Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Номинальные зазоры между бойком коромысла и торцом стержня клапана

Поиск

Марка двигателя

Величина зазора на хо­лодном двигателе, мм

Порядок работы цилинд­ров двигателя

ЯМЗ-238НБ

0,25. ..0,30

1-5-4-2-6-3-7-8

ЯМЗ-240Б

0,25. ..0,30

1-5-12-3-8-10-2-6-7-4-9-11

А-01М

0,25 ...0,30

1-5-3-6-2-4

Д-21, -120

0,30

1-2

0,25/0,35

1-3-4-2

Д-240/241 /242/244, А-41, Д-442

0,25. ..0,30

1-3-4-2

Д-245

0,20. ..0,25/0,40 ...0,45

1-3-4-2

СМД-17

0,40 ...0,45

.1-3-4-2

СМД-31

0,40. ..0,45

1_5-3-6-2-4

СМД-60/62/64/ 66/72

0,48. ..0,50

1-4-7-5-3-6

• провернуть коленчатый вал двигателя на два оборота и за­фиксировать показания индикатора. При наличии зазора стрел­ка индикатора остановится в положении, которое будет соответ­ствовать наибольшему зазору.

Последовательно проворачивая коленчатый вал, измерьте аналогично зазоры клапанов остальных цилиндров в соответ­ствии с порядком их работы.

При отсутствии приспособления КИ-9918 измерьте величину зазора с помощью щупов из набора № 2 (рис. 2.8). Щуп, толщи­на которого минимальна, должен свободно проходить между бойком коромысла 3 и торцом стержня 2 клапана, а толщина которого максимальна — плотно, с усилием. Результаты измере­ний сравните с величиной номинального зазора (см. табл. ). При их несоответствии зазор необходимо отрегулировать.

Проверка засоренности воздушных фильтров. В процессе эк­сплуатации тракторов засорение фильтрующих элементов воздухо­очистителя приводит к возрастанию сопротивления движению воз­душного потока и соответственно к уменьшению количества посту­пающего для смесеобразования воздуха. В результате топливно-воздушная смесь переобогащается, происходит неполное сгорание и, как следствие, снижение мощностных показателей двигателя

(Примечание. В числителе приведена величина зазора для впускных кла­панов, в знаменателе — для выпускных.)

Очистите от загрязнений обтирочной ветошью крышки головок цилиндров и снимите их. При необходимости подтяните крепле­ния головок к блоку цилиндров и стоек коромысел к головкам.

Медленно проворачивая коленчатый вал двигателя, установи­те поршень первого цилиндра в положение конца такта сжатия (ВМТ). Для этого вставьте шпильку в отверстие картера махови­ка. Установите величину теплового зазора, используя приспо­собление КИ-9918 (рис. 2.7), следующим образом:

• перевести отжимным кулачком подвижную каретку приспо­собления в нижнее положение; установить и закрепить стопор­ным винтом 4 индикатор 5 (ИЧ-10) в корпусе 3 с натягом, при этом стрелка индикатора должна отклониться на 5 —10 делений;

• установить приспособление на тарелку клапана и отжим­ным кулачком перевести подвижную каретку 2 в верхнее поло­жение. Приспособление должно быть зажато между тарелкой клапана и коромыслом 7, а усики подпружиненной подвижной каретки прижаты к бойку коромысла;

• прижать пальцем боек коромысла к торцу стержня клапана, установить «О» шкалы индикатора напротив стрелки и отпустить коромысло;


Рис. 2.7. Приспособление КИ-9918 для измерения теплового зазора:

/ — коромысло; 2 — подвижная ка­ретка; 3 — корпус; 4 — стопорный винт; 5 — индикатор

Рис. 2.8. Измерение теплового зазора щупом:

1 — щуп; 2 — стержень клапан; 3 — коромысло


'воздухоочистителя и необходимости очистки (промывки) филь­трующих элементов.

Проверка герметичности впускного воздушного тракта.

Чтобы проверить герметичность впускного воздушного тракта, следует:

• снять с горловины воздухоочистителя воздухозаборник и установить на его место индикатор КИ-13948 (рис. 2.10), обес­печив герметичность соединения;

• провернуть коленчатый вал пусковым устройством и зафик­сировать по вакуумметру 3 индикатора величину разрежения во впускном воздушном тракте. Величина допускаемого разреже­ния должна быть не менее 0,07 МПа.

При несоответствии измеренного значения нормативному и невозможности визуально определить места подсоса воздуха используйте специальное устройство КИ-4870.

Выявление мест нарушения герметичности. Для опреде­ления мест негерметичности необходимо:


Рис. 2.10. Индикатор КИ-13948 для проверки герметичности пус­кового тракта:

/ — горловина воздухоочистеля; 2 — корпус индикатора; 3 — вакуумметр

Рис. 2.11. Устройство КИ-4870:

/ — мановакуумметр; 2 —- уровень жидкости; 3 — запорный вентиль; 4 — шланг; 5 — соединительная муф­та; 6 — сменный наконечник


 


 

• пустить двигатель и установить номинальную частоту вра­
щения коленчатого вала;

• взять в левую руку устрой­
ство КИ-4870 (рис. 2.11), вывер­
нуть вентиль 3 и, удерживая кор­
пус прибора в вертикальном по­
ложении, последовательно плот­
но прижимать наконечник 6 к

местам возможного нарушения герметичности соединений воз­душного тракта. При этом непрерывно наблюдать за уровнем 2 жидкости в стеклянной трубке мановакуумметра /. При отсут­ствии подсоса воздуха (воздушный тракт герметичен) мениск жидкости в стеклянной трубке прибора должен быть неподвижен;

• отметить мелом обнаруженные места, где наблюдалось по­
нижение уровня жидкости (имеется неплотность, идет подсос
воздуха) и устранить выявленные неплотности.

Оценка технического состояния турбокомпрессора. Турбокомпрессор должен поддерживать стабильное давление воздуха, подаваемого в цилиндры дизеля. От величины давления зависит мощность двигателя, его топливная экономичность, а также токсичность отработавших газов. Внешний признак неис­правности — черный цвет выхлопа отработавших газов. Техни­ческое состояние турбокомпрессора оценивают по времени вы­бега ротора, осевому зазору и давлению наддувочного воздуха. Для обеспечения безотказной работы турбокомпрессора во вре­мя эксплуатации транспортного средства не допускается:

• резкая остановка дизеля, работающего на режиме полной
нагрузки. Перед выключением для охлаждения деталей турбо­
компрессора дизель должен поработать в течение 3...5 мин на
режиме холостого хода. В противном случае при резком возрас­
тании температуры деталей возможно заклинивание ротора в
подшипнике и потеря эластичности резиновых уплотнений;

• загрязненность элементов масляного фильтра турбокомп­
рессора, вызывающая ускоренное изнашивание подшипников.

Определение времени выбега ротора. Для определения вре­мени выбега ротора необходимо выполнить следующее:

• пустить двигатель, прогреть его до номинального теплово­
го режима и установить максимальную частоту вращения колен­
чатого вала;

• выключить двигатель через 3... 5 мин, приставить к корпусу
турбокомпрессора наконечник стетоскопа и прослушать звук
вращения ротора, одновременно по секундомеру зафиксировать
время выбега ротора.

Ровный, постепенно (в течение 15 ...20 с) затухающий при вращении ротора звук свидетельствует об исправности турбо­компрессора.

Цикличный, царапающий характер процесса полной оста­новки вала ротора указывает на наличие дефектов (задевание колеса турбины за неподвижные детали вследствие увеличенного осевого перемещения вала ротора, деформация уплотнительных колец), препятствующих его вращению.

Повышенный при вращении вала ротора уровень звука (срав­ним со звуком ротора центробежного маслоочистителя) свиде­тельствует о предельном износе подшипников турбокомпрессора.

 

Измерение осевого зазора. Для измерения осевого зазора следует:

• очистить наружную поверхность турбокомпрессора обти­рочной ветошью, отсоединить от корпуса компрессора патрубок подвода воздуха, отвернуть гайки крепления корпуса компрес­сора и снять корпус, обеспечив доступ к валу ротора;

• закрепить на валу ротора индикатор ИЧ-10 кл. 1 и, вращая рукой колесо турбины, зафиксировать по шкале индикатора величину осевого зазора. Номинальное значение осевого зазо­ра вала 0,15...0,25 мм, предельное — 0,4 мм.

Измерение давления наддувочного воздуха. Для измерения давления наддувочного воздуха необходимо использовать конт­рольное приспособление КИ-28095 (рис. 2.12), выполняя следу­ющее:

• вывернуть пробку из резьбового отверстия нагнетательного коллектора турбокомпрессора и ввернуть вместо нее штуцер 4 контрольного приспособления;

• пустить двигатель; регулятором переместить рычаг управле­ния в положение, соответствующее максимальному скоростно­му режиму;

• установить номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя (контролировать по штатному тахометру) и за­ фиксировать по манометру 1 величину давления наддува;

• сравнить измеренную величину с номинальным значением.
Номинальное давление наддува для турбокомпрессора ТКР-7

должно соответствовать величине 0,065...ОД МПа; для ТКР-8,5С-1, -11С-31К - 0,095...0,115 МПа; для ТКР-8,5Н-1, -ИН-2, -ПН-3 - 0,04...0,065 МПа; для ТКР-8,5Н-3, -7С-3, -ПС-1 -0,085...0,105 МПа; для ТКР-8,5С-6, -ПН-1, -ПН-10-0,05 ...0,075 МПа. При умень­шении давления следует подтя­нуть гайки крепления корпуса компрессора к впускной трубе. Если после этого давление не увеличится, турбокомпрессор Подлежит ремонту.

 

Рис. 2.12. Приспособление КИ-28095 для измерения давле­ния наддувочного воздуха:

/ — манометр; 2 ~ корпус; 3 — со­единительный шланг; 4 — присоеди­нительный штуцер

 


Проверка работоспособ­ности системы топливоподачи низкого давления. При­чинами затрудненного пуска двигателя могут быть наличие воздуха в системе топливоподачи, уменьшение подачи топливоподкачивающего на­соса, разрегулирование перепускного клапана и засоренность фильтра тонкой очистки топлива.

Надежность работы топливных насосов высокого давления зависит главным образом от технического состояния фильтров очистки топлива. При хранении, транспортировании и заправ­ке в дизельное топливо попадают механические примеси и вода, которые вызывают коррозию и интенсивное изнашивание рабо­чих поверхностей прецизионных деталей. При значительном загрязнении фильтрующих элементов уменьшается их пропуск­ная способность, снижается давление после фильтра тонкой очистки, что приводит к уменьшению подачи насосных элемен­тов; изменению момента продолжительности и давления впрыс­ка топлива в цилиндры двигателя; снижению качества распыливания топлива; ухудшению процесса смесеобразования и сгора­ния топлива; снижению показателей мощности и экономично­сти работы двигателя.

Контроль наличия воздуха в топливной системе. Такой контроль необходимо проводить следующим образом:

• очистить от загрязнений обтирочной ветошью топливоподкачивающий насос, фильтр тонкой очистки топлива, топливо­проводы низкого давления;

• подставить емкость вместимостью 0,5 л под фильтр тонкой очистки топлива, отвернуть на 1 — 1,5 оборота его продувоч­ный вентиль или ослабить на­кидную гайку крепления топ­ливопровода;

• отвернуть рукоятку насоса ручной подкачки топлива и не­сколько раз переместить ее впе­ред-назад. Появление пузырь­ков воздуха из-под вентиля или накидной гайки трубопровода указывает на наличие воздуха в топливной системе и необходи­мость его удаления.

Проверка топливоподкачивающего насоса. Для прове­дения данной операции:

 

Рис. 2.13. Приспособление КИ-13943 для проверки техни­ческого состояния топливопод-качивающего насоса:

I — топливопровод; 2 — болт; 3 -соединительный шланг; 4 — мано­метр; 5 — фильтр тонкой очистки

• вывернуть из корпуса фильтра 5 тонкой очистки болт крепления подводящего топли­вопровода / низкого давления и с помощью полого болта 2 (вхо­дит в комплект принадлежно­стей к приспособлению) подсоединить приспособление КИ-13943 (рис. 2.13) к нагнетательной магистрали. Приспособление должнобыть установлено перед фильтром тонкой очистки топлива;

• провернуть коленчатый вал двигателя пусковым устрой­ством при включенной подаче топлива и зафиксировать по ма­нометру приспособления максимальное значение давления. Дав­ление должно быть не ниже 0,08 МПа. Давление ниже 0,08 МПа свидетельствует об износе деталей тошшвоподкачивающего насоса.

Проверка фильтра и перепускного клапана. Для того что­бы оценить гидравлическое сопротивление топливного фильтра и проконтролировать исправность перепускного клапана топ­ливного насоса высокого давления, следует:

• пустить двигатель пусковым устройством;

• установить максимальную частоту вращения коленчатого вала;

• повернуть трехходовой кран фильтра (при его наличии) из рабочего положения в положение промывки соответствующей секции фильтра, отвернуть на 2 — 3 оборота пробку сливного отверстия и промыть фильтр противотоком — до появления из- под пробки сливного отверстия струи чистого топлива;

• вывернуть из корпуса фильтра тонкой очистки топлива болт крепления отводящего топливопровода низкого давления и под­ соединить приспособление КИ-13943 к сливной магистрали с помощью полого болта (входит в комплект принадлежностей).
Приспособление должно быть установлено после фильтра тон­кой очистки топлива.

Пустить двигатель пусковым устройством, установить макси­мальную частоту вращения коленчатого вала и зафиксировать по манометру приспособления давление после фильтра, которое должно быть не ниже 0,06 МПа. Если давление ниже 0,06 МПа, 1 Нужно проверить состояние перепускного клапана:

• выключить двигатель, вывернуть из головки топливного на­соса перепускной клапан и ввернуть вместо него пробку-за­глушку;

• пустить двигатель пусковым устройством, установить мак­симальную частоту вращения коленчатого вала и зафиксировать по манометру приспособления давление.

Если давление не изменилось (0,06 МПа), необходимо очистить фильтрующие элементы. Увеличение давления указывает на необходимость замены или регулирования клапана.

Проверка технического состояния форсунок. Основны­ми показателями, характеризующими работоспособность фор­сунки, являются качество распыливания топлива; герметич­ность запорного конуса иглы распылителя; давление начала впрыскивания топлива. Внешний признак неисправности — черный цвет выхлопа отработавших газов, перебои в работе двигателя (неравномерное чередование вспышек топлива в ци­линдрах).

На работающем двигателе неисправную форсунку можно определить, поочередно ослабляя накидные гайки крепления топливопроводов высокого давления к штуцерам секций насо­са и наблюдая за частотой вращения коленчатого вала. Если частота не меняется, а дымность уменьшается, то форсунка не­исправна. При отключении исправной форсунки частота враще­ния уменьшится, а дымность не изменится.

Для установления причин некачественной работы форсунки используют механотестер КИ-5918 (рис. 2.14), который следует подготовить к работе следующим образом:

• вывернуть пробку 7, налить во внутреннюю полость руко­ятки 2 дизельное топливо и завернуть пробку;

• отвернуть вентиль 4, выполнить несколько рабочих переме­щений рукоятки 2 вверх-вниз до момента полного прекращения выделения из штуцера пузырьков воздуха; завернуть вентиль 4
и дроссель 7;

• навернуть на штуцер 6 специальную пробку-заглушку (вхо­дит в комплект) и, выполняя рабочие перемещения рукоятки, обеспечить в полости нагнетания механотестера давление 17...20 МПа. Продолжительность уменьшения давления должна быть не менее 45 с:

• отсоединить топливопро­вод высокого давления от фор­сунки или секции топливного насоса, учитывая удобство подключения механотестера, и присоединить с помощью пе­реходника к штуцеру форсун­ки или топливопроводу меха­нотестер.

Проверка качества распы-ливания топлива. Выполните несколько плавных рабочих пе­ремещений рукоятки 2 механо­тестера до момента начала на­гнетания топлива (давление в полости нагнетания должно быть 8... 10 МПа) и затем резко выраженного оттенка, характерного для исправного распылите­ля, то форсунку разбирают и очищают от отложений. Уисправ-ной форсунки впрыскивание должно сопровождаться четким, хо­рошо прослушиваемым прерывистым звуком высокого тона.

Оценка герметичности по запирающему конусу. Выпол­ните рукояткой механотестера КИ-5918 несколько рабочих дви­жений, обеспечив в полости нагнетания механотестера давление на 1... 1,5 МПа ниже номинального давления начала впрыскива­ния топлива форсункой (табл. 2.9). Затем определите по секун­домеру время уменьшения давления (герметичность запорного конуса иглы распылителя) в интервале 15... 10 МПа, которое должно быть не менее 15 с.

Измерение давления начала впрыскивания топлива. Вы­полните рукояткой механотестера КИ-5918 несколько рабочих

 

 

Рис. 2.14. Механотестер КИ-5918: переместите рукоятку механоте­стера на оставшемся пути активного хода плунжера. Если Звук впрыскивания прослушивается слабо и не имеет ярко

I — пробка; 2 — рукоятка; 3 — корпус; 4-вентиль; 5-манометр; 6- штуцер; 7- дроссель; 8 – трубопровод.

Номинальное давление начала впрыскивания топлива форсунками

Марка двигателя

Обозначение фор­сунки

Давление начала впрыскивания, МПа

Д-50/50А

16С46-ЗБ

13,0

СМД- 14/15/ 18/ 19/20

11.1112010-391

15,0

Д-65А1/65Н/65П/65М/65ЛС

11.1112010-02

17,5

Д-240/241/242/243

11.1112010-04

Д-37М/37Е, -144, -21, -120

16.1112010

17,0

СМД-14Н/14НГ/14АН/14БН,-17КН/18Н/18КН/ 19/20, -66, -72

111.1112010.02

17,5

СМД-72

11.1112010-393

17,5

СМД-21/22

11.1112010-394

СМД- 60/62

11.1112010.10-392

СМД-23/24/31/31А

39.1112010 (ФД-39)

А-01М/01МЛ, -41

М6А1-20С1Б

Д-108, -160/160Б

14-69- 117СП

21,0

ЯМЗ-236/238/238НБ/238НД

26.1112010

17,5

ЯМЗ-238Н/238П

261.1112010

21,0

ЯМЗ-240/240Б/240БМ

262.1112010

17,5

ЯМ 3-240 Н/240П

263.1112010

21,0

 

движений, наполнив каналы форсунки топливом, и, наблюдая за стрелкой манометра, зафиксируйте момент ее максимально­го отклонения. Этот момент соответствует давлению начала впрыскивания топлива форсункой. Величина давления должна соответствовать значениям, приведенным в табл. 2.9. При их не­соответствии форсунку регулируют.

Проверка технического состояния топливных насосов. Гидроплотность нагнетательного клапана необходимо оценивать для топливных насосов всех типов, кроме распределительных, следующим образом:

• отсоединить топливопровод высокого давления от штуцера топливного насоса и присоединить к нему с помощью пере­ходника механотестер КИ-5918;

• перевести рычаг управления регулятором топливного насо­са в позицию, соответствующую выключенной подаче топлива;

• выполнить рукояткой механотестера несколько плавных ра­бочих движений, обеспечивая в полости нагнетания механотес­тера давление 18 ...20 МПа;

• определить по секундомеру время уменьшения давления в интервале 15... 10 МПа (должно быть не менее 10 с). В против­ном случае подтягивают штуцер нагнетательного клапана и вновь оценивают его гидроплотность. Если при повторной про­верке результаты совпадут, необходимо заменить клапан.

Проверка плунжерных пар. Для проверки плунжерных пар необходимо:

• отсоединить топливопровод высокого давления от штуце­ра топливного насоса, удалить воздух из системы топливоподачи низкого давления с помощью насоса ручной подкачки и включить подачу топлива. Для рядных и У-образных насосов необходимо дополнительно вывернуть штуцер и последова­тельно удалить из проверяемой насосной секции пружину и запорный элемент нагнетательного клапана, затем ввернуть штуцер;

• переместить, проворачивая коленчатый вал вручную, про­веряемую плунжерную пару в положение, определяющее середи­ну пути нагнетания топлива. Положение соответствует моменту начала подъема уровня топлива в конусном канале штуцера и повороту вала топливного насоса на одно деление угловой от­
метки (на лимбе вала регулятора);

• подсоединить механотестер КИ-5918 к штуцеру топливного насоса и выполнить рукояткой механотестера несколько плав­ных рабочих движений, обеспечив в надплунжерном простран­стве давление топлива 25 МПа;

• определить по секундомеру время уменьшения давления топлива в интервале 20... 15 МПа (должно быть не менее 15 с). В противном случае топливный насос подлежит ремонту.

Проверка угла опережения начала подачи топлива. Угол, на который кривошип коленчатого вала не доходит до ВМТ в момент начала подачи топлива из топливного насоса, называет­ся углом опережения начала подачи топлива. Наиболее эффектив­но сгорание топлива в цилиндрах дизеля происходит при впрыс­ке его до прихода поршня в ВМТ. В процессе эксплуатации, вслед­ствие изнашивания деталей топливного насоса, угол опережения начала подачи топлива изменяется. В результате увеличивается количество топлива, сгорающего в период расширения газов в ци­линдрах двигателя, т. е. происходит догорание на такте расшире­ния, которое приводит к увеличению температуры отработавших газов и изменению теплового режима двигателя. Внешний при­знак неисправности — черный цвет выхлопа отработавших газов (неполное сгорание топлива), уменьшение мощности двигателя.

Угол опережения начала подачи топлива определяют с помо­щью угломера КИ-13926 и моментоскопа КИ-4941 (рис. 2.15) в следующем порядке:

Рис. 2.15. Моментоскоп КИ-4941, установленный на штуцере топ­ливного насоса:

/ —         стеклянная трубка; 2 — соедини­тельная трубка; 3 — трубка топливно­го насоса высокого давления;

                4 — накидная гайка; 5 — штуцер секции топливного насоса

 

• отсоединить топливопро­вод от штуцера первой (у трак­тора К-701 от двенадцатой) сек­ции топливного насоса;

• вывернуть штуцер из го­ловки насоса, вынуть пружину нагнетательного клапана и ус­тановить вместо нее технологи­ческую пружину (входит в ком­плект моментоскопа КИ-4941). Если плунжерные пары имеют
наработку менее 1000 мото-ч, то технологическую пружину не устанавливают;

• ввернуть штуцер на место и закрепить на нем с помощью накидной гайки 4 моментоскоп;

• ослабить затяжку накидных гаек топливопроводов у осталь­ных секций топливного насоса;

• установить рычаг ручного управления регулятором в по­ложение максимальной подачи топлива, провернуть пусковым устройством коленчатый вал до появления из стеклянной труб­ки / моментоскопа сплошной струи топлива без пузырьков воздуха и пены;

• стряхнуть рукой из моментоскопа часть топлива до появле­ния видимого мениска в трубке 2\

• провернуть медленно коленчатый вал двигателя до начала подъема уровня топлива в стеклянной трубке 1, наблюдая за уровнем топлива в трубке моментоскопа. В момент начала подъема уровня топлива в трубке моментоскопа прекратить вра­щение коленчатого вала;

• закрепить на шкиве коленчатого вала угломер КИ-13926. Воздушный пузырек в стеклянной трубке угломера должен быть расположен напротив отметки «О» шкалы угломера;

• установить поршень первого цилиндра в ВМТ (табл. 2.10), медленно проворачивая коленчатый вал двигателя;

Таблица 2.10 Номинальные значения угла опережения начала подачи топлива

Марка двигателя

Способ определения ВМТ поршня

Угол опереже­ния начала по­дачи топлива, °

СМД-4/15/19/ 20/21/22

Установочная шпилька входит в углубление на маховике

20 ...22

СМД- 17/18

То же

27... 29

СМД-31

»

27 ...30

А-01М, Д-440/442

»

27 ...32

А-41

»

29. ..34

Д-21А

Метка «Т» на шкиве привода венти­лятора совпадает со стрелкой указа­теля ВМТ, закрепленного на крыш­ке распределительных шестерен

24. ..26

Д-144-7/09/ 29/60

Тоже

24 ...32

Д- 144-24/28/ 30/66/67/70/71/ 72/81

»

30. ..32

Д- 144-25/26/ 73/80/80-1

»

30 ...32

Д-120

»

24...23

СМД-62

Указатель ВМТ совпадает с углуб­лением на маховике

26. ..28

Д-240/24 1/243/245

Установочная шпилька входит в углубление на маховике

23. ..25

Д-242/244, -65

То же

21. ..23

 

ЯМЗ-238

'.':

Цифра 18 на маховике совпадает с указателем на картере маховика

ЯМЗ-240

Риска на корпусе гасителя кру­тильных колебаний совпадает со стрелкой указателя на маховике

18. ..20

• определить по шкале угломера угол опережения начала по-
|дачи топлива и сравнить полученное значение с номинальным [см. табл. 2.10).

Если фактическое значение угла отклоняется от номинального [значения более чем на Г, следует отрегулировать привод насоса.

Контроль дымности отработавших газов тракторов с дизелями

При сгорании дизельного топлива происходит выброс в ок­ружающую среду отработавших газов, в состав которых входит [много токсичных веществ. До 60 % компонентов отработавших 'тазов составляет сажа, частицы которой являются естественны­ми продуктами термохимических преобразований паров дизель-;ного топлива в процессе его сгорания. Параллельно с выделением частиц сажи происходит их выгорание вместе с другими про­дуктами разложения топлива.

Повышение дымности отработавших газов зависит от многих : факторов, основные из которых следующие: поздний угол нача­ла подачи топлива; недостаток воздуха в результате засореннос­ти воздухоочистителя, негерметичности соединений впускного ; воздушного тракта, неисправности турбокомпрессора; износ де-; талей цилиндропоршневой группы; разрегулирование тепловозазора в газораспределительном механизме; плохое качество распыливания топлива форсунками; неравномерная подача тополива секциями топливного насоса высокого давления.

Подготовка двигателя к измерению дымности отрабо­тавших газов. При внешних признаках неисправностей необ­ходимо выполнить следующие операции:

• установить трактор на пост контроля, который должен быть
оборудован принудительной приточно-вытяжной вентиляцией;

• установить рычаг переключения передач в нейтральное
положение и затормозить трактор стояночным тормозом;

• пустить двигатель и прогреть его до номинального теплово­
го режима (85...95 °С). Снижение температуры на каждые 10 °С повышает дымность отработавших газов на 2...3 %, Во время прогрева двигателя подготовить к работе дымомер.

Измерение дымности отработавших газов. Данную опе­рацию выполняют с помощью дымомера КИД-2 (рис. 2.16):

• установить в отсек дымомера КИД-2 батареи питания или подключить к клеммам прибора блок питания БП-200/9;

• максимально выдвинуть из корпуса оптического датчика 9 телескопическую рукоятку <У и зафиксировать ее стопорным вин­том 11;

• установить изогнутый патрубок 12 и зафиксировать его винтом 13;

• подключить разъем 1 оптического датчика 9 к гнезду при­ борного блока 2;

• установить тумблер 4 в положение, соответствующее теку­щему значению дымности;

• включить тумблером 3 питание приборного блока и нажать на кнопку 6, отпустить кнопку и выключить тумблер 3. В момент нажатия кнопки стрелка прибора /должна установиться на от­ метке «О».

Дымность в режиме свободного ускорения измеряют следу­ющим образом:

• подключить тумблером 3 питание приборного блока и про­греть прибор в течение 3 мин;

• установить тумблер 4 в положение «О» для режима регист­рации пиковых значений дымности;

Рис. 2.16. Дымомер КИД-2:

1 — разъем для подключения оптического датчика; 2 — приборный блок; 3 — тумблер включения питания; 4 — тумблер переключения режима измерений; 5 — кнопка сброса показаний пиковых значений; 6 — кнопка коррекции нуля; 7 — прибор; 8 — телескопическая рукоятка; 9 — оптический датчик; 10— пробозаборник; 11, 13 — стопорные винты; 12 — изогнутый патрубок; 14— кронштейн

• ввести патрубок 12 пробозаборника в выпускную трубу [/Трактора на глубину прямолинейного участка. Оптический дат|чик дымомера должен быть расположен перпендикулярно пото­ку отработавших газов;

• резко нажать до упора на педаль управления подачей топ­лива и установить на 2... 3 с максимальную частоту вращения ко­ленчатого вала;

• отпустить педаль, установить минимально устойчивую час­тоту вращения коленчатого вала и зафиксировать показания прибора 7;

• повторить аналогичные измерения не менее 10 раз с интервалом 30...60 с;

• определить значение дымности отработавших газов. Вели­чину рассчитать как среднее арифметическое результатов четы­рех последних измерений при условии, что различие между ними не более 15 ед. по 100%-ной шкале прибора, сравнить получен­ные значения с предельно допустимыми значениями (табл. 2.11).

Дымность при максимальной частоте вращения коленча­того вала двигателя необходимо измерить следующим образом:

• установить тумблер 4 в положение, соответствующее теку­щему значению дымности;

• установить максимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя, нажав до упора на педаль управления подачей , топлива, и выдержать ее в этом положении в течение 30 с;

• ввести патрубок 12 пробозаборника в выпускную трубу изафиксировать по шкале прибора величину дымности;

• установить минимальную частоту вращения коленчатого вала, плавно отпустив педаль управления, и выдержать этот ре­жим в течение 60 с;

• повторить аналогичные измерения 4 раза;

• определить значение дымности отработавших газов. Вели­чину рассчитать как среднее арифметическое четырех последних

Таблица 2.11 Предельно допустимые нормы дымности отработавших газов

Дизель

Дымность, м ]/%

в режиме свободного ускорения

при максимальной частоте вращения коленчатого вала

Без турбонаддува

1,19/40

0,38/15

С турбонаддувом

1,61/50

0,38/15

Примечание. Значения дымности в числителе даны в единицах коэффи­циента поглощения (непрозрачности), в знаменателе — в процентах ослабле­ния излучения.



янии 10 и 15 мм от нижнего от­верстия (рис. 2.17). Уровень электролита в каждой банке аккумуляторной батареи дол­жен быть выше предохрани­тельной сетки на 10...15 мм. Контроль выполняют следую­щим образом:

Рис. 2.17. Контроль уровня элек­тролита:

/ — стеклянная трубка; 2 — аккуму­ляторная батарея

протереть крышку и проб­ки батареи сухой ветошью и вывернуть пробки из наливных отверстий;

вертикально опустить стек­лянную трубку в отверстие до упора в предохранительную сет­ку аккумуляторной батареи, за­жать пальцем верхнее отверстие трубки и вынуть ее из аккумуляторной батареи. Визуально по высоте столбика электролита в трубке оценить уровень электро­лита в аккумуляторной батарее. Разность уровней электролита в банках аккумуляторной батареи допускается не более 3 мм.

Определение степени заряженности аккумуляторной батареи по плотности электролита. Плотность электроли­та измеряют с помощью денсиметра или плотномера (рис. 2.18)

Рис. 2.18. Денсиметр для измерения плотности электролита: 1 — эбонитовая трубка; 2 — пробка; 3 — ареометр; 4 — резиновая груша; 5— стеклянная колба

в каждой банке аккумуляторной батареи. Величина разности плотностей в банках не должна превышать 0,02 г/см3.

Денсиметр состоит из стеклянной колбы 5 с эбонитовой труб­кой 1, резиновой груши 4 и ареометра 3. Шкала денсиметра имеет градуировку от 1,1 до 1,4 г/см3 с ценой деления 0,01 г/см3. Плотность электролита определяют по шкале всплывшего арео­метра 3, по верхнему мениску электролита в колбе 5 (при отсчете глаза должны находиться на уровне мениска).

При измерении с помощью плотномера плотность электроли­та определяют по всплывшему поплавку по наибольшей цифре. Например, если поплавки всплыли со значениями плотности 1,19; 1,21; 1,23 и 1,25, то плотность электролита составляет 1,25 г/см3.

Для измерения плотности грушу 4 сжимают рукой и, опустив трубку 7 в наливное отверстие, берут пробу электролита из ак­кумулятора батареи в прибор. Количество электролита должно быть достаточным для всплытия ареометра или поплавков. Од­новременно, используя технический термометр, измеряют тем­пературу электролита. Если температура отличается от 25 °С более чем на 5 °С, ее необходимо откорректировать согласно инструкции по эксплуатации аккумуляторных батарей.

По результатам проведенных измерений оценивают степень разряженности батареи с учетом климатических условий эксп­луатации трактора (табл. 2.13).

Определение степени заряженности аккумуляторной ба­тареи по ее напряжению. Если невозможно измерить плотность электролита денсиметром, то операцию следует выполнить ис­пользуя аккумуляторный пробник Э-107 или нагрузочную вилку ЛЭ-2 (рис. 2.19). Пробки аккумуляторов должны быть закрыты.

 

Таблица 2.13 Плотность электролита для различных климатических районов

 

Климат (средняя месяч­ная температура воздуха, °С, в январе)

Время года

Плотность электролита, приве­денная к 25 "С, г/см3

заря­женной батареи

при степени разряжен­ности батареи, %

Очень холодный (-50. ..-30)

Зима Лето

1,30 1,26

1,26 1,22

1,22 1,18

1,18 1Д4

1,14 1,10

Холодный (-30...- 15)

Круг­лый год

1,28

1,24

1,20

1,16

1,12

Умеренный (-15. ..-8)

1,26

1,22

1,18

1,14

1,10

Жаркий, сухой (- 10. ..+4)

1,23

1,18

1Д4

1,10

1,06

Теплый, влажный (0... + 4)

1,24

1,20

1,16

1,12

1,08

 


Окончание табл. 2.15

Марка стар­тера

Номиналь­ное напряже­ние, В

Номинальная мощность, кВт

Испытание при полном тор­можении

Напряжение на клеммах, В, не более

Потребляе­мый ток, А, не более

20.3708

6,5

30.3708

7,2

23.3708

0,7

31.3708

7,7

Проверка генератора. Техническое состояние генератора определяют с помощью переносного устройства КИ-11400 сле­дующим образом:

• проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводного ремня генератора;

• нанести мелом на торцевой поверхности шкива генератора контрольную метку шириной 15.„20 мм и подключить датчик тахометра к разъему прибора;

• подсоединить провод «+У» и «+» к клемме «В» («+») генера­тора, а провода «-V» и «-» к корпусу двигателя;

• установить рукоятку регулятора нагрузки прибора в положе­ние минимального тока; включить амперметр на предел измере­ния 50 А, вольтметр — на предел 25 В или 50 В (в зависимости
от номинального напряжения генератора) и тахометр;

• пустить двигатель, установить минимальную частоту враще­ния коленчатого вала и снять с аккумуляторной батареи мину­совую клемму;

• плавно увеличивая частоту вращения коленчатого вала и одновременно вращая рукоятку регулятора, установить требуе­мую величину силы тока нагрузки (табл. 2.16);

Таблица 2.16 Режимы проверки генератора и его параметры

Марка ге­нератора

Номиналь­ное напря­жение, В, не

менее

Номинальная час­тота вращения вала ротора, мин"1, не более

Испытание под нагрузкой

Ток на­грузки, А

Частота вра­щения вала ро­тора, мин"1, не более

12.3701

25,0

30,0

13.3701

12,5

23,5

15.3701

12,5

36,0

 

Марка ге­нератора

Номиналь­ное напря­жение, В, не менее

Испытание под нагрузкой

тота вращения

вала ротора, мин'1, не более

Ток на­грузки, А

Частота вра­щения вала ро­тора, мин"1, не более

17.3701

12,5

24,0

29.3701

12,5

32,0

38.12.3701

14,0

60,0

46.3701

12,5

36,0

54.3701

12,5

36,0

5702.3701

28,0

60,0

Г-250

12,5

28,0

Г-254

14,0

28,0

Г-266

14,0

40,0

Г-287

14,0

60,0

Г-288

28,0

30,0

Г-306

14,5

23,5

Г-309

14,0

36,0

• зафиксировать по показаниям прибора величину частоты вращения вала ротора и напряжение. Во время проведения опе­рации осветить датчиком тахометра с расстояния 20... 30 мм мет­ку на шкиве генератора;

• сравнить измеренные значения с допускаемыми (см. табл.
2.16). При несоответствии величин генератор подлежит ремонту.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.014 с.)