Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические процессы на постсоветском пространстве.
Сегодня уже совершенно очевидно (хотя этот факт еще недостаточно отре-флексирован), что политическое развитие посткоммунистических стран может идти по множеству разнонаправленных траекторий. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, скажем, политические институты и политические процессы в Чехии и Туркменистане, Словении и Таджикистане, Белоруссии и Эстонии и т.д. В посткоммунистическом пространстве складывается чрезвычайно широкий спектр политических режимов, структур распределения и воспроизводства власти, формируются разные политические системы. В одних странах завершается консолидация либеральных демократий, закрепляются демократические институты и практики, в других – такие институты и практики сочетаются с недемократическими, авторитарными, в третьих – формальные демократические процедуры используются в качестве фасада, за которым скрываются новые разновидности автократического правления*1. Различия настолько велики и беспрецедентны, что перед современным политологическим сообществом встает задача существенного концептуального обновления сложившихся представлений о политических изменениях и политическом развитии с учетом разновекторного характера посткоммунистических трансформаций. Между тем еще совсем недавно, каких-нибудь пять-десять лет назад, в политической науке доминировало линейное, векторное представление о магистральных тенденциях современного политического развития. Последнюю четверть ушедшего XX в. было принято описывать как эпоху глобальной демократизации, воспринимавшейся в качестве главного (и чуть ли не единственного) направления мировой динамики. И действительно, те годы прошли под знаком распада казавшихся прежде совершенно несокрушимыми авторитарных и посттоталитарных режимов и постепенного становления демократических институтов и практик в целом ряде стран, объявивших себя "новыми демократиями" В тот период многие были убеждены, что концепт "третьей волны" глобальной демократизации [Huntington1991; Markoff 1994; Shin 1994 и др.] способен обеспечить пусть предварительную, но вместе с тем достаточно цельную теоретико-методологическую рамку для осмысления, а отчасти и прогнозирования этих процессов.
Согласно господствовавшей тогда точке зрения, "третья волна" демократизации началась в середине 1970-х годов в Южной Европе (падение военных диктатур в Португалии, Испании и Греции), затем распространилась на Латинскую Америку, достигла некоторых стран Юго- Восточной Азии и, наконец, под влиянием все более очевидного коллапса коммунистических режимов и попыток перестройки в СССР, захватила страны Центральной и Восточной Европы, а потом и все постсоветское пространство. При этом почти ни у кого не возникало сомнений, что, в отличие от первых двух "волн" (с 1828 по 1926 г. и с 1943 по 1964 г.), завершавшихся частичным восстановлением политического пространства диктатур и автократий, "третья" имеет все шансы избежать консервативного "отката" [Huntington 1991; Даймонд 1999]. Стали даже появляться прогнозы относительно близящейся "четвертой волны", которая затронет сохранившиеся автократические анклавы в Китае, мусульманском мире, в арабской и черной Африке [Diamond 2000]. Мировое политическое развитие (понимаемое как векторное, линейное) трактовалось в парадигме стадий демократизации, в соответствии с которой всем "переходным" странам неизбежно предстоит пройти через типологически единые фазы: эрозия и распад авторитаризма, режимная либерализация, институциональная демократизация, этап неконсолидированной демократии и, наконец, демократическая консолидация.
Пытаясь противостоять консервативным силам внутри системы, реформаторы-центристы (опять же в Южной Европе, Латинской Америке и, отчасти, в СССР) часто обращались за поддержкой к гражданскому обществу, оппозиционным движениям и, балансируя между охранителями режима и его радикальными противниками, на протяжении определенного времени проводили политику "дозированных" реформ. Но санкционированная ими легализация радикальной оппозиции в качестве нового легитимного участника политического процесса влекла за собой контрконсолидацию консерваторов и рано или поздно оборачивалась ростом политической напряженности и обострением конфликтов. Итак, насколько правомерно рассматривать распад и трансформацию коммунистических
режимов в странах Центральной и Восточной Европы и в бывших советских республиках в качествезвеньев единого глобального процесса демократизации, частных проявлений (возможно, не очень успешных – особенно применительно к СССР) "третьей волны"? Быть может, специфика посткоммулизма (по исходным условиям, задачам, политическим акторам и др.) столь велика, что сравнение его с поставторитарными демократизациями в Южной Европе и Латинской Америке лишено достаточных оснований? Как показывает анализ, проведенный М.Макфолом, в случае посткоммунистических трансформаций не работают по крайней мере две базовые посылки конвенциональной транзитологической модели, а именно: (1) представление о том, что выходом из политического тупика, возникающего вследствие примерного равновесия консервативных и реформаторских сил, является пакт, создающий основы для успешной демократизации, и (2) идея навязывания демократии "сверху" в результате компромисса элит. Для посткоммунистических стран более характерным был вариант не пакта, а силового разрешения противоречия, причем тип возникающего режима в значительной мере определялся тем, откуда шел импульс политических преобразований. Примерно об этом и говорят С.Левитски и Л.Уэй, когда предлагают "прекратить думать о таких случаях в терминах перехода к демократии и начать размышлять о специфических режимных типах, которыми они иявляются". М.Оттауэй квалифицирует данные режимные формы как "полуавторитаризм", подчеркивая, что "полуавторитарные режимы – это не неудавшиеся демократии или демократии в состоянии транзита, но тщательно выстроенные и поддерживаемые альтернативные системы". Мировая политическая реальность (повторю еще раз!) демонстрирует весьма широкий спектр поставторитарных траекторий развития, включая переходы от одних типов недемократических режимов к другим, а также возникновение "гибридов" и "мутантов", никак не вписывающихся в понятие демократии в его привычном значении. Именно поэтому в современном научном и политическом дискурсе и появляются в таком количестве так наз. "демократии с прилагательными" – "делегативная", "авторитарная", "имитационная", "электоральная", "нелиберальная" и др. Линейная логика "растянутого" демократического "перехода" уязвима и еще в одном важном отношении. В соответствии с этой логикой, основная задача демократов заключается в том, чтобы теми или иными способами, несмотря на все препятствия, "долавливать" демократические преобразования, усиливать нажим на "переходный" режим со стороны гражданского общества и т.п. Возвращаясь к вопросу о режимных "гибридах" и "демократиях с прилагательными", стоит отметить, что проблема здесь, скорее всего, не в атрибутивных характеристиках и свойствах ("управляемая", "делегативная", "электоральная", "авторитарная"), а в самом предикате "демократия". Действительно, если в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело не с "переходными", а с уже вполне состоявшимися, консолидированными (хотя и недостаточно
институционализированными) недемократическими (по крайней мере, в классическом понимании) режимами, то и концептуализировать их нужно в иной – недемократической – понятийной рамке. Отсюда следует, что в фокусе анализа должны быть не те или иные "прилагательные" к "демократии", а сам предмет (предикат), который, строго говоря, вовсе не является демократией. Но раз так, то важнейшей задачей политической компаративистики становится типологиза-ция современных недемократий, т.е. автократических режимов нового типа. Некоторые шаги в этом направлении уже делаются. Одна из известных классификаций современных политических режимов представлена американским "Домом свободы" (Freedom House) – неправительственной организацией, занимающейся ранжированием стран мира по критерию соблюдения политических прав и гражданских свобод. В докладе "Дома свободы" за 2002 г. посткоммунистические страны поделены на три группы: "консолидированные демократии" (Польша, Словения, Литва, Эстония, Венгрия, Латвия, Словакия, Чехия, Болгария, Хорватия), "переходные режимы" (Румыния, Югославия, Албания, Македония, Молдова, Грузия, Армения, Босния, Украина, Россия, Киргизия, Азербайджан, Таджикистан, Казахстан) и "консолидированные автократии" (Узбекистан, Белоруссия, Туркменистан) [Karatnycky et al. 2002: 22]. Но хотяметодология "Дома свободы" предусматривает определенную количественную дифференциацию вкаждом режимном типе – оценка каждой страны дается в интервале от единицы ("максимумсвободы") до семи ("минимум свободы"), – она все же не позволяет выявить качественныехарактеристики различных разновидностей "переходных режимов". Более того, в ней непреодолена тенденция к расширительному и недифференцированному употреблению понятия"переходности", которое используется и по отношению к вполне консолидированным недемократиям. Очевидно, что недостатки всех имеющихся на сегодняшний день вариантов типологии современных режимных изменений обусловлены, в первую очередь тем что в теоретико- методологическом арсенале политической компаративистики пока отсутствует развернутая система критериев, на которую такая типология могла бы опереться. Думается, что основу этой системы критериев должны составить многомерные параметры, анализ и концептуализация оторых позволили бы ответить на вопрос о причинах столь различных траекторий и результатов
посткоммунистических трансформаций. Особого внимания заслуживают следующие измерения: • характер докоммунистических и досоветских традиций (цивилизационных, культурных, политических и др.), наличие или отсутствие демократического опыта; • особенности внешней среды как фактора, поддерживающего или препятствующего внутренним трансформациям; • состояние социально-экономической, политической, культурной и др. сфер в исходных, отправных, точках политических трансформаций; • протекание процессов эрозии и распада авторитарных структур власти; • принципы смены и репродукции политических и экономических элит; • специфика новых политических институтов и путей их выстраивания; • тактика политических акторов (с учетом их конкретных индивидуально-психологических особенностей). Естественно, приведенный список носит сугубо предварительный характер и может (и должен) быть дополнен другими параметрами, способными влиять на направление, ход и результаты трансформационных процессов в посткоммунистическом пространстве. Как бы то ни было, перед политологами-компаративистами сегодня стоит необычайно сложная теоретикЬ-методологическая задача. Эту задачу нам предстоит решать совместно с регионоведами, международниками, социологами, экономистами, историками – словом, со всеми, кто занимается проблемами посткоммунизма, постсоветского пространства и в целом современного политического развития. Сейчас уже абсолютно ясно, что существует множество "выходов" из коммунизма, причем ведущих в разных направлениях – и к закреплению демократических институтов и практик, и к их "гибридному" сочетанию с унаследованными от прошлого недемократическими структурами, и к использованию их в качестве "дымовой завесы", прикрывающей формирование новых разновидностей автократического правления. За каждой из этих траекторий стоят специфические политические, социально-экономические, культурно-цивилизационные и иные обстоятельства, и каждая из них заслуживает самого пристального и идеологически непредвзятого анализа.
Мельвиль А.Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций / А.Ю. Мельвиль // Полис. – 2004. – № 2. – С.64-75.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.035 с.) |