Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности, парадигмы, методы и ф-ции политологииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Предмет и структура политологии. Основные понятия и категории. «Политик» – государственные, общественные дела, «логос» – слово, смысл, учение. Происхождение термина связано с др. Греческим городом-государством – полисом. Полис – сложившаяся форма общественного устройства, ставшая прототипом современного государства. В науке выделяют 3 осн-ых опред-я политики: 1. Социологическое опред-е: политика – соперничество определенных общественных групп, классов за реализацию своих интересов. 2. Субстанциональное опр-е: политика – сов-ть действий, направленных на власть. 3. Научно-сконструированная трактовка: политика – процесс постановки, принятия решений и их практическая реализация, обязательная для всего общества. Политика – деятельность социальных групп и индивидуумов, направленная на: 1. осознание и представление различных интересов 2. выработку обязательных для всего общества решений 3. реализацию этих решений с помощью гос. власти Политология – наука, которая изучает закономерность становления и развития политической власти, наука о политике, формах и методах функционирования власти в обществе. В структуре политики выделяют разделы: 1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает глав-е философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти. 2. Теория полит. с-м и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения). 3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений. 4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания. 5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами. Политология разделяется на теоретическую – общие вопросы политического развития; прикладную – исследование конкретной деятельности политических субъектов и политических ситуаций. Для политологии характерны понятия и категории. Категория – положение, которое изучает глобальные связи. Категории: политика, политическая власть, субъекты политики, политическая система, государство, партии. Понятия, производные от категорий: политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическое соглашение и т.д. Закономерности, парадигмы, методы и ф-ции политологии Закономерности – объективно существующие, повторяющиеся связи явлений общ-ной жизни или этапов исторического процесса. Выделяют 3 осн. группызаконом-тей: 1. Политико-экономические – отражают соотнош-е м/у эк-ким базисом общества и полит. властью. В то же время политическая власть может обладать относительной самостоятельностью, то есть экономические отношения могут быть вторичными. 2. Политико-социальные – характеризуют развитие полит. власти как особой социальной с-мы со своей внутренней логикой и структурой. Весь вопрос заключается в том, на какие слои опирается та или иная власть. 3. Политико-психологические – отражают комплекс сущ-щих связей и отнош-й м/у личностью и властью. Парадигма – специфическая логика мыслей, которая определяет способ восприятия и интеграции действительности. Существуют парадигмы: 1. Теологическая – ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объясняет политику сугубо природной средой. 2. Социальная – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества (экономики, особенность социальной структуры, правовой культуры). 3. Рационально-критическая – ориентирует на раскрытие внутренней среды самой политологии, ее важнейших элементов, изучает природу и причину политических конфликтов. Метод – сов-ть способов и приемов в изучении политики. Все методы имеют одинаковую значимость. Методы подразделяются на 3 группы: 1. Общие методы. Здесь выделяют подходы: · социологический – связан с социальной парадигмой и предполагает выяснение зависимости политики от общества; · культурологический – ориентирует на выявление зависимости политических процессов от политической культуры; · нормативный – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства; · функциональный – требует изучения зависимости между политическими явлениями. Например, выявление зависимости между уровнем экономического развития и политическим строем; · системный – состоит в рассмотрении политики как целостного и саморегулирующегося механизма, но при этом механизм находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через понятия вход и выход; · антропологический – связан с натуралистической парадигмой и требует изучения обусловленности политики природой человека, то есть понимание человека как существа биологического; · психологический – предполагает не человека вообще, а конкретного индивида. Этот подход ориентирован на изучение субъективных механизмов политической мотивации; · критически-диалектический – ориентирует на критический анализ политики, выявление ее внутренних конфликтов как источников ее движения; · сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений. К примеру, политических систем, партий, способов реализации одних и тех же функций; · исторический – требует хронологической фиксации политических событий и фактов, выявление связей прошлого, настоящего и будущего. 2. Общелогические методы – применяются во всех науках: методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, моделирование ситуаций. 3. Методы имперических исследований (характерны для прикладной политологии). Включает: · бихевиоризм – предполагает наблюдение различных ситуаций и накопление фактов. Этот метод включает как открытую констатацию фактов, так и включенное наблюдение. Метод широко распространен в западной политологии; · контент-анализ – предполагает целенаправленное изучение письменных источников, программ, инструкций, непосредственных носителей информации. Используется при анализе политических партий. Функции политологии. 1. Познавательная, которая позволяет выяснить те или иные проблемы и служит решением различных вопросов. 2. Прикладная – помогает реализовать результаты исследования в полит. практике. 3. Методологическая – заключается в выработке способов и приемов анализа. 4. Теоретическая – закл-ся в объяснении процессов, создании теорий, накоплении значений. 5. Описательная – накопление, описание фактов политической жизни. 6. Объяснительная – поиск ответов. 7. Прогностическая. 8. Мировоззренческая. 9. Идеологическая. Политическая система в РБ. Полит. с-ма в РБ относ-ся к с-ме переходного общ-ва, т.е. формир-ся нов. обществ. отнош-я. Перех-ый хар-р носит и конституция РБ, кот. раскрыв. полит.с-му РБ. Осн. полит. институтами власти явл. двухпалатное нац. собрание. (Палата представителей и Совет министров)., президент, правительство, суд. органы. Палата предст-й рассм-ет проекты законов (законотворческая функция). Совет респ. одобряет или отклоняет реш. полаты предст-й. Исполн. власть осущ-ся правит-вом. Суды, при осущ-нии правосудия незав-мы и подчин-ся только законам. По констит-и РБ демократия осущ-ся на основании деят-ти разл. партий и орг-ций. Но идеология полит. партий не м. устан-ся в кач-ве обязат-й для граждан. Запрещается деят-ть полит. партий или орг-ций, кот. призывают к войне и насильственному свержению существующего строя, проповедуют нац, соц-ю и религ. рознь. Полит. с-ма имеет все необх. компоненты: полит. сообщество, должностные лица, правовые нормы и территории. Приняты з-ны в РБ, кот. касаются деят-ти партии (закон о полит. партиях) Типы и формы гос-в. Рассм-рим традиционные и конституц-е гос-ва. Первые – гос-ва ранней эпохи. Вторые – рез-тат сознат-го челов-го формир-я, кот. строится на основе четкой законодат-й базы и Конституции. Традиц-ые гос-ва возникли стихийно, имеют свои традиции. Марксисты делят гос-ва на: 1. рабовладельч-е, 2. феодальные 3. буржуазные Послед-е время появл-ся понятие демократич. гос-ва, где решаются проблемы всех граждан. Типы гос-ва выделяют исходя из классиф-ции полит. режимов. Форма г-ва (не тоже, что и тип)- это способ организации осущ-ния гос-ой власти. Форма состоит из 2-х эл-тов: форма гос. управл-я и форма гос. устройства. Форма правления – организация верховной гос. власти: 1. Монархия (единовластие) – форма правления, при кот. власть полностью или частично сосредоточена в руках единичного главы гос-ва (монарх, царь король, император). Сущ-т огранич-я (констит-я) и неогран-я монархия. Последняя характ-ся полным единомыслием (Саудовская Аравия, Катар). Констит-ая монархия связана с тем, что власть монарха огранич-ся констит-ей и парлам-м. Конституц-я монархия – парламентская. Она явл. выражением представ-х ф-ций и олицетворяет ед-во народа. Монарх не вмешив-ся в закон. 2. Республика («рес» - делать, «публикус» - общественный) – ф-ма правления, где глава явл-ся выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представит-го органа. Респ-ка бывает: а) Президентская хар-ся значит-ой ролью президента, кот-ый явл. и главой гос-ва и исполн-ой власти. Он выбирается независимо от парламента прямым голосованием или коллегией выборщиков. Он сам формирует правит-во, кот. ответственно перед ним, а не перед парламентом (США). б) В парламентской республике правит-во ответственно перед парл-том, который м.б. недоволен прав-вом и это м-т вызвать его отставку (ФРГ). Президент здесь осущ-т представительские и церемониальные ф-ции, он избир-ся парламентом. в) Смешанная (полупрезид-ая) респ-ка сочетает сильную презид-ю власть с эффект-ным контролем парламента за деят-тью прав-ва (Австрия, Франция, Финляндия) Формы гос-го устр-ва раскрывает террит-но-организац-ю стр-ру гос-ва (характеры взаимоотношений центральной, регион-й и местной властей). Существует 2 формы: 1. Унитарное (простое) гос-во состоит из административно-террит-х ед-ц, не обладающих собств-тью, единая правовая система и т.д. (Франция, Швеция) 2. Федерация- союз, объединение равных. Это ф-ма гос. устр-ва, состоящая из 2-х или более гос. образований (штаты, провинции, республики), кот. обладают опред. юрид, политич. самост-ю на своей террит-ии, но они часть своих полномочий передали выше (выше-США). Существ-т еще одна форма: конфедерация–это союз политич-ки самост-х гос-в, кот передают в компетенцию союза мало вопросов (оборона, внешняя политика, транспорт, связь)-Евросоюз. 17. Законодательная власть. Понятие парламента и его структура. Принятие законов. Законодательную власть чаще всего связыв-т с парламентом. Парламент как слово появился в Англии, в переводе с франц. «парле» - говорить. Парламент определяют как высший представительский орган власти, в настоящее время ещё и законодательный орган. Представительский орган – заседают представители опред-ых групп населения, представляют интересы населения. Закон-ный – принятие законов. В 16 в. в Англии появился первый парламент как компромисс м/у третьим сословием и аристократическим дворянством. Он давал советы королю, а затем стал заниматься своими ф-циями. Сущ-ет классиф-ция парламентов: 1) По структуре: однопалатные и двухпалатные. Англия – двухпалатная (палата общин и палата лордов). Палата лордов была создана специально, чтобы оградить от неожиданностей. В разных странах по-разному расписаны полномочия палат: нижняя - рассматривает, принимает законы, а верхняя – контролирует. Есть с равным статусом палаты, а есть с различным 2) По формам правления: парламентские республики. Согласно модели, правит-во ответственно перед парламентом и обладает правом вынесения доверия или не доверия правительству (ФРГ). Страны с президентской формой – парламент не обладает правом вотума недоверия правительства, но обладает правом импичмента президенту. Смешанная форма правления (парламентская и президентская системы) – парламент наделен правом вотума недоверия правительству, но у президента есть важные полномочия, связанные с деятельностью парламента (Франция). Парламент играет чисто декоративную роль (арабские страны и страны бывшего социализма – Куба, КНР, Вьетнам). Порядок формирования парламента: § Если парламент однопалатный, то он избирается гражданами; § Что касается верхней палаты, то она избирается по-разному: путём прямых выборов (США); путём многоступенчатых выборов (Франция, РБ); посредством назначения (Италия); формирование по наследственному принципу (Англия). Парламент имеет определённую стр-ру: а) парламентские комиссии: временные – созд-ся для выполнения конкретных задач; постоянные – образуются на основе пропорционально-партийного представит-ва от партийных фракций. Парламентские комиссии всегда предвар-но обсуждают законопроекты, без их мнения и заключения законопроект не м. б. поставлен на голосование. б) партийные фракции – объед-ние по партийному принципу. Фракции могут высказывать своё мнение по законопроекту, выступать инициаторами в разработке, участвовать в формировании руководящих органов. Фракции используют своё влияние при контроле за деятельностью правительства. Компетенции парламента: полномочия законодательного характера; в сфере финансов (бюджет); по контролю за деят-тью правит-ва; формирование др. органов гос-ва; определение особых полномочий парламента в опред-х областях. Сборы парламента – сессии (собрание депутатов, которые имеют прямое отношение к законод-му процессу). В законод-м процессе выделяют: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие законопроекта; промульгенция (опубликование); проверки конституцион-ти закона. Правом законодательной инициативы пользуются депутаты, глава государства, правительство. СМИ и их функции. СМИ РБ СМИ – учреждения, которые созданы для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Отличительные черты СМИ: 1. Публичность – неограниченный круг потребителей. 2. Наличие специальных технических приборов, аппаратуры. 3. Взаимодействие коммуникационных партнеров. 4. Однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к читателю, зрителю. 5. Непостоянный характер аудитории. Средства СМИ: пресса, массовые справочники, электронная пресса, радио, телевидение, Internet, звукозапись, видеозапись. Власть СМИ м. стать решающей. Их называют IV властью. Функции: 1. Политическая 2. Образовательная – сообщение гражданам опред-ых знаний 3. Социализации – усвоение человеком полит. норм, ценностей и образцов поведения 4. Функция критики и контроля. СМИ осуществляет контроль за принимаемыми реш-ми, отслеживает критику власти оппозицией. Часто могут проводиться специальные журналистские расследования 5. Артикуляция – выражение полит. интересов и интеграция полит. субъектов 6. Мобилизация – побуждение людей к действию или сознательному бездействию, отражающее их вовлечение в политику. Независимых СМИ не бывает. Они всегда выражают чьи-либо интересы. Но наличие развитых СМИ, объективно освещающих политические события, является гарантией развития демократического гос-ва. В РБ широко представлена сеть СМИ. На 1.05.2001 в РБ издается 1212 изданий, из них 806 газет. При этом 2/3 – негосударственные издания. Действует 9 неформальных агенств, 53 программы ТВ, 152 программы радиовещания. С каждым годом объем бюджетного финансирования СМИ сокращается. Количество печатных изданий сокращается по сравнению с 1990 годом. Тиражи журналов упали в 3 раза, газет – в 1,5, т.к. появился Интернет. Все издания можно разделить на 6 основных соц. типов на информационном поле: 1. Гос-е СМИ, создаваемые и финансируемые органами гос. власти и управления (5 известных центральных газет + областные + районные издания). «СБ» (500 тыс. экземпляров), «Рэспублика», «Белорусская нива» - газета агропромышленного комплекса (учредитель – Совет министров РБ), «Народная газета» (вопросы парламентской деятельности), «Звязда» (ориентирована на белорусскоязычное население) 2. Государственно-общественные СМИ: «Чырвоная змена», «Знамя юности» 3. СМИ организаций и структур гражданских обществ 4. Альтернативные СМИ, которые финансируются негос-ми структурами: «Белорусская газета», «Белорусы и рынок», «Экономическая газета» 5. СМИ коммерческого характера 6. СМИ неполитических структур и организаций, кот-е имеют узкую специализацию. Неотъемлемыми инфраструктурными элементами СМИ РБ является Белпочта и Белсоюзпечать. Белпочта – крупнейший распространитель изданий. Это 730 городских отделений связи, 118 районных и более 3000 сельских. Белсоюзпечать – распространение через розничную торговую сеть (1300 торговых точек) Существует система взаимодействия государства и СМИ. Его осуществляет Министерство информации. Оно занимается производством печатной продукции. В его ведении находится 455 полиграфических предприятий. Гос. регулирование и взаимодействие государства и СМИ осуществляет пресс-служба, глава государства, общественный пресс-центр дома прессы, пресс-службы при Министерствах. Национальный пресс-центр РБ осуществляет организацию конференций, выездных пресс-мероприятий, а также анализ событий в мире, стране, обзор прессы. Выходит бюллетень «Навiны дня». Либерализм и неолиберализм. Фундаментальный принцип либеральной идеологии - свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его проявлениях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинство человеческой личности и терпимости ко взглядом и убеждениям других людей. Основными политическими идеями сторонников либерализма были и остаются существование определенных «естественных» прав человека на жизнь, свободу, частную собственность, создание государства на основе общего консенсуса с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека; договорной характер отношений между государством и индивидом; ограничения объема и сфер деятельности государства; защищенность, прежде всего от произвола государства, частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни. На раннем этапе развития либеральной идеологии была выдвинута идея «государства-ночного сторожа», суть которой состоит в том, что оно должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими развитие частного предпринимательства, охрана порядка и защиту страны от внешней опасности. Не случайно именно в либеральной идеологии выдвинута идея приоритета гражданского общества над государством. В экономической сфере идеология либерализма основывается на отождествлении свободы и частной собственности, которая рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека. В духовной области либералами провозглашается свобода взглядов, свобода совести, свобода волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества является индивидуализм, опоры на собственные силы, а не расчета благотворительность и гарантии государства. Либеральное мировоззрение можно в целом характеризовать как антиэтатистское, т.е. отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь. Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг, ХХ в. Неолибералы выступают за государственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образования, дальнейшие расширение системы социального обеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Они отдают предпочтение государственному сектору в экономике. Неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти, т.е. речь идет о консенсусе управляющих и управляемых. По мнению либералов, подлинная демократия-это не правление народа, а свободная конкуренция между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей. Неолибералы ввели свое понимание справедливости. Это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права, все остальное зависит от самого человека. Национализм и фашизм Национализм в его современном понимании зародился в 18 в. Это форма протеста униженной нации против нации угнетающей. Национализм заимствовал элементы от социал-демократизма. Национал-социализм поддерживал немецкую аристократию, кот-я была обижена рез-тами Первой мир. войны. Гитлер сыграл на псевдопатриотических чувства германцах. Был сделан вывод об исключительности арийской нации и ее право на жизненное пространство. Гитлеровской нации характерен антисемизм. В современном мире при уважении гос-вом прав человека, обеспечение равноправия всех наций, учета их специфических интересов в условиях нарастания интеграционных процессов, националистическая идеология утрачивает прогрессивность гуманного содержания. Националистические идеи существуют сегодня в некоторых заподноевропейских странах. В реальной политике национализм проявляется в различных формах от псевдодемократического этнократизма до откровенного фашизма. Фашизм – крайняя форма национализма. Фашизм трактует нацию как высшую общность, основанную на единстве крови. При этом все нации делятся на высшие и низшие и первые должны господствовать над другими, безжалостно их подавлять, идти вплоть до физического уничтожения. Классический фашизм зародился в Италии а 20-е гг. и происходит от слова fashio – пучек. 48. Сущность и понятие МО. Осн. м\дународ. орг-ции (м\о). Международ. отношения – сов-ть эк, полит, идеологич, правовых, дипломатич. и иных связей и взаимоотношений м\у гос-вами,осн полит силами и орг-циями. Признаки МО: 1. стихийн хар-р м\днар полит пр-са, для кот-го хар-но мн-во тенденций и мнений 2. охват всех сфер жизнедеят-ти общ-ва и вкл-е в МО разных субъектов политики 3. отсутст-е единщго властного центра и наличие мн-ва суверенных центров принятия решений. Гл значение имеют не з-ны, а договорные соглашения о сотрудничествеве. МО развёрт-ся и сущ на разл уровнях по вертикали и появл-ся на разл уровнях по горизонтали. По вертикали: глоб МО (м\у системой гос-в, крупными державами) отражают мировой полит. пр-с в целом; регион отношения – м\у гос-вами опред. полит региона во всех областях жизнед-ти общ-ва; отнош-я конкетнойр полит. ситуации – м\б разнообр, но всегда носят конкретный историч. хар-р, т.е. они вкл-ют в себя различ. типы отнош-й и могут втягивать в свою сферу неск-ко гос-в. По горизонтали: коалиц и межкоалиц (кот реализ ч\з взаимоотнош-я групп гос-в и м\о); групповые отнош-я; двусторонние отнош-я (наиб. распростр-й вид взаимоотн-ний м\у 2 гос-вами,орг-циями) Виды МО: – политические(играют главн. роль, т.к. объедияют все виды отнош-й, они устан-ют принципы взаимоотнош-й м\у гос-вами, гарантир безоп-ть) – эк-киеи научно - технич-е (призваны обеспечить защиту эк. интересов и влияют на форм-ние мир рынка и м\днар разделение труда) – правовые (регулируют взаимоотнош-я участников м\днар общения соотв-ми правовыми нормами и правилами и др.(морское торговое право, арбитраж, дипломат право)) – военно - стратегические (прямое или опосредованное наращивание военно-стратегич. отнош-й м\у гос-вами) – культурные(раскрывают пр-сы интернационал. обществ-й жизни, взаимопроникновение и обогащение культур, взаимоотн-я в области образ-я,в развитии СМИ) Все виды МО могут сущ-ть в различ. формах: орг-ции, соглаш-я, блоки, союзы, культурные гастроли, обмены. Неотъемлемым аспектом МО явл международ. орг-ции - постоянные объедин-я межправительственного и неправит-го хар-ра, кот созд-ся на основе м\днар соглашения (устава, статуса). Разделяются на: межправит-ные (ООН,ЮНЕСКО), неправит-еые (вкл-ют в себя нац. обществ-ные орг-ции – всемирная федерация профсоюзов, ВОЗ, Greenpeace). Политические технологии. Задачи, которые ставятся в политике решаются по-разному. В зависимости от того, как решаются эти задачи, осуществляется содержание политических процессов, можно говорить о технологическом уровне анализа и реализации политики. Политические технологии – совокупность применяемых субъектами знаний и способов деятельности, направляемых на оптимальное и эффективное решение конкретных задач. В чем причины существования различных политических технологий? Общей причиной ПТ – это потребность человека в более рациональном, экономическом и эффективном способе реализации конкретных целей. Это дает возможность сберечь ресурсы, достичь большего эффекта и активизировать взаимоотношения власти и общества. В любой пол-кой технол-и можно выделить 3 важных компонента: 1) специфические знания, 2) приемы,процедуры,сп-бы действий, 3) разл-е технико-ресурсные компоненты. Пол-кие технол-и воплощают особый сп-б отраж-я действ-сти, на основе кот. происходит поиск средств и сп-бов эф-го решения проблем. Здесь знания отражают не действ-сть, а нек. проблему, кот-я стоит перед субъектом. Поэтому правильно говорить не о научном знании, а о технологическом. Роль знаний сводится к выяснению тенденций, кот.сущ-ют в общ-ве. Научное знание рассм-ет практику, а технол-ое–отдельный компонент действ-сти. В технол-ом знании различают 3 позиции: 1) Знания того,кто занимается специализ-ной оценкой. 2) Знания того,кто четко ставит конкретные цели. 3) Знания того,кто действует на стадии практического решения задачи. Приемы и сп-бы действия м.б. разные и зависят от конкретных целей (приемы согласования,поиск компромисса). Важную роль играет наличие инф-ции, фин-х и администр-х рес-сов. При реал-ции гос-ой пол-ки невозможно обойтись без технических стр-р, кот. обеспеч-ют защиту гос-ных тайн. От рес-сов зависит успех в избирательной компании (от фин-х, администр-х, информ-х, людских рес-сов). Т.о, наличие разл-х сп-бов, приемов деят-ти, технич. рес-сов может увеличить эф-ть пол-ких технологий. Процесс формирования полит. технологии специфичен, имеет свою политику и направлен на выработку конкретных рекомендаций. Эти рекомендации предполагаю консультирование. Рекомендации формируются вокруг цепочки: сбор информации – диагностика ситуации – оценка проблемы – проектно-прогнозные операции – выработка цели – определение последовательности действий – формулировка рекомендаций – практическое применение технологий. Эта цепочка наз-ся политический анализ. Он формирует основные требования к изучению конкретных полит. проблем, к поиску наиб. приемлемых реш-й. Полит. анализом д. заниматься специалисты, эксперты. Они должны учитывать ряд особенностей: 1. Полит. анализ д. исходить из конкретной реальной ситуации, кот-я не может иметь аналогов. Полит. анализ д. определять причины возникшей проблемы, динамику ее развития и реш-я. 2. Полит. анализ может выявлять разные проблемы и поэтому – разные решения. Большую роль играет заказчик. Аналитики д. сводить научность оценки и интересы клиента. Нужно иметь ввиду, что, желая угодить клиенту аналитик может дать заказчику далекие от реальности прогнозы. 3. Политический анализ назвал решение некоторых универсальных задач: · выявление внешнего и внутреннего контекста условий существования проблемы, определение их масштабов и границ; · выявление расстановки политических сил, их идеологического содержания и отношение к различным вопросам; · выявление ресурса действующих лиц или групп; · уточнение реально сложившихся норм и регламентов деятельности к кот. придерживаются субъекты; · выявление причин влияющих на поведение субъектов; · выявление конкретных акций субъектов и эф-ти их действий; · определение последствий произошедших и происходящих событий. В полит. анализе исп-ся следующие методы: 1. м-д инвестиционного анализа: полит. процесс рассматривается в качестве ряда событий; 2. м-д корреляции анализа: он рассм-ет различные связи м/у постоянными и переменными факторами события; 3. полит. анализ изучает зависимость внеш. и внутр. факторов друг от друга; 4. м-д контект. анализа: анализ прессы, интервью, опросы, общ-го мнения. Процессы полит. анализа включают этапы: · начальный этап: концептуализация проблемы, рассматривая ситуацию с точки зрения ее влияния на реализацию интересов субъектов; · моделир-ние проблем: выраб-ка представлений, ценностное восприятие проблем; · составление проблемы исследования, накопление факторов; · выбор методов использования программы; · само исследование программы; · выработка окончательных советов, установок. Предмет и структура политологии. Основные понятия и категории. «Политик» – государственные, общественные дела, «логос» – слово, смысл, учение. Происхождение термина связано с др. Греческим городом-государством – полисом. Полис – сложившаяся форма общественного устройства, ставшая прототипом современного государства. В науке выделяют 3 осн-ых опред-я политики: 1. Социологическое опред-е: политика – соперничество определенных общественных групп, классов за реализацию своих интересов. 2. Субстанциональное опр-е: политика – сов-ть действий, направленных на власть. 3. Научно-сконструированная трактовка: политика – процесс постановки, принятия решений и их практическая реализация, обязательная для всего общества. Политика – деятельность социальных групп и индивидуумов, направленная на: 1. осознание и представление различных интересов 2. выработку обязательных для всего общества решений 3. реализацию этих решений с помощью гос. власти Политология – наука, которая изучает закономерность становления и развития политической власти, наука о политике, формах и методах функционирования власти в обществе. В структуре политики выделяют разделы: 1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает глав-е философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти. 2. Теория полит. с-м и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения). 3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений. 4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания. 5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами. Политология разделяется на теоретическую – общие вопросы политического развития; прикладную – исследование конкретной деятельности политических субъектов и политических ситуаций. Для политологии характерны понятия и категории. Категория – положение, которое изучает глобальные связи. Категории: политика, политическая власть, субъекты политики, политическая система, государство, партии. Понятия, производные от категорий: политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическое соглашение и т.д. Закономерности, парадигмы, методы и ф-ции политологии Закономерности – объективно существующие, повторяющиеся связи явлений общ-ной жизни или этапов исторического процесса. Выделяют 3 осн. группызаконом-тей: 1. Политико-экономические – отражают соотнош-е м/у эк-ким базисом общества и полит. властью. В то же время политическая власть может обладать относительной самостоятельностью, то есть экономические отношения могут быть вторичными. 2. Политико-социальные – характеризуют развитие полит. власти как особой социальной с-мы со своей внутренней логикой и структурой. Весь вопрос заключается в том, на какие слои опирается та или иная власть. 3. Политико-психологические – отражают комплекс сущ-щих связей и отнош-й м/у личностью и властью. Парадигма – специфическая логика мыслей, которая определяет способ восприятия и интеграции действительности. Существуют парадигмы: 1. Теологическая – ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объясняет политику сугубо природной средой. 2. Социальная – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества (экономики, особенность социальной структуры, правовой культуры). 3. Рационально-критическая – ориентирует на раскрытие внутренней среды самой политологии, ее важнейших элементов, изучает природу и причину политических конфликтов. Метод – сов-ть способов и приемов в изучении политики. Все методы имеют одинаковую значимость. Методы подразделяются на 3 группы: 1. Общие методы. Здесь выделяют подходы: · социологический – связан с социальной парадигмой и предполагает выяснение зависимости политики от общества; · культурологический – ориентирует на выявление зависимости политических процессов от политической культуры; · нормативный – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства; · функциональный – требует изучения зависимости между политическими явлениями. Например, выявление зависимости между уровнем экономического развития и политическим строем; · системный – состоит в рассмотрении политики как целостного и саморегулирующегося механизма, но при этом механизм находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через понятия вход и выход; · антропологический – связан с натуралистической парадигмой и требует изучения обусловленности политики природой человека, то есть понимание человека как существа биологического; · психологический – предполагает не человека вообще, а конкретного индивида. Этот подход ориентирован на изучение субъективных механизмов политической мотивации; · критически-диалектический – ориентирует на критический анализ политики, выявление ее внутренних конфликтов как источников ее движения; · сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений. К примеру, политических систем, партий, способов реализации одних и тех же функций; · исторический – требует хронологической фиксации политических событий и фактов, выявл
|
||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.14.84 (0.019 с.) |