См. Сб. : судьбы русского реализма начала XX века. Л. , 1972, С. 153. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См. Сб. : судьбы русского реализма начала XX века. Л. , 1972, С. 153.

Поиск

г*.

затронули народной жизни, где по-прежнему господствует темнота, невежество, жестокость. Герой А. Реми· зова, как и пушкинский Евгений, непосредственно обращается к Медному всаднику, что и делает его повесть показательным явлением в ряду других произведений на ту же тему.

Эпизод встречи Евгения с Медным всадником будет повторен и в романе Белого «Петербург». Герой Белого, Николаи Аблеухов, как и Евгений из «Медного всадника», попадает на Сенатскую площадь в ответственный, поворотный момент своей судьбы. «Изредка проходила черная тень полицейского; площадь пустела; справа поднимали свои этажи Сенат и Синод. Высилась и скала. .. зыбкая полутень покрывала Всадниково лицо; и металл лица двусмысленно улыбался».1 В поэме Пушкина Евгению кажется, что «грозного царя... лицо тихонько обращалось». Одна и та же деталь.

Словно завороженный, смотрит Аблеухов на памятник. Он слышит странные слова: «Да, да, да... Это — я... Я гублю без возврата». Ему чудится в этих словах роковое предзнаменование, касающееся его будущего. И он, совсем как Евгений, «с хохотом побежал от Медного всадника».

Петербург в романе Белого — роковой, мистический город, губительно действующий на человека. В лирическом отступлении Белый пишет: «Петербург, Петербург! Осаждаясь туманом, и меня ты преследовал праздною мозговою игрой: ты — мучитель жестокосердый; но ты — непокойный призрак: ты, бывало, года на меня нападал; бегал и я на твоих ужасных проспектах, чтоб с разбега влететь вот на этот блистающий мост...

О, большой, электричеством блещущий мост! О, зеленые, кишащие бациллами воды! Помшо я одно роковое мгновенье: чрез твои сырые перила сентябрьскою ночью я перегнулся; и миг: тело мое пролетело б в туманы».

Белый излагает в романе свой взгляд на историю России, которая представляется ему бесконечным вращением по замкнутому кругу одних и тех же видоизменений, повторением некогда бывшего. Эта мнимая повторяемость, принимаемая им за действительность, страшит его, потому что он не видит из нее исхода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.121.132 (0.011 с.)