Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы древнегреческих храмов.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1 - храм в антах, 2 - простиль, 3 - амфипростиль, 4 - периптер, 5 - диптер, 6 - псевдодиптер, 7 - толос. Самым простым и самым ранним типом храма был дистиль, или "храм в антах".Сост. он из святилища целлы, прямоугольного в плане, передний фасад которого предст. собой лоджию с центральным проемом.По сторонам лоджия ограничена бок.стенами, которые и называются антами.Между антами по переднему фронтону ставились две колонны (поэтому храм назывался "дистилем", т. е. "двуколонный"). Второй, также относительно простой тип храма простиль. Он сходен с актовым, различие лишь в том, что простиль имеет на фасаде не две, а четыре колонны. Третий тип амфипростиль. Это как бы двойной простиль портики с четырьмя колоннами находятся и на переднем, и на заднем фасадах здания. Четвертым типом храмов является периптер. Это наиболее часто встречающийся тип храмов. Он окружен колоннами со всех сторон, по периметру. Обычно на переднем и заднем фасадах по шесть колонн, а количество боковых определялось формулой 2р + 1, где р количество колонн на переднем фасаде. Иногда на боковых фасадах размещался не один, а два ряда колонн. Такой тип храма называется диптер. Существовал в Греции еще один вид храма круглый периптер, где святилище целла имело цилиндрическую форму, и по всему периметру храм был окружен кольцом колонн. Человеческое метрическое начало присутствует в зодчестве: как показывает математический анализ пропорций древнегреческих храмов, они подобны пропорциям человеческой фигуры. 48. Происхождение ордеровСтоечно-балочная конструкция явилась основой создания новой тектонической системы, возникшей в результате стремление к рациональной и художественно совершенной композиции сначала в дереве, а затем в камне. Возникли закономерные взаимосвязи и определён порядок расположения основных элементов этой конструкции, установлены правила их пластической и декоративной разработки. Древнегреческая архитектура развивалась двумя стилистическими потоками, в двух ордерах (дорическом и ионическом, редко коринфском), которые сложились в VII в. до н.э. Ордер (ordo - строй, порядок, система) - в классической архитектуре порядок соотношение несущих и несомых частей здания, представляющий собой архитектурно-художественный образ стоечно-балочной конструкции. Дорический (дорийский) ордер - самый прочный и тяжёлый на вид из трёх архитектурных ордеров в греческой системе. Со времён Витрувия было принято колонну интерпретировать как образ героя, а сам ордер - как выражение его силы, духовной и физической. Дорийская колонна не имеет базы. Ствол её, имеющий конусообразную форму, утолщённую не книзу, а кверху, - так, как этого требуют законы устойчивости. Поверхность ствола колонны покрыта каннелюрами, а увенчивающая его капитель имеет чисто геометрические очертания. Ионический (ионийский) ордер - колонна ассоциировалось с образом прекрасной зрелой женщиной, а ионический ордер как выражение её грации. На круглой базе возвышается тонкий ствол, слегка суживающийся к вершине и посредством капители с валютами поддерживающий низкий и узкий антаблемент. Коринфский ордер- самый лёгкий и стройный из трёх ордеров греческой системы. Колонну принято интерпретировать как образ прекрасной девушки, а сам ордер - как выражение её нежности и чистоты. Считается разновидностью ионийского ордера. Отличительной чертой которого является капитель в виде корзины с листьями, обязан своей известностью римлянам, у которых он получил чрезвычайно широкое применение. Также существовала практика смешения ордеров в одном здании, так при строительстве Парфенона Иктин и Калликрат смело соединили черты дорического и ионического ордера: снаружи Парфенон представляет типичный дорический периптер, но украшает его характерный для ионического ордера сплошной скульптурный фриз. Соединение дорики и ионики применено и в Пропилеях. Древние греки не представляли себе здания вне обрамляющего ландшафта и окружающих его других зданий. Им никогда не приходила мысль выровнять грунт; они принимали с минимальными поправками тот участок, который им давался природой, и единственной их заботой являлось связать воедино архитектурное произведение с окружающим пейзажем.Это сохранение естественного рельефа почвы исключало симметрию при группировке зданий. 49. Искусство и архитектура Др. Греции в период архаики. С ростом городов и формированием полиса складывается рабовладельческая тирания, опиравшаяся на поддержку свободного населения. Возникают различные формы общественных учреждений: симпосии, булевтерии, театры, стадионы. Развитие архитектуры в период поздней классики протекало неравномерно. В первой трети IV в. наблюдался известный спад строительной деятельности, отразивший экономический и социальный кризис полисной системы в Греции. Наиболее заметен был этот спад в Афинах, которые проиграли Пелопоннесскую войну. Впоследствии строительство развивалось весьма интенсивно, особенно на периферии. Постройки IV в. до н.э. следовали принципам ордерной системы. Наряду с храмами большое распространение получило строительство театров, которые обычно устраивались под открытым небом. Одним из интереснейших сооружений того времени был театр в г. Эпидавр. Здесь имелось 52 ряда скамей для зрителей и удивительно замечательная акустика, благодаря которой все зрители могли в одинаковой мере хорошо слышать то, что творилось на сцене. В эту эпоху начинают сооружаться круглые в плане строения. Примером таких строений является монумент Лисикрата в Афинах (335-334 гг. до н.э.). Архитектура ранних греческих храмов отличалась суровостью. Достаточно посмотреть па храм Посейдона в Пестуме (начало V в. до н. э.), чтобы почувствовать мощь тесно стоящих приземистых колонн с нависшими тяжелыми капителям и массивными каменными балками, которыми перекрыты колонны. Со временем пропорции меняются: колонны становятся более стройными, расстояние между ними увеличивается, а капители и балки уменьшаются. От этого архитектура приобретает большую легкость и приветливость, здания как бы наполняются светом и воздухом. 51. Архитектура и искусство Др. Греции в классич. период.Согласно наиболее распространенной периодизации историю и архитектуры V в. принято делить на два больших периода: искусство ранней классики, или строгого стиля, и искусство высокой, или развитой, классики. В архитектуре оформляется классический тип периптерального храма и его скульптурного декора. Этапными в развитии раннеклассической архитектуры стали такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о. Эгина, так называемый храм Е в Селинунте и храм Зевса в Олимпии. Искусство высокой классики - явное продолжение того, что возникло ранее, но есть одна область, где в это время рождается принципиально новое, - урбанистика. Хотя накопление опыта и некоторых эмпирически найденных принципов градостроительства было результатом создания новых городов в период Великой колонизации, именно на время высокой классики приходится теоретическое обобщение этого опыта, создание цельной концепции и осуществление ее на практике. Архитектура высокой классики характеризуется поразительной соразмерностью, сочетающейся с праздничной монументальностью. Продолжая традиции предшествующего времени, архитекторы вместе с тем не следовали рабски канонам, они смело искали новые средства, усиливающие выразительность создаваемых ими сооружений, наиболее полно отражающие заложенные в них идеи.IV век обычно рассматривается как время поздней классики, период перехода к искусству эллинизма. Показательно, что после Пелопонесской войны не только сократилось монументальное строительство, но и переместились его центры: вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний, оставивший описание наиболее известных памятников Греции, самым красивым сооружением Пелопоннеса считал храм Афины Алеи в Тегее, заменивший старый, сгоревший в 394 г. Он был построен и украшен знаменитым мастером Скопасом. Интерес современников вызывала планировка Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр Аркадского союза. Зодчество стало приобретать несколько иной характер: если раньше в нем ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться гражданской архитектуре - театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимназиям. Новые тенденции в архитектуре выразились и в стремлении создать общеэллинский стиль - койне. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей. Подъем переживала архитектура малых форм, имеющая много общего со скульптурой. Популярность в IV в. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30е годы) замечательного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал). Типичным жилищем классического периода был дом из сырца, основные помещения которого группировались вокруг двора и примыкающей к нему «посады» (крытый проход на столбах). Большое внимание уделяется строительству уже не культовый зданий, а сооружений, теснее связанных с бытовыми потребностями человека: гимначсиев, палестр, одеонов, театров; функционально четкая композиция греческих театров легла в основу дальнейшего развития мировой архитектуры зрелищных сооружений. Проявл. и тенденция к увековечению личности в постройках мемориал. назначения(мавзолей в Галикарнасе, ок. 350 арх. Пифей и сатир; археолог. памятник Лисикрата в Афинах, ок. 335) 52. Скульптура классической Греции(Фидий, Поликлет).В творчестве Фидия сочитаются элементы дорийского и ионийского стилей. Исполненная им для Парфенона статуя Афины Девы была полна спокойствия, торжественности и монументального величия. Свойственных дорике; скульптуры же. Украшавшие парфенон снаружи. Отличались декоративностью, живописностью и были насыщены динамикой. Характерной для Ионики. Дорийский мастер, работавший в V в., Поликлет из Аргоса, стремится к разрешению проблемы канона, т. е. построения человеческого тела на основе определённых числовых отношений. Ярчайшим представителем Пелопоннесской школы V до н. э. был Поликлет. Он был мастером бронзовой скульптуры - был не только ваятелем, но и теоретиком искусства. Он написал сочинение «Канон» о пропорциях человеческого тела. Согласно его пропорциональной системе голова составляла 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6. Корпус его фигур был широким, массивным, общие пропорции приземистые. Воплощением его правил была статуя юноши копьеносца «Дорифор». Это обнажённый юноша атлетического строения с лицом спокойным и классически прекрасным. Позднее под влиянием аттического искусства была создана статуя победителя, увенчивающего себя повязкой, - «Диадумен». В своих работах Поликлет показал внутреннею подвижность человеческой фигуры, выразил краткую остановку между двумя шагами, вся тяжесть тела перенесена на одну ногу, ей соответствует напряжение приподнятой руки. Аттический скульптор Фидий работал в период расцвета классического стиля V в. до н. э. Его учителями считаются скульптор Гегий и живописец Полигнот. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные поэзии и красоты, прославляющие свободного грека его человеческое достоинство и высокую духовную культуру. Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос, Зевс в олимпийском храме, выполненные в хрисоэлефантийной технике, и Афина Промахос из бронзы, стоящая на площади афинского акрополя. Статуя Афины Порфенос была 12 м высотой. Её основу составляла деревянная, очень тщательно вырезанная фигура,на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тонкие пластинки слоновой кости; одежда и вооружение были выполнены из золота, которого пошло на это около 2000 кг. Все золотые части были съемными, и каждые 4 года проверялся их вес. Т. к. одежда богини представляла собой золотой фонд государства. А финна Парфенос, одетая в длинный пеплос, с эгидой на груди, в шлеме, увенчанном тройным гребнем со сфинксом, грифонами, с фигурой богини Ники, щитом и копьём в руках, производила впечатление величия, непоколебимости и мощи. Строгость складок одежды не скрывала формы стройного сильного тела; классически правильное прекрасное лицо богини, обрамлённое локонами, было оживленно лёгкой нежной улыбкой. Шлем, щит, пьедестал были украшены рельефами на мифологические темы. Фидий следовал композиционному приёму Полигнота, т. е. обозначал почву под ногами. Статуя Зевса в храме этого божества в Олимпии высотой14м, изображала верховное греческое божество сидящим на троне с Нике в руке. Огромный пьедестал был также богато украшен рельефами и живописью. Афина Промахос (высота 9 м ) в шлеме и с копьём воплощала в себе военную мощь Афин. В творчестве Фидия сочетаются элементы дорийского и ионийского стилей. Исполненная им для Парфенона статуя Афины Девы была полна спокойствия, торжественности и монументального величия. Свойственных дорике; скульптуры же. Украшавшие парфенон снаружи. Отличались декоративностью, живописностью и были насыщены динамикой. Характерной для Ионики. 53. Творчество древнегреческого скульптора Мирона.Мирон работал преимущественно в Аттике. В статуе «Дискобола» преобладает фронтальная точка зрения, с которой наиболее полно раскрывается характер образа. Однако мирон отходит от традиционного типа прямостоящего куроса. Юноша изображен в сильном движении, но в тот момент, когда фигура готова изменить положение и откинуться с диском, рука двинется в противоположном направлении. Иначе говоря. Мирон выбирает то положение, когда только что закончилась, достигнув своей кульминации, одна фаза движения и наступает момент равновесия. Мы прочитываем и усилие, с которым была закинута рука с диском, и неизбежность разворота согнутой фигуры. Не менее значительны «Афина и Марсий». Группа посвященная мифу об изобретении флейты: играя на созданной ею флейте, Афина заметила, что щеки ее уродливо раздуваются: богиня бросает и проклинает инструмент, нарушивший красоту человеческого лица, тогда как Марсий кидается подбирать брошенную флейту. В таком противопоставлении участников сцены зарождается принцип композиции, раскрывающий конфликт противоборствующих сил. Творчество Мирона представляло собой первое проявление искусства высокой классики. Вместе с тем оно представляет и одно из его двух главных направлений: в искусстве высокой классики угадываются тенденции решение основной – пластической задачи, поставленной временем. 54. Дельфы. Основные сооружения и планировка комплекса.Комплекс Дельф можно разделить на 3 части. На севере, на отлогом склоне, у подножия горы Родини, находится святилище Аполлона. С юго-востока от теменоса Аполлона, у подножия горы Флембукос, располагается святилище Афины пронайи, так называемая Мармария. Руины города расположены в 2 пунктах: выше Мармарии находится гимнасий с палестрой; с запада с теменосом Аполлона граничит стадион. Священная дорога идёт из юго-восточной части участка. По обеим её сторонам стоят статуи спортсменов, животных и сокровищницы греческих полюсов. Сокровищница афинян, расположена с левой стороны Священной дороги. Представляет собой дорийский простиль в антах с 2 колоннами между торцами боковых стен. Выстроена из мрамора. Длина сокровищницы - 10 м, ширина - 6м. Храм Аполлона был гексастильным дорийским периптером длиной 60,32 м, шириной - 23,83 м, обрамлённый 6 колоннами к востоку и западу; с юга и севера 15 колоннами. Кроме того по две колонны в антах в пронаосе и опистодоме. Колонны и статуи святилища были из известняка и покрыты стуком. Теменос Аполлона - священный участок неправильной трапециевидной формы 200*130 м. Его окружали стены с неоднородной кладкой: из блоков правильной и псевдоправильной формы и полигональная кладка. Театр. Вогнутый театрон шириной 50 м имел 35 рядов и был поделён на 13 сектаров - клиньев, их отделяли лестницы. Скамьи выполненые из белого мрамора вмещали 5 тыс. зритилей. Оркестра имеющая в деаметре 18,5 м, выложена полигональными плитами известняка. Мармария - дорийский храм Афины Пронайи и мел форму периптера - гексастиля, длиной 27,45 м и шириной 13,25 м. Был выстроен из туфа. Священный участок 150*40 м. Гимнасий состоял из ксиста - крытого портика с беговой дорожкой 7м и парадромида - крытая галерея для занятий в плохую погоду с такой же беговой дорожкой. Также была пристройка палестра для борьбы. Мытья и массажей атлетов. В палестре был бассейн 10 м в деаметре глубиной 1,8 м. Стадион - продолговатый участок с каменными сидениями, с большой парадной аркой у входа и беговой дорожкой равной 1 дельфийскому динарию=178,35 м и шириной 28,5 м. Рассчитана одновременно на 18 атлетов. 55. Олимпия. Основные сооружения.Все здания Олимпии группируются вокруг двух святилищ: большого храма Зевса и архаического храма Геры - Герайона. Между ними проходит древняя ограда Пелопса.Жертвенник, второстепенный храм - Метроон, пропилеи входа и выхода, остальные здания - портики или сокровищницы, последнии расположены на выступе горы Кронион, вершина которой возвышается над всем величественным ансамблем. Герайон - храм Геры. Дорический периптер - гексиль 18,75*50 м. 6 колонн на торцевых фасадах и 16 боковых. В опистодоме стояла деревянная калонна из самого древнего храма. Первоначально крепидома (трёхступенчатое основание), стилобат (верхняя площадка фундамента), ортостат (вертикальные плиты в нижней части стены) были выполнены из камня, стены из кирпича - сырца, колонны - из дерева. Конструкция антаблемента и крыши бала деревянная, фриз с метопами и триглифами и черепица сделаны из терракота. Деревянные столбы по мере из порчи постепенно заменялись каменными колоннами, отсюда разница в стиле капителей. Фелипейон моноптер из мрамора диаметром 15,24 м с 18 ионическими колоннами. Внутри постройки 9 каринфский полуколонн. Вход с востока, по обеим сторонам которого были окна. Примерно 1,5 м от стен ратонды стоял паметник македонской династии на полукруглой базе диаметром 4,5 м.Стадион. Сидения земляные, каменная трибуна. 45 тысяч зрителей, беговая дорожка 212,54 на 18,35 ( 28,87) м, расстояние между стартами 192,3 м = 60 героическим футам (32,05 см), классический фут=29,57 м. Пелопейон имел форму пятиугольника. Сокровищницы полисов построены по типу храм в антах, обращены на юг, в сторону святилища. Они хранили пожертвования государств и граждан отдельных полюсов. Сооружённый в 468 - 456гг. элидским архитектором Либоном, храм Зевса в Олимпии представляет собой вполне завершённый канонический периптер дорийского ордера. В отличии от большинства архаических периптеров храм становится шире, и обнесённая стенами часть здания увеличивается за счёт пространства колоннады. Количество колонн в храме Зевса - по шести с фасадных сторон и по тринадцати с длинных - отвечает канонической формуле, согласно которой число колонн короткой стороны нужно удвоить и прибавить одну единицу, чтобы получить число их на длинной стороне. Симметрично расположенные пронаос и описфодом обрамлены антами; в каждом из них стоит по две колонны. С пронаосом сообщается цела, разделённая на 3 нефа, причём боковые нефы сильно уступают по ширине главному. Храм был выстроен из известняка и покрыт белой штукатуркой. Черепицы крыши сделаны из мрамора. Скульптурные украшения отличаются значительным богатством: в обоих фронтонах стояли большие статуарные группы; метопы под внутренней колоннадой (пронаоса и описфодома) были украшены рельефами. 56. Храм Зевса в Олимпии.Сооружённый в 468 - 456гг. элидским архитектором Либоном, храм Зевса в Олимпии представляет собой вполне завершённый канонический периптер дорийского ордера. В отличии от большинства архаических периптеров храм становится шире, и обнесённая стенами часть здания увеличивается за счёт пространства колоннады. Количество колонн в храме Зевса - по шести с фасадных сторон и по тринадцати с длинных - отвечает канонической формуле, согласно которой число колонн короткой стороны нужно удвоить и прибавить одну единицу, чтобы получить число их на длинной стороне. Симметрично расположенные пронаос и описфодом обрамлены антами; в каждом из них стоит по две колонны. С пронаосом сообщается цела, разделённая на 3 нефа, причём боковые нефы сильно уступают по ширине главному. Храм был выстроен из известняка и покрыт белой штукатуркой. Черепицы крыши сделаны из мрамора. Скульптурные украшения отличаются значительным богатством: в обоих фронтонах стояли большие статуарные группы; метопы под внутренней колоннадой (пронаоса и описфодома) были украшены рельефами. 57 Афинский Акрополь. Планировка и основные сооружения.Исключительное значение для последующего развития мировой архитектуры имеют принципы архитектурно-планировочных решений Греции, выраженные наиболее полно в ансамблях. Акрополь - (греч. akropolis, от akros - верхний и polis - город), возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны. На Акрополе обычно строили храмы в честь богов-покровителей данного города. Самым знаменитым из ансамблей является Акрополь в Афинах. На его примере мы и рассмотрим этот вопрос. Афинский Акрополь представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной (ок. 300 м в длину и 170 м в ширину), место древнейшего поселения в Аттике. В микенский период (XV-XIII вв. до н. э.) являлся укрепленной царской резиденцией. В VII-VI вв. до н. э. на Акрополе велось большое строительство. При тиране Писистрате (560-527гг. до н.э.) на месте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (т. е. храм длиною в сто шагов; сохранились фрагменты скульптур фронтонов, выявлен фундамент). В 480г. до н.э. во время греко-персидских войн храмы Акрополя были разрушены персами. Жители Афин дали клятву восстановить святыни только после изгнания врагов из Эллады. В 447г. до н.э. по инициативе Перикла на Акрополе началось новое строительство; руководство всеми работами было поручено знаменитому скульптору Фидию, который, видимо, и явился автором художественной программы, лёгшей в основу всего комплекса, его архитектурного и скульптурного облика.В основу ансамбля заложены два последовательно проводимых принципа, которым следовала древнегреческая архитектура: гармоническое равновесие масс и восприятие архитектуры в процессе постепенной, "динамической" ее развертки. Акрополь возвышается над всеми Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Поднимающийся над холмом Парфенон в древности можно было видеть из любого конца Аттики и даже с островов Саламин и Эгина; подплывающим к берегу мореплавателям уже издали был виден блеск копья и шлема Афины-Воительницы. Продуманная композиция всего ансамбля, прекрасно найденные общие пропорции, гибкое сочетание различных ордеров, тончайшая лепка архитектурных деталей и необычайно точный их рисунок, тесная взаимосвязь архитектуры и скульптурного убранства делают сооружения Акрополя высшим достижением древнегреческой архитектуры и одним из самых выдающихся памятников мирового искусства. Этот ансамбль состоит из парадного входа Пропилей (437-432 гг. до н.э., архитектор Мнесикл), храма Афины Нике (449-420 гг. до н.э., архитектор Калликрат), главного храм Акрополя и Афин Парфенона (447-434 гг. до н.э., архитекторы Иктин и Калликрат) и храма Эрехтейон (421-406 гг. до н.э.). Теперь рассмотрим каждый храм в отдельности.Склон акрополя был использован для возведения театра Диониса. Крутой и обрывистый, с плоской вершиной, холм акрополя образовывал естественный пьедестал для венчающих его зданий. Греческое здание имеет в виду не только одну продолжительность существования, подобно сооружениям Египта оно не подавлено весом материала; оно возвышается, подобно прекрасному телу атлета, в котором сила согласована со стройностью и спокойствием. Греческий храм был самой значительной постройкой в городе и по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всем ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких-либо других важных местностях, например, считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры. Демократическая форма правления способствовала развитию общественной жизни городов, формированию различных общественных учреждений, для которых строили залы собраний и пиров, здания совета старейшин и др. Их размещали на площади (агоре), где обсуждались важнейшие городские дела, совершались торговые сделки. Центрами общественной жизни города и его архитектурного ансамбля становятся укрепленный холм — акрополь, где сооружаются храмы, и агора — торговая площадь. Разумеется, не во всех городах был холм, где строились храмы. Но во многих случаях города разрастались именно вокруг таких холмов. Эрехтейон Эрехтейон (архитектор неизвестен), храм Афины и Посейдона на месте спора этих богов за обладание Аттикой. Храм имеет уникальный в греческой архитектуре асимметричный план. Три его портика расположены на разных уровнях: с западной стороны портик, ведущий в храм Афины Полиады (Городской), с северной вход в святилище Посейдона-Эрехтея, у южной стены храма колонны заменены шестью фигурами девушек-кариатид. Все здание опоясывал фриз с накладными белыми фигурами (не сохранился). В Эрехтейоне, самом старом святилище Афин, находился священный ксоан Афины (деревянная статуя), по преданию упавший с неба, алтари Гефеста и героя Бута, могила легендарного афинского царя Кекропа, с запада примыкало святилище аттической богини росы Пандросы. Во дворе Эрехтейона росла священная олива, подаренная городу Афиной, бил соленый источник, который высек своим трезубцем Посейдон. ПропилейНад крутым склоном священного холма архитектор Мнесикл воздвиг знаменитые беломраморные здания Пропилей с расположенными на разных уровнях дорическими портиками, связанными внутренней ионической колоннадой. В левом, выступающем их крыле, располагалась Пинакотека (собрание картин-пинак, принесенных в дар богине Афине), в правом находилось хранилище рукописей и помещение для привратника и сторожей. 58 Парфенон.Этот храм является «жемчужиной» Акрополя. О нем даже сложили поговорку: "Если ты не был в Афинах - ты верблюд, если был и не восхитился - осел". План и ордерное решение Парфенона отличаются от традиционных: перед наосом был зал - «девичий чертог» («парфенон», давший название всему храму). Парфенон представляет собой дорический периптер (69,5 м в длину и 30,9 м в ширину, высота колонн 10,5 м). И все-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичности и гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек, приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе. Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном, представляет собой дорический периптер. Здание воспринимается от Пропилей в три четверти; зрители видят не один из его фасадов, а весь объем сооружения, получают представление о его облике в целом и прежде, чем увидеть главный, восточный фасад, должны обойти храм снаружи. Центральным элементом архитектурного ансамбля Акрополя был Парфенон - храм Афины Девы - покровительницы Афин. На первый взгляд Парфенон очень прост - мраморный четырехугольник, окруженный невысокими дорическими колоннами. Так, в ансамбле Афинского акрополя асимметрия сочетается с гармоническим равновесием масс, продумано взаимодействие отдельных сооружений между собой и учтена последовательность в восприятии зданий снаружи и внутри комплекса. Перед Парфеноном, по правую сторону от Пропилей, располагались также святилища Артемиды Бравронии и Афины Эрганы (Ремесленной), хранилище оружия и священных доспехов Халкотека (450 г. до н.э.). Открытую площадь Акрополя занимали многочисленные алтари и дары богам статуи, стелы. К северо-западному склону Акрополя примыкали: храм и театр Диониса (6 в. до н. э. перестроен в 326 г. до н.э.), Одеон Перикла, крытое круглое здание для музыкальных состязаний (2-я пол. 5 в. до н. э.), театр Герода Аттика (2 в. н. э.), святилище Асклепия, Стоя (Портик) Эвмена. 59 Храм Нике Аптерос в ансамбле Афинского акрополя.Справа от Пропилей на пиргосе (выступе укрепленной скалы) стоит маленький, легкий и изящный храм ионического ордера, освященный Афине-Нике, известный как храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Выстроенный архитектором Каликратом в 449-420 гг. до н.э. на пиргосе (башне) на юго-запад от Пропилей Акрополя, в композицию которых он входит как одна из частей, храм Ники Аптерос представлял собой небольшой амфипростиль длиною 9,56 м, шириною 6,8 м. На фасадных сторонах храма было по четыре колонны; почти квадратная в плане цела была обнесена стенами с севера, юга и запада, с совершенно открытой восточной стороной; при входе в целлу стояло два столба. Фриз со всех сторон был покрыт скульптурой. Кроме того, обрамлявшая храм балюстрада была украшена рельефами. Очень Изысканный миниатюрный храм Ники Аптерос представляет собой в высшей степени яркий пример одного из немногих дошедших до нас в довольно хорошем состоянии (хотя и реставрированного) памятников ионийского ордера. Общественные здания Стадионы и театры — едва ли не самое замечательное, что было создано в Древней Греции. Архитектура их поражает своей исключительной целесообразностью. Нет лучшего здания для массовых зрелищ, чем классический амфитеатр со сценической площадкой в центре. Созданный в античной Греции тип стадиона послужил основой для древних стадионов и цирков, для стадионов нашего времени. Архитектурная форма театров и стадионов определила их прямое функциональное назначение, стремление создать удобные площадки для состязаний и представлений и вместительные скамьи для многотысячной массы народа. Поэтому колоннады и иные ордерные мотивы не играют в архитектуре театров и стадионов значительной роли Помимо храмов греческие зодчие возводили много других архитектурных сооружений общественного характера: стадионы, палестры (зал для гимнастических упражнений), жилые дома, театры (одеоны). Театры в Греция располагались на склонах холмов. Поперек склона делались подмостки для зрителей, внизу перед ними возводили сценическую площадку для выступлений хора "орхестру", а актеры находились на эстраде, "скене". Самый большой театр вмещал до 25 тыс. зрителей. Частный дом В это же время стали появляться красивые богатые дома, за состоянием которых следило особое должностное лицо, подотчётное архонтам. Вошло в моду жить за городом, так как там легче было обустроиться с большим особняком. Теперь дом эллина, отделённый от улицы высоким забором, стал его крепостью. Между забором и входной дверью оставалось небольшое пространство, что-то вроде сеней; справа и слева от них располагались лавки и котошки, двери которых выходили прямо на улицу. Стены в «сенях» были разукрашены и снабжены надписью, оберегавшей, как верили греки, дом от злой судьбы и воров. На ночь дверь запирали на задвижку, позднее на ключ; всё остальное время дом был открыт, и посетители возвещали о своём приходе ударом специального металлического молотка. Входная дверь вела во двор, окружённый с трёх, иногда со всех четырёх сторон галереями с колоннами; эта галерея и называлась портиком. Это была центральная часть дома: во внутреннем дворике принимали гостей, часто здесь же устраивали столовую. Посредине двора неизменно находился жертвенник, по обеим сторонам, под портиками - спальни, кладовые, комнаты для гостей. Через портик, расположенный напротив входной двери, можно было попасть на мужскую, главную половину дома с очагом - напоминанием о прежнем дорийском мегароне - и жертвенником Геры, покровительницы домашнего очага, иногда заключённом в круглую часовенку. Рядом с этой комнатой располагалась кухня, дым от очага в ней выходил через трубы камина - единственного в доме. Комнаты отапливались переносными жаровнями. За кухней и мегароном начиналась женская половина дома, или гинекей; здесь же были комнаты, в которых работали рабыни, комнаты дочерей и спальни. За гинекеем разбивали небольшой сад. Очень часто дома строили двухэтажными. На втором этаже в этом случае располагались женские комнаты, помещения для служащих и кладовые. Чаще второй этаж сдавали внаём, и тогда лестница в него вела прямо с улицы. Под двором и комнатами нижнего этажа делали подвалы и погреба, в домах богатых людей - бани, булочные, пекарни. Окна, выходящие на улицу, появились в греческих домах поздно. Стёкла в них стали вставлять только во времена римского владычества, да и то лишь в очень богатых домах. В основном окна просто закрывались ставнями. Крыша в домах была черепичная. Градостроительство. Строятся новые города и многочисл. торговые центры, строительство проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения. Они обобщаются в арх. трактатах, авторы которых на основе изначальных принципов древнегреческого искусства стремятся разработать пути рационального строительства и в архитектурно-планировочном, и в техническом отношениях. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. Наряду с храмами строились разл. по функциям обществ. сооружения: булевтерии (дома для собраний, буле), стои, лесхи, театры, стадионы, палестры, гимназии и др. 60. Осн.типы древнегр. вазописи.Искусство вазописи быстро совершенствуется в позднюю архаическую эпоху. Чернофигурные вазы характерны для первых трёх четвертей VI в., и в их изготовлении первое место занимает Аттика с её столицей Афинами. Чернофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наводится на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка - силуэт, так что фигура даётся не объемно (часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль). Детали проработаны резцом, подобно гравировке по металлу. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет. Вся неразрисованная часть вазы покрывается обычно лаком, который придаёт ей металлический блеск. Через три-четыре десятилетия роспись вазы уже не узор. А картина. Это картина, идеально вписанная в сферическую поверхность амфоры, идеально гармонирующая с её формой. В конце VI в. в вазописи наступает коренной перелом: чёрнофигурную роспись сменяет более совершенная - краснофигурная.Сами фигуры остаются в тёплом цвете глины, а фон покрывается блестящим чёрным лаком. Детали прорисовываются тонк. чёрными линиями, более мелкие - едва заметн. бледно-жёлтыми штрихами.Это позволило располагать фигуры в простр-ве объёмнее, более изощренным рисунком, прораб-ть мускулатуру, передавать тонк. складки одежды, кайму, волнистые локоны. 61. Арх-ра и искусство Эллинизма.(конец 4-1вв. до н.э.) В этот период невиданного размаха достигает строительство, вырастают многочисленные новые города с регулярной планировкой (Александрия, Аниохия на Оронте, Селевкия на Тигре и др.), воздвигаются огромные сооружения (Фаросский маяк в Александрии), создаются величественные архитектурные ансамбли (Акрополь в Пергаме). Дифференцируется тип жилища – от скромного дома до дворца; в домах с традиционным планом внутренний двор превращается в обрамленный колоннадой перистиль. В конце IV в. до н.э., со времени завоеваний Александра Македонского, в истории Греции наступает новый период - период так называемого эллинизма. Он длится до I в. до н. э. Эллинистическое искусство - это синтез древнегреческого и восточного искусства. Оно распространяется на обширной территории, захватывая Грецию, Египет, Малую Азию, Северное Причерноморье, Среднюю Азию и другие страны. Многие произведения эпохи эллинизма связаны с традициями высокой классики, выработанными лучшими мастерами Древней Греции в V в. до н. э. Самобытная и многогранная раннегреческая культура сформировалась в 3000-1200 гг. Различные факторы ускоряли ее движение. Например, завершившийся этногенез греческого народа укреплял внутренние связи всего грекоязычного мира, несмотря на нередкие локальные столкновения. Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. поражают масштабами. Однако характерно, что общий план критских дворцов был как лишь монументальным повторением плана усадьбы зажиточного земледельца. Иной уровень архитектурной мысли являют более поздние дворцы материковых царей. В основе их лежит центральное ядро - мегарон, также повторяющего традиционный план рядового жилища. Он состоял из передней (продомса), главного зала (домоса) с парадным очагом и задней комнаты. Многие акрополи были защищены мощными каменными стенами киклопической кладки толщиной в среднем 5-8 м. Не менее впечатляет мастерство архитекторов, создававших монументальные ульевидные царские гробницы, фолосы. Мастерство архейских зодчих дополнялось достижениями других видов искусства. Назовем высокохудожественный полихромный и рельефный декор внешних и внутренних стен крупных зданий. Широко применялись колонны и полуколонны, резьба по камню и мрамору, росписи стен сложнейшими композициями. В VII-VI вв. греческие зодчие впервые после длительного перерыва начали возводить из камня, известняка или мрамора монументальные здания храмов. В VI в. выработался единый общегреческий тип храма в форме прямоугольной, вытянутой в длину постройки, со всех сторон обнесенной колоннадой, иногда одинарной (периптер), иногда двойной (диптер). Тогда же определились основные конструкционные и художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического, особенно широко распространившегося на Пелопоннесе и в городах Великой Греции (Южная Италия и Сицилия), и ионического, пользовавшегося особой популярностью в греческой части Малой Азии и в некоторых районах европейской Греции. Типичными образцами дорического ордера с такими характерными для него особенностями, как суровая мощь и тяжеловесная массивность, могут считаться храм Аполлона в Коринфе, храмы Посейдонии (Пестум) на юге Италии и храмы Селинута в Сицилии. Более изящные, стройные и вместе с тем отличающиеся некоторой вычурностью декоративного убранства постройки ионического ордера были представлены в этот же период храмами Геры на о. Самосе, Артемиды в Эфесе (прославленный памятник архитектуры, считавшийся одним из "семи чудес света"), Аполлона в Дидимах недалеко от Милета. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением 62. Творчество Праксителя.Афинский скульптор Пракситель, сын Кефисодора старшего, работал между 370-340 гг. до н. э. Древние источники называют 40 его произведений, из которых сохранилась Толька одна статуя - Гермес из Олимпии, часть на известна по римским копиям. Пракситель много перенял у своего отца Кефисодора - представителя аттической художественной традиции, но творчество молодого скульптора в 370-360 гг. до н. э. носит печать и значительного влияния Пелопоннесской школой, что особенно проявилось в построении мужской фигуры: таковы его статуи «Сатир, наливающий вино» и «Эрот». Свой, присущий только ему стиль Прокситель выработал в зрелую пору своего творчества. Мастер становится самобытен в композиционном решении, пластических приёмов и эмоциональной характеристики созданных им образов. Пракситель изображает эмоции лёгкие, приятные человеку, тонкие лирические настроения, мечтательность, воспевает красоту человеческого тела. Изображения богов, воплощающих идеальную красоту молодости. Пракситель насыщает чисто человеческими лирическими настроениями различных оттенков. Скульптор не показывает фигур в движении. Но изображает их всегда спокойно стоящими или отдыхающими, погружёнными в собственные мысли и чувства. Образы различны, но решены композиционно почти по одинаковой схеме. Все фигуры опираются на подпорку в виде дерева, пня, вазы, отчего корпус получает плавный изгиб. Пракситель использует подпорку не как техническую деталь, поддерживающую тяжелую мраморную фигуру. Как это всегда бывает на римских копиях, а как неотъемлемую часть композиции. входящую в сюжетный замысел мастера. В приделах такой схемы Пракситель находит много вариаций. И каждое его произведение получает глубоко индивидуальный характер. Особую славу Праксителя составили его статуи Афродиты. Наиболее знаменитой является Афродита Книдская, стоявшая в открытом святилище. В истории греческого искусства Пракситель вместе со Скопосом впервые изобразил Афродиту обнажённой. Образ, созданный Праксителем не лишён величавости олимпийского божества, но вместе с тем он глубоко человечен. Постановка фигуры проста, Пракситель нашел выразительные средства в совершенстве пропорций. В тончайшей моделировке передающей мягкую женственность форм богини, в красоте общего контура, в плавных округлых его линиях. Этот образ на многие века стал образцом для подражания. 63. Галикарнакский мавзолей.Мавзолей в Галикарнасе, возведенный архитекторами Сатиром и Пифием. Он поражал несколько величавой гармонией пропорций, сколько грандиозностью масштабов и пышным богатством убранства. В древности он был причислен к семи чудесам света. Высота мавзолея достигала 40-50 м .само здание представляло собой довольно сложное сооружение, в котором сочетались местные малоазиатские традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы, заимствованные у классического Востока. В плане он представлял собой приближающийся к квадрату прямоугольник. Первый ярус по отношению к последующим выполнял роль цоколя. Мавзолей являлся огромной каменной призмой, сложенной из больших квадров. По четырём углам 1 ярус был фланкирован конными статуями. В толще этого огромного каменного блока находилось высокое сводчатое помещение, в котором стояли гробницы царя Мавсола и его жены. 2 ярус состоял из помещения, окружённого высокой колоннадой ионического ордера. Между колоннами были поставлены мраморные статуи львов. 3 последний ярус представлял собой ступенчатую пирамиду, на вершине которой помещались стоявшие на колеснице большие фигуры правителя и его жены. Гробница Мавсола была опоясана 3 рядами фризов. Все скульптурные работы были выполнены греческими мастерами: Скопасом, Леохаром, Тимофеем, и Бриаксисом. Сочетание давящей силы и огромных масштабов цокольного этажа с пышной торжественностью колоннады должно было подчеркнуть могущество царя и величие его державы. 64. Пергамский алтарь.Алтарь Зевса, сооружённый при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами, являлся одним из главных памятников пергамского акрополя. На широком почти квадратном стилобате возвышался высокий цоколь; с одной стороны цоколь был прорезом лестницы. Ведущей к верхней площадке. в центре площадки находился алтарь, обрамлённый с 3 сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя, служившего основанием для портика, тянулся грандиозный фриз, изображавший битву богов с гигантами. Необычайно крупные для античного рельефа масштабы изображения (длина фриза - около 130 м, высота - 2, 30 м), выполненные в горельефной технике, почти отделенные от фона, переплетающиеся в смертельной схватке, мощные фигуры богов и гигантов, пафос борьбы, триумф и воодушевление победителей, муки побеждённых - всё призвано для воплощения драматической битвы. В пергамском фризе нашла наиболее полное отражение одна из существенных сторон эллинистического искусства - особая грандиозность образов, их сверх человеческая сила преувеличенность эмоций, бурная динамика. Пергамский фриз был выполнен группой мастеров: Дионисад, Орест, и Менекрат. Композиционное построение фриза отличается исключительной сложностью, пластические мотивы - богатством и разнообразием. Фигуры изображены нетолько в профиль, но и в самых сложных поворотах, даже в фас и со спины. Фон заполняют развивающиеся ткани, крылья богов и гигантов - всё это в сочетании с повышенной рельефностью пластических масс и контрастной светотенью ещё более усложняет композицию, усиливая её живописный характер. 65. Творчество Фидия.Аттический скульптор Фидий работал в период расцвета классического стиля V в. до н. э. Его учителями считаются скульптор Гегий и живописец Полигнот. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные поэзии и красоты, прославляющие свободного грека его человеческое достоинство и высокую духовную культуру. Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос, Зевс в олимпийском храме, выполненные в хрисоэлефантийной технике, и Афина Промахос из бронзы, стоящая на площади афинского акрополя. Статуя Афины Порфенос была 12 м высотой. Её основу составляла деревянная, очень тщательно вырезанная фигура,на лицо и обнаженные части тела которой были наложены тонкие пластинки слоновой кости; одежда и вооружение были выполнены из золота, которого пошло на это около 2000 кг. Все золотые части были съемными, и каждые 4 года проверялся их вес. Т. к. одежда богини представляла собой золотой фонд государства. А финна Парфенос, одетая в длинный пеплос, с эгидой на груди, в шлеме, увенчанном тройным гребнем со сфинксом, грифонами, с фигурой богини Ники, щитом и копьём в руках, производила впечатление величия, непоколебимости и мощи. Строгость складок одежды не скрывала формы стройного сильного тела; классически правильное прекрасное лицо богини, обрамлённое локонами, было оживленно лёгкой нежной улыбкой. Шлем, щит, пьедестал были украшены рельефами на мифологические темы. Фидий следовал композиционному приёму Полигнота, т. е. обозначал почву под ногами. Статуя Зевса в храме этого божества в Олимпии высотой14м, изображала верховное греческое божество сидящим на троне с Нике в руке. Огромный пьедестал был также богато украшен рельефами и живописью. Афина Промахос (высота 9 м ) в шлеме и с копьём воплощала в себе военную мощь Афин. В творчестве Фидия сочетаются элементы дорийского и ионийского стилей. Исполненная им для Парфенона статуя Афины Девы была полна спокойствия, торжественности и монументального величия. Свойственных дорике; скульптуры же. Украшавшие парфенон снаружи. Отличались декоративностью, живописностью и были насыщены динамикой. Характерной для Ионики. 66. Градостроительные приёмы Античной Греции.В архитектуре греческих городов, в соотношении массовых жилых построек с архитектурой центров общественной жизни наиболее наглядно раскрываются свойственные ей представления об обществе, о человеческой личности и коллективе. Весь смысл общественных зданий, их значение как художественного, идеологического явления можно представить себе, восстановив облик древнегреческого города: жилые и хозяйственные постройки в городах, но подавляющее большинство их безвозвратно утрачено. На месте старых домов возникали новые. Долгое время с понятием роскоши у греков ассоциировались только общественные здания. Довольно жалкие частные жилища были лишены элементарных удобств: основную часть дня греки проводили вне дома, они даже спали зачастую в городе, под портиками. И без того узкие, причудливо извивающиеся в разных направлениях улицы городов, ещё больше сужали выступы и балконы первых этажей. Жилой дом зачастую строился из сырца. В старых городах, которые разрослись до середины V в. до н.э., жилые районы представляли собой целую россыпь таких построек, рассеченных узкими, кривыми улочками. Низкая постройка из дешевых материалов — и могучий, возвышающийся над городом храм; замкнутая стенами ячейка дома на узкой улочке, где роится домашний быт грека, — и открытая галерея портика, выходящего на просторную площадь; или колоннада храма, увенчивающего собой акрополь, — и театр под открытым небом, на скамьях которого размещались тысячи и десятки тысяч человек. Разное назначение и разные меры лежат в основе этих построек. С одной стороны — отдельный человек и его частный быт, с другой — общественная жизнь всего города-государства, в которой принимает участие весь демос — то есть свободные граждане, (рабы и женщины, разумеется, в расчет не принимались). В период эллинизма главной темой архитектуры становится градостроительство. Строятся новые города и многочисленные торговые центры, строительство проводится в больших масштабах и быстрыми темпами. Появляется необходимость выработать технические приемы и теоретические основы для возведения бесчисленных зданий различного назначения. Они обобщаются в архитектурных трактатах, авторы которых на основе изначальных принципов древнегреческого искусства стремятся разработать пути рационального строительства и в архитектурно-планировочном, и в техническом отношениях. В это время разрабатывается принципиальная схема планировки города, расчленяемого прямолинейной сеткой улиц на равновеликие кварталы. Лишь с IV в. до н. э. в Греции стали применять гипподамовку (по имени прославленного архитектора Гипподама) систему градостроительства. Отныне прямые и широкие улицы в греческих городах должны были пересекаться под прямым углом, а вся застройка города велась по строгому определённому плану. В центре города располагались общественные сооружения народное собрание, городской совет, базилика (судебно-административное здание), гимназии, школы, храмы. Центральная городская площадь приобретает характер рыночной (агора). И площадь и улицы окаймлялись портиками, создающими тень. 67. Использование оптических эффектов в архитектуре древнеегипетских храмов.Использование оптических эффектов свойственно древнегреческим архитекторам. Греки всегда стремились к полной гармонии всего прекрасного, как в архитектуре, так и в скульптуре и искусстве. Не всегда четкое расположение частей, элементов храма, или их одинаковый размер ( толщина, высота ) могли создать идеальное, гармоничное сочетание с окружающей природой. Так, например, угловые колонны храмов делались немного уже других, т.к. их можно было обозревать на фоне голубого неба, а светлый материал из которого был сделан храм (мрамор, известняк ) кажется более широким, чем на фоне колонне 2 ряда или стеной наоса. Утонение колонн немного вытягивает их в высоту, делает стройнее, изящнее и визуально облегчает антаблемент. Легкое отступление от геометрической точности - результат продуманного расчёта. Центральная часть фасада, увенчанного фронтоном, давит на колонны и стилобат с большей силой, чем боковые стороны фасада, совершенно прямая горизонтальная линия основания храма казалось бы зрительно слегка прогнутой. Для компенсации этого оптического эффекта поверхность стилобата и другие горизонтали храма делались зодчими классического времени немного выгнутыми кверху. Ощущение ели уловимой выгнутости стилобата, усиливая ощущение упругого напряжения. Так же канелюры на колоннах облегчают её и вытягивают ввысь, усиливая игру света и тени на колоннах. Незаметно наклоняются колонны храма внутрь и центр здания - исключают элемент геометрической сухости. Поставленные чаще, они зрительно уменьшают вес антамблемента. Все эти «легкие отступления» придают архитектурному облику здания изумительную жизненность и органичность. Благодаря этим корректировкам Парфенон стал совершеннейшим созданием греческой классической архитектуры и одним из высочайших достижений зодчества вообще. 68. Боги Античной Греции. Отражение религии в искусстве.Греки, как и другие народы древности, обожествляли силы природы. Их религия была также языческой — так называется вера во множество богов: Зевс почитался богом грома и молнии, Посейдон — моря, а Гелиос — богом солнца. Имели своих богов и почти все занятия древних греков: Гефест покровительствовал кузнечному делу, Дионис — виноградарству. Арес — войне и военному искусству. Искусство древней Греции во многом было связано с религиозным культом. Но и сама греческая религия являлась одной из форм общественной государственной деятельности. Каждая община имела своего бога-покровителя, олицетворявшего единство общины. Боги эти занимали в месте с тем своё особое место в общегреческом сонме богов, обитавших на Олимпе . В Греции отсутствовала специальная каста жрецов, в отличии от древнего Востока. Религиозные воззрения греков в значительной мере сохранили свою связь с народной мифологией и не превращались в систему строго установленных догм, сковывающих всякое самостоятельное проявление мысли и творчества. В античных мифах- сказаниях были воплощены наивно-фантастические и художественно наглядные образы, вся совокупность представлений греков о действительности. В мифологических воззрениях др. греков содержались зачатки истории и философии, а не только религии. Развитие художественной фантазии, воплощение самых общих представлений о природных и общественных силах в наглядных конкретных образах- олицетворениях способствовали рассвету искусства. Греческое искусство в первую очередь обращалось к мифам и мифологическим образам, которые были насыщены большим общественным и этическим содержанием. Характерная черта подосновы греческого искусства - глубокое очеловечение мифологических образов. Вследствие отхода от буквального понимания мифов, иск-во греческой классики приобрело реализм.1.в греческом искусстве раньше, чем в другом, была раскрыта в художественно совершенных образах физическая и духовная красота человека.2. впервые, основным содержанием стало правдивое отражение основных задач и противоречий жизни общества. Они отражались греками косвенно - в образах, подчёркнутых из мифов и сказаний, но их смысл и связь с важнейшими идеями современности отчётливо осознавались.3.подтвержд.светская общественно-воспит.роль иск-ва, только по форме носившего культ. характер. 69. Творчество Скопаса.Величайшим скульптором 2 четверти и середины IV в. до н. э., новатором искусства определившим характер пластики этого (равно как и Пракситель) был Скопас. Мастер пытался раскрыть внутренний мир человека. Скопос показывает глубокие патетические чувства, энергичные действия, драматические ситуации. Мастер оказал огромное влияние на своих современников; в его стиле работали отдельные мастера втечение нескольких столетий. Он был родом с острова Парос, но работал в 380-350 гг. до н. э. в разных местах Греции. Среди его творений известных и отдельные статуи. И культурные группы богов и героев. И фронтонные композиции. И рельефы на мифологические темы. О некоторых его произведениях можно судить лишь по римским копиям. Ставя перед собой задачу, раскрыть духовный мир человека. Скопас искал новые художественные средства. Героев его творений отличает иной тип лица: широкий овал, довольно низкий, перерезанный горизонтальной складкой лоб, выступающие надбровные дуги, опущенные к наружному краю глаза. Своеобразный рисунок глубоко лежащих глаз создаёт впечатление направленного вверх взгляда. Напряжённые лобные мышцы, складки около рта, придающие скорбность выражению лица, усиливают экспрессию. Эти приёмы трактовки позволяли разнообразить выражения лиц и показывать чувства большой силы, то открыто страстные. То глубоко затаенные. Каждое его произведение решено композиционно своеобразно. Ставя фигуру в смелых и сложных поворотах. Подчёркивая её объёмность, художник придаёт её особую подвижность и выразительность. Скопас запечатлел многие стороны человеческих переживаний, отдавая преимущество глубоким эмоциям, таким, как страсть, экстаз, ярость, печаль. В храме Афродиты находилось одно из знаменитых произведений Скопаса - трёхфигурная аллегорическая группа Эрос, Патос, Гимерос. Самой замечательной статуей в круглой пластике была статуя «Менады». 70. Виды древнегреческой керамики, их назначение и декоративное оформление.Формы основных типов сосудов обусловливались их практическим назначением. Большая округло-стройная амфора с двумя удобными для переноса горизонтальными ручками предназначалась для хранения вина или масла. Кувшин с устойчивым основанием - гидрия - предназначался для переноски и хранения воды. Широкогорлый, подобный чаше кратер служил для смешивания воды и вина во время пира. Чаша для питья вина - килик - имела высокую ножку и две маленькие ручки. Сосуды для черпания вина из кратера - киафы - обладали высокой изящно изогнутой ручкой. Другой характер имели лекифы - маленькие сосуды с одной грациозной ручкой; в них хранили умащения и благовония. Искусство вазописи быстро совершенствуется в позднюю архаическую эпоху. Чернофигурные вазы характерны для первых трёх четвертей VI в., и в их изготовлении первое место занимает Аттика с её столицей Афинами. Чернофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наводится на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка - силуэт, так что фигура даётся не объемно (часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль). Детали проработаны резцом, подобно гравировке по металлу. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет. Вся неразрисованная часть вазы покрывается обычно лаком, который придаёт ей металлический блеск. Через три-четыре десятилетия роспись вазы уже не узор. А картина. Это картина, идеально вписанная в сферическую поверхность амфоры, идеально гармонирующая с её формой. В конце VI в. в вазописи наступает коренной перелом: чёрнофигурную роспись сменяет более совершенная - краснофигурная. Сами фигуры остаются в тёплом цвете глины, а фон покрывается блестящим чёрным лаком. Детали прорисовываются тонкими чёрными линиями, более мелкие - едва заметными бледно-жёлтыми штрихами. Это позволило располагать фигуры в пространстве объёмнее, более изощренным рисунком, прорабатывать мускулатуру, передавать тонкие складки одежды, кайму, волнистые локоны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.228.171 (0.021 с.) |