Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
На эти две линии в отношении к петру и его реформам ука- йывает Е. Шмурло в кн. : петр великий в оценке современников и потомства. Спб. , 1912, вып. 1 (XVIII век), С. 37.
Содержание книги
- О Русской литературе конца XIX- начала XX века
- На эти две линии в отношении к петру и его реформам ука- йывает Е. Шмурло в кн. : петр великий в оценке современников и потомства. Спб. , 1912, вып. 1 (XVIII век), С. 37.
- См. : устрялов Н. История царствования петра великого спб. , 1859, Т. 6, С. 457.
- Приятный брег! Любезная страна!
- О! прежде дебрь, се коль населена!
- Что ж бы тогда, как пройдет уж сто лет?
- Л итературно-художсствеішые альманахи издательства «шиповник». Спб. , 1910, кн. 13, С. 287—288.
- См. Сб. : судьбы русского реализма начала XX века. Л. , 1972, С. 153.
- Здесь и далее роман белого «петербург» цитируется гто первому отдельному изданию (спб. , 1916), переизданному в 1981 году в серии «литературные памятники».
- Блок А. Собр! соч., т. 5, с. 496 (многоточие принадлежит Блоку).
- Достоевский переносит здесь в роман собственные впечатления
- Лесков Н. С. Собр. соч. в II-ти тт. М., 1957, т. 3, с. 466
- s Мордовцев Д. Л. Идеалисты и реалисты. Исторический
- Куда ты скачешь, гордый конь,. И где опустишь ты копыта. . О, мощный властелин судьбы. . Не так ли ты Над самой бездной на высоте уздой железной россию поднял на дыбы.
- И внезапно — в эту бурю, в этот адский шепот,
- Над темной равниной взмутившихся волн;
- Над крышей вздыбился воздушный копь.
- Анненский в стихотворении «Петербург» прямо пишет о «сознанье проклятой ошибки», которое испытывают люди XX века, говоря о петровских реформах.
- Янсон Ю. Э. Сравнительная статистика России и западноевропейских государств. СПб., 1878, т. 1, с, 1—3.
- Ключевский В. О. Соч. в 8-ми тт. М., 1958, т. 4, с. 221.
- Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М. , 1968, С. 392.
- Немецкое написание имени Витте — Witte (по названию начальной буквы А. Белый и создает имя своего персонажа).
- Соловьев В. С. Собр. соч, СПб., б/г, т. 6, с. 134, 136.
- Впоследствии, в 20-х годах, Мережковский эмигрировал и занял крайне антисоветскую позицию.
- Да. . . Пусть бессилен Я. Пускай во мраке глухо замрет мой вопль, — как раб, не сдамся я судьбе.
- Стальных машин, где дышит интеграл,
- См. Рукопись поэмы в архиве Блока (ирли, Ф. 654, ON. 1, ед. Хр. 139).
- И мглою бед неотразимых грядущий день заволокло.
- Востока страшная заря В те годы чуть еще алела..,
- О Русь! В предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята;
- См.: Белый А. Петербург, с. 513.
- Белый А. Между двух революций. Л., 1934, с. 94.
- См. Главу 2, подглавка «бегство»: «над заснувшим под своей косматой шапкой гренадером недоуменно выкинул конь два передних копыта. . . Упадая от шапки, о штык ударилась бляха».
- Белый А. Петербург, с. 613—614.
- Иванов вяч. Вдохновение ужаса. — в его кн. : родное и вселенское. Статьи. М. , 1918, С. 92.
- Рассказ «чистый понедельник». В системе творчества И. Бунина эмигрантского периода
- На это же указал в своих примечаниях О. Михайлов (см. :9, 569—570).
- Ленин В. И. Поли. Собр. Соч. , т. 20, С. 102.
- Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971, с. 243.
- Иофьев М. Профили искусства, с. 313.
- К а т а е в В. Святой колодец. Трава забвенья. М., 1969, с. 214, 338
- См. : волков А. Проза ивана Бунина. М. , 1969, С. 358.
- Цит. По кн. : максимов Д. Поэзия и проза ал. Блока. Л. , 1975, С. 500—501.
- Боровский В. Литературная критика. М., 1971, с. 64.
- Цит. По кн. : редскср X. Отражение и действие. М. , 1971, С. 63.
тов, где была зафиксирована легенда о грядущем неминуемом исчезновении Петербурга, явилось собственноручное показание царевича Алексея во время следствия, данное им 8 февраля 1718 года. Говоря об обстоятельствах бегства за границу в сентябре 1716 года, царевич показал, что, выехав из Петербурга, он встретился под Либавой со своею теткой, царевной Марьей Алексеевной, возвращавшейся в Россию из Карлсбада. Царевич пересел в карету царевны Марьи; между ними завязад- ся разговор. Марья поведала Алексею о видении, посетившем будто бы его мать, бывшую царицу Авдотью Лопухину, заточенную к этому времени Петром в монастырь. По словам Марьи, Авдотье привиделось, будто Петр вернулся к ней, оставив дела по преобразованию, и они теперь будут вместе. И вот тут, в этом рассказе, содержалась фраза, которая и стала основой мифа и которой суждсна была долгая жизнь в литературе уже XIX—XX веков. «Еще же сказывала, — передавала Марья слова Авдотьи, — что Питсрбурх не устоит за нами: «Быть-де ему пушту; многие-де о сем говорят». Показания царевича впервые опубликованы в середине XIX века Н. Устряловым.1 Это был письменный, литературно зафиксированный источник мифа. Но происхождение самого мифа — фольклорное, народное. Царица Авдотья не оставалась нейтральным лицом в истории борьбы Петра за власть и проведение им в жизнь своих реформ. Она входила в состав оппозиции, и именно поэтому ее фраза приобрела такое значение. Фраза о запустении была впоследствии (уже в письменном бытовании) обработана и приобрела канонический вид: «Петербургу быть пусту».
В обработанном виде разговор царевича с царевной Марьей приведен и в «Истории России» С. М. Соловьева, который обильно использовал документы, обнародованные Устряловым. Но если последний лишь публиковал их, без всякой интерпретации, то С. М. Соловьев создавал на их основе свою концепцию Петра и смысла егс реформ, в которой господствующей была апологетическая нота.
Мысль о неминуемом исчезновении города держалась в народе долго. Уже в конце XVIII века на площади перед Зимним дворцом был схвачен крестьянин, который
|