Подобное переворачивание привело к неопределённости в использовании данных понятий. Интересно, что ситуация повторилась на рубеже 80-90-х гг. Хх В. В России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подобное переворачивание привело к неопределённости в использовании данных понятий. Интересно, что ситуация повторилась на рубеже 80-90-х гг. Хх В. В России.



Причины терминологической путаницы тот же Франк объясняет следующим образом. При господствующем политическом порядке (до 1917 г.) было привычным рассматривать "правых", находящихся у власти, охраняющий существующий порядок. И "левых", стремящихся к перевороту, к установлению нового "справедливого" общества. "Но когда этот переворот, - пишет Франк, - уже совершился, когда господство принадлежит "левым", то роли, очевидно, меняются: "левые" становятся охранителями существующего - а при длительности установившегося порядка даже приверженцами - старого и "традиционного", тогда как "правые" при этих условиях вынуждены взять на себя роль реформаторов и даже революционеров".

Процесс становления в России гражданского общества, правового государства будет воспроизводить соответствующую политическую систему, в которой политическая шкала будет отражать традиционное для западных стран деление на "правых" и "левых" в политике.

Двухсотлетняя история политической шкалы Европы претерпела немало изменений. Сегодняшние консерваторы мало напоминают прежних "правых", также как радикалы уже не представляют потомков якобинцев. Радикальные политические силы были оттеснен с левого фланга в центр в конце ХIХ века, когда слева расположились социал-демократы.

Политические направления универсальны, в каком бы государстве они ни наблюдались; они разнятся лишь по названиям и стоящими за ними силами. Деление на "правых" и "левых" в политике, видимо, долго не потеряет своей актуальности и будет существовать, по крайней мере, до тех пор, пока будет функционировать государство, т.е. будет существовать перераспределительный механизм в обществе.

В. 33 Либерализм, Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм - возникли в условиях станов­ления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в мак­симальной степени нашло выражение понимание про­блем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях соци­альные группы обрели ясное самосознание. Либерализм - В политической истории Запада возникновение либерализма свя­зано с развитием капиталистического общества и совпа­дает по времени с периодом буржуазных революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Дж.Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.­Л.Монтескье (1689-1755 гг.). Центральное место среди идей либерализма за­нимает идея индивидуальной свободы.

Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и принцип управления на ос­нове закона. Целью государства является обеспечение торжества права, требованиям которого оно само долж­но подчиняться. Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Ра­венство в свободе по всеобщему закону - таков либе­ральный императив права.

Консерватизм Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Просвещение и Великую французскую ре­волюцию. Консервативная идеология была ответом на вызов либерализма и радикализма. Важнейшим принципом консервативной идео­логии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности лич­ности должны формироваться всеми способами общест­венного и государственного воздействия и обуздывать "греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть свободной от морали. Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент лю­бого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поко­лениями духовные традиции и ценности. Консерватизм, особенно современный, позитив­но относится к идее равенства людей перед богом. Ра­венство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Неоконсерватизм - Объективной основой появле­ния неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. В экономической области неоконсерватизм вы­ступает за ограничение вмешательства государства в ры­ночную экономику.

В. 34 Социализм (лат. socialis — общественный) — учение и теории, которые утверждают идеал общественного устройства, основанное на общественной собственности в разных формах, отсутствия эксплуатации, справедливом распределении материальных благ и духовных ценностей в зависимости от затраченной работы, на основе социально обеспеченной свободы лицу.

Социализм – многозначительное понятие, которое получило в науке разные толкования. Главнейшими среди них полагают два подхода: с точки зрения марксизма и с точки зрения социал-демократии. Марксистский подход рассматривает социализм как первую, низшую, незрелую фазу, степень коммунизма как общественно-экономической формации, которая приходит непосредственно на смену капитализма после революционного переходного периода и характеризуется: ликвидацией частной собственности и эксплуататорских классов; утверждением общественной собственности на средства производства, руководящей роли рабочего класса в рамках социально-политического и идеологического единства общества; осуществлением принципа «от каждого – за способностями, каждому – за работой»; обеспечением на этой основе социальной справедливости, условий для всестороннего и гармонического развития лица. С точки зрения социал-демократии социализм – это общественный порядок, который достигается не в результате революционной ликвидации капитализма, а путем его реформирования с сохранением частной собственности, обеспечением роста «среднего класса», социального партнерства, достижением высшего уровня социального равенства и справедливости.

В практически-политическом смысле реализация идей социализма через массовое социальное насилие, полный запрет частной собственности, рыночных отношений, политической и духовной оппозиции и т.ин. противопоставила этот общественный порядок свободе и демократии, привела или к его полной ликвидации (СССР, страны Восточной Европы), или же к глубокому кризису (Куба) или рыночного реформирования (Китай). В свою очередь, это привело не только к краху конкретно-историчной формы превращения в действительность социалистических идей, а и к кризису представлений о социализме. Вместе с тем социализм в его разных проявлениях отобразил, а во многом и осуществил целый ряд гуманных идей и ценностей, основными среди которых есть: социальная эмансипация лица, обеспечение социальных прав, равенства жизненных шансов каждого человека; систематизация представлений о справедливом обществе с ценностями свободы и равенства, создание условий для всестороннего и гармонического развития лица, преодоление всех проявлений насилия и социального отчуждения; обоснование идей гармонизации общественной жизни, достижение социальной солидарности; привнесение в практике обще цивилизационного развития идей контроля над стихией рынка, социальной защиты, перераспределения материальных и духовных благ, утверждение общечеловеческих гуманистических ценностей; создание социальных гарантий для демократии.

Социал-демократия – политическое движение и идеология, которая выступает за осуществления идей социализма во всех сферах общественной жизни. Базовые ценности социал-демократии – свобода, справедливость, солидарность. Современная социал-демократия достигает своим корням массовое рабочего движения кон.19 ст., который нашел свое оформление в ИИ Интернационале (1889—1914). В самостоятельное течение в рабочем движении социал-демократия выделилась в начале 20 ст., когда состоялось размежевание революционных и реформистских сил. Идеология социал-демократии основывается на доктрине демократического социализма. Источниками социал-демократии является философия И.Канта, элементы марксизма, христианство, социальная философия «франкфуртськой школы», идеи Е.Бернштейна и К.Каутського.

В отличие от либерализма, социал-демократия основу свободы усматривает не в частной собственности, а в равенстве прав и возможностей, то есть в политической и социальной защищенности людей, которые, в свою очередь, проявляется в требованиях национализации руководящих областей экономики, обеспечении рабочими местами, сокращение рабочего дня, улучшение условий работы, повышение заработной платы, широкомасштабных социальных программ (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, дешевые бытовые услуги и т.п.). Все это призвано обеспечить высокий уровень жизни. Средством реализации такой программы есть солидарность, политическая и общественная активность трудящихся, которая создает демократическое государство. Последняя справедливо распределяет национальная прибыль, создает, в конце концов, «государство благосостояния» как результат общих действий консолидированного общества, и как гаранта социального согласия и равновесия. Со временем социал-демократы предложили заменить «государство благосостояния» на «общество благосостояния», поскольку функции социальной защиты предлагалось передать органам местного самоуправления и общественным организациям. Начиная с 70-х гг. социал-демократы сделали шаг в бок либеральных и неоконсервативных ценностей, чтобы максимально дистанцироваться от тоталитарной практики реального социализма,

Идеология демократического социализма изложена в Декларации «Цели и задача демократического социализма», принятой в 1951 г. (г.Франкфурт). Демократический социализм – это продолжительный процесс общественных преобразований, новая степень развития людской цивилизации. Основными этапами становления общества демократического социализма есть: осуществление политической и экономической демократии; создание «государства общего благосостояния», установление социальной демократии – демократии во всех сферах жизни общества. Политическая демократия предусматривает многопартийность, свободу деятельности для оппозиции, обеспечение прав и свобод человека, возражение диктатуры. Экономическая демократия развивается на микроривни как непосредственное участие трудящихся в управлении предприятием, а на макроуровне (в масштабах экономики государства) предусматривает наличие органов социального партнерства (Германия), органов экономического самоуправления (Франция) или привлечение профсоюзов к совладению предприятиями через повышение доли их участия в доходах этих предприятий (Швеция). Экономическая демократия противостоит как огосударствлению средств производства, которое не может гарантировать привлечение трудящихся к управлению экономикой, так и рыночному хозяйству, которое включает индивида со сферы принятия решений.

Самые влиятельные концепциями современной социал-демократии есть «функциональный социализм», «либеральный социализм», «рациональный социализм». Концепция «функционального социализма» (Н.Карлебю, Е.Унден, Г. Адлер-Карлсон и др.) более известная как «шведская модель», основанная на признании необходимости сохранения основных средств производства в частной собственности при одновременном изъятии и социализации ряды функций права собственности. Решающее значение предоставляется политическому управлению отдельными функциями собственности – контроля над производством и распределением его продуктов путем проводки соответствующей налоговой политики. Производственные комитеты как важный рычаг гражданского контроля за собственностью обеспечивают соучастие нанимаемых работников в управлении предприятиями, создавая модель «производственной демократии». Концепция «либерального социализма» (Н.Боббио, Л.Пелликани, фабианци) обосновывается необходимость ограничения функций государства в решении социальных проблем. Социалистический проект, на них мысль, должны базироваться не на решении вопросов о характере образа производства, а на решении вопросов об образе справедливого распределения продуктов производства. Концепция «рационального социализма» (О.Лафонтен, Е.Епплер, «новые лейбористы»), основывается на учете реальных возможностей существующей экономической системы, всестороннем развертывании демократии, осуществлении задач относительно усовершенствования личности.

Мировая социал-демократия – организованная политическая сила. Координатором деятельности социал-демократов выступает Социалистический Интернационал – объединение политических организаций и партий, цель деятельности которых – демократический социализм, новый мировой экономический порядок на основе равноправия и партнерства между всеми странами, которые охватывает охрану окружающей среды, избежание ядерной войны и т.п. Идеи социал-демократии становятся популярными в Украине с кон. 19 ст., а в 1890 г. в Льве было образовано Руско-Украинскую радикальную партию – первую украинскую партию, которая ориентировалась на идее социализма. Ведущую роль отыгрывала Украинская социал-демократическая рабочая партия (УСДРП) в деятельности Центральной Рады и Директории. Социал-демократами были И.Франко, Г.Павлик, Ю.Бачинський, В.Винниченко и др. Новый этап в развитии социал-демократии в Украине начался в 1990-х гг., значительная роль в котором принадлежит Социал-демократической партии Украины (объединенной).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.187.178 (0.009 с.)