Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение



 

 

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

 высшего образования                                                                                                          Первый Московский государственный медицинский университет

 имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет)

                    Кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды

Дисциплина-гигиена детей и подростков

 

Зав.кафедрой - академик РАН, профессор Г.Г.Онищенко

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА УЧЕНИЧЕСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Учебно-методическое пособие для студентов.

Составители: доценты Попова О.Л., Бобрищева-Пушкина Н.Д., Кузнецова Л.Ю.

Москва

Тема занятия: санитарно-эпидемиологическая экспертиза ученической мебели для детей и подростков.

Цель занятия: формирование умений проводить санитарно-эпидемиологическую оценку ученической мебели для детей и подростков с целью профилактики вощникновения функциональных отклонений, заболеваний и травм, возникающих в процессе ее использования.

 Для освоения этой темы студент должен:

Знать:

1. Основные функциональные отклонения и заболевания, обусловленные нерациональным использованием ученической мебели.

2. Анатомо-физиологические особенности формирования костно-мышечной системы детей и подростков в различные возрастные периоды.

3. Физиологическое обоснование рациональной позы при различных видах деятельности. Основные факторы, определяющие позу учащегося за ученической  мебелью.

4. Физиолого-эргономические требования к размерам и конструкции ученической мебели.

5. Гигиенические требования к расстановке ученической мебели в классном помещении и рассаживанию учащихся.

6. Физиологические методы исследования функционального состояния нервно-мышечного аппарата учащихся при поддержании позы за ученической мебелью.

7. Основные направления оценки безопасности ученической мебели

8. Основные нормативные документы, содержащие требования к безопасности ученической мебели и ее размерам.

 

Уметь:

  1. Определять основные функциональные размеры ученической мебели.

2. Устанавливать принадлежность мебели к определенной ростовой группе в соответствии с ГОСТами.

  1. Оценивать правильность подбора ученической мебели в соответствии  с антропометрическими показателями ребенка.
  2. Оценивать позу учащегося за ученической мебелью.
  3. Оценивать расстановку  ученической мебели и рассаживания учащихся.
  4. Устанавливать соответствия характеристик ученической мебели требованиям

технического регламента,  государственных санитарно-эпидемиологических

       правил, нормативов.

 

 

Владеть:

Алгоритмом оценки подбора ученической мебели, ее расстановки и рассаживания учащихся.

План занятия

 

Содержание занятия

Вводное слово преподавателя.

Актуальность, цель и задачи занятия

Разбор неясных вопросов.

Контроль исходного уровня знаний (тестирование, теоретические вопросы)

Объяснение преподавателя перед самостоятельной работой

Самостоятельная работа в малых группах.

Освоение основных методик гигиенической оценки ученической мебели, ее расстановки и рассаживания учащихся при определении основных размеров мебели и решении ситуационных задач.

Контроль усвоения знаний, умений и владений при индивидуальном приеме результатов экспертизы и ситуационных задач.

Подведение итогов занятия

 

ИТОГО

 

Критерии достижения цели занятия:

  1. Выполненное более чем на 70% тестовое задание исходного уровня, правильный ответ на теоретический вопрос.
  2. Активное участие в обсуждении темы, демонстрация знания основных подходов  к гигиенической оценке ученической мебели,
  3. Правильное выполнение экспертизы мебели и решение ситуационной задачи, ответ на дополнительные вопросы при индивидуальном собеседовании

Литература

Основные источники информации:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. Учебник для
высших медицинских учебных заведений.- МИГ «ГЕОТАР-Медиа». 2013. С.296-328.

  1. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное         пособие / под ред. проф. В.Р Кучмы.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015..С69-91
  2. Тестовые задания по теме «Гигиеническая оценка учебной мебели и организации учебных мест» на образовательном портале ПМГМУ имени И.М.Сеченова.

4. Технический регламент Таможенного союза ТР ТС-025/2012 ««О безопасности мебельной продукции»

5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

6. ГОСТ 11015-93 Столы ученические»

7. ГОСТ 11016-93 Стулья ученические»

 

Дополнительные источники информации:

  1. Федеральные рекомендации по оказанию медицинской помощи обучающимся «Медицинская профилактика болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани (класс МКБ-10) обучающихся в образовательных учреждениях » Р РОШУМЗ 8-2014.
  2. Храмцов П.И., Молдованов В.В., Сотникова Е.Н. Школьная мебель и вариативные подходы к ее использованию. //Сб. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке». -М.: ГУ НЦЗД. 2004. Ч.3. -С.281-282.
  3. Латышевская Н.И. Крылова Н.В. Школьная мебель. Аспекты проблем.

// Сб. «Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в 21 веке». -М.: ГУ НЦЗД. 2004. Ч.2. -С.182-184.

 

Информационный материал к занятию.

 

Обеспечение общеобразовательных организаций ученической мебелью, соответствующей ростовым особенностям обучающихся, ее конструкция и расстановка являются значимыми факторами, способствующими сохранению работоспособности учащихся в течение учебного дня, правильному физическому развитию, а также являются мерой профилактики нарушений осанки и зрения, прогрессирования начальных форм сколиотической деформации позвоночника у детей. Согласно государственному докладу о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в  РФ в 2015 г. удельный вес школ, в которых мебель не соответствовала гигиеническим требованиям, составил 17,5%, дошкольных организаций – 11,2%, причем темп прироста к 2013 г для школ составил 6,1%, а по детским садам наблюдается снижение этого показателя (-7,4%). При анализе результатов профилактических осмотров детей и подростков-школьников в возрасте до 17 лет  в динамике наблюдения отмечено увеличение числа детей с нарушениями осанки и зрения в конце первого года обучения.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие, табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать ростовым особенностям детей и требованиям эргономики. Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. В настоящее время учебные помещения рекомендуется оборудовать ученическими конторками. Продолжительность непрерывной работы за конторкой не должна превышать 7-10 мин. Использование конторок в учебном процессе повышает двигательную активность детей на уроке, обеспечивает устойчивый уровень работоспособности и положительный эмоциональный настрой. Особое значение использование ученических конторок при организации учебного процесса имеет для первоклассников, поскольку способствует лучшей адаптации их  к длительным статическим нагрузкам.

 Функциональные размеры ученической мебели устанавливаются на основании анализа результатов антропометрических исследований и регламентируются государственными   стандартами. Антропометрическими исследованиями было установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели, и их соотношения, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти-пятнадцати сантиметров, существенно не различаются, что позволило разработать ростовые группы мебели. Сравнительная оценка значений исследуемых антропометрических показателей у современных детей и их сверстников 70-х годов XX в. выявила уменьшение средних значений показателя «Высота локтя над сиденьем», что свидетельствует об уменьшении длины туловища и увеличении длины верхних конечностей, а также  увеличение средних значений показателя «Высота подколенной ямки», определяющего высоту сиденья ученического стула, у современных учащихся начальной школы 2-й и 3-й ростовых групп по сравнению с их сверстниками 70-х годов XX века. В 4-й ростовой группе отмечено снижение данного показателя.  Выявленные изменения требуют пересмотра государственных стандартов по функциональным размерам ученической мебели. Подбор мебели только на основе роста учащегося в ряде случаев может приводить к несоответствию мебели его антропометрическим параметрам.

Соответствие функциональных размеров ученической мебели ростовым особенностям современных детей является важным условием обеспечения оптимальной рабочей позы учащихся как во время учебного процесса в школе, так и во время подготовки домашних заданий. Причем продолжительность занятий в домашних условиях практически сопоставима с продолжительностью учебных занятий в школе. В связи с этим,  рабочее место школьника дома также должно быть организовано с учетом его антропометрических показателей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.103 (0.007 с.)