Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.История возникновения первых божеств

Поиск

Всякая религия превращается в догматическую систему только тогда, когда завершается процесс формирования идеи собственного бога (или пантеона богов в политеизме) и от имени этого бога(ов) санкционируется и регламентируется вся система его(их) вероучения и культа. Наиболее развитые конфессии имеют главный источник вероучения – священное писание.

Религия представляет собой в данном контексте генезиса идеи о сверхъестественном и как основной результат этого генезиса – бог становится ее центральной фигурой, наделенной беспредельными сверхъестественными качествами и свойствами, всесовершенной личностью, создавшей мир и управляющей им в соответствии с собственной волей. При рассмотрении религии в рамках исторического процесса наглядно обнаруживается ее подверженность и зависимость от уровня социально-экономического развития отдельных регионов и народов, от неравномерности этого развития и соответствие религиозных идей и представлений их социальной организации. И вследствие этого даже в современном мире мы обнаруживаем весь спектр различных исторических типов и переходных форм религии: от примитивных локальных ранних форм, где еще вовсе отсутствует какое-либо представление о боге, и до развитых монотеистических мировых религий с окончательно сформировавшимся религиозным комплексом и сотнями миллионов последователей.

Но как же зародились первые демиурги? Отчетливые представления о богах возникают в эпоху неолита (VI–II тыс. до н.э.). Этот период истории человечества ознаменован переходом челов. сообществ к оседлому образу жизни и вызванным этим развитием земледелия и скотоводства, изобретением керамики, совершенствованием орудий труда, появлением ткачества и т.д. Этими успехами, особенно переходом к формуле городского сосуществования, и было обусловлено и более высокое развитие религиозной мысли. Первые 3–4 тысячи лет этой эпохи характеризуются руководящей ролью женщины – матриархат. Этот фактор обусловил то обстоятельство, что первые божества выступают в образе женщины(Культ Богини-Матери). Однако остаются до конца невыясненными роль и место этих богинь в системе религиозных представлений.

Между тем, на наш взгляд, несомненное главенство женщины в матриархате, где сформировалась первая в истории устойчивая организация людей и началось интенсивное формирование религиозных представлений, не могло не отразиться решительным образом на формировании ее культа. Доказательством тому является и то обстоятельство, что, хотя в древнем мире мужчина уже “узурпировал” власть в обществе и семье, женщина не только пользуется значительным авторитетом и уважением, нежели в последующие (скажем, в христианскую и мусульманскую) эпохи, но и даже в пантеонах рабовладельческих Греции и Рима и других государств обнаруживается паритетное соотношение богов и богинь. Греческая мифология показывает пышность культа женщины – богини в древности. Следует отметить также, что у всех первобытных народов широко распространено глубокое убеждение в том, что женщина обладает непостижимой и непреодолимой силой очарования.

 

В наиболее ясно и определенно выраженной форме образы богов и их формирование и становление можно проследить на примере полинезийских и новозеландских народов, здесь обнаруживаем обожествление духа умершего вождя и создание его культа посредством строительства величественных культовых сооружений – святилищ со жрецами, нечто подобное культу египетских фараонов, материализованных в гигантских пирамидах. Нам не удалось обнаружить у них ни одной черты или признака, который отсутствовал бы у человека или обитаемых в данном регионе отдельных животных. И как бы современные богословы не старались абстрагировать образ бога, затенить антропоморфное его восприятие, все оказывается тщетным. Как только бог лишится антропоморфных черт, он станет невоспринимаемым, что равносильно его исчезновению. Любой, как материальный, так и идеальный объект доступен человеку как образно воспринимаемый объект. Следует отметить, что полинезийские космогонические представления о происхождении богов и мира во многих чертах перекликаются с древнегреческими и шумеро-аккадскими (представление о первоначальном хаосе, пустоте, отделении света от тьмы, неба от земли, образование супружеской пары богов неба и земли, которые породили других богов и т.д.). Аналогичные представления мы обнаруживаем во многих других религиях.

 

Несомненно, возникшие в глубокой древности как фантастическое отражение чуждой и непонятной человеку окружающей действительности первобытные примитивные религиозные представления претерпевали в процессе своего развития глубокие качественные изменения. Здесь процессы племенной, затем этнической консолидации влекли за собой и централизацию и в сфере религиозных идей и представлений. В развитии анимизма, фетишизма и тотемизма мы обнаруживаем аналогичный процессу развития идеи бога процесс централизации и вытеснения менее значимых и слабых объектов и идей. Например, относительно фетишизма – становление Каабы и «черного камня» главными святыми объектами арабов и в особенности ислама среди массы других подобных объектов, на наш взгляд, есть не что иное, как результат развития фетишизма. В тотемизме этот процесс наглядно обнаруживается в стремлении и попытках первобытной религиозной мысли концентрировать качества и свойства различных тотемов в одном реальном или фантастическом существе. Однако с течением времени зооморфные черты богов вытесняются антропоморфными, что было, очевидно, обусловлено стремлением человека к самоутверждению и господству, подобно самому богу, над природой и человеком. Анимизм также превратился в неотъемлемый атрибут всех последующих религий, в особенности в неотъемлемое и важное качество самого бога. Но означенные первобытные религии, достигнув апогея своего развития, прекращают свое самостоятельное, независимое существование, растворившись в качестве неотъемлемых признаков последующих, более развитых религиозных систем и их центральных объектов(т.е. были инкорпорированы, а не уничтожены). Несомненно, всякое хтоническое божество, олицетворявшее то или иное явление природы, а затем и Единый Творец в авраамических исламе и христианстве, как сформировавшаяся идея есть абстрагированный, персонифицированный человек со всеми телесными атрибутами, органами чувств, образом действий и мышления. Во всех этих качествах и проявлениях он аналогичен человеку, с той лишь разницей, что возможности бога, в отличие от человека, не ограничены какими-либо рамками или пределами возможностей. По сути дела обожествление фараонов, царей, императоров, отдельных незаурядных личностей (жрецов, ученых, древних философов и т.д.) представляет собой новую качественную ступень в формировании идеи бога. Этот процесс трансформации образа человека в образ бога восходит к тому раннему периоду истории, когда люди и боги рассматривались существами во многом одного и того же порядка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.46 (0.006 с.)