Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивирующие факторы. Гигиенические факторы. Концепция. Работник рассматривается как

Поиск

Мотивирующие факторы

Гигиенические факторы

Работа сама по себе

Окружение

Достижения

Контроль

Признание достижений

Трудовая политика организации

Ответственная работа

Условия работы

Рост и развитие

Заработная плата

 

Социальный статус

 

Отношения между людьми

 

Особенно важное значение для развития управления человечески­ми ресурсами как науки имела теория «Х- Y» Макгрегора, в соответ­ствии с которой по теории «X» человек имеет врожденную антипатию к труду, пытается улизнуть от него, нуждается в принуждении к тру­ду и санкциях в случае уклонения; человек не хочет нести ответствен­ность и предпочитает, чтобы им руководили; у него мало тщеславия, и больше всего он нуждается в уверенности в завтрашнем дне. В про­тивоположность этому, в соответствии с теорией «Y», отношение к труду развивается у человека под влиянием его опыта. В принципе он готов развивать свои умения, брать на себя ответственность и реализовывать поставленные цели. В этом случае человек не нуждается в постоянном контроле и развивает самоконтроль. Но для этого нужно создать соответствующие условия.

На основе этих противоположных воззрений, касающихся отноше­ния человека к труду, существуют два диаметрально противоположных метода, которые можно использовать по отношению к управлению че­ловеческими ресурсами. Традиционное управление базируется на авто­кратическом стиле руководства и отражает концепцию «теории X».

Мотивационный механизм «теории Y» ориентирован на побужде­ние персонала к реализации высших потребностей самоактуализации, имеющих в то же время рациональную материальную основу. Политика управления человеческими ресурсами, основанная на «теории Y», пред­полагает не «встраивание» работника в жесткую организационную си­стему, а его интеграцию в организацию. Последнее означает применение таких методов управления и создание таких условий деятельности, при которых каждый работник может достичь своих личных целей только при наиболее успешной работе предприятия. Методы управления че­ловеческими ресурсами призваны при этом создать такую управлен­ческую ситуацию, при которой реализация интересов личного успе­ха каждого работника сопряжена с необходимостью и достаточностью полного применения своих сил и творческих способностей ради до­стижения целей организации. При этом совершенно естественно про­исходит трансформация внешнего контроля в самоконтроль и само­дисциплину, а организационные принципы и требования (например, в отношении обслуживания техники) приобретают значение неотъем­лемых элементов самоорганизации, отражающих уровень культуры производства.

Идеи, по своему содержанию очень близкие теории X-Y, нашли свое­образную форму выражения в четырех системах управления человече­скими ресурсами Ренсиса Лайкерта.

Система 1. Работники побуждаются к труду по преимуществу с по­мощью стимулов негативного характера (угроз и принуждения) и только в частных случаях — вознаграждением.

Система 2. Вознаграждения в ней применяются чаще, чем в системе 1, но негативные стимулы в виде угроз и наказаний определяют скорее норму. Информационные потоки нисходят от высших уровней управленческой иерархии, и лишь малозначительные решения делегируют­ся нижним уровням управления.

Система 3. Персонал имеет большее доверие, что выражается в бо­лее широкой практике делегирования полномочий, но все значимые решения принимаются на высших уровнях управления.

Система 4. Социально-производственная система действует на осно­ве взаимного доверия управленческого и производственного персонала с использованием самого широкого обмена информацией. Приня­тие решений осуществляется на всех уровнях организации, по пре­имуществу на объектах возникновения вопросов и критических си­туаций.

В ходе многочисленных исследований, сравнительного анализа по­ложения дел в организациях, придерживающихся той или иной систе­мы управления, в рамках разработанной им классификации, Р. Лайкерт определил, что именно в условиях управления системы 4, в которой персонал испытывает большую профессиональную удовлетворенность, наблюдается и более высокий уровень производительности в длитель­ной перспективе.

Переворот в управлении человеческими ресурсами вызвало проник­новение в западный HR-менеджмент в конце XX в. идей японской моде­ли управления персоналом.

Известные американские ученые Т. Питере и Р. Уотермен, критиче­ски осмыслив японский опыт управления персоналом, сформулиро­вали следующие выводы, обогатившие содержание новейших концеп­ций управления человеческими ресурсами:

• ориентация на действие, предрасположенность к свершениям и нововведениям;

• постоянное удовлетворение нужд потребителя, предвосхищение его желаний;

• поддержка самостоятельности и предприимчивости, поощрение энтузиастов;

• рассмотрение людей как главного источника повышения произ­водительности труда и эффективности производства;

• связь с жизнью, ценностное руководство;

• приверженность своему делу;

• простая организационная форма и скромный штат управления;

• сосуществование централизации управления в том, что каса­ется коренных ценностей, и максимальной автономии рабочих групп.

Другой американский ученый, профессор Калифорнийского уни­верситета У. Оучи, в своей «теории Z» выделил следующие принципы японского управления человеческими ресурсами:

• пожизненный наем работников;

• групповое принятие решений;

• индивидуальная ответственность;

• оценка кадров и их продвижение;

• неспециализированная карьера;

• всесторонняя забота о работниках;

• неформальный контроль.

При «пожизненном найме» занятый, поступив после окончания учеб­ного заведения в компанию, не покидает ее в течение всей своей тру­довой жизни. Данному принципу подчинена вся система японского HR-менеджмента; например, система оплаты труда строится таким образом, что значительная часть дохода работника зависит от стажа работы в компании и ежегодно возрастает на определенную долю.

Японская корпорация в глазах своих сотрудников — это не столько производственно-экономическая система, в которой работники объ­единяются для совместного труда, сколько социальная система, сооб­щество единомышленников, связанных взаимными обязательствами в единую семью. В системе трудовой мотивации на первое место выхо­дят моральные факторы: работник не может плохо работать на свою «семью» (а значит, и на самого себя), не может не выполнять своих обязательств и не оправдывать ожиданий и доверия членов «семьи». При преобладании таких мотиваторов труда необходимость в жест­кой регламентации и контроле за работниками отпадает. Более того, исполнителям в значительной степени можно передавать функции совершенствования, рационализации и повышения эффективности выполняемых ими элементов трудового процесса. Таким образом, воз­никают необходимые условия для широкого использования самоу­правления на рабочем месте.

Современные системы управления человеческими ресурсами бази­руются на гуманистическом подходе к управлению человеком и исходят из представления об организации как культурном феномене. При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, которые отражены в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах социальных общностей. Соглас­но гуманистическому подходу культура рассматривается как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.

Представление об эволюции концепций управления человеческими ресурсами дает табл. 1.2.

Таблица 1.2.Эволюция концепции управления человеческими ресурсами в организации

 

Годы

Концепция

1920-1940-е

Управление кадрами

Носитель трудовой функции

1950-1970-е

Управление персоналом

Субъект трудовых отношений, личность

1980-1990-е

Управление человече­скими ресурсами

Ключевой стратегический ре­сурс компании

XXI век

Гуманистическая концеп­ция управления

Не люди для компании, а ком­пания для людей

Наиболее известные на современном этапе развития концепции управ­ления человеческими ресурсами связаны с «моделью соответствия» и «Гар­вардской моделью» [Армстронг, 2002, с. 11].

Модель соответствия,разработанная «мичиганской школой» ме­неджмента, исходит из предположения о том, что управление челове­ческими ресурсами и управление организационной структурой ком­пании должны соответствовать организационной стратегии (отсюда и название этой модели).

«Гарвардская модель»(или модель 4С)была разработана специа­листами Гарвардской школы бизнеса как средство исследования про­блем HR-менеджмента в рамках более широкой среды бизнеса, чем общепринятые задачи привлечения, отбора, подготовки, аттестации кадров, ведения кадрового документооборота и т. д.

Согласно данной модели политика HRM должна строиться на ана­лизе:

• потребностей различных групп заинтересованных в бизнесе лиц;

• учета ряда ситуационных факторов.

Модель 4С базируется на так называемой «теории заинтересован­ных лиц»,предполагающей, что поскольку организация принадлежит и управляется различными группами заинтересованных лиц, то задача управления человеческими ресурсами состоит в достижении разумно­го баланса удовлетворения интересов этих групп. Примером заинтересованных лиц могут служить акционеры, разные категории наемных работников, клиенты и пользователи продукции компании, кредиторы (в том числе банки), профсоюзы, а также федеральные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Заинтересованные лица (выгодо получатели) могут и не занимать формальных постов в компании, хотя все они «инвестировали» что-либо в организацию, будь то их собственный труд, финансовые или иные ре­сурсы. Поэтому каждое заинтересованное лицо рассчитывает получить вознаграждение от организации и, как правило, стремится оказать вли­яние на то, как оно определяется. Исходя из этого, менеджмент компа­нии должен:

• выявить всех заинтересованных в организации лиц;

• определить минимальный размер отдачи, которую согласно по­лучить каждое заинтересованное лицо;

• стремиться влиять на восприятие заинтересованными лицами ор­ганизации (например, путем убеждения акционеров в том, что очень высокий уровень дивидендов не соответствует долгосрочным интересам компании, или убеждения работников, что в нынешнем году более высокий уровень заработной платы невозможен);

• выявить ключевые фигуры в каждой группе заинтересованных лиц и установить особенно благоприятные отношения именно с ними.

К числу ситуационных факторов, учитываемых моделью 4С, отно­сятся конъюнктура рынка труда, моральные качества и мотивация ра­ботников, управленческий стиль (который сам по себе частично за­висит от культуры местной общины), используемые на производстве технологии и характер методов работы (например, требуются ли спе­циализация и разделение труда) и др.

Ключевым фактором является конъюнктура рынка труда, объеди­няющего всех тех, кто ищет работу, и все компании, государственные и прочие организации, которые ищут работников. Рынки труда действу­ют на региональном уровне, на уровне отрасли национальной эконо­мики, на национальном и международном уровнях. Существуют также субрынки для различных категорий занятости, квалификации, образо­вательного уровня и пр.

Другими ситуационными факторами, имеющими важное значение, являются:

• форма собственности организации и характер подотчетности ис­полнительных органов компании;

• влияние профсоюзов и профессиональных ассоциаций;

• трудовое законодательство и практика ведения бизнеса в отрас­ли, в которой действует организация;

• конкурентная среда;

• способность высшего руководства к координации действий и управлению бизнес-процессами.

Ожидания заинтересованных лиц и ситуационные факторы должны приниматься во внимание при разработке стратегии в области управле­ния человеческими ресурсами и оказывать влияние на политику в обла­сти HRM, направленную на решение таких проблем, как система возна­граждения, степень контроля за работниками, предпочтение применения трудоинтен-сивных по сравнению с капиталоинтенсивными методами работы и т. д. Возрастание интенсивности конкуренции в бизнесе может заставить компанию повысить производительность труда, прибегнуть к увольнениям избыточной рабочей силы, реструктуризировать админи­стративную систему и т. д. Возрастающие стандарты образования могут привести к соответ-ствующему изменению производственных обязанно­стей и предоставлению работнику большей самостоятельности.

Эффективность результатов управления человеческими ресурсами, согласно модели 4С, должна оцениваться по четырем направлениям — корпоративная преданность, компетентность, командная согласован­ность и корпоративная эффективность в отношении затрат (от англ. АС — commitment, competence, congruency, cost-effectiveness).

• Под корпоративной преданностью подразумевается лояльность сотрудников по отношению к организации, личная мотивация и привязанность к своей работе. Степень преданности работни­ка своей компании можно оценить, изучив взгляды работников, уровень текучести кадров, статистику прогулов, а также проведя последнюю беседу с увольняющимися сотрудниками.

Компетентность касается уровня квалификации работников, их профессиональных навыков, необходимости их подготовки и пе­реподготовки и потенциала для исполнения работы более высо­кого уровня. Этот показатель можно оценить через системы ат­тестации сотрудников и подготовку перечня профессиональных навыков. Политика HRM должна быть сконструирована таким образом, чтобы привлекать, удерживать и мотивировать высоко­профессиональных компетентных работников.

Командная согласованность означает, что и руководство, и со­трудники компании разделяют взгляды на цели организации и совместно работают для их достижения. В правильно управляемой организации работники всех уровней разделяют общие взгляды на факторы, определяющие процветание организации и будущие пер­спективы. Эти общие взгляды касаются основных принципов, ко­торые лежат в основе управления работой организации. В некото­рой степени эти представления могут быть созданы руководством через систему внутренних коммуникаций, стиль руководства, ор­ганизационную систему и методы работы, но поддерживаться и выполняться изо дня в день в процессе рутинной работы они могут только работниками организации. Несомненным признаком на­личия в организации согласованности является отсутствие жалоб и конфликтов и гармоничность трудовых отношений.

Корпоративная эффективность в отношении затрат касается эффективности операционной деятельности компании. Человеческие ресурсы должны использоваться таким образом, чтобы с наибольшей продуктивностью использовались бы их преимущества. Объем выпуска продукции должен максимизироваться с наименьшими затратами ресурсов и материалов, организация должна уметь оперативно реагировать на возможности, предлагаемые рынком, и на изменения среды бизнеса.

Гарвардская модель предполагает, что политика в области челове­ческих ресурсов должна быть направлена на повышение уровня каж­дого С. Например, корпоративная преданность должна усиливаться через совершенствование потока коммуникаций между руководством и наемными работниками, тогда как уровень компетентности должен увеличиваться за счет дополнительной тренировки и обучения. В свя­зи с этим основными проблемами, связанными с реализацией модели 4С, являются следующие.

• Как точно измерить эти четыре основные переменные?

• Вероятность возникновения конфликтов между эффективностью с точки зрения затрат и согласованностью (особенно если стрем­ление к первому означает более низкий заработок).

• Огромное разнообразие переменных, потенциально подходящих практически к любой ситуации с человеческими ресурсами (зача­стую просто невозможно выделить ключевые факторы, определя­ющие настоящий характер конкретной ситуации с человечески­ми ресурсами).

• Признание того факта, что иногда технология или условия рабо­ты делают практически невозможным повышение уровня любого из четырех С (так, некоторые виды работы неизбежно являют­ся грязными, скучными, повторяющимися, и все равно они должны кем-то выполняться) [Грехэм, 2003].

Таким образом, в настоящее время в современных высокотехноло­гичных рыночных компаниях концепция HR-менеджмента возведена в систему традиционного управления персоналом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.01 с.)