На эти две линии в отношении к петру и его реформам ука- йывает Е. Шмурло в кн. : петр великий в оценке современников и потомства. Спб. , 1912, вып. 1 (XVIII век), С. 37. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На эти две линии в отношении к петру и его реформам ука- йывает Е. Шмурло в кн. : петр великий в оценке современников и потомства. Спб. , 1912, вып. 1 (XVIII век), С. 37.

Поиск

тов, где была зафиксирована легенда о грядущем неминуемом исчезновении Петербурга, явилось собственноручное показание царевича Алексея во время следствия, данное им 8 февраля 1718 года. Говоря об обстоятельствах бегства за границу в сентябре 1716 года, царевич показал, что, выехав из Петербурга, он встретился под Либавой со своею теткой, царевной Марьей Алексеевной, возвращавшейся в Россию из Карлсбада. Царевич пересел в карету царевны Марьи; между ними завязад- ся разговор. Марья поведала Алексею о видении, посетившем будто бы его мать, бывшую царицу Авдотью Лопухину, заточенную к этому времени Петром в монастырь. По словам Марьи, Авдотье привиделось, будто Петр вернулся к ней, оставив дела по преобразованию, и они теперь будут вместе. И вот тут, в этом рассказе, содержалась фраза, которая и стала основой мифа и которой суждсна была долгая жизнь в литературе уже XIX—XX веков. «Еще же сказывала, — передавала Марья слова Авдотьи, — что Питсрбурх не устоит за нами: «Быть-де ему пушту; многие-де о сем говорят». Показания царевича впервые опубликованы в середине XIX века Н. Устряловым.1 Это был письменный, литературно зафиксированный источник мифа. Но происхождение самого мифа — фольклорное, народное. Царица Авдотья не оставалась нейтральным лицом в истории борьбы Петра за власть и проведение им в жизнь своих реформ. Она входила в состав оппозиции, и именно поэтому ее фраза приобрела такое значение. Фраза о запустении была впоследствии (уже в письменном бытовании) обработана и приобрела канонический вид: «Петербургу быть пусту».

В обработанном виде разговор царевича с царевной Марьей приведен и в «Истории России» С. М. Соловьева, который обильно использовал документы, обнародованные Устряловым. Но если последний лишь публиковал их, без всякой интерпретации, то С. М. Соловьев создавал на их основе свою концепцию Петра и смысла егс реформ, в которой господствующей была апологетическая нота.

Мысль о неминуемом исчезновении города держалась в народе долго. Уже в конце XVIII века на площади перед Зимним дворцом был схвачен крестьянин, который



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.103.72 (0.011 с.)