Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новый курс президента США Ф. Д. Рузвелта и его классовая сущность.

Поиск

 

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1929-1933 ГГ. И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ

 

 

 

     Мировой экономический кризис, разразившийся в капиталистических странах в 1929 г., охватил с октября Соединенные Штаты Америки, поставив всю хозяйственную систему североамериканского капитала перед огромными трудностями.

     Это явилось закономерным результатом развития капиталистического способа производства США вообще и хозяйственного "бума" 20х годов в частности.

     Американские капиталистические монополии на основе расширения производства, усиления эксплуатации трудящихся масс своей страны и других народов в 19231929 гг. добились увеличения объема промышленной продукции на 20%, сосредоточили в своих руках

не менее половины производства и потребления всех капиталистических стран. Одновременно с этим для получения сверхприбылей монополии проводили политику искусственного взвинчивания цен на изделия своих предприятий. Покупательная способность трудящихся непрерывно падала.

     Всё это привело в конце 20х годов к накоплению в США колоссальных запасов товарной продукции, которую негде было сбывать. Не только американской, но и мировой товарный рынок в 1929 г. оказался переполненным до предела, результатом чего явился экономический кризис.

     24 октября 1929 г. на Уолл стрите началась паника. Все держатели акций бросились продавать свои ценные бумаги. За 36 месяцев, по данным Института Брукингса, обесценение ценных бумаг выразилось в сумме 160 млрд. долларов. За четыре года кризиса обанкротился 5761 банк, общая сумма вкладов, которых составляла 5 млрд. долларов. К 1933 г. вся банковская система США была поставлена перед угрозой полного краха. Финансовый кризис явился отражением глубочайшего, небывалого в прошлом промышленного кризиса. (См.: Фостер У. Очерк политической истории Америки. М. , 1953, с. 559).

     В 19291932 гг. добыча угля уменьшилось с 544 млн. до 321 млн. тонн, или более чем на 40%;выплавка стали упала с 56, 4 млн. до 13, 7 млн. тонн, т. е. более чем в четыре раза; производство автомобилей сократилось на 80%;из 285 доменных печей работало только 46. Общий объем промышленной продукции снизился на 46, 2%, а стоимость её с 70 млрд. долларов почти до 31 млрд. долларов.

     Промышленный кризис сопровождался кризисом в сельском хозяйстве, которое находилось в состоянии застоя уже в период временной, частичной стабилизации капитализма, а с 1929 г. вступило в полосу глубокого упадка и деградации. Закупочные цены на сельскохозяйственные продукты под давлением монополий были снижены в 34 раза, а на промышленные товары цены упали лишь на одну треть. Быстрыми темпами шло разорение фермеров, которые превращались в арендаторов. В 1920г. 38% ферм обрабатывалось арендаторами, а в 1935г. - 50%. В 1928 - 1932 гг. было распродано за долги и в результате банкротства земель и фермерского имущества на 1 млрд. долларов. Доход сельского хозяйства США в 1932 г. составлял лишь половину от прибыли 1929г.

Кризис также охватил железнодорожный транспорт. Объем железнодорожных перевозок уменьшился за годы кризиса на 52, 7%. Значительно сократилось внутренняя и внешняя торговля. Капиталистические монополии перекладывали последствия кризиса на плечи рабочих, фермеров, ремесленников и на другие категории трудящихся. Закрылись фабрики, заводы, учреждения на улицы были выброшены миллионы людей. Число полностью безработных в стране к концу 1932г. достигло почти 17 млн. человек (каждый второй рабочий стал безработным); несколько миллионов были переведены на неполную рабочую неделю. Безработные ввиду отсутствия социального страхования были лишены средств к существованию, и поставлены на грань голодной смерти. Заработная плата рабочих, занятых в производстве, понизилась в среднем на 35 - 40%. За годы кризиса общий фонд заработной платы сократился примерно с 11, 5 млрд. долларов в год до 5 млрд. долларов.

     Миллионы рабочих влачили жалкое, полуголодное существование. Сотни тысяч людей лишились жилищ, миллионы передвигались из одного района страны в другой в поисках работы. В каждом городе вырастали "посёлки Гувера", состоящие из землянок и шалашей. В стране организовывались походы протеста безработных, ветеранов войны, разорившихся фермеров. Одним из наиболее трагических был поход ветеранов войны в Вашингтон летом 1932г., в котором участвовало более 25 тыс. человек. Его участники, расположившись лагерем под Вашингтоном, заявили, что они не оставят столицу США, пока конгресс не удовлетворит их требования о выплате пенсий. Правительство Гувера разогнало ветеранов, двинув против них войска, вооруженные пулемётами, пушками и танками.

     В движение пришли тысяч фермеров. Летом 1932г. начались забастовки: фермеры прекращали продажу сельскохозяйственных продуктов торговым компаниям, поставлявшим в города молоко, масло, сыр и др. Весной 1933г. во всём центральном районе страны (от штата Небраска до границы с Канадой) происходили частные столкновения между фермерами и полицией, в которых на стороне последней выступали регулярные войска. "Вот к чему пришёл хвалёный капитализм Соединённых Штатов: пресловутый высокий уровень жизни резко упал, как только прошёл период военной конъюнктуры; по этой же причине вся огромная промышленная машина была парализована, а народ голодал и мёрз, не имея крова". Наряду с тяжелейшим внутренним положением страны под ударом оказались внешнеэкономические (торговые и финансовые), а также политические позиции США.

 

 Фостер У. Очерк политической

стории Америка. М. , 1953, с. 561.

 

     Мировой экономический кризис 1929-1933гг. с наибольшей силой поразил главную страну капитализма США. Республиканская партия во главе с президентом Гувером не могла найти выхода из кризиса. Осенью 1932г., во время президентских выборов, избиратели заболатировали её кандидата в президенты и отдали в большинстве свои голоса представителю демократической партии. Вновь избранный президент Франклин Делано Рузвельт вступил в должность 4 марта 1933г. , когда биржевая паника достигла своего апогея и выступления масс получили широкий размах. Сам президент признавал положение в стране крайне тяжёлым и предупреждал о необходимости срочных мер, чтобы избежать полного краха капиталистического строя. В одном из своих первых выступлений в качестве главы государства и правительства Ф. Д. Рузвельт указывал: "Страна нуждается и, если не ошибаюсь, настойчиво требует смелых экспериментов. Здравый смысл подсказывает, что нужно выбрать метод и сделать опыт…Главное пробовать что-нибудь. Миллионы нуждающихся не всегда останутся безмолвными наблюдателями".

 

Roosvelt F. Looking Forward.

New Y 4ork, 1933, p. 51.

 

     Последние слова президента предупреждающе звучали в адрес капиталистов, с тем, чтобы они, учитывая грозившую их строю опасность, не сопротивлялись "экспериментам" и реформам. О такой политике буржуазного реформизма В. И. Ленин писал ещё в 1912 г.: "Вся программа, вся агитация Рузвельта 3 и "прогрессистов" ведётся вокруг того, как бы спасти капитализм посредством…буржуазных реформ". Эту именно цель поставило перед собой либеральное крыло демократической партии, лидером которой являлся Ф. Рузвельт.

 

Теодор Рузвельт, занимавший пост

президента США в 1901 1909 гг ,

 дальный родственник Ф. Рузвельта,

в 1912г. , борясь снова за власть,

явился один из организаторов предвыборного

блока, широко сулившего американским

избирателям проведения в стране реформ.

Ленин В. И. Итоги и значение пре

 зидентских выборов в Америке.

 Полн. собр. соч. , т. 22, с. 193.

 

     Президент, под решительный нажимом рабочих, фермеров, средней и мелкой буржуазии, с помощью группы экономистов и социологов, представил конгрессу множество "оздоровительных" законопроектов. За 100 дней работы первая сессия 73-го конгресса принял 70 законопроектов. Они и составили основу "нового курса".

     Прежде всего, конгресс утвердил ряд финансово-банковских законов ( чрезвычайный банковский акт, закон о контроле правительства над выпуском ценных бумаг и др. ). Этим законами предусматривалась проверка правительством состояния всех банков и закрытие оказавшихся перед угрозой банкротства, введение страхования банковских вкладов, государственного субсидирования банков и т. д. Декретом президента от 6 марта 1933г. были закрыты все банки США. Разрешение на открытие и на получение правительственных займов выдавалось только "здоровым", т. е. наиболее крупным, банкам.

     12 мая 1933г. конгресс принял добавление сенатора Томаса к новому сельскохозяйственному акту, предоставлявшее президенту США право увеличить сумму находящихся в обращении казначейских знаков на 3 млрд. долларов без обеспечения их золотом, снизить золотую стоимость доллара до 50%, чеканить серебряную монету, принять платежи от иностранных государств в счёт погашения ими военных долгов серебром в сумме до 200 млн. долларов. Эти мероприятия означали, что США отказываются от золотого обращения и что главная масса золота страны должна сосредоточиться в резервных банках. "Актом золотого резерва", принятого конгрессом официально передавалось в распоряжение казначейства США. В результате этих мер пополнялось государственная казна, что позволяло правительству активнее проводить другие реформы "нового курса", множить прибыли банков и монополий.

     Правительство Рузвельта провело ряд законов, направленных на осуществление экономии в бюджете за счёт трудящихся масс, например закон о сокращении пенсионного фонда ветеранам войны, акт о 15-процентном сокращении жалованья служащим государственных учреждений.

     Краеугольным камнем "нового курса" стал закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА). Этот закон предусматривал разработку "кодексов честной конкуренции", которыми должны были определяться размеры производства, устанавливаться уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня, распределяться рынки между отдельными конкурентами и предприятиями.

     Кодексы после их одобрения президентом США приобрели силу законов. "Кодексы честной конкуренции "были разработаны господствовавшими в той или иной отрасли экономики монополиями

и отражали их интересы.

     Контроль за проведением в жизнь условий кодексов возлагался на Национальную администрацию восстановления (НРА), представляющую собой огромный административный аппарат. В него входило 8 производственных отделов, специальный отдел по изучению кодексов, плановый, научно-исследовательский и много других. Возглавлял его генерал Джонсон.

     НРА одобрил всего около 750 кодексов, охвативших самые различные виды производства. Монополии использовали предоставленные права для принудительного картелирования и вытеснения "непокорных" конкурентов, не подчиняющихся системе кодексов. Осуществление программы НИРА привело к усилению роли крупных монополий, в результате чего исчезло одного миллиона мелких предпринимателей. Значительно возросло прибыли монополий. Чистые доходы 200 крупнейших промышленных корпораций были в 1934г. на 60% больше, чем в 1933г. Однако реальная заработная плата рабочих из месяца в месяц понижалась. "Новый курс" усилил государственно-монополистический капитализм в США.

     Под давлением мощного забастовочного движения, охватившего почти всю страну, правительство Рузвельта было вынуждено пойти на определённые уступки рабочему классу, зафиксированные в пунктах 7а и 7б закона о восстановлении промышленности (в дальнейшем пункт 7а был включен в закон Вагнера). В соответствии с этим законом рабочие получили право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров. Одновременно запрещался детский труд, устанавливались максимум часов работы и минимум заработной платы. Тем самым была легализована система полу безработицы с сокращённой заработной платой, и фактически фиксировался низкий уровень заработной платы для всех рабочих. Во всех кодексах этот минимум был значительно ниже среде почасовой зарплаты 1932г. Для женщин, подростков и рабочих-негров этот минимум был ещё ниже.

     В целях сокращения безработицы, а также для того, чтобы удалить из крупнейших промышленных центров наиболее активную часть рабочего класса, были развёрнуты общественные работы, на которые конгресс выделил 3 млрд. долларов.

     Составной частью законодательства "нового курса" являлся закон, который предусматривал создание Администрации регулирования сельского хозяйства (ААА), ставившей своей целью повышение цен на сельскохозяйственные товары (путём сокращения посевных площадей) и уменьшение производства хлеба, мяса и других сельскохозяйственные продукцию.

     Провозглашая "новый курс", правительство Рузвельта попыталось преодолеть небывало тяжёлый экономический кризис. Основной целью "нового курса" являлось укрепление капиталистической системы. Однако президент Рузвельт вынужден был под давлением народных масс пойти на некоторые уступки рабочим (закон Вагнера). "Если бы он не сделал этих уступок, указывал У. Фостер, то массы, исполненные боевого духа, вероятно, пошли бы значительно дальше влево и в открытой борьбе добились бы от предпринимателей и правительства гораздо более существенных реформ".

     "Новый курс" сыграл свою роль в обеспечении выхода США из кризиса и усилил позиции монополистической буржуазии. В связи с наступившим оживлением в экономике США в 19351936гг. надобность проведении экстраординарных мероприятий "нового курса" отпала. Крупнейшие финансовые и промышленные магнаты требовали их отмены. 27 мая 1935г. Верховный суд объявил неконституционными ряд законов НИРА. Однако часть законов "нового курса" продолжало оставаться в действии. Во второй половине 1937г. в США начался новый экономический кризис, снизивший производство на одну треть и породивший армию безработных в 11 млн. человек. Это свидетельствовало о том, что искусственные мероприятия "нового курса" не восстановили сил безнадёжно больной экономики Соединенных Штатов Америки.

 

  Фостер У. Очерк политической истории

 Америки. М. , 1953г. с. 595.

Стегарь С. А. Практикум по новейшей истории

(1917-1945) Вып. II. М. , 1980. С.52-56.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.175 (0.013 с.)