Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Различия между богами хтоническими и богами вседержителями

Поиск

 

В свете сказанного представляется некорректной позиция, согласно которой различие между монотеизмом и политеизмом проводится исключительно исходя из количества богов: монотеизм - это один Бог, а политеизм - это много богов. Наверное, это не самое важное отличие между ними. Как совершенно справедливо отмечает известный французский философ Жан-Люк Нанси, монотеизм определяется не количеством богов, и не столько тем, что на место многих богов был поставлен один. В политеизме «множественность богов соответствует их эффективному присутствию (в природе, образе, одержимом духе)», что формирует «отношения силы, угрозы или помощи, которые религия организует через комплекс своих мифов и обрядов». Монотеизм же, основываясь на принципе единичности Бога, рассматривает его в модусе отсутствия, тем самым разрушая теизм: «то есть присутствие силы, которая объединяет мир и обеспечивает его смысл». Таким образом, если исходить из принятых им терминов присутствия и отсутствия, то получается, что в строгом монотеизме присутствие бога действительно только для мира сакрального, потустороннего; в этом же мире дается лишь присутствие «идола», отказ от которого, несомненно, является важнейшим генерирующим мотивом всей авраамической традиции. А это уже само по себе разрушает всю традиционную конструкцию монотеизма.

 

Поэтому, как он утверждает, последовательный монотеизм является, в сущности, атеизмом. В итоге предстает абсолютно проблематичным само существование слова «бог» - монотеизм делает его ничего не значащим - а главное, отбирает у него силу что-либо гарантировать. Христианская гарантия может иметь место только ценой категории, полностью противоположной категории религиозного верования: категория «веры», которая является верностью отсутствию и ее уверенностью в отсутствии любой гарантии. В этом смысле атеист, который решительно отказывается от любой искупительной надежды, парадоксальным или странным образом ближе к вере, чем «верующий». Но это также означает, что атеизм, который ныне структурирует Запад, который присущ его способу знания и существования, сам является реализованным христианством.

 

Действительное отличие монотеизма и политеизма связано не столько с количеством Богов, сколько с их, если можно так выразиться, статусом и состоянием. Множественность богов способствует их эффективному присутствию во всех структурах мироздания и эффективной организации человеческого опыта, которые религия реализует через фольклорное мифотворчество и ритуалы. Так же сам образ божества в хтонических конфессиях кажется куда более антропоморфным в сравнении с Триединым или Аллахом: Дабы обрести сверхъестественные силы, Один, жертвуя глазом, испил из источника мудрости. Подобное самопожертвование во имя знания — не редкость для Одина. В частности, чтобы постичь силу рун, он, принеся самого себя в жертву, девять суток провисел на стволе Мирового Древа, Иггдрасиля, прибитый к нему своим же копьём Гунгниром. В это и состоит коренная несхожесть между характером бога в язычестве и авраамизме - скандинавские асы существуют в симбиозе с людьми, ходят среди них в образе старца, ворона, лани. Эти существа не менее уязвимы, чем их паства. Они смертны, так же как и люди обречены на жертвы во имя просветления, власти и силы. И, что есть суть политеистического представления о мире, даже боги подчинены общему провиденциальному Року, общим законам Вселенной и вместе со смертными являются частью единого целого.

 

Единичность Бога, напротив, означает уход этого Бога из реального бытия людей в сферы небесного, сверхъестественного. Этот Бог, несмотря на кажущаюся человечность, отдален от земной жизни настолько же, насколько мы сами отдалены от забот муравьев. Он, бессмертный, жестокий и всемогущий, повелевает Бытием как таковым. Нет выше его под солнцем и не существует силы, способной сравниться с его несравненностью. Его “попытки приобщиться” к чувственным переживаниям людей: Жертва Христа, “Правосудие” Иегова над Египтом, Садом и Гоморра, царь Соломон, жена Лота, превращенная в соляной столп - выглядят тщетными истериками трансчеловека по Ницше, лишенного бремени эмоционального интеллекта, ведь само понимание человечности искажено его более совершенной природой. Становится также очевидным, что политеизму вообще незнаком атеизм как форма отрицания Бога.(Божество как продолжение человеческого существования в форме неразрывной связи первого со вторым и второго с первым.) Можно сказать, что до монотеизма атеизма не существовало. Атеизм - это крайняя форма монотеизма, когда вообще отрицается поклонение чему-либо.

 

Ныне также популярна современная установка, согласно которой главное различие между монотеизмом и политеизмом заключается прежде всего в признании в качестве истинной какой-то одной религиозной парадигмы. Может быть, в историческом плане эта позиция была оправданной, но в современных условиях мультикультурализма такая установка не укладывается в метрику цивилизационного, культурного и духовного плюрализма. Ведь сегодня одним из самых модных религиоведческих терминов, раскрывающим современную духовную ситуацию, а также стратегию взаимодействия различных религиозных конфессий в многополярном мире, является понятие инклюзивности. Оно означает способность того или иного духовного образования включать в орбиту своего содержания иные культурные эпифеномены, а не противопоставлять себя другим, преодолевая таким образом, всеобщее социальное отчуждение и самоизоляцию.

 

Получается, что вся современная религия, исключая некоторые одиозные секты, в своей глубинной основе инклюзивна. Об этой самой инклюзивности хорошо говорит в ряде своих публикаций академик РАН, доктор философских наук, Директор института философии РАН А.В. Смирнов: условием истинности твоего вероисповедания является непременное признание ценности любого другого вероисповедания. Твое вероисповедание не истинно, если ты не признаешь истинность любого другого вероисповедания [11; 12, с. 50]. Эта инклюзивность подтверждается даже терминологически, совпадением этимологических смыслов основных религиозных понятий. Известно, что слово Аллах имеет древнеарамейские и древнесемитские корни и производно от «Иллях», а также от «Элоах», что в дословном переводе означает «Всесильный». Даже русское слово Бог, скорее всего, произошло от более древнего санскритского слова «Бхага», что переводится как «дающий блага». Не это ли пример инкорпорирования традиций фетишизма, анимизма и других в современные религии?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.103 (0.009 с.)