Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности, парадигмы, методы и ф-ции политологии↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и структура политологии. Основные понятия и категории. «Политик» – государственные, общественные дела, «логос» – слово, смысл, учение. Происхождение термина связано с др. Греческим городом-государством – полисом. Полис – сложившаяся форма общественного устройства, ставшая прототипом современного государства. В науке выделяют 3 осн-ых опред-я политики: 1. Социологическое опред-е: политика – соперничество определенных общественных групп, классов за реализацию своих интересов. 2. Субстанциональное опр-е: политика – сов-ть действий, направленных на власть. 3. Научно-сконструированная трактовка: политика – процесс постановки, принятия решений и их практическая реализация, обязательная для всего общества. Политика – деятельность социальных групп и индивидуумов, направленная на: 1. осознание и представление различных интересов 2. выработку обязательных для всего общества решений 3. реализацию этих решений с помощью гос. власти Политология – наука, которая изучает закономерность становления и развития политической власти, наука о политике, формах и методах функционирования власти в обществе. В структуре политики выделяют разделы: 1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает глав-е философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти. 2. Теория полит. с-м и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения). 3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений. 4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания. 5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами. Политология разделяется на теоретическую – общие вопросы политического развития; прикладную – исследование конкретной деятельности политических субъектов и политических ситуаций. Для политологии характерны понятия и категории. Категория – положение, которое изучает глобальные связи. Категории: политика, политическая власть, субъекты политики, политическая система, государство, партии. Понятия, производные от категорий: политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическое соглашение и т.д. Закономерности, парадигмы, методы и ф-ции политологии Закономерности – объективно существующие, повторяющиеся связи явлений общ-ной жизни или этапов исторического процесса. Выделяют 3 осн. группызаконом-тей: 1. Политико-экономические – отражают соотнош-е м/у эк-ким базисом общества и полит. властью. В то же время политическая власть может обладать относительной самостоятельностью, то есть экономические отношения могут быть вторичными. 2. Политико-социальные – характеризуют развитие полит. власти как особой социальной с-мы со своей внутренней логикой и структурой. Весь вопрос заключается в том, на какие слои опирается та или иная власть. 3. Политико-психологические – отражают комплекс сущ-щих связей и отнош-й м/у личностью и властью. Парадигма – специфическая логика мыслей, которая определяет способ восприятия и интеграции действительности. Существуют парадигмы: 1. Теологическая – ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объясняет политику сугубо природной средой. 2. Социальная – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества (экономики, особенность социальной структуры, правовой культуры). 3. Рационально-критическая – ориентирует на раскрытие внутренней среды самой политологии, ее важнейших элементов, изучает природу и причину политических конфликтов. Метод – сов-ть способов и приемов в изучении политики. Все методы имеют одинаковую значимость. Методы подразделяются на 3 группы: 1. Общие методы. Здесь выделяют подходы: · социологический – связан с социальной парадигмой и предполагает выяснение зависимости политики от общества; · культурологический – ориентирует на выявление зависимости политических процессов от политической культуры; · нормативный – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства; · функциональный – требует изучения зависимости между политическими явлениями. Например, выявление зависимости между уровнем экономического развития и политическим строем; · системный – состоит в рассмотрении политики как целостного и саморегулирующегося механизма, но при этом механизм находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через понятия вход и выход; · антропологический – связан с натуралистической парадигмой и требует изучения обусловленности политики природой человека, то есть понимание человека как существа биологического; · психологический – предполагает не человека вообще, а конкретного индивида. Этот подход ориентирован на изучение субъективных механизмов политической мотивации; · критически-диалектический – ориентирует на критический анализ политики, выявление ее внутренних конфликтов как источников ее движения; · сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений. К примеру, политических систем, партий, способов реализации одних и тех же функций; · исторический – требует хронологической фиксации политических событий и фактов, выявление связей прошлого, настоящего и будущего. 2. Общелогические методы – применяются во всех науках: методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, моделирование ситуаций. 3. Методы имперических исследований (характерны для прикладной политологии). Включает: · бихевиоризм – предполагает наблюдение различных ситуаций и накопление фактов. Этот метод включает как открытую констатацию фактов, так и включенное наблюдение. Метод широко распространен в западной политологии; · контент-анализ – предполагает целенаправленное изучение письменных источников, программ, инструкций, непосредственных носителей информации. Используется при анализе политических партий. Функции политологии. 1. Познавательная, которая позволяет выяснить те или иные проблемы и служит решением различных вопросов. 2. Прикладная – помогает реализовать результаты исследования в полит. практике. 3. Методологическая – заключается в выработке способов и приемов анализа. 4. Теоретическая – закл-ся в объяснении процессов, создании теорий, накоплении значений. 5. Описательная – накопление, описание фактов политической жизни. 6. Объяснительная – поиск ответов. 7. Прогностическая. 8. Мировоззренческая. 9. Идеологическая. Политическая система в РБ. Полит. с-ма в РБ относ-ся к с-ме переходного общ-ва, т.е. формир-ся нов. обществ. отнош-я. Перех-ый хар-р носит и конституция РБ, кот. раскрыв. полит.с-му РБ. Осн. полит. институтами власти явл. двухпалатное нац. собрание. (Палата представителей и Совет министров)., президент, правительство, суд. органы. Палата предст-й рассм-ет проекты законов (законотворческая функция). Совет респ. одобряет или отклоняет реш. полаты предст-й. Исполн. власть осущ-ся правит-вом. Суды, при осущ-нии правосудия незав-мы и подчин-ся только законам. По констит-и РБ демократия осущ-ся на основании деят-ти разл. партий и орг-ций. Но идеология полит. партий не м. устан-ся в кач-ве обязат-й для граждан. Запрещается деят-ть полит. партий или орг-ций, кот. призывают к войне и насильственному свержению существующего строя, проповедуют нац, соц-ю и религ. рознь. Полит. с-ма имеет все необх. компоненты: полит. сообщество, должностные лица, правовые нормы и территории. Приняты з-ны в РБ, кот. касаются деят-ти партии (закон о полит. партиях) Типы и формы гос-в. Рассм-рим традиционные и конституц-е гос-ва. Первые – гос-ва ранней эпохи. Вторые – рез-тат сознат-го челов-го формир-я, кот. строится на основе четкой законодат-й базы и Конституции. Традиц-ые гос-ва возникли стихийно, имеют свои традиции. Марксисты делят гос-ва на: 1. рабовладельч-е, 2. феодальные 3. буржуазные Послед-е время появл-ся понятие демократич. гос-ва, где решаются проблемы всех граждан. Типы гос-ва выделяют исходя из классиф-ции полит. режимов. Форма г-ва (не тоже, что и тип)- это способ организации осущ-ния гос-ой власти. Форма состоит из 2-х эл-тов: форма гос. управл-я и форма гос. устройства. Форма правления – организация верховной гос. власти: 1. Монархия (единовластие) – форма правления, при кот. власть полностью или частично сосредоточена в руках единичного главы гос-ва (монарх, царь король, император). Сущ-т огранич-я (констит-я) и неогран-я монархия. Последняя характ-ся полным единомыслием (Саудовская Аравия, Катар). Констит-ая монархия связана с тем, что власть монарха огранич-ся констит-ей и парлам-м. Конституц-я монархия – парламентская. Она явл. выражением представ-х ф-ций и олицетворяет ед-во народа. Монарх не вмешив-ся в закон. 2. Республика («рес» - делать, «публикус» - общественный) – ф-ма правления, где глава явл-ся выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представит-го органа. Респ-ка бывает: а) Президентская хар-ся значит-ой ролью президента, кот-ый явл. и главой гос-ва и исполн-ой власти. Он выбирается независимо от парламента прямым голосованием или коллегией выборщиков. Он сам формирует правит-во, кот. ответственно перед ним, а не перед парламентом (США). б) В парламентской республике правит-во ответственно перед парл-том, который м.б. недоволен прав-вом и это м-т вызвать его отставку (ФРГ). Президент здесь осущ-т представительские и церемониальные ф-ции, он избир-ся парламентом. в) Смешанная (полупрезид-ая) респ-ка сочетает сильную презид-ю власть с эффект-ным контролем парламента за деят-тью прав-ва (Австрия, Франция, Финляндия) Формы гос-го устр-ва раскрывает террит-но-организац-ю стр-ру гос-ва (характеры взаимоотношений центральной, регион-й и местной властей). Существует 2 формы: 1. Унитарное (простое) гос-во состоит из административно-террит-х ед-ц, не обладающих собств-тью, единая правовая система и т.д. (Франция, Швеция) 2. Федерация- союз, объединение равных. Это ф-ма гос. устр-ва, состоящая из 2-х или более гос. образований (штаты, провинции, республики), кот. обладают опред. юрид, политич. самост-ю на своей террит-ии, но они часть своих полномочий передали выше (выше-США). Существ-т еще одна форма: конфедерация–это союз политич-ки самост-х гос-в, кот передают в компетенцию союза мало вопросов (оборона, внешняя политика, транспорт, связь)-Евросоюз. 17. Законодательная власть. Понятие парламента и его структура. Принятие законов. Законодательную власть чаще всего связыв-т с парламентом. Парламент как слово появился в Англии, в переводе с франц. «парле» - говорить. Парламент определяют как высший представительский орган власти, в настоящее время ещё и законодательный орган. Представительский орган – заседают представители опред-ых групп населения, представляют интересы населения. Закон-ный – принятие законов. В 16 в. в Англии появился первый парламент как компромисс м/у третьим сословием и аристократическим дворянством. Он давал советы королю, а затем стал заниматься своими ф-циями. Сущ-ет классиф-ция парламентов: 1) По структуре: однопалатные и двухпалатные. Англия – двухпалатная (палата общин и палата лордов). Палата лордов была создана специально, чтобы оградить от неожиданностей. В разных странах по-разному расписаны полномочия палат: нижняя - рассматривает, принимает законы, а верхняя – контролирует. Есть с равным статусом палаты, а есть с различным 2) По формам правления: парламентские республики. Согласно модели, правит-во ответственно перед парламентом и обладает правом вынесения доверия или не доверия правительству (ФРГ). Страны с президентской формой – парламент не обладает правом вотума недоверия правительства, но обладает правом импичмента президенту. Смешанная форма правления (парламентская и президентская системы) – парламент наделен правом вотума недоверия правительству, но у президента есть важные полномочия, связанные с деятельностью парламента (Франция). Парламент играет чисто декоративную роль (арабские страны и страны бывшего социализма – Куба, КНР, Вьетнам). Порядок формирования парламента: § Если парламент однопалатный, то он избирается гражданами; § Что касается верхней палаты, то она избирается по-разному: путём прямых выборов (США); путём многоступенчатых выборов (Франция, РБ); посредством назначения (Италия); формирование по наследственному принципу (Англия). Парламент имеет определённую стр-ру: а) парламентские комиссии: временные – созд-ся для выполнения конкретных задач; постоянные – образуются на основе пропорционально-партийного представит-ва от партийных фракций. Парламентские комиссии всегда предвар-но обсуждают законопроекты, без их мнения и заключения законопроект не м. б. поставлен на голосование. б) партийные фракции – объед-ние по партийному принципу. Фракции могут высказывать своё мнение по законопроекту, выступать инициаторами в разработке, участвовать в формировании руководящих органов. Фракции используют своё влияние при контроле за деятельностью правительства. Компетенции парламента: полномочия законодательного характера; в сфере финансов (бюджет); по контролю за деят-тью правит-ва; формирование др. органов гос-ва; определение особых полномочий парламента в опред-х областях. Сборы парламента – сессии (собрание депутатов, которые имеют прямое отношение к законод-му процессу). В законод-м процессе выделяют: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие законопроекта; промульгенция (опубликование); проверки конституцион-ти закона. Правом законодательной инициативы пользуются депутаты, глава государства, правительство. СМИ и их функции. СМИ РБ СМИ – учреждения, которые созданы для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Отличительные черты СМИ: 1. Публичность – неограниченный круг потребителей. 2. Наличие специальных технических приборов, аппаратуры. 3. Взаимодействие коммуникационных партнеров. 4. Однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к читателю, зрителю. 5. Непостоянный характер аудитории. Средства СМИ: пресса, массовые справочники, электронная пресса, радио, телевидение, Internet, звукозапись, видеозапись. Власть СМИ м. стать решающей. Их называют IV властью. Функции: 1. Политическая 2. Образовательная – сообщение гражданам опред-ых знаний 3. Социализации – усвоение человеком полит. норм, ценностей и образцов поведения 4. Функция критики и контроля. СМИ осуществляет контроль за принимаемыми реш-ми, отслеживает критику власти оппозицией. Часто могут проводиться специальные журналистские расследования 5. Артикуляция – выражение полит. интересов и интеграция полит. субъектов 6. Мобилизация – побуждение людей к действию или сознательному бездействию, отражающее их вовлечение в политику. Независимых СМИ не бывает. Они всегда выражают чьи-либо интересы. Но наличие развитых СМИ, объективно освещающих политические события, является гарантией развития демократического гос-ва. В РБ широко представлена сеть СМИ. На 1.05.2001 в РБ издается 1212 изданий, из них 806 газет. При этом 2/3 – негосударственные издания. Действует 9 неформальных агенств, 53 программы ТВ, 152 программы радиовещания. С каждым годом объем бюджетного финансирования СМИ сокращается. Количество печатных изданий сокращается по сравнению с 1990 годом. Тиражи журналов упали в 3 раза, газет – в 1,5, т.к. появился Интернет. Все издания можно разделить на 6 основных соц. типов на информационном поле: 1. Гос-е СМИ, создаваемые и финансируемые органами гос. власти и управления (5 известных центральных газет + областные + районные издания). «СБ» (500 тыс. экземпляров), «Рэспублика», «Белорусская нива» - газета агропромышленного комплекса (учредитель – Совет министров РБ), «Народная газета» (вопросы парламентской деятельности), «Звязда» (ориентирована на белорусскоязычное население) 2. Государственно-общественные СМИ: «Чырвоная змена», «Знамя юности» 3. СМИ организаций и структур гражданских обществ 4. Альтернативные СМИ, которые финансируются негос-ми структурами: «Белорусская газета», «Белорусы и рынок», «Экономическая газета» 5. СМИ коммерческого характера 6. СМИ неполитических структур и организаций, кот-е имеют узкую специализацию. Неотъемлемыми инфраструктурными элементами СМИ РБ является Белпочта и Белсоюзпечать. Белпочта – крупнейший распространитель изданий. Это 730 городских отделений связи, 118 районных и более 3000 сельских. Белсоюзпечать – распространение через розничную торговую сеть (1300 торговых точек) Существует система взаимодействия государства и СМИ. Его осуществляет Министерство информации. Оно занимается производством печатной продукции. В его ведении находится 455 полиграфических предприятий. Гос. регулирование и взаимодействие государства и СМИ осуществляет пресс-служба, глава государства, общественный пресс-центр дома прессы, пресс-службы при Министерствах. Национальный пресс-центр РБ осуществляет организацию конференций, выездных пресс-мероприятий, а также анализ событий в мире, стране, обзор прессы. Выходит бюллетень «Навiны дня». Либерализм и неолиберализм. Фундаментальный принцип либеральной идеологии - свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его проявлениях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинство человеческой личности и терпимости ко взглядом и убеждениям других людей. Основными политическими идеями сторонников либерализма были и остаются существование определенных «естественных» прав человека на жизнь, свободу, частную собственность, создание государства на основе общего консенсуса с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека; договорной характер отношений между государством и индивидом; ограничения объема и сфер деятельности государства; защищенность, прежде всего от произвола государства, частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни. На раннем этапе развития либеральной идеологии была выдвинута идея «государства-ночного сторожа», суть которой состоит в том, что оно должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими развитие частного предпринимательства, охрана порядка и защиту страны от внешней опасности. Не случайно именно в либеральной идеологии выдвинута идея приоритета гражданского общества над государством. В экономической сфере идеология либерализма основывается на отождествлении свободы и частной собственности, которая рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. В духовной области либералами провозглашается свобода взглядов, свобода совести, свобода волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества является индивидуализм, опоры на собственные силы, а не расчета благотворительность и гарантии государства. Либеральное мировоззрение можно в целом характеризовать как антиэтатистское, т.е. отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь. Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг, ХХ в. Неолибералы выступают за государственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образования, дальнейшие расширение системы социального обеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Они отдают предпочтение государственному сектору в экономике. Неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти, т.е. речь идет о консенсусе управляющих и управляемых. По мнению либералов, подлинная демократия-это не правление народа, а свободная конкуренция между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей. Неолибералы ввели свое понимание справедливости. Это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права, все остальное зависит от самого человека. Национализм и фашизм Национализм в его современном понимании зародился в 18 в. Это форма протеста униженной нации против нации угнетающей. Национализм заимствовал элементы от социал-демократизма. Национал-социализм поддерживал немецкую аристократию, кот-я была обижена рез-тами Первой мир. войны. Гитлер сыграл на псевдопатриотических чувства германцах. Был сделан вывод об исключительности арийской нации и ее право на жизненное пространство. Гитлеровской нации характерен антисемизм. В современном мире при уважении гос-вом прав человека, обеспечение равноправия всех наций, учета их специфических интересов в условиях нарастания интеграционных процессов, националистическая идеология утрачивает прогрессивность гуманного содержания. Националистические идеи существуют сегодня в некоторых заподноевропейских странах. В реальной политике национализм проявляется в различных формах от псевдодемократического этнократизма до откровенного фашизма. Фашизм – крайняя форма национализма. Фашизм трактует нацию как высшую общность, основанную на единстве крови. При этом все нации делятся на высшие и низшие и первые должны господствовать над другими, безжалостно их подавлять, идти вплоть до физического уничтожения. Классический фашизм зародился в Италии а 20-е гг. и происходит от слова fashio – пучек. 48. Сущность и понятие МО. Осн. м\дународ. орг-ции (м\о). Международ. отношения – сов-ть эк, полит, идеологич, правовых, дипломатич. и иных связей и взаимоотношений м\у гос-вами,осн полит силами и орг-циями. Признаки МО: 1. стихийн хар-р м\днар полит пр-са, для кот-го хар-но мн-во тенденций и мнений 2. охват всех сфер жизнедеят-ти общ-ва и вкл-е в МО разных субъектов политики 3. отсутст-е единщго властного центра и наличие мн-ва суверенных центров принятия решений. Гл значение имеют не з-ны, а договорные соглашения о сотрудничествеве. МО развёрт-ся и сущ на разл уровнях по вертикали и появл-ся на разл уровнях по горизонтали. По вертикали: глоб МО (м\у системой гос-в, крупными державами) отражают мировой полит. пр-с в целом; регион отношения – м\у гос-вами опред. полит региона во всех областях жизнед-ти общ-ва; отнош-я конкетнойр полит. ситуации – м\б разнообр, но всегда носят конкретный историч. хар-р, т.е. они вкл-ют в себя различ. типы отнош-й и могут втягивать в свою сферу неск-ко гос-в. По горизонтали: коалиц и межкоалиц (кот реализ ч\з взаимоотнош-я групп гос-в и м\о); групповые отнош-я; двусторонние отнош-я (наиб. распростр-й вид взаимоотн-ний м\у 2 гос-вами,орг-циями) Виды МО: – политические(играют главн. роль, т.к. объедияют все виды отнош-й, они устан-ют принципы взаимоотнош-й м\у гос-вами, гарантир безоп-ть) – эк-киеи научно - технич-е (призваны обеспечить защиту эк. интересов и влияют на форм-ние мир рынка и м\днар разделение труда) – правовые (регулируют взаимоотнош-я участников м\днар общения соотв-ми правовыми нормами и правилами и др.(морское торговое право, арбитраж, дипломат право)) – военно - стратегические (прямое или опосредованное наращивание военно-стратегич. отнош-й м\у гос-вами) – культурные(раскрывают пр-сы интернационал. обществ-й жизни, взаимопроникновение и обогащение культур, взаимоотн-я в области образ-я,в развитии СМИ) Все виды МО могут сущ-ть в различ. формах: орг-ции, соглаш-я, блоки, союзы, культурные гастроли, обмены. Неотъемлемым аспектом МО явл международ. орг-ции - постоянные объедин-я межправительственного и неправит-го хар-ра, кот созд-ся на основе м\днар соглашения (устава, статуса). Разделяются на: межправит-ные (ООН,ЮНЕСКО), неправит-еые (вкл-ют в себя нац. обществ-ные орг-ции – всемирная федерация профсоюзов, ВОЗ, Greenpeace). Политические технологии. Задачи, которые ставятся в политике решаются по-разному. В зависимости от того, как решаются эти задачи, осуществляется содержание политических процессов, можно говорить о технологическом уровне анализа и реализации политики. Политические технологии – совокупность применяемых субъектами знаний и способов деятельности, направляемых на оптимальное и эффективное решение конкретных задач. В чем причины существования различных политических технологий? Общей причиной ПТ – это потребность человека в более рациональном, экономическом и эффективном способе реализации конкретных целей. Это дает возможность сберечь ресурсы, достичь большего эффекта и активизировать взаимоотношения власти и общества. В любой пол-кой технол-и можно выделить 3 важных компонента: 1) специфические знания, 2) приемы,процедуры,сп-бы действий, 3) разл-е технико-ресурсные компоненты. Пол-кие технол-и воплощают особый сп-б отраж-я действ-сти, на основе кот. происходит поиск средств и сп-бов эф-го решения проблем. Здесь знания отражают не действ-сть, а нек. проблему, кот-я стоит перед субъектом. Поэтому правильно говорить не о научном знании, а о технологическом. Роль знаний сводится к выяснению тенденций, кот.сущ-ют в общ-ве. Научное знание рассм-ет практику, а технол-ое–отдельный компонент действ-сти. В технол-ом знании различают 3 позиции: 1) Знания того,кто занимается специализ-ной оценкой. 2) Знания того,кто четко ставит конкретные цели. 3) Знания того,кто действует на стадии практического решения задачи. Приемы и сп-бы действия м.б. разные и зависят от конкретных целей (приемы согласования,поиск компромисса). Важную роль играет наличие инф-ции, фин-х и администр-х рес-сов. При реал-ции гос-ой пол-ки невозможно обойтись без технических стр-р, кот. обеспеч-ют защиту гос-ных тайн. От рес-сов зависит успех в избирательной компании (от фин-х, администр-х, информ-х, людских рес-сов). Т.о, наличие разл-х сп-бов, приемов деят-ти, технич. рес-сов может увеличить эф-ть пол-ких технологий. Процесс формирования полит. технологии специфичен, имеет свою политику и направлен на выработку конкретных рекомендаций. Эти рекомендации предполагаю консультирование. Рекомендации формируются вокруг цепочки: сбор информации – диагностика ситуации – оценка проблемы – проектно-прогнозные операции – выработка цели – определение последовательности действий – формулировка рекомендаций – практическое применение технологий. Эта цепочка наз-ся политический анализ. Он формирует основные требования к изучению конкретных полит. проблем, к поиску наиб. приемлемых реш-й. Полит. анализом д. заниматься специалисты, эксперты. Они должны учитывать ряд особенностей: 1. Полит. анализ д. исходить из конкретной реальной ситуации, кот-я не может иметь аналогов. Полит. анализ д. определять причины возникшей проблемы, динамику ее развития и реш-я. 2. Полит. анализ может выявлять разные проблемы и поэтому – разные решения. Большую роль играет заказчик. Аналитики д. сводить научность оценки и интересы клиента. Нужно иметь ввиду, что, желая угодить клиенту аналитик может дать заказчику далекие от реальности прогнозы. 3. Политический анализ назвал решение некоторых универсальных задач: · выявление внешнего и внутреннего контекста условий существования проблемы, определение их масштабов и границ; · выявление расстановки политических сил, их идеологического содержания и отношение к различным вопросам; · выявление ресурса действующих лиц или групп; · уточнение реально сложившихся норм и регламентов деятельности к кот. придерживаются субъекты; · выявление причин влияющих на поведение субъектов; · выявление конкретных акций субъектов и эф-ти их действий; · определение последствий произошедших и происходящих событий. В полит. анализе исп-ся следующие методы: 1. м-д инвестиционного анализа: полит. процесс рассматривается в качестве ряда событий; 2. м-д корреляции анализа: он рассм-ет различные связи м/у постоянными и переменными факторами события; 3. полит. анализ изучает зависимость внеш. и внутр. факторов друг от друга; 4. м-д контект. анализа: анализ прессы, интервью, опросы, общ-го мнения. Процессы полит. анализа включают этапы: · начальный этап: концептуализация проблемы, рассматривая ситуацию с точки зрения ее влияния на реализацию интересов субъектов; · моделир-ние проблем: выраб-ка представлений, ценностное восприятие проблем; · составление проблемы исследования, накопление факторов; · выбор методов использования программы; · само исследование программы; · выработка окончательных советов, установок. Предмет и структура политологии. Основные понятия и категории. «Политик» – государственные, общественные дела, «логос» – слово, смысл, учение. Происхождение термина связано с др. Греческим городом-государством – полисом. Полис – сложившаяся форма общественного устройства, ставшая прототипом современного государства. В науке выделяют 3 осн-ых опред-я политики: 1. Социологическое опред-е: политика – соперничество определенных общественных групп, классов за реализацию своих интересов. 2. Субстанциональное опр-е: политика – сов-ть действий, направленных на власть. 3. Научно-сконструированная трактовка: политика – процесс постановки, принятия решений и их практическая реализация, обязательная для всего общества. Политика – деятельность социальных групп и индивидуумов, направленная на: 1. осознание и представление различных интересов 2. выработку обязательных для всего общества решений 3. реализацию этих решений с помощью гос. власти Политология – наука, которая изучает закономерность становления и развития политической власти, наука о политике, формах и методах функционирования власти в обществе. В структуре политики выделяют разделы: 1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает глав-е философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти. 2. Теория полит. с-м и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения). 3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений. 4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания. 5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами. Политология разделяется на теоретическую – общие вопросы политического развития; прикладную – исследование конкретной деятельности политических субъектов и политических ситуаций. Для политологии характерны понятия и категории. Категория – положение, которое изучает глобальные связи. Категории: политика, политическая власть, субъекты политики, политическая система, государство, партии. Понятия, производные от категорий: политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическое соглашение и т.д. Закономерности, парадигмы, методы и ф-ции политологии Закономерности – объективно существующие, повторяющиеся связи явлений общ-ной жизни или этапов исторического процесса. Выделяют 3 осн. группызаконом-тей: 1. Политико-экономические – отражают соотнош-е м/у эк-ким базисом общества и полит. властью. В то же время политическая власть может обладать относительной самостоятельностью, то есть экономические отношения могут быть вторичными. 2. Политико-социальные – характеризуют развитие полит. власти как особой социальной с-мы со своей внутренней логикой и структурой. Весь вопрос заключается в том, на какие слои опирается та или иная власть. 3. Политико-психологические – отражают комплекс сущ-щих связей и отнош-й м/у личностью и властью. Парадигма – специфическая логика мыслей, которая определяет способ восприятия и интеграции действительности. Существуют парадигмы: 1. Теологическая – ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объясняет политику сугубо природной средой. 2. Социальная – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества (экономики, особенность социальной структуры, правовой культуры). 3. Рационально-критическая – ориентирует на раскрытие внутренней среды самой политологии, ее важнейших элементов, изучает природу и причину политических конфликтов. Метод – сов-ть способов и приемов в изучении политики. Все методы имеют одинаковую значимость. Методы подразделяются на 3 группы: 1. Общие методы. Здесь выделяют подходы: · социологический – связан с социальной парадигмой и предполагает выяснение зависимости политики от общества; · культурологический – ориентирует на выявление зависимости политических процессов от политической культуры; · нормативный – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства; · функциональный – требует изучения зависимости между политическими явлениями. Например, выявление зависимости между уровнем экономического развития и политическим строем; · системный – состоит в рассмотрении политики как целостного и саморегулирующегося механизма, но при этом механизм находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через понятия вход и выход; · антропологический – связан с натуралистической парадигмой и требует изучения обусловленности политики природой человека, то есть понимание человека как существа биологического; · психологический – предполагает не человека вообще, а конкретного индивида. Этот подход ориентирован на изучение субъективных механизмов политической мотивации; · критически-диалектический – ориентирует на критический анализ политики, выявление ее внутренних конфликтов как источников ее движения; · сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений. К примеру, политических систем, партий, способов реализации одних и тех же функций; · исторический – требует хронологической фиксации политических событий и фактов, выявл
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.206 (0.013 с.) |