Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ личного дела осужденного↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Анализ личного дела осужденного Он позволяет получить: 1) сведения от разных лиц, совпадающие в оценке личности, что может свидетельствовать об устойчивости отмеченных черт и типа поведения; 2) противоречивые сведения и определить способы проверки их истинности; 3) данные, свидетельствующие о тех или иных положительных качествах осужденного, опираясь на которые можно строить программу его ресоциализации; 4) информацию, характеризующую личность осужденного с отрицательной стороны, и наметить пути преодоления этих качеств. Психолог должен помнить, что информация, содержащаяся в личном деле осужденного, собиралась людьми, которые могли предвзято и субъективно подойти к оценке личности осужденного. Кроме того, за время, прошедшее с момента написания этих документов, человек мог существенно измениться. Сведения из личного дела необходимо постоянно уточнять и дополнять, чтобы выявить общую тенденцию в развитии личности осужденного. Метод самооценки Осужденному предлагается список 40-50 качеств личности и черт характера. Он должен выбрать из них 15-20 и составить личный эталон, располагая эти качества в порядке снижения их ценности для себя. Затем из отобранных качеств он составляет ряд (также по убывающей по степени выраженности) присущих, по его мнению, ему (самооценка); по его мнению, членам группы (оценка окружающих); по мнению группы, ему (ожидаемая оценка). Полученные три ряда качеств сопоставляются с эталонным рядом. Если они совпадают с эталонным рядом (коэффициент близок к 1), то осужденный переоценивает себя, имеет высокий уровень притязаний, если не совпадают (коэффициент близок к 0 или имеет отрицательный знак) – у испытуемого низкая самооценка, положение его в группе тревожное. Он переживает эмоциональное неудовлетворение. Могут быть и промежуточные варианты, которые имеют разные характеристики. Указанные оценки могут сопоставляться также с реальной оценкой, когда каждый член коллектива ранжирует соответствующий ряд качеств, оценивая того или иного осужденного (все оценивают одного). Метод эксперимента Состоит в создании условий для установления проявлений личности и группы (коллектива) в социальной ситуации со строго учитываемыми и варьируемыми условиями. Если экспериментальная ситуация близка к реальным условиям, то это естественный эксперимент. В практике особое место занимает метод социального эксперимента, который был осуществлен в вологодских ИУ (И.П. Зайцев, В.Ф. Клюкин, В.Ф. Пирожков, М.П. Стурова и др.). Эксперимент по применению психолого-педагогического аутотренинга апробирован и внедрен в практику психологических служб под руководством А.С. Новоселовой в 70-80-х годах. Характеристику осужденного может существенно дополнить анализ его корреспонденции (М.Г. Дебольский, 1978) и почерковедческая психологическая экспертиза, особенно подпись (Н.А. Харина, 1996). Метод социометрии Он используется для изучения положения личности в группе, системы сложившихся взаимоотношений между ее членами, наличия малых групп в отряде осужденных. Социометрические исследования следует проводить под не вызывающим сомнения предлогом, в частности, при переформировании отделений, бригад, звеньев, учебных классов. Каждому члену коллектива предлагается письменно ответить на ряд вопросов, например: «Укажите в порядке предпочтительности трех человек в своей бригаде, отделении (классе), с которыми вы хотели бы и не хотели: быть в одной бригаде, отделении (классе); выполнять вместе общественные поручения; трудиться на производстве; поддерживать связь после освобождения, а также которых вы хотели бы или не хотели иметь председателями или членами совета коллектива». Свою фамилию обследуемые указывают по желанию. Следует отметить, что данные о среде осужденных, полученные с помощью известных социометрических методик, не всегда объективны. Искажения возникают по следующим причинам. 1. Исследователи затрудняются в выборе действенных критериев, поскольку связанные круговой порукой и различными атрибутами уголовной среды, ее нормами и ценностями группы с асоциальной направленностью не допускают проникновения «чужих» в законы и правила внутригрупповых отношений. 2. Социометрические измерения проводятся чаще всего после того, как преступная группа уже изолирована правоохранительными органами. В этом случае ретроспективное социометрическое обследование не имеет прогностической ценности. 3. Лишение свободы и другие правоограничения являются мощным психотравмирующим фактором, который выбивает человека из привычной колеи, не давая ему никаких реальных перспектив (возникает ситуация фрустрации). 4. Члены группы нередко стремятся «подыграть» исследователю, вводят его в заблуждение. 5. В среде осужденных существует стойкое взаимное отвержение между членами групп, находящихся во враждебных отношениях (например, группы положительной и отрицательной направленности). Не имеет перечисленных недостатков методика пространственно-знаковой социометрии (В.Ф. Пирожков, 1993), основанная на распределении членов группы по статусной иерархической лестнице и поддержании в их отношениях строгой субординации в соответствии с исполняемой в группе ролью. В среде осужденных социально-психологическая стратификация закрепляется социальной стигматизацией (социальным клеймением). Это означает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения в пространстве, занимаемом группой отрицательной направленности. «Читая» определенные «знаки различия», можно точно установить, «кто есть кто» в этом сообществе. Средствами социальной стигматизации («знаками различия») в группах осужденных отрицательной направленности являются: а) татуировки, отражающие опыт человека в криминальной деятельности, степень его авторитетности в уголовной среде, притязания и ожидания; б) клички, по которым можно судить о положении личности в групповой иерархии. Чем благозвучнее кличка, тем выше положение личности в криминальном сообществе; в) система вещественных атрибутов (одежда, обувь, личные вещи, пища и т.д.). Самая модная одежда у лидера группы и его приближенных. Он курит лучшие сигареты, первым получает пищу в столовой, затем – его приближенные и в последнюю очередь – изгои и отверженные («чушки», «обиженные»); г) размещение осужденного в пространстве, занимаемом группой отрицательной направленности. Различные точки пространства, занимаемого группой (спальня, столовая, клуб и т.п.), обладают разной ценностью. Лидер всегда занимает лучшее место. В пространственно-знаковой социометрии в качестве критериев используются не вопросы, а готовые ответы наподобие того, как читаются знаки воинских различий. Задача исследователя – правильно «прочитать» эти «знаки различия» и на их основе составить социограмму изучаемой неформальной группы осужденных (В.Ф. Пирожков, 1993). С помощью средств социальной стигматизации можно установить движение осужденного по лестнице групповой иерархии. Если у правонарушителя имеется несколько кличек, то достаточно определить последовательность их присвоения, чтобы понять, как изменяется его авторитет. Замена клички на более благозвучную (оскорбительную) означает укрепление (снижение) статуса личности в группе, удаление осужденного от лидера в спальне, столовой, на производстве, свидетельствует о потере им ранее занимаемой позиции. Социоматрица в пространственно-знаковой социометрии строится с учетом всех социометрических критериев («знаков различия»). Чтобы определить взаимный выбор и взаимное отвержение, необходимо установить: кто дал осужденному благозвучную (унизительную) кличку, кто нанес возвышающую или оскорбительную татуировку. Рассмотрим методику пространственно-знаковой социометрии В.Ф. Пирожкова Многое о среде осужденных можно узнать с помощью социографического изучения неофициальной структуры осужденных. Этот метод предполагает последовательное осуществление следующих процедур: а) целенаправленное невключенное (на одних этапах систематическое, на других – выборочное, эпизодическое) наблюдение за реальными контактами осужденных в тех или иных видах деятельности, значимых ситуациях (например, конфликтных); б) фиксированное отображение единиц наблюдения (частоты, продолжительности и плотности контактов, отражаемых на специальной социографической матрице); в) графическое построение структуры (конфигурации) сети неформального взаимодействия с помощью графической техники (социограммы или коммуникограммы) и определение малых групп по плотности и выраженности межличностных связей. Методика определения неформального внутри- и межгруппового взаимодействия осужденных включает в себя ряд взаимосвязанных этапов. На первом (подготовительном) этапе строится социографическая матрица (рис. 4). Сначала составляется список осужденных, включенных в формально организованные группы, например, в производственные бригады. Для удобства обращения с первичной информацией каждому члену группы присваивается порядковый номер, под которым он фигурирует в течение всего обследования. Если объектом наблюдения является отряд, то осужденные нумеруются согласно алфавитному списку. (В новом уголовно-исполнительном законодательстве не устанавливаются степени исправления осужденных, но основные ее критерии отмечаются по всему тексту, сохраняя в своей основе прошлую практику.)
Одновременно с этим на матрице отмечается пенитенциарная характеристика конкретного осужденного. В зависимости от целей исследования в соответствующие графы заносятся сведения об индивидуальных, социально-демографических, уголовно-правовых особенностях личности (возраст, образование, национальность, квалификация и т.п.). Для наглядности можно использовать, например, цветные карандаши. На втором (основном) этапе выявляются сферы межличностных связей осужденных, осуществляется первичный анализ личностных и групповых характеристик (определяется динамика их структурных изменений). Заполнение матрицы на этом этапе лучше начать с неформальных групп, состав которых хорошо известен. Они фиксируются путем закрашивания матричных клеток различными цветами в зависимости от пенитенциарной характеристики членов групп. Результаты наблюдения заносятся в матрицу. Например, единичные (так называемые «фоновые») контакты могут изображаться точками, а постоянные (устойчивые) взаимосвязи – цифрами в соответствии с числом или плотностью контактов. Контактность, в свою очередь, служит косвенным показателем степени сплоченности неформальных малых групп. В схему диагностического изучения неформальных групп входит определение роли, функций членов групп, привычных образцов поведения, правил приписывания ролей. Важно выявить систему нормативных представлений осужденных. В каждой неформальной группе формируются взгляды на характер отношений между ее членами и санкций. Специальному изучению подлежат и формы поведенческого контроля. В этих случаях фиксируются способы, средства и методы воздействия неформальной группы на поведение своих членов и регуляции его в рамках сообщества (жесткий, демократичный, гибкий, лояльный контроль). При изучении неформальной группы необходимо учитывать возраст ее членов, социальный слой, к которому они относятся, уголовно-правовые характеристики. Важно найти причины установления устойчивых взаимосвязей и выявить мотивационные факторы, определяющие стиль взаимоотношений в неформальных группах. В целях диагностики можно выделить: крайне устойчивую зависимость индивида от группы (осужденный полностью идентифицирует себя с ней); устойчивую (ощущает себя носителем групповых ценностей и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями группы); умеренно устойчивую (в эмоциональном плане связан с ней, йо предпочитает выбирать собственный стиль поведения); неустойчивую или ситуативную (проявляет интерес к группе лишь из-за того, что членство в ней повышает шансы удовлетворения его актуальных потребностей). Предложенная схема анализа позволяет отбирать наиболее ценную психологическую информацию для классификации малых групп на основе соотношения тех или иных характеристик. Заключительный этап – социографическое изображение сети личностных и групповых взаимосвязей. В этих целях используется прием так называемого «остановленного кадра», который позволяет через определенные интервалы времени фиксировать динамику неформальных взаимоотношений осужденных. Способ построения сети неформальных связей напоминает традиционные социограммы. Они имеют вид графиков с числом вершин, соответствующих числу осужденных, образующих своего рода связанное «социальное ядро». По конфигурации взаимосвязей и расположению «социальных ядер» можно судить об особенностях неформальной структуры бригады, отряда осужденных или среды осужденных в целом. Социально-психологические явления в среде осужденных изучаются с помощью теста, содержащего сюжетные фотографии из жизни осужденных (В.А. Фефелов, 1993). В ходе индивидуальной беседы осужденному предлагают фотографии (более двадцати различных эпизодов) и просят подробно рассказать о том, что он видит, а также описать изображенные сцены, характеры людей, их взаимоотношения, мысли, прошлое и настоящее преступной деятельности. Осужденный, рассматривая фотографии незнакомых, но подобных ему людей, «смотрится, как в зеркало, в другого человека» и интерпретирует его действия и поступки. Умело построенная беседа с помощью фотоснимков позволяет получить от осужденных ценную информацию о них, об их замыслах, отношении к администрации, окружению и мерам воспитательного воздействия, которую взять другими приемами невозможно из-за присущих большинству преступников высокой тревожности и подозрительности. Данные изучения личности и среды осужденных могут быть использованы для составления психологических характеристик, прогноза поведения осужденного и выработки рекомендаций, коррекции поведения и деятельности осужденного, составления психологического портрета, а также в индивидуальной работе с осужденным. Психологическая характеристика содержит сведения об осужденном, прогноз и рекомендации. В практике исправительных учреждений чаще всего применяются формализованные характеристики, в которых усечены отношения, характеризующие личность. Часто в качестве критерия исправимости используется лишь отношение к режиму. Характеристика на осужденного, разработанная М.В. Тимашевым и В.А. Семеновым, включает: социально-демографические, уголовно-правовые, индивидуально-психологические особенности осужденного (характер, темперамент, эмоционально-волевая сфера), вывод о степени исправления и рекомендации по дальнейшей работе (М.В. Тимашев, В.А. Семенов, 1986). Нередко психологи в характеристике отражают лишь социальную сторону поведения человека (выполнение требований режима, отношение к обучению и труду и др.). Индивидуально-психологическое своеобразие личности в этих характеристиках раскрывается не полностью, в результате осужденные оказываются «на одно лицо». Психолог разрабатывает программу обучения персонала пенитенциарного учреждения комплексу методик психодиагностики личности и среды осужденных; методические рекомендации по организации индивидуально-воспитательной и групповой работы с осужденными на основе данных их изучения; предложения по использованию специальных программ психолого-педагогического аутотренинга для различных категорий осужденных; программы ресоциализации осужденных за преступления, совершенные с особой жестокостью, сексуальные преступления, а также определяет психолого-педагогические критерии формирования бригад, отрядов, самодеятельных организаций. Начальник отряда использует полученную при изучении осужденных информацию при написании различного рода характеристик (полугодовые, годовые, по окончании срока, на условно-досрочное освобождение, при переводе на другой вид режима, на помилование и амнистию). Он фиксирует данные изучения осужденных в тетради учета индивидуальной работы с осужденными и использует при планировании индивидуальной воспитательной работы с ними. Данные изучения осужденных используются при прогнозировании их поведения в связи с условно-досрочным освобождением, переводом на другой вид режима, предоставлением дополнительных льгот, переводом на бесконвойное содержание, склонностью к суициду, побегу, членовредительству, симуляции и аггравации, половым извращениям, а также лиц, агрессивных и конфликтных, трудновоспитуемых, лидеров малых групп отрицательной направленности. Н.И. Соколов, А.С. Севрюгин (1980) определили критерии, позволяющие прогнозировать поведение осужденного. А.С. Михлин (1985) разработал математическую модель осужденного, раскрыл механизм взаимодействия факторов, характеризующих прогноз поведения осужденного. Он выделил три группы факторов: отношение к труду; возраст и поведение осужденных; участие в самодеятельных организациях. Поведение осужденных также прогнозировалось на основе экспертных оценок самих осужденных и их аттестации. Составление психологического портрета – научный метод исследования, пригодный для идентификации индивидуальных качеств и. характеристик поведения преступника на основе совершенных им преступлений. Особую значимость он имеет при расследовании преступлений, связанных с захватом заложников, когда сотрудникам пенитенциарного учреждения важно получить максимум информации о личности осужденного. Этот метод широко используется также при идентификации авторов анонимных писем, шантажистов и лиц, совершивших преступление на сексуальной почве (А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев, В.А. Семенов, 1997). Данные, полученные о социально-психологических явлениях в среде осужденных с помощью методов социометрии, пространственно-знаковой социометрии, контактных наблюдений, проективных методов, можно использовать для выявления субкультуры среды осужденных, тюремных традиций и обычаев, стратификации, степени конфликтности, наличия малых неофициальных групп осужденных, их консолидации и лидеров, статуса осужденных, межгрупповых связей и отношений. Это позволит разрабатывать план единых воспитательных, режимных, оперативных мероприятий по пресечению, разложению и профилактике малых групп отрицательной направленности.
Список используемой литературы 1. http://yurpsy.com 2. otherreferats.allbest.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.250 (0.012 с.) |