Понятие и типы избирательных систем. Особ-ти, достоинства и недостатки мажоритарной, пропорц-ой и смешанной избират. систем. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и типы избирательных систем. Особ-ти, достоинства и недостатки мажоритарной, пропорц-ой и смешанной избират. систем.



Избирательная система – это совокупность установленных законом параметров, приемов и процедур, с помощью которых определяются рез-ты голосования и распредел-ся депутатские мандаты. Выделяют 3 вида избирательных систем:

· Мажоритарная

· Пропорциональная

· Смешанная

В основе мажоритарной с-мы лежит принцип больш-ва при определении рез-тов голосования. Избранным счит-ся кандидат, получивший больш-во голосов. Обычно выделяют мажоритарную с-му абсолютного больш-ва и относит-го больш-ва. При с-ме абсолютного больш-ва для избрания кандидату необходимо получить более 50% голосов. В случае необх-ти при такой с-ме проводится 2-ой тур голосования (РБ). При с-ме относ-ного больш-ва кандидату необх-мо набрать простое больш-во голосов избирателей (США).

Главный «+» мажоритарной системы – учет мнений больш-ва избирателей определенного округа. Кроме того, такая система позволяет создать относ-но стабильную исполнительную власть. Эта с-ма стимулирует объед-е мелких партий в предвыборные блоки. Главный «-» с-мы – она не учитывает полит. волю всего населения округа. Голоса, поданные за кандидатов, получивших поражение, пропадают.

Главное отличие пропорциональной с-мы – она основана не на принципе больш-ва, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Такая с-ма сущ-т в странах, где сложилось неск-ко полит. партий. Депутатские мандаты распределяются здесь не между отдельными депутатами, а между полит. партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют здесь за партийный список, т.е. за ту или иную полит. программу. Сущ-т различные виды списков. В нек-рых странах существует с-ма жестких (закрытых) списков (Россия, Португалия), т.е. избиратель голосует за весь список целиком, а избранными счит-ся кандидаты, находящиеся в списке первыми. Такая система дает преимущества лидерам, которые формируют партии. В нек-рых странах применяется с-ма открытых списков, т.е. избиратели голосуют за список, но могут изменять в них места кандидатов, отдавая свое предпочтение тому или иному кандидату. Избранными счит-ся кандидаты, получившие наибольшее число предпочтений. В Австрии и Дании существует с-ма полужестких списков, т.е. 1-ое место, завоеванное партией на выборах получает кандидат, находящийся в списках под №1, а остальные места распределяются в зависимости от предпочтений избирателей.

Главный «+» пропорциональной с-мы – она учитывает полит. волю всего населения. Эта с-ма стимулирует многопартийность. Однако «-» этой с-мы – в условиях многопартийности очень сложно сформировать стабильное правительство. Такая с-ма не позволяет учитывать личные качества кандидата, т.к. избиратель голосует не за конкретного человека, а за партийный список.

Смешанная избирательная с-ма соединяет в себе все «+» и «-» 2-х предыдущих систем. Одна часть избирается по мажоритарной с-ме относ-ного больш-ва, а вторая – по пропорциональной с-ме. Каждый избиратель здесь имеет 2 голоса: 1 за кандидата, 1 за партийный список. Голоса подсчитываются отдельно.


Технология выборов. Мех-зм организации и проведения избирательных компаний. Референдум. Избирательная система РБ.

В соответствии с конституцией РБ (статья 73-78) для решения важных вопросов гос. и обществ. жизни м. проводиться республиканские, местные референдумы, народное голосование.

Республиканский референдум назначается президентом РБ по собственной инициативе либо по предложению обеих палат парламента, либо же по предложению не менее 450 000 граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 000 граждан от каждой области и г. Минска.

Местные референдумы назначаются местными представительными советами по своей инициативе, либо по предложению не менее 10 % граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.

Референдум проводится на основе всеобщего равного и тайного голосования. Решение, принятое на референдуме м.б. отменено лишь через референдум. Вопросы, вынесенные на референдуме, м.б. как обязательные, так и консультативные.

Согласно статье 65 Конст-и РБ подготовка и проведение выборов проводится открыто и гласно. Организацию голосования и подсчет голосов обеспечивают избирательные комиссии. Они же и обеспечивают защиту избирательных прав граждан. Порядок формирования избирательных комиссий и их полномочия определяются законодательством РБ. По каждому избирательному округу составляется список избирателей в который включаются все граждане, достигшие ко дню голосования 18 лет и постоянно или временно проживающие на территории данного округа. Кандидаты в депутаты регистрируются в соответствующей окружной комиссии, по представлению политических партий, трудовых коллективов, собрание избирателей по месту жительства. Кандидат в депутаты м. балатироваться только по одному округу. С момента регистрации кандидат может участвовать в агитации. В день выборов агитация запрещается.

Порядок формирования Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Избирательная система: 56 членов Совета Республики избираются тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска, 8 — назначаются Президентом Республики Беларусь.

Статус избирателей: Депутаты Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска.

Требования к кандидатам: возраст не менее 30 лет; гражданство Беларуси; 5 лет проживания на территории соответствующей области или г.Минска.

Не могут быть избраны членами Совета: Президент Республики Беларусь; члены Правительства; депутаты Палаты представителей; судьи.

 


СМИ и их функции. СМИ РБ

СМИ – учреждения, которые созданы для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Отличительные черты СМИ:

1. Публичность – неограниченный круг потребителей.

2. Наличие специальных технических приборов, аппаратуры.

3. Взаимодействие коммуникационных партнеров.

4. Однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к читателю, зрителю.

5. Непостоянный характер аудитории.

Средства СМИ: пресса, массовые справочники, электронная пресса, радио, телевидение, Internet, звукозапись, видеозапись.

Власть СМИ м. стать решающей. Их называют IV властью.

Функции:

1. Политическая

2. Образовательная – сообщение гражданам опред-ых знаний

3. Социализации – усвоение человеком полит. норм, ценностей и образцов поведения

4. Функция критики и контроля. СМИ осуществляет контроль за принимаемыми реш-ми, отслеживает критику власти оппозицией. Часто могут проводиться специальные журналистские расследования

5. Артикуляция – выражение полит. интересов и интеграция полит. субъектов

6. Мобилизация – побуждение людей к действию или сознательному бездействию, отражающее их вовлечение в политику.

Независимых СМИ не бывает. Они всегда выражают чьи-либо интересы. Но наличие развитых СМИ, объективно освещающих политические события, является гарантией развития демократического гос-ва.

В РБ широко представлена сеть СМИ. На 1.05.2001 в РБ издается 1212 изданий, из них 806 газет. При этом 2/3 – негосударственные издания. Действует 9 неформальных агенств, 53 программы ТВ, 152 программы радиовещания.

С каждым годом объем бюджетного финансирования СМИ сокращается. Количество печатных изданий сокращается по сравнению с 1990 годом. Тиражи журналов упали в 3 раза, газет – в 1,5, т.к. появился Интернет.

Все издания можно разделить на 6 основных соц. типов на информационном поле:

1. Гос-е СМИ, создаваемые и финансируемые органами гос. власти и управления (5 известных центральных газет + областные + районные издания). «СБ» (500 тыс. экземпляров), «Рэспублика», «Белорусская нива» - газета агропромышленного комплекса (учредитель – Совет министров РБ), «Народная газета» (вопросы парламентской деятельности), «Звязда» (ориентирована на белорусскоязычное население)

2. Государственно-общественные СМИ: «Чырвоная змена», «Знамя юности»

3. СМИ организаций и структур гражданских обществ

4. Альтернативные СМИ, которые финансируются негос-ми структурами: «Белорусская газета», «Белорусы и рынок», «Экономическая газета»

5. СМИ коммерческого характера

6. СМИ неполитических структур и организаций, кот-е имеют узкую специализацию.

Неотъемлемыми инфраструктурными элементами СМИ РБ является Белпочта и Белсоюзпечать. Белпочта – крупнейший распространитель изданий. Это 730 городских отделений связи, 118 районных и более 3000 сельских. Белсоюзпечать – распространение через розничную торговую сеть (1300 торговых точек)

Существует система взаимодействия государства и СМИ. Его осуществляет Министерство информации. Оно занимается производством печатной продукции. В его ведении находится 455 полиграфических предприятий. Гос. регулирование и взаимодействие государства и СМИ осуществляет пресс-служба, глава государства, общественный пресс-центр дома прессы, пресс-службы при Министерствах.

Национальный пресс-центр РБ осуществляет организацию конференций, выездных пресс-мероприятий, а также анализ событий в мире, стране, обзор прессы. Выходит бюллетень «Навiны дня».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.01 с.)