Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единообразное понимание терминовСодержание книги Поиск на нашем сайте
Единообразное понимание терминов — это одно из аксиоматичных логических правил. Наиболее опасно, когда в одном документе допускается понимание термина в нескольких взаимоисключающих значениях. В этой ситуации все усилия по составлению правового документа могут быть сведены к нулю. Согласованность различных правовых документов (частей правового документа) Под внутренней согласованностью правового документа (нормативного или индивидуального) понимается взаимодействие его положений, когда одно предписание (нормативное или индивидуальное) проистекает из предыдущего, развивая и конкретизируя его. Например, если нормы, регулирующие процесс голосования, поместить в самом начале нормативного акта, считая эти правоотношения кульминационными и наиболее важными в избирательпом процессе, то нормы, касающиеся регистрации (учета) избирателей, будут располагаться далее. Каждый, кто знаком с последовательностью избирательного процесса, скажет, что так размещать нормы нелогично. Отсутствие противоречий между правовыми документами (частями правового документа) Ситуацию, когда в нормативных актах встречаются противоречия, называют коллизией. Противоречия в построении правовых документов можно классифицировать на явные, т. е. видимые, легко обнаруживаемые, и скрытые, трудно распознаваемые при первом прочтении акта. Кроме того, следует выделить и кажущиеся противоречия, т. е. возникающие при невнимательном, Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов Когда суждения последовательны, одно вытекает из другого, это гарантирует доброкачественность умозаключения. Убедительность правовых документов Но мысли, заключенные как в нормативных актах, так и в правоприменительных актах, могут быть истинными или ложными. Формулируя истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т. е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства. В противном случае обвинение будет необоснованным. 12) 1. Структурные правила (внутренняя форма правового документа) Структура правового документа — это его строение. Происходит деление правового документа на части. Это производится для того, чтобы: 1) обеспечить полное изложение необходимой для правового документа информации; 2) обеспечить эффективное усвоение правовой информации теми, кому она адресована. Любой правовой документ содержит, по крайней мере, три части: 1) вступительную; 2) основную; 3) заключительную. Вступительная часть Во вступительной части правового документа отражается большинство его реквизитов. Кроме того, если речь идет о нормативном акте, в нем желательно всегда помещать хотя бы краткую преамбулу, чтобы придать юридическому документу обоснованность и убедительность. У правоприменительного акта совсем другие цели: урегулировать конкретный случай. Во вступительной части правоприменительного акта значительное внимание уделяется идентификации субъекта, его вынесшего. Именно на него потом будут возложены последствия, связанные с возможной отменой правового документа. Основная часть В сложных правовых документах основная часть, как правило, подразделяется: на части, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, абзацы и др. В структуре правореализационных актов (на- пример, в договорах) можно также увидеть разделы, пункты, подпункты, абзацы. Основные судебные акты построены иначе: их содержание составляют констатирующая, описательная, мотивировочная, резолютивная части. Заключительная часть Как правило, во всех видах юридических документов заключительная часть невелика. В ней акцентируется внимание на менее значимых моментах, таких как срок действия документа, порядок его обжалования, перечень отменяемых и изменяемых актов и т. п. Дополнительные Приложение Приложение — это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается соответствующий порядковый номер. Иногда в приложении содержатся: — таблицы; — графики; — различного рода перечни (лиц, органов, работ и т. д.); — образцы документов; — карты; — бланки; — схемы. Ссылки Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты. Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является указание на официальный источник опубликования акта. Сноски Встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены в основной части. Примечания Примечания вызывают к себе неоднозначное отношение. Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правоприменительных. Примечания используются, когда необходимую информацию не представляется возможным изложить ≪по ходу дела≫, т. е. без отвлечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа1. Формальный элемент Для идентификации правового документа и его учета в целях принятия к обязательному исполнению необходимо у каждогоправового акта найти признаки, отражающие его официальный характер и отличающие его от множества похожих документов. Такие признаки именуются реквизитами правового акта. К их числу относятся: Вид правового акта Значение вида акта велико: оно сразу же позволяет адресату определить степень важности, официальности и обязательности правового документа. С указания вида начинается и всякий индивидуальный акт (приказ, договор, определение, заключение, приговор и т. д.). Орган, принявший нормативный акт Указание органа, принявшего нормативный акт, предопределяет юридическую силу правового документа. Должна быть корреляция между видом нормативного акта и органом, его издавшим. Наименование (заголовок) нормативного акта Заголовок играет наиболее важную роль в нормативных актах, так как с его помощью определяются предмет и круг регулируемых общественных отношений. Различают полное и краткое наименование закона. Полное наименование является главным идентификационным признаком закона, так как официально все ссылаются именно на него. Введение в закон краткого наименования обусловлено неудобством последующего воспроизведения полного наименования. Дополнительным компонентом наименования является официальная аббревиатура — словообразование, состоящее из начальных букв слов полного наименования нормативного акта. Как и полное наименование, аббревиатура является признаком идентификации нормативного акта и должна быть уникальной. Дата принятия правового акта Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ ≪О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Фе- дерального Собрания≫ датой принятия федерального закона (кодекса) считается дата принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Хотя на титульном листе пишется и да- та принятия его Государственной Думой, и дата одобрения Советом Федерации, и дата подписания Президентом. Дата принятия пишется следующим образом: месяц указывается прописью, а число месяца и год — арабскими цифрами (например, 15 февраля 2006 г.). Регистрационный номер Регистрационный номер облегчает поиск правового акта. Он присуждается нормативному акту в самом конце нормотворческого процесса органом, его принявшим. Ведомственные акты, затрагивающие права и свободы граждан, правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, получают номер, когда Министерство юстиции РФ регистрирует их в своей картотеке, предварительно проведя экспертизу на предмет законности. Регистрационный номер присуждается последовательно в зависимости от даты принятия нормативного акта того или иного вида в течение календарного года. Регистрационный номер индивидуальных актов зависит от номера заведенного конкретного дела, требующего своего разрешения (номера договора). Такой номер определяет момент, когда дело открывается, с тем чтобы еще до его завершения и вынесения индивидуального акта обеспечить нахождение, беспрепятственное ознакомление с ним заинтересованным лицам и продвижение его до получения нужного результата. Такие реквизиты, вместе взятые, образуют титул (титульный лист) правового документа. Существуют также реквизиты, которые располагаются в конце нормативного акта. Понятно, что они имеют меньшее значение, хотя и являются атрибутом правового акта. К ним относятся: — место (название города); — дата подписания; — полное наименование должности лица (лиц), подписавшего документ; — фамилия и инициалы должностного лица (лиц), подписавшего документ; — его (их) личная подпись (ставится только на подлиннике правового документа). Рассмотрим титульные реквизиты, несущие основную нагрузку по приданию правовому документу официальности, по порядку.
13) Примечания Они часто встречаются в договорах, гораздо реже в нормативных актах и практически не встречаются в актах правоприменительных. Примечания используются, когда необходимую информацию не представляется возможным изложить ≪по ходу дела≫, т. е. без отвлечения или без ущерба для смысла излагаемого положения в основной части правового документа. Примечания позволяют: 1) расширить либо сузить объем информации; 2) предусмотреть исключения из общего правила или индивидуального решения; 3) пояснить или уточнить какое-либо положение; 4) определить условия применимости положения; 5) указать орган, который ответствен за решение того или иного вопроса, и т. д. Таким образом, случаи использования примечаний могут быть самыми разнообразными. Однако примечания загромождают и запутывают правовые документы, ухудшают их структуру, рассеивают внимание их исполнителей, затрудняют усвоение и пользование актами. Одним словом, примечания усложняют и без того сложные правовые документы. Вот почему на практике широкое применение примечаний себя не оправдывает. Приложение Приложение — это часть правового документа, которая встречается не так часто. Приложения располагаются после заключительной части документа. Если их несколько, им присваивается соответствующий порядковый номер. Иногда в приложении содержатся: — таблицы; — графики; — различного рода перечни (лиц, органов, работ и т. д.); — образцы документов; — карты; — бланки; — схемы. Материалы, изложенные в приложениях, как правило, имеют прикладное значение. Поэтому их автономное существование, т. е. отдельно от основной части правового документа, вполне оправданно. Если бы такие предписания располагались в самих актах, последние были бы громоздкими и неудобными для пользования, а материалы, включенные в них, неравноценными по отношению друг к другу. Ссылки Ссылки наглядно показывают, насколько взаимосвязаны правовые документы. Ссылки на другие правовые акты (в большей мере на нормативные акты) — одна из характерных черт правовых документов. Главное предназначение ссылок — недопущение повторений правовой информации в юридических документах. По своей сути юридические акты довольно сложны как по содержанию, так и по форме. Ссылки позволяют их упростить, сделать компактными и доступными для обозрения и применения. Однако иногда по ходу изложения необходимо воспроизведение отдельных положений нормативных документов. В любом случае обязательным является указание на официальный источник опубликования акта. При этом орган, воспроизводящий в правовом документе норму права, не выходит за пределы своей компетенции. Воспроизводя ее и включая в общую ткань составляемого им документа, он придает ему лишь дополнительную обоснованность и убедительность. Сноски Сноски в правовых документах встречаются крайне редко. Их используют для объяснения тех или иных особенностей, которые не могут быть отражены в основной части. Сноска помещается внизу страницы, отдельно от текста. Оговорки Исправления в приговоре должны быть оговорены и оговорки подписаны всеми судьями в совещательной комнате до постановления приговора. Не оговоренные и не подписанные судьями исправления, касающиеся существенных обстоятельств (квалификации преступления, характера и срока наказания, вида исправительной колонии и др.), служат основанием для отмены приговора полностью либо в соответствующей части. 14) Процедурные правила Подготовка и принятие, как правило, формализуется в виде определенной процедуры. Юридические документы бывают разного характера. Однако в целом их можно разделить на два блока: 1) юридические документы, опосредующие нормальный ход реализации субъектами своих прав и обязанностей, принимаются при осуществлении таких видов юридической деятельности, как: — правотворческая; — интерпретационная; — правореализационная (заявления, приказы, расписки, доверенности и др.); -- правоприменительная неюрисдикционная (нотариальные, учредительные, регистрационные, лицензионные и другие документы); 2) юридические документы, с помощью которых разрешаются правовые аномалии, т. е. отклонения от нормального развития правовой материи или реализации норм права. Этот вид документов опосредует: — применение санкций за правонарушения; — предупреждение правонарушений; — разрешение споров между субъектами права; — устранение коллизий между нормативными актами и т. д. Законность процедуры Законность означает, что последовательность действий, связанных с принятием юридического документа, прописывается в нормативном акте либо ее можно вывести из содержания правовых актов. Так, процедуре принятия ведомственных актов посвящено около 10 нормативных актов (указов, постановлений, писем Минюста России). Кроме того, в каждом ведомстве по данному вопросу принимаются свои акты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.176.215 (0.009 с.) |