Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности, парадигмы, методы и ф-ции политологии

Поиск

Предмет и структура политологии. Основные понятия и категории.

«Политик» – государственные, общественные дела, «логос» – слово, смысл, учение. Происхождение термина связано с др. Греческим городом-государством – полисом. Полис – сложившаяся форма общественного устройства, ставшая прототипом современного государства.

В науке выделяют 3 осн-ых опред-я политики:

1. Социологическое опред-е: политика – соперничество определенных общественных групп, классов за реализацию своих интересов.

2. Субстанциональное опр-е: политика – сов-ть действий, направленных на власть.

3. Научно-сконструированная трактовка: политика – процесс постановки, принятия решений и их практическая реализация, обязательная для всего общества.

Политика – деятельность социальных групп и индивидуумов, направленная на:

1. осознание и представление различных интересов

2. выработку обязательных для всего общества решений

3. реализацию этих решений с помощью гос. власти

Политология – наука, которая изучает закономерность становления и развития политической власти, наука о политике, формах и методах функционирования власти в обществе.

В структуре политики выделяют разделы:

1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает глав-е философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти.

2. Теория полит. с-м и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения).

3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений.

4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания.

5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами.

Политология разделяется на теоретическую – общие вопросы политического развития; прикладную – исследование конкретной деятельности политических субъектов и политических ситуаций.

Для политологии характерны понятия и категории. Категория – положение, которое изучает глобальные связи. Категории: политика, политическая власть, субъекты политики, политическая система, государство, партии. Понятия, производные от категорий: политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическое соглашение и т.д.


Закономерности, парадигмы, методы и ф-ции политологии

Закономерности – объективно существующие, повторяющиеся связи явлений общ-ной жизни или этапов исторического процесса. Выделяют 3 осн. группызаконом-тей:

1. Политико-экономические – отражают соотнош-е м/у эк-ким базисом общества и полит. властью. В то же время политическая власть может обладать относительной самостоятельностью, то есть экономические отношения могут быть вторичными.

2. Политико-социальные – характеризуют развитие полит. власти как особой социальной с-мы со своей внутренней логикой и структурой. Весь вопрос заключается в том, на какие слои опирается та или иная власть.

3. Политико-психологические – отражают комплекс сущ-щих связей и отнош-й м/у личностью и властью.

Парадигма – специфическая логика мыслей, которая определяет способ восприятия и интеграции действительности. Существуют парадигмы:

1. Теологическая – ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объясняет политику сугубо природной средой.

2. Социальная – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества (экономики, особенность социальной структуры, правовой культуры).

3. Рационально-критическая – ориентирует на раскрытие внутренней среды самой политологии, ее важнейших элементов, изучает природу и причину политических конфликтов.

Метод – сов-ть способов и приемов в изучении политики. Все методы имеют одинаковую значимость. Методы подразделяются на 3 группы:

1. Общие методы. Здесь выделяют подходы:

· социологический – связан с социальной парадигмой и предполагает выяснение зависимости политики от общества;

· культурологический – ориентирует на выявление зависимости политических процессов от политической культуры;

· нормативный – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства;

· функциональный – требует изучения зависимости между политическими явлениями. Например, выявление зависимости между уровнем экономического развития и политическим строем;

· системный – состоит в рассмотрении политики как целостного и саморегулирующегося механизма, но при этом механизм находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через понятия вход и выход;

· антропологический – связан с натуралистической парадигмой и требует изучения обусловленности политики природой человека, то есть понимание человека как существа биологического;

· психологический – предполагает не человека вообще, а конкретного индивида. Этот подход ориентирован на изучение субъективных механизмов политической мотивации;

· критически-диалектический – ориентирует на критический анализ политики, выявление ее внутренних конфликтов как источников ее движения;

· сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений. К примеру, политических систем, партий, способов реализации одних и тех же функций;

· исторический – требует хронологической фиксации политических событий и фактов, выявление связей прошлого, настоящего и будущего.

2. Общелогические методы – применяются во всех науках: методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, моделирование ситуаций.

3. Методы имперических исследований (характерны для прикладной политологии). Включает:

· бихевиоризм – предполагает наблюдение различных ситуаций и накопление фактов. Этот метод включает как открытую констатацию фактов, так и включенное наблюдение. Метод широко распространен в западной политологии;

· контент-анализ – предполагает целенаправленное изучение письменных источников, программ, инструкций, непосредственных носителей информации. Используется при анализе политических партий.

Функции политологии.

1. Познавательная, которая позволяет выяснить те или иные проблемы и служит решением различных вопросов.

2. Прикладная – помогает реализовать результаты исследования в полит. практике.

3. Методологическая – заключается в выработке способов и приемов анализа.

4. Теоретическая – закл-ся в объяснении процессов, создании теорий, накоплении значений.

5. Описательная – накопление, описание фактов политической жизни.

6. Объяснительная – поиск ответов.

7. Прогностическая.

8. Мировоззренческая.

9. Идеологическая.


Политическая система в РБ.

Полит. с-ма в РБ относ-ся к с-ме переходного общ-ва, т.е. формир-ся нов. обществ. отнош-я. Перех-ый хар-р носит и конституция РБ, кот. раскрыв. полит.с-му РБ.

Осн. полит. институтами власти явл. двухпалатное нац. собрание. (Палата представителей и Совет министров)., президент, правительство, суд. органы. Палата предст-й рассм-ет проекты законов (законотворческая функция). Совет респ. одобряет или отклоняет реш. полаты предст-й. Исполн. власть осущ-ся правит-вом. Суды, при осущ-нии правосудия незав-мы и подчин-ся только законам.

По констит-и РБ демократия осущ-ся на основании деят-ти разл. партий и орг-ций. Но идеология полит. партий не м. устан-ся в кач-ве обязат-й для граждан. Запрещается деят-ть полит. партий или орг-ций, кот. призывают к войне и насильственному свержению существующего строя, проповедуют нац, соц-ю и религ. рознь.

Полит. с-ма имеет все необх. компоненты: полит. сообщество, должностные лица, правовые нормы и территории. Приняты з-ны в РБ, кот. касаются деят-ти партии (закон о полит. партиях)


Типы и формы гос-в.

Рассм-рим традиционные и конституц-е гос-ва. Первые – гос-ва ранней эпохи. Вторые – рез-тат сознат-го челов-го формир-я, кот. строится на основе четкой законодат-й базы и Конституции. Традиц-ые гос-ва возникли стихийно, имеют свои традиции.

Марксисты делят гос-ва на: 1. рабовладельч-е, 2. феодальные 3. буржуазные

Послед-е время появл-ся понятие демократич. гос-ва, где решаются проблемы всех граждан.

Типы гос-ва выделяют исходя из классиф-ции полит. режимов.

Форма г-ва (не тоже, что и тип)- это способ организации осущ-ния гос-ой власти. Форма состоит из 2-х эл-тов: форма гос. управл-я и форма гос. устройства.

Форма правления – организация верховной гос. власти:

1. Монархия (единовластие) – форма правления, при кот. власть полностью или частично сосредоточена в руках единичного главы гос-ва (монарх, царь король, император). Сущ-т огранич-я (констит-я) и неогран-я монархия. Последняя характ-ся полным единомыслием (Саудовская Аравия, Катар). Констит-ая монархия связана с тем, что власть монарха огранич-ся констит-ей и парлам-м. Конституц-я монархия – парламентская. Она явл. выражением представ-х ф-ций и олицетворяет ед-во народа. Монарх не вмешив-ся в закон.

2. Республика («рес» - делать, «публикус» - общественный) – ф-ма правления, где глава явл-ся выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представит-го органа. Респ-ка бывает:

а) Президентская хар-ся значит-ой ролью президента, кот-ый явл. и главой гос-ва и исполн-ой власти. Он выбирается независимо от парламента прямым голосованием или коллегией выборщиков. Он сам формирует правит-во, кот. ответственно перед ним, а не перед парламентом (США).

б) В парламентской республике правит-во ответственно перед парл-том, который м.б. недоволен прав-вом и это м-т вызвать его отставку (ФРГ). Президент здесь осущ-т представительские и церемониальные ф-ции, он избир-ся парламентом.

в) Смешанная (полупрезид-ая) респ-ка сочетает сильную презид-ю власть с эффект-ным контролем парламента за деят-тью прав-ва (Австрия, Франция, Финляндия)

Формы гос-го устр-ва раскрывает террит-но-организац-ю стр-ру гос-ва (характеры взаимоотношений центральной, регион-й и местной властей).

Существует 2 формы:

1. Унитарное (простое) гос-во состоит из административно-террит-х ед-ц, не обладающих собств-тью, единая правовая система и т.д. (Франция, Швеция)

2. Федерация- союз, объединение равных. Это ф-ма гос. устр-ва, состоящая из 2-х или более гос. образований (штаты, провинции, республики), кот. обладают опред. юрид, политич. самост-ю на своей террит-ии, но они часть своих полномочий передали выше (выше-США).

Существ-т еще одна форма: конфедерация–это союз политич-ки самост-х гос-в, кот передают в компетенцию союза мало вопросов (оборона, внешняя политика, транспорт, связь)-Евросоюз.


17. Законодательная власть. Понятие парламента и его структура. Принятие законов.

Законодательную власть чаще всего связыв-т с парламентом. Парламент как слово появился в Англии, в переводе с франц. «парле» - говорить. Парламент определяют как высший представительский орган власти, в настоящее время ещё и законодательный орган. Представительский орган – заседают представители опред-ых групп населения, представляют интересы населения. Закон-ный – принятие законов.

В 16 в. в Англии появился первый парламент как компромисс м/у третьим сословием и аристократическим дворянством. Он давал советы королю, а затем стал заниматься своими ф-циями.

Сущ-ет классиф-ция парламентов:

1) По структуре: однопалатные и двухпалатные. Англия – двухпалатная (палата общин и палата лордов). Палата лордов была создана специально, чтобы оградить от неожиданностей. В разных странах по-разному расписаны полномочия палат: нижняя - рассматривает, принимает законы, а верхняя – контролирует. Есть с равным статусом палаты, а есть с различным

2) По формам правления: парламентские республики. Согласно модели, правит-во ответственно перед парламентом и обладает правом вынесения доверия или не доверия правительству (ФРГ). Страны с президентской формой – парламент не обладает правом вотума недоверия правительства, но обладает правом импичмента президенту. Смешанная форма правления (парламентская и президентская системы) – парламент наделен правом вотума недоверия правительству, но у президента есть важные полномочия, связанные с деятельностью парламента (Франция). Парламент играет чисто декоративную роль (арабские страны и страны бывшего социализма – Куба, КНР, Вьетнам).

Порядок формирования парламента:

§ Если парламент однопалатный, то он избирается гражданами;

§ Что касается верхней палаты, то она избирается по-разному: путём прямых выборов (США); путём многоступенчатых выборов (Франция, РБ); посредством назначения (Италия); формирование по наследственному принципу (Англия).

Парламент имеет определённую стр-ру:

а) парламентские комиссии: временные – созд-ся для выполнения конкретных задач; постоянные – образуются на основе пропорционально-партийного представит-ва от партийных фракций. Парламентские комиссии всегда предвар-но обсуждают законопроекты, без их мнения и заключения законопроект не м. б. поставлен на голосование.

б) партийные фракции – объед-ние по партийному принципу. Фракции могут высказывать своё мнение по законопроекту, выступать инициаторами в разработке, участвовать в формировании руководящих органов. Фракции используют своё влияние при контроле за деятельностью правительства.

Компетенции парламента: полномочия законодательного характера; в сфере финансов (бюджет); по контролю за деят-тью правит-ва; формирование др. органов гос-ва; определение особых полномочий парламента в опред-х областях.

Сборы парламента – сессии (собрание депутатов, которые имеют прямое отношение к законод-му процессу).

В законод-м процессе выделяют: законодательная инициатива; обсуждение законопроекта; принятие законопроекта; промульгенция (опубликование); проверки конституцион-ти закона.

Правом законодательной инициативы пользуются депутаты, глава государства, правительство.

СМИ и их функции. СМИ РБ

СМИ – учреждения, которые созданы для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам.

Отличительные черты СМИ:

1. Публичность – неограниченный круг потребителей.

2. Наличие специальных технических приборов, аппаратуры.

3. Взаимодействие коммуникационных партнеров.

4. Однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к читателю, зрителю.

5. Непостоянный характер аудитории.

Средства СМИ: пресса, массовые справочники, электронная пресса, радио, телевидение, Internet, звукозапись, видеозапись.

Власть СМИ м. стать решающей. Их называют IV властью.

Функции:

1. Политическая

2. Образовательная – сообщение гражданам опред-ых знаний

3. Социализации – усвоение человеком полит. норм, ценностей и образцов поведения

4. Функция критики и контроля. СМИ осуществляет контроль за принимаемыми реш-ми, отслеживает критику власти оппозицией. Часто могут проводиться специальные журналистские расследования

5. Артикуляция – выражение полит. интересов и интеграция полит. субъектов

6. Мобилизация – побуждение людей к действию или сознательному бездействию, отражающее их вовлечение в политику.

Независимых СМИ не бывает. Они всегда выражают чьи-либо интересы. Но наличие развитых СМИ, объективно освещающих политические события, является гарантией развития демократического гос-ва.

В РБ широко представлена сеть СМИ. На 1.05.2001 в РБ издается 1212 изданий, из них 806 газет. При этом 2/3 – негосударственные издания. Действует 9 неформальных агенств, 53 программы ТВ, 152 программы радиовещания.

С каждым годом объем бюджетного финансирования СМИ сокращается. Количество печатных изданий сокращается по сравнению с 1990 годом. Тиражи журналов упали в 3 раза, газет – в 1,5, т.к. появился Интернет.

Все издания можно разделить на 6 основных соц. типов на информационном поле:

1. Гос-е СМИ, создаваемые и финансируемые органами гос. власти и управления (5 известных центральных газет + областные + районные издания). «СБ» (500 тыс. экземпляров), «Рэспублика», «Белорусская нива» - газета агропромышленного комплекса (учредитель – Совет министров РБ), «Народная газета» (вопросы парламентской деятельности), «Звязда» (ориентирована на белорусскоязычное население)

2. Государственно-общественные СМИ: «Чырвоная змена», «Знамя юности»

3. СМИ организаций и структур гражданских обществ

4. Альтернативные СМИ, которые финансируются негос-ми структурами: «Белорусская газета», «Белорусы и рынок», «Экономическая газета»

5. СМИ коммерческого характера

6. СМИ неполитических структур и организаций, кот-е имеют узкую специализацию.

Неотъемлемыми инфраструктурными элементами СМИ РБ является Белпочта и Белсоюзпечать. Белпочта – крупнейший распространитель изданий. Это 730 городских отделений связи, 118 районных и более 3000 сельских. Белсоюзпечать – распространение через розничную торговую сеть (1300 торговых точек)

Существует система взаимодействия государства и СМИ. Его осуществляет Министерство информации. Оно занимается производством печатной продукции. В его ведении находится 455 полиграфических предприятий. Гос. регулирование и взаимодействие государства и СМИ осуществляет пресс-служба, глава государства, общественный пресс-центр дома прессы, пресс-службы при Министерствах.

Национальный пресс-центр РБ осуществляет организацию конференций, выездных пресс-мероприятий, а также анализ событий в мире, стране, обзор прессы. Выходит бюллетень «Навiны дня».


Либерализм и неолиберализм.

Фундаментальный принцип либеральной идеологии - свобода человека как условие реализации им своих неотъемлемых жизненных прав. Либерализм во всех его проявлениях неизменно отстаивал требование индивидуальной свободы, достоинство человеческой личности и терпимости ко взглядом и убеждениям других людей.

Основными политическими идеями сторонников либерализма были и остаются существование определенных «естественных» прав человека на жизнь, свободу, частную собственность, создание государства на основе общего консенсуса с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека; договорной характер отношений между государством и индивидом; ограничения объема и сфер деятельности государства; защищенность, прежде всего от произвола государства, частной жизни индивида, обеспечение свободы его действий во всех сферах общественной жизни. На раннем этапе развития либеральной идеологии была выдвинута идея «государства-ночного сторожа», суть которой состоит в том, что оно должно быть наделено лишь минимальными, самыми необходимыми функциями, обеспечивающими развитие частного предпринимательства, охрана порядка и защиту страны от внешней опасности. Не случайно именно в либеральной идеологии выдвинута идея приоритета гражданского общества над государством.

В экономической сфере идеология либерализма основывается на отождествлении свободы и частной собственности, которая рассматривается в качестве гаранта и меры свободы человека.

В духовной области либералами провозглашается свобода взглядов, свобода совести, свобода волеизъявления. Они утверждают, что главными принципами устройства общества является индивидуализм, опоры на собственные силы, а не расчета благотворительность и гарантии государства.

Либеральное мировоззрение можно в целом характеризовать как антиэтатистское, т.е. отрицательно относящееся к вмешательству государства в общественную жизнь.

Идеология неолиберализма сформировалась в 30-е гг, ХХ в. Неолибералы выступают за государственное, доступное всем слоям медицинское обслуживание, бесплатное образования, дальнейшие расширение системы социального обеспечения, за политику прогрессивного налогообложения. Они отдают предпочтение государственному сектору в экономике.

Неолиберализм проповедует принципы плюралистической демократии, призванной обеспечить учет интересов всех социальных общностей в области политической власти, т.е. речь идет о консенсусе управляющих и управляемых. По мнению либералов, подлинная демократия-это не правление народа, а свободная конкуренция между потенциальными политическими и государственными лидерами за голоса избирателей.

Неолибералы ввели свое понимание справедливости. Это прежде всего политическая справедливость, т.е. равные политические права, все остальное зависит от самого человека.


Национализм и фашизм

Национализм в его современном понимании зародился в 18 в. Это форма протеста униженной нации против нации угнетающей.

Национализм заимствовал элементы от социал-демократизма. Национал-социализм поддерживал немецкую аристократию, кот-я была обижена рез-тами Первой мир. войны. Гитлер сыграл на псевдопатриотических чувства германцах. Был сделан вывод об исключительности арийской нации и ее право на жизненное пространство. Гитлеровской нации характерен антисемизм.

В современном мире при уважении гос-вом прав человека, обеспечение равноправия всех наций, учета их специфических интересов в условиях нарастания интеграционных процессов, националистическая идеология утрачивает прогрессивность гуманного содержания.

Националистические идеи существуют сегодня в некоторых заподноевропейских странах. В реальной политике национализм проявляется в различных формах от псевдодемократического этнократизма до откровенного фашизма.

Фашизм – крайняя форма национализма. Фашизм трактует нацию как высшую общность, основанную на единстве крови. При этом все нации делятся на высшие и низшие и первые должны господствовать над другими, безжалостно их подавлять, идти вплоть до физического уничтожения.

Классический фашизм зародился в Италии а 20-е гг. и происходит от слова fashio – пучек.


48. Сущность и понятие МО. Осн. м\дународ. орг-ции (м\о).

Международ. отношения – сов-ть эк, полит, идеологич, правовых, дипломатич. и иных связей и взаимоотношений м\у гос-вами,осн полит силами и орг-циями. Признаки МО:

1. стихийн хар-р м\днар полит пр-са, для кот-го хар-но мн-во тенденций и мнений

2. охват всех сфер жизнедеят-ти общ-ва и вкл-е в МО разных субъектов политики

3. отсутст-е единщго властного центра и наличие мн-ва суверенных центров принятия решений.

Гл значение имеют не з-ны, а договорные соглашения о сотрудничествеве. МО развёрт-ся и сущ на разл уровнях по вертикали и появл-ся на разл уровнях по горизонтали. По вертикали: глоб МО (м\у системой гос-в, крупными державами) отражают мировой полит. пр-с в целом; регион отношения – м\у гос-вами опред. полит региона во всех областях жизнед-ти общ-ва; отнош-я конкетнойр полит. ситуации – м\б разнообр, но всегда носят конкретный историч. хар-р, т.е. они вкл-ют в себя различ. типы отнош-й и могут втягивать в свою сферу неск-ко гос-в. По горизонтали: коалиц и межкоалиц (кот реализ ч\з взаимоотнош-я групп гос-в и м\о); групповые отнош-я; двусторонние отнош-я (наиб. распростр-й вид взаимоотн-ний м\у 2 гос-вами,орг-циями)

Виды МО:

– политические(играют главн. роль, т.к. объедияют все виды отнош-й, они устан-ют принципы взаимоотнош-й м\у гос-вами, гарантир безоп-ть)

– эк-киеи научно - технич-е (призваны обеспечить защиту эк. интересов и влияют на форм-ние мир рынка и м\днар разделение труда)

– правовые (регулируют взаимоотнош-я участников м\днар общения соотв-ми правовыми нормами и правилами и др.(морское торговое право, арбитраж, дипломат право))

– военно - стратегические (прямое или опосредованное наращивание военно-стратегич. отнош-й м\у гос-вами)

– культурные(раскрывают пр-сы интернационал. обществ-й жизни, взаимопроникновение и обогащение культур, взаимоотн-я в области образ-я,в развитии СМИ)

Все виды МО могут сущ-ть в различ. формах: орг-ции, соглаш-я, блоки, союзы, культурные гастроли, обмены.

Неотъемлемым аспектом МО явл международ. орг-ции - постоянные объедин-я межправительственного и неправит-го хар-ра, кот созд-ся на основе м\днар соглашения (устава, статуса). Разделяются на: межправит-ные (ООН,ЮНЕСКО), неправит-еые (вкл-ют в себя нац. обществ-ные орг-ции – всемирная федерация профсоюзов, ВОЗ, Greenpeace).


Политические технологии.

Задачи, которые ставятся в политике решаются по-разному. В зависимости от того, как решаются эти задачи, осуществляется содержание политических процессов, можно говорить о технологическом уровне анализа и реализации политики.

Политические технологии – совокупность применяемых субъектами знаний и способов деятельности, направляемых на оптимальное и эффективное решение конкретных задач.

В чем причины существования различных политических технологий? Общей причиной ПТ – это потребность человека в более рациональном, экономическом и эффективном способе реализации конкретных целей. Это дает возможность сберечь ресурсы, достичь большего эффекта и активизировать взаимоотношения власти и общества.

В любой пол-кой технол-и можно выделить 3 важных компонента:

1) специфические знания,

2) приемы,процедуры,сп-бы действий,

3) разл-е технико-ресурсные компоненты.

Пол-кие технол-и воплощают особый сп-б отраж-я действ-сти, на основе кот. происходит поиск средств и сп-бов эф-го решения проблем. Здесь знания отражают не действ-сть, а нек. проблему, кот-я стоит перед субъектом. Поэтому правильно говорить не о научном знании, а о технологическом. Роль знаний сводится к выяснению тенденций, кот.сущ-ют в общ-ве. Научное знание рассм-ет практику, а технол-ое–отдельный компонент действ-сти. В технол-ом знании различают 3 позиции:

1) Знания того,кто занимается специализ-ной оценкой.

2) Знания того,кто четко ставит конкретные цели.

3) Знания того,кто действует на стадии практического решения задачи.

Приемы и сп-бы действия м.б. разные и зависят от конкретных целей (приемы согласования,поиск компромисса). Важную роль играет наличие инф-ции, фин-х и администр-х рес-сов. При реал-ции гос-ой пол-ки невозможно обойтись без технических стр-р, кот. обеспеч-ют защиту гос-ных тайн. От рес-сов зависит успех в избирательной компании (от фин-х, администр-х, информ-х, людских рес-сов). Т.о, наличие разл-х сп-бов, приемов деят-ти, технич. рес-сов может увеличить эф-ть пол-ких технологий.

Процесс формирования полит. технологии специфичен, имеет свою политику и направлен на выработку конкретных рекомендаций. Эти рекомендации предполагаю консультирование. Рекомендации формируются вокруг цепочки: сбор информации – диагностика ситуации – оценка проблемы – проектно-прогнозные операции – выработка цели – определение последовательности действий – формулировка рекомендаций – практическое применение технологий.

Эта цепочка наз-ся политический анализ. Он формирует основные требования к изучению конкретных полит. проблем, к поиску наиб. приемлемых реш-й. Полит. анализом д. заниматься специалисты, эксперты. Они должны учитывать ряд особенностей:

1. Полит. анализ д. исходить из конкретной реальной ситуации, кот-я не может иметь аналогов. Полит. анализ д. определять причины возникшей проблемы, динамику ее развития и реш-я.

2. Полит. анализ может выявлять разные проблемы и поэтому – разные решения. Большую роль играет заказчик. Аналитики д. сводить научность оценки и интересы клиента. Нужно иметь ввиду, что, желая угодить клиенту аналитик может дать заказчику далекие от реальности прогнозы.

3. Политический анализ назвал решение некоторых универсальных задач:

· выявление внешнего и внутреннего контекста условий существования проблемы, определение их масштабов и границ;

· выявление расстановки политических сил, их идеологического содержания и отношение к различным вопросам;

· выявление ресурса действующих лиц или групп;

· уточнение реально сложившихся норм и регламентов деятельности к кот. придерживаются субъекты;

· выявление причин влияющих на поведение субъектов;

· выявление конкретных акций субъектов и эф-ти их действий;

· определение последствий произошедших и происходящих событий.

В полит. анализе исп-ся следующие методы:

1. м-д инвестиционного анализа: полит. процесс рассматривается в качестве ряда событий;

2. м-д корреляции анализа: он рассм-ет различные связи м/у постоянными и переменными факторами события;

3. полит. анализ изучает зависимость внеш. и внутр. факторов друг от друга;

4. м-д контект. анализа: анализ прессы, интервью, опросы, общ-го мнения.

Процессы полит. анализа включают этапы:

· начальный этап: концептуализация проблемы, рассматривая ситуацию с точки зрения ее влияния на реализацию интересов субъектов;

· моделир-ние проблем: выраб-ка представлений, ценностное восприятие проблем;

· составление проблемы исследования, накопление факторов;

· выбор методов использования программы;

· само исследование программы;

· выработка окончательных советов, установок.


Предмет и структура политологии. Основные понятия и категории.

«Политик» – государственные, общественные дела, «логос» – слово, смысл, учение. Происхождение термина связано с др. Греческим городом-государством – полисом. Полис – сложившаяся форма общественного устройства, ставшая прототипом современного государства.

В науке выделяют 3 осн-ых опред-я политики:

1. Социологическое опред-е: политика – соперничество определенных общественных групп, классов за реализацию своих интересов.

2. Субстанциональное опр-е: политика – сов-ть действий, направленных на власть.

3. Научно-сконструированная трактовка: политика – процесс постановки, принятия решений и их практическая реализация, обязательная для всего общества.

Политика – деятельность социальных групп и индивидуумов, направленная на:

1. осознание и представление различных интересов

2. выработку обязательных для всего общества решений

3. реализацию этих решений с помощью гос. власти

Политология – наука, которая изучает закономерность становления и развития политической власти, наука о политике, формах и методах функционирования власти в обществе.

В структуре политики выделяют разделы:

1. Теория и методология политики – изучает и раскрывает глав-е философские вопросы политики, ее основы, основы полит. отношений, сущность и содержание власти.

2. Теория полит. с-м и их элементов – исследует сущность, стр-ру и ф-ции полит. систем, характеристику осн-ых полит. институтов (гос-во, партия, общ-ые орг-ции и движения).

3. Теория управления социально-полит-им процессом – изучает цели и задачи и формы полит. руководства и управление в обществе. Изучает мех-змы принятия и реал-ции полит. решений.

4. История полит. учений и полит. идеология, которая раскрывает генезис политической науки, содержание основных идей, положений, роль и функции политической идеологии и политического сознания.

5. Теория международных отношений – рассматривает проблемы внешней политики государств, отношения между государствами и народами.

Политология разделяется на теоретическую – общие вопросы политического развития; прикладную – исследование конкретной деятельности политических субъектов и политических ситуаций.

Для политологии характерны понятия и категории. Категория – положение, которое изучает глобальные связи. Категории: политика, политическая власть, субъекты политики, политическая система, государство, партии. Понятия, производные от категорий: политическая деятельность, политический процесс, политический конфликт, политическое соглашение и т.д.


Закономерности, парадигмы, методы и ф-ции политологии

Закономерности – объективно существующие, повторяющиеся связи явлений общ-ной жизни или этапов исторического процесса. Выделяют 3 осн. группызаконом-тей:

1. Политико-экономические – отражают соотнош-е м/у эк-ким базисом общества и полит. властью. В то же время политическая власть может обладать относительной самостоятельностью, то есть экономические отношения могут быть вторичными.

2. Политико-социальные – характеризуют развитие полит. власти как особой социальной с-мы со своей внутренней логикой и структурой. Весь вопрос заключается в том, на какие слои опирается та или иная власть.

3. Политико-психологические – отражают комплекс сущ-щих связей и отнош-й м/у личностью и властью.

Парадигма – специфическая логика мыслей, которая определяет способ восприятия и интеграции действительности. Существуют парадигмы:

1. Теологическая – ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объясняет политику сугубо природной средой.

2. Социальная – истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества (экономики, особенность социальной структуры, правовой культуры).

3. Рационально-критическая – ориентирует на раскрытие внутренней среды самой политологии, ее важнейших элементов, изучает природу и причину политических конфликтов.

Метод – сов-ть способов и приемов в изучении политики. Все методы имеют одинаковую значимость. Методы подразделяются на 3 группы:

1. Общие методы. Здесь выделяют подходы:

· социологический – связан с социальной парадигмой и предполагает выяснение зависимости политики от общества;

· культурологический – ориентирует на выявление зависимости политических процессов от политической культуры;

· нормативный – предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства;

· функциональный – требует изучения зависимости между политическими явлениями. Например, выявление зависимости между уровнем экономического развития и политическим строем;

· системный – состоит в рассмотрении политики как целостного и саморегулирующегося механизма, но при этом механизм находится в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через понятия вход и выход;

· антропологический – связан с натуралистической парадигмой и требует изучения обусловленности политики природой человека, то есть понимание человека как существа биологического;

· психологический – предполагает не человека вообще, а конкретного индивида. Этот подход ориентирован на изучение субъективных механизмов политической мотивации;

· критически-диалектический – ориентирует на критический анализ политики, выявление ее внутренних конфликтов как источников ее движения;

· сравнительный – предполагает сопоставление однотипных политических явлений. К примеру, политических систем, партий, способов реализации одних и тех же функций;

· исторический – требует хронологической фиксации политических событий и фактов, выявл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.018 с.)