Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть стремится захватить все общество. Сущ горизонтальное деление власти: законодательная власть, исполнительная, судебная и вертикальное деление: центральный уровень, местный, областная власть.



Классификация власти: В зависимости от субъектов власть бывает: - автократическая, - олигархическая, - самоуправленческая. По сферам проявления: - гос-ную, - партийную, - профсоюзную и тд. По способам взаимодействия объекта и субъекта: - авторитарную, - тоталитарную, - демократическую. По широте распространения: - Мега уровень, - макро уровень, - микро уровень. По использованию ресурсов: - экономическую, - культурно информационную, - демографическую.

В.6 Структура политической системы. общества.

В составе полит системы общества функционируют в тесной взаимосвязи четыре крупные подсистемы: институциональная, регулирующая, коммуникативная и политико-идеологическая.

Институциональная подсистема включает политические институты и, прежде всего, формы политического правления (республика, монархия), политические режимы (демократический, тоталитарный, авторитарный и др.), органы зак-ной, исп-ной и судебной власти, политические партии и движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему и др. Этой подсистеме принадлежит ключевая роль в политической системе. Именно здесь создается нормативно-правовая, определяющая условия, возможности и границы функционирования всей политической системы.

Регулирующая подсистема базируясь на принятых в обществе политико-правовых нормах, отраженных в конституции страны и других законодательных актах, регулирует формирование и деятельность полит институтов и функционирование полит системы общества в целом. Исходной базой, на которую опирается данная система, являются не только политико-правовые нормы, но и национальные, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе политические взгляды, убеждения, принципы, воздействующие на политическую систему общества.

Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования полит системы общества. Это прежде всего отношения по поводу управления обществом. Субъектами этих отношений являются полит институты и организации, полит лидеры, представители полит элиты, граждане. Это также отношения, связанные с борьбой за полит власть: ее завоевание, удержание, реализацию.

Политико-идеологическая подсистема включает полит концепции, теории, взгляды. Они лежат в основе создания и развития общественно-полит институтов, политико-правовых норм, совершенствования полит отношений и всей полит системы.

Данная структура (четыре подсистемы) прослеживается в полит системе любого общества, однако в конкретных условиях разных государств перечисленные подсистемы создаются и функционируют в различных формах. В связи с данным обстоятельством важно подчеркнуть, что политология изучает, во-первых, общие для всех политических систем характеристики и, во-вторых, специфические формы их проявления в различных странах.

В. 7 Государство как институт политической системы Стержнем и основой политической системы является государство. Государство - это исторически обусловленная и выделившаяся из гражданского общества организация, ко­торая осуществляет суверенную власть при помощи спе­циального аппарата, защищает данные общественное от­ношения, высыпая вместе с тем как официальный предста­витель всего общества. Государство - основной институт полити­ческой системы существа, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность в отношениях людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный ин­ститут власти в обществе и концентрированное осуществление этой вла­стью политики. Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления - государство, власть и политика -вполне естественно отождествляются.

Важнейшими признаками государства являются 1) публичная власть (особая система органов и учреждений); 2) определенная территория, на которую распространяются законы данного государства; 3) система правовых норм и законов; 4) армия.

Государство имеет ряд типичных для него свойств: 1) распростране­ние власти государства на всех граждан; 2) суверенность, т.е. верховен­ство, независимость государственной власти; 3) монопольное право на легальное применение принуждения (насилия); 4) право окончательно­го, решения всех спорных вопросов; 5) выполнение основного объема работ по управлению общественными делами.

Внутренними функциями государства являются социальная, хозяй­ственно- организаторская, организационно-правовая, функция со­циализации личности. Внешние функции ~ это защита национальных интересов своего государства; уважение национальных интересов дру­гих стран; налаживание "сотрудничества с другими странами; обеспече­ние безопасности народов, поддержание мира и др.

Функции демократического государства должны принципиально от­вергать две крайности: всеобщее иждивенчество и безразличие к судьбам слабых. Не борьба с богатством, а недопущение бедности должно состав­лять цель его регулирующей деятельности. Государство сильно благопо­лучием своих граждан, а не унификацией их бедности.

Методы, которыми осуществляются функции государства, приме­няемые им при этом средства, характер установленных в государстве социальных и иных отношений позволяют классифицировать разные виды государств, построить их типологию.

В.8 Формы государственного устройства – способ объединения населения на территории, связь граждан через политику и территорию государства: Унитарное – общие для всей страны органы полномочий, наличие единого законодательства, гражданства, правовой и денежной систем. Все административно-территориальные единицы имеют один юридический статус и не обладают политической самостоятельностью, не имеют своих законодательных и внешнеполитических органов. Федерация – добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство (Россия, США, Канада…). Существуют два уровня власти: федеральная и республиканская, полномочия которых разграничены федеральной конституцией. Имеется двойная правовая система, двойное гражданство, двухпалатный парламент, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая – общенациональные. Внешнеполитические функции осуществляют федеральные государственные органы. Федерации могут быть территориальными (США, ФРГ), национальными (Индия) и смешанными (Россия). По типу государственно-территориального устройства различают государства унитарные, федеративные, конфедеративные. Унитарное устройство отличается внутренним единообразием. Все дер­жится на одной оси: правительство - территориальная администрация. Полномочия местных руководителей определяются центральными орга­нами, их деятельность подконтрольна центру. В унитарном государстве имеется единая Конституция, единое гражданство, единое право, единая судебная система, отсутствует политическая самостоятельность у. административно-территориальных единиц. Вместе с тем в ряде унитарных государств некоторые регионы пользуются административной автономией (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, областная автономия в Италии).

Федеративное государство представляет собой союз государ­ственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Эти образования являются субъектами федерации и имеют собственное административно-территориальное де­ление. При федеративном устройстве территория государства не яв­ляется единым целым в политико-административном отношении, субъекты федерации наделяются учредительной властью, имеют пра­во на собственную конституцию, собственную правовую и судебную систему. Федеративными государствами являются США, Германия, Мексика, Россия и др. Конфедерации - это государственно-правовые объединения.

Государство в политической системе занимает центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть. Сохранение и упрочение политической власти возможно лишь тогда, когда государ­ство интегрирует интересы всех слоев населения. Стремясь обеспечить консолидацию общественных сил, их сотрудничество, гражданское со­гласие, государство взаимодействует с другими субъектами политичес­кой системы как ее основа, придавая обществу устойчивость и способ­ность к развитию.

В.9 Форма правления – способ организации верховной государственной власти, принципы взаимодействия ее органов и степень участия населения в их формировании: 1. Монархия – власть передается по наследству: Абсолютная – вся власть в руках монарха, отсутствуют представительские органы власти. Конституционная – власть монарха ограничена конституцией или парламентом. Монарх обладает представительскими функциями. Реальная власть принадлежит премьер-министру. 2. Республика – народ источник власти, издирает высшие органы государства на определенный срок. 3. Президентская – жесткое разделение законодательной и исполнительной власти, президент является главой государства и одновременно возглавляет исполнительную власть, не несет ответственности перед парламентом т.к. выбран на общих выборах. правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность. президент не может распустить парламент, но имеет право отменяющего вето на его решения. Парламент может отменить вето абсолютным большинством, т.е. 2/3.д) 4. Парламентская – президент избирается парламентом, является главой государства, но исполнительная власть принадлежит премьеру и правительству, которое формируется партией или коалицией партий, получивших большинство в парламенте и оно ответственно перед парламентом. 5. Смешанная республика – двойная ответственность: правительство ответственно перед президентом и парламентом. Президент является главой государства, назначает премьер-министра, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов. Парламент имеет возможность контролировать премьера и правительство через утверждение бюджета, вынесения вотума недоверия правительству.

В.10: Политический режим и его типы. Политический режим – совокупность приемов, способов и методов осуществления политич власти. Политич режим характеризует определенный политич климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития. Качественными хар-ками полит режима являются: объем прав и свобод ч-ка, методы осущ-я гос-ной власти, хар-р взаимоотношения между гос-вом и общ-вом, наличие или отсутствие возможностей общ-ва влиять на принятие политич решений, способы формирования политических институтов. Типы: демократический, авторитарный, тоталитарный. Демократический: способ осуществления- свобода; основные черты и особенности: 1.севереннитет народа 2. правовое гос-во с разделением властей 3. широкий спектр прав и свобод граждан 4. господство з-на 5. многопартийность, межпартийная конкуренция и право меньшинства 6. плюрализм, открытость, гласность; внешняя политика- миролюбивая. Авторитарный: способ осущ-я: насилие и принуждение; осн черты и особ-ти: 1. авторитет политического лидера 2. усиление исполнительной власти за счет представительной 3. юридические и практические ограничения прав граждан по политическим и другим причинам 4. выборочные репрессии против противником режима 5. однопартийность, слабая роль государственной партии, запрещение оппозиции 6. аморфность идеологического спектра, необязательность четко разработанной идеологии; внешняя п-ка: нейтралитетная. Тоталитарный: способ осущ-я: насилие, принуждение; осн черты и особ-ти: 1. личная диктатура, культ личности 2. полная (тотальная) огосударствление всей жизни 3. полное пренебрежение к человеку, принудительная ориентация на всеобщее благо 4. репрессии, террор, режим произвола 5. однопартийность, узурпация власти гос-нной партией 6. господство единой, обязательной для всех идеологии. Целенаправленная идеологическая обработка всех слоев общ-ва; внешняя п-ка:агрессивная. Таким образом, разнообразие политич режимов обусловлено в первую очередь социально-прородной общественной силы, стоящей у власти, а также общей расстановкой сил в общ-ве. Основными типами политических режимов являются тоталитарный, авторитарный и демократический.

В.11 Тоталитаризм как система возник в 20ст. и использовался для характеристики пол системы в СССР. К тоталитарным системам относят системы, кот характеризуются полным контролем со стороны гос-ва за личностью, радикальными преобразованиями всей общественной системы в соответствии с революционной социальной утопией, не оставляющей места ни для свободы индивида, ни для соц противоречий.

Первоисточник тоталитаризма ищут в политизации утопии. Утопия представляется в виде идеологии, обосновывающей цели коллективных действий. Эти цели конкретизируются и реализ. С помощью экономического и социального планирования. Планирование нуждается во всесильной власти и массовой поддержке. Поддержка осуществляется гипертрофированным ростом институтом власти, контроля, системной и идеологической обработкой населения, подавлением инакомыслия и применения любых средств, не считая ни средств, ни жертв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.007 с.)