Содержание книги

  1. Б. Сметана (1824 – 1884)      А. Дворжак (1841 – 1904)
  2. Простой чешский музыкант» Антонин Дворжак
  3. C женой анной в лондоне (1886)


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Простой чешский музыкант» Антонин Дворжак



УВЕРТЮРА

Любители музыки, которые никогда не слышали «Проданной невесты» целиком, все же хорошо знакомы с увертюрой, поскольку она входит в традиционный концертный репертуар симфонической музыки. Все ее темы повторно звучат в финале II действия.

ДЕЙСТВИЕ I

На главной площади небольшой богемской деревни хор поселян задает тон всей опере, исполняя веселую песню во славу весны и юной любви с добавлением предостережений по поводу опасностей брака. Лишь двое молодых влюбленных, Мария и Ганс, грустят, и, когда поселяне расходятся, мотивы этой грусти становятся ясны из их дуэта. Мария обеспокоена двумя причинами. Во-первых, она знает, что родители готовятся выдать ее замуж, за кого — она не знает. Во-вторых, она ничего не знает о прежней жизни Ганса, недавно приехавшего в их деревню. Ганс по своей природе сангвиник. Он убеждает Марию в том, что ей надлежит оставаться верной ему, и чтобы никакой неизвестный поклонник не увел ее. Что касается второго пункта, он говорит ей, что происходит из богатой семьи, но мачеха невзлюбила его, и потому он ушел из дома искать счастья. Очень трогательно двое влюбленных клянутся в вечной верности друг другу, но их прерывает появление на сцене трех более старших персонажей. Это родители Марии — Крушина и Катинка — и комичный сват по имени Кецал. Из их разговора становится ясно, что родители почти готовы отдать Марию за сына богача по имени Миха. Только у матери есть некоторые оговорки. Она считает, что Мария должна подумать.

Когда Мария слышит об этих планах, она топает ногой, объявляя, что уже пообещала выйти замуж за Ганса. Старшие в замешательстве от такого скандала, и папаша Крушина отправляется обсуждать создавшуюся проблему с Михой, а Кецал решает переубедить Ганса.

На сцене вновь собираются поселяне, и действие завершается очень веселой полькой.

ДЕЙСТВИЕ II

Второе действие начинается с застольной песни в местной корчме, что расположена неподалеку от площади. Слышны реплики свата Кецала во славу Бога и молодого любовника, Ганса, поднимающего тост, конечно же, за любовь. Затем все пускаются в пляс. И вот теперь, впервые, мы встречаем Венцеля, патетичного молодого человека — сына богатого Михи и претендента на руку Марии. Бедняга заикается и ужасно смущается. Он никогда не встречал Марию, но Мария его знает. Итак, — в Дуэте — она пытается убедить его отказаться от неизвестной ему Марии. Эта молодая женщина, говорит она, совершенно не нужна Венцелю, она не питает к нему никакого уважения, она сделает его жизнь несчастной, и, более того, в деревне есть одна очаровательная девушка, которая пылает любовью к нему. В конце концов она заставляет Венцеля поклясться, что он никогда даже близко не подойдет к Марии. За этим номером следует еще один длинный дуэт, очень комичный. В нем Кецал пытается убедить Ганса отказаться от Марии. Ганс, говорит он, слишком неопытен, чтобы знать, сколько денег требуется на свадьбу. Он не знает также, как ужасны становятся женщины, как только они заполучают своих мужчин. Гораздо лучше оставаться одному! И затем, с полным отсутствием логики, он предлагает Гансу девушку, у которой есть все на свете. Он перечисляет каждый пункт, а Ганс повторяет каждую деталь вслед за ним. Более того, Кецал предлагает 100... 200... нет — 300 гульденов за то, чтобы он отказался о Марии. Отдать ее — но кому? — спрашивает Ганс. Ну, конечно сыну Михи.

Но Ганс сам настоящий сын Михи от первого брака, о чем Кецал не знает. Таким образом, Ганс готовится подписать брачный контракт. Он должен получить свои 300 гульденов, понимая, что Мария должна выйти замуж ни за кого-то, а за сына Михи. Все входят, чтобы стать свидетелями торжественного события подписания этого документа, и все шокированы, что Ганс желает продать свою невесту. Только Ганс знает, что последним будет смеяться он сам и что Мария никогда не будет «проданной невестой».

ДЕЙСТВИЕ III

Венцель, будучи один на деревенской площади, сетует по поводу своего неудачного романа в комической арии, помеченной ремаркой «lamentoso» (итал. — «жалобно»). Неожиданно, с трубами и барабанами, появляется цирковая труппа. Венцель выражает детский восторг. Он слышит, как Шпрингер, директор труппы, объявляет о представлении, которое состоится прямо сегодня вечером, и он заворожен — как и каждый, кто увидит — танцем циркачей. С первого взгляда он влюбляется в Эсмеральду, прелестную канатоходку. Однако Муфф, другой участник труппы, выбегает, чтобы сказать, что циркач, который играет медведя, в стельку пьян. Никого другого нужного роста не сыскать, так что Шпрингер и прелестная Эсмеральда уговаривают Венцеля присоединиться к труппе — научиться танцевать и быть медведем!

Прежде чем он уходит с ними, являются его родители. Агнеса, Миха и сват Кецал пытаются убедить его подписать свадебный контракт с Марией. Но на сей раз юноша думает своей головой: он решительно отказывается и убегает. Теперь очередь убеждать Марию согласиться на брак. Даже ее собственные родители принимают участие в этом, и, когда они показывают ей бумагу, которую подписал ее возлюбленный Ганс, ее сердце оказывается разбитым. Она жалобно просит несколько минут на обдумывание. В прелестном секстете старики соглашаются дать ей несколько минут и удаляются, но вскоре они возвращаются.

Мария поет очень печальную арию, она не верит, что Ганс продал ее за 300 гульденов. Но, даже несмотря на явную измену возлюбленного, она не соглашается стать женой Венцеля. Ганс, конечно, знает, что все обернется хорошо, но у него нет времени объяснить это девушке. Когда Кецал предлагает ему его деньги (согласно контракту), он с готовностью соглашается на них, и все в деревне уверены, что Мария составит пару Венцелю. В этот момент входят родители Венцеля, они впервые видят Ганса и приветствуют его как давно потерянного старшего сына Михи. Так для влюбленных все проясняется, поскольку контракт заставляет Марию выйти замуж за сына Михи, но он не уточняет, за какого именно сына. Мария выбирает Ганса, и все потешаются над Кецалом.

Раздаются крики: «Берегитесь! С цепи сорвался медведь!» Но страхи оказываются напрасными: под громкий хохот присутствующих «медведь» сбрасывает маску, являя зрителям вспотевшую физиономию Венцеля. Жена Михи отволакивает прочь своего незадачливого отпрыска, Миха благословляет счастливую молодую пару. И опера завершается всеобщим радостным хором.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

История создания

Над оперой «Проданная невеста» Сметана начал работать в 1863 году. Либреттистом был видный писатель Карел Сабина (1813—1877). Композитора не удовлетворил первоначальный вариант либретто, написанный в расчете на одноактную оперетту. Он был расширен и послужил основой для двухактной оперы, законченной Сметаной в 1866 году. Премьера «Проданной невесты» состоялась 30 мая того же года в Праге и сопровождалась выдающимся успехом. Несмотря на это, требовательный к себе композитор в 1869 году подверг свое произведение значительной переработке. Был частично изменен и дополнен текст, сочинены новые музыкальные эпизоды. В новой редакции опера уже имела три акта. Наконец, в 1870 году для постановки в Петербурге Сметана заменил прежние разговорные диалоги мелодическим речитативом. В этом окончательном варианте «Проданная невеста» завоевала мировое признание.

Музыка

Комическая опера «Проданная невеста» — произведение на редкость жизнерадостное, сочетающее подлинно народный юмор с поэтичной, задушевной лирикой. Незамысловатый сюжет позволил композитору нарисовать живые, сочные картины чешского народного быта и окружающей природы, создать галерею ярко национальных характеров: находчивого, сметливого Еника, решительную Маженку, хитрого Кецала. Широко выписанные массовые сцены пронизаны напевностью, огненными ритмами чешских народных танцев.

Увертюра захватывает стремительностью, буйным весельем. Движение ширится, растет, и на гребне музыкального потока возникает жизнерадостная танцевальная мелодия, близкая польке — этому наиболее распространенному чешскому национальному танцу.

Первый акт открывается яркой народной сценой. Бодро и задорно звучит хор «Как же нам не веселиться». Грустью овеяно поэтичное ариозо Маженки «Если б только я узнала». За ним следует дуэт Маженки и Еника; его широкая светлая мелодия проникнута покоем, согрета теплым, нежным чувством. Вторая сцена (Крушина, Людмила, Кецал, затем Маженка) состоит из ряда сольных номеров и ансамблей. Плясовой ритм арии «Говорю вам, пан Крушина» придает образу Кецала комический оттенок. Легкая, воздушная мелодия квартета, полная грации и чистоты, связана с обликом Маженки. Акт завершает бойкая, темпераментная полька.

В начале второго акта, изобилующего массовыми сценами, звучит праздничный хор «Кто пиво с нами пьет», в мелодию которого вплетаются реплики Еника и Кецала. Хор сменяется живым, подвижным, ритмически прихотливым танцем «фуриант». Комический облик простака и заики Вашека запечатлен в ариозо «Матушка сказала так». Дуэт Еника и Кецала — широко развернутая сцена, насыщенная яркой мелодикой танцевального склада. Нежное, трепетное чувство раскрывается в лирическом ариозо Еника «Как можно верить». Вершиной акта является сцена продажи невесты; музыка с ее бурным, стремительным движением передает беспокойство и возмущение крестьян поступком Еника.

Значительную часть третьего акта оперы составляют арии и ансамбли. Лишь в финале вновь вступает хор. Красочен стремительный, темпераментный галоп комедиантов. Ария Маженки «То был любви прекрасный сон» проникнута светлой печалью воспоминаний. С арией контрастирует взволнованный дуэт Еника и Маженки. Завершающий оперу ансамбль с хором окрашен в светлые, радостные тона.

М. Друскин

Опера входит в золотой фонд чешской классики. Существует несколько редакций оперы. Для первой русской постановки в Петербурге (1870) были написаны речитативы и танцы. Опера популярна и в наши дни. Часто ставится в Германии.

Má Vlast

Симфоническая поэма – крупное одночастное произведение программного характера для симфонического оркестра. Первые образцы симфонической поэмы создал Ф. Лист.

симфоническая поэма «Влтава»(1874)

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, тарелки, большой барабан, арфа, струнные.

История создания

 

Сметана был первым чешским композитором, обратившимся к жанру симфонической поэмы. В них он использовал исторические, легендарные, современные бытовые, но неизменно чешские сюжеты. Программный цикл из шести симфонических поэм «Моя родина» (1874— 1879) — уникальный замысел в музыкальной литературе XIX века. Шесть поэм связаны единым замыслом — многосторонним показом жизни Чехии: ее прошлое, настоящее и будущее, ее легенды, историю и быт — все вдохновенно воспел Сметана.

Идея же воспеть Влтаву, символ чешской земли, на берегах которой раскинулась Прага, родилась у композитора давно. В 1867 году Сметана с друзьями отправился в путешествие к истокам реки и три года спустя писал в дневнике о впечатлении, которое произвели на него Святоянские пороги. Однако все замыслы были осуществлены лишь после завершения опер «Либуше» и «Две вдовы» и после страшной катастрофы, постигшей композитора в октябре 1874 года, — наступления полной глухоты.

Только творчество помогало ему отвлечься от тягостных мыслей о будущем, и две первые поэмы были написаны в Праге в краткие сроки. «Вышеград», согласно пометке в дневнике, был начат в конце сентября и завершен 18 ноября 1874 года, «Влтава», соответственно, 20 ноября — 8 декабря. И уже в следующем году они прозвучали в Праге: первая 14 марта под управлением капельмейстера оперного театра Людвика Сланского, а вторая — 4 апреля под руководством известного дирижера Адольфа Чеха.

Краткие наброски содержания симфонических поэм «Моей родины»

II. «Влтава»

Это сочинение рисует путь Влтавы. Оно подслушивает ее два первых истока, холодный и теплый, следует затем к месту объединения двух ручьев и по течению Влтавы — по широким лугам и рощам, по равнинам, где жители как раз справляют веселый праздник. В серебристом свете луны русалки водят хороводы, высятся гордые крепости, замки и славные руины, сросшиеся с дикими скалами. Влтава пенится и ярится на Святоянских порогах, течет широким потоком далее к Праге, крепость Вышеград внезапно вырастает на ее берегу. Влтава величественно стремится дальше, исчезает из виду и наконец вливается в Лабу (славянское название Эльбы. — А. К.).

Музыка

В партитуре «Влтавы» содержатся авторские указания на конкретные эпизоды. «Первый исток Влтавы» — журчащие пассажи флейт, сопровождаемые, словно брызгами, флажолетами арфы и пиццикато скрипок. «Второй исток Влтавы» рисуют кларнеты, присоединяющие свой более теплый тембр к холодноватым флейтам. Все новые ручьи вливаются в реку, и на этом фоне возникает одна из прекраснейших мелодий Сметаны. На берегах Влтавы развертываются пестрые картины жизни. Первая названа «Леса — охота»: переклички валторн, труб, гобоев и фаготов подражают звучанию охотничьих рогов. Вторая картина — «Деревенская свадьба» — основана на любимейшем танце чехов, польке. Третья — «Луна; хоровод русалок»: фантастический колорит создают тихие, таинственные, застывшие аккорды струнных и валторн, переливающиеся пассажи и арпеджио флейт, кларнетов и арфы. Кульминация — картина «Святоянские пороги», одновременно изобразительная и выразительная: в бушевании волн слышится драматическое противостояние, упорное сопротивление. Венчает развитие «Широкое течение Влтавы» — торжественное, победное проведение темы в мажоре tutti. На сверкающей кульминации возникает мотив Вышеграда, связывая воедино первую и вторую поэмы.

 

А. Кенигсберг

ВОПРОСЫ

Б. СМЕТАНА(творческий путь)

1. Напишите имя композитора Сметаны, кто он был по национальности, место рождения, смерти, его музыкальные профессии.

2. Чему была подчинена многосторонняя деятельность Б. Сметаны?

3. Как рано будущий композитор начал заниматься музыкой? Перечислите этапы становления его как музыканта.

4. С кем из известных музыкантов Б. Сметана познакомился в 40-х гг.?

5. Какие произведения в начале своего творческого пути Б. Сметана написал под влиянием романтиков Ф. Шумана и Ф. Шопена?

6. Что заставило композитора эмигрировать в Швецию?

7. Б. Сметана считается родоначальником чешской национальной оперы. Кратко охарактеризуйте оперное творчество Сметаны.

8. Какие сюжеты он выбирал для своих опер?

9. Какая опера Б. Сметаны наиболее известна? К какому жанру она относится?

10. Почему именно эта опера выделяется ее даже среди опер вт. пол. XIX в.?

11. Назовите 2 наиболее часто исполняемых фрагмента музыки этой оперы, дайте им краткую образную характеристику.

12. Сметана стал основоположником чешского симфонизма. Какой симфонический жанр привлекают его? Дайте краткое определение этому жанру.

13. Какое симфоническое произведение Б. Сметаны считается высшим его достижением в оркестровой музыке? В чем суть этого произведения?

14. Какая поэма этого цикла наиболее известна? Что означает ее название?

15. Перечислите эпизоды этой поэмы, следуя авторским указаниям.

 

Антони́н Двόржак (чеш. Antonín Leopold Dvořák (инф.); 8 сентября 1841 года близ Праги — 1 мая 1904 года  в Праге) — чешский композитор, представитель романтизма. В его произведениях широко используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии. Вместе с Б. Сметаной является создателем чешской национальной музыкальной школы. К числу наиболее известных работ Дворжака относятся Симфония № 9 «Из Нового света» (написанная в США), опера «Русалка», Концерт для виолончели с оркестром, «Американский» струнный квартет, Реквием, Stabat Mater и «Славянские танцы».

 

Самостоятельный талант, образовавшийся при неблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы.

Г. Ларош

Антонин Дворжак, бесспорно, является самым известным чехом всех времен. Ему удалось то, что под силу далеко не всем великим людям. Еще при жизни его ценили во всей Европе и США, а произведения знали и в Австралии. Могучий талант и упорный труд Дворжака внесли множество великолепных произведений в мировую музыкальную культуру.

Семейные традиции

8 сентября 1841 года в маленькой чешской деревушке Нелагозевес на левом берегу реки Влтавы родился будущий музыкант Антонин Леопольдович Дворжак. Его отец, как и дед и прадед, был мясником. К такой же деятельности в будущем стали готовить белозубенького крепыша Тоничка: едва малыш научился ходить, ему подарили передник и оселок, а немногим позже у него появились и свои обязанности в лавке.

Впрочем, юному Дворжаку больше нравились часы досуга, когда он с братьями играл на импровизированных танцах: брал в руки цитру и пытался передать какую-нибудь народную песню. В его голове постоянно носились обрывки мелодий, но пока их слышал только он…

Когда пришло время, Тоничку отдали в школу. Там-то и произошло его знакомство с классической музыкой. Это были поистине замечательные времена для прилежного ученика. Но двухгодичный школьный курс закончился, и Антонина решили отправить в город Злотницу – для овладения ремеслом мясника. Дворжак прилежно вникал в профессию, а потом, как и положено, стал работать на бойне. Для занятий музыкой в эти годы оставались лишь краткие часы досуга.

Получив соответствующий документ, позволявший открыть свое дело, юноша смог наконец подумать о будущем. Мечты его тогда были скромными. Художник в нем еще дремал. Романтические порывы пока не проявлялись. Он был просто ремесленником, который хотел одну профессию сменить на другую, более привлекательную для него.

Начинающий музыкант Антонин Дворжак

Дворжаку исполнилось 16 лет, когда отец, уступая настойчивым просьбам сына, отвез его на своей телеге в Прагу и помог определиться в Органную школу, которая готовила профессиональных композиторов. И юноша стал учиться: старательно сидел за партитурами и разбирал ноты. Выпускной экзамен сдал успешно, вот только в характеристике, выданной дирекцией школы, утверждалось: «Большой, но скорее практический талант… В теории он слабее».

После окончания школы Антонин столкнулся с трудностями: в оркестрах все места были заняты, не удавалось устроиться и костельным органистом. Некоторое время он искал работу, после чего поступил альтистом в ансамбль Карела Комзака. Хотя коллектив выступал лишь на балах и в ресторанах, руководитель стремился постоянно повышать уровень профессионализма своих подопечных. Поэтому практика была хорошей.

Вскоре Комзак предложил Дворжаку место в оркестре пражской лечебницы, где сам играл на органе.


Новые перемены в жизни Антонина произошли осенью 1862 года, когда в Праге открылся Временный театр и музыканты капеллы Комзака, хорошо себя зарекомендовавшие, стали ядром его будущего оркестра. Там он проработал 10 лет, а за это время успел поучаствовать в исполнении многих знаменитых опер. Это была отличная школа для молодого музыканта, стремившегося писать собственные произведения. Свободного времени почти не оставалось, тем не менее Дворжак постоянно занимался самообразованием и был неутомим в занятиях. Однажды, сидя за пианино, он с увлечением музицировал. Вошедшая к нему в комнату двоюродная сестра попросила брата взять ее с собой в театр. Лишь через пятнадцать минут, закончив играть, он наконец услышал ее просьбу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.110.155 (0.008 с.)