Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шлем с нашлемником.. Доспехи и драгоценности.. Партикулярное платье рыцаря.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Шлем с нашлемником.
Копия шлема и клейнода Эдуарда Уэльского, Черного Принца. Кентерберийский собор. Нашлемники (клейноды) делались из различных материалов. Так, для рыцарей, участвовавших в турнире в Виндзорском парке в 1278 году, клейноды были сделаны из телячьей кожи, по одному для человека и для его коня, что следует из ведомости покупок. Для Черного же принца в Кентербери, согласно той же ведомости, клейнод этот был сделан из материи. Клейноды крепились к шлему посредством тонкого железного стержня и носились на большом шлеме, надевавшемся поверх кольчужного капюшона, хотя имеются указания на то, что их порой носили просто на небольшом головном уборе. Клейноды появились не ранее конца XIII столетия; они широко распространились ближе к концу первой четверти XIV века, и затем из довольно скромных и простых элементов одеяния рыцаря превратились в фантастические и даже нелепые украшения. Так, довольно странной фантазией была нашлемная шапочка, представлявшая собой головной убор из бархата или другой материи, который надевался на шлем и увенчивался фамильным геральдическим гребнем; во второй половине столетия к нему добавилась полоса из материи или кожи, опоясывавшая шлем, и ламбрекен – нечто вроде мантии, покрывавшей шлем. Клейноды в XV веке принимали самые причудливые и фантастические формы, вроде увенчанного короной единорога или лисьего хвоста. Многие их образцы можно увидеть в посвященной турнирам книге короля Рене, в описаниях процессий и маскарадов, сделанных Бьючампом, в германских книгах о турнирах и других подобных трудах. Геральдические гребни были хрупкими и делались из тех же материалов, что и в предыдущее столетие, хотя чаще встречалась вываренная кожа, поскольку она была более упругой и надежной. На гобелене в Валансьене, изображающем единоборство XV века, видны многочисленные обломки геральдических гребней под копытами коней. Рыцари весьма трепетно относились к этим символам; их часто погребали вместе с их владельцами. Гребни крепились в нужном положении с помощью железного стержня или застежки; экземпляр последней можно видеть в Артиллерийском музее в Париже.
Вот что мы читаем по поводу турнирных шлемов и нашлемников в уже упоминавшемся трактате Рене Анжуйского: «Сначала должен быть закреплен гребень на подкладке из вымоченной кожи толщиной в один палец или больше; и часть кожи должна охватывать верх шлема и покрывается ламбрекеном, украшенным гербом хозяина. И на ламбрекене поверх шлема укрепляется гребень, а вокруг него валик любого цвета, какой пожелает турнирщик, толщиной в руку, можно больше или меньше, в зависимости от его желания. Итак, шлем берется по типу басинэ или шапель, за исключением добавленной решетки, что изображено ниже. Для лучшей наглядности гребень, вымоченная кожа и шлем разделены на три части».
Миниатюра из «Турнирной книги» Рене Анжуйского, 1460 г., Национальная библиотека Франции. Турнирный шлем «жабья голова» («рот лягушки»), Фландрия, 1410-1450 гг. Коллекция Уоллеса, Лондон.
Как сделать нашлемную фигуру. Из трактата Ченнино Ченнини О живописи (последняя треть XIV века — середина XV века) «CLXIX. Об изготовлении нашлемников и шлемов для турниров и правителей. Когда у тебя будет случай делать какие-нибудь нашлемники или шлемы для турниров или правителей, которые должны ходить в сеньорию, тебе следует, прежде всего, достать белую кожу, дублёную не иначе, как с черникой или"cefalonia". Натяни её и рисуй на ней свой нашлемник в том виде, как ты его хочешь выполнить; сделай два рисунка и сшей их один с другим, но с одной стороны оставив отверстие, в которое можно насыпать песку и уравнять его палочкой так, чтобы всё было равномерно наполнено. Когда ты это сделаешь, поставь его на несколько дней на солнце; после того, как хорошо высохнет, смажь его два раза клеем, употребляемым для грунтовки гипсом, и высыпь песок. Затем возьми грубого гипса, смешанного с клеем. Прибавь к нему битой пакли и сделай его густым, как тесто. Лепи из этого гипса форму, которую тебе нужно сделать. – человека, животного или птицы, насколько можно передавая сходство. Когда это сделано, возьми грубого гипса, стёртого с клеем, который бы стекал с кисти, и прокрой им кистью нашлемник три или четыре раза. Когда клей хорошо высохнет, скобли и полируй, как при работе на доске. Тем же способом, как я тебя научил грунтовать тонким гипсом доску, загрунтуй нашлемник и, когда высохнет, выскобли, отполируй и, если нужно; вставь в изготовленную тобой форму стеклянные глаза, пользуясь для большей выпуклости гипсом для рельефов. Если хочешь золотить или серебрить, покрой болусом так же, как на доске, и дальше придерживайся обычного способа при золочении, при раскраске и покрытии лаком».
Вооружение рыцаря. Доспехи и драгоценности. Обилие драгоценностей на доспехах, изображенных на соедневековых картинах, шпалерах и миниатюрах, не такое сильное преувеличение художников, как может показаться на первый взгляд. Так, в 1445 г. дижонский оружейник Фремен де Мезье изготовил для бургундского герцога Филиппа Доброго два полных доспеха, покрытых позолотой и усыпанных драгоценными камнями по цене 1 800 гульденов за 1 комплект. (Архив французского департамента Кот д’Ор, В.1694, f. 135) В 1446 г. Филипп Добрый велел позолотить свой салад и украсить его драгоценными камнями. (Архив французского департамента Норд, Жильбер де Рюпль, 1466, В. 2061) Оливье де Ла Марш описал доспехи и всю экипировку бургундского принца в своих мемуарах: «Герцог сел на коня примерно в четыре часа пополудни. Шел сильный дождь, и это было плохо, поскольку для такого великолепного события лучше подошел бы прекрасный солнечный день; сеньоры выглядели превосходно, особенно сам герцог, который был учтивым и любезным принцем; он любил богатую одежду и украшения, и то, как он их носил, настолько шло ему, что никто не мог с ним в этом сравниться. Он имел восемнадцать лошадей, облаченных в одинаковые сбруи из черного бархата, расшитые его девизом в виде огнив с кремнями и разлетающимися искрами; огнива, прикрепленные к бархату, были покрыты золотом и эмалью и стоили очень дорого. Его пажи были богато разодеты и носили различные шлемы /герцога/, украшенные жемчугом, алмазами и плюмажами, удивительно богатыми, и среди них один только шлем-салад, как говорили, стоил больше ста тысяч экю золотом. Тело герцога было защищено чудесным панцирем, наручами и поножами, кои, как и наголовник-шанфрьен его коня, были отделаны множеством драгоценных камней, стоивших целое состояние. Я говорю сие, поскольку состоял тогда пажом герцога и видел эти украшения».
Бартелеми Бермехо. Святой Михаил. Фрагмент. 1468 г. Лондонская Национальная галлерея. Юлий Цезарь. Фрагмент шпалеры «История Юлия Цезаря», Турне, 1465-1470 гг. Бернский Исторический музей. А вот как очевидец описал парадное облачение Карла Смелого, герцога Бургундского, во время конгресса в Трире в 1473 г.: «герцог Бургундский был облачен в сбрую, сиявшую, как серебро, поверх которой носил короткую мантию, расшитую золотом и украшенную алмазами и прочими драгоценными камнями ценой в двести тысяч золотых крон; его бархатная шляпа, кою он любезно держал в руке из почтения к императору, была украшена алмазом, который невозможно оценить ни одному человеку. Перед ним шествовал паж, несущий его салад, усыпанный драгоценными камнями». Описанная в процитированном источнике шляпа, вероятно, была аналогом еще одного головного убора, потерянного Карлом Смелым в Грансонском сражении. В каталоге Иоганна Якоба Фуггера (1555 г.) содержится как описание, так и изображение этой шляпы итальянского фасона с широкими полями «из желтого фетра, с большим сапфиром на гребне, с большими жемчужинами вокруг тульи и полей, и с золотой трубкой для плюмажа» из красных и белых перьев.
Алмаз, «который невозможно оценить ни одному человеку», украшавший шляпу герцога в Трире, вероятно, был одним из двух крупных бриллиантов (т.е. ограненных алмазов), являвшихся главными ценностями бургундской сокровищницы. Первый из них, т.н. «Флорентиец» или «Желтый Австриец» (137,25 каратов), имел желтоватый оттенок и был вставлен в золотую брошь, усыпанную жемчугом. После долгих скитаний в качестве швейцарского трофея, камень сначала попал в Милан, затем был приобретен Римским папой Юлианом XI за 20 000 дукатов, после чего, при папе Льве X, стал семейной драгоценностью знаменитого флорентийского рода Медичи. В XVIII в. алмаз попал в австрийскую Императорскую сокровищницу в Вене, где и пребывал до 1918 г. В настоящий момент бриллиант, скорее всего, находится в частной коллекции в США. Второй камень, индийский алмаз «чистой воды» желтоватого оттенка, имевший грушевидную форму и известный, как «Санси» или «Демидов» (106 каратов, по другим данным 55 каратов), был не менее знаменит, а его путь в качестве трофея столь же тернист. Алмаз сменил нескольких хозяев, в т.ч. жену Петра Демидова (1828 г.), и знаменитую актрису Элизабет Тэйлор. В настоящий момент камень выставлен в галерее Аполлона в Лувре.
Изображение шляпы Карла Смелого и бриллиант «Санси».
Александр Македонский верхом на Букефале. «История Александра Великого». Фландрия, 1470 г.Национальная библиотека Франции. Видный бургундский политик, оруженосец и советник Филиппа Доброго Жак дю Клерк, в своих «Мемуарах» описывал мужскую одежду знати следующим образом: «В это время /1467 г./ мужчины одевались столь коротко, что из-под одежды были видны их ягодицы; они разрезали рукава своих роб и пурпуэнов таким образом, что была видна рубаха (chemise), кою они носили. Рукав рубахи был широким, и у них были длинные волосы, которые впереди приходились до глаз, а сзади до низа; на голове они носили суконную шапку (bonnet) в четверть (quartier) или шапку в полчетверти высоты; дворяне и богачи /носили/ на шее массивные золотые цепи, с пурпуэном из бархата или шелка, и башмаки (soulier) с пулэнами длиной в полторы четверти или четверть, их платья были туго подбиты на плечах, чтобы делать их /мужчин/ более мощными и представительными».
3 июля 1488 г. Жан д’Энен стал свидетелем свадебного кортежа Карла Смелого и Маргариты Йорк, который двигался по улицам города Брюгге. Энен описал увиденное следующим образом: Открывали шествие гости из Австрии, «числом шестьдесят, все пешие, в фиолетовых робах, на груди – большой щит с гербом императора и его цветами… За ними шесть пажей верхом на больших конях, покрытых фиолетовым дамаском с резным бордюром из белого сукна и с белыми плюмажами на /конских/ шанфрьенах». Сами пажи были одеты в белые робы, собранные оборками с зеленой оторочкой, в фиолетовых шляпах с белыми плюмажами и в красных башмаках. «Далее следовали 19 всадников в робах из фиолетового сукна с серой окантовкой». За ними «генуэзцы примерно такого же числа… в робах из малинового сукна». Далее следовали «конные жандармы, сопровождающие некую персону, изображающую монсеньора Святого Георгия с тремя пажами; лошадь была в длинной попоне из белой тафты с крестом из красной тафты», «всадники в длинных робах из белого дамасского сукна, подбитых черным бархатом, с корнетами на черных шляпах». «Кастильцы были облачены в зеленое», а их эскорт – в робы из зеленого и фиолетового сукна. «Их сопровождали тридцать жандармов в длинных робах из фиолетового дамаска», рядом с каждым из жандармов шли по два пажа в акетонах из малинового бархата и в желтых головных уборах-боннэ. «Шестьдесят венецианцев были облачены в малиновое», «восемнадцать всадников одеты в робы из малинового шелка», их слуги – в робы из фиолетового сукна. Следом двигалась колонна священнослужителей. «Архиепископы: первый легат Святого Папы, далее епископ Камбрэ, епископ Утрехта, епископ Меца, английский епископ Солсбери, епископ Турнэ и бретонский епископ Вердена. За ними двигались оруженосцы, клерки, чиновники, рыцари и сеньоры двора монсеньора герцога, облаченные в фиолетовый и малиновый дамаск, шелк и бархат, кои обошлись монсеньору герцогу в пятьдесят тысяч экю».
«Перед дамой /Маргаритой/ ехал монсеньор Адриан де Борсель, сир де Брегдем, который следил за мадам Элеонорой Бургундской, незаконнорожденной дочерью доброго герцога Филиппа, предыдущего герцога Бургундского». За тем на шести лошадях в попонах «из черного бархата с большим золотым солнцем» проехали пажи, облаченные в «робы, расшитые девизом». Далее следовали «лучники тела монсеньора бастарда, облаченные в новые пальто, расшитые золотом, их шоссы белые и зеленые и их красные пальто. Далее – пешие лучники монсеньора герцога, облаченные в новые пальто из черного сукна, расшитого золотом. За лучниками двигались четыре горниста и четыре трубача, а за ними – четыре горниста и четыре трубача из Англии, и рожки и трубы оных были украшены баннерами с английскими гербами, и далее – десять трубачей с гербами монсеньора герцога, все конные. Далее ехали короли оружия, герольды и пурсиваны, все конные, облаченные в котдармы, среди них гербовые короли Бретани, Нормандии и Англии».
Латинский текст «Libellus magnificentia duqs Burgundiae» содержит красочное описание одежд Карла Смелого и его придворных во время Трирской встречи с германским императором:
«Герцог вышел навстречу к воротам аббатства, одетый в исключительно прекрасный табар из золотой и серебряной парчи. Кроме того, он носил множество прекрасных драгоценных камней, мерцающих подобно звездам и оцененных в 100 000 дукатов. Его табар был открыт с боков, дабы подчеркнуть красоту и богатство подвязки ордена Эдуарда Английского, кою он носил на чулке <…>. Рыцари носили красный бархат; сеньоры же главного совета были облачены в синие, затканные золотом одежды. Рыцари ордена Золотого руна носили дорогие красные мантии. Так же присутствовали восемь герольдов и шесть гербовых королей, одетых в длиннополые дамаски». «Счет на одеяния для эскорта монсеньора герцога», составленный казначеем (argentier) Карла Смелого Никола де Гондевалем 24 октября 1473 г. содержит описание вида одежды, ее цвета и материала для 1 003 человек, с общей суммой затрат на материал и пошив в 38 830 ливров. Вот некоторые выдержки из этого документа: «Жан, герцог Клеве, и 24 сопровождающих его придворных – златотканая парча. Герольдмейстер Золотого Руна, мэтр Намюра и 51 прочие – короткие красные робы и черные атласные пурпуэны. Сеньор Бодвиль, Анжел и Жан де Монфоры и 12 прочих – длинные, красного бархата робы. Жиль д’Оньи и 64 прочих – короткие робы черного дамаска и красного атласа пурпуэны. <…> Контролер артиллерии и 19 прочих – желтая бархатная роба, коричнево-зеленый атласный пурпуэн и синий бархатный головной убор. <…> Главный герольдмейстер и гербовые короли Брабанта, Артуа и Фландрии – робы красного дамаска и пурпуэны фиолетового атласа. /герольдмейстеры/ Бургундии, Лимбурга, Лотарингии, старый герольд Гельдерна, «Je lau emprins», Ферраты, король менестрелей, Руси, новый трубач и 25 прочих – короткие робы из дамаска и пурпуэны черного атласа. Два трубача гвардии и 36 прочих – камлотовые робы и пурпуэны черного атласа. Капитан лучников – синий бархат для его жакета и белого дамаска пурпуэн. Судебные служащие (всего 60) – пальто из черного и фиолетового камлота и пурпуэны черного атласа. Большой Жан и 44 сопровождающих – камлотовые пурпуэны. Двадцать восемь рыцарей и оруженосцев, которые примут участие в турнире в Трире в присутствии императора – тафта разных цветов для лошадиных попон. Жандармы гвардии монсеньора – палето и мантии из расшитой золотом серебряной парчи и шелка, и синего бархата и пурпуэны красного атласа. 12 дизанье гвардии – очень богатая серебряная парча для роб и красного бархата пурпуэны. Красная златотканая парча для робы Оливье де Ла Марша, капитана гвардии, и подбитый тафтой красный бархат для его пурпуэна».
Бургундская роба «средней длины». Бургундия, 1470-е гг. Бернский Исторический музей. В Бернском Историческом музее хранится бургундская мужская роба (инв.№20а) из красного шелка с серой навощенной льняной подкладкой. Рукава робы снабжены буфами, спина сшита не из двух, как обычно, частей с центральным швом, а из одной части. Длина одеяния 1,08 м. Возможно, он являлся одной из «роб средней длины», о которых шла речь в процитированной выше счетной ведомости. Примечательно, что в приведенной ведомости не сказано ни слова о чулках. Скорее всего, они могли быть любых цветов либо принятых ранее расцветок и шились частным образом. Чулки-шоссы (chausses) чаще всего изготавливались из тонкого сукна, с середины XVв., как правило, сшивались в единые штаны с клапаном-гульфиком впереди, одевались поверх льняного нижнего белья-брэ (braies) и пришнуровывались к нижнему краю дублета-пурпуэна.
Луазе Лиде. Васко де Луцена преподносит Карлу Смелому сочинения Курция Руфа. Миниатюра из «Истории Александра Великого». Фландрия, 1470 г. Национальная библиотека Франции.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.014 с.) |