Канд.ист.наук, доц. И.И. Буряк 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Канд.ист.наук, доц. И.И. Буряк



ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Программа, планы семинарских занятий, методические

рекомендации по организации самостоятельной работы

студентам дневной формы обучения всех специальностей

 

 

Краснодар


Составители: д-р ист. наук, проф. Н.А. Чугунцова

Канд.ист.наук, доц. И.И. Буряк

Канд.ист.наук, доц. К.Н. Мельников

аспирант М.А. Лаврентьева

 

 

Отечественная история. Программа, планы семинарских занятий, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентам дневной формы обучения всех специальностей / Сост.: Н.А. Чугунцова, И.И. Буряк, К.Н. Мельников, М.А.Лаврентьева; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. Истории и социальных коммуникаций. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2005. - 71с.

 

Приведены Федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и программа курса. Разработаны планы семинарских занятий, основные понятия, персоналии, темы рефератов, контрольные задания, литература, краткая хронология правителей России, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентам дневной формы обучения.

 

Библиогр.: 219 назв.

 

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кубанского государственного технологического университета.

 

Рецензент: д-р ист.наук, профессор И.Я. Куценко

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

Содержание ……………………………………………………………..… 3

1. Федеральный компонент Государственного образовательного

стандарта высшего образования ………………………………….... 5

2. Тематический план лекций и семинарских занятий …………….….. 7

3. Содержание разделов программы ………………………….……….… 8

4. Основная литература ………………………………………………..... 19

5. Планы семинарских занятий ………………………………………..... 20

6. Экзаменационные вопросы …………………………………………… 45

7. Правители (руководители) Руси, России, СССР и

Российской Федерации …………………………………………………48

8. Федеральное устройство России. Субъекты

Российской Федерации …………………………………………………53

9. Методические рекомендации студентам по организации
самостоятельной работы ……………………………..…………… 55

9.1. Методика активизации самостоятельной работы …………… 55

9.2. Слово как средство исторического познания ………………… 58

9.3. Методика работы с источниками (текстами) …………….…… 60

9.4. Лекции и семинарские занятия: место и роль в учебном

процессе ……………………………………………………….… 63

9.5. Работа над рефератом …………………………………………. 66

Приложения …………………………………………………………….. 69

 

«Не может быть достойным «Настоящее совершается на основе

гражданином тот, кто исторического прошлого, воздействие

не знает историю своего которого мы ощущаем в себе…

Отечества». С другой стороны, свершение настоя-

Н.М. Карамзин щего определяется и скрытым в нем

будущим, ростки которого мы, при-

нимая и отвергая, считаем своими».

К. Ясперс

 

 

Российское общество, стремящееся обрести достойную национальную судьбу, сегодня, как никогда ранее, нуждается в высококвалифицированных специалистах, знакомых с мировой и российской историей не понаслышке, и потому способных активно использовать исторический опыт и извлекать исторические уроки.

Историческое образование как основная часть всеобъемлющей гуманитарной подготовки кадров научно-технической интеллигенции – настоятельная потребность. Политическое и социально-экономическое реформаторство, духовное и нравственное обновление общества, возрождение приоритета российского патриотизма, использование позитивного исторического опыта – все эти процессы в значительной степени определяют российскую действительность и имеют глубокие исторические корни.

Именно этими соображениями руководствуется кафедра истории и социальных коммуникаций, определяя приоритетные направления своей учебной, воспитательной и научной деятельности.

Методические указания призваны помочь студентам выработать умение мыслить логично, творчески и самостоятельно.

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

 

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русьи кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв.

Социально-политические изменения в русских землях в XII-XV вв.. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии.

Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX в. и её вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и её влияние на ход общественного развития. СССР в 60-80-е гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и её провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

Становление новой российской государственности (1993-1999). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России, Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

 

Цель преподавания дисциплины

 

В России всегда важной доминантой общественного сознания являлось историческое миропонимание. Это сложилось исторически. Преподавание Отечественной истории в высшей школе приобретает общегражданское значение. Необходимо помочь студенческой молодежи осознать исторические особенности Российского общества, сформировать миропонимание, свободное от синдрома гражданской войны.

Студенты, изучив данный курс, должны знать основные этапы истории России, ее политики, а также истории других ведущих государств и цивилизаций мира, понимать смысл и механизм исторической преемственности и эволюции.

 

 

2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ [1]

 

 

№№ пп Название темы Планируется учебных часов по семинарским занятиям
                  Становление и развитие русского государства (VI-XIV). От Руси Киевской к Руси Московской. Создание единого централизованного государства в XV- начале ХVII веков. Россия в XVII-XVIII веках: укрепление абсолютной монархии и попытки модернизации российского общества. Российская империя в XIX веке: реформы и контрреформы. Россия на рубеже XIX- XX веков: проблемы исторического выбора. - Попытки политического, экономического и социального реформирования. - Россия в эпоху революций и войн. Советское общество, государство и власть в 30 - 40-е годы. Общественно-политическая и экономическая жизнь в СССР (1945-1991). Россия в конце XX- начале XXI веков (1991-2001).   ИТОГО:                  

 

Учебным планом по курсу отечественной истории предусмотрено всего 108 учебных часов, в том числе лекций - 36 часов, практических (семинарских) занятий - 18 часов, самостоятельной работы - 54 часа.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

 

история, историки, общество

История в системе науки. Единство и многовариантность истории. Сущность, формы, функции исторического сознания. Роль исторической науки в его формировании. Методологические принципы и источники изучения истории. Понятия, типы и виды источников. Исторические знания в системе гуманитарного образования. Предмет истории. Основной понятийный аппарат. История России – основная часть истории мировой цивилизации. Отечественные историки об историческом месте России. Евразийская концепция. Современные дискуссии в исторической науке. Между Европой и Азией; на перекрёстке цивилизационных потоков. Поле исторической деятельности: природа, геополитическая и этнонациональная среда. Феномен России.

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Происхождение славян. Восточнославянские племена, балты, угрофинны, тюрки – славянская ассимиляция или культурный синтез? Образование Древней Руси. Споры о понятии «Русь». Общественный идеал в Древней Руси и его реализация. Эволюция общины как основной организации общественной жизни. Нравы и обычаи населения восточноевропейской равнины. Вечевая демократия, князь, дружина, город, ремесло. Складывание ранних политических образований (Киев, Новгород, Ростов, Муром).

Ранняя средневековая монархия: особенности общественно-политического устройства Киевского государства и его типизация. Характер центральной и местной администрации, князь и княжеское управление, организация военных сил. Демократические институты власти. Община, её место и роль в жизни общества. Народное собрание – вече: состав, задачи, масштабы функционирования. Социально-политическая роль древнерусских городов. Характер и особенности процесса возникновения средневековых городов-республик на Руси.

Складывание сословного строя. Основные категории свободного и зависимого населения, их права. Проблемы рабства на Руси. Возникновение удельной системы: причины и последствия. Складывание системы «полгосударства». Упадок Киевской Руси и его причины. Причины и значение принятия Киевской Русью восточного христианства. Роль православия в формировании общенационального сознания русского средневекового общества. Роль церкви в политической жизни древнерусского государства.

Александр Невский и имена внешнеполитических приоритетов. Иван Калита: оценки его политики в современной историографии. Образование Московского княжества: геополитическое положение Москвы и причины её возвышения. Различные точки зрения на причины возвышения северо-восточной Руси. Изменение политических традиций Киевской Руси во второй половине XIV в. и принцип династической монархии.

Военные походы Золотой Орды на русские земли. Формирование системы вассальной зависимости. Влияние Золотой Орды на внутриполитические отношения в русских княжествах. Усиление княжеской власти и ослабление вечевой демократии в общественной жизни северо-восточной Руси. Социокультурные аспекты взаимоотношений русского общества и монголо-татарского социума. Последствия геополитического отделения Восточной Руси от Западной Европы. Этапы борьбы за национальную независимость. Феодальная война первой половины XV в.: борьба за удел или единство национального государства? Освобождение от вассальной зависимости Золотой Орды и завершение образования Московского царства. Перемещение церковного центра в Москву. Роль православной церкви в укреплении Московского государства и формировании великорусского национального сознания. Социальный строй русского общества в XIV-XV вв.: вольные слуги и тягловое население. Зарождение поместной системы. Русские монастыри – центры политической и духовной культуры. Монастырская колонизация и её роль в развитии экономики северо-восточной Руси.

Усиление процесса обособления русских земель. Новгородская Русь. Новгород и Псков – феодальные республики: политический строй и общественная организация, экономика и культура, геополитическое положение. Европейская политика республиканского Новгорода. Ливонский орден и его взаимоотношения с Новгородской землёй. Внутриполитическое и экономическое развитие Новгорода и его отношения с русскими князьями и западными соседями. Боярская олигархия и вечевая демократия во второй половине XV в. Причины слабости и падения вольного Новгорода.

Княжества юго-западной Руси и политика сепаратизма. Литовское княжество и древнерусские земли. Образование Литовско-Русского государства: причины, характер объединительного процесса. Борьба Великого княжества Литовского за роль объединителя всех восточноевропейских земель в рамках единой политической системы. Западная Русь и часть Великороссии в составе Литовско-Русского государства. Формирование белорусского этноса. Между православной Русью и католической Европой.

Литовско-польские контакты и Киевская уния. Захват Малой Руси и складывание украинского этноса.

 

ВАРИАНТЫ РОССИЙСКОГО АБСОЛЮТИЗМА

От феодальной раздробленности к Московскому царству. Борьба Московского государства за лидерство в восточноевропейской политике. Московское царство и взаимоотношения с мусульманским суперэтносом – Крымским, Казанским и Астраханским ханствами, Османской империей. От вечевого идеала к соборности Московского царства. Эволюция сословной системы организации общества, становление самодержавия как специфической формы государственного устройства России. Отличие российского самодержавия от европейского абсолютизма. Государство и общество восточного типа: характер власти, социальное структурирование, виды собственности, общественное сознание. Русская идея и русская государственность. Наследие Византии и возникновение теории «Москва – третий Рим». Символика, титулатура, геральдика Московского царства.

Истоки российского деспотизма. Особенности общественно-политического устройства Московского государства. Великий князь и боярская дума, дворцово-вотчинная и приказная системы управления. Иван IV – русский царь. «Избранная рада» и административно-политические реформы середины XVI в. Демократия в эпоху деспотизма: земские и губные учреждения. «Московский парламент» – Земский собор. Споры о природе и границах власти в русском обществе. Административно-политическое устройство Московии в сравнении с западноевропейским. Поиски путей сближения с Западом во внешней и экономической политике России. Западная политика Ивана IV. Ливонская война, развитие торговли с европейскими странами.

Цивилизационная экспансия России на востоке. Формирование этнически и социальнопестрого общества как результат взаимодействия двух цивилизаций. Влияние пространства на формирование национального характера, политическую культуру, принципы государственной организации, воспроизведение традиционализма в новых масштабах. Кризис в российском обществе в 60-е -70-е годы ХVI в. Террор опричников и деспотизм Ивана Грозного. Опричнина, ее причины и последствия. Социальный про тест ХVI-начала XVII вв. в России, его причины, формы и последствия. Феномен казачества и его роль в политической жизни Восточной Европы в ХVI – ХVII вв. Экономическая стагнация и социально-политические антагонизмы в русском обществе в конце ХVI в. Тенденции исторической эволюции страны и характер структурного кризиса конца ХVI в.

Смутное время в России: причины, сущность, проявления. Роль иноземного вмешательства. Борьба русского народа против польской и шведской интервенции и ее результаты. Проблема исторического выбора между Западом и Востоком в период Смуты: возможные альтернативы развития и поиск нетрадиционных форм политической власти. Борис Годунов: путь к престолу, суть, методы и результаты политики. Лжедмитрий I и исторические шансы России. Историческая роль К. Минина и Д.М. Пожарского. Итоги Смутного времени, его оценка в трудах историков дореволюционной и советской России. Начало династии Романовых.

Усиление централизации государства и возрастание его роли - одна из ведущих тенденций мирового развития. Характерные особенности данного процесса в России. Характер и направление развития государственной власти в Западной Европе, странах Востока и Московской Руси. Поглощение российского общества государством и пути закабаления различных социальных слоев государственной властью. Соборное Уложение 1649 г. Социальная перестройка в Московском государстве. Окончательное закрепощение крестьянства. Прикрепление посадского люда к посадам. Изменение в составе правящей элиты России. Структура и компетенция Думы. Судьба земских соборов. Возрастание роли бюрократии в жизни страны. Экономические и социальные конфликты в истории XVII в. Специфика социально-политических конфликтов в России, их характер и направленность. Развитие городов, торговли, товарообмена и мануфактурного производства в России. Дальнейшая эволюция барщинного хозяйства. Мировая тенденция к территориальному расширению государств и ее проявление в России. Борьба за выход к морям и ее результаты. Война с Польшей. Политика территориальной экспансии России на западе и востоке. Включение левобережной Украины и Сибири в состав России.

Характеристика эпохи Петра I и его личности в трудах российских историков. Начало модернизации и европеизации России. Внутренняя политика Петра I, ее характерные черты, место и роль в ней реформ. Историческая необходимость реформ, степень их обусловленности предшествующим развитием страны. Основные реформы петровской эпохи: цели, содержание, характер, взаимосвязи. Цивилизационная ориентация петровских преобразований. Вклад Петра I в разработку и реализацию реформ и роль его окружения. Методы осуществления реформирования общества и государства и проблема его цены. Проблема цивилизационного раскола общества в петровскую эпоху и его влияние на последующее развитие. Почва и цивилизация. Противоречия социокультурного развития российского общества.

Внешнеполитическая доктрина Петра I: от решения национальных задач к формированию имперской политики. "Великое посольство": внешнеполитические аспекты европеизации страны. Северная война и изменение геополитического положения России.

Реформы Петра I и европейские модели модернизации. Российская империя и империя Габсбургов. Бюрократическая законодательная системы западноевропейских стран, их влияние на формирование российских политических институтов. Реформированная Россия и Европа: соотношение уровней развития.

Наследие Петра I и "эпоха дворцовых переворотов". Создание Верховного Тайного Совета и первые попытки создания "конституционной аристократической монархии". Изменения в положении основных сословий русского общества. Рост привилегий дворянства. Роль русской гвардии в политической жизни страны.

Внешняя политика России в 1725 - 1762 гг.: традиции и новации. Войны, территориальные приобретения России. Участие в Семилетней войне.

Екатерина II: личность и политика. "Проcвещенный абсолютизм" в России: его особенности, содержание и противоречия Попытки регламентации социальных отношений и законодательная деятельность Екатерины II. "Наказ" Екатерины II и работа Уложенной комиссии. Эволюция социальной структуры и общественных отношений в российском обществе. "Жалованная грамота дворянству". "Жалованная грамота городам". Усиление крепостной зависимости, поземельно-передельная община как основная форма крестьянского землепользования. Рост социальной поляризации и обособленности сословий. Стихийные народные движения: возможности "революции снизу". Восстание Е. Пугачева. Южная политика Екатерины II и русско-турецкие войны. Колонизация причерноморских степей.

 

РОССИЯ В XIX ВЕКЕ

 

Альтернативы исторического развития России первой четверти XIX в.: реформы или стагнация. От Павла I к эпохе Александра I. Ограничение самодержавия и отмена крепостного права как основная социополитическая доминанта века. Политика просвещенного абсолютизма при Александре I. Разработка проекта преобразований, трудности и противоречия их реализации. М. Сперанский - судьба реформатора в России. Роль правящей бюрократии и передового дворянства, их интересы и возможности для компромисса в реформационном процессе.

Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 г. Территориальные приобретения, заграничные походы русской армии в 1813-1815 гг. Влияние России в Европе. Изменение международного положения России, общественно-политическая и духовная атмосфера в российском обществе и национальное самосознание. Кризис абсолютистских режимов (Россия. Австрия, Пруссия). Проблема революции и эволюции в общественной жизни России. Правительственные конституционные проекты. Н. Новосильцев и "Уставная грамота Российской империи". Положение крепостного крестьянства и попытки реформ: указ о вольных хлебопашцах, положение об эстляндских крестьянах. Правительственные проекты отмены крепостного права. Изменение курса в начале 20-х годов: причины и последствия. Декабризм как проявление раскола между правительством и обществом. Восстание декабристов.

Политическая реакция и реформы при Николае I. Дальнейшая бюрократизация государственной и общественной жизни. Политика в области культуры и просвещения. Политический сыск и политическая цензура. Режим сверхцентрализации и его крах. Реформы Л. Перовского и П. Киселева. Изменения в социальной структуре и облике российского общества. Начало промышленного переворота в России и его особенности. Разложение экономики крепостного хозяйства. Дворянская предпринимательская деятельность.

Реформы 60-х -70-х годов: причины, цели, характер. Личность и историческая роль Александра II. Предпосылки ликвидации крепостничества. Проекты крестьянской реформы. Манифест и Положение 17 февраля 1861. Консервация общинного строя в деревне, социополитические последствия. Либерально-демократические реформы 60-х - 70-х гг. Демократизация общественной и политической жизни страны и противоречивость этого процесса. Бюрократия и автократия в пореформенное десятилетие.

Итоги и последствия реформ 60-х - 70-х годов. Самодержавие, его институты и социальный базис. Развитие предпринимательства в России и его особенности. Социальная структура российского общества. Дворянство, крестьянство, буржуазия, рабочий класс (основные черты быта, культуры, психологии). Начало формирования гражданского общества в России. Циклический характер российской модели модернизации.

Александр III, его окружение и политика свертывания либеральных
реформ. Переход к реакционной внутренней политике. Контрреформы 80-х - 90-х годов. Российский консерватизм, его социополитические и культурные особенности. Основные тенденции социально-экономического развития европейской цивилизации и его особенности в России. Структурные изменения в экономике страны: процесс урбанизации, формирование всероссийского рынка. Завершение промышленного переворота, его социально-экономические последствия. Роль государства в экономике страны. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте и его план форсированной индустриализации страны. Переходный характер российских экономических и социальных структур второй половины XIX в. Общественно-политическая борьба вокруг проблемы исторического выбора. Интеллигенция в России и странах Европы: ее роль и судьба. Консервативное направление общественной мысли. Русская, славянская идея в общественном сознании пореформенной России. Неославянофилы, почвенники, религиозно-философское течение - политико-идеологическое обоснование самобытного пути России. Духовные ценности европейской цивилизации и особенности российского менталитета. Сужение сферы влияния православия в духовной жизни России. Религиозные концепции Российской империи. Атеизм и русская интеллигенция. Баптизм и предпринимательский мир России. Политические традиции и социокультурные особенности общества и их влияние на характер распространения либерализма в России. Русские либералы и программа демократизации и европеизации страны. Власть и общество: борьба между либералами и консерваторами за влияние на правительственную политику. Земское движение в России.

Российский радикализм: его эволюция и основные течения. Проблема отчуждения русской интеллигенции от государства и народа и левый радикализм. Социальный портрет русского революционера. Русский аграрный социализм. Эволюция народничества: революционное и либерально-реформистское течение. Анархизм. Первые рабочие организации Марксизм и проблемы модернизации России. Возникновение российской социал-демократии. Предпосылки и особенности формирования первых политических партий в России.

Россия - многонациональное государство. Особенности его формирования. Экспансия России на Кавказе и в Туркестане. Присоединение мусульманских регионов к России. Традиционное общество в России: политика царской администрации. Распространение ценностей европейской цивилизации на присоединенных территориях. Цивилизационные различия и социокультурный облик народов, населяющих Российскую империю. Национальный вопрос во второй половине XIX в. и политика царского правительства. Панславизм и идея спасения христианских народов Балкан и Закавказья от мусульманской ассимиляции. Русско-турецкие войны и освобождение южнославянских народов от турецкого ига. Россия и мир на рубеже веков: неравномерность и противоречивость развития. Обострение проблемы разделения сфер влияния и передела мира в XIX в. Складывание военно-политических союзов в Европе. Россия и страны Антанты. Изменения в социально-классовой структуре России. Обострение кризиса самодержавия на рубеже веков. Николай II как политик. Общие итоги развития страны к началу XX в. Альтернативы общественного развития.

 

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ВЫБОРА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА:

РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ РЕФОРМА?

 

Русско-японская война и поражение царизма. Революция 1905-1907 гг.: поиск путей общественного прогресса. Роль российской интеллигенции в поисках общенационального демократического идеала. Причины узости социальной базы для парламентской демократии. Социалистическая идея: от марксизма до анархизма. Распространенность социалистических идей как отражение кризиса ценностей западного общества. Либералы и революционеры. Платформа консервативно-охранительного направления. Формирование партийно-политических структур. Влияние укорененных форм общинной демократии на политические предпочтения масс. Появление Советов.

Манифест 17 октября 1905 г. Российский парламент: структура, место в системе органов власти, особенности. Политическая борьба в Государственной думе и ее влияние на общество. Россия после поражения революции.

Политика реформ: проекты, реализация, последствия. Интеллигенция об опыте революции и способах модернизации России.

Предвоенный политический кризис. Имперские традиции стран Западной Европы, России и их влияние на мировое развитие. Создание военно-политических союзов. Россия в системе мировых коалиций. Первая мировая война как кризис общественного развития. Разрушение гуманистических ценностей европейской цивилизации. Война и перспективы развития Запада: дискуссии по вопросам империализма, его особенностей и исторического места. Элементы "государственного социализма" в социально-политическом и экономическом развитии воюющих стран. Российская империя и война: мировой баланс сил и национальные интересы. Общественно-политический кризис в условиях войны. Самодержавие и либеральная оппозиция. Создание параллельных структур власти. Деятельность Земского и Городского союзов. Образование думского "Прогрессивного блока" и его программа. Назревание революционного кризиса.

Падение самодержавия и проблема исторического выбора. Влияние войны на политические процессы в стране. Политическая культура революционного времени. Сторонники парламентской демократии: социальный состав, влияние, политические действия. Особенности социальной психологии и политических предпочтений масс: крестьянства, рабочих. Особенности формирования властных структур. Временное правительство и выборное местное самоуправление. Советы: социальная база, партийный состав, влияние на общественные процессы. Феномен большевизма. Демократическое совещание и Предпарламент. Победа большевистского вооруженного восстания в Петрограде. Провозглашение Советской власти.

Распад Российской империи, образование независимых государств на ее территории. Партия большевиков у власти: доктрина мировой пролетарской революции и реальность. Становление диктаторской, централизованной системы власти. Трансформация РКП(б) в ядро системы власти. Свертывание многопартийности, форм советской демократии. Борьба вокруг Учредительного собрания и его разгон. Судьба блока большевиков с левыми эсерами. Отношение новой власти к религии. Раскол в лагере сторонников Советской власти. Разрастание гражданской войны. Белое движение: социальный состав, идеология, программа. Красные: программа и политическая практика. Общество в условиях "военного коммунизма". Была ли третья сила? Движение "зеленых". Иностранная интервенция: замыслы и их реализация. Победа сторонников Советской власти в гражданской войне.

Влияние революции в России на ситуацию в мире. Окончание первой мировой войны.

Причины сближения независимых государств на территории России: экономические, военные, политические, этнонациональные. Роль Советской России в этом процессе. Образование СССР: состав, принципы организации. От федерализма к унитарности. Имперская политика и идеология СССР в сравнении с Российской империей. Отношение Запада к СССР: учет новых геополитических реалий.

СТРАНА СОВЕТОВ: ВЫБОР ПУТИ

Кризис системы большевистской власти в конце 20-х - начале 1921 г. Антоновское восстание. Восстание крестьян в Поволжье, Сибири. Кронштадтский мятеж, политические требования народа. Характер уступок, сделанных под давлением кризиса: НЭП. Ужесточение политического режима: усиление репрессий, высылки за рубеж, введение цензуры, формирование слоя интеллигенции, подконтрольного большевистской власти. Сменовеховство. Отношение Советской власти к религии и церкви. Репрессии против духовенства. Политическая борьба в 20-е годы. Победа сторонников И.В. Сталина. Свертывание НЭПа. Социокультурные корни сталинизма. Феномен РКП(б) – ВКП(б).

СССР в 30-е годы. Индустриализация и коллективизация. Имперская политика и тенденции к русификации народов СССР. Массовый террор, развертывание системы ГУЛАГа. "Тройки" и практика внесудебных дел. Ликвидация кулачества как класса. Политические процессы 30-х годов. Попытки сопротивления сталинизму. Социалистическая идея: теоретические постулаты и жизнь. Тоталитарные политические режимы Гитлера и Сталина: общее и особенное. Влияние тоталитарной системы на культурный, нравственный потенциал общества, общественное сознание.

Вторая мировая война - продолжение общецивилизационного кризиса. Тоталитаризм, демократия и характер второй мировой войны.

Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Советская военная доктрина и ее изменение в ходе войны. Фронтовой быт. Народы СССР в условиях войны: общественное сознание, повседневная жизнь в тылу, партизанское движение. Тоталитарно-бюрократический режим в условиях войны и усиление нажима на общество. Репрессии против целых народов. Деятельность НКВД в тылу и на освобожденных территориях.

Вторая мировая война и поляризация послевоенного мира. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений и передел мира. СССР в мировом балансе сил. "Холодная война" как форма межгосударственного противостояния. Ядерное оружие - новый фактор мировой политики. Создание ООН как орудия борьбы с тоталитаризмом.

РЕФОРМЫ "СВЕРХУ" И СТАГНАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ: 1953-1985 гг.

Советское общество в условиях послевоенной разрухи и лишений. Тоталитарно-бюрократические черты общественно-политической жизни страны, репрессии второй половины 40-х - начала 50-х годов. Усиление диктата в области науки и культуры. Ситуация в Прибалтике, западных районах Украины и Белоруссии, Молдавии. Смерть Сталина. Мероприятия по смягчению режима, оздоровлению обстановки в стране. Крупные социально- экономические преобразования и их политические последствия. Социалистическая идеология и реальность: первые попытки критического осмысления практики социалистического строительства в СССР. Поиск путей демократизации страны, социально-экономического прогресса. Попытки административно-организационными методами усовершенствовать политическую систему. Непоследовательность, субъективизм и волюнтаризм в решении задач демократизации. Социально-классовая структура, моральный потенциал и облик страны в конце 50-х годов. Изменения теоретических представлений о развитии мира и внешняя политика СССР с середины 50-х годов. Противоречивое влияние преобразований в стране на ситуацию в мире. Советский Союз и события в Польше и Венгрии в 1956 г. Ухудшение отношений с Китаем и Албанией. Хозяйственная реформа и ее неудача. Консервация административно-командной системы управления, усиление централизма. Сталинизация советского общества в смягченном виде. Политический и духовно-нравственный кризис в СССР и странах восточного блока. Возникновение и развитие диссидентского и правозащитного движения.

ОТ СССР К РОССИИ

Конец 80-х - начало 90-х годов: преобразования в Восточной Европе: эволюционный и революционный путь. Процесс модернизации посткоммунистических обществ. Идея "общеевропейского дома". Апрель 1985 г.: начало перестройки в СССР. Попытка реформирования политической власти с сохранением социалистического выбора. Гласность. Возникновение политических партий и общественных движений. Реформирование политической системы, экономики. Освобождение политических заключенных. Нарастание центробежных сил в многонациональном государстве. Новое политическое мышление и е



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.198.146.224 (0.017 с.)