Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бьёрн Эдста bjorn.edsta@telia.com

Поиск

 

                                 Бьёрн Эдста

Орифлэйм

Йонаса и Роберта

           Братья аф Йокник.  Предприниматели

 

                            Copyright © Bjorn Edsta, 2008

Под редакцией С.Б. Канашина

Перевод Алексей Квашнин

Редактор Зара Григорян

Фото переплета Петер Седерлинг

Оформление переплета Арне Эстрём

Оригинал-макет Арне Эстрём

 Верстка, цветоделение Маргарита Данилова

 

 

Посвящается

детям Йонаса и Кристины аф Йокник Педеру, Хелен, Анне и Патрику, а также внукам Микаеле, Теодору, Оливии, Изабель и Эмме и детям Роберта и Лилиан аф Йокник Александру, Себастиану и Кристиану, а также внукам Кристоферу и Кларе.

             Предисловие

«УЖ ЕСЛИ ПИСАТЬ о том, как мы создавали Орифлэйм, то делать это надо сейчас. Сил и Йонасу, и мне по-прежнему хватает, да и память пока еще при нас. Во всяком случае, нашим семьям будет интересно увидеть полную картину того, как все начиналось, как создавался Орифлэйм, какие ценности легли в его основу. Я также очень наде­юсь, что наша история еще больше укрепит дух компании».

Роберт аф Йокник достает рассказы о деятельности, пожелтев­шие копии, первые финансовые отчеты, красочные брошюры, тексты недавнего выступления и интервью, вошедшего в научную работу о сфере прямых продаж. Весь этот материал станет для меня основой повествования о том, как двое шведских предпринимателей создава­ли косметический концерн с сетью по всему миру, да еще и в то время, когда шведский импорт носил исключительно промышленный харак­тер.

В Стокгольме поздняя и холодная весна, 7 апреля 2006 года; 39 лет назад братьями Йонасом и Робертом аф Йокник была создана компа­ния Орифлэйм. Курс акций компании в списке котировок на момент закрытия торгов составляет 264 кроны.

Наша следующая встреча с Йонасом аф Йокник состоялась после его возвращения из Брюсселя. Мы обсуждаем содержание книги о создании Орифлэйм - книги, которая может увидеть свет.

Йонас не уверен, что история получит широкое распространение: «Нас долгое время мало знали в Швеции. Мы не стремились к славе, предпочитая оставаться в тени.»

«Почему же именно сейчас нам понадобилось выставлять свою жизнь напоказ, разве нам не хватает присутствия на стокгольмской бирже?» - говорит Йонас.

Журналист, а ныне главный редактор деловой газеты Dagens Industri Гунилла Херлитц в статье от 11 мая 1995 года пишет, что по­требовалось несколько месяцев настойчивых убеждений, прежде чем братья согласились дать интервью: «Они опасаются столь типичной для сегодняшней прессы шумихи вокруг их имен и совсем не жела­ют еще более раскрываться». «Вполне достаточно, что наши близкие и друзья знают о том, что нами сделано», - заявляют газете Dagens Industri братья аф Йокник.

Теперь уже братья знают, что от прессы, в том числе от той же Dagens Industri, можно ожидать чего угодно: от хороших отзывов до разрушительной драматизации ситуации. Во время нашей беседы Йонас аф Йокник возвращается к тому, что их истории вполне хвати­ло бы для самых близких и сотрудников компании, и добавляет: «Что же мы такое создали, что может представлять интерес для людей вне компании Орифлэйм?» - «Дух предпринимательства, - отвечаю я, полагая, что рассказ мог бы стать «чтивом для народа», как назвал бы его легендарный глава редакции Expressen Сигге Огрен, а также источником вдохновения для каждого, кто хотел бы стать предпри­нимателем. Правильно изложенная история компании помогла бы также политикам и многим людям, не связанным с миром бизнеса, понять, почему некоторые из нас становятся предпринимателями, несмотря на то, что общество


зачастую делает этот процесс совсем не простым. «Предпринимательство для меня, - продолжает Йонас, - это когда находишь выход, будучи загнанным в угол». «Именно об этом я и хочу, чтобы вы рассказали», - прошу его я. В итоге нам удается договориться о начале работы над проектом книги, а также о том, что Орифлэйм предоставит мне возможность подробно познакомиться со всеми аспектами деятельности компании.

«Нам нечего скрывать из того, что нами сделано, так что решай сам, о чем следует писать на страницах книги», - говорит Роберт, и Йонас кивает в знак согласия. Сегодня 24 апреля, на дворе свежая и все еще прохладная весна; акции Орифлэйм оцениваются в 284 кроны.

Прошло два года. Йонас из Брюсселя по телефону комментировал отдельные события прошлого, дополняя их личными интервью во время его приездов в Стокгольм. С Робертом я встречался чаще, он мне предоставил материал о раннем периоде деятельности компании, а также рассказал о своей жизни сегодня. Братья общались со мной открыто, не избегая каких-либо тем или вопросов. Члены их семей и бывшие коллеги дополнили рассказ братьев, а работающие сегодня сотрудники откомментировали текущие собы­тия. Мне довелось принять участие в нескольких мероприятиях Орифлэйм. К моим личным впечатлениям добавились и публикации из средств массовой информации.О семье аф Йокник я лично мало что знал вплоть до знакомства с ними на свадьбе наших детей, и сегодня у нас общие внуки. Вот поче­му я решил принять участие в создании этой книги: пусть она станет мемуарами для наших детей и внуков. Моя история о Йонасе и Роберте охватывает период в 40 лет. На этом я решил поставить точку. Но заканчивается лишь моя книга, а отнюдь не история братьев, создавших Орифлэйм. Их история продол­жается по сей день. Предприниматель не останавливается никогда.

Бьёрн Эдста

весна 2008

                            ОТ АВТОРА

Я благодарю Йонаса и Роберта аф Йокник за их щедрый рассказ о своем деле, который лег в основу книги. Выражаю слова благодарнос­ти бывшим коллегамбратьев, дополнившим описание разных пери­одов компании, нынешнему руководству Орифлэйм, а также семьям Йонаса и Роберта за их вклад.

Я признателен также своей супруге Моне Эдста за поддержку в работе над книгой и Хансу-Улофу Энглунду с его двадцатипяти­летним опытом работы в деловом еженедельнике Veckans Affairer за помощь в оценке рождающегося текста. Спасибо редактору Лене Камхед и оформителю Арне Эстрём, благодаря которым книгу будет приятнее читать.

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ                                                                                      7

ВВЕДЕНИЕ                                                                                               13

ГЛАВА 1 1967-1970                                                                                      15

Становление Орифлэйм. Выход на международный рынок

ГЛАВА 2 1970-1980                                                                                        73

Дальнейшее внедрение на рынки Европы

ГЛАВА 3 1980-1990                                                                                         99

Регистрация на фондовой бирже. Диверсификация. Выход на новые мировые рынки

ГЛАВА 4 1990-1998                                                                                   131

Орифлэйм в странах Восточной Европы и Советском Союзе

ГЛАВА 5 1998-2005                                                                                        171

От Лондонской биржи до Стокгольмской биржи

ГЛАВА 6 2005-2007                                                                                        195

Развитие Медиковер. Орифлэйм в Китай и обратно в Стокгольм

ГЛАВА 7                                                                                                  235

Корпоративная культура

ГЛАВА 8

Лидерство и руководство

ГЛАВА 9                                                                                                 293

Собственность и обязательства

ГЛАВА 10                                                                                               313

Ответственность и мечты

ИСТОЧНИКИ, КУРСЫ ВАЛЮТ,                                                       341

ДАННЫЕ ПО ОБОРОТУ И ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Введение

В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ появилось много жизнеописаний предпри­нимателей и историй создания компаний. Большой интерес у писате­лей и исследователей вызывают биографии успешных семей, которые зачастую сравниваются с Ингваром Кампрадом и Эрлингом Перссоном - основателями IKEA и Н&М, ставших впоследствии всемирны­ми концернами. Поиск историй успеха продолжается. Шведских ком­паний, основанных в послевоенное время, выживших и вышедших на мировые рынки, да к тому же с основателями, сохранившими веду­щие роли, осталось, однако, не так много.

Газета Ajfairsvarlden провела анализ «одного из самых быстро раз­вивающихся косметических концернов в мире», по результатам кото­рого основатели Орифлэйм Йонас и Роберт аф Йокник встали в один ряд с Ингваром Кампрадом и Эрлингом Перссоном; здесь же распо­ложился и Бертиль Хюльт, основатель образовательной компании ЕЕ

В такой ситуации удивительным является тот факт, что братьям Йонасу и Роберту аф Йокник не было уделено должного внимания. Организованная ими в 1967 году компания Орифлэйм занимает­ся прямыми продажами натуральной косметики, оборот компании составляет порядка 10 млрд. крон, с ней работают около трех милли­онов человек в 60-ти странах мира на пяти континентах.

Возможно, скромный интерес исследователей к успехам компании объяснялся тем, что у прямых продаж не было достаточно высокого статуса: доля шведского рынка занимает не больше одного процента от общего объема продаж Орифлэйм.

Свою роль мог сыграть и тот  факт, что концерн достаточно рано покинул Швецию; многие до сих пор не знают, что его основали два шведа, которые по-прежнему владеют значительной частью ком пании, продолжают активно работать в Совете директоров и часто выступают на конференциях Орифлэйм.

Книга расскажет о Йонасе и Роберте аф Йокник, о том, как Ориф­лэйм был создан и превращен во всемирный торговый концерн. Даже если они сами считают, что их жизнь на девяносто пять процентов была отдана Орифлэйм, оставшиеся пять представляют не меньший интерес. Были в их жизни торговля золотыми изделиями, гостинич­ный бизнес, операции с рисковым капиталом, а также благотвори­тельная деятельность в пользу детей и здравоохранения, спонсирова­ние различных научных исследований.

«Каждый человек - предприниматель, - сказал однажды лауреат Нобелевской премии 2006 года Мохаммед Юнус и добавил: - Только не каждый успел это в себе открыть».

Присоединяйтесь, открывайте, вдохновляйтесь предприниматель­ством и тем, что оно нам дарует!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.102.107 (0.011 с.)