашему мнению, реальную роль в активизации самостоятельной работы: направленность мотивов, активизация интересак знаниям, организация внимания, психологический механизм значимости.

Направленность мотивов. Любой труд протекает успешнее, если он нравится человеку, вызывает у него интерес, желание выполнять работу хорошо, творчески, с огоньком. В этих случаях оказывают свое действие стимулы труда.

Есть стимулы, которые носят социальный, общеобязательный характер и не зависят от каждого из обучающихся - это совокупность внешних обстоятельств, мотивов, условий труда, которые вынуждают человека работать (расписание занятий, задания преподавателей, система контроля, моральных и материальных поощрений и т.п.).

Важное значение имеют также внутренние стимулы (мотивы), которые представляют собой совокупность намерений, желаний человека, побуждающих его работать. Это, прежде всего, чувство долга и ответственности, интерес к самому процессу познавательной деятельности, стремление повысить свою профессиональную зрелость, уровень интеллекта. Внутренние стимулы носят индивидуальный, личностный характер и зависят от уровня воспитанности и сознательности каждого из обучающихся.

Указанные и другие стимулы в своей совокупности образуют психологический фундамент направленности и активности личности.

Активизация интереса к знаниям. Интерес к знаниям может быть непроизвольным и преднамеренным. Непроизвольный интерес возникает как бы сам по себе, без особых усилий со стороны обучающегося. Мы в этом убеждаемся, когда процесс работы (конспектирование, чтение литературы, лабораторные исследования и т.д.) незаметно увлекают нас. Преднамеренный интерес к знаниям представляет собой результат действия сознания и воли человека, умения заставить себя работать активно и увидеть в, казалось бы, скучной и непривлекательной деятельности что-то интересное, новое, полезное для себя.

Интерес к делу определяется не только его содержанием, но и отношением к нему учащегося. Следовательно, сознательное изменение его отношения к делу есть один из приемов самопобуждения интереса к учебе. Следует рекомендовать студентам заинтересовать себя процессом умственной деятельности, в обычных действиях находить элементы новизны, а в действиях незнакомых – привычные, известные черты, постоянно иметь в виду ближайшие цели и отдаленные перспективы учебной работы. В случае усталости полезно немного отдохнуть, вместе с тем не следует сразу поддаваться чувству усталости, надо попробовать преодолеть его, заставить себя поработать еще. Нередко в этом случае появляется, образно выражаясь, "второе дыхание". В активизации интереса кзнаниям важную роль играет воспитание у себя уверенности в собственных силах, твердой води, организованности и целеустремленности.

Организация внимания.Известно, что благодаря вниманию человек, может сосредоточиться на выполняемой работе, отвлекаясь от всего остального. Многочисленные наблюдения показывают, что неустойчивое, рассеянное внимание - одна из причин неглубокого усвоения знаний, низкой успеваемости. Во время занятий преподаватели используют специальные приемы активизации внимания учащихся (организуют ритм занятий, изменяют характерзаданий и способы изложения материала, вовлекают каждого студента в активную деятельность, используют активные формы обучения, деловые игры и т.п.).

В процессе самостоятельной работы студенту нужно учиться управлять своим вниманием, искоренять свою неорганизованность.

Нередко отдельные учащиеся отвлекаются в ходе выполнения заданий, живо реагируют на внешние самые незначительные раздражители - они теряют много времени на самостоятельную работу, но успевают сделать немного. Причина подобной неустойчивости внимания кроется отнюдь не в прирожденных свойствах их характера, а в элементарной личной неорганизованности. Психологи установили, что положительные свойства внимания (широкий объем, устойчивость и концентрация, распределяемость и переключаемость) формируются в труде и легко поддаются тренировке. Надо понять студентам, что уровень развития их внимания во многом зависит от них самих, от их отношения к делу и общей организованности труда.

Перед началом работы внимание нужно настроить. Для этого рекомендуется, мобилизуя волю, отвлечься от всех текущих забот и переключиться на содержание и цели предстоящей работы.

После «настройки» нужно сразу же дать вниманию интенсивную нагрузку. Привычка к длительной раскачке в начале работы вредна. В процессе занятий рекомендуется решительно отсекать все побочные размышления и ассоциации и думать только о работе. Постепенное увлечение процессом труда создает наиболее благоприятные условия для сосредоточения внимания.

Интенсивно работающий человек не реагирует на мелкие посторонние раздражители.

При появлении чувства усталости периодически полезно сделать небольшой перерыв,а затем включиться в интенсивную деятельность.

По устойчивости, переключаемости и распределенности внимания разные люди отличаются весьма существенно, поэтому каждому студенту в зависимости от индивидуальных особенностей внимания рекомендуется искать свой оптимальный темп работы. В этом преподаватель может оказать ему помощь.

Психологический механизм значимости.Оптимальная организация самостоятельной работы в психолого-педагогическом плане предполагает, прежде всего, опору на универсальный психологический механизм значимости. В результате многочисленных экспериментов и наблюдений психологи установили определенную закономерность: - было показано, что эффективность всех познавательных процессов, включая первоначальное опущение и вплоть до мышления, в значительной степени зависит от направленности интересов, потребностей, желаний, воли, внимания и других установок личности. При этом то, что представляется нам значимым и необходимым, воспринимается и запоминается достаточно хорошо. Напротив, то, что кажется несущественным и ненужным, либо полностью не принимается, либо усваивается весьма поверхностно.

Осознанный механизм значимости предъявляет к студенту требование критической оценки им объективного характера значимости изучаемого материала и предполагает максимальную активизацию мотивов, интересови внимания на всех этапах самостоятельной работы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.006 с.)