Гончаров Максим Владимирович



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гончаров Максим Владимирович



Гончаров Максим Владимирович

До 19.11.2012г

Зачет в виде теста

Источники: ФКЗ «О Конституционном суде РФ»

Регламент КС не опубликован. но он есть в СПС

Конституция РФ 125ст.,100,134 гл по Судебной власти затрагивающая судебную власть.

Судебная практика.

Литература: Все что с названием Конст судопроизводства после 2011г.

Учебник - Конституционный суд. процесс. более 5 лет (старая редакция), в новой версии еще не опубликован.

Учебник - Витрук бывший судья издательство Юрайт, Юрист

Учебник Несмеянова Конституционный судебный процесс в России

Комментарии к ФКЗ О КСРФ Захаров, сотруд аппарата КС РФ.

Внеаудиторная работа проект жалобы в КС РФ, как гражданин РФ, пользоваться действующими законами.

Лекция 17.10.2012г.

Тема 1 «Конституционный контроль»

Конституционный контроль – основная деятельность КС, 1803г. в США так как Джон Маршал судья Верховного суда рассмотрел дело Мербери против Медисона, однако прецеденты таких дел были и раньше в США.

В 1610г. в Великобританий высокий суд судья Коук рассмотрел дело в котором признал не соответс конституции (не писанной) закон парламента.

В 1803г. судья Джон Маршал обосновал возможность рассмотрения подобных категорий дел, оспаривание на соответствие основному закону.

Верховный суд признал за собой такое право и появился Кноституционный контроль.

В Европе: в Чехословакии в Конституции б. предусмотрено создание КС. но в большей степени момент Кльзен, обосновал европейскую модель в Австрии где был создан КС который реально был действующим органом и возглавил его Ганс Кельзен.

В 1989г. были внесены изменения в Конституцию – создан Комитет конституционного надзора РСФСР. Он просуществовал до 1991г. его возглавлял Алексеев С.С., он начал проверять на соответствии конституций в СССР, на соответствие законодательных актов. Требовалось, что бы Верховный Совет рассмотрел заключение ККНРСФСР и если 2/3 проголосуют за, то закон будет признан неконституционным.

В конституцию 1977г. РСФСР б. внесены изменения которые предусматривали создание КС РФ

1993г. презедент преостановил действие Конституционного суда.

В июле 1994г. был принят закон который начал работать только в феврале 1995г. т.к. место 12 судей нужно было 19 судей.

Конституционный контроль – более широкий термин по отношении к нему - это правовая охрана конституции.

К понятию Правовой охраны конституции есть 2 подхода:

1. в широком смысле обеспечение реализации конституционных норм

2. в узком конституционный контроль, надзор и ответственность.

Элементы КК:

1. Реализация конституционных норм

2. Требование точного соответствия всех нормативных актов конституции

3. Наличие системы гарантий

конституционный контроль –

франц. контроль – список ведущийся в 2-х экземпляров, 2 создается чтоюы проверить 1.

рус- язык- проверка или наблюдение с целью проверки.

Элементы применительно к КК:

1. выявление правонарушения, суд анализ акт и ставит ? о наруш норм или нет.

2. правовая квалификация, правовая оценка

3. принятие властного решения (признание конституционным или нет), либо сохраняет свою юр. силу идибо теряет её.

Критерий Конституционный контроль Конституционный надзор
Юридическая сила решения Решение к-е принимает орган КК как правило влечет прекращение действие нормы признанной не конституционной Как правил не влечет действие норм признионный неконституционной
Окончательность принятого решения Решение обжалованию не подлежит и носит окончательный характер Решение органа КН м.б. обжаловано в вышестояшую инстанцию или суд или подлежит утверждению др.органом.
Характиристика полономочий субъета который осущ КК и КН Этот вид деятельности осущ-ся как правило спец созд-ым органом для которого эта деятельность как правило явл-ся специализированной Свойственен большинству правоохранительных органов и не является для таких органов единственным видом деятельности, Презеден, Органы прокуратуры

 

 

Лекция 24.10.2012г.

 

проф. Березин: Конституционный контроль – деятельность, компетентного гос. органа по проверке и установлению соответствия актов законодательной, исполнительной и судебной властей конституции внутреннему законодательству и межд. актам и вынесению н этом основании общеобязательных и окончательных решений.

 

Модели Конституционного Контроля:

Выделяют 2 базовые модели:

1. Американская (США, Некоторые страны Азии и Европы)

2. Европейская

Американская Модель:

1. КК осуществляется судами общей юрисдикции

2. Отсутствует спец. орган контроля.

3. Не спец. процедура рассмотрения данного дела (в рамках какого либо дела м.б. рассмотрено данное дело)

В рамках данной модели есть централизованная (Верховный суд- решения обязательно) и Нецентрализованная модель (Занимаются все суды-обязательны только для нижестоящих)

Европейская модель 1920г. (Кельзянская)

Общее правило: Европа, Южная армерика, некоторые азиатские страны, Россия.

1. есть специальный орган конст. контроля. как правило конституционный суд

2. суды общей и иной не конст. юрисдикции не занимаются конституционным контролем.

3. решения К. судов являются обязательными для всех субъектов права, а не только

4. Возбуждается отдельное производство для проведения КК.

Виды Конституционного Контроля:

По времени осуществления КК:

1. Предварительный – предметом рассмотрения явл-ся проекты НПА (установив несоответствия Конст. мы тем самым избегаем в последующим нарушение прав, но д. проектов очень много в связи с чем суд не м. заниматься проверкой только данных НПА, в России подобного рода проекты проверяются только ратифицируемые РФ Международные договоры)

2. Последующий – контроль осуществляется после введения в действие НПА,

По процедуре возбуждения производства и форме проверки:

1. Абстрактный - (конст. акта устанавливается вне зависимости от конкретных случаев его применения или необходимости его применения и сам КС проверяет данный акт сравнивает е1 с Конституции)

2. Конкретный - (конституционность устанавливается применительно к конкретному правоприм. случаю) дела по жалобам граждан, когда суды обращаются с запросом, Ген. прокурор, Уполномоченный по правам человека.

По содержанию:

1. Формальный - проверяется НПА с т.з правомочности субъекта на его принятие, порядка принятия и формы его принятия.

2. Материальный - проверяется содержание самого закона, его норма по соответствию Конституции.

По обязательности самого контроля:

1. Факультативный (самый распространённый, по желанию заявителя)

2. Обязательный (когда при определенных условиях субъект обязан обратиться в орган КК), ФЗ от 2001 г. о порядке принятия в состав субъекта РФ, ФКЗ «О референдуме в РФ»

По правовым последствиям:

1. Консультативный – когда решение не обладает силой окончательного и влекущего прекращение данного акта, в РФ нет.

2. Постановляющий – когда решение окончательно и непосредственно влечет прекращение действие акта признанного неконституционным.

3. промежуточный контроль- решение принимаестя влечет прекращение действия но м.б. в последующим быть оменено др. органом

По органам проверяющим конституционность:

Централизованный – конст устанавливается ед. органом

Децентрализованный – несколько или все органы рассматривают.

По времени утраты юридической силы акта. признанного неконституционным

1 ex tunc – утрачивают силу с момента его издания

2 ex nunc - НПА признан неконституционным и с момента вступления в силу НПА считается не конституционным.

Лекция 30.10.2012г.

По субъекту, который издает или принимает участие в разработке НПА подлежащего проверки:

1. Внешний (проверку НПА делает орган не участвовавший в его принятие Н-р КСРФ)

2. Внутренний (проверка осуществляется органом состоящем в органе принимающем НПА)

По роли субъекта в процессе (данное подразделение относиться в большей степени к американской модели, когда проверка конституционности осуществляется в рамках другого дела)

1. контроль путем предъявления иска

2. контроль в порядке возражения против иска

Развитие законодательства о конституционном контроле в РФ

1918 – 1936 г.г. – 1 этап:

1. 1918 –Контроль осущ-ся всероссийским съездом советов ЦИК и Президиум ЦИК

2. 1924-1933 – осуществлялся Веховным судом, он давал указания в том числе верх судам республик как поступать по тем или иным вопрос)

3. 1933-1936 – появилась прокуратура которая отделилась из Верх суда. которая осуществляла

1936-1988 г.г.- 2 этап «Застой» в этот период ф-ии КК возвращается Верховному Съезду советов.

1988-1990-е г.г. 3 этап - появляется комитет Конституционного контроля подотчетен Верховному съезду СССР принимается закон о КК и этот орган создается он давал заключения, если он давал заключение против законов СССР то оно имело силу в том случае если против него не проголосовало более 2/3 Верховного съезда СССР

1991-по настоящее время 06 мая 1991 был приняти закон РСФСР о КС РСФСР – которым был создан Конституционный Суд. КС состоял из 15 судей в КС РСФСР, особенность этого суда в том, что он мог рассматривать конституционность политических партий и мог давать заключения в связи с отрешением от должности отдельных должностных лиц.

В настоящее время осталось только рассмотрение об отрешении от должности по этому закону Президента.

В РСФСР 30 декабря 1990г. был сформирован КС

КС избирался из парламента, в настоящее время судьи назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

21.07.1994 принимается закон о КС РФ к-ий принимается в развитии Конституции 1993г.

08.02.2001г срок полномочий продлевается с 12 лет до 15 лет. + возрастная планка

15.02.2001г.. возрастной ценз до 70 лет вступает в силу с 01.01.2005г.

05.04.2001г. отменен 15 лет пребывания в должности, а возрастной предел остается 70 лет.

05.02.2007г.- изменяют место КС с г. Москва на г. Петербург

02.06.2009г. в Кс упраздняется судья секретарь, вместо этого появился 2 зам. председателс КС и изм порядок избрания Председателя к-й избирался на 3 года всеми судьями, теперь он избиралься на 6 лет СФ по рпедстваления презедента Рф

03.10 2010г. – конкретный нормоконтроль разделяется на 2 процедуры: граждане м. обращаться по приминенному закону, а суды только по подлежащего применени., 2.вводится процедура рассмотрения с проведением слушания рассмотрения дела и без проведения, слушания дела

28.12.2010г. – кроме прочих органов направлял свои решения еще и председателю следственного комитета.

«Характеристика КС в системе органов государственной власти»

КС РФ – европейская модель КК

2 подхода отнесения КС к той или иной ветви власти:

 

1 подход из судов к-й занимается осуществлением правосудия;

2 подход (чем де-факто занимается КС) – КС представитель суд. власти, но с кучей особенностей, так как в своей работе он вторгается в деятельность законодательной власти. устанавливая своими решениями общеобязательные правила поведения;

КС – орган гос.власти –его решения являются обязательными для третьих лиц.

этот орган действует на основании Конституции и ФКЗ о КС

Функции КС РФ:

1. Проверка соответси НПА Конституции

2. Проверка Соответствия Конституции не ратифицированных МД

3. Проверка действий должностных лиц в рамках процедуры отрешения от должности

4. Толкование конституции (проверка правоприменительной практики, иногда даже проверка суд. решений

5. Проверка решения органов Исполнительной власти

«Порядок формирования и структура КС РФ»

КС состоит из 19 судей

Назначение судей КС РФ: СФ по представлению Президента РФ

Президент м. предлагать кандидатуры:

1. СФ

2. Депутаты ГД

3. Законодательные органы субъектов РФ

4. Высшие суд. органы (ВС, ВАС)

5. Федеральные юридические ведомства (ФОИВ: Мин. Юст и.т.д.)

6. Всероссийские юридические сообщества (Ассоциация юристов России…)

7. Юридические научные и учебные заведения

14 дней дается на рассмотрение представленной кандидатуры, сначала обсуждение происходит в комитете СФ по конституционному законодательству, после составляется заключение, вопрос включается в пленарное заседание СФ, на котором выступает докладчик с данным заключение, потом приглашается кандидат), что бы кандидат считается избранным если за него проголосовало большинство от всего числа членов СФ

Кворум – 15 судий (3/4 от общего числа КС РФ)

Струкутра:

с 2009 г. 2-х палатный принцип упразднен и все дела рассм. общи составом.

председатель КС РФ: на6лет СФ по представлению Презедента.

Лекция 06.11.2012г.

Полномочия судей:

1. Процессуальныек-е связанные с осуществлением правосудия ни законодатель и КС РФ не говорит о правах судей: Задавать вопросы сторонам, принимать участие в обсуждении, голосовать – Судьи КС РФ воспринимаются как часть коллегиального органа.

2. Не процессуальные– обеспечительная роль

Права всех судей КС РФ равны, в том числе и председатель КСРФ.

Ответственность судей КС РФ:

Обычная:

1. Уголовная

2. Административная

3. Дисциплинарная

Дисциплинарная она возможна в виде 2- х санкций предупреждений и прекращение полномочий.

Дисциплинарный проступок - нарушение ФЗ «О КС РФ», «О статусе судей РФ», Кодекса судебной этики. По решению самого КС сам суд может, принят решение. 2 раза ярославцев и Кононов.

Уголовная

Решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи или привлечение судьи в качестве обвиняемого по решению Генерального прокурора по решению коллегии из 3х судей ВС РФ, а наличие в действии судьи признаков состава преступления и согласия КС РФ. Все иные действия после возбуждения совершаются без согласия КС РФ.

Административная

Тот же самый порядок, что и при привлечении к уголовной ответственности, кроме согласия КС РФ, нужно заключение ВС РФ.

Прекращение полномочий

1- нарушение порядка назначения на должность судьи

2 - достижение предельного возраста – 70 лет

3 - личное письменное заявление судьи об отставке

4 - утрата гражданства РФ

5 - вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи

6 - совершение судьей поступка порочащего честь и достоинство судьи (не менее 13 судьей д. проголосовать за 2/3 судей КС РФ.

7 – продолжение судье, несмотря на предупреждения КС занятие или совершения действий несовместимой с его деятельностью.

8 – неучастие судьи в заседаниях суда или уклонение его от голосования свыше 2- х раз подряд без уважительных причин.

9 – признание судьи недееспособным решением, суда вступившим в законную силу

10 – признание судьи умершим вступившим в законную силу решением суда

11 - смерть судьи, в случае смерти судьи супругу и иждивенцам единовременную выплату.

12 – неспособность по состоянию здоровья или в течении длительного времени исполнять обязанности судьи не менее 10 месяцев подряд.

Отставка судьи – почетный уход (по собственному желанию) или почетное удаление (вне зависимости от желания судьи, но при наличии законных оснований)

 

Тема «Компетенция КС РФ»

Лекция 13.11.2012г.

«Полномочия к-е проистекают из решений самого КС РФ»

1. Проверка конституционности конституций и уставов субъектов РФ по обращению ген. прокурора РФ вне связи с их применением в конкретном деле;

2. Проверка конституционности закона примененного или подлежащего применению в конкретном деле по обращению Органов МС;

3. Подтверждение аналогичности положений конституций и уставов субъектов РФ нормам ранее признанным противоречащим КРФ и ФЗ;

4. Проверка конституционности закона признанного несоответствующим Конституции или Устава Субъекта РФ решением органа конституционного правосудия субъекта;

5. Проверка соответствия Конституций и Уставов субъекта как непосредственно Конституции , так и ФЗ-м;

6. Решение вопроса о правомерности воспроизведения статей КРФ в тексте К или У Субъекта РФ;

7. Конституционное - правовое толкование конституционно-правовых норм: а-Выявление конституционного смысла действующего права, б- конституционное истолкование НА либо отдельного его положения (ПРОКОНСТИТУЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ);

8. Подтверждение несоответствия конституции РФ нормативных положений таких же, какие ранее были признаны судом несоответствующими КРФ;

9. Проверка конституционности НПА Правительства по запросам судов в к-х оспаривается конституционность ФЗ и нормативного акта Правительства РФ;

 

 

«Понятие и принципы Конституционного судопроизводства»

 

Конституционное судопроизводств 1 из видов судопроизводства указанных в КРФ Конституционное Судопроизводство - совокупность урегулированных специальными процессуальными нормами процессуальных действий и правоотношений складывающихся между КС и другими субъектами при рассмотрении и разрешении дел связанных с охраной КРФ

Особенности КС (Отличительные черты):

1. Специфика субъектного состава

2. Реализация принципа диспозитивности – КС не связан доводами и аргументами сторон он связан только предметом обращения

3. Специфика доказательств и процесса доказывания

4. Юридическая сила решений обязательны для всех субъектов правоотношений

5. Множественность видов производств (Каждое полномочие КС порождает отдельный вид судопроизводства)

 

Нет лекции за 14.11.2012г.

Лекция 20.11.2012г.

Принципы:

1. Состязательности – КС м. выносить определения с позитивным содержание по жалобам, не приглашая стороны в КС РФ

2. Устности – определения с позитивным содержанием выносятся зачастую просто путем проверки документов и анализы жалобы

3. Языка судопроизводства – на русском языке, те кто не владеет языком ему обеспечивается переводчик КС РФ, судья не м. б. таким переводчиком

4. Тайны совещания судьи – итоговое решение КС принимается в закрытом заседании, в совещании м. принимать участие т. Судьи рассматривающие дело, при этом в совещательной комнате м. б. не т. судьи но и сотрудники к-е обеспечивают протоколирование судебного совещания. Что бы в последующем не распространить информацию о том, кто из Судей какое мнение высказывал по данному вопросу.

5. Непрерывности судебного разбирательства –с/з по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени для отдыха и времени необходимого для подготовки участников судебного процесса и для устранения обстоятельств препятствующих нормальному ходу процесса. До принятия решение по конкретному делу суд не вправе приступать к рассмотрению другого дела. (самое длинное 51 день по делу о Коммунистической партии СССР, решался вопрос о том кому принадлежит имущество)

 

? «Стадии Конституционного судопроизводства»

1. Обращение в суд с соответствующим запросом ходатайством или жалобой

2. Предварительное рассмотрение обращение

3. Принятие обращения судом

4. Подготовка к судебному разбирательству

5. Само судебное разбирательство

6. Совещание, голосование и принятие итогового решения

7. Опубликование вступление в силу решения

8. Исполнение решения

 

Стадия Предварительное рассмотрение обращение

 

Судья м. рассматривать самостоятельно, либо 1 или нескольким аппаратам суда.

Судья м. вступать в контак с заявительем и потребовать предъявления недосто.щих документов

если все в порядке то, судья направляет их вем судьям КС РФ, что бы решить вопрос о принятии или отказе данного обращения (Не более 2 месяцев с даты регистрации обращения в секритариате)

 

Стадия Подготовка к судебному разбирательству

 

Цель: Уточнить обстоятельства имебщие занчения для решение делаОпрелеоить конституционные и иные правовоые предписания к-ми следует руководствоваться при разрешении вопроса

Разрешит вопрпос о сотаве лиц участвующих в деле

Определеить доказательства к-е необходимо получить/истребованть у сторон для иных участников в суде.

Активную роль занимает судья докладчик к-ий м. истребовать документы, поручить, производство проверку и исследование экспертиз, направить необходимы запросы, м. воспользоваться помощью специалистов.

по результатам данной стадии судья – докладчик подготавливает проект решения КС РФ и м. при необходимости составить перечень вопросов и примерные варианты ответов.

Происходит формирование дела.

На ПЗ не позднее 1 месяца

до начала рассмотрения за 10 дней к-му судье вручаются все копии материалов дела.

 

Г.

? «Решение Конституционного Суда»

Стадия Исполнение решения

Решение КС – это принимаемый в заседании в определенном законном порядке и облеченный в установленную правовую форму праввой акт констатирующий установление определенных фактов и обстоятельств, содержащий гос-но правовое веление и имеющий обязательный характер, которым окончательно разрешается вопрос относящийся к компетенции КС.

 

Признаки решения КС:

1. Решение является разновидностью правового акта

2. Акт органа государственного

3. Выноситься именем РФ

4. Принимается в особом процессуальном порядке

5. Являются общеобязательными

6. Решение КС действует непосредственно

7. являются окончательными, обжалованию и изменению не подлежат

Виды Решений КС:

1. Постановления

2. Определение

3. Заключение

с 93г. Заключения не принимались, ранее заключения принимались но они были по другим вопросам

По существу принимаемых решений:

1. Итоговые решение – разрешают дело пос существу – постановления и заключения

2. Иные решения – процессуальные, промежуточные - Определение или в виде выписок из протоколов.

Требования предъявляемы к решениям КС:

Основываются на материалах исследуемых судом

Решения принимаются судом путем оценивания буквального смысла рассматриваемого акта, так и смысл к-ий придает этому акту официальному или иным толкованием (Н-р правоприменителем, а так же оценивается место этого правового акта в в системе др. правовых актов.

 

Решение принимается КС только по предмету к-ий указан в обращении, при этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

 

Постановления и Заключение излагаются всегда в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия.

 

Вводная часть- с указание на то кто обратился, что явилось основанием для рассмотрения

Мотивировочная часть 1 пункт- суть обращения заявителя, 2- часть содержание нормы, и переход КС к правовой позиции (аргументация суда и некоторое правило к-е он предусматривает0 система аргументов, до слов ПОСТАНОВИЛ

Резолютивная - Кс констатирует соответствие/несоответствие, порядок публикации и т.д. внести изменения в законодательный акт, иногда резолютивная часть бывает очень подробная.

Атрибутивные требования (см в ФКЗ «О КС РФ»)

 

 

Юридическая сила Решений Кс

 

1. Решение КС окончательные и обжалованию не подлежат в КРФ об этом нет ничего

2. Решение вступает в силу немедленно либо после провозглашение (после судебного разбирательства), а опубликование (в том случае если решение принимается без фактического судебного разбирательства)

3. Решение действует непосредственно и не требует подтверждения др. должностными лицами и органами

4. Юр сила признания акта КС не конституционным не м.б. преодолена принятием этого же акта или нормы содержащей аналогичный содержащую норму.

5. Акты или отдельные положение признанные неконституционными утрачивают юр. силу признанные несоответствию КРФ международные договоры не подлежат введению в действию и применению. (т.е. путем Ратификации МД)

6. Решение судов и иных правоприменительных органов основанные на актах признанные неконституционными не подлежат исполнению и д.б. пересмотрены в установленных ФЗ-ми случаях.

 

2 правила

1. В национальной правовой системе РФ Решение КС РФ обжаловать нельзя 13.01.2000г. 6-О

2. ст. 46 22.05.2006г 6-О – Если исчерпаны все национальные средства правовой защиты, их м. обжаловать их в Межгосударственные органы.

Действие решений КС во времени: общее правило, акты призанные сдом утрачивают силу на бедующее.

Исключения:

1. В отношение заявителей действие имеет обратную силу

2. в отношении решений судов и иных правовоприминителей актов к-х еще не вступили в законную силу

3. Лица не явл-ся участниками судопроизводства 14.01.1999, решения подлежат пересмотру и не подлежат исполнению. если исполнены частично то, на остальное не действует.

4. Остальные м. повторно пойти в КС и получить отказные определения с которыми они обращаются для пересмотра в отношении себя решений судов или иных правоприменителей.

Специальный порядок вступления в силу решения:

1. Отсрочка вступления в силу

 

Исполнение решения суда (см. в ФКЗ «О КС РФ2, для различных субъектов свой порядок).

Разъяснения решений КС

2. Все субъекты имеющие право на обращение и тем лицам, которым были направлены копии решений КС, могут обращаться за разъяснением решений КС (Н-р: Министр Юстиции)

3. Особые мнения 14 дней с момента провозглашения или опубликования – если судья не согласно с решение суда

4. Мнение судьи после принятия решения

 

Правовая позиция: в законе нет такого понятия нет.

 

Мотивировка, аргументация суда, В ФКЗ – позиция КС РФ имеет такую же силу как и решение КС, по сути является нормой права.

М. ли изменить правовую позицию КС РФ, ранее да ,в 2005 г в Решении КС –м. изменять в следующих случаях, если изменилось правовое регулирование в стране, или изменился социально –исторический контекст (изменились общественные отношения в стране)

Гончаров Максим Владимирович

До 19.11.2012г

Зачет в виде теста



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.015 с.)