Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парадное и турнирное конское снаряжение.



                       Геральдические плащи.

В средневековых текстах геральдические одеяния, носимые во время торжественных церемоний либо боевых действий, часто обозначались термином котдарма (cotte d’armes), что буквально переводится как «гербовая одежда». Например, Оливье де Ла Марш называл плащи (табары) герольдов гербовой одеждой: «плащом герольдов является котдарма».

А вот что писал в своей «Турнирной книге» Рене Анжуйский, ведя речь о геральдических одеяниях турнирующих рыцарей: «Гербовая котдарма изготавливается как у герольда, разве что не должна собираться складками на теле, дабы лучше демонстрировать герб владельца».

Обычно геральдические эмблемы вышивались разноцветной шерстяной, шелковой, а так же золотой и серебряной нитью, после чего ткань с помещенной на ней вышивкой накладывалась аппликацией на соответствующие места платья. Относительно простые эмблемы могли просто вырезаться из разноцветного материала.

Зачастую гербовые одежды расписывались масляными красками. Так, художник Бургундского двора Юг де Булонь расписал масляными красками и золотом котдармы для участников турнира «Прекрасная Паломница» (1449 г.), а Жан де Булонь в 1454 г. раскрасил 4 котдармы Филиппа Доброго («две из дамасского сукна и две из атласа»), 9 котдарм для гербовых королей и 10 котдарм для прочих герольдов и пурсиванов. Пьер Кустен, преемник Юга и Жана де Булоней, в 1458-1459 гг. расписывал бургундские котдармы различных фасонов («la facon de plusieurs cottes d’armes»). В 1461 г., например, он расписал 15 котдарм для бургундских герольдов и их помощников.

 

 

Одна из самых ранних сохранившихся котдарм – геральдическая накидка с гербом

Священной Римской империи. Германия. XIV в. Немецкий Национальный музей.

Котдарма – табар, плащ герольда, с гербом графа де Нассау. 1647 г.

 

Наиболее распространенным типом котдарм в XV в. был табар (tabard), Т-образное пончо, грудь, спина и фальшивые рукава которого были покрыты выложенными аппликацией или написанными маслом геральдическими эмблемами. Рукава табара обычно были короче фронтальной и спинной части, не уступая им в ширине, хотя встречались и исключения: «два рукава табара столь же велики, как покрывало /т.е. грудь и спинка/» (1405 г.).

 

 

Котдарма из Эрмитажа и котдарма Людовика де Шалона, сеньора де Шатогийона.

 

Франко-бургундский табар второй половины XV в. (по другим сведениям, изготовленный в Германии в начале XVI в.), сшитый из красного сукна, подбитого холстом, с белым «пнистым» Андреевским крестом, экспонируется в Романовской галерее Государственного Эрмитажа в Петербурге.

Еще один табар, судя по всему, снятый с тела погибшего при Грансоне бургундского капитана Людовика де Шатогийона, долгое время хранился во Фрибуре и использовался в качестве церковной мантии. К сожалению, до наших дней дошла только его рисованная копия (Фрибурский архив).

 

 

  Бартелеми д’Эйк. Герольды и трубачи сеньоров де Ла Грютюза и де Шателя.

       Бартелеми д’Эйк. Поединок между де Ла Грютюзом и де Шателем.

          Миниатюры из «Турнирной книги» Рене Анжуйского, 1480-е гг.

                                  Национальная библиотека Франции.

В Цюрихском Городском архиве так же имеется рисованная копия котдармы Карла Смелого либо одного из его герольдов («Herzog Carl von Burgund Herolden Rock») в виде жилета (или безрукавного жакета) с бургундским гербом:

 «Разделенные части Франции и Бургундии и противоположные Брабанта и Лимбурга; для Франции: в лазури золотые цветки лилии, бордюр разделен на серебро и червлень; для Бургундии: шесть частей золотых и лазоревых перевязей, лазоревый бордюр; для Брабанта: в черни золотой лев; для Лимбурга: в серебре вооруженный (т.е. с когтями) червленый лев с золотыми языком и короной; в центральной части щит Фландрии с черным львом в золоте». Известно, что оригинал был изготовлен из шелка.

Практические советы от Ченнино Ченнини.

«CLXVIII. Как надо делать покрывала для лошадей, девизы и плащи для турниров и праздников.

Иногда при турнирах и празднествах на покрывалах лошадей и на плащах делаются рельефные и нашитые девизы. Я тебе покажу, как они делаются из бумаги. Во-первых, весь лист бумаги покрывается полированным золотом или серебром и делается это следующим способом: разотри насколько возможно тоньше немного охры или портняжного мела и с малым количеством армянского болуса, смешай с жидким, как вода, клеем. Смажь этим составом мягкой щетиной или, если хочешь, беличьей кистью всю поверхность чистой писчей бумаги. Когда высохнет, вернись к ней, крой её по частям беличьей кистью и постепенно накладывай золото таким же образом и в том же порядке, как на болус на доске; когда покроешь золотом весь лист, посмотри, когда его надо будет полировать. Возьми очень ровную каменную плиту или хорошо отполированную твёрдую доску, отполируй на них свой лист и отложи в сторону. Из этих листов ты можешь сделать животных, цветы, розы, разного рода девизы и достигнуть большой чести. Делай быстро и хорошо. Ты можешь их ещё украсить раскраской маслом».

 

    

        Бартелеми д’Эйк. Торжественный выезд Рене Анжуйского на Сомюрскую джостру.

                                Миниатюра из «Описания турнира 1446 г.»

          Государственная публичная библиотека им. М.Е.Салтыкова-Щедрина.

На парадных церемониях и турнирах рыцари покрывали конские доспехи красочными попонами, чему имеются десятки, если не сотни, письменных и изобразительных свидетельств. Приведем несколько примеров из бесконечного списка архивных документов и мемуаров.

Так, на турнире «Древо Карла Великого» (1443 г.) капитан зачинщиков Пьер де Боффремон, сеньор де Шарни, согласно данным Ла Марша, въехал на ристалище

«конный и вооруженный надлежащим для такого случая образом… Его лошадь была покрыта белым, расшитым золотом сукном; следом верхами двигались пять его пажей, на каждом из пажей были одежды из черного и фиолетового атласа, а лошади были украшены следующим образом. Первая была покрыта голубым сукном, /расшитым/ золотом, вторая – фиолетовым бархатом, третья – черным атласом с большим крестом Святого Андрея из белого валяного сукна, четвертая – черным атласом, расшитым девизом указанного сеньора де Шарни, и пятая – вишневым с золотом сукном».

В 1461 г. для Сент-Омерской ассамблеи ордена Золотого Руна известная бургундская швея Клэр из Ниобура вышила золотой канителью 51 огниво с множеством разлетающихся искр на черной атласной попоне для коня Филиппа Доброго.

 11 ноября 1467 г. во время торжественного вступления бургундской армии в Льеж конь бургундского капитана Жака де Люксембурга, сеньора де Фьенна, был облачен в доспехи, покрытые черной атласной попоной, расшитой золотой нитью. Интересно, что де Фьенн использовал эту попону и во время военной кампании. В 1473 г., согласно описанию д’Энена, указанный вельможа выглядел следующим образом: 

«Лошадь монсеньора де Фьенна была покрыта бардом и попоной из черного сатина с золотым бордюром, красивой и богатой, и он сам был прекрасно вооружен, в шлеме с великолепным плюмажем его цветов, белым, черным и оранжевым, в богатом итальянском одеянии, расшитом золотом».

На турнире в Брюгге (1468 г.) Карл Смелый выступал на коне, покрытом попоной, расшитой главными эмблемами Бургундии:

« У монсеньора герцога было десять пажей в бархатных красных платьях, /которые/ вели на длинной золотой цепи лошадь /герцога/, на фартуке (нагруднике) которой был крест Святого Андрея, а круп лошади был покрыт алым бархатом, обремененным посередине золотым огнивом.»

В бургундских архивах сохранился бухгалтерский отчет от 4 января 1474 г.:

«Жану Маршану из Брюсселя, изготовителю конских сбруй, выплачено 8 ливров 10 су за изготовление, во-первых, десяти шелковых с золотой окантовкой лошадиных сбруй, а так же попоны для лошади монсеньора из черного атласа, которая покрывала бы бард и шанфрьен лошади монсеньора».

 В инвентарной описи вещей Карла Смелого (Архив Лилля) значился «конский налобник-шанфрьен из черного бархата с двумя золотыми СС».

 

На турнирах и парадах (как и во время войны) рыцари могли защищать своих коней как турнирными, так и военными доспехами – бардами.

Рене Анжуйский в своем трактате описал турнирное снаряжение рыцарского коня следующим образом:

 

«Относительно же их седел: они настолько высоки, что могут соперничать с /седлами/ древней Франции; и кожаные письер /т.е. нагрудник/ и шанфрьен /т. е. наглавник/ также; и когда они носят всю эту сбрую верхом, им очень сложно оказать помощь и развернуть лошадей, настолько они неуклюжи. /Поэтому/ вернемся к более утонченному стилю и форме вооружения, описанным выше, кои являются наиболее красивыми и безопасными.

Боевые седла так же хороши для турнира, коль скоро они хорошо закрыты сзади и имеют не слишком высокую луку спереди.

Помимо этого необходимо иметь своего рода урт /т. е. фартук/, который закреплен перед лукой седла, а также в прочих местах, выше и ниже, настолько прочно, насколько Вы можете /это сделать/; он имеет перед седлом длину в один эль и огибает грудь лошади. Урт нужен для того, чтобы защитить лошадь или дестрие от того, чтобы они не были ранены в схватке; он так же защищает ноги турнирщика от ударов. Сей урт изготовлен из длинной соломы, набитой в крепкую ткань, зашитую крепкой бечевкой; к урту прикреплен мешок в фоме полумесяца, набитый соломой и прижатый к груди лошади таким образом, чтобы приподнимать урт, дабы тот не мешал лошадиным ногам. Для усиления могут вшиваться прутья, которые удерживают /конструкцию/ прямо и на одном месте.

Фасон урта изображен ниже: внутренняя и внешняя сторона, чтобы Вы имели возможность рассмотреть и то, и другое, а также то, как Вам /надлежит/ закрепить мешок. Фасон мешка - следующий. Внутренняя часть урта - как указано выше. Итак, покройте урт гербом сеньора, который будет пользоваться им в схватке, о чем далее».

 Часто на турнирах использовали боевые барды, покрывая их попонами. Полный конский доспех-бард, помимо наглавника включавший латный «шарф», нагрудник, накрупник и соединяющие их боковины фланкары (flancars), могли позволить себе только весьма состоятельные воины. Великолепные образцы бардов XV в. экспонируются в музейных коллекциях Вены, Лондона, Парижа, Берлина. Наиболее ранним из них считается бард итальянского стиля из Музея истории города Вены, изготовленный около 1450 г. миланским доспешником Пьетро Инокенца да Фаэрно.

 

Турнир в Антверпене, 1494 г. Фландрия, 1494-1498 гг. Музей изящных искусств, Валансьен.

                            Рыцарские флаги.

На турнирах и в бою рыцари могли использовать следующие типы флагов:

Баннер или банньер (banniere) – флаг с большим прямоугольным (иногда углы скруглялись), реже, широким вилообразным полотнищем, несущим герб своего владельца. Правом ношения баннера обладали представители дворянской элиты, т.н. баннерэ (bannerets, в русскоязычной традиции баннереты), а так же маршал Бургундии и мэтр арбалетчиков (мэтр артиллерии).

Паннон (panon, pennon, pignon) – флаг с горизонтально ориентированным треугольным, реже, вилообразным или трапециевидным скругленным полотнищем, несущим герб своего владельца. Правом ношения обладали все баннерэ, как рыцари (chevaliers bannerets), так и оруженосцы (ecyers bannerets) .

Штандарт или этандар (estandart, estendart) – флаг с горизонтально ориентированным полотнищем чаще всего вилообразной формы, несущим родовую символику и «ливрейные» цвета своего владельца. Как правило, штандарт использовался во время войны. Правом ношения штандарта обладали баннерэ.

Гидон (guidon) – штандарт несколько меньших размеров, треугольной или трапециевидной скругленной или заостренной формы.

Корнет (cornette) – военный флаг с горизонтально ориентированным узким полотнищем прямоугольной, треугольной или вилообразной формы.

Паннонсо (pennonceaux) – вымпел различной формы, как правило, помещаемый под наконечником копья или на флагштоке шатра.

Бандероль или баннероль (banderole, bannerole – ленточка) – военный флажок с горизонтально ориентированным полотнищем треугольной, прямоугольной или вилообразной формы, иногда носимый на шлеме.

Следует сразу оговориться, что приведенная выше типизация флагов относительна. Изобразительные и письменные источники, а также сохранившиеся оригиналы содержат многочисленные «исключения из правил». Часто флаги совмещают несколько типовых особенностей: например, баннера и штандарта или паннона и штандарта.

 

 

                       Гентский штандарт «Гентская Девственница», Гент, 1482 г.

В большинстве случаев флаги изготавливались из шелка, который пропитывался грунтовкой и покрывался росписью. Иногда в качестве материала для флага использовалась льняная ткань, в особо торжественных случаях – атлас, парча и бархат. С конца XIV в. роспись бургундских флагов осуществлялась масляной краской, реже – темперой. Сохранившийся в Лилльском архиве бухгалтерский счет за 1395-1396 гг. содержит опись материалов, которые требовались художнику и его помощникам для изготовления флагов:

«Мельхиору Бруделаму, слуге комнаты и хлебодару монсеньора герцога Бургундского, графа Фландрского, которому монсеньор заплатил и выдал сумму в 47 франков и 4 парижских су <…> за два штандарта из шелка, расписанных золотым девизом монсеньора, маленький паннон из шелка с таким же девизом и паннон для копья с большим девизом. За один алый шелк и два белых шелка –24 франка, далее, за золото –6 франков, далее, за позолоту –4 франка, далее, за серебро –3 франка, далее, за бугран –4 франка, далее, за белый холст –3 франка, далее, за шелковистую бахрому –4 франка, далее, за голубую и алую краску –2 франка <…>, далее, за такого же фасона шелковый штандарт и два маленьких –23 франка, и за такого же фасона сто паннонов для копий -12 франков».

 

                    Баннер и штандарт Максимилиана де Сфорца, графа де Павия.

Знаменитый художник Мельхиор Бруделам, которого современные искусствоведы называют первым «изобретателем» масляной росписи и предшественником великих фламандских живописцев XV в., почти тридцать лет работал на бургундских герцогов. Так, в Лилльском архиве имеется запись, относящаяся к периоду 1382-1383 гг.:

«Мельхиору, художнику монсеньора, за некоторую работу по своему ремеслу и за ткань, купленную для изготовления баннеров и паннонов /уплатить/ 72 ливра, 15 су, 3 денье».

Итальянский штандарт 1512 г.   

 

В 1434 г. художник Юг де Булонь выполнил большой заказ Филиппа Доброго на изготовление флагов:

«штандарты, баннеры, панноны и прочие предметы из материи, которые мэтр художник ранее сделал, и за ливреи для путешествия монсеньора в Бургундию, в том числе за три штандарта из серого и черного атласа и два других паннона таких же цветов, расписанных чистым золотом, разведенным в масле, с девизом и эмблемой монсеньора, усеянные множеством искр из чистого золота с серебряными буквами».

В 1465 г. согласно данным Ж. д’Энена штандарт Адольфа Клевского, сеньора де Равенштейна «был из алого шелка с золотым огнивом», штандарт Антуана де Ролена, сира д’Эмери – бело-красный, штандарт Юга д’Амэ – сине-красный с «золотой дамуазелью» и золотым девизом «POUR CAUSE», штандарт Юга де Невиля, сеньора д’Арли – красный с тремя золотыми кольцами и т.д.

В 1466 г. Энен участвовал в осаде Динана, где вновь запомнил, а после тщательно описал штандарты бургундских рыцарей:

«Сеньор де Равенштейн имел разделенный бело-синий штандарт с алым крестом Св.Андрея. Штандарт графа де Шароле /был/ весь черный со Св. Георгием /верхом/ на лошади, расписанным золотом очень роскошно. Штандарт сеньора де Фьенна /был/ черный и фиолетовый, полностью /расписанный литерами/ “G” и “J” и большой ветвью. Штандарт сира де Ла Грютюза – белый и фиолетовый, с /изображенной/ мортирой. Штандарт монсеньора Жана де Рюбампре, бальи Эно, – черный и фиолетовый, с большим paternoster. Граф де Марль имел серо-фиолетовый штандарт с золотой птицей. Штандарт монсеньора де Кревкера разделен на белый и зеленый с драконом, извергающим пламя. Штандарт монсеньора де Бовуара разделен на зеленый и белый, с /изображенной/ кардинальской шляпой. Штандарт графа де Сен-Поля… разделен на алый и серый цвета с единорогом во главе, и девизом «MON MIEUR», усеянный маленькими «i» и капюшонами <…> Штандарт сира д’Эмери разделен на белый, синий и черный цвета, укрепленный под наконечником древка.»

Бартелеми д’Эйк. Рыцари приготовились к турниру-меле на ристалище. В центре – Рыцарь чести. За рыцарями (вторая и третья шеренги) выстроились знаменосцы с баннерами и слуги.

Миниатюра из «Турнирной книги» Рене Анжуйского, 1480-е гг. Национальная библиотека Франции.

Практические совето от Ченнино Ченнини.

«CLXV. Об изготовлении из тафты балдахинов, хоругвей, знамён и др. работ.

Если тебе понадобится делать из тафты балдахины или другие работы, натяни их прежде на подрамок, как тебе это объяснил относительно ткани, и в зависимости от имеющегося фона возьми угля или мела, сделай свой рисунок и усиль чернилами или темперными красками.

Если же ту же сцену или фигуру нужно сделать на обеих сторонах, то поставь раму на солнце, повернув рисунок к солнцу так, чтобы на него падали лучи, стань со своими темперными красками с противоположной стороны и пройди тонкой беличьей кисточкой по тени, которую увидишь от сделанного рисунка.

Если тебе нужно рисовать ночью, то имей сильный свет с нарисованной стороны и слабый свет со стороны, на которой ты рисуешь, т.е. работай так, чтобы с нарисованной стороны был двойной подсвечник, а со стороны, на которой рисуешь, одна свеча.

Если нет солнца, а надо рисовать днём, сделай так, чтобы на нарисованную сторону падал свет из двух окон, а с той, на которой надо рисовать, падал свет от одного маленького окошечка. Затем проклей там, где тебе нужно немного белка, - примерно один белок на четыре стакана или бокала клея.

Если же для достижения большей чести ты захочешь сделать какой-нибудь нимб или полированный золотой фон, то после того как ты проклеишь, возьми тонкого гипса, хорошо стёртого с примесью сахара, и слегка прокрой им два раза там, где хочешь накладывать золото, обычным клеем с малым количеством белка и белил.

Для золочения прокрой ткань болусом так, как покрываешь доску; накладывай совё золото с чистой водой, примешивая к ней немного болусной смеси; полируй на очень гладком камне или на очень крепкой и гладкой доске; гравируй и штампуй также на этой доске. Расписывать лучше всего обычным образом, смешивая краски с яичным желтком, прописывая красками семь-восемь или даже десять раз для большего удобства лакировки. Нимбы и фоны можешь золотить с масляной, а орнаменты с чесночной протравой, покрывая их затем лаком или лучше масляной протравой. И этого о знамёнах, хоругвях и пр. достаточно.

CLXVI. О способе раскрашивать и накладывать золото на бархате.

Если тебе придётся работать на бархате и рисовать для вышивальщиков, то рисуй свои работы пером, чернилами или темперными белилами. Если тебе нужно что-нибудь раскрасить или позолотить, возьми обычным образом клея, столько же белка и немного белил и прокрой ими щетинной кистью ворс, сильно и хорошо его прижимая. Затем раскрашивай и золоти с протравой указанным способом. Чтобы сберечь свой труд, ты можешь сделать всё из белого олова, вырезать фигуры или другие изображения и дать вышивальщикам прикрепить их к бархату.

CLXVII. О работе на шерстяной ткани.

Если тебе представится случай работать на шерстяной ткани для турниров или праздников (так как есть некоторые дворяне и большие вельможи, которым хочется странных вещей, и они могут пожелать иметь на этих тканях свои девизы в золоте и серебре31), в таком случае, прежде всего, возьми в соответствии с цветом сукна или ткани нужный для рисования уголь и усиль рисунок пером, как ты это делал на бархате; затем возьми хорошо размешанного обычным образом, как я тебе указал раньше, яичного белка с клеем и прокрой этой смесью ворс ткани там, где тебе нужно золотить; когда высохнет, возьми зубок и полируй по ткани, а потом промажь ещё два или три раза той же смесью.

 Когда же хорошо высохнет, то прокрой протравой так, чтобы она легла только на место, покрытое смесью (temperato), и накладывай то золото или серебро, которое тебе покажется подходящим.

                                 ПРИЛОЖЕНИЕ.                               

                              Рыцарское жилище.

 Бартелеми д’Эйк. Жилье, в котором расквартированы рыцари, прибывшие на турнир.

Миниатюра из «Турнирной книги» Рене Анжуйского, 1460 г. Национальная библиотека Франции.

Во время турниров в крупных городах рыцари и могли проживать в гостиницах и дворцах-отелях. Как правило, слуги рыцарей, кроме самых необходимых, выполняющих роль камердинеров или поваров, поселялись в более дешевых постоялых дворах.

На время турнира город, в котором проводилось рыцарское состязание, заметно преображался (и не всегда в лучшую сторону). Вот что увидел и услышал Жан Лефевр, которому довелось посетить в 1445 г. рыцарский турнир в Нанси:

«Когда королевские рыцари и оруженосцы поняли, что наступает пора поединков, каждый стал запасаться всем тем, что для этого было необходимо. Если бы вы были в то время в Нанси, вы бы увидели и услышали, какие смятение и шум производили оружейники, шорники и маршалы, которые подковывали боевых коней и готовили копья».

А вот как в Орлеане в 1435 г. была расквартирована свита Жиля де Ре, сеньора де Лаваля. Сам сеньор де Лаваль проживал в городской гостинице «Золотой крест», его брат Рене остановился в отеле «Маленький Лосось», каноники часовни – в отеле «Щит Святого Георгия», певчие – в «Знамени Меча». Герольды, гербовый король, 4 рыцаря, оружейник, трубач и их сопровождение расселились по четырем гостиницам: «Черная Голова», «Большой Лосось», «Кубок» и «Лик Святой Марии Магдалины». Извозчики и конюхи вместе с телегами и лошадьми разместились на постоялых дворах «Каменное ядро» и «Знамя полировщиков».

Во время проживания свиты Жиля де Рэ в Орлеане не обошлось без инцидентов. Нуэй ле Кутюрье, слуга сеньора де Лаваля, был оштрафован сержантом герцога Орлеанского Этьеном Галю на 16 су за то, что во время попойки «выхватил кинжал и грозился». Сам Жиль задолжал казначею Орлеана Жаку Буше (в 1429 г. в доме Буше проживала Девственница) 192 золотых экю. В залог были оставлены «лошадь баярд с длинным хвостом, принадлежавшая Колену де Годейе, еще одна черная лошадь, прозываемая Кассенуа и еще восемь лошадей со сбруями».

 

Бартелеми д’Эйк. Рыцарь, паж и слуга готовятся к ночлегу на постоялом дворе.

Миниатюра из «Книги о сердце, пламенеющем любовью» Рене Анжуйского, 1460 г. Австрийская Национальная библиотека.

 

 Но бывали случаи, когда рыцарям, прибывшим на турнир, не хватало места в стенах близлежащего города, и тогда они разбивали полевой лагерь.

Временные жилища для полевых условий делились на

тенты (tentes) – вертикально ориентированные шатры с круглым или овальным основанием, с одним, реже, двумя центральными опорными шестами,

тентеллеты (tentelletes) – шатры меньших размеров, часто с квадратным или прямоугольным основанием и

павильоны или павийоны (pavillons) – горизонтально ориентированные палатки с двумя или более главными опорными шестами.

Разнообразие названий временных лагерных жилищ отражено в многочисленных документах той эпохи. Так, в учетной ведомости Лилльского арсенала за 1473 г. перечислены «отремонтированные старые тенты и павильоны, 271 закупленный квадратный павильон, 32 тента, деревянный дом для герцога, два павильона для герцога Бретонского, конюшня для упомянутого герцога».

Тенты и павильоны представителей высшей знати зачастую состояли из двойных пологов. Первый, наружный слой мог быть изготовлен из т.н. камло или камлота (camelot) – ткани из козьей (иногда, верблюжей) шерсти, хорошо сдерживающей воду.

Так, опись шатров и палаток герцога Беррийского от 1416 г. указывает на «другой павильон из камлота, а внутри из красной тафты».Второй, внутренний слой шатра или палатки, как можно предположить из процитированной записи, шился из более дорогих материалов, радующих глаз владельца. Внутри шатра состоятельный вельможа мог повесить гобелены и расстелить ковры. Среди Люцернских трофеев Грансонского сражения значился дорогой шатер «из дамаска, украшенный большой золотой вышивкой (ст. нем. guldienen flamen) и 35 меньших шатров». Вместе с тем сохранились данные о том, что верхний слой шатра мог шиться из дорогих материй, а внутренний – из холста.

Судя по миниатюрам и гравюрам той эпохи, а так же сохранившимся счетам на оплату работ бургундского художника Жана Аннекара, наружный слой палаток и шатров мог расписываться масляными красками или темперой. Шатры знатных господ могли нести изображения их гербов. На флагштоках укреплялись яркие вымпелы-паннонсо из шелка (у знати) или льна.

Пологи шатров и палаток состояли из отдельных частей – крыши и пришнуровывавшихся к ней стенок (позднее крыша и стенки сшивались в одно целое). Центральные шесты основанием вкапывались в землю и укреплялись растяжками из канатов. Растяжки могли помещаться как внутри шатра (это хорошо видно на гравюре В. А. Крюса «Тент»), так и снаружи.

В «Хрониках Сен-Дени» сохранилось описание павильона Филиппа Храброго, который возвышался в центре лагеря при Булонь-сюр-Мер (1393 г.):

 «Павильон герцога Бургундского имел огромные размеры, больше, чем все остальные. Он был столь велик и красив, что притягивал всеобщие взгляды. Этот павильон имел форму города, окруженного деревянными башнями и зубчатыми куртинами. При входе стояли две деревянные башни, между коими был натянут полог. В центре павильона находилась главная комната, к которой, точно спицы колеса, примыкало множество других помещений, разделенных узкими коридорами. И в этих помещениях, как говорили, могли разместиться три тысячи человек».

Бартелеми д’Эйк. Полевой рыцарский лагерь: тент (слева) и павильон (справа).

Миниатюра из «Книги о сердце, пламенеющем любовью» Рене Анжуйского, 1460 г. Австрийская Национальная библиотека.

В 1454-1455 гг. Колен Ботуа, камердинер и «хранитель костюмов Монсеньора» Филиппа Доброго получил 110 онов (132 м) холста на подбивку павильона герцога, изготовленного из черного атласа. Для пошива этого павильона пошло 100 онов черного и 60 онов голубого и белого атласа. Павильон был украшен флагами, бахромой, гербами, написанными маслом на бугране, а так же был снабжен медными блоками для канатных растяжек.

 

Во время затяжных осад рыцарские лагери часто превращались в гнезда разврата и прочих греховных утех, как это стало, например, с лагерем при Никополе в 1396 г., о чем поведал автор «Хроники Сен-Дени»:

«Наши рыцари принимали обильную пищу и поочереди приглашали друг друга на блестящие пиры, которые они устраивали в своих шатрах, украшенных картинами. Каждый день они наносили друг другу визиты; они постоянно щеголяли новыми вышитыми одеждами, рукава которых имели невероятную длину. Но что более всего удивляло турецких пленников, так это их обувь с носками-пуленами по два фута длиной, а иногда и больше – дань моде, которая тогда царила среди дворянства, особенно, среди французских сеньоров.

Они велели нести себе с кораблей, стоявших вдоль берега Дуная, вина и самые изысканные яства, которые потребляли безо всякой меры, не утруждая себя мыслями о разумной экономии. С жаром они отдавались сладостным утехам, пренебрегая военной дисциплиной и не думая о том риске, которому они подвергали успех всего похода.

В лагере было полно женщин и девиц легкого поведения, с которыми многие из них предавались греху супружеской измены. Некоторые не стыдились проводить ночи напролет в разгулах и оргиях, предаваясь страстям азартных игр, порождающим клятвопреступление и ложь. Другие предавались еще более порочным страстям, о которых и говорить невозможно».

                     

Жан ле Тавернье. Лагерь Филиппа Доброго во время осады Мюсси-сюр-Сен в 1433 г.

Миниатюра из «Путешествия по Востоку» Бертрана де Брокуера. 1455 г.

                         Национальная библиотека Франции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.129.90 (0.014 с.)