Методы  изучения групп осужденных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы  изучения групп осужденных

Поиск

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

 

Факультет психологии и педагогики

 

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

 

Методы изучения групп осужденных

Реферат по социально-педагогической работы в пенитенциарных учреждениях

 

 

Выполнил: студентка 5 курса

заочной формы обучения

профиль ПиСП (5 лет обучения )

Диль Зарина Минулловна

Проверил :к.п.н ., ст. преподаватель Максимов А.С

 

Омск 2018

 

 

Методы исследования – это совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям они делятся на экспериментальные и неэкспериментальные, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские, психодиагностические. Методы исследования осужденного могут быть направлены на изучение его как субъекта социальной деятельности, идеальной представленности в других людях, субъекта межличностных отношений.

Субъективная ориентация выражается в проективных тестах (от лат. proektlo – выбрасывание вперед) как совокупность методик целостного изучения личности, основанная на психологической интерпретации результатов проекции. Под проекцией понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошедших восприятий (то есть интерпретируется рисунок, сюжет в соответствии с личностными особенностями).

Различают проективные ассоциативные (незаконченные предложения или рассказы) и экспрессивные (психодрамы, рисование на свободную тему, игра и др.) тесты.

Проективные тесты помогают вскрыть внутренний мир субъекта, содержание которого он часто не в состоянии выразить прямо. Это позволяет психологу сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Чаще всего для изучения личности осужденных в пенитенциарных учреждениях применяются тесты Айзенка, Спилбергера, MMPI, Кеттела, Розенцвейга, Люшера, ТАТ, Равена, Роршаха.

Некоторые тесты перед использованием (например, MMPI, Равена, Розенцвейга) нужно рестандартизировать с учетом того, что в пенитенциарных учреждениях отбывают наказание осужденные разного возраста и пола.

Применению тестов в изучении личности осужденных посвящены работы Ю.А. Алферова (1990); А.С. Новоселовой, Д.А. Арсентьева (1983); В.Г. Козюля (1983); Г.А. Трофимова (1983); Ф.Б. Берзина, М.П. Мирошникова, Р.В. Рожанец (1976); И.Б. Бойко и Т.В. Калашниковой (1993), В.П. Голубева и А.И. Мокрецова (1997); Г.А. Аминова, Э.Г. Аминова, В.П. Сафронова (1997).

Например, стандартизированный личностный опросник А. Басса-А. Дарки, тест Вагнера (И.Б. Бойко, Т.В. Калашникова) позволяют изучать агрессивность и враждебность, скрытые формы агрессии, а также диагностировать агрессивность как черту личности. Тест MMPI (Миннесотский многосторонний опросник) предназначен для диагностики личности. Обследование тестом MMPI позволяет:

– выявлять лиц с организаторскими способностями и положительной направленностью и привлекать их в самодеятельные организации, зачислять в резерв на должность бригадира;

– осуществлять диагностику лиц с качествами, способствующими производственному травматизму (невнимательность, низкий уровень интеллекта, заторможенность и др.) и являющимися противопоказанием для работы на ответственных и сложных участках;

– устанавливать лиц с психопатическими отклонениями, больных шизофренией, хронических алкоголиков и направлять их на лечение;

– выявлять осужденных с повышенной агрессивностью, психической напряженностью, тревожностью, депрессией и рекомендовать меры по профилактике возможных конфликтов, самоубийств, противоправных действий.

Для изучения личности осужденного одних тестовых методик недостаточно. Не менее важные данные сотрудник может получить традиционными методами. Например, при умелом использовании беседы и наблюдения можно получить разностороннюю информацию о поведении и деятельности осужденного. Ее можно уточнить психологическим анализом автобиографий, личных дел, методом обобщения независимых характеристик, специальными экспериментальными ситуациями.

Рассмотрим традиционные методы изучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.238.150 (0.01 с.)