Национально-государственные интересы РФ на современном этапе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национально-государственные интересы РФ на современном этапе.



Национально-государственные интересы — это совокупность исторически сложившихся в едином государственном пространстве общих интересов.

«Национальные интересы РФ " - совокупность внутр. и внешн. потребностей гос-ва в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства (по стратегии нац. без-сти).

Национальные интересы — это осознанные потребности гос-ва, определяемые экономическими и геополитическими его отношениями, культурно-историческими традициями, необходимостью обеспечения безопасности, защитой населения от внешн. угрозы и внутренних беспорядков, экологических катастроф и т.д.

Нац. интересы явл. абсолютным приоритетом над любыми др. интересами, присущими как гос-ву, обществу, так и личности. Нац. интересы делятся на 3 категории по своей значимости:

1. Постоянные нац. интересы. Суть: к ним относится защита физической, национальной, политической, эк-кой и культурной целостности гос-ва. Все, что относится к пост. нац. интересам ни при каких условия не может быть предметом торга, договоров, соглашений. Они не обсуждаются, их судьба защищаться всеми возможными силами.

2. Приходящие или переменные. К ним относятся нац. интересы, кот. в данный конкретный момент следует рассматривать важными для гос-ва, и кот. гос-во рассматривает как свои нац. инетерсы. Они подразделяются на: 1) жизненные интересы, все то, что представляет серьезную угрозу для гос-ва (нации) в данный конкретный момент. 2) Интересы выживания, все то, что представляет угрозу существованию гос-ва в данный конкретный момент. 3) Важные интересы, к ним относя все то, что представляет возможность нанести серьезный ущерб для гос-ва.

Эти три типа, так же как и постоянные интересы не явл. предметом торга, соглашения, переговоров.

3. Периферийные интересы или локальные интересы, только эти нац. интересы при определенных условиях могут стать вопросами для обсуждения, соглашения.

Само понятие нац. интересы оч. уязвимо, оно трудно поддается четкому определению, особенно в многонациональных гос-вах, когда интересы разных наций, входящих в состав одного гос-ва, могут не совпадать и впадать в противостояние. Не формулировать нац. интересы не возможно.

Т. обр., нац. интересы и госуд-ные интересы это не одно и то же, они часто вступают в противоречие. Нац. интересы всегда относительны, их в любом гос-ве всегда формулируют национальные элиты. Элиты – те группы, кот. принимают управленческие решения на уровне гос-ва, не всегда находятся у руководства.

Нац. интересы вкл. в себя:

1. Общегосударственные интересы в целом.

2. Интересы различн. наций и этносов, проживающих в гос-ве.

3. Интересы правящих элит.

4. Международные интересы (интересы межд. Без-сти в первую очередь).

Нац. интересы в основе своей объективны, они отражают стремления граждан гос-ва к:

· обеспечению стаб-го и устойч. развития общ-ва, его институтов, повышению уровня жизни населения;

· минимизации угроз личной и обществ. безоп-ти граждан, системе ценностей и институтов, на кот. зиждется существ-ие данного общ-ва.

Эти стремления воплощ-ся в концепцию нац интереса, конкретное содержание которой также опр-ся такими объект-ми параметрами, как:

· геополитич. положение гос-ва на мир. арене, наличие у него союзников или противников, представляющих непосредств. угрозу;

· положение в системе межд. эк. отн-ий, степень завис-ти от внеш. рынков, источников сырья, энергии и т.д.;

С изменением объективных реальностей, потребностей общ-ва в сфере межд. общения может меняться и содержание нац. интересов.

Формир-ие нац интересов предст-ет собой постепенный и длительный историч. пр-сс, кот. осущ-ся в сложном переплетении эк, соц, нац-психологич. и иных факторов, в совок-ти определяющих содержание и хар-р нац-исторического опыта данного народа или страны.

Концепция нац-гос. интереса формулируется и может быть реализована только как общенац. доктрина, разделяемая и поддерживаемая больш-вом общ-ва. На практике полный консенсус труднодостижим по причинам:

1. В оценке объект. параметров и реальностей, лежащих в основе определения нац. интересов неизбежно присутствует элемент субъективизма, бремя воззрений и суждений прошлого, идеологич. мотивы, влияющие на менталитет даже наиболее дальновидных лидеров и теоретиков. Соотв-но, у оппозиции проводящемуся курсу всегда есть возм-ть поставить под сомнение адекватность избранной доктрины объективному содержанию нац-х интересов.

2. На полит. выбор гос-ва влияют различ. группы давления, отражающие объективно существующие в больш-ве обществ расхождения в определении внешнеполит-х приоритетов гос-ва, содержании его нац интересов.

Общенац. согласие оказ-ся достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты развития, напр., ситуации появления общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы.

Проблема соответствия нац. интересов, в том виде в каком они опред-ся гос-вом, действительным интересам общества стала особенно острой в 20 в. Противоречия м/д объектив. интересами общ-ва и концепцией нац. интересов в некоторых случаях выступают продуктом субъективных просчетов правительств. Чаще, речь идет о более глубинных причинах, связанных с общей ориентацией развития общества и господствующей в нем идеологией.

Нац интересы м.б. реализованы не односторонними, а совмест. действиями гос-в, уважающих интересы друг друга, решающих их коллизии мирными средствами, с соблюдением общих, единых для всех правовых норм. Инструментами защиты нац-гос интересов все чаще стан-ся междунар. орг-ии, которым их участники добровольно передают права и полномочия, вытекающие из своей суверенности как субъектов межгос. отношений.

1) К НГИ среднесрочного типа можно отнести те интересы, которые важны для всего общества и гос-ва и осуществление кот-х требует их объединенных усилий в течение достаточно длит. периода времени, напр., нескольких десятилетий (в современных усл-ях – это возрождение реального сектора эк-ки), реализация кот-й требует больших усилий всей нации в течение длит-ого пера вр, нередко многих десятилетий.

2) Кратковрем, или краткоср НГИ вытекают из конкретных проблем развития или кризисных ситуаций, например, эк-их кризисов или фин-ых. Интересы этого типа и масштаба формул-ся в офиц документах представителей власти (президента, правительства, партий). Обычно в этих документах указывается конкретный пер вр, в течение кот предполагается решить ту или иную задачу, производную от НГИ: 1 год, 2 года, 5 лет, т.д.

3) Т.к соврем Россия попала в необычайно тяжелую ситуацию всеобщего кризиса, ее НГИ и соответственно задачи, стоящие перед ней, значительно усложнились. К примеру, постоянный интерес и вытекающая из него задача сохранения страны, дополнилась задачей предотвращения ее распада и колонизации.

4) Не менее острой является также задача физич. сохранения населения и его воспроиз-ва.

5) глубокое реформирование пол, эк, правовой и др. систем общ-ой жизни на базе демократии и в соответствии с идеологией, кот не противоречит менталитету преобладающей части гр-н, их истор-му жизн опыту.

6) решение проблемы взаимоотн-ий с внеш. миром вообще и со странами СНГ в особенности.

7) Возрождение промыш-ого и научно-технич потенциалов. Без такого возрождения международный статус и возможности внешней политики России будут неуклонно снижаться.

8) Поддержание на должном уровне оборонного потенциала в соответствии с принципом разумной достаточности. Такой потенциал – одна из важнейших составляющих фундамента внешнепол-ой деят-ти любого гос-ва. Ракетно-яд-ый щит играет в нынешней российской ситуации особую роль.

9) развитие науки, образования, культуры, активное участие в решении различных глоб-ых проблем, сохранение политики открытости внеш миру и т.д.

10) дальнейшее обустройство и освоение ее обширной территории, особенно Сибири и Дальнего Востока

Приоритет во внеш. политике отдается обеспечению без-сти и целостности как соц.-эк-кой, политической, национально-исторической и культурной общности, с защитой эко-кой и политической независимости гос-ва, развитию отношений России с ведущими гос-вами мира, всестороннему сотрудничеству и интеграции в рамках СНГ, а также полноправному участию России в мировых, европейских и азиатских эк-ких и политических структурах.

В целом к числу важнейших национально-государственных интересов России можно отнести следующие:

· завершение процесса становления России в нынешних границах как современного российского гос-ва, т.е. выгодная для РФ “реорганизация” постсоветского пространства и создания вокруг него пояса дружественных гос-в;

· дальнейшее сокращение угрозы крупномасштабной войны, укрепление стратегической стабильности, последовательная демилитаризация отношений России и НАТО;

· предотвращение конфликтов, управление кризисами, урегулирование споров в пространстве бывшего СССР;

· включенность в мирохоз-ные связи на максимально выгодных для национальной эк-ки условиях.

Стратегия нац. без-сти определяет нац.-гос-ные интересы России также в области эк-ки, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сферах, в соц. области, духовной жизни и культуре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.47 (0.008 с.)