Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы координационных способностей
2. Теоретические основы координационных способностей у детей с нарушением слуха 2.1. Понятие координационных способностей Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию. В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. Coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок). В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие- то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический). Еще в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и авторитетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы». Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных. Координационные способности характеризуют три основных вида; нервная, мышечная и двигательная координация. Мышечная координация - согласованное напряжение и расслабление мышц, в результате чего становятся возможным движение. Нервная координация - следует понимать сочетание нервных процессов, приводящих к решению двигательной задачи. Двигательная координация - согласованное сочетание движений отдельных звеньев тела в пространстве и во времени, соответствующие двигательной задаче, текущей ситуации и функциональному состоянию организма. Координационные способности - это относительно закрепленные более или менее обобщенные специфические особенности протекания психомоторных процессов, которые, в определенной степени, способствуют осуществлению конкретной спортивной деятельности.
Значение органов чувств человека огромно. Посредством этих органов мы познаем не только состояние окружающей нас внешней среды и происходящие в ней перемены, но и некоторые процессы, совершающиеся в нашем теле. Координация требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов - зрительных, слуховых, тактильных и их сопоставления с внутренними сигналами проприорецептивными и вестибулярными. В настоящее время большую социальную значимость приобрела проблема повышения результативности реабилитационных процессов глухих и слабослышащих детей. В физическом воспитании четко прослеживается два специфических направления: во-первых это обучение двигательным действиям и во-вторых воспитание физических (двигательных) качеств. Причем эти две составные части физического воспитания необходимо реализовывать для всех категорий детей, будь то здоровые дети, с проблемами развития и здоровья . По определению В.И.Ляха, координационные способности – это возможность индивида, определяющая его готовность к оптимальному управлению и регулированию своих двигательных действий. В недалеком прошлом координационные способности и ловкость были если не синонимами, то близкими понятиями. В настоящее время к проблеме формирования координационных способностей стали подходить более тонко, и сбалансировано. Координационные способности и ловкость стали постепенно дистанционироваться. Итак, ловкость рассматривают как составляющую из двух способностей человека, которые характеризуются: ■ Быстрым овладением новыми двигательными действиями; ■ Быстрой и координированной перестройкой своих двигательных действий. А координационные способности следует рассматривать как моторную адаптацию человека, что является более специфичным качеством. Специфические координационные способности у детей с нарушением слуха и речи проходят процесс формирования и становления более сложно и длительно. Это можно рассмотреть на примере таких координационных способностей как: ■ способность к ориентированию в пространстве; ■ способность к равновесию; ■ способность к дифференцированию параметров движений; ■ способность к ритму;
■ способность к вестибулярной устойчивости. Следовательно, равновесие – одно из основных двигательно-координационных качеств, развитие и совершенствование которого необходимо в течении всей жизни. Являясь сложным двигательно-координационным качеством, равновесие имеет следующие компоненты: ■ рациональное расположение звеньев тела; ■ минимизацию количества степеней свободы движущейся системы; ■ дозировку и перераспределение мышечных усилий; ■ уровень пространственной ориентации. Основу управления любым равновесием составляет взаимодействие положения тела с земной гравитацией. Чем выше положение общего центра тяжести над опорой, тем большее воздействие оказывает на него силы гравитации и тем труднее сохранять устойчивость. Известны две основные разновидности равновесия: статическая и динамическая. Специальные исследования позволили выявить, что как у статического, так и динамического равновесия существует ряд специфических и неспецифических проявлений. Знание всех видов и проявлений равновесия позволяет определить его физиологическую основу. Механизмы регуляции равновесия сложны, так как обуславливаются комплексом деятельности различных анализаторов, состоянием тела. Очевидно, что значительная заслуга в сохранении равновесия принадлежит не только двигательному, но и зрительному, вестибулярному, тактильному сенсорам. Определенное влияние на сохранение равновесия оказывает состояние дыхательной системы. Известно, что при форсированном дыхании колебательные движения тела увеличиваются, что приводит к большим затратам усилий для сохранения равновесия. Вместе с тем задержка дыхания не меньше чем на 30 секунд вызывает снижение колебаний тела. Способность сохранять устойчивое положение тела определяется рядом факторов. Одни из них – уравновешенность нервных процессов и степень выработки дифференцировочного торможения. Уравновешенность позволяет распределять мышечные усилия, концентрируя их в нужном направлении. Высокая степень выработки дифференцировочного и запаздывающего торможения дает возможность с большой точностью различать характер усилий и паузы между ними. Каждое хорошо координированное движение вызывает возбуждение в одной группе мышц и торможение в антогонистической, что характерно для сопутствующего торможения. Таким образом, высокий уровень развития равновесия – необходимое условие оптимизации двигательных качеств, приближения их к совершенству.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.163.208 (0.007 с.) |