Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод наблюдения. Метод беседы. Метод анкетирования. Метод сочинения. Анализ продуктов деятельности

Поиск

Метод наблюдения

В пенитенциарных учреждениях применяются все его виды: непосредственное и опосредованное, стандартизированное (узкое) и нестандартизированное (широкое), открытое и скрытое (инкогнито), полевое (естественное) и лабораторное, наблюдение-поиск, выборочное, сплошное, включенное, невключенное, отсроченное.

При непосредственном наблюдении исследователь (психолог и другие сотрудники) сам изучает интересующий его объект (поведение и деятельность осужденных), что значительно повышает достоверность получаемой информации. Однако оно не дает возможности охватить большое число объектов в один и тот же промежуток времени (объем наблюдения ограничен 4-5 осужденными). Опосредованное наблюдение проводится через других лиц (начальника отряда, бригадира, учителя, мастера) методом обобщения независимых характеристик.

Стандартизированное наблюдение организуется для исследования какой-либо одной стороны личности, в частности, затруднений в психологической адаптации, нарушений режима, отрицательного отношения к воспитательным мероприятиям, склонности к симуляции, побегам, суициду.

Открытое наблюдение характеризуется тем, что объект изучения предупреждается об этом. Наиболее часто применяется скрытое наблюдение, когда осужденный не знает, что его изучают, поэтому ведет себя естественно.

При включенном наблюдении объект изучения и исследователь объединены совместной деятельностью. В этом случае позиция исследователя чаще всего скрыта, поэтому психология осужденного и группы, связи и отношения познаются более глубоко.

Особое значение отсроченное наблюдение имеет при изучении лиц, освободившихся из исправительного учреждения.

Наблюдение в пенитенциарных учреждениях включает в себя несколько этапов: подготовительный, сбора информации и заключительный. Для целенаправленного системного наблюдения можно использовать карту динамического наблюдения осужденного (В.И. Серов, 1993), предусматривающую изучение системы отношений, психологической активности, устойчивости личности, ее психофизиологических свойств, направленности, социальной реабилитации и общую оценку личности осужденного. Процесс наблюдения в исправительных учреждениях значительно осложняется из-за наличия у осужденных психологических барьеров по отношению к различного рода обследованиям, отказа от участия в исследовании или желания «подыграть» исследователю.

Информацию о личности осужденного можно получить также методами аудиовизуальной психодиагностики. Мимика и пантомимика, походка, одежда, татуировки, условные средства общения осужденных позволяют судить об опытности, криминогенности личности. Статус личности можно определить на основе метода пространственно-знаковой социометрии (В.Ф. Пирожков, 1992). Аудиовизуальная диагностика осужденных наиболее актуальна, но, к сожалению, меньше всего научно и методически проработана. Она может быть хорошим средством для сотрудников, которые действительно хотят разбираться в людях, в том числе в осужденных (А.И. Ушатиков, О.И. Шеламов, 1993).

По невербальным проявлениям осужденного (жесты и мимика) и внешнему облику (ношение одежды, наличие или отсутствие татуировок, кличек и т.п.) можно сделать вывод о таких качествах обследуемого, как выдержанность, скромность, тщеславие, такт. Во многих группах отрицательной направленности для демонстрации смелости, героизма, независимости и самостоятельности осужденные используют принятые только в данной группе жесты и мимику, стремятся щегольнуть татуировками, однообразно уродуют одежду.

Возможности человека в области диагностики личности еще полностью не раскрыты. Так, слепоглухонемая Ольга Скороходова, у которой на компенсационной основе была развита вибрационная чувствительность, узнавала знакомых по походке задолго до того, как можно было расслышать их шаги, и предупреждала об этом присутствовавших рядом людей. В исправительных учреждениях есть профессионалы, которые могут определить по шагам в коридоре, кто из осужденных идет к ним на прием. Если же они не могут вспомнить человека в лицо или слышат эти шаги впервые, то угадывают рост, национальность и даже статью УК, по которой он осужден, число его судимостей и при этом ошибаются довольно редко.

Характер походки осужденного указывает на его ролевой статус в стратификации:

– тихие неуверенные шаги с опорой на пальцы свойственны сосредоточенному человеку, который не любит привлекать к себе внимание, часто углублен в свои мысли;

– постановка ног пятками внутрь – показатель обостренного внимания к окружающему;

– подчеркнутый стук обуви присущ несдержанным, бесцеремонным и нередко неуверенным в себе людям;

– сильный размах руками характеризует подвижного, целеустремленного человека. Если при этом он ставит ноги легко и пружинисто, значит, пользуется авторитетом.

Некоторые психологи утверждают, что по походке человека и по тому, как он носит обувь и снашивает подошву, можно судить об особенностях его личности. Скарпология выделяет шесть типов характера человека в зависимости от вида стоптанных подошв. Характер походки зависит от возраста, физического состояния, темперамента человека и отношения его к самому себе. Эти связи не всегда достаточно достоверны с научной точки зрения, но представляют определенный интерес в связи с другими методами изучения.

По вербальным проявлениям, например, речи осужденного (содержание, форма, выразительность, употребление любимых выражений, степень засоренности жаргоном) можно судить о степени криминогенности обследуемого, приобщенности его к нормам и ценностям субкультуры.

Метод беседы

Широко используется для изучения индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей. В зависимости от целей беседа проводится либо с самим осужденным, либо с лицами, хорошо его знающими (сотрудники, учителя, мастера, друзья).

Для повышения результативности беседы необходимо снять настороженность у обследуемого, расположить его к себе, создать атмосферу доверия и доброжелательности. Она должна проводиться естественно и непринужденно. Важно выработать навыки ведения беседы: научиться ее начинать, задавать вопросы, слушать, наблюдать за реакцией осужденного. Подготовка к беседе предусматривает определение ее цели, времени, места и формы, составление плана.

В беседе психолог имеет возможность соединить изучение личности с воспитательным воздействием на нее. В связи с этим он применяет разные беседы: ознакомительные – для получения первого представления о личности и группе (при поступлении осужденного в карантин и др.); углубленные – для всестороннего изучения индивидуально-психологических качеств личности и особенностей группы; перспективные – для выяснения дальнейших жизненных планов осужденного или группы (возможность условно-досрочного освобождения, предоставления льгот, перевода в другое учреждение и т.п.) и отношения к ним изучаемых лиц; одобряющие и ободряющие – в случае проявления положительных качеств в поведении осужденного и действиях группы, когда одобрение и ободрение связаны с изучением отношения осужденного к совершенному им положительному поступку; порицающие – в случае нарушения осужденным установленных порядков и требований режима, в целях воздействия на личность и изучения отношения осужденного к проступку и порицанию; беседы-исповеди, инициатором которых является сам осужденный, стремящийся «излить» душу и тем самым снять психическое напряжение; итоговые (напутственные) – перед освобождением или переводом осужденного в другое исправительное учреждение.

В ходе беседы психолог должен добиваться того, чтобы осужденные анализировали свои действия, поступки, поведение, подводить их к правильным выводам.

Иначе строится беседа с лицами, знающими осужденного. Если психолог уверен, что беседа, например, с родителями не повредит осужденному, он сообщает ее цель, просит их рассказать подробно о своем сыне (дочери), а затем они совместно намечают пути дальнейшего влияния на осужденного. В противном случае позиция психолога должна быть скрыта. Так, бригадира можно спросить об отношении к производственному заданию не только конкретного осужденного, но и других членов бригады.

Метод анкетирования

С его помощью изучаются массовые явления: вкусы, мнения, настроения, отношение осужденных к различным событиям. Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, понятными, не допускающими внушающих ответов и неоднозначных толкований. Неструктурированные анкеты содержат вопросы, на которые осужденные могут давать ответы в развернутой форме. В структурированных анкетах осужденный выбирает из перечня возможных ответов приемлемые для него один или несколько ответов, ранжируя их по значимости. В структурированных анкетах благодаря методам математической статистики можно установить корреляционные связи и зависимости между различными вопросами и полученными ответами.

Исходя из целей анкетирования различают анкеты: анонимные, когда осужденный не указывает свою фамилию, и именные, когда требуются установочные данные обследуемого.

При кажущейся простоте анкетирование – весьма сложный метод, который нуждается в специальной подготовке, заключающейся:

– в разработке соответствующих анкет (подбор наиболее информативных и соответствующих цели изучения вопросов, порядок их расположения, обеспечение возможности перепроверки ответов на один вопрос ответами на другой и т.п.);

– в апробировании их на небольших группах обследуемых и внесении коррективов в предлагаемые вопросы;

– в психологической и практической подготовке обследуемых к анкетированию (разъяснение цели анкетирования, снятие настороженности у осужденных, практический показ правил заполнения анкеты- и т.п.).

Метод сочинения

Он схож с анкетированием. Но в сочинении в отличие от анкеты нужно дать полный и развернутый ответ на один вопрос.

В продуктах труда (рисунках, чертежах, дневниках и т.п.) отражаются особенности личности (способности, склонности, увлечения, черты характера). При изучении продуктов деятельности осужденного нужно обращать внимание: на их качество и количество; затраченное на их изготовление время (учебное, производственное или личное); их предназначение (для себя, коллектива или других людей); мотивы, которыми осужденный руководствовался при изготовлении продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 9; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.223 (0.007 с.)