Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексы упражнений третьего этапа обучения

Поиск

Комплекс I

 

Разогревающие упражнения:

 

Упражнения этого вида включают в себя уже известные упражнения, но выполняются они с учетом выразительных особенностей действия и новых, более сложных обстоятельств (включая живого партнера).

 

Упражнение 1 – Ходьба:

- на носочках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стоп;

- на «расплющенных» пальцах («гусиные лапки с перепонками»);

- с полощущим движением пальцев ног (по песку, по воде);

- с подпрыгиванием на подушечках ног;

- семенящим шагом («птичий»);

- с цепляющим движением пальцев ног.

 

Упражнение 2 – Бег:

- боком, с подминанием почвы под стопы;

- высоко поднимая колени, удерживая все время в воздухе воображаемый мяч;

- с преодолением препятствий (ручья, ямы, костра, забора);

- бег с партнером (спина к спине);

- бег-полет (в ритме сочетаются пробежки и взлеты).

 

Упражнение 3 – Перекаты:

- вперед головой (мяч),

- боком (монолит),

- боком с выбрасыванием в сторону ноги («кошка»),

- кувырок назад с подъемом и бегом (убегание от преследователей),

- преодоление препятствия: (живые партнеры создают те или иные сложные препятствия: мост, дверь-вертушка, колючка и пр.).

 

В разогревающий упражнения обеспечивается оправданность действий, причем в быстро сменяющихся обстоятельствах вымысла. Во избежание механичности в выполнении движений необходимо давать установку на творческую отработку каждого действия в виде слов – «манка», образов, комментариев, ритм-пульсации (хлопков).

По мере освоения разогревающих упражнений актеры-студенты учатся отзываться на новую ситуацию, включать в действие все большее количество сложных элементов, координировать движения с дыханием, темпоритмом, мысленными процессами и сенсорной возбудимостью.

 

 

Основные упражнения:

 

Упражнение 4 «Лес»: Каждый выбирает : я-растение, я-зверь, я-трава, я-камень. Учитывая наличие многих «персонажей», населяющих лес (поляну), студенты пытаются сжиться с условиями и партнерами.

Педагог может изменять ситуацию (дожждь, наводнение, засуха) или привносить обостряющие обстоятельства: «новичок» в лесу, ветер, унесший голову одуванчика, всех перенесли за вольер или дендрарий.

 

Упражнение 5 «Лабиринт»: Предлагается перебраться к морю по горному лабиринту, где сыро, пахнет прелостью, висят нить паутины и желанной каменной слизи. Студенты могут быть туристами или спасателями, геологами или разведчиками, животными или вьющимися растениями. Временно действия из не ограничены, но нужно следить за подлинностью проживания ситуации, логичностью ее развития и последовательность действий. Возникающее парное взаимодействие только обогащает студента и делает правдивым событие – «переход».

 

Упражнение 6 «Самочувствие»: Препятствием для существования студентов в том или ином характере служит изменяющееся физическое самочувствие и т.д. Педагог может предлагать студентам как одно обостряющее ситуацию обстоятельство, так и несколько, объединяющих группу в единый событийный узел. По желанию студентов, физическое самочувствие может быть прожито и человеческих обстоятельствах, и в мире насекомых, и в природе (заранее оговорив обстоятельства).

 

Парное взаимодействие:

Упражнение 7 – «поймать» взгляд партнера, находясь на разных сторонах общего группового круга.

 

Упражнение 8 «Зеркало» - повторить предложенные партнером движения.

 

Упражнение 9 «Тень» - партнер двигается за «хозяином», повторяя его траекторию и мини движения (руки, кисти, головы, плеч и пр.).

 

Упражнение 10 «Тень - хозяин» - стоящий впереди пытается понять и совершить действия партнера, стоящего сзади.

 

Упражнение 11 – передать ритмическую информацию по кругу хлопками, ударом стопы или другим движением.

 

Упражнение 12 – по сигналу обоим партнерам, стоящим спиной друг к другу на расстоянии 2-3 м, повернуться. То же повторить, но вез сигнала педагога.

 

Упражнение 13 – завершить начатье партнером действие, отгадав его цель.

 

Упражнение 14 «Мельница» - оба партнера, находясь по разные концы «жернова», начинают одновременное движение по кругу, точно сохраняя диагональ, силу нажимов на ручки жернова и скорость движения.

 

Упражнение 15 «Броуново движение» - соединения и передвижение в парах, тройках, четверках и т.д.

 

Упражнение 16 «Петушиный бой» - стоя друг против друга (руки за спиной, стойка на одной ноге), наскакивать друг на друга, пытаясь оттолкнуть как можно дальше партнера от роковой черты (возможны варианты этюда).

 

 

Этюды – импровизации:

 

Упражнение 17 Партнеры (мужчина - женщина):

Он - скульптор, она – «послушный комок глины». Он начинает «лепить» скульптуру, на касаясь ее, а задавая направление движения энергетическим импульсом (вверх, вниз, на сгибе, расширить – сузить и т.д.). важно добиться точного взаимопонимания партнеров в бесконтактном взаимодействии.

 

Упражнение 18 «Ученая обезьяна»:

Два партнера (пол не имеет роли) распределяют между собой функции: хозяин и подчиненный (могут быть и люди, и животные). Подчиненный выполняет любое задание хозяина, в свою очередь хозяин должен быть последователен и логичен в своих притязаниях. Если же логика будет нарушена, партнеры меняются местами.

Упражнение 19 «Антиподы»:

За две три минуты оговорить обстоятельства будущего этюда, в котором один играет роль сильного, другой – роль слабого. Возможны иные варианты: толстый – тонкий, сытый – голодный, высокий – низкий и пр.


Комплекс II

 

Индивидуально-групповая разминка проводится с целью подготовки психофизического аппарата студентов и активной репетиционной работе над литературным мтериалом.

 

Задачи комплекса:

 

- разогрев суставно-мышечного и опорно-двигательного аппарата,

- этюды-импровизации на заданную тему,

- этюды на литературной основе (пробы, связанные с действенным анализом отрывка литературного произведения, поиском способа существования в рамках заданных автором событиях и особенностей физического самочувствия персонажа в обстоятельствах роли).

 

 

Разогревающие упражнения:

 

Упражнение 1 «Стопы»: В статике или в движении размять стопы, пользуясь воображаемыми условиями (по песку, по глине, утаптывание почвы, соскабливание со стенок емкости краски, «промокашка», скольжение по льду, убегание от опасности, вхождение в воду, бег до финиша дистанции, бег с самочувствием голода, отчаянья, жары, духоты; под проливным дождем по лужам, по болоту, по колючкам, по гальке, по углям, по скошенной траве и т.д. ).

Каждое упражнение имеет логическое развитие и завершение, поэтому время проведения разминки не ограничено, условия выбирают сами студенты, при этом возможны варианты подключения партнера.

 

Упражнение 2 «Голова» (в статике):

- голова-«маятник», тяжелый, заржавленный, необходимо «смазать» вращающиеся части маятника.

- просыпающаяся и засыпающая голова (цветка, птицы, фивотного).

- голова-гигант («скажочная голова» из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

- голова – легкий шар на ниточке.

- голова – яблоко, перекатывающееся по «золотому блюдечку».

- голова одуванчика, раскачивающегося на ветру.

- «окольцованная птица», которую тянут за веревку, обвитую вокруг шеи.

- «лассо» на шее оленя.

- отбивание головой мяча.

- голова под дождем (снегом, градом, в темноте, на свету и т.д.).

 

Упражнение 3 «Руки»: Кисти – «веретена», кисти – бобины, сматывающие пряжу, кисти – красильные кисти (красить различные плоскости), кисти – шарики (отбрасывать и снова принимать), кисти – пульсары (каждый палец посылает световую информацию в темноту пространства), кисти – враги (борьба), кисти – «друзья» (игра), кисти в разных жидкостях: правая в воде, левая в тесте (либо в жидкостях разных температур). Руки – «сухие ветки», руки – «змеи», руки – «рельсы» для маленького ртутного шарика (перекаты справа на лево), руки – «плети» (старика, уставшего человека, больного и пр.).

 

Упражнение 4 «Корпус»: Тело – кряжистые пень (старый, рассохшийся). Корпус тела – ствол тонкой ивы, склоняющейся над водой, корпус – веретено, корпус – объем тонкий или толстый, круглый или вытянутый, легкий или тяжелый. Корпус с тяжелым грузом (на спине, на животе, на плечах). Корпус – «тесто» (плавное разминание в емкости). Корпус – «ком снега» (перекаты с набиранием нового слоя). Корпус – воздушный шар («полеты» шара, удерживаемого с земли за нитку). Корпус горбатого, ребенка или старика, робота или марионетки, уставшего путника или больного.

 

Упражнение 5 «Походка»: Ноги передвигаются по различным почвам (сыпучим, липким, мягким, влажным, колким, горячим - холодным). Перебежки в различных обстоятельствах (через границу, в темноте, в лабиринте, через дорогу на красный свет, через забор в чужом саду, по крапиве, в снежную бурю, в песочный ураган и пр.).

 

Упражнение 6 «Синтез»: Группа упражнений разминающих все части тела в комплексе, оправданных воображаемыми обстоятельствами, предлагаемыми как педагогом, так и самими студентами:

- марионетка с вращающимися частями тела (нужно «собрать» все части в одно целое).

- перетягивание каната (парное и групповое).

- раковина (сидя на полу с расставленными широко ногами, сложиться так, чтобы «укрыла» внутри себя жемчужину).

- медуза.

- змея.

- кенгуру (выпрыгивания из положения сидя вверх и выпрямленными руками и ногами).

- кот.

- лягушки.

- паук.

- божья коровка (передвижение на четырех точках).

- тигр.

- птицы с перебитым крылом, водоплавающие, в клетке или на природе.

 

Упражнение 7 – Дыхание и голосоведение:

- озвучить различные объемы (пустой металлический шар, трубу, комнату, площадь, купольную часть собора, лес подвал и т.д.).

- «поющее дерево».

- «звуковой цветок» (распускание и увядание).

- «говорящее животное» (собака, кошка, обезьяна).

- «звучащий дождь».

- гром, молния , ураган, вихрь (соединение звука с изображением тела и траекторией движения).

 

Упражнение 3 – Диалог:

Используя только звукосочетания, построить диалог: знакомство, расставание, ссора, примирение и т.д.

 

 

Основные упражнения:

 

Упражнение 9 – установление контакта в парах и в круге (через ладони, через глаза, через корпус в различных обстоятельствах, движениях).

 

Упражнение 10 – звуковая информация (вопрос – ответ звукосочетаниями: миу-ма-ба, дра-лу-вуа-си).

 

Упражнение 11 – переходы в парах (тенью).

 

Упражнение 12 – завершение действия партнера (протягивания нити, вышивка орнамента, крашение стены и пр.).

 

Упражнение 13 – ролевые контакты, связанные с фантастическими превращениями животного (растения, птицы) – в человека и обратно:

Слон – Моська (два соседа), Стрекоза – Черепаха (Парикмахер - Клиент), Две собаки (соседки в коммунальной квартире), Змея – Петух (Муж – Жена), Лилия - Шиповник (Модница - Педант), Сова- Сойка (Мать – Дочь), Радость – Отчаянье (Двое в приемной Директора), Смелость – Осторожность (Рационализатор - Начальник)…

 

 

Импровизационные упражнения на литературной основе:

 

«Мальва» М. Горького (утренняя встреча – купание Мальвы и Федора);

«Сорок первый» Б. Лавренева (спасение на острове Поручика и Марютки);

«Женя Румянцева» Ю. Нагибина;

«Пенелопа» А. Битов (вечерний ужин).

 

В тренинг могут быть включены рассказы, предложенные студентами для работы, где необходимо создание физического самочувствия: купания, ранения, голода или жажды, бессонницы и пр.

Комплексы упражнений второго этапа составляются на основе уже известных студентам упражнений, но в более сложных обстоятельствах. Этюды предлагаются с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.


 

Задачи тренинга

 

1. Разогреть аппарат актера путем включения активных двигательных и психологических элементов (сложных выразительно-пластических движений, ассоциативно-пространственных образных представлений, функций эмоциональной памяти и внутренней речи, опыта межличностного общения).

 

2. Создать атмосферу определенного творческого самочувствия на основе межличностного контакта в тренинговой группе, отработать энергетические парного взаимодействия на основе всех форм невербального общения.

 

3. Обеспечить устойчивый уровень эмоционального и мышечного тонусов в соответствии с задачами репетиционного процесса (отношение к обстоятельствам роли, физическое самочувствие в обстоятельствах роли, мотивы поведения и взаимодействия с партнером).

 

 

Условия проведения тренинга:

 

1. Тренинг проводится с группой в 7-9 человек в течение 30-40 минут.

 

2. Разогревающие упражнения третьего этапа проводятся в течение 5-7 минут.

 

3. Основная часть тренинга (25-30 минут) связанна с процессом освоения ролевого материала, проводится либо в КОНТАКТНОМ КРУГЕ, либо в АНСАМБЛЕ, либо во взаимодействующих парах.

 

4. Ведущий (педагог или режиссер спектакля) предлагает различные варианты тем этюдов или упражнений, его функция контроля может переходить в форму – соучастия (вплоть до введения себя в обстоятельства этюда и качестве нового персонажа или автора, уточняющего смысл того или иного события).

5. Заключительная часть тренинга (3-5 минут) рассчитана на эффективное расслабление, снятие мышечных и психологических зажимов, напряжений. Возникающих во время ролевого тренинга, и переход к репетиции.

 


Комплекс I

 

 

Разогревающие упражнения:

 

Упражнение 1 – Бег по кругу с убыстрением и замедлением темпа, сохраняя дистанцию между участниками. Импульс к убыстрению или замедлению темпа задает ОДИН из участников, остальные, мгновенно ориентируясь в изменяемой контактной ситуации, меняют темп в соответствии с задаваемым. То же самое – при смене направления движения (бега, ходьбы).

 

Упражнение 2 «Жернова»: Двигаясь по кругу в среднем темпе (обычный шаг), партнеры «глазами договариваются» о взаимных действиях: берут в руки воображаемые концы мельничного жернова (длинна в диаметре 1.5 – 2 м) и начинают двигаться сначала медленно, затем убыстряя темп и напряжение на ручки жернова. Могут случаться «неожиданности» - рукоять жернова случайно выскальзывает из рук одного из партнеров, отчего жернов резко меняет направление движения (в обратную сторону). В этом случае оба партнера должны быть очень внимательны, чтобы вовремя и точно перехватить движущийся жернов.

Основное условие этого упражнения – сохранение дистанции между партнерами, перераспределение силы тяжести с мышц рук на мышцы ног, подчинение партнеров любым изменениям обстоятельств действия.

 

Упражнение 3 – Ходьба по кругу с сохранением дистанции между участниками. ОДНИМ из участников задается условие напряжения той или иной части тела (поднятая напряженная правая рука, напряженная спина или согнутые в коленях ноги). Все остальные участники контакт-группы должны уловить задаваемое напряжение и по принципу «зеркала» ответить на это напряжение, при этом оправдывая смену поведения обстоятельствами вымысла (напряжение на кисть руки – несу поднос с чаем; напряжение на спину – горб или боль в позвоночнике; напряжение на шею – накрахмаленный воротничок рубашки господина XIX в.).

Действие необходимо довести до конца, и следующий участник задает новые условия поведения.

Завершение и развитие действия может идти не только в направлении бытового оправдания того или иного движения, и иногда выходить за рамки определенного жанра, приобретать черты «фантастического реализма», комедии-буфф и т.д. Например: кто-то нес на спине тяжелый предмет, вдруг какая-то «неземная» сила приподняла человека и весело понесла «по воздуху», или груз превратился в зверя – соскочил и убежал.

Упражнение 4 «Невидимая нить»: Ходьба по кругу по часовой или против часовой стрелки, «договор глазами» с партнером: протянуть между собой невидимую нить, на которую оба одновременно начинают «накручиваться» (к центру). Упражнение тренирует внимание к партнеру, распределение напряжения на все части тела в соответствии с условиями «договора», чувство пространства (от периферии к центру и энергетического уплотнения), темпоритма совместного действия. Каждый из партнеров теперь заботится не столько о себе, сколько о партнере, с которым вместе приходится делить всю длину пути. Можно менять обстоятельства упражнения : вдруг нить оборвалась, либо партнер «закрутился» раньше, чем другой, либо один из умышленно задерживает нить, а партнер буксует и пр.

 

Упражнение 5 «Энергетический круг»: Группа движется по кругу с сохранением дистанции. По импульсу ОДНОГО из участников все остальные начинают сужать круг, накапливая при этом ЭНЕРГИЮ внутри круга (каждый из участников должен ощутить это накопление), затем по импульсу ДРУГОГО участника круг можно расширять, превращать в любую фигуру (эллипс, квадрат, треугольник и т.д.)

Главным условием упражнения является ФИЗИЧЕСКОЕ ощущение перераспределения энергии внутри круга в зависимости от его размеров: большого, среднего, малого.

 

Упражнение 6 «Лепестки»: Двигаясь по кругу в среднем темпе, договориться «глазами» с партнером и в нужный момент выйти за пределы круга, не нарушая общего направления движения. Оставшиеся «лепестки» должны уловить этот момент и заполнить образовавшиеся «пустоты». Далее следующая пара может покинуть круг, а остальные равномерно заполняют пространство. Пары могут возвратиться в круг – тогда все участники вовремя должны дать им место в общем круге.

Усложнять упражнение можно через смену задач: проводить то же упражнение в беге, в ходьбе спиной, боком и пр. Упражнение хорошо тренирует «чувство партнера» и «чувство пространства».

 

Упражнение 7 «Живое препятствие»: Вся группа движется в одном направлении по кругу, в среднем темпе. Вдруг один из участников останавливается, создавая любое ОПРАВДАННОЕ препятствие (ложиться поперек как бревно, расставляет руки – створки двери, оказывается туристом, рассматривающим местность и пр.).

Все остальные участники Т – группы должны ОПРАВДАННО преодолеть это препятствие. По линии движения могут возникать «новые препятствия». Поэтому каждому участнику нужно быть предельно внимательным к изменениям обстоятельств.

 

Упражнение 8 «Энергетический шар»: Группа располагается по кругу, лицом к центру на расстоянии друг от друга (расстояние определяется чувством общего энергетического поля, созданного в круге, контролируемого партнерами справа и слева, контакт ладонями). Все вместе держат один общий «энергетический шар». «Поднимая» или «опуская» его, поворачивая вправо – влево, «сжимая» или «растягивая».

Наибольшую сложность выполнение упражнения приобретает в условиях контакта «спиной» и с закрытыми глазами.

 

Упражнение 9 – расслабление: В положении лежа последовательно расслабить все части тела, начиная с мышц шеи и заканчивая пальцами ног. Пропустить по «каналам» рук, ног и тела воображаемый «кораблик» к руслу реки. После расслабления подняться, сделать вдох – выдох.

 

 

Основные упражнения:

 

Упражнение 10 «Расчленение»: В глубокой посадке спрятать голову в колени, обхватив их руками. Выпускать, как щупальца, поочередно пальцы рук, кисть, локти, предплечья, затем максимально вытянуть шею и голову, осматривая глазами окружающее пространство. Повторить тот же процесс, но с другим условием – «щупальца» рук ядовиты и остры, либо мягкие тонкие жгутики, отталкивающие или притягивающие, холодные или огненные, ласкающие или истязающие. Важно добиться верного физического самочувствия во всех частях действующего организма.

 

Упражнение 11 – В положении стоя с опущенной головой представить различные состояния головы: поднять тяжелую голову от усталости или болезни, поднять легкую голову – «воздушный шар», голову – «колючку», голову – «колокольчик», голову «змеи». Постепенно в действие включить остальные части тела, подчиняя из к заданным обстоятельствам.

 

Упражнение 12 «Рисунок»: Рисовать различными частями тела картину разными красками: правая рука (кисть) – розовый цвет, левая – желтый, правое плечо – зеленый, левое – синий, голова – фиолетовый, правое колено – оранжевый, левое – голубой, правая стопа – красный, левая – черный, живот – бордовый. Движения всех частей тела должны быть точными, чтобы не «смазать» рисунок. Можно рисовать методом «набрызга», другими известными техниками, выбрав определенную тему или эмоциональное состояние: грусть, радость, страх, отчаяние, скрытность, разочарование. Важно добиться, чтобы все части тела «жили» в заданном самочувствии и ритме.

Наблюдения показали, что выбранные актерами цвета и тона самостоятельно распределялись в таком порядке : красный цвет – живот, желтый – плечи, черный – стопы, серый – голова. Тогда «радость» в рисунке отражается всем телом: от центра живота, а «грусть» - начиная с головы (серый).

 

Упражнение 13 – Перекаты: Начать перекаты через голову вперед назад, в сторону с выходом головой – «змея», «черепаха». Все подчиняется движению головы: извивается, собирается в комок, сворачивается, преодолевает любые препятствия. Осложняющими обстоятельствами могут быть: условия физического самочувствия, характера, возраста, темпоритма (агрессивный, вялый, вальяжный, неуклюжий, хитрый, подозрительный, больной, дремлющий и т.д.). Подключить к действиям дыхание и голос.

 

Упражнение 14 – Повторить перекаты, но с импульсом движения от кисти руки, или вытянутой ноги–«хвоста» или от локтя, либо от плеча-«горба».

Перекаты двух тигров навстречу друг другу, либо прыжки с веток деревьев двух разъяренный рысей. Важно добить синхронность в движениях партнеров.

 

Упражнение 15 «Двери»: Открывать и закрывать двери в различный обстоятельствах и с разным отношение: дверь в замок, дверь в глубокий подвал, стеклянная дверь в учреждении, дверь в кабинет к начальнику, дверь в кабинет к врачу, дверь в купе вагона и пр. Оправдание возможно через взаимодействие с партнером, по времени на ограничено. В качестве обострения обстоятельства могут возникать условия: зима (у проруби), жаркий летний день (во дворе), проливной дождь и т.д.

 

Упражнение 16 «Эпоха»: Обуваться (различные виды обуви иных эпох). Обуваться в различных состояниях: усталости, болезни, старости, радость. Одеваться как лорд, денди, гвардеец и пр. с изменением самочувствия. Довести эти беспредметные действия до автоматизма, чтобы в дальнейшем можно было сосредоточить свое внимание на более важном действии. Например, в работе над этюдом по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные» необходимо было отработать одевание героя в состоянии тяжелого заболевания с тем, чтобы основное внимание сосредоточить на действии – бежать и спасать несчастную возлюбленную. Верно найденное физическое самочувствие подсказывает логику и последовательность поведения героя. Необходимо тренировать одевание и обувание (или раздевание) в разных самочувствиях: в стадии опьянения, при сердечном приступе, после бессонной ночи, при отравлении, в глубокой депрессии и т.д.

 

 

Импровизационные упражнения:

 

«ОРКЕСТР»: педагог-дирижер путем энергетического контакта с группой заставляет приближаться или удаляться участников, отклоняться в сторону, приседать, падать, ползти и т.д. Затем упражнение усложняется благодаря подключению голоса (распределение по полутонам, в различном темпоритмическом рисунке). «Хор» подчиняется сигналам дирижера, усиливая или ослабляя звук, вплоть до снятия одного звука и повтора другого. В дальнейшем дирижером может стать любой из участников. В оркестре нет необходимости создавать мелодию, звуки могут быть самыми разными, важно их сочетание – коллективный голос.

 

«ОРКЕСТР ЖИВОТНЫХ»: то же упражнение, но в предлагаемых обстоятельствах: лягушки на болоте, волки, куклы, лесной оркестр.

Парные импровизации на заданные темы или сюжеты литературных произведений (русской и зарубежной классики) с учетом эпохи и жанра произведения.

 

«СКАЗКА»: один из участников становится персонажем придуманной им сказки и начинает действовать. Остальные разгадывают замысел и включаются поочередно в действие, становясь тем или иным персонажем сказки. Сюжет и конфликтная ситуация разрабатываются «на ходу».

Желательно как можно меньше использовать слова и фразы, добиваясь точного взаимодействия через линию поведения, точность движений, взгляда и пр.


Комплекс II

 

Упражнение 1 «Ансамбль»: Все участники располагаются в кругу, создавая контактное энергетическое поле. Один из участников делает произвольный рывок в центр круга (с определенным энергетическим напряжением). Ему наперерез устремляется другой участник с тем расчетом, чтобы «перекрыть» поток энергии, причем, заблокировав все возможные каналы для «утечки» энергии. Сложность упражнения заключается в том, что партнеры не договариваются заранее и перекрыть движение другого может кто угодно из круга. Особую сложность представляет сам процесс «блокирования», ибо это не зеркальное отражение движения партнера, а самостоятельное (в своей пластике, своем темпоритме, со своей энергетической насыщенностью) реагирование на импульс-информацию партнера.

После фиксирования (остановки движения партнеров) возможно определенное разрешение конфликтной ситуации, энергетическая разрядка: это возможно создать на основе мгновенно сфантазированной жизненной ситуации (молодой человек опередил девушки, подняв ее платок, либо мужчина поддержал старика при его падении на землю), а также через образы животных, растений, птиц и пр.

 

Упражнение 2 «Трио»: Принцип упражнения тот же, что и в предыдущем. Однако, энергетический импульс одного поля может быть уравновешен двумя другими. В конфликте в этом случае участвуют трое, по степени энергетической насыщенность движения каждого участника «столкновения» распределяют роли: нападающего, жертвы и защитника (возможны другие варианты отношений, которые возникают без пре6дварительного сговора). Разрешение конфликта происходит немедленно, т.е. импровизационно, со словами или без них.

 

Упражнение 3 «Каратэ»: упражнение № 1 усложняется тем, что выпад одного из участников сопровождается звуковой информацией (дыхание, звук адекватны силе, энергии и направлению выпада), подобно той, что в поединке каратистов – «Ки-я-я». Ответ партнера должен быть адекватным: миу-иу-иу-и-а – вауи-ваи-аиу-ва (по принципу ритмической тезы и антитезы).

 

Упражнение 4 «Ритмическая композиция»: Каждый из участников последовательно включается в построение пластической (энергетической) композиции (движения в пространство ограничиваются смысловым и энергетическим уравновешиванием каждого из предшествующих пластических построений). Композиция не должна «застывать», ее следует постоянно развивать, разрывая одни контактные звенья и создавая другие. У каждого участника должно складываться четкое ощущение себя в энергетическом контактном звене и всей композиции в целом. Воображение актеров в упражнениях третьего этапа обучения мгновенно должно подсказывать им ту или иную ситуацию: в воде, в лесу, на песке, в гроте, на вершине горы, в трюме, в тюрьме и пр. Данное упражнение тренирует активность и оперативность мысленного действия, связанного с необходимостью мгновенного включения в действие с партнером, сиюминутным реагированием на изменение … сценические и социально-бытовые штаммы межличностного ….

 

Упражнение 5 «Дуэт»: Двум участникам тренинга предлагается встать на разных концах аудитории (или сцены) по диагонали, закрыть глаза. По сигналу педагога оба начинают одновременно двигаться по направлению друг к другу (с открытыми глазами). В течение «наступления» друг на друга партнеры стараются угадать «замысел» противника и в момент соединения должным образом выйти из ситуации.

Упражнение имеет огромный смысл для парного общения мужчина женщина, где очень важно установление контакта на интимном уровне.

 

Упражнение 6 «Синтез»: Двум участника тренинга являются частями одного общего организма или механизма. Их взаимодействие должно обеспечить слаженную работу механизма (часы, двигатель, растение, робот).

 

 

Импровизационные упражнения:

 

а) предлагаемые обстоятельства этюдов (парных и ансамблевых) оговариваются партнерами в течении 2-3 минут. Темами их могут служить как внешние обстоятельства: в разведке, в очереди, в будке телефона-автомата, на лекции, в горах и пр., так и условия психологического конфликта между партнерами: муж – жена, начальник – посетитель, продавец – покупатель, контролер – пассажир, тренер – спортсмен, муж – жена – любовник. Интересны обстоятельства и темы этюдов, связанные с типами темпераментов и характеров: слабый – жестокий, добрый – скряга, русский – китаец, больной – врач, черт – ангел и т.д.

При проведении этюдов необходимо добиваться не усложнения сюжетной структуры этюда, а логичности, точности и последовательности развития взаимодействия конфликтующих сторон, обеспечения многообразия нюансов контакта, выразительности и органичности поведения участников этюда;

 

б) этюды-импровизации в обстоятельствах пьесы, роли. Оговариваются обстоятельства места, времени, диспозиции партнеров. В работе над этюдами не материале классических произведений необходимо изучение таких подробностей, как: социальный статус героя, возраст, характер, род деятельности, воспитание, окружение, традиции и ритуалы семейных отношений, поведение в гостях и дома, на приеме и на званом обеде, а также другие подробности быта;

 

в) этюды-импровизации на материале художественных произведений: картин, репродукций графических рисунков, фотографий. Необходимо расширить рамки сюжета картины, определив, какое событие предшествовало изображенному художником событию и чем должно разрешиться то или иное столкновение герое картины.

 

В этюдах по картинам важно уловить АТМОСФЕРУ происходящего события и ОТНОШЕНИЕ автора к ситуации, выраженное в технике рисунка, его колорите, композиции, экспрессии и пр.


Комплекс III

 

Задачи комплекса:

 

1. Отработать навыки передачи и получения энергетической (невербальной) информации («лучеиспускания» и «лучевосприятия»), а также возможности уравновешивания энергетического баланса при контакте с партнером.

 

2. Освоить навыки дыхательно-голосового и словесного импровизационного общения с партнером.

 

3. Обеспечить активацию всего психофизического аппарата актера при настройке на репетицию или спектакль на основе ролевого тренинга.

 

 

Разогревающие упражнения:       

 

Упражнение 1 – Бег по кругу (по часовой стрелке). По сигналу (хлопку) участники включают различные препятствия, возникающие на пути: бурелом, ручей. Змея, прорубь и т.д. преодолев препятствие, продолжить бег, установив равномерное дыхание. Следующий сигнал ведущего свидетельствует о возникновении препятствия, связанного с психологическими процессами: внезапно увидел свою бывшую возлюбленную, встретился с соперником, вечером столкнулся с бандитом.

Продолжить бег с сохранением того самочувствия, которое установилось во время преодоления психологического барьера, как бы переведя самочувствие вовнутрь.

 

Упражнение 2 «Тайна»: Стоя с опущенными руками и головой, неожиданно сделать рывок (бросок) любой частью тела, внутренне зафиксировав силу и энергию рывка, а также точку приложения напряжения. Затем, не включая в действие активного физического (пластического) компонента, совершить тот же самый рывок, но скрыть, завуалировать его внешне. При проведении упражнения необходимо контролировать уровень энергетической насыщенности действия, уведенного в «тайник».

Камертоном внутреннего проживания «рывка» является активная внутренняя речь «не смей ко мне приближаться!»; «прошу тебя, уйди!».

 

Упражнение 3 «Захват»: Схватить руками воображаемый предмет; поймать взглядом летящий или движущийся объект; схватить губами нить; обхватить руками дерево, шар, пространства комнаты.

 Короткими вдохами захватить воздух «как рыба, выброшенная на берег», ухватить слухом едва слышимую мелодию любой песни, ощутить укол в сердце «для женщин – толчок ребенка в период беременность», поймать различными частями тела тепло солнца, намина или уловить свет от какого-либо источника.

Первоначальный импульс служит лишь толчком и к совершению того или иного действия в сфантазированных обстоятельствах.

 

Упражнение 4 «Расчленение»: Разными частями тела совершить действия:

- оттолкнуть,

- притянуть,

- напугать,

- поймать,

- захватить,

- осмеять и т.д.

Попытаться те же действия совершить взглядом, не прибегая к активному мышечному напряжению, т.е. достичь эффекта «холодного взгляда», «располагающего взгляда», «трусливого» или «надменного» и т.д.

Важно не просто демонстрировать возможности мимики лица, а попытаться адекватно перенести во взгляд ту энергию мышечного напряжения совершаемого действия, которая делает взгляд естественным, оправданным и осмысленным.

 

Упражнение 5 «Малый полет»: В беге по кругу рассчитать «взлет» и «приземление» (разбег – 3 такта, взлет затяжной – 2 такта, приземление и пробежка – 3 такта). Внутренне зафиксировать необходимое количество энергии для «взлета». После остановки повторить «взлет», не прибегая к мышечному напряжению, а переведя во внутреннее ощущение – «полет души».

 

Упражнение 6 «Большой взлет»: Присесть на корточки, сконцентрировать энергию взлета внутри объема шара. Взмахом рук приподнять тело вверх и, на сколько это возможно, «повисеть» в воздухе. Повторить действие несколько раз с тем, чтобы зафиксировать дыхание, ритм полета, затрачиваемую энергию. Затем, стоя прямо, с опущенными руками и приподнятой головой, попытаться воспроизвести самочувствие «большого полета». Когда «аж дух захватывает и сердце замирает».

Внутренняя речь связана с теми мыслями, который заставляют человека радоваться, восхищаться, удивляться: «вот оно – долгожданное письмо… любит… ждет… вот бы взять и перелететь к ней сию минуту… мгновение – и уже там!». Воображение подсказывает студентам особые, близкие им объекты размышлений, желаний, устремлений.

 

Упражнение 7 – Релаксация: стоя с опущенной головой и руками, представить себя старым уставшим деревом, которое ко всему привыкло, равнодушно наблюдает за «резвыми» молодыми деревцами. Старому дереву трудно поднять «ветки», взгляд его тяжел, мысли неторопливы и мудры, дыхание ровное и размеренное.

 

 

Основные упражнения:

 

Упражнение 8 «Пробуждение»: В положении лежа с закрытыми глазами, проанализировать внутренние ощущения в связи с обстоятельствами:

- духоты, гари, задымленности помещения,

- необъятного чу4вства тревоги,

- чувства радости и неописуемого восторга,

- в состоянии болезни, бессонницы, горя.

Воображение может подсказать иные обстоятельства, осложняющие действие как для человека, так и для животного, растения, других живых существ.

 

Упражнение 9 «Лабиринт»: Начать движение по лабиринту (в горах, в разрушенном здании, в противотанковых рвах) с ощущением страха, отчаяния, болезни, ранения, интереса. Цель упражнения не в скорейшем преодолении пути по лабиринту, а в адекватном существовании в действии с учетом сложно-психологического самочувствия, потрясения, напряжения всех психических сил человека перед лицом смерти.

 

Упражнение 10 «Энергетический бокс»: Два борца располагаются друг против друга, слегка присев (поза медведя), руки свободно опущены. Один из борцов делает движение какой-нибудь частью тела (на касаясь партнера), задавая при этом определенный энергетический код. Другой должен уловить и разгадать этот код, ответив адекватным движением той же части тела. В процессе борьбы участники настолько привыкают к такому способу контакта, что все действия совершают точно и быстро.

Для усложнения упражнения предлагаются «обманные» действия партнеров (замахнулся рукой, о «ударил» коленом).

Осложняющими обстоятельствами борьбы могут стать различные почвы, на которых происходит поединок: на песке, на асфальте, на ватной подушке, на клейкой поверхности, на льду.

 

Упражнение 11 «Конвейер»: Участники выстраиваются в три линии про 3 – 4 человека. Первые номера начинают какое-либо движение донной части тела (например, вращение кисти правой руки). Следующий за ним участник, стоящий к первому боком, должен «боковым зрением» уловить не только направление вращения определенной части тела, но и темпоритм действия, затем верно подключиться к действию первого. Передавая сигнал следующему участнику конвейера. Любой «обрыв» цепочки должен быть оценен участниками, конвейер остановлен. Необходимо добиться такого чувства коллективного действия, чтобы начинать и прекращать действия почти одновременно (при выполнении упражнения, последний - совсем не видит первого).

 

Упражнение 12 «Диагональ»: Три участника тренинга встают в диагональ на «контактном» расстоянии друг от друга, причем, первый и последний – спиной друг к другу, а средний – вполоборота к ним. Один из тройки начинает движение по кругу, все двигаются так, чтобы сохранить диагональ круга.

 

 


Роевой тренинг

 

Тренинг проводится на материале принятого к постановке спектакля.

 

Задачи ролевого тренинга:

 

1. Использовать обстоятельства жизни, поведения, сомочувствия и условий взаимоотношения с другими персонажами.

 

2. Подготовить психофизический аппарат актера на конкретную работу с учетом режима репетиционного процесса, физических затрат, жанровой природы материала, темпоритмической организации действии.

 

3. Создать индивидуальный комплекс настроечных упражнений: перспективных и актуализированных (самомассаж, дыхательно-голосовые упражнения, психомышечная тренировка, упражнения на физическое самочувствие и характерность).

 

4. Разработать групповые упражнения, проводимые перед началом репетиции или спектакля (энергетический контакт, темпоритмический ансамбль, коллективные распевки и т.д.).

 

Приведем пример ансамблевого тренинга перед репетицией (на стадии выпуска) дипломного спектакля «Преступление и наказание» по роману Ф.М. Достоевского с Свердловском театральном институте (1988 – 1989 гг.).

Основная задача разминки заключалась в создании единого энергетического поля в круге (с учетом специфики материала и ролей).

Первоначально предлагалось построить круг в соответствии с принадлежностью к тои или иной линии спектакля (с последовательностью включения в обстоятельства «дела Раскольникова»).

Студенты рассаживались в пределах сценической площадки (не договариваясь изначально) так, чтобы каждый входящий в данное пространств уравновешивал уже созданное предыдущими энергетическое поле. Было замечено, что с увеличением числа участников на площадке усиливалось конфликтно-взрывное начало в атмосфере (при том, что каждый персонаж постепенно входил в статус ведущего на данном отрезке времени и пространства). Логическим завершение построения круга был выход Порфирия Петровича, попавшего буквально в «адовый клубок» энергетически накаленной атмосферы. Оценив ситуацию (пространство было заполнено до отказа), ему ничего не оставалось, как «скандальным образом» уйти в самый дальний угол сцены и тем самым создать главный конфликтный узел с «центром» - Раскольниковым.

Затем было предложено (с использованием минимума текста роли) всем персонажам НАПОМНИТЬ Раскольникова, по возможность достаточно подробно и настойчиво, а причинах его заблуждений, толкнувших его на совершение преступления. При этом Раскольников либо сам подходил к любому из своих знакомых, родных, требовал ответа или подробностей событий минувшего дня, либо Двойник Раскольникова резким утверждением заставлял окружающих вступать в спор. Иногда слишком уверенное поведение Двойника вызывало протест со стороны самого Раскольникова, и тогда в поединке оказывались «сознание» Раскольникова и «сердце», не умеющее лукавить.

Ответы других персонажей, как напоминания о случившемся, могли быть без слов: через перемену положения тела (сидел – встал, отошел в угол), через «подзвучки» - у каждого персонажа свой бытово-шумный звук (у сони – пшено в жестяной миске, которое она постоянно перебирает, а в сцене «Евангелия» «окропляет» им Раскольникова; в Старухи - процентщицы – связка ключей; у Свидригайлова – «бульканье» выливаемого вина из бутылки в фужер; у Настасьи – звук деревянных «ступочек»; у Порфирия Петровича – звук открываемого портсигара; у Заметова – удары бильярдных шаров; у Мещанина – свисток и т.д.).

Передавая свое отношение к «страсти разума» Раскольникова, каждый создавал центр раздражения главного героя, будирования его «натуры», способной верно оценить ошибки гордого разума.

В течении 20 минут были проиграны практически все основные сцены спектакля по ведущим линиям действия каждого персонажа и всего коллектива в целом, где задачей было НАПОМНИТЬ Раскольникову в подробностях, что с ним быль ТОГДА с тем, чтобы изменить его поведение ТЕПЕРЬ.

В результате такого «тотального тренажа» была подготовлена не только «полифоническая атмосфера» спектакля, ритм, дыхание сегодняшнего спектакля, но и найдены некоторые повороты и нюансы в отношениях с партнерами, установлена динамика СЕГОДНЯШНЕГО взаимодействия всех герое спектакля.

Концентрация мыслей и эмоций в тренинге позволили высветить наиболее важные моменты в каждой роли. Выстроить и реализовать единое СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ спектакля, энергетически обеспечить все связки, переходи, включения в сцену и выходы из нее, точно определить место и вклад каждого в процесс развенчания теории Раскольникова перед лицом представителя XX в. – Двойника.

Это один из возможных ролевых тренингов, проводимых на утренней репетиции перед вечерним спектаклем.

Практика подсказывает ряд других эффективных способов психофизической настройки на спектакль в зависимости от жанра спектакля, его структуры, динамики, конкретного сценического пространства (при перемене игровой площадки). От способа взаимодействия между персонажами и зрителями.

В качестве настроечных упражнений выступают дыхательно-голосовые, темпоритмические (в круге). Психофизические упражнения или ансамблевое пение, речитативы, передача энергетической и звуково-смысловой информации (в круге).Индивидуальная настройка на спектакль включает в себя: процесс самомассажа, аутогенной и психофизической тренировки, проверки физического самочувствия, определенного обстоятельствами роли.

 

Создание методики РОЛЕВОГО ТРЕНИНГА – дело будущего.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.80.198 (0.025 с.)