Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Название теории (группы теорий)

Поиск

                                 2. Лидерство в организации

Лидер — это человек, играющий ключевую роль в отношении направле­ния, контроля и изменения деятельности других членов организации по достижению общих целей [ Моргунов. Режим доступа: http://ecsocman. edu.ru/text/19156325]. Лидер является выразителем не только сво­их потребностей, но и интересов группы или организации. У. Деминг определяет лидерство как «метод работы, имеющий целью помочь ра­ботникам выполнять их работу наилучшим образом» [Деминг, 2000]. М. Мескон также относит лидерство к внутренним факторам органи­зации, а точнее, к подсистеме «люди» [Мескон, 1998]. С точки зрения Г. Кунца и С. О. Доннела, «если подчиненные руководствуются толь­ко правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто выполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования спо­собностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответ­ствующий отклик, осуществляя лидерство. Это достигается с помо­щью различных средств, причем в основе их всех лежат потребности подчиненных» [Моргунов. Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/ text/19156325].

Лидерство как социальный феномен представляет собой способ­ность оказывать влияние на отдельных людей и группы, направляя их усилия на достижение определенных целей. Вместе с тем лидерство — это власть, в основе которой лежат отношения доминирования и под­чинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из самых важных и самых эффек­тивных механизмов реализации власти в группе.

Существует определение, согласно которому лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя. Согласно классическому подходу А. Файоля, выполнение функций руко­водителя требует наличия у человека таких лидерских качеств, как:

• способность предвидеть, уметь исчислять будущее и разработать программу действий (конечную цель, этапы предстоящего пути и средства, которые необходимы для реализации цели);

• умение организовать работу подчиненных, развивать «корпора­тивный дух» как гармонию всех работников, который сам по се­бе может служить организатором действий персонала, поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях;

• способность распорядиться людьми, т. е. извлечь наибольшую поль­зу и выгоду из работы подчиненных в интересах предприятия (для этого руководитель должен хорошо знать подчиненных работников; уметь увольнять неспособных работников; хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих; подавать положительный пример; производить постоянное инспектирование социального организма предприятия; проводить постоянные совещания с веду­щими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий; стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность; не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важных вопросов);

• координация действий людей, умение рационально организовать связи между различными частями предприятия, между предпри­ятием и его персоналом, между отдельными людьми и группа­ми людей, а также связи между производством, с одной стороны, и распределением, обменом и потребителем — с другой стороны;

• умение выполнить задачу контроля, т. е. проверить исполнение в соответствии с принятой программой [Файоль, 1924].

Таким образом, в отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчинен­ных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свой­ственные традиционному взгляду на управление, заменяются отно­шениями «лидер — последователь». Для характеристики этих разных типов отношений часто используют понятия формального (влияние на людей с позиции занимаемой в организации должности) и неформаль­ного (процесс влияния через необходимые людям способности и уме­ния или другие ресурсы) лидерства. Однако стоит подчеркнуть, что лидерство — это не руководство, хотя лидер и может быть руководите­лем. Следуя теории К. Клока и Дж. Голдсмита, которые принципиаль­но различают понятия «менеджер» и «лидер», можно выделить следу­ющие характеристики этих субъектов:

• менеджер осуществляет администрирование, поддерживает рабо­тоспособность, принимает реальность, сосредоточен на системе и структуре, полагается на железный контроль, интересуется бли­жайшим будущим, спрашивает «как» и «когда», всегда смотрит на практический результат, следует определенной модели, явля­ется хорошим «служакой»;

• лидер вносит новое, всегда оригинален, обеспечивает развитие, ис­следует реальность в поисках истины, сосредоточен на людях, вызывает доверие, нацелен на долгосрочную перспективу, спрашива­ет «что» и «почему», смотрит на открывающиеся горизонты, сам создает модель, сохраняет собственную личность, не вписывая ее в определенный шаблон, делает то, что нужно [Клок, 2004].

Несмотря на то что осмысление лидерских качеств человека можно увидеть в трудах еще древнегреческих философов (Платона, Аристо­теля, Плутарха и др.), а систематическое, целенаправленное и широ­кое изучение лидерства как организационного феномена началось уже со времен Ф. Тейлора, на сегодняшний день нет ни одной теории или подхода, который объединял бы все исследования и отражал бы общее видение феномена лидерства и фигуры лидера. Проблематика лидер­ства рассматривается в теории личностных качеств, в концепциях ор­ганизационного поведения, в ситуационной и мотивационной теориях лидерства (табл. 4.1). Каждая из них подвергается критике, но резуль­таты так или иначе используются на практике.

Классификация теорий лидерстваможет быть также основана на выделении исторически обусловленных ключевых характеристик в понимании концептов лидера и лидерства. В данном случае целесо­образно выделять следующие периоды:

• 1900-1945 гг. — влияние теории, согласно которой историей управ­ляют великие личности;

• 1930-1970 гг. — влияние теории бихевиоризма: лидер как обра­зец и организатор определенного поведения;

• 1970-1980 гг. — влияние теории случайностей: ситуационное ли­дерство;

• 1980-1990 гг. — управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом;

• 1990-2004 гг. - TQM - Total Quality Management: лидер — ме­неджер;

• 2004-2010 гг. — TQL — Total Quality Leadership: всеобщее лидер­ство на основе качества [Савенков, 2010, с. 95].

Анализ основных концепций по тематике лидерства позволяет вы­делить следующие характеристики лидера:

•  харизма;

• способность к руководству;

• стратегическое видение;

• высокая степень контактности и склонности к коммуникациям;

• навыки, позволяющие вдохновлять и стабилизировать команду, использовать синергетику командного взаимодействия.

Лидерство в современной организации предстает как управленческая реализация оптимальной системы внутриорганизационного взаимодей­ствия, направленного на достижение общегрупповых целей. На проте­кание лидерской деятельности и ее результат могут оказывать влияние способность лидера решить задачу ситуационного анализа и адекват­ности его действий в соотношении с действиями подчиненных. Лидер­ство — это не менеджмент, а харизматическое управление, значение ко­торого в современной организации возрастает. Сейчас можно сказать о том, что вместо уже привычного TQM (Total Quality Management) спе­циалисты начинают говорить о наступлении эры TQL (Total Quality Leadership): всеобщего лидерства на основе качества [Туник, 2004, с. 3].

                

 

Таблица 4.1. Обзор основных теорий лидерства

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.006 с.)