Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Безнадзорность как социальное явлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Е.Н. Катышева Сочинский государственный университет туризма и курортного дела Научный руководитель – Ю.С. Тюнников, д.п.н., проф., зав.каф. ОиПП СГУТиКД Наука как особая форма знания нуждается и в особом научном строгом языке. Между тем даже в научной педагогической литературе многие термины трактуются неоднозначно [11, с. 53]. Когда же исследователям приходится работать с понятиями, являющимися одновременно категориями нескольких наук, то вопрос неоднозначности их толкования приобретает особую остроту. Проблему отклоняющегося поведения рассматривают многие науки, в первую очередь это педагогика, психология, юриспруденция, медицина, социология, философия. В данной работе мы рассмотрим понятия «отклоняющееся поведение» («девиантное поведение»), а также такие его виды как противоправное, преступное, криминальное, деликвентное, антисоциальное, асоциальное, аморальное и аморально-безнравственное поведение. Начнем с отклоняющегося поведения: Под отклоняющимся (девиантным) поведением в педагогике и психологии понимается система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам и ролевым предназначениям [14, с. 267]; в социальной психологии – отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия и поступки людей или групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом [12, с. 58]; в социологии – исторически возникшее социальное явление, выражающееся в относительно распространенных, массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся нормам [13, с. 243]; в философии – поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила [16, с. 469]. Таким образом, представленное понятие употребляется в двух значениях: поведенческие науки (педагогика, психология) рассматривают отклоняющееся поведение как индивидуальный акт, социология и социальная психология – как элемент социального бытия. Определения, используемые в различных отраслях знаний, по сути, не сильно отличаются друг от друга, имеющиеся отличия связаны с ракурсом рассмотрения отклоняющегося поведения: в криминологии оно определяется с точки зрения причин совершенного преступления, в социологии – в контексте действия социальных законов, в психологии – с уточнением психологических механизмов, включая личностный смысл и т.д. Теперь перейдем к определениям понятий видов отклоняющегося поведения. Асоциальное поведение рассматривается как одна из частей отклоняющегося поведения, либо в контексте с ним, либо как синонимические понятия [7, с. 14]: Отклоняющееся = асоциальное Отклоняющееся = асоциальное + другие виды отклоняющегося
Ж. Годфруа [6, с. 151] определяет асоциальное поведение как неспособность устанавливать прочные социальные связи, нежелание придерживаться принятых норм, малая лояльность по отношению к другим, несклонность соблюдать свои обязанности перед ними и, наконец, отсутствие чувтва вины даже за свои самые неблаговидные поступки: Асоциальное ≈ безнравственное ≈ аморальное
И.В. Боев и О.А. Ахвердова рассматривают деликвентное поведение как промежуточный этап между нормой и криминальным поведением [1, 2, 3]. Н.В. Бондаренко [4, с. 34] указывает на условное отличие деликвентного поведения от криминального: с точки зрения наказуемости. В случае если поведение влечет за собой уголовную ответственность, оно считается криминальным; если же поведение ненаказуемо по уголовному кодексу (проступки и правонарушения) или же лицо, осуществляющее такого рода поведение, не достигло возраста, с которого наступает уголовная ответственность – поведение считается деликвентным. Т.е. по сути, действия-то одни и те же, меняются лишь вытекающие из них последствия: Деликвентное ≠ криминальное
А.Е. Личко относит к деликвентному поведению мелкие антиобщественные действия, не влекущие за собой уголовной ответственности [10, с. 160]: Деликвентное = антисоциальное
Е.В. Змановская считает, что криминальное поведение является утрированной формой деликвентного поведения [8, с. 97]. Понятия «противоправное» и «деликвентное поведение» в психологической литературе используются как синонимы, под ними понимаются «действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях» [4, с. 40]. Из этого определения следует, что к указанным двум понятиям присоединяется еще и третий синоним – «криминальное поведение»: Деликвентное = противоправное = криминальное
В.В. Ковалев указывает, что деликвентное поведение является преступным [9]. Он приравнивает деликвентое (антисоциальное) поведение к криминальному (преступному): антисоциальное поведение – это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей, оно включает в себя действия или бездействия, запрещенные законодательством: Деликвентное = криминальное = антисоциальное = преступное
Еще интереснее дело обстоит с попытками классификации видов отклоняющегося поведения, понятия которых трактуются неоднозначно: Ц.П. Короленко и Т.А. Донских [цит. по 5, с. 65] рассматривают противоправное, асоциальное и аморально-безнравственное поведение в качестве форм антисоциального поведения: Антисоциальное = противоправное + асоциалтьное + аморально-безнравственное
Е.В. Змановская [8, с. 33] выделяет антисоциальное (деликвентное) и асоциальное (аморальное) поведение в качестве обособленных групп отклоняющегося поведения: Отклоняющееся = антисоциальное (деликвентное) + асоциальное (аморальное)
Я.И. Глинский, В.Т. Кондрашенко, П.И. Сидоров, не относят криминальное поведение к видам отклоняющегося [17, с. 28]: Отклоняющееся ≠ криминальное
Если попытаться сопоставить все приведенные выше формулы, то получится абсурд, не укладывающийся в известные математические законы. А ведь известно, что наука является наукой настолько, насколько в ней математики. Неоднозначность трактовки понятий осложняет также и попытки приведения различных классификаций к общему знаменателю, объединения их в единую типологию отклоняющегося поведения. По меткому выражению Оскара Уайльда «определить – значит ограничить» [15, с. 211]. На наш взгляд категориально-понятийный аппарат педагогики нуждается в разумных ограничениях. Ибо при нынешнем положении дел приходится тратить немало сил и времени на отслеживание того, какой именно смысл вкладывает тот или иной исследователь в искомое понятие (особенно когда количество различных взглядов на трактовку понятия исчисляется не единицами, а десятками и доходит порой до сотни), прежде чем перейти непосредственно к процессу приращения нового научного знания. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ Основные понятия Безнадзорность - социальное явление, характеризующееся отсутствием надлежащего контроля за поведением и образом жизни несовершеннолетних, способствующим совершению ими правонарушений; Безнадзорный - лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей, усыновителей, опекунов или попечителей или вследствие самовольного ухода его из дома или детского интернатного учреждения; Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства; Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или иные антиобщественные действия; Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых и иных мер, которые направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, совершению несовершеннолетними правонарушений или иных антиобщественных действий, и осуществляются в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении; Из опроса детей, находящихся в учреждениях временного содержания: 45,3% подвергались оскорблениям со стороны взрослых дома, у 35,9% опрошенных родители лишены родительских прав, 48,6% курят, 58,6% употребляют спиртные напитки, у 36% родители пьют запоями, у 45% родители пьют почти каждый день, 37,9% имели знакомых, ранее судимых. 41% подростков с трудом учились в школе, 38,2% часто прогуливали уроки, 32,2% часто не выполняли домашних заданий, 14,35% мешали учителю и одноклассникам на уроке, 12% задирали, дразнили, дрались с одноклассниками. 58,2% — мальчики. Понятие детской и подростковой безнадзорности Под детской безнадзорностью понимается «отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц. Безнадзорность выражается в отчуждении самих детей от семьи, детского коллектива и одновременно — в безразличии родителей, воспитателей к детям». Федеральный закон РФ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к категории безнадзорных относит таких детей, «контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». Таким образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к «группе риска»: 1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики; 2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы обстоятельств; 3) дети из неблагополучных, асоциальных семей; 4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; 5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Н. Н. Верцинская относит таких детей к категории «избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное. Причины детской и подростковой безнадзорности Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых: – рост числа асоциальных семей; – безработные родители; – беженцы и вынужденные переселенцы; – нестабильные браки (разводы); – низкий уровень благосостояния семьи; – негативный опыт отношений с родителями; – неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; – наличие у части учащихся негативного учебного опыта. В исследованиях, проведенных учеными в 2001 году, причины, способствующие росту беспризорности и безнадзорности, классифицированы следующим образом: – социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.); – социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.); – психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.). Какими бы причинами ни было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненую ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Ряды беспризорных детей пополняются за счет трех основных категорий: - дети, потерявшие семью и родителей из-за их смерти, лишения родительских прав; - дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями; - беглецы из дома, семьи, детского интернатного учреждения. Проблемы детской и подростковой безнадзорности Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса. Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих в стране социально-экономических преобразований. В научной литературе эти проблемы классифицируются следующим образом: – проблемы свободы выбора и социального творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.; – проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка; – проблемы социальной интеграции или дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др. Эффективное решение данных проблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики. Однако, по мнению М. С. Мартыновой, к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно. Негативную роль в решении перечисленных проблем играет ведомственная разобщенность. Сегодня можно говорить о том, что система социального воспитания несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою «социально-педагогическую нишу», свою роль в социальном воспитании, которую М. А. Галагузова определяет как «педагогически ориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь». Организационно система социально-педагогического сопровождения является ведомственной и подчиняется муниципальному органу управления образованием. Однако в целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные и муниципальные структуры. Важным фактором является открытость системы социально-педагогической поддержки безнадзорного ребенка, которая означает работу различных типов и видов учреждений по специальным программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики проблем детства, в том числе и безнадзорности, что обеспечит ориентацию на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укрепление благоприятных для развития ребенка условий. Роль семьи в социальном воспитании Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения: – нестабильный брак или родители в разводе; – деструктивные взаимные отношения между членами семьи, – низкий уровень благосостояния; – наличие в семье безработных; – наличие в семье членов с асоциальным поведением; – частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения. Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители — первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, —ребенок никогда не станет безнадзорным.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.011 с.) |