Принципы гражданства РФ: механизмы решения вопросов гражданства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы гражданства РФ: механизмы решения вопросов гражданства.



Гражд-во - это устойчивая пр.связь лица с гос-вом, выраж-ся в совок-ти их взаимных прав, обяз-тей и отв-ти, основ-я на признании и уважении дост-ва, основных П и С чел-ка. КРФ и З-н о гражд-ве устанавл-т общие пр-пы, кот.опред-т сущностные черты отнош-й гражд-ва: 1) гражд-во РФ явл.единым. 2) гражд-во РФ явл. равным независимо от оснований приобр-я. Законод-во не устанавл-т никаких особ-тей в пр.статусе лиц, ставших гр-нами РФ по разл.основан-м: по рождению, в связи с принятием в гражд-во, восстановл-м в гражд-ве, усыновл-м и др. Не имеет пр.значения вр.приобретения гражд-ва; 3) гражд-во РФ имеет откр-й и свободный хар-р. Это выраж-ся в том, что в РФ каждый чел-к имеет П на гражд-во; в наличии такой формы приобр-я гражд-ва, как прием, осуществл-й на доступных для чел-ка основаниях; 4) гр-н РФ не м.б.лишен своего гражд-ва или права его изменить. 5) возмож-ть двойного гражд-ва. Гр-н РФ м.иметь гражд-во иностр.гос-ва в соотв-и с ФЗ или межд.дог-ром РФ. Наличие у гр-на РФ гражд-ва иностр.гос-ва не умаляет его П и С и не освобождает от обяз-тей, вытекающих из рос.гражд-ва, если иное не предусм-но ФЗ или межд.дог-ром РФ; 6) гражд-во РФ сохр-ся за лицами, прожив-ми за пределами РФ; 7) РФ гарантирует своим гр-нам защиту и покровит-во за ее пределами. Гос.органы РФ, дипломатич-е представит-ва и консульские учрежд-я РФ, их долж.лица обязаны содействовать гр-нам РФ в обеспеч-и им возмож-ти польз-ся в полном объеме всеми правами, установл-ми законод-вом гос-ва их пребыв-я, межд.дог-рами России, в защите их прав и охр-мых з-ном инт-сов, а при необход-ти принимать меры для восстановл-я наруш-х прав гр-н РФ; недопуст-ть выдачи рос.гр-на иностр.гос-ву; сохр-ние гражд-ва РФ при заключ-и и расторж-и брака. 10) почетное гражд-во,кот.предоставл-ся През-том РФ лицу, не явл-муся гр-ном РФ, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообщ-вом. Граж-во как гос.-пр. институт представляет собой совок-ть юр. норм, регулир-х порядок приобр-я, измен-я и прекращ-я гражд-ва. Источники гражд-ва: КРФ; ФЗ "О гражд-ве"; Полож-е о порядке рассмотр-я вопросов гражд-ва РФ, утвержд-е Указом През-та РФ; межд.дог-ры РФ.

27. Основания приобретения гражданства России по действующему законодательству.
Обычное принятие в гражданство. Решение о таком гражданстве принимает президент.

Основание принятия гражданства в обычном порядке:

- проживание на территории РФ на законных основаниях, не менее 5 лет

- лицо подписывающее обязательство соблюдать конституцию Р и законодательство Р.

- имеет законный источник ср-в существования

- обратилось в уполномоченный орган др государства с заявлением об отказе от его гражданства.

- владеет русским языком

3. Принятие в гражданство в льготном порядке:

- лица, признанные беженцами или получившие убежище

- лица, имеющие высокие достижения в сферах, представляющих интересы для РФ

- лица, имеющие особые заслуги перед РФ

- Граждане бывших республик СССР в течение не менее 3х лет, отслуживших по контракту в Росс. Вооруженных силах

Льготный характер принятия в гражданство выражается в сокращении требуемого срока проживания, а для лиц имеющих особые заслуги, возможности принять гражданство без соблюдения любых требований.

В упрощенном порядке:

При упрощенном порядке лицо принимается в гражданство на основании или решении органов внутренних дел. Упрощенный порядок применяется в случае если этот человек каким-либо образом имеет тесную связь с РФ (например: состояние в браке с гражданином Р, родители были гражданами Р).

28. Основания прекращения гражданства России.

Основания:

1. Выход из гражданства РФ.

2. Отмена решения о приеме в гражданство РФ.

3. Выбор гражданства при изменении гос. принадлежности, территории.

4. Др.

Выход из гражданства м.б. осуществлен:

1. По ходатайству гражданина.

2. В порядке регистрации, если у лица, подавшего заявление хотя бы один из родителей супруг или ребенок имеет др. гражданство, либо если лицо выехало на постоян. место жительства в др. гос-во в устан. законом порядке.

Ходатайство о выходе м.б. отменено:

1. Если лицо проживает в гос-ве или собирается поселиться в гос-ве, не связанным с РФ о правовой помощи и имеет физич. обяз-ва перед гражданами РФ или невыполненные обяз-ва перед гос-вом.

2. После получения лицом повестки о призвании его на срочную военную службу и до окончания службы.

3. Если лицо признано в кач-ве обвиняемого по уголовным делам или в отношении него имеется вступивший в силу обвинит. приговор.

Отказ д.б. мотивирован и не м.б. обжалован в суде. Существует отмена решения о приеме гражданства РФ.

Отмена решения не м.б. распространена на супруга, детей, родителей, если не будет доказано, что они были осведомлены о незаконном приобретении гражданства.

29. Понятия и особенности института прав, свобод и обязанностей гражданина.

Общие признаки института основных (конституционных) прав и обязанностей граждан России. Нормы института основных (конституционных) прав и обязанностей граждан регламентируют отношения, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реализации индивидом своих возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспечения указанных прав. Будучи комплексным, институт прав человека содержит нормы различных отраслей права. При этом каждая из них затрагивает лишь одну грань многообразных отношений (семейных, земельных, трудовых, гражданских, экологических, налоговых, административных и др.), связанных с осуществлением человеком своих прав. Только КП рассматривает права человека в целом, а не в отраслевом ракурсе. Конституция регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Нормы других отраслей права регламентируют эти отношения более детально. Конституционный статус личности является исходным, базовым, а все остальные статусы производны от него и дополняют его. Для института основных (конституционных) прав и обязанностей граждан России характерен ряд признаков: 1) конституционные права, свободы и обязанности являются основными; они составляют юридическую базу для всей системы прав, свобод и обязанностей; обладают наивысшей юридической силой; подлежат усиленной защите. Конституционный статус личности, включающий в себя основные права, свободы и обязанности, представляет собой сложный и многогранный конституционно-правовой институт, состоящий из различных элементов. Ядром этого конституционного института являются признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности. Исходное начало формирования правового статуса человека — принадлежность лица к гражданству определенного государства, из которого непосредственно вытекает его право дееспособность. Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина. Реализация прав и свобод человека невозможна без системы установленных государством гарантий, главное место среди которых принадлежит юридическим. Пределы реализации прав и свобод человека установлены в их конституционных ограничениях.

30. Конституционный статус гражданина России, его структура. Юридическая природа основных прав, свобод и обязанностей граждан (механизм их реализации).
Классификация основных прав и свобод граждан. Права человека и гражданина — весьма сложное и многообразное явление. Они могут классифицироваться в зависимости от следующих критериев: 1) исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения: гражданские и политические (право на личную неприкосновенность, свободу слова и печати и т.д.); социальные, экономические и культурные (право на труд, на здравоохранение, свободный доступ к достижениям науки и культуры и т.п.); коллективные иди солидарные (право на мир, на информацию, на здоровую окружающую среду и др.); 2) в зависимости от содержания на: гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайну переписки, телефонных переговоров и др.); политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объединение, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.); экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.); социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.); культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества); 3) в зависимости от соподчиненности на: основные (участвовать в управлении обществом и государством); дополнительные (избирательное право); 4) в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству на: права российских граждан; иностранных граждан; лиц с двойным гражданством; лиц без гражданства; 5) в зависимости от степени распространения на: общие (присущие всем гражданам); специальные (зависящие от социального, служебного положения,, пола, возраста лица, а также других факторов, например права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и проч.); в зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т.п.); коллективные (право на забастовку, митинги и др.); в зависимости от роли государства в их осуществлении на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду); позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав); 8) в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах, на: права в сфере личной безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной деятельности.


31. Понятие и виды гарантий основных прав и свобод граждан.

1.свобода слова; 2.свобода мыслей и убеждений; 3.свобода совести; 4.Право на инфо; 5.свобода печати; 6. свобода собраний и участия в общ. делах; 7. свобода митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; 8.свобода ассоциаций; 9. Право обращения; 10. Право определить и указывать свою нац. принадлежность; КП граждан на свободу слова и массовой информации. Свобода слова - это гарантируемая государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам посредством устного или печатного слова, а также др. средствами. Ограничения в пользовании свободой слова: а) уважение прав и репутации др.лиц; б) охраны гос.безопасности, общ.порядка, здоровья или нравственности населения. Конституционные нормы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждение соц., рас., нац.или религ ненависти или вражду, а также к-л превосходство по указанным основаниям. Гарантии свободы мас.инфо: признание идеологического многообразия; отвечать за ущемление свободы мас.инфо, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны гр-н, долж. лиц, гос. орг. и организаций, общ. объединений законной деятельности СМИ. Запрещена цензура. Право граждан на инфо. Включает в себя: Право на беспрепятственное ознакомление с норм. актами; Право знать о создании и функционировании всех конкр.информационных систем, кот. в к-л степени затрагивают сферу лич.жизни гр-на; Право давать согласие на сбор лич инфо для эк, культ. и иных соц. целей; Право доступа к такой инфо с целью ее проверки, получения необходимых справок; Право на достов. инфо о состоянии окр. Прир.среды; Право на достоверную финансовую и потребительскую информацию. КП гр-н на объединение. Включает в себя следующие: Право создавать на добровольной основе общ объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; Право вступать в существующие общ. объединения; Право воздержаться от вступления в них; Право беспрепятственноно выходить из общ объединений. Виды общ. Объединений: пол.партии, проф.союзы, общ. движ-я, общ.фонды, органы самодеятельности и др. Ликвидация общ. объединения производится только по решению суда. КП граждан на проведение публичных мероприятий. Это специфичная форма участия гр-н в управлении делами общ-ва и гос-ва, проявлении соц.и пол. активности гражданина. Право определить и указать свою нац. принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей нац. принадлежности. Это означает, что на свободу выбора гр-ном своей национальности гос-во не должно влиять никоим образом. Определение нац. принадлежности не влечет никаких пр.последствий. Право политического убежища. Предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан др. государству как преступник.
32. Конституционное закрепление принципов свободы личности и равноправия граждан. Приоритет прав человека – основа взаимоотношения государства и личности в условиях демократии.

1.свобода слова; 2.свобода мыслей и убеждений; 3.свобода совести; 4.Право на инфо; 5.свобода печати; 6. свобода собраний и участия в общ. делах; 7. свобода митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; 8.свобода ассоциаций; 9. Право обращения; 10. Право определить и указывать свою нац. принадлежность; КП граждан на свободу слова и массовой информации. Свобода слова - это гарантируемая государством возможность беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения по самым различным вопросам посредством устного или печатного слова, а также др. средствами. Ограничения в пользовании свободой слова: а) уважение прав и репутации др.лиц; б) охраны гос.безопасности, общ.порядка, здоровья или нравственности населения. Конституционные нормы запрещают пропаганду или агитацию, возбуждение соц., рас., нац.или религ ненависти или вражду, а также к-л превосходство по указанным основаниям. Гарантии свободы мас.инфо: признание идеологического многообразия; отвечать за ущемление свободы мас.инфо, т.е. воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны гр-н, долж. лиц, гос. орг. и организаций, общ. объединений законной деятельности СМИ. Запрещена цензура. Право граждан на инфо. Включает в себя: Право на беспрепятственное ознакомление с норм. актами; Право знать о создании и функционировании всех конкр.информационных систем, кот. в к-л степени затрагивают сферу лич.жизни гр-на; Право давать согласие на сбор лич инфо для эк, культ. и иных соц. целей; Право доступа к такой инфо с целью ее проверки, получения необходимых справок; Право на достов. инфо о состоянии окр. Прир.среды; Право на достоверную финансовую и потребительскую информацию. КП гр-н на объединение. Включает в себя следующие: Право создавать на добровольной основе общ объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей; Право вступать в существующие общ. объединения; Право воздержаться от вступления в них; Право беспрепятственноно выходить из общ объединений. Виды общ. Объединений: пол.партии, проф.союзы, общ. движ-я, общ.фонды, органы самодеятельности и др. Ликвидация общ. объединения производится только по решению суда. КП граждан на проведение публичных мероприятий. Это специфичная форма участия гр-н в управлении делами общ-ва и гос-ва, проявлении соц.и пол. активности гражданина. Право определить и указать свою нац. принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей нац. принадлежности. Это означает, что на свободу выбора гр-ном своей национальности гос-во не должно влиять никоим образом. Определение нац. принадлежности не влечет никаких пр.последствий. Право политического убежища. Предоставление государством убежища иностранцу или лицу без гражданства означает, что такой человек может въехать в это государство, жить в нем и не будет выдан др. государству как преступник.

33. Право человека на жизнь и его государственные гарантии, право человека на свободу и личную неприкосновенность (ст.20, 22, 23 Конституции РФ).

Гражданские права, обеспечивающие жизнь и ценность человека.

1) Право на жизнь; 2) Право на честь и достоинство; 3) Право на индивидуальный облик; 4) Право на репутацию. Основные права человека - Право на жизнь. Оно означает не просто физическое бытие человека, а возможность вести полнокровную, отвечающую современным стандартам жизнедеятельности. Существует система гарантий реализации права на жизнь, состоящая в возложении на гос-во ряда обязанностей, которые можно подразделить на 2 группы: общие (касающиеся всех граждан РФ) и индивидуальные(касающиеся жизни отдельного человека). Общие обязанности -гарантии: 1)отказ от войны как средства разрешения межд. конфликтов и участия в ней; 2)целенаправленная и жесткая борьба с преступностью против личности, обеспечение надлежащей законности и правопорядка; 3) установление особого порядка хранения, распространения и применения оружия; 4) провозглашение смертной казни, впредь до ее отмены, исключительной мерой наказания; 5) доступность и квалифицированность мед. помощи; 6) охрана окруж прир.среды и т.п. Индивидуальные обязанности-гарантии связаны с признанием ряда конкретных действий, посягательствах на жизнь и здоровье человека, преступлениями и закрепленным их в качестве таковых в действ. законодательстве. Право на жизнь, является абсолютным правом, но есть ограничение. Смертная казнь- особый, уникальный способ лишения жизни человека. Право на жизнь необходимо рассматривать как возможность обращения к гос-ву за защитой по поводу любого незаконного или неоправданного в медицинском отношении вмешательства в человеческий организм, что могло бы поставить под угрозу его жизнь и здоровье. Право на честь и достоинство. Достоинство - признание за чел-ком этой ценности независимо от того, что он о себе думает и как его оценивают др. Каждый человек имеет Право на то, чтобы никто не умалял его достоинство. Этот принцип дополняется запретом подвергать чел-ка пыткам, насилию, др. жестокому или униженному чел. достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции: Право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, защита чел-ком своей чести и доброго имени, запрет сбора инфо о частной жизни, запрет насильственного проникновения в жилище и др. В УК предусмотрены такие составы преступления, как клевета и оскорбление. Если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные права, он вправе возложить на нарушителя обязательность денежной компенсации указанного вреда. Для защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданин вправе обращаться в суд, причем допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Законом установлен порядок удовлетворения требований гражданина, связанных с распространением сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию.
Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.016 с.)