Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности координационных способностей глухих детей



Практически у всех детей с потерей слуха и речи существуют проблемы формирования двигательной функции, это проявляется в сенсомоторных нарушениях, снижении основных двигательных функций. У таких детей наиболее уязвима тонкая моторика и четко прослеживается снижение и нарушение координационных способностей.

Для лиц с ограниченными возможностями и инвалидов движение – не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития всех зон коры больших полушарий мозга, координации межцентральных связей, формирования двигательных взаимодействий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом развитии.

Управление движениями, также как и совершенствование их структуры, основано на поступающей в системы управления информации о выполняемых движениях и их эффективности. Многообразная информация о состоянии самого двигательного аппарата поступает от его собственных рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах. Она дополняется сигналами, поступающими от рецепторов кожи, органов слуха, зрения, вестибулярного аппарата. Данная информация содержит сведения не только о взаимных перемещениях частей тела, но и о его взаимодействии с внешней средой – о направлении и быстроте его перемещений в окружающем пространстве, о действиях с предметами.

Выключение слуха из системы сенсоров не представляет собой изолированного «выпадения» анализаторов, а нарушает весь ход развития данной категории подростков.

На взаимосвязь двигательного и слухового анализатора указывал Н.А.Берштейн. Он считал, что движения корректируются не только зрением, но и слухом. Работы Б.Г.Ананьева убедительно подтверждают, что слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений.

Педагогические наблюдения и исследования доказывают эти данные и отмечают следующее своеобразие двигательной деятельности глухих:

■ Недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется при овладении двигательными навыками;

■ Относительная медлительность овладения двигательными навыками;

■ Трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;

■ Относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;

■ Замедленная по сравнению со слышащими скорость отдельных движений и всего темпа деятельности в целом.

Глухота вызывает трудности сохранения равновесия и развитие пространственной ориентировки.

Врожденные или ранние нарушения функций слухового и отчасти вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих.

Исследования М.Ф.Заседателева с глухими детьми старшего возраста показали, что при ходьбе с открытыми глазами они держатся также как и слышащие. Однако при ходьбе с закрытыми глазами между глухими и слышащими была обнаружена заметная разница. Расстройства равновесия при отсутствии зрительного контроля отмечаются у 45,7% глухих.

Исследователи отмечали особенности двигательной деятельности глухих, которые зависят от потери слуха, недостаточности речевой деятельности уменьшения объема информации из-за поражения слуха, от состояния и развития двигательного анализатора, а также от степени функциональной активности вестибулярного анализатора.

Потеря слуха оказывает значительное влияние на функционирование двигательного анализатора. Это проявляется в низком уровне подвижности нервных процессов по сравнению со слышащими сверстниками. У детей с потерей слуха в покое и после физической нагрузки наблюдается более низкая о сравнению со слышащими максимальная частота движений, меньшая точность движений и менее эффективная сенсомоторная координация.

Снижение статической выносливости у глухих школьников В.А.Рябичев объясняет дефектом вестибулярного аппарата.

Обнаружено, что у глухих со снижением функции вестибулярного анализатора кумулятивные действия угловых и кориолисовых ускорений не вызывает синдрома укачивания, нистагма иллюзионных ощущений. Исследованиями установлено, что у лиц со сниженной функцией вестибулярного анализатора не развивается синдром укачивания.

Исследования реакции глухих на вращение, наклоны и толчок, при которых оценка проводилась по вольтажной характеристике мышц плеча и голени, показали, что у глухих с пониженной функцией лабиринта в ответ на угловые ускорения в горизонтальной плоскости электрическая активность мышц выражена мало. При наклоне из вертикального и горизонтального положений вперед и назад у глухих реакция проявлялась, по видимому, благодаря раздражению проприорецепторов.

По данным исследователей у глухих 7-13 лет величины сагиттального размера пространственного поля устойчивости и коэффициента использования площади не превышали 70-74% тех же показателей слышащих. С возрастом эти различия между глухими и слышащими сокращаются. Глухие в показателях динамического равновесия отстают от слышащих сверстников во всех возрастных группах. Наибольшие различия до 89% отмечались в младшем и среднем школьном возрасте.

Координационная трудность у глухих и слышащих неодинакова. Разница в затратах времени прохождения всей линии координометра. Слышащие проходят за 18,6 секунд, а глухие за 26,2 секунды.

Таким образом, потеря слуха снижает уровень развития двигательного анализатора, и появляются нарушения в координации, в точности восприятия движения, в динамическом и статическом равновесии.

Потеря равновесия возникает из-за влияния глухоты на состояние вестибулярных ядер, их возбудимости и адоптации к раздражающим факторам. Отсюда, уровень развития координационных возможностей, в частности удержание равновесия, вестибулярная устойчивость и способность к дифференцированию параметров движений – низкий.

Заключение

 Изучив и проанализировав литературу по вопросу влияния занятий горными лыжами на уровень координационных способностей на детей в процессе занятий горными лыжами, я пришел к выводу, что развитие и совершенствование координации является одним из основных физических качеств, которое является базой повышения эффективности прохождения дистанции в горнолыжном спорте, а значит и улучшения результатов.

Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей у детей-горнолыжников будет способствовать более качественному овладению двигательными действиями; поможет успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении техническими навыками.

Список литературы

1. Атоманюк С.Д. Воспитание координационных способностей детей//Адаптивная физическая культура.-2001.-№3-С.22-23.

2. Байкина Н.Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков//Адаптивная физическая культура.-2002.-№4-С.14-19.

3. Детская спортивная медицина /Под ред. С.Б.Тихвинского. М.:Медицина,1980,-440 с.

4. Евсеев СП. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. Т. 1, 2. - М., 2005.

5. Книга учителя физической культуры /Под ред. В.С.Каюрова. М.: ФиС,1973.-333с.

6. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте //Теория и практика физической культуры.-1995.-№11.-С.16-23.

7. Лях В.И. Критерии определения координационных способностей//Теория и практика физической культуры.-1991.-№1.-С.17-20.

8. Лях В.И. Развитие координационных способностей школьников от 7 до 17 лет в процессе физического воспитания: Сб. науч. тр. Свердловск,1986.-С.114-130.

9. Сборник научных статей/Под ред. С.Г.Куртова.Омск: 1996.-104с.

10. Темкин Я.С.Профессиональные болезни и травмы уха.М.:1968.-210с.

11. Теория и методика физического воспитания/Под ред.Б.А.Ашмарина. М.:Просвещение,1990.-287с.

12. Травин Ю.Г. О развитии двигательных качеств у школьников//Физическая культура в школе.-1981.-№4.-С.9-15.

13. Чавычанов А.А. Изменение двигательной функции при вестибулярных нагрузках//Физиологические основы управления движениями.М. 1997,С.43-53.

14. Типовая учебно-тренировочная программа подготовки спортсменов-паралимпиицев в горнолыжном спорте / авт.- сост. Н. А. Сладкова, С. В. Полекаренко, Р. А. Толмачев ; Паралимпийский комитет России. - М. : Советский спорт, 2011.-85 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.229 (0.007 с.)