Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

C женой анной в лондоне (1886)



Любовь к сестрам

Еще во время учебы в Органной школе Дворжак создал первые камерные произведения – квинтет и квартет, а в 1865 году попробовал свои силы в симфонии. Тогда же было написано очень дорогое ему сочинение – вокальный цикл «Кипарисы», который явился памятником первому чувству композитора к очаровательной актрисе Временного театра Йозефине Чермаковой. Избалованная поклонением публики, она не ответила на любовь сдержанного, застенчивого музыканта.

А потом артистка поменяла Прагу на Веймар, и Дворжак, занимавшийся музыкой с ее младшей сестрой, вдруг обнаружил, что его подопечная не только научилась играть на рояле и петь, но и превратилась в милую 19-летнюю девушку. 17 ноября 1873 года Антонин обвенчался с Анной. Семья быстро увеличивалась: всего у них было 6 дочерей и 3 сына.

Чтобы заработать хоть какие-то деньги, музыкант занял место органиста в костеле, а его жена стала петь в церковных хорах. Однако даже материальная помощь друзей не спасала от нужды. Композитор находил утешение в творчестве и до конца 1870-х годов создал множество произведений самых разных жанров. В них постепенно складывались индивидуальные черты стиля Дворжака.

Слава и почет Антонина Дворжака

Признание пришло с постановкой оперы «Король и угольщик». 8 января 1875 года Дворжак получил стипендию Министерства культуры и образования, возобновлявшуюся на протяжении 5 лет. Это давало небывалую возможность спокойно творить.

Через пять лет последовало заманчивое предложение отправиться в Англию на гастроли. Высокий гонорар позволил композитору приобрести в 1884 году первый в его жизни собственный рояль и купить землю недалеко от городка Пржибрама, в окруженной лесами и лугами горной местности, называемой Высокой. Он построил небольшой дом, разбил сад с беседкой, где любил работать, наслаждаясь пением птиц. В общении с природой и простыми людьми – крестьянами, шахтерами – были созданы многие произведения.

В 1892 году уже достаточно известный Дворжак был приглашен в Национальную консерваторию в Нью-Йорк, чтобы обучать молодых композиторов. Он был единственным автором в Европе, имевшим опыт работы со славянской музыкой, и мог теоретически и практически научить американцев сочинять музыку национального характера. Ведь и в этой стране был свой фольклор – негритянский и индейский, – так почему бы не использовать его в музыкальном творчестве? С задачей преподаватель справился замечательно.

Популярность Дворжака росла. В нем видели первого представителя чешской национальной школы. Он добился всеобщего признания, ему вручали почетные награды, присваивали высокие звания…

Реквием Антонина Дворжака

Смерть пришла к композитору неожиданно. Никогда не болевший, он внезапно почувствовал себя плохо на премьере последней оперы «Армида» 25 марта 1904 года и вынужден был покинуть Национальный театр, не дождавшись вызовов публики. Целый месяц композитор не выходил из дома, редко покидал постель, но был весел, принимал друзей. Состояние его улучшалось, и вдруг 1 мая он упал и мгновенно умер. В тот же вечер вся Прага узнала о смерти Дворжака: на здании Национального театра были вывешены траурные флаги, а на следующее утро чешские газеты вышли с сообщениями о его кончине. На них откликнулись в Англии, США, Германии, России, Франции. 5 мая на похоронах присутствовали тысячи человек, траурную процессию, прошедшую через всю Прагу, сопровождало пение хоров, в том числе – из Реквиема Дворжака.

ФАКТЫ

Ранние произведения Антонина Дворжака до нас не дошли: требовательный к себе автор имел обыкновение сжигать все, что его не удовлетворяло. Лишь через два года после окончания Органной школы, весной 1861, двадцатилетний композитор написал музыку, которую решился опубликовать. Это был струнный Квинтет ля-минор, который вышел под номером 1.

***

Однажды, будучи уже профессором Пражской консерватории, композитор показывал одну из сонат Бетховена своим ученикам. Сыграв ее до конца, Антонин Дворжак воскликнул: «Что же вы не падаете на колени перед этой музыкой?!».

 

Многие произведения Дворжака были пронумерованы самим композитором — это нумерация по опусам (лат. opus, по-русски соч. — сочинение). Но она не отражает действительного порядка их создания или хотя бы публикации. Чтобы добиться лучших продаж не очень известных композиторов, издатели часто выставляли ранним работам больший опус, нежели следовало бы при правильном счете. С другой стороны, сам Дворжак иногда давал новому произведению ранний опус, чтобы продать его одному издателю в обход контракта с другим. Особенно запутанна нумерация девяти симфоний Дворжака. Это произошло оттого, что они были изначально пронумерованы в порядке публикации, а не сочинения. Однако первые четыре были опубликованы позднее следующих пяти, которые, в свою очередь, публиковались не в порядке их сочинения. Таким образом, симфония «Из нового света» была напечатана как № 5, затем стала известна как № 8 — и только после каталогизации 1950-х годов, когда была в общий счёт была включена считавшаяся утерянной первая симфония, стала известна как № 9.

5 (9) симфония Дворжака «Из Нового Света»e-moll

Это последняя симфония Дворжака. Она открыла в творческой биографии композитора «американский период», связанный с его работой на посту директора Нью-Йоркской консерватории (с 1891 года). Содержание симфонии отразило впечатления Дворжака от Америки, его размышления о новой жизни, людях, природе.

Премьера симфонии ожидалась с большим интересом, успех был сенсационным: исполнение произведения расценивалось как самое значительное событие в истории музыкальной жизни Америки.

По жанру – лирико-драматическая симфония. Ее концепция типична для Дворжака: через напряженную борьбу мыслей и чувств к оптимистичному выводу.

Отличительной чертой драматургии симфонии является система лейтмотивов, укрепляющих единство цикла. Ведущий лейтмотив – главная тема I части, ее начальный элемент появляется во всех частях симфонии. Сквозное развитие получают также заключительная тема I части, основные темы Largo и Скерцо. К особенностям симфонии можно отнести также ее многотемность и большую роль духовых инструментов в оркестровке.

Композиция представляет собой 4хчастный симфонический цикл с обычным расположением частей (подобно Брамсу, Дворжак был убежден в жизнеспособности классических жанров и форм). Крайние части – в сонатной форме, средние – в сложной трехчастной.

1 часть

Симфония начинается медленным вступлением (Adagio). Его музыка полна хмурого, тревожного раздумья. Она словно передает эмоциональное состояние человека, охваченного разноречивыми, беспокойными чувствами[2].

Главная тема (e-moll) I части имеет диалогическое строение, в ней сопоставляются два элемента – призывная волевая фанфара валторн и народно-танцевальный мотив у кларнетов и фаготов в терцию. Первый элемент, в характерном для негритянского фольклора синкопированном ритме, выступает в роли ведущего лейтмотива симфонии – символа Нового Света.

Тема побочной (g-moll) партии выдержана в духе задумчивого пастушеского наигрыша на фоне «волыночного» баса (повторяющийся звук «d»). Народный колорит подчеркивает инструментовка (флейта и гобой в низком регистре приближаются к тембру свирели), а также ладовая окраска (натуральный минор).

Обе темы широко развиваются уже в пределах экспозиции. В процессе этого развития возникает новый – мажорный вариант побочной темы. Ее мелодия превращается в незатейливую польку, словно внезапно, точно воспоминание, промелькнул светлый образ Чехии.

Еще один яркий и самобытный образ возникает в заключительной партии (G-dur). Это цитата популярной негритянской мелодии в жанре спиричуэлс «С неба слети карета». Тема начинается с одной из самых типичных для американского фольклора пентатонных попевок – I-VI-V[3]. Уже в экспозиции заключительная тема постепенно становится энергичной и волевой, то есть ее развитие направлено на героизацию образа.

Довольно сжатая и динамичная разработкаполна драматизма, ярких контрастов, в ней активно развиваются, дробятся, сталкиваются различные мотивы заключительной и главной партий.

В репризе главная тема существенно сокращается, побочная и заключительная проводятся в очень далеких тональностях – gis и As, поднимаются на полтона выше, однако эмоциональный колорит экспозиции в целом не меняется.

Кульминация всей I части – бурная и напряженная кода, которая, фактически, является продолжением разработки. Кода служит предвосхищением героического вывода финала: в мощном звучании ff труб и тромбонов объединяются заключительная тема и фанфарный клич главной партии.

2 часть

Вторая часть симфонии (Largo) в рукописи имела подзаголовок «Легенда». Она была навеяна образами замечательной поэмы американского поэта Лонгфелло «Песнь о Гайавате», с которой композитор познакомился еще в Чехии и даже собирался писать на ее основе оперу[4]. Однако, содержание Largo не исчерпывается образами поэмы Лонгфелло. Многое в его музыке воспринимается как выражение ностальгии, тоски по родине самого Дворжака.

Начинается II часть величественным хоралом, играющим роль вступления. Аккордовое многоголосие духовых инструментов ассоциируется со звучанием органа. В красочном сопоставлении аккордов постепенно устанавливается Des-dur, основная тональность этой части.

Форма Largo – сложная 3хчастная. В основе крайних разделов – плавная певучая тема английского рожка, задумчиво-просветленного характера, с оттенком затаенной грусти. В интонационном отношении она тесно связана с негритянской песенной лирикой, не случайно ее часто называют опоэтизированной мелодией спиричуэлз[5].

В центральном разделе господствует скорбь. Чередуются 2 образа – жалобный плач (флейты и гобои) и траурное шествие (кларнет на мерном фоне pizz. контрабасов). Перед репризой основной темы Largo неожиданно возникает сильнейший контраст – светлый пасторальный эпизод, картина цветущей природы, а затем появляются сквозные темы симфонии в новом героическом облике.

Реприза Largo сокращена. В основной теме постепенно усиливается чувство печали и тоски. Завершается краткой кодой, аналогичной хоральному вступлению.

3 часть

Третья часть симфонии, скерцо (e-moll) – это красочная жанровая картина. Пестрая смена разнохарактерных образов сочетается в скерцо с приемами разработочного развития. В ритмическом рисунке начальной темы улавливается близость к чешскому танцу фурианту с его постоянной сменой 2х и 3хдольности.

В середине I части появляется простой пентатонный наигрыш, напоминающий негритянские мелодии, а в трио возникают еще 2 танцевальные мелодии в духе чешских танцев.

С основными танцевальными темами скерцо контрастирует главный лейтмотив симфонии, возникающий в одном из разработочных разделов и в коде.

Финал

В финале симфонии господствуют героические образы. Сопоставляются не 2-3, как обычно, а 4 разнохарактерные темы:

главная – боевая героическая песня-марш у труб на ff, в сопровождении мощных аккордовых «ударов» всего оркестра (ее вступление подготавливается небольшим предыктовым разделом, построенном на энергичных мотивах «раскачки» от D к вводному тону).

связующая – плавная, хороводная;

побочная – лирическое соло кларнета, сопровождаемое остро-ритмованным подголоском виолончелей (d-moll). Тема носит чисто славянский характер, отличается напевностью и широтой мелодического дыхания, восходящим секвентным развитием в духе лирики Чайковского.

В заключительной партии появляется задорный танец, напоминающий чешскую скочну.

В сложное развитие разработки постоянно включаются темы предыдущих частей. Особенно сильную трансформацию претерпевает тема Largo – она приобретает героический характер. Широкое применение получают полифонические приемы. Завершается симфония торжественным мажорным звучанием, в котором объединяются основная тема финала и главная тема I части.

[2] Начальный вариант темы вступления был первым музыкальным наброском, сделанным композитором в Америке.

[3] Дворжак первым из европейских композиторов обратил внимание на удивительную красоту духовных песен негров.

[4] Общий характер средней части Largo вызывает ассоциации с наиболее сильным отрывком поэмы, повествующим о смерти и погребении любимой жены Гайаваты – Миннегаги.

[5] Эта мелодия с подтекстовкой вскоре стала народной песней.

 

Славянские танцы.

Это наиболее популярное сочинение Дворжака: оно в равной мере восхищает и широчайшие круги любителей музыки, и профессионалов-музыкантов. «Славянские танцы» отличает динамичность развития, полного увлекательных «неожиданностей», изобретательность композиции, широта симфонического дыхания, но главное - поэтическое претворение танцевальных образов, в которых отразились жизнь, быт, характер народа.

Какой же народ запечатлен в этих танцах? Конечно, чешский! Будь то буйная радость или светлая печаль, сердечная задушевность или незлобивый юмор - все разнообразие настроений окрашено национальным складом индивидуальности композитора. В то же время он воспроизвел и отдельные типы танцев других славянских народов, и некоторые музыкально-стилистические особенности этих танцев. Можно даже утверждать, что ни в одном произведении Дворжака идеи «славянской взаимности» не получили столь яркого и убедительного своего претворения, как именно в данном сочинении.

Поводом к его созданию явилось предложение издателя Дворжака написать нечто подобное «Венгерским танцам» Брамса, но на другой национальной основе. Дворжака увлекла эта мысль. В течение двадцати дней весной 1878 года была завершена первая тетрадь (восемь пьес) «Славянских танцев». Их успех побудил издателя просить композитора продолжить серию.

Спустя восемь лет была написана вторая тетрадь (еще восемь пьес). В начальной редакции танцы предназначались для исполнения в четыре руки, затем появилась их оркестровая редакция (первая тетрадь - 1878, вторая тетрадь - 1887). В десяти из шестнадцати пьес представлены чешские танцы: фуриант (I, 1 и 8), соуседска (I, 4 и 6; II, 8), скочна (I, 5 и 7; II, 3), полька (I, 3), шпацирка - танец, основанный на сопоставлении плавного умеренного движения и быстрого, с подскоком (II, 5). Среди остальных танцев: украинская думка (I, 2; II, 4), словацкий одземек (II, 1), польская мазурка (II, 2), польский полонез (II, 6), южнославянское, вернее сербское, коло - танец хороводного склада (II, 7). Таким образом, все танцы первой тетради, за исключением № 2, чешского происхождения; пять пьес второй тетради написаны в характере танцев других славянских народов, а три - чешского склада (№ 3, 5, 8). Вместе с тем надо учесть, что здесь указаны лишь основные народные прообразы, тогда как в каждой пьесе сплавлены элементы разных национальных типов. Например, если обратиться ко второй тетради, то обнаружится, что в № 2 мазурка сочетается с вальсом, а вальс в № 8 - с соуседской, тогда как в № 6 полонез сближен с той же соуседской. В таком сближении разнородных национальных типов заключается неповторимая творческая манера Дворжака, сумевшего благодаря этому создать обобщенные образы славянского танцевального искусства. Различно и образное содержание пьес: в одних даны преимущест венно жанрово-бытовые зарисовки, иногда с использованием народных напевов (1,3 - в духе польки).

В других танцы более симфонизированы, вызывают представление о цельной, непрерывно развивающейся музыкальной картине: так, например, подвергается широкой разработке столь полюбивийся Дворжаку горделивый фуриант:

В некоторых пьесах возникают более яркие контрасты в сопоставлении образов: то это изображение оживленной и веселой суеты народных ярмарок (II, 3); то мужественной массовой пляске противостоит «сольный», женственно-лирический эпизод (II, 1); то начинают преобладать поэтично-задушевные чувства, а отчетливо выраженная танцевальность явственнее ощущается в средних, контрастирующих разделах пьесы (II, 4, 2, 8).

При всем богатстве образно-смысловых оттенков музыку «Славянских танцев» отличает мудрая простота и доступность выражения. Этому способствует стройность композиции. Большинство пьес написано в сложной трехчастной форме, каждый раз по-своему варьированной. В некоторых танцах встречается форма рондо (I, 5 и II, 7) и лишь один раз - сложная двухчастная форма (II, 5).

Стройностью замысла отмечена и композиция каждой тетради: пьесы сопоставляются в темпе - за быстрой следует медленная, в метрическом движении - за двухдольным идет трехдольный танец, в характере настроения. Связь пьес укрепляется и тональными связями и тематическими перекличками. В последнем отношении важное значение имеет открывающий каждую тетрадь первый танец, отголоски которого прослеживаются и в некоторых других пьесах данного цикла. Так достигается единство сюитного построения при многообразии составляющих его частей.

Gypsy Songs, Op. 55

История создания

 

На одном из концертов в Вене в ноябре 1879 года произошло знакомство Дворжака с известным столичным тенором, солистом Придворной оперы Густавом Вальтером, уроженцем Чехии. Он славился трактовкой не только оперных партий, но и камерной музыки. 38-летний Дворжак тогда только добился широкого признания: известный берлинский нотоиздатель Фриц Зимрок заказал композитору «Славянские танцы», и их I тетрадь быстро разлетелась по всей Европе. Когда Зимрок в начале 1879 года выпустил очередной сборник песен Дворжака, Вальтер поспешил с ними познакомиться, и они ему весьма понравились.

На концерте, где певец оказался свидетелем большого успеха 3-й Славянской рапсодии Дворжака, Вальтер сделал композитору лестное предложение — написать для него новые песни. Дворжак выбрал 7 стихотворений современного чешского поэта Адольфа Гейдука (1835—1923) и в феврале 1880 года закончил «Цыганские мелодии». Вальтер стал их первым исполнителем, выступив 4 января следующего года в Вене. «Цыганские мелодии» быстро завоевали европейское признание, сам композитор во время гастролей в Англии в марте 1884 года аккомпанировал английскому певцу, спевшему несколько песен в гигантском Альберт-холле в Лондоне.

Музыка

«Цыганские мелодии» воспевают свободолюбивых и гордых людей загадочного племени, бродящего по землям Австро-Венгерской империи со своими странными песнями и плясками в сопровождении цимбал — любимого инструмента цыган. В пестрой череде сменяют одна другую зарисовки природы, песни и пляски, не образуя единой линии развития. Фортепианное сопровождение подражает то звону треугольника, то переборам цимбал, то пассажам скрипки. Певучие вокальные темы в народном духе заключены в простые строфические формы, расцвеченные мастерским варьированием фактуры и гармонии.

№4, «Помню, мать, бывало, песню напевала», — самый популярный из всех, известный в различных переложениях, — пленяет одной из лучших дворжаковских мелодий с характерной синкопой и оригинальным «мерцанием» мажора и минора. Заключительный №7, «В небе ясный сокол», — настоящий гимн цыганской вольности, с удалой мелодией горделивого, даже героического склада; начинаясь в унисон с фортепиано, она заканчивается великолепной кульминацией с эффектной высокой нотой.

А. Кенигсберг


А. ДВОРЖАК (творческий путь)

1.    Кто такой А. Дворжак?

2.    Назовите даты и места его рождения и смерти.

3.    Где и как А. Дворжак учился музыке?

4.    Когда А. Дворжак начал писать музыку? Что это были за произведения?

5.    Что позволило А. Дворжаку спокойно творить, не задумываясь «о хлебе насущном»?

6.    Для чего А. Дворжак был приглашен в Национальную консерваторию в Нью-Йорк?

7.    Какова судьба ранних произведений А. Дворжака?

8.    Какая симфония А. Дворжака наиболее известна? Какой у нее № и почему?

9.    Что отразилось в содержании симфонии?

10.  Как ожидалась и как прошла премьера симфонии?

11.  Напишите жанр и концепцию этой симфонии.

12.  Кратко охарактеризуйте темы 1 части симфонии.

13.  Какой подзаголовок имеет 2 ч. симфонии? Как воспринимается ее музыка?

14.  Какое литературное произведение лежит в основе 2 ч.? 

15.  В какой форме написана 2 ч.? Кратко охарактеризуйте темы 2 ч.

16.  Что представляет собой 3 ч. симфонии? Какие мелодии использовал композитор?

17.  Кратко охарактеризуйте характер четырех основных тем финала.

18.  Сколько всего Славянских танцев написал А. Дворжак? Перечислите танцевальные жанры, которые он использовал в этом цикле.

19.  Какова история создания «Цыганских мелодий»?

20.  Какая из песен самая популярная и почему?

21.  Как вы думаете, почему, будучи уже профессором Пражской консерватории, композитор, показывая одну из сонат Бетховена своим ученикам, А. Дворжак воскликнул: «Что же вы не падаете на колени перед этой музыкой?!»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 1; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.187 (0.009 с.)