Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основными составляющими данного процесса являются социальная, физиологическая и социально-психологическая адаптация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основными составляющими данного процесса являются социальная, физиологическая и социально-психологическая адаптация. 1.Социальная адаптация – процесс и результат приспособления ребенка к жизни в обществе. Перед ребенком ставятся задачи: во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью; во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу; в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня. 2. Физиологическая адаптация. - Физиологические бури (первые 2-3 недели). В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют. - Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия. - После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением. Многие родители склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-ой четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-ой четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения. 3. Социально-психологическая адаптация - процесс приспособления личности к взаимодействию и общению с новым коллективом. Появляется новая социальная роль «ученик». Происходит переоценка ценностей: то, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального общего образования, главной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей ядра образования. Обучение ориентировано на развитие учащихся, учёт их способностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. В соответствии с новыми ФГОС период адаптации к школе первоклассников обеспечивает знакомство ребенка с одноклассниками и педагогом, со школьным пространством и организацией времени, с системой школьного оценивания, с нормами сотрудничества на уроке и правилами поведения; прививает навыки индивидуальной, парной и коллективной работы; обучает элементарным приёмам обратной связи, развивает внимание, память, мышление, воображение; формирует классный коллектив. Критериями благополучной адаптации детей к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей. Таким образом, успешность адаптационного периода определяется признаками: · Удовлетворенность ребенка процессом обучения. · Повышение степени самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий. · Удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. В младших классах школы дидактические игры нужны для распространения накопившегося багажа знаний, начиная уже с ранних шагов человеческого общества. Для того, чтобы учитель управлял игрой, ходом познавательной деятельности, действиями учеников, существуют инструкции игры. Их направление и смысл определены едиными целями развития индивидуальности ребенка, способствующими познанию, игровыми целями и игровыми операциями. В дидактической игре инструкции представляются заданными. В наибольшей степени многократными по значению оказываются правила, которые заставляют детей: следовать друг за другом, выслушивать соседа, реагировать на предложенные вопросы, не отступать от правил игры, не препятствовать другим игрокам, осознавать личные недочеты и промахи . Метод информационно-консультативной беседы включает в себя классные часы, беседы – консультации с родителями, родительские собрания, внеурочные мероприятия, ориентированные на благополучную социальную адаптацию первоклассников. Метод поддержки и стимулирования новых умений, примеров поведения содержит: методы стимулирования интереса к учебе (познавательные игры, учебные обсуждения, формирование эмоционально – нравственных обстоятельств, организационно - деятельностные игры; методы стимулирования обязательности и долга (убеждения в важности учебы, предъявления требований, пожеланий). Использование методов стимулирования и мотивации учебной деятельности первоклассников в образовательном процессе осуществляют несколько главных функций: - представление высокоразвитого примера на ступени ценностного отношения к окружающему миру; - стимулирование деятельности ученика по усвоению данного отношения; - исправление (в случае потребности) вероятных отступлений в ходе индивидуальной выработки отношения. При использовании методов стимулирования и мотивации учебной деятельности нужно учитывать исключительность и индивидуальность личности любого первоклассника, внимательно и корректно воспринимать ребенка . Приемлемой оказывается такого рода психолого-педагогическая ситуация, которая создавая внутреннюю инициативу, вместе с тем удерживает его совпадающей наружной активизацией, то есть когда желание ребенка к работе над собой поддерживается организацией плодотворных для этого внешних обстоятельств. Стимулировать – значит вызывать желание, подталкивать, давать толчок, стимул сознанию, идеи и поступку. К методам стимулирования и мотивации учебной деятельности, как правило, соотносят поощрения, создание ситуации успеха. Поощрение – это метод проявления благоприятной оценки поведения и действий каждого ученика или коллектива класса. Его активизирующее значение устанавливается тем, что в нем заключается коллективное принятие того представления деятельности, который выбран учащимся. Испытывая ощущение удовлетворения, ученик чувствует прилив сил и активности, убежденность в своих силах Поощрение – это стимулирование позитивных выражений личности с помощью отличной оценки ее действий, пробуждение ощущения радости и восторга от понимания приложения сил и труда личности . Поощрение обладает воспитательным действием, если оно важно и неоценимо для самого ребенка и подкрепляется коллективным мнением. Оно сохраняет благоприятные умения и полезные навыки. Его воздействие создает положительные чувства, заставляет верить в себя. Поощрение может быть непосредственным итогом действия первоклассника, а не результатом его желания заполучить похвалу. Немаловажно, чтобы оно не указывало на противоположность ученика другим членам детского коллектива. Оно должно быть объективным и, как, правило, единым с точкой зрения коллектива класса. При применении поощрения нужно принимать во внимание личные особенности поощряемого ребенка, объем приложенных сил. Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников. В 1-х классах введён ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Продолжительность урока составляет 40 минут, ежедневные динамические паузы, частая смена видов деятельности. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Для первоклассников установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 недели. Оздоровительно – профилактическая работа ведётся в тесном сотрудничестве с учителем физкультуры, с родителями. Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС. На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся. Вывод: Изучив психолого-педагогическую характеристику первоклассника, можно сделать вывод о том, что переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности обучающегося, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения первоклассника с окружающими. Ведущей деятельностью первоклассников становится учение. В этом возрасте у ребенка есть желание и возможность учиться, его нужно научить верить в свои силы, он открыт ко всему новому. Социальная адаптация - это процесс активного приспособления субъекта к условиям новой среды на основе выработки общих норм, ценностей, регламентированных правил поведения, в результате чего происходят определенные изменения личности, позволяющие ей отождествлять себя с носителями ценностных ориентаций данного социума. Результатом успешной социальной адаптации первоклассника является адаптированность ребенка в социальной среде. Мы считаем, что наиболее важными показателями адаптированности являются следующие: статусное место ребенка в группе; социальные переживания, отражающие его отношение к нормам, ценностям и правилам поведения и его эмоциональное состояние; самооценка; уровень общения и взаимодействия. Поэтому необходимо использовать такие формы и методы, которые будут способствовать социальной адаптации первоклассников. Системное и профессиональное применение указанных форм и методов является залогом обеспечения успешной социальной адаптации первоклассников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.25.249 (0.012 с.) |