Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разбери картинки на две группы: в конце сло ва звук [ы] или [И]. Примерный перечень: люди, птицы, столы, часы, звери, тучи, мячи, шары, са поги, шкафы.
УГАДАЙ, КТО Г(ШО1»ИТ Угадай, кто это произносит: — Московское время 5 часов 10 минут. — Налить вам еще чаю? — Открой рот и скажи «Ли». — Раз, два, три, водишь ты! — Сегодня ночью и завтра днем переменная — Осторожно, двери закрываются. Следующая ЧТО ЭТО? На магнитофонную кассету записаны звуки. Угадай, что именно. а) В доме: журчание воды в ванной, тиканье ча б) Слушаем погоду: стук капель по стеклу, рас в) Улица: гудок машины, хлопок закрывающей г) Магазин: работает касса, катят контейнеры, ПРИЯТНО СЛУШАТЬ ЭТОТ ЗВУК? Приятные звуки или нет: музыка классическая, популярная, автомобильные гудки, звонок будильника, скрежет железа по стеклу, детский смех, кашель. ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК Послушай и угадай: что в коробке? (Может быть один или несколько предметов в любом сочетании: теннисный мячик, деревянный шарик, монеты, пуговицы, спичечный коробок и т. д.) ЗВУКОВАЯ ОДЕЖДА СЛОВА Наша речь, слова, которые каждый из нас произносит, тоже состоят из звуков. Звуком слово начинается, звуком заканчивается. В середине слова тоже звуки. Рисунок звука, его портрет, называется буквой. Буквы услышать невозможно. Буквы можно писать и читать. У каждого звука своя буква. Некоторые звуки очень богаты: у них несколько портретов-букв. Есть буквы-загадки: портрет один, а звук совсем другой. Чтобы во всем разобраться, научись сначала слушать и слышать звуки. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВЕ ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА Для проведения игровых занятий вам будет нужен картон различных цветов. Жетоны представляют собой квадраты 3 х 3 см. Кроме цветного картона, вам потребуется три листа с начерченными сетками в 9 (3 х 3), 16 (4 х 4) и 25 (5 х 5) квадратов. Квадраты на листах такого же размера, что и жетоны.
Перед тем как начать выкладывать узор, убедитесь, что ребенок знает названия цветов. Научить различать цвета поможет такая игра. На столе разложить жетоны, необходимые для составления данного узора. Называя цвет, прикасайтесь к жетону такого же цвета; одновременно к этому жетону должен прикоснуться ребенок. Преднамеренно и неожиданно опустите руку не на тот жетон, цвет которого назвали. Ребенок же должен не сбиться, а показать правильный жетон. а) Лист 3x3. Жетоны красные и синие. Объяснение. Я буду называть разные слова. Если слово начинается со звуков [К] или [К'], клади жетон красного цвета, если со звуков [С] или [С] — синего цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй затем третий. Если будешь внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у тебя получится красивый узор. Слова: компот, сад, конверт, самовар, корзина, салат, кошка, свекла, кино. б) Лист 3x3. Жетоны желтые и зеленые. в) Лист 4x4. Жетоны зеленые, красные, черные. г) Лист 4x4. Жетоны синие, красные, желтые, Слова: свистеть, жарить, кашлять, закрывать, желать, кипятить, зевать, синеть, ковырять, занимать, скучать, жмуриться, заикаться, сидеть, жевать, клевать. д) Лист 5x5. Жетоны черные, красные, зеленые, желтые, синие. Слова: черепаха, корыто, забор, жаворонок, свет, король, зной, железо, свеча, чемодан, зонт, жук, свитер, черника, космос, желе, свинья, черепаха, кран, знамя, солнце, чиж, крапива, зима, жираф. ФЛОМАСТЕРЫ У меня 12 фломастеров разного цвета. Я загадала цвет одного из них. Если ты догадался какого, возьми его в руки: [ж]..., [з']..., [к]..., [с']..., [ч']... Покажи фломастером все предметы, названия которых начинаются с того же звука, что и цвет. ЗООПАРК Посмотри ни игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).
ЧТО СКАЗАЛИ ЗВЕРИ? Из нескольких игрушек выбери те, из первых звуков названий которых можно составить речь животных и птиц: «Что сказала корова?» — мышь, утка (му). «Что сказала кукушка?» — кот, утка (ку). «Что сказала курочка?» — корова, ослик (ко). Составь из игрушек: ум, ус, Умка, кар, мяу, звук, жук, час, сок, кость. Например, слово «кот» задумали. Как я могу тебе помочь? (кукла, ослик, топор). Давай потренируемся. ЧИТАЕМ ПО КАРТИНКАМ На листе нарисованы или наклеены 8 — 4 картинки. По первым звукам изображенных на них предметов угадай слово: ГРИБЫ — УДОЧКА — СЕТКА (гусь) СВЕЧА — ОЗЕРО — ЛИСА (соль)
ВОЛШЕБНИК Сегодня к нам придут гости. Я научу тебя одному фокусу. Покажем гостям, чтобы не скучали. Вот два набора картинок: а) кот, лук, слон, рак, мак, мост; б) кукла, ослик, топор, ложка, утюг, стул, мо В то время, когда ты выйдешь из комнаты, я попрошу гостей загадать картинку из первого набора. А сама в это время незаметно составлю слово по первым звукам названий предметов картинок второго набора. Когда ты вернешься, то боа труда по моей подсказке догадаешься, какое слово загадано. МЫШЬ — АРТИСТ — КРОКОДИЛ (мак)
М И1111СЛ ЛСТРА — ЧАСЫ (мяч) КОТ — ЛЫЖИ — ОСЕНЬ — УХО — НОГИ (клоун)
ЗЕБРА — ИГРУШКИ — МАШИНА (зима) — АРБУЗ КОНЬ — НЕЗНАЙКА — ИГОЛКИ — ГОРА — АИСТ (книга).
КИСТЬ — ИГОЛКА — НОС — ОСЛИК (кино)
ВАРЕЖКА — ОБРУЧ — ЛОШАДЬ — КОТЯТА (волк) РОМАШКА - ОСТРОВ - ЗОНТ - АНАНАС (роза) ОТГАДАЙ ИМЯ Угадай имя мальчика. Соедини первые звуки в словах (на слух): а) Волк — абрикос — сирень — ананас. б) Торт — облако — лиса — аист. в) Вилка — игла — тюбик — арбуз. г) Астра — ноты — тополь — ослик — новость. Угадай имя девочки. Соедини первые звуки в словах: а) Обруч — лимон — аист. б) Арбуз — незабудка — актер. в) Танец — артист — нитки — астра. г) Носки — автобус — самолет — телевизор — ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОГО ЗВУКА В СЛОВЕ
— Что за цветы на том берегу? — Эти цветы очень красны? — Первые вестники скорой весны?
ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА а) Лист 3x3. Жетоны алого и оранжевого цве Слова: кино, молоко, пальто, окно, парта, звезда, метро, река. б) Лист 4x4. Жетоны малиновые и голубые. Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, сон, паром, загон, дом, бутон, батон, гром, шлем. ЦЕПОЧКА Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово мак заканчивается этим звуком, а слово кот начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру. ГОРЛЫШКО БОЛИТ а) Произнеси первый звук только губами, без б) Произнеси губами без звука все слово, толь Слова: кот, пар, пес, лес, зима, крем, бутон. ЭХО — Это лесное, спросить я могу? — Агу, агу, гу, гу, у, у. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВЕ ЗВУКИ [Л], [Л'] 1. Добавляя в конце каждого слова звуки [л] сто..., го..., мо..., со..., ба..., вокза..., дяте..., апре..., ию..., футбо..., подва..., за... . 2. Начни слово звуком [л] ([л']): ...ось, ...ипа, ...уна, ...ебедь, ...адонь, ...ук, ...ошадь, ...оскут, ...ето, ...асточка, ...андыш. 3. Я буду рукой показывать тебе на предметы,
стена, пол, потолок, туфли, мишка, кукла, стул, платье, рука, пальцы, мыло, штора, мальчик, девочка, клоун... 4. «Живое — неживое». Назови по три «живых» 5. Выбери из игрушек те, в названии которых мышь, кошка, слон, лягушка, осел, козлик, черепаха, лось, суслик, заяц, олень, лошадь, лиса, лев. 6. Нарисуй 5 животных, в названии которых 7. В названии какого цвета есть звуки [л], [л']? Что бывает голубым? Что бывает белым? Что бывает зеленым? Что бывает желтым? Что бывает черным? 8. Лимон — желтый. По названию лимона люди Выбери жетоны лимонного цвета. Выложи ими и коричневыми жетонами узор «Звуковой мозаики». Если в слове есть звуки [л], [л'], клади лимонный жетон. Если нет — коричневый. Лист 5x5. Слова: волна, салон, главное, пламя, лодка, лето, слово, море, купол, вафля, укол, машина, кран, сосна, заколка, кот, кукла, книга, смола, тетрадь, перо, пол, медведь, хлеб, собака. 9. Посмотри: здесь 10 конфет. В названиях пяти («Ласточка», «Трюфели», «Белочка», «Голубка», «Ландыш», «Гусиные лапки», «Суфле», «Палитра».) 10. Вот жевательная резинка «Лав из...» со вку Жетоны нужны лимонные и вишневые. Если в слове есть звук [л] ([л']), клади лимонный жетон, если [в] ([в']) — вишневый. Лист 3x3. Слова: ложка, веник, поле, кролик, полотенце, карамель, коврик, повар, весна. 11. Выучи скороговорку: Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. ЗВУКИ |М1, [М'] 1. Ненастоящая гимнастика. «Пройдись» спортивным шагом на месте. Звук [м] произноси через нос как можно дольше. 2. Разучи скороговорку: На речной мели мы налима ловили. 3. Закончи слово, добавляя [м]: Со..., гно..., паро..., ко..., шу..., кре..., гро..., хра..., ды..., до..., Кры..., ато..., изю... . 4. Закончи слово: ...ама, ...ак, ...оре, ...уж, ...ел, ...олоко, ...узы-ка, ...елочь, ...ед, ...арш, ...уха, ...алина. 5. Что такое «малина»? Какого она цвета? «Ма Выложи «звуковую мозаику», пользуясь цветами малиновым и синим. Если слово начинается звуком [м] ([м']), клади малиновый жетон, если [с] ([с']) — синий. Лист 4x4. Слова: мыло, слива, месть, свет, миска, слева,
мак, сок, свекла, макароны, совет, магазин, сон, мост, стол, море. 6. В названии каких овощей, фруктов и ягод 7. Как называется напиток из вареных или кон Составь меню из тех блюд, в названии которых есть звуки [м] и [м']. Если сможешь, нарисуй эти блюда. 8. Попробуй придумать фразу, в которой все слова начинались бы с [м] и [м']. Например: милый 9. «Медаль шоколадная». Обведи медаль по кон
10. Выбери из игрушек и предметов те, в на- 11. Мыльные пузыри. Постарайся выпустить как можно больше мыль-• ных пузырей. Теперь лови их и произноси «ам!» всякий раз, когда пузырь лопнет. ЗВУКИ [Н], [И'] 1. Угадай слово: ко..., со..., ело..., ию..., бана..., бара..., лу..., кла..., скло..., бато..., буто..., бето..., ле..., пе..., паре..., сы..., те... . 2. Угадай слово: ...ос, ...ога, ...ебо, ...ежный, ...осок, ...оль, ...ефть, ...омер, ...очь, ...овость, ...есколько. 3. Скороговорка. 4. Послушай стихотворение. В нем прозвучат Мама песню напевала, Одевала дочку... Одевала — надевала Белую сорочку. Мама песенку допела, Мама девочку одела. В языке есть два слова: одеть и надеть. Одевают кого-то, надевают что-то. 5. Я буду быстро говорить тебе слова, а ты от Слова: брюки, Славу, гольфы, панамку, платье, Свету, малыша, сапоги. Сапоги — одежда или обувь? Можем надеть сапоги? Как сказать верно? (Обуть). 6. Вот картонная кукла-девочка. Придумай ей 7. А вот бумажная одежда и обувь. Что будем де (Из предлагаемых вещей нужно выбрать сандалики, носочки, панамку, сарафан и бантики). 8. Найди на небе все слова с [н] ([н']). 9. Звуковая мозаика. Слово «небо» начинается звуком [н']. Поэтому жетон небесного (голубого) цвета будешь класть Тогда, когда услышишь звуки [н] или [н']. Когда I слове прозвучит [м] или [м'], клади малиновый Жетон. Слушай концы слов. Лист 4x4. Слова: сом, гном, стон, слон, ком, клоун, лом, закон, погон, паром, загон, утром, бутон, батон, потом, затем. 10. Звуковая мозаика. Лист 4x4. Цвет жетонов: лимонный, малиновый, неба. Слушай всё слово. Слова: гол, муха, мама, нос, пончик, лента, салют, дом, люк, сон, парень, слюда, сумка, лес, село, нитка. 11. Лото. Сложи картинки с предметами так, Например: ночь — чайник — карандаш — шарф — факел — лимон — ночь. ЗВУКИ [Р], [Р'] 1. Регулировщик. Встань прямо, ноги на ширине плеч, одну руку подними вверх, другую отведи в сторону. Вдохни Носом, затем поменяй положение рук и с удлиненным выдохом произнеси звук «р-р-р-р-р».
2. Мотоциклист. Представь, что ты собрался прокатиться на мотоцикле. Заводи его: «тр-р-р». Сделай 4-5 раз. 3. Скороговорка. Проворонила ворона воронят. 4. Угадай слово: хо..., дво..., ла..., па..., кома..., да..., бампе..., янва..., база..., ба..., маля..., штопо..., мото... . 5. Угадай слово: ...ыба, ...от, ...укав, ...ека, ...уль, ...едиска, ...иск, ...ак, ...убль, ...едкий, ...оща, ...екорд. 6v> Звуковая мозаика. Лист 3x3. Жетоны розовые, малиновые. Если слово оканчивается звуком [р], клади розовый жетон. Если звуком [м] — малиновый. Слова: запер, лом, пар, не дам, бугор, бегом, забор, гном, мухомор. 7. Живое — неживое. Если слово-предмет живое — лови мяч, если неживое — отбивай. Слова: рак, рама, рана, работа, радио, радуга, ракета, роза, нора, гора, рысь, баран, барабан, муравей, жара, детвора. 8. Разбери картинки так, чтобы в одной группе 9. Сколько слов со звуком [р] ([р']) ты услы Считалка о рыбаке Повезло опять Егорке! У реки сидит не зря: пять карасиков в ведерке и четыре пескаря. Но смотрите — у ведерка появился хитрый кот. Сколько рыб домой Егорка на уху нам принесет? Сколько было рыбешек в ведерке у Егорки? Сколько осталось? Выучи стихотворение наизусть. 10. Вот картонная фигурка мальчика. А вот бу 11. Придумай слова-рифмы: Приготовила Лариса для Бориса суп из ... (риса) А Борис Ларису угостил ... (ирисом) А. ДЕМИН ЗВУК [Й'] 1. Скороговорка. Мы ели, ели ершей у ели. Их 2. Угадай слово: ма..., ла..., сара..., Серге..., Андре..., белы..., пяты..., мо..., закро..., ро..., бо..., во..., бу... . 3. Угадай слово: ...од, ...ог, ...огурт, [...а]ма, [...э]ль, [...у]г, г, [...о]ж, [...у]бка, [...а]года. 4. Назови цвета. Каким звуком оканчиваются эти слова?
5. Я буду говорить числа-количества. Изменяй их так, чтобы они обозначали число-порядок. Выделяй голосом звук [й]: 6. Посчитай, сколько раз звук [й] слышится в — Поиграй-ка, зайка, — Не могу, больной. — Ой-ой-ой, бедный!
7. Назови пять месяцев, в названии которых зву 8. Раздели игрушки на две группы: в названии один — первый, два -..., пять — ..., девять двадцать — .... три — ..., четыре ., одиннадцать — . 9. Выучи стихотворение «Енот и Еж» Г. Виеру. Ежик в бане вымыл ушки, шею, кожицу на брюшке. И сказал Еноту Еж: — Ты мне спинку не потрешь? Повтори слова со звуком [й] (ежик, шею, еноту, еж). 10. Назови три «колючих» слова, которые начи Ежик — под елкой дома. Ершик — в тиши водоема. Какое еще здесь слово с [й]? 11. Какие клички животных ты знаешь со зву , 12. Собери пуговицы в коробку, называя каждый раз слово с [й]. 10 пуговиц — 10 слов. ЗВУКИ [3], [3'], [С], [С] 1. Закончи слово, добавляя звуки [с] или [с']: ле..., ло..., ры..., моро..., гла..., у..., голо..., ужа..., но..., насо..., ча..., пе..., гу..., космо..., кла..., пала... . 2. Угадай слово, которое начинается звуками ...он, ...ом, ...тул, ...ушка, ...иний, ...нег, ...ол-нце, ...евер, ...такан, ...лон. 3. Оглянись. Есть ли здесь предметы, которые 4. Угадай слово, которое начинается звуками ...олото, ...аяц, ...елень, ...лой, ...има, ...нак, ...аноза, ...ной, ...ритель, ...верь, ...адача, ...яб-лик* ...вук. 5. Рассмотри рисунок: Незнайка держит лист бумаги и кисточку, рядом с ним баночка с краской, на бумаге — зеленая клякса. Назови 10 слов, в которых есть[с] и [с']. (кисточка, лист, клякса, краска, галстук, волосы, синий, веснушки, солнце, нос...). Назови три слова, в которых есть [з] и [з']. (Незнайка, зеленый, глаза). 6. Слушай стихотворение и хлопай в ладони Плачет киска в коридоре. У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски. 7. Посмотри на свою руку. Как называются паль мизинец). Сколько пальчиков произносится с [з] II [з'], а сколько с [с']? 8. Звуковая мозаика. Лист 4x4. Жетоны зеленые и синие. Слова: СОК, сталь, воск, зуб, сытый, сон, звон, вазелин, василек, пузырек, арбузы, мост, забота, роза, восемь, кокос. Если в слове есть звуки [с] ([с']), клади синий жетон, если [з] ([з']) — зеленый. 9. Скороговорка. У воза овца, на возу пуд овса. 10. Паровозики. К паровозам синего и зеленого цвета нужно «прицепить» вагончики-карточки с нарисованными Предметами. Если в слове есть звуки [с] или [с'] — К синему паровозу, если [з] или [з'] — к зеленому. Когда карточки будут разобраны, попросите ребенка поставить вагончики «по номерам»: сначала те вагоны, в которых нужные нам звуки в начале сло-< ва, следом — те, где они в середине, и в конце со-става — те вагоны, где звуки [с], [с'] в конце слова. На карточках: слон, осел, змея, собака, обезьяна, лиса, страус, зебра, коза, гусь, кузнечик, заяц, рысь. 11. Цветные загадки. Положи перед собой карточки «зебра» и «слон». У зебры и слона сегодня дни рождения. Им подарили подарки: зебре — в зеленых коробках, слону — в синих. Но и подарки, и поздравления перемешались. И даже гости перепутались. Чтобы разобраться во всем, тебе просто нужно отгадать загадки. Если в ответе есть звуки [с] и [с'] — клади синий жетон слону, это его подарок или гость. Если в слове-отгадке прозвучат звуки [з] или [з'] — это поздравление зебре, клади рядом с ней зеленый жетон. Летом серый, зимой белый, (заяц) Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, Стрекотунья, белобока, а зовут ее ... (сорока) Серебристые подвески — след январского мороза — Надевает в перелеске белоствольная ... (береза) Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал, там и пропал, (сахар) Золотое решето черных домиков полно. Сколько черненьких домков, столько беленьких жильцов, (подсолнух) Снег на полях, лед на реках, иней сверкает. Когда это бывает? (зимой) Тает снежок, ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (весной) I Растет в траве Аленка, в красной рубашонке. f Кто не пройдет, всяк поклон отдает, (земляника) I В синей роще — алый мяч. t Он и светел, и горяч, (солнце) С ветки — на тропинку, с травки — на былинку. Прыгает пружинка, зелененькая спинка. (кузнечик) Одеяло белое, не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, с неба на землю свалилось, (снег) ЗВУКИ [Б], [Б'], [П], [1Г] 1. Угадай слово, закончив его [п], [п']: су..., сы..., сто..., клу..., шуру..., кра..., насы..., иу..., кло..., хле..., гри..., пото..., сте..., сто..., укро... . 2. Угадай слово, начав его [п] или [п']: ...ост, ...уть, ...еть, ...ряник, ...ир, ...рыжок, ...ончик, ...ила, ...ирог, ...лита, ...лот, ...орт, ...осуда, ...одарок. 3. Угадай слово, начав его [б] или [б']: ...елка, ...улка, ...оль, ...ольшой, ...рат, ...ант, ...анка, ...оке, ...отинки, ...ра, ...аран, ...рошка, ...арабан, ...рюки. 4. В названии каких частей тела произносится 5. Рассмотри картинку: Айболит с трубкой и че 6. Выбери из предложенных предметов те, в на 7. Турист. Турист на берегу реки поставил палатку. Все предметы, в которых слышатся звуки [п] и [п?], он принес в палатку, а те, где есть звуки [б] и [б'], поставил на берегу. Проверь, что у туриста в палатке? Картинки: платье,белка, грибы, сапоги, лопата, рыба, бут-ылки,забор, хлеб, тулуп, барабан, бревно, будильник, спички, посуда, пироги, попугай, бабочка. Разложите по порядку нахождения звуков [б], [б'], В. Собери Незнайку в школу. Посмотри, здесь несколько предметов: портфель, пенал, ручка, тетрадь, цветная бумага, альбом, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, .счетные палочки. Незнайке на урок нужны только те, в названии которых есть звуки [б], [б'], (п), |п'|. Помоги ему! 9. Скороговорка. Вык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок. У быка губа была тупа. 10. Загадки. Поспорили как-то раз звери и птицы, кто больше загадок отгадать сумеет. Решили конкурс объявить .От зверей белочка угадывать стала, а от попугай. Если в отгадке есть звуки [б],
[б'] — это беличья загадка, откладывай карточку с белкой. Если услышишь звуки [л], [п'] в отгадке — это загадка для попугая, откладывай картинку с попугаем. Каких картинок наберется больше, тот и выиграл. А ты поможешь зверям и птицам определить победителя. Два братца в воду глядятся, никак не сойдутся. Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крошки собирает, (воробей) Шапочка да ножка — вот и весь Ерошка. (гриб) В поле лестница лежит, дым по лестнице бежит. (паровоз) Зверька узнаем с тобой по двум таким приметам: Он в шапке серенькой зимой и в шубе рыжей летом, (белка) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз) Хвостик из кости, а на спинке — щетинка. (зубная щетка) С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крыльцом, хвост кольцом, (собака) Не воин, а со шпорами, не караульщик, а кричит. (петух) У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыба) Круглая, да не лук. Желтая, да не масло. Сладкая, да не сахар. С хвостом, да не мышь. (репа) ЗВУКИ [Д], [Д'], [Т], [Т'] 1. Угадай слово, закончив его [т], [т']: ко..., ки..., пу..., тор..., кро..., лис..., мое..., гос..., ро..., рос..., сор..., бра..., бан..., кус..., пор... . 2. Угадай слово, начав его звуками [т], [т']: ...ом, ...орт, ...он, ...ир, ...ур, ...ень, ...ри, ...игр, ...рюм, ...ерка, ...есто, ...ок, ...аз, ...аня, ...ело, ...учи, ...рон. 3.. Угадай слово, начав его звуками [д], [д'] ...ом, ...ым, ...очка, ...руг, ...оллар, ...ва, ...есять, ...вести, ...рожь, ...иван, ...ыня, ...уб, ...од, ...ети. 4. Выбери из предложенной пары слов, в ко 5. Посчитай свои пальчики: в каких словах звучат |д|, |д']? В каких [т], [т']? В каких словах нет этих звуков? А в каких встретились сразу [д'] и [т']? 0. Что из твоей одежды и обуви произносится с (д), [д'], . [т], [т']? 7. Посчитай, сколько раз звуки [д], [д'], [т], [т'] встречаются в стихотворении В. Нестеренко: Просит вечером подушка: «Положи меня под ушко. Очень хочется, Антон, Посмотреть твой новый сон!» 8. Рассмотри картинку: пес несет удочку и ведерко. Найди три слова с [д], [д']. Если не можешь найти последнее слово, придумай имя псу. Например: Дружок. 9. Скороговорка. На дворе трава, на траве дро 10. Магазин. Открывается новый магазин. В этом магазине 2 отдела. В первом все, где слышны звуки [д], [д']> во втором — все со звуками [т], [т']. Разложи кар-тинки-товар по отделам и заполни полки: верхние полки — нужные нам звуки в начале слова; средние полки — звуки в середине слова, нижняя — в конце слова. Карточки: лопата, тыква, тапочки, салфетки, ведро, тарелка, фартук, халат, пальто, стул,стрела,туфли, посуда,тетрадь, оно г. крот, гвоздь, самолет, дятел, дельфин, виноград, дерево, диван, ягода, подушка, одеяло, домик. I) В каких словах встретились оба звука? Какая Полка оказалась пустой?. Каким звуком не заканчиваются слова? 11. Загадки. Покажи мне два пальчика. С какого звука начинается слово «два»? А теперь покажи три пальчика. С какого звука начинается слово «три»? Если в отгадке услышишь звуки [д] или [д'], показывай два пальца, а если звуки [т] или [т'] — Три пальца. Я шарик пушистый, белею в поле чистом. Л дунул ветерок — остался стебелек, (одуванчик)
В поле извивается, чащей пробирается. Уведет от дома нас в лесок знакомый. Через ручеек неробко перепрыгивает... (тропка) Плотник острым долотом строит дом с одним ОКНОМ, (дятел) Четыре братца одним поясом подпоясаны, Под одной шляпой сидят, (стол) Бью Ермилку по затылку, он плачет, только носик прячет, (гвоздь) Шел долговяз, в сыру землю увяз, (дождь) Дождик теплый и густой, этот дождик не простой. Он без туч, без облаков целый день идти готов. (душ) Что за птица: песен не поет, гнезд не вьет, Людей и груз везет? (самолет) Какой конь землю пашет, а сено не ест? (трактор) Что это у Ванечки? Ниточка на палочке, Палочка в руке, А ниточка в воде, (удочка) Он в берлоге спит зимой, под большущею сосной, А когда придет весна, просыпается от сна. (медведь) Кто в дом не идет, меня за руку берет, (дверь) ЗВУКИ [В], [В], [Ф], [Ф'] I, 1. Угадай слово, которое начинается с [ф], [ф']: …ииик, ...рукт, ...арш, ...ронт, ...антик, ...акел, ,,.кус, ...тор, ...иниш, ...ерма, ...ирма, ...ишка. 2.. Угадай слово, которое заканчивается [ф], [ф']: Шар…, . шка..., кро..., бро..., клю..., кле..., гри..., голь..., гра..., жира..., морко..., шо..., штра..., любо..., Петро... . 8. Угадай слово, которое начинается с [в], [в']: ...осемь, ...ечер, ...арежка, ...ишня, ...аленки, ...нук, ...олос, ...орс, ...етка, ...ена, ...есна, ...олк. 4. Назови свою фамилию: она не заканчивает- 5. Звуковая мозаика. Лист 4 х 4. Жетоны вишневые, фиолетовые. Слова: ива, ветер, вата, шкаф, веник, ваза, сарафан, кафтан, рукава, картофель, кафель, сова, Африка, флейте, грузовик, василек. Если в слове есть звуки [в], (в'], клади вишневый жетон, если [ф], [ф'] — фиолетовый. 6. Как называется эта игрушка? Поросенок. Назови игрушку, так чтобы появился звук [в'], (свинья). 7. Выбери из игрушек те, в названии которых 8. Факир. В город приехал факир на верблюде. Факир показывал фокусы, верблюд — волшебства. Для фокусов факиру потребовались предметы, в которых есть звуки [ф], [ф'],а верблюду — в которых есть звуки [в] и [в']. Помоги разобрать багаж! Карточки: факел, фартук, флаг, кровать, ваза, ковер, сова, веер, веник, конверты, кофе, салфетка, вишни, туфли, книга, шарф, морковь. Разложи вещи по порядку: сначала те, где нужны нам звуки в начале слова, затем в середине, потом — в конце. Каким звуком не заканчиваются слова? 9. Фокусы. Факир был фантастическим фокусником, а верблюд великим волшебником. Много чего они наколдовали, но все перепуталось. Если ты догадаешься, что этот предмет сделал факир — откладывай карточку, на которой нарисован факир. Если ты подумаешь, что наколдовал верблюд, — откладывай карточку с верблюдом. Слова: соловей, картофель, фрукты, вата, вафли, фото, фонарь, шкаф, сарафан, грузовик, светофор, вишни, лев, фиалки. 10. Перед тем, как уехать из города, оставили Плещеттеплая волна, под волною белизна. Отгадайте,вспомните, что за море в комнате? (ванна) Повернуволшебный круг, и меня услышит друг. {телефон) Рос шарбел. Ветер дунул — шар улетел. {одуванчик) Летомходит без дороги возле сосен и берез. А зимойон спит в берлоге, от мороза прячет нос. {медведь) Сверху дыра, снизу дыра, а посередине — огонь и вода, (самовар) Сидит красная девица в темноте, а коса на улице. (морковь) Самапестрая, ест зеленое, дает белое, (корова) Пятакесть, а нечего купить, (свинья) Стоят два кола, на колах — бочка, на бочке — кочка, на кочке — лес дремучий, (человек) Долгоножка хвалится: «Я ли не красавица?» А всего-то косточка, да красненькая кофточка. (вишня) Не летит, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька. (автомобиль) На сучках висят шары, посинели от жары, (сливы) Вот стоит па улице в длинном сапоге Чудовище трехглазое на одной ноге, (светофор) Ноги, как ходули; шея, как свеча. Скорость, как у пули. Ростом — каланча. Шуба, как заплаты. И бока покаты. Кто это, ребята? (жираф) 11. Скороговорка. Ест Федька с водкой редьку; ест водка с редькой Федьку. ЗВУКИ [Г], [Г], [К], [К'] 1. Угадай слово, которое заканчивается [к], [к']: уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро..., вени..., шнуро..., поро..., като..., замо..., брело..., зна..., кло..., трес... . 2. Угадай слово, начав его [к], [к']: ...окос, ...исть, ...ино, ...нига, ...ошка, ...ит, ...рот, ...олдун, ...офе, ...ольцо, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова, ...екс. 3. Угадай слово, начав его [г], [г']: ...усь, ...итара, ...олос, ...ольфы, ...ном, ...ость, ...ипс, ...од, ...лина, ...риб, ...орсть, ...ель, ...алка, ...олубь, ...орох. 4. Звуковая мозаика. Лист 4x4. Жетоны голубые, красные, белые. Если в слове нет интересующего нас звука, клади белый жетон, если звуки [г], [r'J— голубой, если [к], [к'] — красный. Слова: гимн, погон, крошка, хмурый, гром, по крышка, папаха, люк, загон, погром, мех, грим, хор,трюк, глина, рога. ft. Исправь слова в предложениях: Поделкой вырос рыжий криб. На берег выполз |рыйграб. Молого лакает гот. Есть лет мне будет в.ч код. Пират зарыл под дубом глад. Мальчик крик-ул во весь колос. На поле вырос голос. Любит Любоч- гомпот. Нас за пятку щиплет кусь. Во дворе стоит эра,эта корка изо льда. Пес грызет сухую горку. 6. Какой цвет теплее: красный или голубой? Сыграем в «Жарко-холодно»: если услышишь в слове г|к], [к'] — говори «жарко». Если [г], [г'] — «холодgo»: магнит, груша, калоша, покрывало, маргарин, 7. Крестики-нолики. X X X X X а) Квадрат 4x4 клетки. Если в слове есть звуки [г*] и [к'], рисуй нолик; если [г] и [к] — крестик: гитара, кузнец, гном, программа, килька, лагерь, лагуна, кит, скелет, клетка, макет, друг, слог, звук, внук, сгибать. б) Заполненный квадрат 3x3. Назови слова, соответствующие схеме. 8. Кто из животных и птиц «говорит» со звука- (гусь, курица, петух, кукушка, ворона, лягушка, лошадь...) 9. Гуси и куры. Как разговаривают гуси? А как куры зовут цыплят? Перед тобой картинки. В названии предметов, нарисованных на них, есть звуки [г], [г'], [к], [к']. По команде «Гуси!» ты должен выбрать те предметы, и которых встречаются звуки [г] и [г']. По ко-мандо «Куры!» — те, где звучат [к], [к']. (После каждом команды дать время — 20 секунд.) Картинки: кот, игла, газета, гриб, голубь, гармонь, гусь, курица, кубик, кукла, груша, яблоко, гитара, книга, окна, рука, нога, молоток, ягода, утюг, галстук, сапог, колокольчик, салфетка, клубок, радуга. 10. Составим из жетонов бусики для курочки и гусочки. Какого цвета будут бусы у курочки? У гу-сочки? Я буду загадывать загадки. Если в ответе есть звуки [г], [г'] — откладывай голубой жетон к бусикам гусочки, если звуки [к], [к'] — откладывай красные жетоны к бусам курочки. Без головы, а в шляпе. Одна нога, и та без сапога. (гвоздь) Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом — под столом, а ночью под кроватью, (сапоги) Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный? (волк) Пять пальчиков, пять чуланчиков; Разошлись мальчики в темные чуланчики. Каждый мальчик в свой чуланчик, (перчатки) Черный, проворный, кричит «крак», червям враг. (грач) Он качалка и кропать. Хорошо на нем лежать. Он в саду или и л<>су покачает на весу, (гамак) Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, Красну шапочку нашел, (гриб) Голубочка бела в дом прилетела. Что, где видала — про все рассказала, (газета) Гладишь — ласкается, дразнишь — кусается. (собака) Лохматенькая, усатенькая, ест и пьет, песни поет. (кошка) Лимой на ветках яблоки. Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки... Ведь это... (снегири) Пипок, да колюч; сладок, да пахуч. Ягоду сорвешь — всю руку обдерешь, (крыжовник) Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает, (курица) Лпыка нет, а рассказывает, (книга) Ни десятки верст — разноцветный мост. Только вот по нему не шагать никому, (радуга) П. Скороговорка. Краб крабу продал грабли: Грабь граблями сено, краб. ЗВУКИ [Ж] И [Щ] 1. Давай «надуем» шарик. Набирай в грудь воздух и выпускай его рывками со звуком [ш]. Показывай руками, как «увеличивается» твой шарик. А теперь выпусти из него воздух: набери полную грудь и выпусти на одном дыхании со звуком [ш]. 2. Мышь и камыши. Слушай стихотворение. Показывай жетон, на котором нарисован шарик, всякий раз, когда услышишь звук [ш]. Мышь и камыши Камышам пищала мышь: «Шорох ваш нарушил тишь!» Шепчут шумно камыши: «Тише, мышка, не шурши!» Шелест твой услышит кошка! Шла бы к бабушке ты, крошка. Нас ослушаешься мышка, — Кошка — цап тебя, глупышка! В общем, мышь, не шебурши, Лучше в норку поспеши!» Не послушалась их мышка. Запищала вновь малышка: «Для меня, бесстрашной, кошка — Что для той же кошки мошка...» С той поры не слышно мышки, Шаловливой хвастунишки. В. КРЕМНЕВ Как ты думаешь, почему так часто повторяется в этом стихотворении звук [ш]? Что случилось с мышкой? Почему? 3. Угадай слово, закончив его звуком [ш]: гро..., тара..., хоро..., бро..., мира..., кор..., сто-ро..., е..., камы..., чи..., мор..., стри..., каран-да..., шала..., у... . 4. Угндай слово, которое начинается [ш]: ...орох, ...елест, ...ум, ...нурки, ...епот, ...есть, ,..«тт, ...елк, ...лепки, ...тука, ...каф, ...околад, ...уткн. 6. Кикой звук издает жук? Машина? Льющая- Из трех предметов, а ты жужжи: тише, погромче, |м громко. 0. Угадай слово, которое начинается с [ж]: ,..ир, ...ивот, ...елезо, ...есть, ...ук, ...изнь, ...илет, ...ивой, ...елтый, ...аба, ...ираф, ...еле, ...арко, ...мурки, ...евачка. 7. Запомни слова, в которых звучат [ж] и [ш]: — Где же яблоко, Андрюша? — Яблоко? Давно я скушал... — Ты не мыл его похоже? — Я с него очистил кожу... — А куда кожурки дел? — Ах, кожурки... Тоже съел! 8. Звуковая мозаика. Лист 3x3. Жетоны желтые, белые. Если в слове есть звук [ж], клади желтый жетон. Если нет — белый. Слова: кожа, жук, сторож, железо, сюжет, морж, пожалуйста, шарик, пошел. 9. Звуковая мозаика. Два листа 3x3. Заполняются сразу оба. На одном жетоны желтые, на другом — «шарик». Первые ряды: звуки [ж] или [ш] в начале слова; вторые ряды: звуки [ж] или [ш] в середине слова; третий ряд — в конце. Слова: шум, жук, багаж, крыжовник, нож, мышь, жаба, шарик, желудь, каша, кружева, этажерка, машина, крыша, школа. Какой ряд не заполнен? Каким звуком не заканчиваются слова? 10. Загадки. Если отгадки «жужжат» (в них есть звук [ж]), показывай мне муху: маши руками, как крылышками. Если отгадки «шуршат» (в них есть зву-к [ш]), показывай ветер: подними вытянутые руки вверх и качай ими в стороны. Бегут по дорожке доски и ножки, (лыжи) Ростом разные подружки не похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка, (матрешка) Под соснами, под елками лежит мешок с иголками, (ежик) Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного, и устрой ему берлогу. (плюшевый мишка) Мордочка усатая, шубка полосатая. Часто умывается, а с водой не знается. (кошка) Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели и хвалили? (картошка) Держась рукой за тросточку, тебя давно я жду. Ты съешь меня, а косточку зарой в своем саду. (вишня) Черен, а не ворон, рогат, да не бык. Шесть ног — без копыт. Летит — воет, сядет — землю роет, (жук) Два кольца, два конца, посередине — гвоздик. (ножницы) Сидит на ложке, свесив ножки, (лапша) Он ходит голову задрав, не потому, что важный граф, Не потому, что гордый нрав, а потому, что он... (жираф) Белая корзинка — золотое донце. В ней лежит росинка и сверкает солнце. (ромашка) 11. Скороговорка. У ежа ежата, у ужа ужата. Шесть мышат в камышах шуршат. ЗВУК [Ч'] 1. Какой звук ты произносишь, когда предлагаешь другим людям послушать тишину? Ты закрываешь указательным пальчиком губы и... [ч'-ч'-ч']! Я буду называть слова, в которых есть этот звук «тишины». А ты, повторяя их за мной, показывай, что услышал этот звук [ч'-ч'-ч'], держа пальчик у рта: ночь, чай, чайка, дочь, сочный, вечный, почта, чудеса, печка, ласточка. 2. Выучи считалочку: Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. 3. Если произносить звуки [ч'] так: первый чуть Если произносить эти звуки медленнее — паровоз останавливается, если быстрее — набирает ход. Поиграем? 4. Я буду задавать вопросы про наш паровозик, — Как едет паровоз? (покачиваясь, сворачивая...) — Куда едет? (в Сочи, Челябинск, Чебаркуль...) — Что везет? (почту, черешню, калачи...) — Когда едет? (вечером, ночью, в четверг...) — Кто машинист? (человек, мальчик...) — Кто будет встречать машиниста? (дочка, девочка...) 5. Узоры. Заштрихуй лист 5x5 клеток так: если в слове услышишь звук [ч'] — «диагональ левый верхний — правый нижний», звук [ш] обозначай «диагональ правый верхний — левый нижний». Слова: учет, плач, куча, череда, четверг, шапка, калач, решетка, обруч, душ, кирпич, шум, сыч, шпала, часы, мишка, чайник, малыш, шуба, почта, машина, кошка, брошь, груша, шелест. 6. Какой цвет начинается с [ч']? Нарисуй пять 7. Послушай стихотворение и запомни слова, в Вьется недалечко реченька — река. Маленькая речка — меньше ручейка. Не поплыть, не нырнуть — Только ножки окунуть чуть-чуть. Е. БЛАГИНИНА 8. Как называется: (все слова оканчиваются [ч']) — человек, который живет в Москве? (москвич) — строительный материал? (кирпич) — мамин и папин ребенок? (дочь) — игрушка? (мяч) — предмет, которым открывают замок? (ключ) 9. Измени слова так, чтобы в них появился звук [ч']: волк (волчонок); заяц {зайчик); жук (жучок); бок (бочок); палец (пальчик); паук (паучок); пятак (пятачок); внук (внучок, внучка); овца (овечка); вода (водичка); сестра (сестричка). 10. Съедобное — несъедобное. Лови мяч, если слово «съедобное» и отбивай, если «несъедобное». 11. Скороговорка В Чите речка течет Читинка. ЗВУКИ [X], [X'] 1. На турнике. Встань прямо, ноги вместе, гимнастическую палку держи в обеих руках перед собой. Подними палку вверх, поднимись на носки — вдох, опусти палку назад на лопатки — длинный выдох с произнесением звуков «ух-х-х-х-х-х!». Повтори 3-4 раза. 2. Разминка с мячом. Встань прямо, руки подними вверх. Представь, что в руках у тебя мяч. Размахнись и брось его как можно дальше. Произноси при выдохе «ух-х-х-х-х-х!». Повтори 5-6 раз. 3. Лыжник. Представь, что ты идешь на лыжах. На каждом выдохе произноси «ух-х-х-х-х!». Пройди один круг. 4. Греем руки. На улице холодно, руки замерзли. Согреем их так: дыши на ладони и произноси «х-х-х-х». 5. Угадай слово: ...леб, ...олод, ...обот, ...омут, ...утор, ...итрый, ...мурый, ...одит, ...удой, ...лам, ...рам. 6. Угадай слово: поро..., мо..., ме..., смею..., гре..., горо..., воро..., шоро..., успе..., слу..., сти..., ду... . 7. Звуковая мозаика. Если в слове есть звуки [х] или [х'], клади вот r;iкой жетон. Цвет его — хаки. Из материи такого же цвета шьют военную форму. Если в слове i <"г звуков [х], [х'], клади белый жетон. Лист 4x4. Слова: кровь, морковь, футбол, финик, лавка, хлеб, похлебка, сифон, фарш, оглох, муха, филин, фантик, сохнет, горох, улов. 8. Крестики — нолики. Нарисуй сетку из квадратов 5 х 5. Если в слове есть звук [х], [х'], рисуй X, если в слове нет этого .щука — 0 (нолик). Слова: хохот, халва, ток, закалка, кит, петух, сухарь, хорь, куст, кисть, кирпич, спичка, глухарь, клок, клюв, платок, грелка, успех, грех, храм, шаг, снег, лук, хитрый, пахать. 9. Отгадай загадки. Измени отгадку так, чтобы Отгадайте, это кто ходит в костяном пальто? (черепаха — черепашка) Рос сперва на воле в поле. Летом цвел и колосился, А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна — в муку и тесто, В магазине занял место, (хлеб — калач) Полюбуйся, посмотри — Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. (холодильник — морозильная камера) К). М.1МПШ слоим тик, чтобы в них появился звук | х |: нетумиж, горошек, пушок, запашок, стишок, лопушок, пастушок. 11. Разучи скороговорку про пастуха: Вставай, Архип, петух охрип! ЗВУК [Ц] 1. Загадки: Какой звук повторяется во всех словах-отгадках? Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете, (цифры) Сговорились две ноги Делать дуги и круги, (циркуль) День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот звук, (сердце) Есть у меня работники, Во всем помочь охотники. Живут не за стеной — день и ночь со мной. Целый десяток верных ребяток! (пальцы) Что это за дорога: Кто по ней идет, тот хромает? (лестница)
Вытираю, я стараюсь После бани паренька. Все намокло, все измялось Нет сухого уголка, (полотенце) Смотрите, мы раскрыли пасть, В нее бумагу можно класть: Бумага в нашей пасти Разделится на части, (ножницы) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка, И полоска шарфика, (синица) Две стройные сестрицы В руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки... И вот он — шарф для Петеньки. (спицы) Это что за огород? Огород с секретом. Во дворе у нас мороз — В огороде — лето! (теплица) В два ряда дома стоят — Десять, двадцать, сто подряд, И квадратными глазами Друг на друга глядят, (улица) Подрастал, подрастал, Был рогатым — круглым стал. Только круг, чудо — круг Стал опять рогатым вдруг, (месяц) /i/mi то утром не спеша Надувает красный шар, Л как выпустит из рук — Станет вдруг светло вокруг, (солнце) На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет носом наугад — Ищет в речке лягушат, (цапля) Домик круглый, домик белый, Домик был сначала целый, А как треснул наконец, Так и выскочил жилец! (яйцо и птенец) 2. Партизаны. Ходьба на месте на цыпочках. Колени поднимай высоко. На два шага — вдох, на 6 - 8 шагов — выдох с произнесением звука «ц-ц-ц-ц-ц». 3. Угадай слово: огуре..., мале..., хлебе..., вене..., коне..., пале..., горе..., пере..., умеле..., прин... . 4. Угадай слово: ...апля, ...епь, ...ыган, ...ыпленок, ...вет, ...ирк, ...ерковь, ...ех, ...ена. 5. Узоры. Нарисуй узоры в сетке 5x5 клеток. Если в словах звучат [с] или [с'] — рисуй неполный круг (С) с разрывом справа. Если зву-к [ц] — неполный круг с разрывом слева ( ).
Слова: цапля, цепи, сад, циркуль, цирк, нос, кросс, овца, овес, роса, пуговица, лицо, куст, цифра, водица, пост, сутки, цвет, сабля, сок, кольцо, месяц, свет, птица, спица. 6. У какой птицы звук [ц] «фамильный», он и 7. А что было раньше, курица или яйцо? 8. Скороговорка. Цыпленок цапли цепко цеп 9. Вот еще одна семья: мама и папа с [ц] «на
10. Произноси слово так, чтобы в нем появил 11. Измени слово так, чтобы из него исчез умница (умный), лестница (лесенка), маслице (масло), словцо (слово), мудрец (мудрый), певец (поющий), беглец (бегущий). ЗВУК [Щ'] 1. Загадки. Выбери из набора картинки-отгадки. Какой звук общий для всех угаданных слов? (Картинки: прищепки, комар, щука, кот, щетка, плащ, птица, ящерица, клещи, ящик почтовый, щенок). На веревке пальцы Держат одеяльце, (прищепки) Вроде ежика на вид, Но не просит пищи. По одежке пробежит — И одежда чище, (щетка) На стене на видном месте Собирает вести вместе. А потом его жильцы Полетят во все концы, (ящик почтовый) У нее во рту пила Под водой она жила. Всех пугала, всех глотала, А теперь — в котел попала, (щука) Бегает среди камней. Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах! Удрала, а хвост в руках, (ящерица) Я, как зонт, не промокаю. От дождя всех защищаю. И от ветра вас укрою. Ну так что же я такое? (плащ) 2. Угадай слово: хво,.., пла..., шлю..., бор..., кле..., мо..., помо..., ве..., сви..., пры..., ле..., хря..., ово..., товари... . 3. Угадай слово: ...ука, ...и, ...едрый, ...авель, ...егол, ...ека, ...енок, ...епка, ...етина, ...ипцы, ...екотно. 4. Варятся щи. Положи одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот и набирая воздух в грудь, делай вдох; опуская грудь (выдыхая воздух) — выдох. При выдохе громко произноси: «щ-щ-щ-щи». Повтори 3-4 раза. 5. Ищи — свищи. Я выйду за дверь, а ты спрячь свиток. Если я подойду близко к тому месту, где он спрятан, говори: «свищи», если буду далеко, подсказывай: «ищи». 6. Выучи считалочку. В названии каких пред Нина раз делила вещи: ящик, щетка, плащ и клещи. Плюс трещетка, два ножа, щит и два карандаша. 7. Выучи скороговорку: Щетинка у чушки, че 8. Угадай, кто самый большой любитель рыбал Глазищи, усищи, ногтищи, хвостище, а моется всех чище, (кот) 9. Измени слова так, чтобы в них появился зву-к [щ']. «Увеличилось» слово или стало «меньше»?
нога — ... кот — . рука — ... ДОМ — . нос — ... сугроб - волк — ... таракан мороз — ... плут — друг — ... глаза — 10. Я буду говорить тебе слова с [щ'], а ты по гуще — ... выпущу — ... слаще — ... чаще — ... ищу — ... грущу — ... 11. Назови три слова, которые обозначают то же, ДРУГИЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ 1. Третий лишний (с игрушками). Поставь игрушку, в которой нет нужного звука, отдельно. а) [к]: собака, кот, обезьяна. б) [н]: носорог, баран, лиса. в) [л']: лиса, мышь, козлик. г) [р]: верблюд, лошадь, носорог. д) [ш]: мышка, хрюшка, ежик. 2. Кто первый? Поставь игрушки так, чтобы нужный знак слышался в начале, в середине и в конце слова: рысь, верблюд, динозавр; кит, ежик, собака; носорог, баран, свинья; собака, рысь, носорог. 3. Третий лишний (по картинкам). Кто лишний и почему? КУРИЦА, ЦЫПЛЕНОК, ПЕТУХ [К], [Ц] ПЕС, СОБАКА, ЩЕНОК [К], [С] КОРОВА, БЫК, ТЕЛЕНОК [О] ЛОШАДЬ, КОНЬ, ЖЕРЕБЕНОК [К], [Н] 4. Кто первый? (по картинкам) СТАКАН, КАПУСТА, ГЛАЗ ГОЛУБЬ, ПЛАТЬЕ, САПОГИ ТАРЕЛКА, ПЕТУХ, ЕНОТ ФАРТУК, ШКАФ, КОФТА ПАУК, МАТРЕШКА, КОТ 5. Строим дом. На листе бумаги нарисованы стены дома. Дом надо достроить, но дорисовать можно лишь те детали дома, в названии которых слышны звуки [р] и [р']. Например: крыша, дверь, ручка, труба, крыльцо и т. д. Затем рисуем улицу: забор, дорожку, деревья. Кто будет жить в домике? {рысь, корова, кролик...) 6. Новоселье. В доме новоселье! Приходят гости, поздравляют хозяев и дарят подарки. Но почему-то только те предметы, в названии которых слышатся звуки [с] и [с']. Что подарили? Стали хозяева гостей угощать. Да вот странно: из той посуды и той пищей, в названиях которых есть звуки [т] и [т']. Чем? Из чего? ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Л], [Р] 1. Скороговорка. Корабли лавировали, лавиро 2. Звуковая мозаика. Лист 3x3. Жетоны розовые, лимонные. Если в слове есть звуки [р], [р'], клади розовый жетон, если [л], [л'] — лимонный. Слова: Павлик, лето, коврик, постель, рука, паровоз , гул, урок, выбор. 3. Послушай рассказ Е. Чарушина. «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». Мальчик Женя не умел говорить букву «р». Ему говорят: — Ну-ка, Женя, скажи: «Пароход». Он говорит: «Палоход».— Скажи: «Таракан»
. А Жены гоиорит: «Талакан». — Скажи: «Рыба». А он говорит: «Лыба». Все ребята во дворе над ним смеялись. Вот однажды играл Женя с ребятами, сказал тоже что-то неправильно, и ребята начали его дразнить. Тогда Женя обиделся и залез на крышу невысокой бани. Лежит на крыше и тихонько плачет. Вдруг на забор прилетела ворона и как каркнет: «Крррааа!» Женя тоже каркнул, только получилось: «Клллааа». А ворона посмотрела на него, наклонила набок голову, прищелкнула клювом и давай выговаривать на разные лады: — Каррр, краа, кррр, ррра, ррра. У Жени получается: «Клавла, кллл, клклкл». Полчаса кричал Женя по-вороньи, язык во рту в разных местах ставил и дул изо всех сил — все не выходило. У него и язык устал, и губы распухли. И вдруг так хорошо получилось: « Кррррррррррррррааааа!» Так хорошо, словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается: «р-р-р-р-р». Обрадовался Женя и полез с крыши. Торопится, лезет и все время каркает, чтобы не забыть, как «р» выговаривается. Лез, лез и свалился с крыши. Да крыша-то невысокая, упал он в куст смородины — не ушибся. Встал Женя, побежал к ребятам, радуется, кричит: — Я «ррр» научился говорить! — А ну, — говорят ребята, — скажи нам что- Женя подумал и сказал: — Павррррущка. Это Женя хотел сказать «Павлушка», да спутал. Вот как обрадовался! Е. ЧАРУШИН Правильно ли сказано: «говорить букву «р»7 А как надо? 4. Восстанови слова, добавляя к ним по очере- ...ак, уко..., ба..., ...ейка, ...от, бо...т, бу...ка, с.езать. 5. Ре, ри, рю, ря. Назови слова, в которых есть «ре». (карета, реки, крепкий...). Назови слова, в которых есть «рю». (рюкзак, хрюша, брюки...). Назови слова, в которых есть «ря». (зарядка, ряд, моряк...) 6. Измени слова так, чтобы каждое обозначало Фонарь, букварь, сухарь,пескарь, дверь, уголь, якорь, снегирь, пузырь. 7. Сможешь ли ты услышать в стихотворении Не боится Рая лая. На дворе играя. Рая слышит вдруг: собака лает. Не боится Рая лая — на цепи собака злая! 8. Исправь слова: каландаш, плобка, белка, ва-лежка, клужка, палец, клубок, клыша, кастлю-ля, клик, глаз, глиб. 3 Зак. № 569
9. Раскрась предметы на картине фломастерами ваза, роза, жираф, желудь, жилет, звезда, пижама, флажок, кружок, мимоза, гвоздика. 10. Осмотрись: если в названиях предметов, ко 11. На карточке нарисован жук (напоминает бук коза, кожа, зима, жир, мимозы, кожура, розы, забор, журнал, журавль, забава, звезда, зажим, жмурки, жизнь. Теперь ты говори слова, а я буду поднимать карточки. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ш], [С] 1. Скороговорка. Шла Саша по шоссе и сосала 2. Послушай звуки и нарисуй цепочку: если зву Образец: — 0 — 00 — 0------- 0 с ш с шш с ш с с ш 3. Штрих-код. Сетка 4x4 квадрата. Если [с] — черточка, если | ш] — кружочек. Слова: башня, басня, крыса, крыша, кошка, голос, голыш, шум, сумка.
4. Я буду показывать тебе карточку со стрел 5. Ответь на вопросы так, чтобы в слове были а) Кто ведет паровоз? (машинист) б) Что светит днем? (солнышко) в) Кто пасет стадо коров? (пастушок) г) Чем покрыто тело кошки, собаки? (шерстью) д) Маленькие баранки (сушки) е) Маленькие крапинки на лице (веснушки) ж) Если дети смеются, слушая рассказ, то этот рассказ какой? (смешной) з) Дорога, по которой едут машины (шоссе) 6. Исправь ошибки: игруска, пештрый, скаф, крашивый, скатулка, штальной, сить, голош, мешто, ришк, сагать, пусиштый, страсно, штрашно, пуштыска, шме-сынка, шуски, штисок, вешнуски. 7. Измени по образцу: рисовать — . махать — ... писать — ... носить — ношу просить — ... гасить — ... 8. Закончи слово, добавив слоги СА или ША:
ли-... кры-.. ка-... коле-. ко-... колба су-... но-... Ми-... ро-... 9. Выучи стихотворение-шутку. Сколько в нем Веселая старушка Весь день сегодня шьет. За кругленькой катушкой Сидит пушистый кот. Устала шить старушка И села у ворот, А с кругленькой катушкой Играть пустился кот. 10. Разбери предметы на три группы: с [ш], с [с], книга, ложка, паста (зубная), шарф, карандаш, фломастер, тетрадь, клей, стакан. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Щ'], [С] 1. Скороговорка. Тщетно тщатся сиг и щука 2. Штрих-код. Заштрихуй клетки (сетка 5x5) так: если в слове есть звук [с'] — штриховкой «лево-право», если звук [щ'] — штриховой «верх-низ». Слова: синий, синица, вещь, плащ, сейф, секрет, сирень, сюрприз, щетка, щука, ящик, село, гусенок, сигара, лещ, вещий, крещение, рысь, лось, сердце, север, Кощей, щедрый, седина, корсет. 3. Исправь слова: Лесь, Косей, весь, весий, клесь, плюсь, плась, секи, сетка, просение, чисе. 4. Назови 10 слов, в которых есть звук [щ']. 5. Произнеси звук [щ']. Какие предметы или су 6. Представь, что это кипит большой чайник. Круг большего размера будет изображать большой чайник и звук [щ']. Круг маленький — чайник поменьше и звук [с']. «Прочитай» строчку: ООооОоОооО 7. Повтори из стихотворения Г. Вверху слова Щука Щука проглотила щетку, Щетка ей щекочет глотку. «Удивительное дело! Что же я за рыбку съела!» 8. Закончи предложение словами с [щ']: Алеше подарили маленького ... (щенка) Беспомощный ... сам не может вылезти из ... (ящика) и все время ... (пищит). Когда ... подрос, Алеша стал его учить приносить разные ... (вещи). Учил, учил, а когда научил, ... (щенок) утащил его тапок к себе в ... (ящик). 9. Измени слово по образцу: угостить — вырастить выпустить мостить — мощеный сгустить — ... крестить — ... просить — ... 10. Придумай по 5 слов с [щ'и] и [с'и]: (щи, щипчики, пильщик, каменщик, плащи ... сирень, Василий, караси, неси, сила ... ). 11. Придумай по 5 слов с [щ'у] и [с'у]: 12. Придумай по 5 слов с [с'а] и [щ'а]: 13. Придумай по 5 слов с [с'э] и [щ'э]: щель, прищепка, Кощей, щедрый, пещера ... ). 14. Придумай по 5 слов с [с'о] и [щ'о]: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [Ч'], [Ц] 1. Скороговорка. Цапля чахла, цапля сохла, 2. Крестики-нолики. Нарисуй сетку 5x5 кле Слова: цапля, цепь, чахла, чистый, часто, цвет, борец, палец, печка, сверчок, ситец, огурец, курочка, пчелка, очки, мельница, цветок, колодец, мочалка, ночь, мыльница, цель, свеча, врач, чеснок. 3. Измени слово так, чтобы в них появился кольцо — ... палец — ... курица — ... пуговица — ... яйцо — ... птица — ... огурец — ... спица — ... Слова стали «больше» или «меньше»? 4. Измени слова так, чтобы в них появился вода — ... (водица) коса — ... (косица) земля — ... (землица) дева — ... (девица) лиса — ... (лисица) МЫЛО — ... (мыльце) 5. Измени слова по образцу: лиса — лисичка — лисица, земля — ... — ... коса — ... — ... 6. Восстанови в слова звуки [ч'] или [ц]: 7. Закончи предложение словами с [ч'] или [ц]: Снесла курочка .... Лисица охотилась на ... . Летом целый день печет .... Куница утащила ... . Среди колокольчиков стрекочет .... Аленушка печалится о____ Иванушке. Из маленького цыпленка вырастет большая .... 8. В каком стихотворении ты услышал слова а) Паучонка, паучиха, н. голь б) Капают, капают, В. ЛУНИН 9. Выбери из предложенных предметов на кар грибок, заяц, белка, горшок, горчица, волчица, дерево, цветочек. 10. Придумай по 5 слов с [цо] и [чо] (яйцо, лицо, письмецо, кольцо, крыльцо, цо- кать челка, черный, черточка, пчелка, плечо ... ). 11. Придумай по 5 слов с [цэ] и [ч'о] (чек, учение, печенье, челюсть, свечение ... ; цена, цепь, цех, рецепт, блюдце, полотенце ... ) 12. Придумай по 5 слов с [ч'а] и [ца]: 13. Придумай по 5 слов с [ч'у] и [цу]: 14. Придумай по 5 слов с [ч'и] и [цы]: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ЗВУКОВ В СЛОВЕ СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМЫ СЛОВА 1. Кто это? Посмотри на эти игрушки. Я загадала название одной. Повторяй за мной звуки: [м] ... [ы] ... [ш] ... Кого я загадала? А это кто? [л'] ... [э] ... [ф]...? [й'] ... [о] ... [ш] ... ? [м'] ... [и] ... [ш] ... [к] ... [а] ... ? Повторяя за мной звук, откладывай жетон. Жетонов должно лежать столько, сколько, звуков в слове (жетоны коричневого цвета). 2. Поймай звук. Я буду произносить по одному звуку, а ты повторяй их за мной. Попробуй составить из этих звуков слово. А чтобы было удобнее, называя звук, клади перед собой жетон (все жетоны коричневого цвета): [м] ... [а] ... [й] ... ; [д] ... [о] ... [м] ... ; [с] ... [ы] ... [р] ... ; А теперь твоя очередь загадывать. 3. Закончи предложение, составь звуковую схему. а) Место, где растут деревья и грибы, называ б) Красный цветок с крупными лепестками на
в) Строение, где живут люди, называется ... (дом). «Прочитай» схемы, то есть проведи пальчиком вдоль схемы, называя каждый звук, на который выкладывался данный жетон. 4. Перед тобой две схемы: 3 и 4 жетона. Какой 5. Составь схему «лось». Придумай слова, на ЗВУКИ ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ 1. Звуковая мозаика. а) Лист 3x3. Жетоны синего цвета квадратные Перед тобой жетоны разной формы. Квадратные жетоны похожи на пирожные, а круглые — на тортики. Слово пирожные начинается со звука [п'], этот звук мягкий, поэтому квадратный жетон будет обозначать мягкие звуки. Твердые звуки будет обозначать синий кружок. Слушай, внимательно, [с] или[с'] звучит в слове и выбирай правильный жетон. Слова: соль, село, сахар, семечки, поселок, лось, сад, осел, песок. б) Лист 4x4. Жетоны квадратные синие и ко Если в слове есть мягкий звук, обозначай это слово синим жетоном, если нет — коричневым. Слова: гном, стон, соль, сталь, закон, мебель, стакан, смех, мех, муж, полька, горох, пресс, клюв, шторм, жираф. 2. Посмотри на игрушки: жираф, кит, верблюд, Составь схемы слов: кит, конь, медведь. Мягкие звуки обозначай жетоном синего цвета. 3. Составь схему слова «лук». Замени первый 4. Составь схему слова «банка». Замени тре 5. Составь схемы: лень, салют, пирог, вишня, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Наибольшую трудность для ребенка представляет выделение в слове гласных звуков. Работа по определению и различению гласных звуков способствует предупреждению некоторых дисграфических ошибок в будущем: пропуска гласных, пропуска или добавления слогов в слове при письме. Для «узнавания» гласных звуков советуем воспользоваться жетонами разных цветов. В книге А. П. Журавлева «Звук и смысл» (М., «Просвещение», 1981) представлена рассчитанная на компьютере таблица зву-ко-цветового соответствия гласных: [А] (после твердых и мягких звуков) — красный; [О] (после твердых) — светло-желтый или белый; [О] (после мягких, что соответствует букве Ё) — желто-зеленый; [Э] (после твердых) — зеленоватый; [Э] (после мягких) — зеленый; [И] — синий; [У] (после твердых) — темно-синий, сине-зеленый, лиловый; [У] (после мягких) — голубоватый, сиреневый; [Ы] — темно-коричневый или черный. Некоторые цвета рекомендуем изменить в соответствии со звучанием. Например, [А] так и остается красным, но называть его в дальнейшем мы будем «алый», [О] — оранжевый, назовем «цвет осени», [Ы] — серый (коричневый мы используем в схемах), [И] — «изумрудный», т. е. зеленый (в таблице он синий), [У] — сине-зеленый (логично было бы использовать цвет ультрамарин, но не стоит перегружать ребенка сложными названиями, тем более синий цвет используем для обозначения мягких звуков в схемах), [Э] — белый. Желтый цвет — общий для всех гласных звуков. ЗВУК [А] 1. Звуковая мозаика. Лист 5x5. Жетоны красные («алые») и коричневые. Если в слове есть звук [а], клади жетон красного («алого») цвета. Если нет — коричневый. Слова: цапля, сад, цепи, чай, врач, куст, нос, свет, мама, шум, скала, полка, кит, баня, хвала, брошь, шелест, час, гусь, моль, май, шапка, мир, газ, задача. 2. Пуговицы. Прозрачная бутылочка с завинчивающейся пробкой, 10 мелких пуговиц. Придумай слова, которые начинаются со звука [а]. На каждое слово клади пуговицу в бутылочку. Если собрал все пуговицы, закрой бутылочку крышкой. 3. Пирамидка. Перед тобой разобранная пирамидка. Собирая ее, произноси слова, которые заканчиваются звуком [а]. Одно кольцо — одно слово. Сможешь справиться? 4. Оглянись вокруг. Скажи, в каких словах звучит [а]? 4 Зак. N» 569 5. Выбери карточки с теми предметами, в на 6. Это мешочек. Он мягкий. Это ящик. Он твер Слова: пляж, гулять, жара, мять, маки, ужас, пуля, аист, дыня, корова, курица, пять, спать, мягкий, снять. 7. Зоопарк. Выбери из игрушек только те, в названии которых есть звук [а]. 8. Составь схемы слов. Звук [а] обозначай же 9. Придумай 5 слов, в которых все гласные зву 10. Назови имена сказочных героев, которые на ЗВУК [О] 1. Звуковая мозаика. Лист 5x5. Жетоны цвета «осени» (оранжевые) и коричневые. Слова: моль, смоль, лес, мир, сон, сом, слон, ноль, зима, метель, куст, мед, лед, стог, цель, врач, стул, горб, клен, лен, дом, дым, нос, нёс. Если в слове есть звук [о] — клади жетон цвета «осени», если нет — коричневый.
2. Выбери те предметы, в которых есть звук [о]: 3. Послушай считалочку и запомни слова, в ко Шла изба по мостику и виляла хвостиком, Зацепилась за перила, прямо в речку угодила. В речке шум, в речке звон! Кто не верит — выйди вон! Выучи наизусть считалочку. 4. А в твоем имени есть звук [о]? А в именах 5. Это не просто овал. Это чье-то лицо! Каким звуком оканчивается слово «лицо»? Поэтому овал «цвета осени», т. е. оранжевый. Дорисуй личико. Если в названии части лица, которую ты хочешь дорисовать, есть звук [о], рисуй его оранжевым, если нет — зеленым. 6. Назови 5 слов, которые начинаются с [о]. 7. Назови 5 слов, которые заканчиваются [о]. 8. Давай вспомним песенку «На лугу пасется ко...». 9. Жили-были пес и кот. Характер у пса был зверь, характер у пего был твердый, и имя тоже. После твердого звука гласный звук [о]слышался. Как же его звали? (Бори, например). И все у них делилось так — у кота потверже, у пса — помягче. Угадай, чье это: пчелы, мед, горох, огород, батон, овес, бинокль, береза, клен, тополь, сосны, сойка, клест, осел, болонка. А кто из них сможет сделать это: полет, прыжок, клев, каток, учет, разгром. У кого любимый цвет черный? Желтый? 10. Составь схемы слов. Обозначь гласный [о] жетоном цвета «осени»: сойка, пчелы, соль, мед. ЗВУК [Ы] 1.Звуковая мозаика. Лист 5x5. Жетоны коричневые и серые. Если в слове есть звук [ы]— серый жетон. Слова: стол, стул, мышь, блин» клин, рис, дым, риск, мыло, рост, рысь, лось, волк, зебра, рыба, гном, прыжок, белка, грыжа, камин, мел, порт, рыжий, сахар, гром. 2. В зоопарке переполох. Сбежали из клеток зве Игрушки: бык, рыба, мышь, слон, бегемот, крокодил, лиса. 3. Третий лишний. Если в слове нет звука [ы]— это слово лишнее. Найди такое слово в каждой цепочке: крыса, кры- ша; Париж, Крым; гром, балык; бескозырка, дырка, нос; гнездо, алыча, пыж.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.37 (0.027 с.) |