Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Я Это Знаю; я в Это Верю; я Этому Служу; я не могу иначе».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эта формула и есть «главное» в жизни героя, в жизни мужчины. Если эти слова вызвали у вас, дорогой читатель, скептическую улыбку, я оговорюсь: речь идет о том, как ДОЛЖНО БЫТЬ. Все положительные герои сказок, легенд, мифов, более поздних литературных произведений, все истинно великие люди, жившие на Земле, — все они шли по жизни и вершили славные дела, одухотворяемые этой формулой. Кто-то отдавал себе в этом отчет, кто-то действовал интуитивно. Но все они ощущали над собой Божественное Водительство и — «не могли иначе». Приносила ли эта сокровенная формула им богатство, власть, почести и прочие «радости жизни»? Редко. Да и не зашифрована потребность в мирских благах в архетипе Монаха. Более того, этот архетип формирует в герое щедрость, непривязанность к земному благополучию. К примеру, известна история о святом Серафиме Вырицком. Этот великий старец в миру был успешным предпринимателем. Как-то, возвращаясь домой, он столкнулся лицом к лицу с человеком, только что обворовавшим его жилище. Стал ли он обличать преступника? Нет, старец помог вору погрузить вещи и отправил его с миром. Кроме непривязанности к мирскому, в архетипе Монаха заложена потребность в одиночестве. Подумайте, возможно ли Откровение в компании, пусть даже и близких по духу людей? Общение с Богом на уровне Откровения всегда есть Тайна. В большинстве сказок, легенд, мифов герой — один. Это одиночество Ведомого Богом. От этого одиночества никогда не страдают, им, наоборот, вдохновляются. В кельи одинокого множество дверей в Любовь. Другая сила, заложенная в архетипе Монаха и переданная герою, — это сила самоограничения и самодисциплины. Герой учится говорить «нет» своим слабостям. Ведь невозможно предаваться всем желаниям, побуждениям и страстям, — это путь перерождения человека в похотливое животное. «Жить означает выбирать; тот, кому приходится выбирать, должен уметь отказываться. Никакое созидательное начало невозможно без внутренней цензуры, то есть без избирательного НЕТ», — писал И. Ильин. Герой сказки, мифа дорого платит за потакание своим слабостям. Захотелось вздремнуть, расслабиться? Позволил себе это? Получи предательство. Потянуло предаться соблазну? Тогда не удивляйся, что это стало причиной беды.
Не стоит думать, что сила само-, ограничения и самодисциплины лишает героя простых человеческих радостей. Это заблуждение, чрезвычайно далекое от истины. Сила архетипа Монаха отвергает все злое, мелочное, фальшивое, уродливое, неверное, низкое, но сохраняет и утверждает святое, существенное, подлинно любимое и важное. Это сила пробуждается и начинает работать постепенно, по мере формирования системы ценностей. Эта сила необходима, чтобы герой НЕ ЗАГРЯЗНЯЛ свой канал Откровения. Даже чистейшая вода, если ее пустить по грязным, старым, ржавым трубам, будет выливаться из крана в стакан противной мутной жидкостью. Чтобы принимать Откровение, внутренние «трубы» героя должны быть чистыми. Главный чистильщик «труб» — сила самоограничения и самодисциплины. Мы не станем обсуждать эволюционные уровни этого архетипа. Смысла нет. Механизм прост: растет эволюционный уровень — усложняется и утончается Качество Откровения. Вызов архетипа Монаха — «ищи главное в своей жизни!». Как найдешь, так служи ему верой и правдой. Так, даже «условно неверующие» мужчины, вдохновленные некой идеей, служат ей всей душой. Для них это — главное, в этом — смысл. Здесь я позволю себе маленькое отступление в сторону женщин. По опыту клиентской практики я знаю, что некоторые женщины мечтают, чтобы их возлюбленные уделяли им больше внимания, а еще лучше — видели в них смысл своей жизни(!). Но как можно назвать мужчину, который видит СМЫСЛ СВОЕЙ ЖИЗНИ в другом человеке, пусть даже в любимой женщине? От Смысла зависит ВСЯ жизнь человека. Если мужчина видит смысл своей жизни в женщине, он от нее зависит ПОЛНОСТЬЮ. А когда одно живое существо полностью зависит от другого — это называется паразитизмом. Получается, что мужчину, который видит смысл своей жизни в женщине (пусть и любимой), можно назвать паразитом. Вы шокированы? Тогда пройдитесь по этой логической цепочке вновь. Простите, что пришлось вас разочаровать. Подлинный смысл мужской жизни всегда лежит выше плоскости других людей, пусть и горячо им любимых. Этот смысл всегда связан с Откровением, Надличностным. Качество Откровения зависит от эволюционного уровня самого человека.
Урок архетипа Монаха в том, чтобы пережить «кризис веры». Еще это можно назвать «трезвением» — крушением иллюзий и заблуждений относительно самых важных аспектов внутренней жизни. Так бывает, когда источник Откровения был не Божественного происхождения, а земного. Откровение приходило от другого человека, системы представлений, принятых в социуме, и пр. Например, человек входил в секту и воспринимал за откровения слова ее адептов. Потом прозрел, «отрезвился», пережил «кризис веры». Или трагический пример из нашей истории: несколько поколений советских людей имели в качестве «откровения» мечту о коммунизме. Нужно ли комментировать ситуацию трезвения?! Урок нужен для того, чтобы от настоящего Источника Откровения отпало все ложное, наносное. Ибо истинное Откровение возможно лишь из одного источника — Бога. Среди подлинных героев и подлинно великих людей нет атеистов. Как происходит практическая работа с архетипом Монаха в Комплексной Сказкотерапии©? Само по себе понимание назначения и ценности этого сакрального мужского арх етипа помогает нам более тонко создавать образ героя, привносить в его историю испытания на силу воли, способность к самоограничению. Кроме того, в хорошей сказке всегда ощущается незримое присутствие Высшей Силы, которой ведом герой. Все тонкие силы архетипа Монаха развиваются в процессе духовно-религиозного воспитания ребенка. В этом случае важным инструментом являются рассказы о жизни святых людей. Кстати, многие жизнеописания похожи на сказки. Итак, архетип Монаха действует внутри героя скрыто, побуждая, прежде всего, действия внутренние. Внешнее действие, формируемое этим архетипом, — это молитва. Архетип Монаха оттачивает характер, придает внутреннему содержанию личности героя достойную форму. Архетип Слуги (Раба) Вот мы и подошли с вами к архетипу, наименование которого многим не очень нравится. Действительно, негоже настоящему герою быть слугою, а тем более рабом. Но позвольте, а как же быть с многочисленными героями сказок, легенд и мифов, которые отличались на царской службе? И можно ли вычеркнуть из списка великих Эзопа, который, волею судьбы, был рабом? Архетип Слуги хранит в себе мужскую силу, необходимую для социальной адаптации. Социум организован по принципу пирамиды: низший подчиняется вышестоящему с должным смирением и принятием. Причем здесь речь идет о смирении и принятии воли людей, обладающих большей властью и возможностями, нежели ты. Для мужчины важно чувство принадлежности к определенной (желательно сильной) общественной группе. Неслучайно так популярно объединяться в партии, союзы, ассоциации, сбиваться в кланы, стаи, группировки, банды. Всегда во главе такого «объединения настоящих мужчин» стоит сильный Хозяин. Вот кому надо служить и хочется служить, смиряя свою волю и выполняя чужую. Архетип Слуги формирует в герое активное стремление служить Хозяину. «А не отправиться ли мне на царскую службу, авось там пригожусь», — думает Иван. Он сам еще слабо представляет, чего хочет. Ему нужен покровитель, служба которому поможет познать, кто он есть на самом деле. Да, Хозяин дает порою странные, сложные задания, но Иван справляется, и его мужская сила увеличивается. Вот она, парадоксальная формула этого архетипа: исполнение чужой воли помогает познать и укрепить собственную силу.
Понятно, что все хорошо в меру. Если мужчина всю жизнь будет следовать ритму лишь этого архетипа, вряд ли он познает собственное мужское естество полностью. Но, с другой стороны, ритм архетипа Слуги удобен для социальной жизни: «Не надо думать — с нами тот, кто думает за нас!» «Скажи мне, что и как надо делать, — я сделаю!» — говорят некоторые. Вроде на первый взгляд можно диагностировать у такого человека яркую выраженность архетипа Слуги. Но это не совсем так. Рассуждая об этом архетипе, не стоит путать архетипическую силу Слуги и примитивный инфантилизм. Царь дает поручение Ивану кратко: «Добудь мне моло-дильные яблоки!» или: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что!». Заметьте, он не говорит Ивану, ГДЕ и КАК достать яблоки и прочее. Никаких технологий исполнения задания.Путь выполнения задания, технологию герой формирует САМ. И в этой его самостоятельности — ресурс развития мужской силы. Если мужчине неизменно говорить, ЧТО делать и КАК следует это делать, ГДЕ и КОГДА, — он так и останется в роли «механического исполнителя». В этой роли мало ресурса для развития, но большой ресурс для усиления общего отупения и инфантилизма. Царь вызывает Ивана, дает ему задание. Иван идет восвояси и думу думает, что ж ему, бедному, теперь делать, видно извести его собрался царь, коли такие задания дает! И спасибо огромное царю за эти задачки неразрешимые. Благодаря их сложности Иван выкладывается полностью, на что он в настоящий момент способен. Вот почему, сочиняя мужские сказки, сказкотерапевт «вредничает» — не дает герою поблажек, придумывает сложнейшие задания. Пусть герой показывает максимум, на что способен. В архетипе Слуги много силы. Кроме того, у героя сил и от других архетипов сил предостаточно, плюс помощники волшебные. Словом, ресурсов довольно. Кстати, волшебные помощники чрезвычайно редко что-либо делают ЗА героя (в отличие от помощи героиням-женщинам). Они приходят на выручку лишь в тех случаях, когда герой САМ сделал все, что мог. Ключевая ценность, зашифрованная в архетипе Слуги, — ВЕРНОСТЬ, ПРЕДАННОСТЬ. Ах, как печалятся сегодня многие работодатели о том, что маловато в их сотрудниках «корпоративной лояльности»! Прошу прощения, но «корпоративная лояльность» — не русская ценность. В нашей культуре принята другая категория — преданность. Основной ресурс Хозяина — преданные люди. «Мой человек», «верный человек», «это преданный мне, проверенный человек», — так говорят о достойных слугах. Унизительны ли такие определения?! Ни в коем случае! Наоборот, почетны.
Верных награждают, предателей ликвидируют. Простой закон мужского мира. Вот мы и подошли к сакральному шифру архетипа Слуги: чтобы быть кому-то верным, нужно его уметь любить.Конечно, требовать любви от кого-то нельзя, а вот требовать корпоративной лояльности можно. Чтобы быть верным, нужно иметь чистое сердце и обладать глубиной характера. Пустым и завистливым людям верность просто «не удастся». Да и «корпоративная лояльность» под силу им лишь на непродолжительное время. Потому так ценны верные люди, верные слуги. Потому настоящий Хозяин бережет их и грамотно награждает. Не «заваливает» благодеяниями и почестями — это лишь развращает. А награждает по достоинству и в соответствии с индивидуальными ожиданиями. Да, это очень сложно. Но мы сейчас рассуждаем об эталонах, зашифрованных в сказках. Говорим о том, как должно быть. Когда царь не ценит своего слугу, вместо награды за службу выдает ему тяжкое испытание — герой освобождается от клятвы верности своему хозяину. Вы помните, что далее происходит с царем? Он либо погибает, либо лишается престола в пользу героя. Почему? Потому что царь нарушил негласное «соглашение о верности»: если слуга верен хозяину, то и хозяин также хранит верность слуге. Так работает архетип Слуги — всех «заставляет» служить друг другу. Слуга служит господину, господин служит мотиватором слуге, их союз основан на взаимной верности и механизме «взаимной награды». «Взаимная награда» работает так: слуга награждает господина результатом своей работы, господин награждает слугу почестями. Все красиво. Духовный механизм архетипа Слуги чрезвычайно тонок: достойные люди служат друг другу, пребывая в разных ролях (хозяин-слуга), а вместе они служат Богу. Так задумано. Но задуманное часто нарушается как одной стороной, так и другой. В сказках и мифах много предупреждений о том, к чему это приводит. Но многим людям этого, конечно, мало... Архетип Слуги лежит в основе укрепления внутреннего стержня героя. Проходя через различные ситуации, испытания и приключения, герой учится верности в ее многочисленных проявлениях. Верности слову, верности возлюбленной, верности учителю, верности хозяину, верности делу, родине и так далее. Дело в том, что верность основана на силе воли. Слабовольному не под силу соблюдение верности. Укрепляется воля героя, мужчины, укрепляется и его верность. Параллельно с верностью складываются представления о чести. Можно ли представить себе героя без «кодекса чести»?! И все эти высокие ценности зашифрованы в архетипе Слуги! Это мы с вами обсуждали высокий эволюционный уровень данного архетипа. Теперь спустимся чуть ниже. На среднем эволюционном уровне перед нам герой «колеблющийся». Он и служить готов, и верность хранить. Но «подлые» вопросы так и грызут его изнутри: а достаточно ли меня уважают, чтобы я был таким усердным? А что я получу за эту работу? А не обделяет ли меня хозяин? А не слишком я много выкладываюсь за эти сомнительные награды? А пожалуй, другие меньше делают, получают больше!
Урок героя среднего эволюционного уровня в том, чтобы понять: все, что он делает, нужно прежде всего ЕМУ САМОМУ, а уже потом — его хозяину. Предвижу ваши возражения: а к чему самому Ивану молодильные яблоки, за которыми его отправляет царь?! Конечно, молодильные яблоки Ивану ни к чему, он и так юн и пригож. Но задание, работа САМА ПО СЕБЕ — для него благо. Герой без дела мается. Поэтому наш герой должен «подлые» вопросы от себя гнать, а задания царские выполнять. Через это он не только приобретает опыт, знания, но и ПРЕОДОЛЕВАЕТ собственные слабость и малодушие. На низком эволюционном уровне герой служить вовсе не желает. Он мотивирует это чем угодно: «правами человека», «нарушением свободы личности». На самом деле, имеют место банальные лень и инфантилизм, отсутствие силы воли, паразитизм и потребительство. Такому герою сложнее всего, потому что ему придется себя ЗАСТАВИТЬ служить, ЗАСТАВИТЬ работать. Если он этого не сделает сознательно сам, за него это сделают внешние обстоятельства. Он лишится самого необходимого (крова, дохода, еды и питья) и отправится в услужение на кабальных условиях. Вот какой сюжет развернется в сказке. Причем ради того, чтобы герой научился смиряться, работать «на Хозяина», развил в себе силу воли, верность, честь. А без этих качеств, — какой он мужчина?! Итак, Вызов архетипа Слуги таков: развивай в себе силу воли, верность, стремление служить другому, ближнему своему. Урок же архетипа Слуги тонок: учись грамотно распоряжаться своей свободой. Каково же это, после стольких лет службы выйти на пенсию и не знать, чем заняться? Каково спортсмену, привыкшему к тому, что вся его жизнь подчинена жесткому внешнему расписанию, оказаться «на воле», без графика тренировок? И теперь это — навсегда! Каково это — потерять любимого Хозяина? Урок данного архетипа многообразен по внешним проявлениям. Чтобы пройти Урок, герою нужно научиться САМОМУ строить свою жизнь. Самому думать, планировать, формировать для себя задания. Другими словами, теперь Хозяин из внешнего мира должен переместиться в мир внутренний. Кто этот ВНУТРЕННИЙ ХОЗЯИН? Та сакральная сущность героя, подлинная его личность, что ведет его по жизни. Так «кризис свободы» лечится познанием самого себя. В сюжете сказки он проявляется так. Герой неожиданно (потому что Уроки приходят всегда неожиданно, даже если читатель их давно уже узрел и спрогнозировал) теряет Хозяина, которому служил много лет верой и правдой. Он в кризисе, не знает, что ему теперь делать, куда путь держать. Наконец, либо он сам приходит к такой мысли, либо ему подсказывают, что неплохо бы понять, а что ты можешь сам по себе. Кто ты таков: что любишь, куда путь держишь, к чему стремишься. После размышлений герой понимает, что ему очень близки ценности его Хозяина, и он готов продолжать его дело, стать его Наследником. Другой вариант развития сюжета: после размышлений герой вспоминает детскую мечту и принимает решение осуществить ее. Детская мечта, разумеется, связана с некой созидательной деятельностью, весьма удаленной от той, чем он занимался по воле Хозяина. Например, герой был оруженосцем воина, а детская его мечта — сажать цветы. В финале истории он занимается любимым делом, к которому всегда стремилась его душа. И такая возможность — его награда за верную службу. Архетип Слуги в сказке может действовать открыто и скрыто. Открытое действие формирует завязку сюжета истории — герой по своей или чужой воле попадает в услужение к некому Хозяину. Скрытое действие архетипа Слуги укрепляет внутренний стержень героя: через развитие силы воли, верности; представлений о чести, достоинстве. Получается, что архетипы Монаха и Слуги тонко, исподволь формируют духовный базис характера героя, мужчины, укрепляют его систему ценностей, и— внутренних ограничений. Из этого складывается «кодекс чести» настоящего Героя. Мы рассмотрели с вами семь граней мужественности, семь мужских архетипов. Внутри нас, и мужчин, и женщин, все они присутствуют. Причем каждый на своем эволюционном уровне. Вызовы и Уроки разных архетипов пересекаются в событийных вихрях, поэтому нелегко сразу выделить и четко назвать происходящее. Здесь нет путаницы — есть действие разнонаправленных сил, стимулирующих наше развитие. Каждый мужской архетип способен породить немало сюжетов сказок. И мы с вами уже имеем в своем методическом портфеле несколько «рабочих фабул». Пришла пора двигаться дальше и рассмотреть архетипические мужские сюжеты— семь древних «предначертаний», следуя которым герой может изменить собственное эволюционное состояние. Приобрести силу определенной мужской ДУХОВНО-СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ. Часть третья. Шифр мужских сюжетов Мужские архетипы помогли нам постичь и описать основные содержания мужских, социальных сил. Герою же необходимо интегрировать внутри себя действие этих сил и проявить их вовне, то есть ПРИМЕНИТЬ. В этом круговороте интеграции и движения к результату рождаются мужские сюжеты. Мужской архетипический сюжет — это закономерная последовательность событий, проходя которую герой интегрирует внутри себя архетипические мужские силы в соответствии со своей личной задачей и переходит в новое духовно-социальное состояние. Наша задача — расшифровать скрытый смысл последовательности событий, заданной сказкой. Возникает вопрос: можно ли изменить древний сюжет? Неужели так и следовать мужчине этой предопределенности?! Однако не стоит думать, что предопределенность ограничивает свободу выбора героя. Наоборот, древний сюжет передает ТЕХНОЛОГИЮ движения к результату, предоставляет «список испытаний» ЗАРАНЕЕ. Что может быть полезнее для мужчины?! Предупрежден — значит, отчасти подготовлен. Мы рассмотрим семь мужских архетипических сюжетов. Нередко в судьбе мужчины (и женщины) они действуют одновременно в разных плоскостях жизни. Когда возникает трудная ситуация (а это всегда либо Вызов, либо Урок, либо Ловушка, как мы с вами уже знаем), важно понять, «откуда она родом». То есть какой сюжет активно проявился в ней. Почему все семь мужских сюжетов могут действовать одновременно? Потому что ВСЕ СЕМЬ духовно-социальных состояний, к которым они приводят, важны для мужчины. Настоящему герою необходимо стать и Главой Рода, и Мастером, и Победителем, и Прозорливым, Поющим Сердцем, Странником и Партнером. При этом одно или два духовно-социальных состояния станут системообразующими, стержневыми в его «узоре судьбы». Но это не означает, что остальные состояния потеряют свою актуальность. Напротив, они укрепят доминирующее, стержневое состояние. Например, ключевая задача, то есть Предназначение героя, — стать Главой Рода. Это духовно-социальное состояние должно стать у него стержневым. Ключевыми ценностями будут ценности архетипов Крестьянина и Монарха: семья, потомство, порядок, процветание, ответственность за Род, землю, страну. Но чтобы стать истинным Главой Рода, герой должен быть и Мастером своего дела, и уметь побеждать врагов, обладать прозорливостью и Поющим Сердцем, тонко ощущать собственный Путь и грамотно расставлять людей по своим местам в родовой системе. Вот и получается, что все мужские эволюционные состояния важны СРАЗУ. Согласитесь, непросто родиться героем! Допустим, Предназначение героя — стать Победителем, разить врагов, не зная поражений. Что ж, это сложнейшее служение. Но разве герой не должен оставить свое качественное семя для продолжения рода (Глава Рода)? Разве он может не быть Мастером боевого искусства (Мастер)? Чтобы предугадывать замыслы врага или выявлять предателей, разве не должен он стать Прозорливым? И как может герой защищать невинных, если у него не будет Поющего Сердца? Сможет ли он выдерживать колоссальные нагрузки, если внутри у него не будет состояния Странника? Что касается состояния Партнера, конечно, Победитель может обойтись и без него... Но, с другой стороны, не всегда же он будет воевать в одиночку?! Человек целостен, развитие одной архетипической силы, «подтягивает» за собою и другие. Открывшийся путь к одному духовно-социальному состоянию, откроет пути и к другим. Главное — движение. Путь героя, путь мужчины редко бывает гладким. За каждым поворотом дороги скрывается новое, опасное для жизни испытание, ловушка, урок. Герой пребывает в постоянном напряжении. Но именно этот неизменный тонус помогает ему задействовать свой актуальный жизненный максимум и — умножить его. Умножается личная сила — увеличивается личное влияние. Увеличивается личное влияние — возрастают социальные возможности. Возрастают социальные возможности — меняется жизнь. Ради этой цепочки герой отправляется в путь. Ну а если ему ничего не надо, у него и так все есть? Зачем куда-то ходить, терпеть лишения ради сомнительного результата? Такая постановка вопроса — не для настоящего героя. Да, он может не проявлять активных стремлений до определенного момента (как Илья Муромец, например). Но здесь есть особая мудрость Предназначения, которая гласит: «Всему свое время!» Пришло время, появились и его вестники — калеки перехожие — и призвали Илью Муромца на подвиг. Если герой — инфантильный лентяй, в сказке ему обязательно будут предоставлены возможности для изменения. Коли он отвергнет испытания и станет продолжать «инфантильно лентяйничать», жизнь отнимет у него то, за что он держится. Конечно, не сразу. Но — закономерно. Так человек, привыкший жить в «полсилы», потреблять и паразитировать на других, неизбежно начнет разрушаться. К сожалению, увлекая за собою и тех, кто с ним близко связан... Вот почему так важны мужские истории в процессе воспитания мальчиков. Формулы движения героя к цели, символические шифры Вызовов, Уроков и Ловушек должны быть познаны в раннем детстве и отрочестве. Благодаря этому формируется особая ГОТОВНОСТЬ К МУЖСКОЙ ЖИЗНИ. Собственно, ради этого мы и затеяли с вами наш «мужской разговор». Сюжет первый — «Отчий дом» Композиция этого сюжета проста. Всего четыре узловые точки: 1. Рождение героя. 2. Расставание с родным домом по разным причинам. 3. Приключения. Приобретение опыта. Накопление силы в испытаниях. 4. Возвращение домой. Принятие героя Родом как нового Главы. Примеров историй с этим сюжетом множество. Перечислим лишь некоторые из них: история Эдипа, «Птичий язык», «Незнайка», «Сивка-Бурка», притча о Блудном Сыне, «Три царства: медное, серебряное и золотое». Несмотря на видимую простоту ключевых событий, это мужской сюжет полон драматизма. В каждой узловой точке скрываются и Вызовы, и Ловушки, и Уроки. Начнем с рождения героя. Само по себе появление на свет может быть связано с трудностями и препятствиями, трагическими пророчествами или родительскими обетами. Нередко герои рождаются, будучи изначально нежеланными одним из родителей. Словом, в сказках далеко не безоблачно. Собственно, как и в обычной жизни. Но герой рождается вопреки всем препятствующим ему волеизъявлениям! Почему? Потому что у него есть СВОЯ особенная миссия на свете. Его ЛИЧНАЯ ЗАДАЧА жизни обладает такой силой, что ломает на пути все преграды. Сила личной жизненной задачи проявляется с рождения и ведет героя дорогами всех семи архетипических сюжетов. Собственно, для героя главное — родиться. Сила личной жизненной задачи помогает герою выживать в самых невероятных условиях. Эта сила дана ему для движения по Своему Пути. Если он не станет делать этого (выбор есть всегда!), эта мощнейшая созидательная сила постепенно разрушит его. Возьмите, к примеру, Геракла. Не стал бы он подвиги совершать, а пожелал бы вместо этого лежать под оливковым деревом, нежиться на солнышке, предаваться исключительно праздности и разврату. Его сила позволила бы ему вести такой образ жизни. Хотя, конечно, даже странно допускать такое... Но все же, к чему бы это привело? К безумию. Тем более что к припадкам безумия этот герой был склонен. Путь Геракла — это путь к эволюционному состоянию Победителя. Побеждать он начал с колыбели — первые враги, обе ядовитые змеи, были им задушены. Итак, сила личной жизненной задачи будет вести героя, охранять и направлять его. В данном сюжете сила личной жизненной задачи направлена на достижение духовно-социального состояния ГЛАВЫ РОДА. А что это значит? Какие испытания готовит? В первую очередь — реальную угрозу жизни со стороны отца. Вам это кажется странным? Парадоксально, но так. Как эта угроза шифруется в сказке? Например, так. Царь пребывает в пути и не знает того, что жена его на сносях(!). По дороге царь нарушает порядок на территории некоего могущественного существа. Не по злому умыслу, просто так складываются обстоятельства. Захотелось, к примеру, царю водицы из озерца испить без разрешения водяного — хозяин его за бороду поймал и потребовал отдать ему то, чего он у себя дома не знает. Царь, конечно, с легкостью обещает — чего же он может у себя дома не знать?! Наивному монарху невдомек, что у него может появиться наследник. Фактически отец продает, предает собственного сына за свой проступок. Сын должен будет оплатить оплошность отца. А говорят, дети не отвечают за грехи своих родителей! Еще как отвечают — в сказке об этом между строк написано. В результате сын рождается уже с обременением — ему предстоит расплатиться не за свой грех, а за отцовский. А чем? Трудом или, может быть, жизнью? Вот она, реальная угроза жизни, пришедшая к герою со стороны отца. Конечно, не хотел отец этого. Он же не знал, что так получится. Но — незнание не освобождает от ответственности. Посмотрим с вами еще глубже. Потенциальная угроза жизни так и остается угрозой. Но она не существует сама по себе. Она — часть ОТЦОВСКОГО НАСЛЕДСТВА. Это очень важное понятие в данном архетипическом сюжете. Глава Рода — это в первую очередь НАСЛЕДНИК своего отца. Или матери — если в сказке нет отца, мать одна воспитывает сына. Мы с вами живем в патриархальном обществе, поэтому наследство со стороны отца — важнейший фактор формирования личности героя, личности мужчины. Что входит в понятие отцовского наследства? Конечно, не только деньги, движимое и недвижимое имущество, люди, связи, но и опыт, сила достойных поступков и пятна недостойных. И конечно же, долги перед другими. В этом архетипическом сюжете сын непременно отвечает по обязательствам отца. Можно подумать, что это несправедливо. Если отец «накуролесил», оставил после себя множество открытых обязательств, при чем тут его сын?! Давайте расшифруем то, что написано в сказке: «Хочешь продолжить свой род, отдать свое семя женщине, чтобы она выносила и родила тебе ребенка? Веди достойную, зрелую жизнь, будь осторожен в обязательствах, ибо если ты по ним не расплатишься, то это бремя ляжет на твоего наследника». Сурово? Вполне. Дело в том, что само по себе ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ НАСЛЕДНИКА является мощным фактором, дисциплинирующим мужчину. Во всяком случае, так задумано и зашифровано в сказках. Другое дело, что немногие сегодняшние молодые мужчины, отдавая женщине семя, заботятся о том, какое наследство они передают будущему ребенку. И эта отцовская безответственность несет прямую угрозу жизни потомства. Но не стоит думать, что эта проблема лишь нынешней жизни. Раз такая ситуация зашифрована в сказках, значит, она была всегда. И пока не решена. Может, оттого, что информация так долго оставалась зашифрованной?.. Вернемся к нашему примеру с царем, пообещавшему водяному то, чего он в своем доме не знает. Оказавшись дома, он узнает о рождении долгожданного наследника. Радость перемешивается с ужасом и раскаяньем. Чувства очень правильные. Особенно раскаянье. Но к чему они приводят? К активизации архетипа Купца (на невысоком эволюционном уровне) — царь с царицею начинают придумывать, как бы своего ребенка уберечь. И додумываются принести в жертву ЧУЖОГО РЕБЕНКА, вместо свое-го(!). К счастью, некая служанка (рыбачка, кухарка и пр.) родила мальчика одновременно с царицей. Решение очевидно — поменять детей. Посмотрите, сколько сложностей у новорожденного героя! И отцовский грех, несущий прямую угрозу жизни, и опасность прожить не Свой Путь, а чужой. Не слишком ли много для младенца обременении?! Сказка не допускает кощунства — герой не может идти чужой дорогой, не может принести в жертву невинного ради собственного выживания (пусть эта жертва будет принесена и не его руками). Поэтому сначала детей меняют, а потом по ошибке меняют снова. В результате все остается на своих местах: каждый младенец у своей матери. Теперь у новорожденного героя создается другая проблема — родители начинают относиться к нему КАК К ЧУЖОМУ РЕБЕНКУ! Они-то думают, что детей поменяли. И родительский инстинкт в результате злодеяния у них отключается. Мать не чувствует сердцем СВОЕГО младенца. Но является ли для героя проблемой то, что родители относятся к нему, как к чужому? «Своего»-то они балуют, растят из него не героя, но потребителя-паразита. А между тем именно лишения стимулируют развитие героя. Вот такой парадоксальный сказочный шифр. Чем больше трудностей будет в ранний период развития, тем лучше закаливается характер. Чем больше заботы, ласки, внимания ни за что получает мальчик, тем легче развратить его характер. Это не означает, что в воспитании мальчика не нужны любовь и забота! Просто для становления «мужского характера» необходимы определенные лишения и ограничения; а безусловное осыпание благами, немедленное удовлетворение всех желаний не просто портит характер, но и развращает его. Чтобы твоя потребность была удовлетворена, ты должен затратить СОБСТВЕННЫЕ усилия, а не требовать себе удовлетворения потребности от родителей по праву рождения,— таков еще один шифр сказки. Потому-то в сказке герой воспитывается родителями как «чужой ребенок». Просто родители его не очень зрелыми оказались. Не понимают они, как правильно воспитывать настоящих героев... С другой стороны, если бы наш герой появился у зрелых мудрых родителей, истинно любящих друг друга, завершивших все свои обязательства, ЗАЧЕМ ему становиться Главою Рода?! Если эта эволюционная задача УЖЕ РЕШЕНА его отцом, ЗАЧЕМ наследнику решать ее ДЛЯ РОДА?! Он придет в мир уже с другой задачей. Решенные отцом эволюционные задачи сын получает в наследство. Это его опора. Нерешенные отцом задачи сын также получает в наследство — это его стимул к развитию. Итак, в отцовском наследстве есть две основные составляющие: · символическая опора — решенные отцом задачи, · символический стимул — не решенные отцом задачи. Как видите, роль отца, в ее символическом содержании, невероятно велика для сына. Именно поэтому в составе женских архетипических сюжетов есть сюжет «Разборчивая невеста». Девушке предстоит грамотно выбрать отца будущего ребенка. Какое наследство ее избранник предоставит своему потомству? Все ли девушки об этом задумываются? Мы рассмотрели аспект связи с отцом. Перейдем к матери. Матери у героев разные. Есть любящие, заботливые, тонко понимающие подлинные задачи воспитания мужчины. Есть опекающие и тревожные. Есть вероломные, желающие смерти собственному ребенку, как в русской сказке «Мнимая болезнь». Но есть общая черта у всех сказочных матерей — они «не привязывают» к себе сыновей. Благословляют на подвиг, стремятся женить, иногда даже сознательно изводят, но специально подле себя не держат. Чем платит им герой? Ничем особенным. Ждет ли сказочная мать благ от сына? Ясно, что эти ожидания у нее далеко не на первом месте. Априори предполагается, что, если герой пройдет то, что ему предназначено, и станет Главою Рода, мать он не обидит. Есть немногочисленные сказки, в которых явно зашифрован эдипов комплекс. Владимир Пропп, ссылаясь на собирателей фольклора Смирнова и Добровольского, приводит слова еще не рожденного героя, из русской и белорусской сказок. Из утробы матери раздаются такие слова: «Я на матке женюсь, а батьку с ружья убью», или «Батьку убью, матку за себе замуж возьму».27 В таком жестком тексте зашифрована глубинная потребность героя сместить отца с «поста» Главы Рода и стать таковым самому.
27 Пропп В. В свете фольклора. М.: Лабиринт, 2007.
Для нас главное — понять, что обстоятельства рождения, какими бы сложными и обременительными они ни были, — необходимые условия проявления силы личной жизненной задачи героя. Принцип «все зачем-то нужно» — ключевой для понимания скрытого смысла драматических сказочных событий. Второе узловое событие — расставание с отчим домом. Обстоятельств удаления героя из дома множества. Самое простое — герой уходит из дома, чтобы мир посмотреть да себя показать. Самое драматическое — удаление ребенка на смерть. Мы выделим и рассмотрим три основных сценария ухода героя из отчего дома. Это поможет нам в создании собственных терапевтических истории для мальчиков и мужчин. 1. «Большое приключение».Герой чувствует, что дома ему тесно, он его перерос. Ему хочется «в большой мир»; он стремится к собственным приключениям и не испытывает особой ответственности перед Родом. Говоря сказочным языком: «Когда пришло время, захотелось ему мир посмотреть да себя показать». При внешнем благополучии это очень непростой сценарий ухода из дома. С одной стороны, если герой все-таки найдет собственный путь, многого добьется и с трофеями вернется домой, Род от этого только выиграет. С другой стороны, этот сценарий — настоящая лотерея. А вдруг герой ничего не добьется? Жизнь поиграет с ним, он поиграет с ней; он растеряет тот ресурс, что захватил из отчего дома, и закончит падением? Кажется, в этом сценарии нет четкой цели, а значит, и конкретного результата, к которому должен прийти герой. Каково же мужчине без четкого понимания результата?! Сколько сил теряется впустую, сколько ошибок делается, прежде чем складывается собственная система представлений о мире. Это если повезет и поможет архетип Философа. А если в структуре личности мужчины доминирует не архетип Философа, а архетип Воина? А четкой цели нет? Одно слово — лотерея. На самом же деле в этом сценарии ухода из дома зашифрована четкая задача, только уровень постановки ее довольно высок. Прочитайте внимательно: «Мир посмотреть да себя показать». Давайте расшифруем эти задачи. Во-первых — посмотреть мир, то есть исследовать его, постичь, сформировать собственную систему представлений о мире, о людях. Глобальная философская задача. Во-вторых — себя показать, то есть проявить максимум собственных дарований, самореализоваться, войти в резонанс с миром и сделать в нем то, что ДОЛЖЕН. А что должен? Понимание придет по пути. Главное — начинай движение. В этом сценарии ухода из дома много свободы выбора. Поэтому он — лотерея для незрелого человека. К такому сценарию надо быть хорошо подготовленным. Это касается и вопросов воспитания мальчика. Например, родители идут «гуманистическим путем», то есть считают, что сын должен сам выбирать свою дорогу, они не станут ставить ему условия, не будут обременять его долженствованиями. «Твоя жизнь— ты ее и живи», — тем или иным образом говорят сыну родители. Такой подход хорош только в том случае, если в сына многое вкладывается: образование, любовь, вразумляющие беседы, духовное и физическое развитие. Недаром этот сценарий ухода из дома преимущественно встречается в сказках, где герой — царский сын. То есть по условиям рождения и воспитания в него УЖЕ много вложено. А коли это простой человек, то ему легко потеряться на перепутанных дорогах жизни, попасть в ловушки лжи и искушений, стать жертвой. Это произойдет не по злому умыслу судьбы, а вследствие малой готовности героя к свободному выбору пути. Представьте себе мужчину 38 лет. Он рос в хорошей семье, родители его любили и в 14 лет отпустили в «свободное плавание». Ему захотелось, они не препятствовали. Тем более жили весьма небогато. Он начал подрабатывать, чтобы содержать себя, у него появились не очень хорошие друзья, которые подбивали его на всевозможные приключения, от наркотиков до экстрима. Но попробовал, почувствовал отвращение, устоял. Потом пошел в армию, ему предлагали там остаться и сделать карьеру, но он понял, что это не для него, и отказался. После положенной службы уехал в другую страну на заработки. Там были иные друзья, ошибки и приобретения. Он выжил один после серьезной автокатастрофы, в которой погибли все его друзья, и решил вернуться на родину. Работал, где придется. Благодаря этому освоил много профессий. Менял женщин, исследуя их тайную природу. С одной стороны, прожигал жизнь, с другой стороны, мир смотрел и себя показывал, опыта набирался. К 33 годам он решил остепениться и жениться. Однако жена ему досталась более падкая на деньги, чем на любовь. Пока он давал ей деньги, то есть «покупал любовь», она ее продавала. Когда деньги кончались, а такое нередко бывало при его нестабильной работе, она его отвергала. Родился сын. Казалось бы, наследник. У нашего героя появилось много надежд. Но жена использовала сына, чтобы отсудить при разводе крупную сумму денег, фактически все его сбережения, и переехала с сыном в другой город. Нашему герою пришлось все начинать сначала. С нуля, в 38 лет, когда здоровье уже не то (сказывается пережитая авария), и денег нет, и любви нет, и стимула нет. С 14 лет он смотрел мир и показывал себя. Он отправился в это «большое приключение», не будучи к нему готовым. «Ввяжемся в драку, а там посмотрим». Он так и не получил образования, но все его знания о жизни «честно заработаны» и отмечены душевными и телесными шрамами. Такой вот путь по первому сценарию ухода их дома... Поэтому, друзья, этот сценарий ухода из дома все же оставим хорошо подготовленным юношам, знающим, КАК исследовать мир, строить с ним отношения, обладающим всеми необходимыми навыками выживания, самозащиты и саморазвития. Но если человек уже идет по этому сценарию, как герой из нашего примера? Пусть идет. На этом пути многое приобретается. Человек, о котором я рассказывала в примере, несмотря на отсутствие образования, создал собственную довольно стройную теорию отношений, которая поддерживает его и дает ему СМЫСЛ существования. 2. «Необходимость».Герой получает конкретное задание, основанное на пользе для другого человека (или страны). Требуется спасти мать, принцессу, страну, отца от болезни и пр. В этом сценарии есть цель, а значит, и определенность. Выполнишь задание — докажешь, что достоин стать Главой Рода. Не справишься — не судьба. Пока выполняешь, многому научишься. Фактически, выполняя задание, герой учится служить Роду. Развивает качество, необходимое для роли его Главы. В контексте воспитания не сказочных героев, а юношей этот сценарий ухода из дома работает в довольно стабильных Родах (семьях), стремящихся к усилению своего влияния. Также он наблюдается и полезен семьям, которые чувствуют свое ослабление на фоне других родов и связывают со своим сыном существенные надежды на будущее укрепление. В таких семьях наследника воспитывают в достаточной строгости, ему всегда напоминают о том, что семья связывает с ним свое будущее процветания, и он ДОЛЖЕН Роду. С «младых ногтей» он питается мыслью, о том, что за ним — надежды его Рода и он должен стремиться их оправдать. В юношу вкладываются деньги, потому что семья знает, что эти инвестиции окупятся. Можно подумать, что такой подход к воспитанию ограничивает свободу самореализации юноши. Да, это так. Но только отчасти. Долг перед семьей — это не самый плохой долг. Напротив, он стимулирует развитие. Главное, чтобы молодой мужчина понимал его ПОДЛИННУЮ необходимость. Глубоко чувствовал, что, если он этого не сделает, никто этого не сделает. Не принесет он молодильных яблок, умрет отец. Долг перед Родом дисциплинирует, закаляет характер и придает жизненному пути глубинный смысл. В этом сценарии кризис начинается тогда, когда мужчина осознает, что не выполняет «наказ Рода». Родители собрали деньги, отправили «покорять столицу», а у него «не сложилось». Столица перемолола его, как молох, заставила служить себе, а не Роду. И вот, к 40 годам у него ни собственной квартиры, ни стабильной работы. То, что он отсылает родителям, лишь крохи, они рассчитывали на большее. «Не оправдал надежд», «Оказался слабаком» — вот основное содержание кризиса этого сценария. И его нужно пройти, чтобы приобрести более реалистическое представление о себе самом и родовых ожиданиях. «Выживание».В этом сценарии зашифрованы инициирующие ситуации. Сказочные родители фактически производят ритуал жертвоприношения. Ребенка кладут в лодку и пускают по воде или отводят в лес и там бросают. В некоторых историях ребенку даже вспарывают живот или наносят удары кинжалом, прежде чем опустить в реку. Нам сейчас нет смысла подвергать анализу причины такие жестоких ритуалов. В них — следы древних культур. Для нас важно одно: речь идет об инициирующем событии, которое создают родители своему ребенку. «Прохождение через воду есть не только начало царского пути, оно есть условие воцарения. Знак распоротого живота, знак отрубленной головы или проколотой груди показывает, в чем здесь дело. Царствовать мог только тот, кто прошел сквозь этот обряд и мог показать знаки смерти. Татуировку, печать, которые позже превратились в опознавательные знаки», — пишет Владимир Пропп28.
28 Пропп В. Эдип в свете фольклора. В сб.: В свете фольклора. М.: Лабиринт, 2007.
За всеми этими ритуалами стоит один общий смысл: родители понимали Избранность своего сына и производили над ним соответствующие действия. Они ЖЕРТВОВАЛИ своим родительским счастьем ради исполнения сыном более высокой миссии. Авраам приносит в жертву собственного сына, следуя Воле Божией. Исаак ВЫЖИВАЕТ и впоследствии становится достойнейшим из мужей. Какой непростой, и даже жестокий, с точки зрения обывателя, шифр мужской сказки: если ты избран для высокой миссии, пройди крещение смертью; если ты ДЕЙСТВИТЕЛЬНО достоин, Бог оставит тебя в живых. Совершив ритуал, родители фактически передоверяют процесс воспитания сына другим силам (людям, животным, сказочным существам). Тут также сказочный шифр тонок: необычному герою нужно дать и необычное воспитание. Неслучайно в русской сказке «Птичий язык» отец, увидев необычные способности сына, решает: «Что-то умен он не по годам». Далее сына укладывают в корзину и пускают по воде. Отец понимает, что не сможет дать сыну достойного воспитания, и доверяет его Воле Божией. Получается, что за видимой жестокостью сказочных родителей скрывается подлинный подвиг самоотречения, отпускания дитя, доверие ребенка Его Судьбе. Масштаб этого подвига теряется за обыденностью мотиваций родителей: кормить нечем — завели в лес и бросили; слишком умный — положили в лодку и бросили в воду. Важно понимать, что в сказках от детей НЕ ИЗБАВЛЯЮТСЯ, детей ОТПУСКАЮТ. Подобные ритуалы — языческие формы более позднего ритуала РОДИТЕЛЬСКОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ, принятого в современных религиях. Если повернуть от сказки к жизни, есть немало примеров, когда мальчикам приходится реально выживать. Например, в результате трагедии он оказывается сиротой. Ему потребуется пережить боль утраты, не сломаться, обрести собственный путь. Доподлинно известно, что в таких жизненных сюжетах всегда присутствует Божественная Помощь. Вот три основных сценария ухода из родительского дома. Точка ухода из дома — самая важная в этом сюжете. Дальше — путь самостоятельных приключений. Их состав для этого сюжета не так важен. Фактически в третьей узловой точке этого архетипического сюжета может разворачиваться любой иной древний сюжет. Главное — приобрести СВОЙ опыт, чтобы вернуться не с пустыми руками, а полными. В третьей точке сюжета герой искупает и грех отца, если таковой имелся. Этот момент важен для создания терапевтических историй. Если сказкотерапевт знает, что у клиента есть незавершенный сюжет, наследованный от отца, он может зашифровать рассказ о том, как он был закрыт, в третьей части сказки. Герой активно действует, работает, ищет. Сколько раз падает, столько раз встает. Извлекает Уроки из случившегося. Он нарабатывает новые полезные связи, приобретает помощников. Все это — его личный ресурс, наследство, которое он передаст детям. Его ведет по пути сила личной жизненной задачи — стать Главою Рода. Для появления наследников нужна женщина. И наш герой находит ее, узнает ее, если необходимо — спасает ее. Чутье Главы Рода помогает ему взять в жены именно «царскую дочь», то есть женщину, отмеченную высокими достоинствами, не только физического плана. Так зашифровано в сказке, а значит, и мужчине изначально даны инструменты для осуществления этой задачи. Да, на пути обретения Своей Жены немало искушений и ловушек. Все они нужны для того, чтобы более точно настроить в мужчине критерии выбора не просто сексуальной партнерши, а именно ЖЕНЫ и матери будущих детей. Финал сюжета — женитьба и воцарение. Герой возвращается домой и становится царем. Или он женится на чужбине и расширяет свои владения за счет присоединения к ним приданого жены. Если и были у него с родителями трения, они прощают друг друга. Родовая позиция героя существенно укрепляется. Герой прошел большой путь и получил право на женитьбу (его семя достойно) и трон (он способен управлять родовой системой), он восстановил мир с родителями, если это было необходимо (он способен поддерживать связь с предками). В его ценностной структуре явно проступает связь с Божественным. Иначе он бы не прошел то, что прошел. Возможно, этой связи не было у его отца, не было и у деда, а у него — появилась. Если же связь с Божественным уже была заработана его предками и он получил ее в наследство, то он справился с тем, чтобы сберечь и укрепить ее. Согласитесь, это тоже весьма непростая задача. Так он заработал новое духовно-социальное состояние Главы Рода. Сюжет второй — «Дорога к мастерству» Это второй важнейший мужской архетипический сюжет. По большому счету, стать Главой Рода и Мастером — самое важное для мужчины. Остальные эволюционные состояния будут только укреплять его как Мастера и Главу Рода. В этом сюжете сложно выделить доминирующий мужской архетип. В зависимости от характера героя и его личной задачи активизируются и архетипы. Можно смело утверждать, что Дорога к Мастерству использует ценностную базу всех мужских архетипов и повышает эволюционный уровень каждого из них. Вся жизнь мужчины — это Дорога к Мастерству. Все трудности и победы, все знания и умения, все встречи и расставания, — все укладывается в копилку Мастера. Мы выделяем два аспекта эволюционного состояния Мастера: · Мастер Жизни; · Мастер Ремесла. Сказочный герой обычно движется либо по дороге к Мастеру Ремесла, либо по пути Мастера Жизни. Реальный мужчина в своей жизни объединяет оба аспекта Мастера. Кто такой Мастер Жизни? В русской сказке он лучше всего отражен в образе Емели. Вы удивлены, как может «удачливый лентяй» быть Мастером Жизни? Дело в том, что Емеля вовсе не так прост, как мы думаем. Он умело маскирует свою мудрость. На Востоке так поступают суфии. Образ русского Емели отчасти можно ассоциировать с легендарным Ходжой Насреддином, по внутреннему наполнению разумеется. Мы застаем Емелю уже в том состоянии, когда он прошел свою дорогу к эволюционному состоянию Мастера Жизни. Он постиг тонкие связи между явлениями. Обладает «чувством момента»: знает, когда нужно пойти к проруби. Ни раньше, ни позже того самого часа, когда там окажется волшебная Щука. Он умеет экономить свои жизненные силы: сани у него едут сами, топор сам рубит, гармонь сама играет. Такой мудрой экономии собственной энергии мужчины обычно достигают в весьма зрелом возрасте. Какое же «тайное знание» есть у Емели, благодаря которому все становится ему подвластно? «По щучьему велению, по Божьему произволению» — вот она, заветная формула Мастера Жизни. Что же зашифровано в ней? «По щучьему велению», то есть по воле щуки. Щука, прежде всего, рыба. Давайте разберемся с вами, кто такая рыба, обратившись к «Словарю символов» Джека Тресиддера: Рыба — позитивный символ, связанный с плодородием, сексуальной гармонией; фаллический знак. Однако известен, прежде всего, как раннехристианский символ Иисуса Христа. Буквы греческого слова «рыба» («ichthus») образуют акроним слов «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» (lesous Christos Theou Huios Soter). Эта эмблема в качестве секретного знака Иисуса Христа присутствует на печатях и лампадах в римских катакомбных церквах. Евангельские тексты подчеркивают этот символизм: упоминается о чудесной ловле рыбы, в которой принимал участие Иисус; сам Иисус проводит аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру (отсюда и «кольцо рыбака», которое носит Папа Римский); рассказывается о кормлении пяти тысяч людей пятью хлебами и двумя рыбами; новообращенных крестят водой. Крещение на латинском языке называлось «piscina» («садок для рыбы»), а новообращенные — «pisciculi» («рыбки»). Рыбу изображали в сценах Тайной вечери в связи со священным католическим обычаем есть по пятницам рыбу, а не мясо. Изображение трех сплетенных рыб (или трех рыб с одной головой) — символ Троицы. Такому символизму предшествовала многовековая иудейская традиция (рыба — эмблема правоверных иудеев, а также обычная пища во время шаббата и в иудейском раю). Священное значение приписывали рыбе и жрецы культа Эйи, месо-потамского бога воды и мудрости. В индуистской мифологии рыбы считаются созданиями, обладающими абсолютной свободой, которым не грозит Потоп, а также предстают как спасатели — инкарнации богов Вишну и Варуны. Изображаемые на подошвах Будды, они символизировали освобождение от бремени мирских желаний. Будду и Орфея называли «ловцами людей». Сексуальный символизм рыбы присутствует во многих культурах, что связано с их обильной икрой, с водой — эмблемой плодородия, а также сравнением рыбы с пенисом. Они ассоциируются с богинями луны, материнства и деторождением. В Китае рыба — эмблема изобилия и удачи. Щука Емели, Золотая рыбка Старика, Двое из Ларца — русские персонажи, исполняющие человеческие желания. В восточных сказках такими персонажами являются джинны, рабы ламп, перстней и других чудесных предметов. Эти персонажи одновременно и дарители, и провокаторы. Они дарят героям их исполненные желания. Но и подвигают героев к осознанию того, что стоит за их желаниями. Действительно ли реализация желаний чужими руками делает героев сказок счастливыми?! Чего обычно желают люди или сказочные герои, стоящие пока еще в начале своего пути к Мастерству? Денег, власти, социальных возможностей, красивых девушек. Они получают это вместе с обременениями: завистью людей и новыми заботами. Емеля не просит у Щуки денег, власти, красивых девушек. Он — Мастер. Он знает, что Щука — проводник возможностей Божьих, и появилась она в проруби далеко не случайно. И в руки она далась именно Емеле, а не его братьям или кому-либо другому. Просьба Щуки отпустить ее — это с одной стороны, ИГРА; но, с другой стороны, НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ предстоящей совместной работы Емели и Щуки. Давайте разберем тайный шифр встречи Емели и Щуки подробнее. Емеля лежит на печи и якобы ничего не делает. В переводе со сказочного языка в данном случае это означает следующее. Герой занят глубокой внутренней работой, вычислениями того, когда откроется его Окно Новых Возможностей, он готовит себя к встрече. Лежа на печи, он бережет себя от житейской суеты, тренирует себя противостоять ей. Поддаться ритму жизни братьев означает для него потерять настройки Мастера, заработанные им с большим трудом (об этом в сказке, правда, не говорится, но мы можем читать это между строк). Наконец, Емеля понимает, что время пришло. Если хотите, он слышит «зов Щуки» из проруби: «Пора!» Герой берет ведро и отправляется за водой (в переводе со сказочного — за новой жизненной силой). Щука сразу попадается в его ведро. В данном случае ведро символизирует готовность героя принять новые возможности. Он готов — у него есть ведро, есть чем черпать, он «не с пустыми руками». «Отпусти меня», — просит Щука. В переводе со сказочного — это проверка: «Так ли тебе нужны эти новые возможности, сможешь ли ты распорядиться ими по достоинству?» «Не пущу», — отвечает Емеля. И в этих словах его нет жестокосердия. На тайном языке он отвечает Щуке: «Да, я готов, и от новых возможностей отказываться не намерен!» После такой игры-проверки Щука соглашается служить Емеле. Она сказала ему «пароль», от вернул ей правильный «отзыв». Связь установилась. Но есть НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ совместной работы, они также зашифрованы в просьбе Щуки отпустить ее. Сделаем перевод со сказочного: «Хоть я и буду служить тебе, но помни, что это не навсегда, а лишь на некоторое время; я свободна в выборе служить тебе; я делаю это не от необходимости, а от милосердия к тебе; просто ты готов взять новые возможности, пришло время для этого. Отпусти меня, не формируй зависимости от меня, и тогда сам всегда будешь свободен. Ибо Мастер — это свободный человек». Вот какое оно «Щучье веление»: совместная работа двух свободных существ. Вторая часть формулы: «По Божьему произволению» понятна: все будет происходить по Воле Божией. Правда, здесь есть одна загвоздка, которая принесла нашему народу много бед. В изданиях этой сказки советского периода (а именно на таких изданиях воспитывалось большинство современников) формула заклинания искажена. Советские редакторы переписали ее так: «По щучьему велению, по моему*хотению». Это страшно. Ибо «хотение человеческое» часто несовершенно и порочно и уже принесло миру много разрушений. А формула этого злого «хотения» была надолго зафиксирована в сказке... Подлинные чудеса случаются не по «моему хотению», а по «Божьему произволению». Емеля знает этот закон, знает, от Кого ему послана Щука, и принимает правила. Посмотрите, как пользуется Емеля новыми возможностями. Он не набирает социальных благ, а просто облегчает себе жизнь. Кстати, это один из признаков того, что Емеля — Мастер. Все необходимое начинает делаться САМО. Формула «Мы делаем не делая, и все оказывается сделанным» проявляет себя ярко и понятно. Постепенно меняется качество его социальной жизни. Ему не нужно выслуживаться перед царем, у него нет страха перед властью. Он просто знает, ЧТО ему нужно и ЗАЧЕМ ему это нужно, и ЭТО приходит. Так работает эволюционное состояние Мастера Жизни. Кстати, в случае Емели женитьба на царской дочери вовсе не его «счастливый билет», как думают некоторые. Это способ его ОТДАВАНИЯ сил государству, людям. Он принимает бремя ответственности, бремя служения. Хотя для него, самодостаточного Мастера Жизни, было бы гораздо удобнее лежать на печи, нежели участвовать в мирской суете. Но Емеля знает, что возможности, принятые им через Щуку, должны использоваться не только для него самого, но и для многих людей, в этом нуждающихся. Поэтому в финале сказки он встает на путь Служения. Русская сказка «По щучьему велению» уникальна. Редко в какой истории можно наблюдать эволюцию героя, который УЖЕ В НАЧАЛЕ СКАЗКИ пребывает в эволюционном состоянии Мастера. Это сказка о том, как Мастер Жизни встает на путь Служения стране. Но этот сакральный смысл глубоко спрятан за незатейливым сюжетом. Да и сам образ Емели многими людьми воспринимается ложно. И это отчасти правильно — тайный смысл не должен быть общедоступным. Итак, благодаря Емелиной истории мы с вами смогли почувствовать, что же скрывается за понятием эволюционного состояния Мастера Жизни. Теперь давайте разберемся с тем, какое состояние обозначено у нас как Мастер Ремесла. Наиболее яркий герой, несущий в себе эволюционное состояние Мастера Ремесла, — Данила из сказки Бажова «Каменный цветок». Будущий Мастер Ремесла находится в постоянном поиске новых приемов, технологий, совершенствующих его ремесло. Он развивает в себе особое чувство красоты, «правильности», совершенства, чистоты. Ради Дела Своей Жизни он готов пожертвовать многим. Его даже можно назвать по-хорошему одержимым своим ремеслом. Так поет внутри героя ни с чем не сравнимый ритм Мастера Ремесла. Под влиянием этого ритма поэты, художники, писатели, музыканты, скульпторы, архитекторы, сапожники, портные, кондитеры, ученые и другие создают свои лучшие творения и делают открытия. Раз познанный, единожды услышанный внутри себя «зов Мастера Ремесла», не даст мужчине делать свою работу вполсилы или халтурить. Мастер Ремесла владеет свои делом полностью, знает все операции, входящие в состав технологического цикла; он изучает смежные специальности и дисциплины; постоянно совершенствуется. То, что выходит от него, — шедевр, который, может быть, кто-то и сможет повторить по форме, но по энергетическому наполнению и внутреннему содержанию — никогда. Мастер Ремесла знает, в какую точку каменной глыбы нужно ударить, чтобы отсечь все лишнее. Ему достаточно одного точного касания там, где другим требуются месяцы тяжелого труда. Помните старый анекдот: — Чем отличается профессионал от дилетанта? — То, что дилетант делает за год, профессионал делает за час. Для мужчины очень важно быть Мастером Ремесла. Делать что-то нужное людям лучше всех. Тогда он всегда будет востребован, он нигде не останется голодным. Чем большим количеством ремесел владеет мужчина, тем более он адаптирован и самореализован. Так выглядит духовно-социальное состояние Мастера, включающее два слагаемых: Мастера Жизни и Мастера Ремесла. В этом состоянии есть приоритет внутреннего действия перед внешним. «Сначала подумай, прочувствуй, — потом сделай», — скажет Мастер своему воспитаннику. Теперь давайте рассмотрим композицию архетипического сюжета, который приводит героя к подлинному Мастерству. В ней, как правило, пять узловых точек: 1. Рождение героя. Проявление некоторых явных способностей. 2. Расставание с домом. Встреча с Мастером-учителем. 3. Трудности обучения. Задания Мастера-учителя. Жизнь подмастерья. Обретение достаточного уровня зрелости и мастерства. 4. Состязание с Мастером-Учителем и победа. 5. Утверждение себя как Мастера. Рождение героя и сценарии расставания с отчим домом мы с вами обсуждали в первом сюжете. Сейчас давайте сосредоточимся на том, что нового приносит второй сюжет в понимание особенностей мужского пути. Прежде всего, в данном архетипическом сюжете появляется фигура Мастера-учителя. Это ключевая фигура сказок данного типа. Главное содержание сюжета — взаимоотношения героя с Учителем. Если в первом архетипическом сюжете герой получает наследство от отца, то в этом сюжете он получает наследство от Учителя. Причем это не «кровное наследство», в котором есть элементы, нуждающиеся в отработке, «открытые счета». Это «профессиональное наследство», которым можно пользоваться и приумножать, чтобы передать его еще в большем объеме будущим ученикам. Мы выделяем три типа Мастеров-учителей. 1. Наставник— это тот, кто передает секреты своего мастерства ученику. С этим типом учителя герой оказывается в положении подмастерья, проходит все ступени посвящения в ремесло. В финале он сдает экзамен, в ходе которого даже соревнуется в мастерстве со своим Наставником и побеждает. Мотив ЭКЗАМЕНА, как символической битвы с Наставником, здесь очень важен. В некоторых историях у героя возникает с Наставником ценностный конфликт (если, к примеру, он учится у чародея или оружейника), и если добро на стороне героя, он обязательно побеждает. Наставник необходим герою, который движется по дороге к эволюционному состоянию Мастера Ремесла. 2. Начальник — это тот, кто заставляет героя работать на себя, служить себе, выполнять поручения. В таких историях герой либо уже является мастером своего дела, либо подвизается на царевой службе. В любом случае герой вынужден исполнять волю Начальника. Благодаря принуждению он совершенствуется в мастерстве и придумывает способ, как проучить Начальника и получить свободу. Он часто просит Начальника отпустить его. Наконец Начальник дает герою «последнее задание», после исполнения которого обещает дать свободу. Герой справляется с профессиональным заданием, создает нечто, не имеющее аналогов, или достает то, что никто прежде достать не мог. Но Начальник, не желая расставаться с героем, не держит своего слова. Теперь задача героя — проучить, поставить на место Начальника. Дело в том, что Начальник нужен герою, чтобы стать и Мастером Ремесла, и Мастером Жизни. Поэтому и символическая битва с Мастером-учителем происходит в два этапа. Первый этап — экзамен на «звание» Мастера Ремесла (выполнение последнего заказа Начальника). Второй этап — «вразумление Начальника» (хитрость, постановка его в пикантное положение). Это экзамен на «звание» Мастера Жизни. Тех, кто «зарывается», не знает меры, не держит собственных обещаний, Мастера Жизни ставят на подобающее им место. 3. Помощник— это тот, кто помогает герою в выполнении конкретной задачи, обучает его правильному образу действий. Как правило, в сказках этот тип Мастера-учителя представлен неким волшебным животным (Серый Волк, Конь, Птица, Рыба и др.). Помощник всегда подробно инструктирует героя, как совершать то или иное действие, иногда выполняет что-то за него (как Серый Волк за Ивана-царевича). Обучение у Помощника всегда органично вписано в некое дело, исполняемое героем. Рекомендации Помощника всегда четкие, оперативные. Период обучения у Помощника обычно завершается «мягкой битвой». Точнее, отпусканием Помощника. В некоторых сказках Помощник просит героя отрубить ему голову (вот он — элемент символической битвы), чтобы освободить его. В других историях герой и Помощник трогательно прощаются друг с другом и расходятся в разные стороны. «Помощник сделал свое дело, Помощник может уходить», — но он необходим герою, который должен стать в финале сказки Мастером Жизни. У Помощников Мастера Жизни повышают свою квалификацию. Как Емеля — у Щуки. Есть еще один тип Мастера-учителя. Но мы не будем включать его в общую схему, ибо этот образ учителя не персонифицирован. Речь идет о Дороге как таковой. Герой с ярко выраженным архетипом Философа может учиться у Дороги. В качестве Дороги могут выступать и другие образы, связанные с Вечностью: Река, Море, Горы, Ветер, Солнце, Луна. — Кто был твоим учителем, Мастер? — О, я учился и учусь у великого учителя. — Назови же его имя! Быть может, и меня он примет когда-нибудь в ученики. — Что ты найдешь в имени моего учителя? Лишь несколько букв... — И все же открой его мне! — Изволь, раз ты настаиваешь. Это — Река. — Река?! — Да, я всю жизнь учился у Реки. Она всегда разная, и всегда в движении. — Даже когда покрывается льдом?! — Особенно тогда. Ведь движение видимое узреть легко, а ты попробуй разгляди движение, невидимое глазу. Вот подлинная вершина Мастерства... Сюжет третий — «Спаситель» Это самый героический мужской сюжет. Последовательность событий, заложенная в нем, позволяет герою добиться духовно-социального состояния Победителя. Доминирующий мужской архетип в этом сюжете — Воин. Композиция сюжета «Спаситель» очень проста: 1. Знакомство с героем, его характером. 2. Приглашение к Приключению. Ситуация, когда кого-то нужно спасать. 3. Победа над несправедливостью и злом. Распоряжение трофеями. Умножение собственной силы. Новые приключения. Извлечение Уроков Силы. В этом сюжете важны два типа отношений: · герой и спасаемая им жертва; · герой и враг. И на жертв, и на врагов у героя-спасителя особый нюх. Он их ищет и находит. Зачем? Дело в том, что с каждым спасенным невинным, с каждым поверженным врагом умножается Сила Победителя. Давайте посмотрим, как строятся взаимоотношения героя со спасаемыми им жертвами. Тонкий сказочный шифр в том, что стержень этих отношений задает принцип ОБМЕНА. Герой, спасая невинного, дарит тому СВОБОДУ и ЖИЗНЬ. Спасенный отдает герою НАГРАДУ. Если герой спасает прекрасную девушку, то совершенно естественно, если она отдает ему в награду свое сердце, верность и готовность родить наследника. Если герой спасает мужчину, тот может послужить ему, одарить его или остаться его должником до необходимого случая. В любом случае — «долг платежом красен». Можно подумать, что герой — корыстолюбец: никого не спасает «бесплатно». Но дело не в корыстолюбии, а именно в действии принципа обмена. Если герой не возьмет награды от спасенного, тот окажется в положении «вечно слабого». Возможность наградить, отблагодарить усиливает, прежде всего, позицию самого спасенного. Герою-спасителю необходимо находиться в постоянном движении, перемещаться, действовать. Ни в коем случае надолго не задерживаться под кровом тех, кого он спас. Судите сами, если он надолго останется в семье, стране одного из спасенных, соблазн для них будет очень велик. Еще бы, иметь под боком такого защитника! Естественно, им захочется удерживать героя как можно дольше. Ради этого они и частичное управление страной предложить могут, и красавицу дочь в жены! К чему это приведет? К тому, что некогда спасенные героем люди, то есть его должники, вместо того чтобы отдать долг и отпустить спасителя, начинают на нем паразитировать. Теперь, чуть какой враг появится у границ, герой — раз, и победит его. В стране, благодаря пребыванию в ней героя, наступают времена спокойствия и достатка. А что же наш герой? Он начинает чахнуть. Обязательства, долженствования, чужие ожидания и преданная мольба в глазах: «Не бросай нас!» — постепенно разрушают его. Он, способный победить любого врага внешнего, бессилен перед паразитизмом тех, кого он некогда спас. Такая ловушка в этом сюжете. Как герой попал в нее? Вовремя не ушел с наградой своей дорогой. Да, наш герой — Победитель, но сам он из-за этого оказывается и объектом охоты. Те, кто нуждаются в его защите, хотят заполучить его в свое безраздельное пользование. Поэтому лучшие друзья героя-спасителя — это одиночество и постоянное перемещение. Ведь его Предназначение — спасать других, оказывать оперативную помощь нуждающимся в ней. Он свободен в обязательствах перед людьми, но не свободен в своем Служении им. В этом сюжете есть мотив, на поверхности выглядящий как «бескорыстная помощь» жертве. Герой освобождает невинного и, не взяв награды, исчезает. Но, если внимательно приглядеться, награду герой все равно возьмет, только позже, и, быть может, не ту, что ожидает отдать спасенный. Мотив «бескорыстной помощи» появляется тогда, когда герой желает сохранить свое инкогнито. Есть сказки, в которых герой нанимается служить той семье, которая терпит бедствие, под видом «малохольного дурачка». Никто не видит в нем героя-спасителя. А когда одну из дочерей хозяина ведут на заклание дракону, наш герой незаметно для всех преображается, побеждает зло, освобождает девушку, а сам исчезает. Точнее, возвращается к образу «дурачка». Правда, перед этим он успевает взять у спасенной девицы нечто, что будет ЗНАКОМ для опознания его как спасителя (перстень, платок и пр.). Как это мило, девушка грезит выйти замуж за своего освободителя, а он, неузнанный, пребывает рядом с нею. Зачем ему это нужно, какую игру он ведет? Здесь герой не просто спаситель жизни, но и спаситель души. Он выбирает игровой способ воспитания своей возлюбленной. Он желает, чтобы она поняла и полюбила не только героическую ипостась мужчины, но и простую. Кроме того, благодаря тому, что он живет неузнанный рядом, у него есть возможность наблюдать истинные чувства своей возлюбленной. Награда для него не просто «полцарства» и брак, но и глубокие искренние чувства любимой женщины. А что может быть полезнее для души женщины, чем глубокие и искренние чувства к возлюбленному? Другой вариант мотива «бескорыстной помощи» встречается в сказках, где нашли отражения чудеса святых. Например, чудо святого Георгия — избавление от змея. У неких царя с царицею, которые являются язычниками, случается беда. Змей разрушает их страну. Они избавятся от него, если отдадут ему в жены свою дочь — Елизавету. Она — уже христианка. Девушку, как и полагается, отводят на высокий утес и оставляют. В таком печальном положении застает ее святой Георгий. Он не убивает змея (как сделал бы обычный герой-спаситель), а укрощает его. Затем герой приводит змея к родителям Елизаветы и предлагает им принять христианство. В противном случае змей продолжит свою работу разрушителя. Царь с царицею соглашаются, становятся христианами и ставят церкви. Спаситель и змей исчезают. Вроде бы помощь героя бескорыстна — он же не берет себе в жены Елизавету и отказывается от царства. Но его НАГРАДА в ином: в том, чтобы спасенные изменили свою жизнь в сторону повышения ее духовного уровня. Здесь действует такая формула: «Я тебе помогу, я тебя спасу, а ты иди и не греши более». Таким образом, во взаимоотношениях героя и спасаемых тема награды обязательна. Только в зависимости от потребностей и ценностей героя она может быть разной. Одному герою достаточно денег, а другому требуется, чтобы спасенные им кардинально изменили свою жизнь. Как строятся взаимоотношения героя с врагом? Враг должен быть повержен, никаких поблажек ему не предоставляется. Но «инструменты» битвы, способы достижения победы могут быть разными. Герой-спаситель побеждает врага и спасает невинных инструментами мужских архетипов. Давайте рассмотрим, как это выглядит:
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.028 с.) |