Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

частью трагедии непременно является украшение сцены, затем - музыкальная



 

Аристотель

Поэтика

 

                             О поэзии

 

                              [1064]

 

                                I

 

Цель "Поэтики" и ее задачи. Поэтическое творчество-подражание. Различие

        видов поэзии в зависимости от средств подражания.

 

 О сущности поэзии и ее видах - о том, какое значение имеет каждый из них,

как следует слагать фабулы для того, чтобы поэтическое произведение было

 хорошим, из скольких и каких частей оно должно состоять, а также о других

вопросах, относящихся к той же области, будем говорить, начав, естественно,

                     сперва с самого начала.

 

Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть

 авлетики и кифаристики - все они являются вообще подражанием. А отличаются

они друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными

средствами или различные предметы, или различным, не одним и тем же,

способом. Подобно тому, как (художники) воспроизводят многое, создавая

образы красками и формами, одни благодаря теории, другие - навыку, а иные -

природным дарованиям, так бывает и в указанных искусствах. Во всех их

воспроизведение совершается ритмом, словом и гармонией, и притом или

                   отдельно, или всеми вместе.

 

Так, только гармонией и ритмом пользуются авлетика и кифаристика и,

пожалуй, некоторые другие искусства этого рода, как, например, игра на

 свирели. Одним ритмом без гармонии пользуется искусство танцоров, так как

они посредством ритмических движений изображают и характеры, и душевные

 состояния, и действия. А словесное творчество пользуется только прозой или

                              метра-

 

                              [1065]

 

ми, и соединяя их одни с другими, или употребляя какой-нибудь один вид

метров, до настоящего времени получает (названия только по отдельным

 видам). Ведь мы не могли бы дать никакого общего названия ни мимам Софрона

и Ксенарха и Сократическим диалогам, ни произведениям в форме триметров,

 или элегий, или каких-нибудь других подобного рода метров. Только соединяя

 с названием метра слово "творить", называют одних творцами элегий, других

 творцами эпоса, давая авторам названия не по сущности их творчества, а по

общности их метра. И если кто издаст какое-нибудь сочинение по медицине или

по физике в метрах, то обыкновенно называют его поэтом. Но у Гомера нет

 ничего общего с Эмпедоклом кроме стиха, почему одного справедливо назвать

поэтом, а другого скорее натуралистом, чем поэтом. Точно также, если бы кто

стал в своих произведениях соединять все метры, как, например, Хэремон в

"Центавре", рапсодии, смешанной из всех метров, то и его нужно назвать

                             поэтом.

 

По этим вопросам я ограничусь тем, что сказал. Но есть некоторые виды

творчества, пользующиеся всеми указанными средствами, ритмом, мелодией и

метром. Таковы дифирамбическая поэзия, номы, трагедия и комедия. А

различаются они тем, что одни пользуются этими средствами всеми вместе,

 другие - отдельно. Вот о каких различиях между искусствами я говорю, в

       зависимости от того, чем они производят подражание.

 

                                II

 

   Различие видов поэзии в зависимости от предметов подражания/

 

Так как поэты изображают лиц действующих, которые непременно бывают или

                            хорошими,

 

                              [1066]

 

или дурными, - нужно заметить, что характеры почти всегда соединяются

только с этими чертами, потому что все люди по своему характеру различаются

 порочностью или добродетелью, - то они представляют людей или лучшими, или

 худшими, или такими же, как мы. То же делают живописцы. Полигнот изображал

людей лучшими, Павсон худшими, а Дионисий похожими на нас. Ясно, что все

указанные виды подражания будут иметь эти отличительные черты, а

 различаться они, таким образом, будут воспроизведением различных явлений.

 Эти различия могут быть в танцах, в игре на флейте и на кифаре, и в прозе,

и в чистых стихах. Например, .Гомер изображал своих героев лучшими,

 Клеофонт похожими на нас, а Гегемон Тазосский, составивший первые пародии,

 и Никохар, творец "Делиады", - худшими. То же можно сказать и относительно

дифирамбов и номов, как, например... (Арганта), и "Циклопов" Тимофея и

 Филоксена). В этом состоит различие трагедии и комедии: одна предпочитает

     изображать худших, другая лучших, чем наши современники.

 

                               III

 

 Различие видов поэзии в зависимости от способов подражания: а) объективный

 рассказ (эпос); b) личное выступление рассказчика (лирика); с) изображение

событий в действии (драма). Вопрос о месте возникновения трагедии и

      комедии. Этимологическое объяснение термина "комедия"

 

Есть еще третье различие в этой области - способ воспроизведения каждого

                        явления. Ведь мож-

 

                ---------------------------------

 

        Название произведения в рукописях не сохранилось.

 

                              [1067]

 

но воспроизводить одними и теми же средствами одно и то же, иногда

 рассказывая о событиях, становясь при этом чем-то посторонним (рассказу),

как делает Гомер; или от своего же лица, не заменяя себя другим; или

     изображая всех действующими и проявляющими свою энергию.

 

 Вот этими тремя чертами - средствами подражания, предметом его и способом

 подражания - различаются виды творчества, как мы сказали вначале. Поэтому

Софокла, как поэта, можно в одном отношении сближать с Гомером, так как они

 оба изображают хороших людей, а в другом отношении - с Аристофаном, потому

что они оба изображают совершающих какие-нибудь поступки и действующих.

Отсюда, как некоторые говорят, происходит и название этих произведений

 "действами" (ґај±д±), так как они изображают действующих лиц. Вот почему

дорийцы заявляют свои притязания на трагедию и комедию. На комедию -

мегарцы: здешние (мегарцы) говорят, что она возникла у них во время

демократии, а сицилийские ссылаются на то, что из Сицилии происходил

  Эпихарм, поэт, живший значительно раньше Хионида и Магнета. В

 доказательство дорийцы приводят и самые слова. Они говорят, что окружающие

 город селения называются у них "комами", а у афинян "демами" и поэты были

названы комиками не от глагола "комазейн" (єиј¶µ№Ѕ), а оттого, что они

скитались по "комам", когда их позорно выгоняли из города. И понятие

 "действовать" у дорийцев обозначается глаголом "дран" (ґа±Ѕ), а у афинян -

                      "праттейн" (юаддµ№Ѕ).

 

   А на трагедию (изъявляют притязание) некоторые из (дорийцев)

 пелопоннесских.. О различиях в творчестве, о том, сколько их и каковы они,

                      сказанного достаточно.

 

              -------------------------------------

 

        Название произведения в рукописях не сохранилось.

 

                              [1068]

 

                                IV

 

Естественные основы поэзии. Первоначальное деление поэзии на эпическую и

 сатирическую; дальнейшее - на трагедию и комедию. Возникновение трагедии.

 

Как кажется, поэзию создали вообще две причины, притом естественные.

Во-первых, подражать присуще людям с детства; они отличаются от других

живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые

 познания человек приобретает посредством подражания. Во-вторых, подражание

всем доставляет удовольствие. Доказательством этому служит то, что мы

 испытываем пред созданиями искусства. Мы с удовольствием смотрим на самые

точные изображения того, на что в действительности смотреть неприятно,

 например, на изображения отвратительнейших зверей и трупов. Причиной этого

 служит то, что приобретать знания чрезвычайно приятно не только философам,

но также и всем другим, только другие уделяют этому мало времени.

 

Люди получают удовольствие, рассматривая картины, потому что, глядя на них,

можно учиться и соображать, что представляет каждый рисунок, например, -

"это такой то" (человек). А если раньше не случалось его видеть, то

изображение доставит удовольствие не сходством, а отделкой, красками или

                 чем-нибудь другим в таком роде.

 

Так как нам свойственно по природе подражание, и гармония, и ритм, - а

ясно, что метры части ритма, - то люди, одаренные с детства особенной

склонностью к этому, создали поэзию, понемногу развивая ее из импровизаций.

А поэзия, соответственно личным характерам людей, разделилась на виды.

Поэты более возвышенного направления стали воспроизводить [хорошие поступки

 и] поступки хороших людей, а те, кто погрубее - поступки дурных людей; они

             составляли сперва сатиры, между тем как

 

                              [1069]

 

 первые создавали гимны и хвалебные песни. До Гомера мы не можем указать ни

одного такого произведения, хотя, вероятно, их было много, но начав с

 Гомера, можем, например, его "Маргит" и подобные ему поэмы. В то же время

явился подходящий ямбический метр. Он называется и теперь ямбическим

(язвительным) потому, что этим метром язвили друг друга. Соответственно

этому древние поэты одни сделались эпическими, другие - ямбическими.

 

А Гомер и в серьезной области был величайшим поэтом, потому что он

единственный не только создал прекрасные поэмы, но и дал драматические

образы, и в комедии он первый указал ее формы, представив в действии не

позорное, а смешное. Его "Маргит" имеет такое же отношение к комедии, какое

"Илиада" и "Одиссея" к трагедиям. А когда (у нас) явилась еще трагедия и

комедия, то поэты, следуя влечению к тому или другому виду поэзии

соответственно своим природным склонностям, одни вместо ямбографов стали

комиками, другие вместо эпиков трагиками, так как эти виды поэзии имеют

           больше значения и более ценятся, чем первые.

 

 Рассматривать, достаточно ли уже существующих видов трагедии, если судить

по ее существу и по отношению к театру, - другой вопрос. А возникла, как

известно, она сама и комедия из импровизаций. Одна ведет свое начало от

запевал дифирамба, другая - от запевал фаллических песен, которые еще и

 теперь остаются в обычае во многих городах. Трагедия понемногу разрослась,

так как (поэты) развивали то, что в ней рождалось, и, подвергшись многим

изменениям, она остановилась, достигнув того, что лежало в ее природе.

Эсхил первый увеличил число актеров от одного до двух, уменьшил хоровые

партии и подготовил первенствующую роль диалогу. Софокл ввел трех актеров и

 роспись сцены. Затем из малых фабул явились большие произведения, и диалог

из шутливого, так как он развился из сатирической драмы, сделался

                          величественным

 

                              [1070]

 

поздно. Место тетраметра занял триметр. Трагики пользовались сперва

 тетраметром потому, что этот вид поэзии имел характер сатирический и более

 подходящий к танцам. А когда был введен диалог, то сама его природа нашла

 соответствующий метр, так как ямб более всех метров подходит к разговорной

 речи. Доказательством этому служит то, что в беседе друг с другом мы очень

часто говорим ямбами, а гекзаметрами редко и притом нарушая тон разговорной

речи. Затем, говорят, было дополнено еще число эпизодиев и приведены в

стройный порядок все остальные части трагедии. Но об этом мы говорить не

будем, так как, пожалуй, было бы трудной задачей рассматривать все в

                          подробностях.

 

                                V

 

 Определение комедии и ее развитие. Различие между эпосом и трагедией по их

                             объему.

 

Комедия, как мы сказали, это воспроизведение худших людей, по не по всей их

порочности, а в смешном виде. Смешное - частица безобразного. Смешное - это

какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страданий и вреда, как,

например, комическая маска. Это нечто безобразное и уродливое, но без

                            страдания.

 

Изменения трагедии и те, кто их производил, хорошо известны, а относительно

 комедии это неясно, потому что на нее первоначально не обращали внимания.

 Ведь и хор для комедий архонт начал давать очень поздно, а в начале

хоревтами были любители. О поэтах-комиках встречаются упоминания в то

время, когда комедия уже имела определенные формы, а кто ввел маски,

     пролог, полное число актеров и т. п., об этом не знают.

 

(Комические) фабулы (начали) составлять Эпихарм и Формид. В зачаточном

                         состоянии коме-

 

                              [1071]

 

дия перешла из Сицилии (в Афины), а из афинских поэтов Кратес первый,

оставив нападки личного характера, начал составлять диалоги и фабулы общего

                            характера.

 

Эпическая поэзия сходна с трагедией [кроме величественного метра], как

изображение серьезных характеров, а отличается от нее тем, что имеет

простой метр и представляет собою рассказ. Кроме того, они различаются

длительностью. Трагедия старается, насколько возможно, оставаться в

пределах одного круговорота солнца или немного выходить из него, а

эпическая поэзия не ограничена временем. [И в этом их различие]. Однако

первоначально последнее допускалось в трагедиях так же, как в эпических

                          произведениях.

 

Что касается частей, то одни являются общими (для трагедии и эпоса), другие

принадлежат только трагедии. Поэтому тот, кто знает разницу между хорошей и

 плохой трагедией, знает ее и по отношению к эпосу, так как то, что есть в

эпической поэзии, находится в трагедии, но не все, что имеет она, находится

                            и в эпосе.

 

                                VI

 

 Определение трагедии. Трагическое очищение. Элементы трагедии. Определение

терминов "­ѕ№б, јкёїб, ®ёїб и ґ№Ѕї№±. Сравнительное значение действия и

                        фабулы в трагедии.

 

Об эпической поэзии и комедии мы расскажем после, а теперь будем говорить о

трагедии, позаимствовав определение ее сущности из того, что сказано. Итак,

 трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего

определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в

различных частях, - воспроизведение действием, а не рассказом, совершаю-

 

                              [1072]

 

  щее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств.

 

"Украшенной" речью я называю речь, имеющую ритм, гармонию и метр, а

"различными ее видами" исполнение некоторых частей трагедии только метрами,

                       других еще и пением.

 

Так как воспроизведение совершается действием, то прежде всего некоторой

композиция и текст. Этими средствами совершается воспроизведение

(действительности). Текстом я называю самое сочетание слов, а что значит

              "музыкальная композиция" - ясно всем.

 

Так как трагедия есть воспроизведение действия, а действие совершается

 какими-нибудь действующими лицами, которые непременно имеют те или другие

качества характера и ума, и по ним мы определяем и качества действий, то

естественными причинами действий являются две: мысль и характер. И

   соответственно им все достигают или не достигают своей цели.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.135.225 (0.01 с.)