Довольно часто пейзаж символически предваряет какие-либо события в жизни общества или отдельных героев («пейзаж-намек»). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Довольно часто пейзаж символически предваряет какие-либо события в жизни общества или отдельных героев («пейзаж-намек»).



Этот пейзаж дан через одновременное восприятие повествователя и героев романа. Зрительно-осязаемые образы природы, знаменующие приближение первой мировой войны, не комментируются автором, они красноречивы сами по себе: ночные грозы, сеющие только тревогу, крики и стоны сыча как символ, основанный на народных поверьях, который поясняется собирательным образом.

Иногда пейзаж-символ у Шолохова как бы предсказывает результаты важнейших исторических процессов. Так, в пятьдесят первой главе неспроста дан пейзаж в пору

весеннего пробуждения: «Незримая жизнь, оплодотворенная весной, могущественная и полная кипучего биения, разворачивалась в степи: буйно росли травы; сокрытые от

хищного человеческого глаза, в потаенных стенных убежищах понимались брачные пары птиц, зверей и зверушек, пашни щетинились неисчислимыми остриями выметавшихся всходов. Лишь отживший свой век прошлогодний бурьян — перекати-поле — понуро сутулился на склонах рассыпанных по степи сторожевых курганов, подзащитно жался к земле, ища спасения…» (III, 323).

Функция пейзажа здесь заключается в том, чтобы противопоставить кипучее биение жизни отжившему свой век прошлогоднему бурьяну, все еще жавшемуся к земле, «ища спасения». В этом противоборстве побеждает весна. Так, с помощью развернутого образа-символа тонко вводится мотив обреченности старого мира и силы, и неодолимости нового, революционного.

Как уже неоднократно отмечалось исследователями, многозначителен по своему идейно-эстетическому содержанию символический пейзаж в финале эпопеи. В нем чувствуется, и точка зрения автора, его голос, и восприятие Григория Мелехова «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...

Образ «холодного солнца», венчающий роман, подготовлен продуманной системой солнечных образов, сопровождающих шолоховских казаков в неумолимом круговороте времени и непосредственно связанных с переломными моментами в судьбе героев. Эти образы усложняются по мере развития драматических событий романа, становясь непременным компонентом в повествовательной части и в размышлениях автора.

Солнцем согрет чернозем (II, 4, 739), солнцем пахнет земля летом, в знойный день (I, 1, 81—84) и под вешним дождем (II, 3, 251). Предзимнее осеннее солнце «холодное» (II, 4, 550), «неяркое», но и от него «жгуче светятся» окна (I, 2, 526). Оно — «лучащее смерть» (II, 3, 235). Зимой солнце ярко слепит (I, 2, 579). Весною солнце то «порыжевшее», «немощно-желтое» (II, 3, 192), то «желтое, как цветок подсолнуха» (II, 3, 204), а то «холодное» мартовское в день последнего возвращения Григория домой (II, 4, 768). Замученный Иван Алексеевич пьет воду из «накаленного солнцем» корыта (II, 3, 296). Запах нагретой солнцем травы (II, 4, 629) чувствует Ильинична перед смертью, и «плотский запах нагретой солнцем земли» (II, 4, 465) вдыхает перед близкой смертью Дарья. После решительного разговора Натальи и Аксиньи солнечные лучи «палили раскаленную землю» (II, 4, 485), перед смертью Ильинична вспоминает «опаленную солнцем августовскую степь» (II, 4, 629). Солнечный жар, источающий «золотые сияющие потоки света», в нужный момент превращается в едва заметное незримое тление и угасание.

«Неяркое» солнце встречает Бунчука в Новочеркасске (Т, 2, 520). «Низкое солнце» светило на сведенный последней судорогой рот умирающей Анны (I, 2, 653). Наталья, «глядя на закат», вспоминала далекое сватовство Григория, когда также «горел закат» и «малиновое» зарево вставало на западе. «Медно-красные отблески бродили по лицу Натальи в минуту горьких воспоминаний» (II, 4, 468). Шолоховское солнце или жестоко жгучее, или закатно-угасающее. Оно мирно светит, пригревает и восходит в небе только в воспоминаниях героев о счастливых днях молодости, в их раздумьях и мечтах

или в резюмирующих размышлениях автора, символизируя непобедимую силу вечно живой природы.

При всей метафоричности образа солнца его нельзя свести только к метафоре. Оно - символ глубоко народной жизни. Герои Шолохова корнями своими неразрывно связаны с донской землёй. Они живут, страдают и умирают на этой земле, то палимой солнцем, то расстающейся с ним на закате.

Встречается у Шолохова и такой традиционный символ, как ущербленный месяц — знак какой-либо утраты, тяжелых переживаний и бедствий. Повторяясь в «Тихом Доне» несколько раз в самых различных ситуациях, он довольно многозначен: в одних случаях он «намекает» на судьбу Аксиньи, Григория, оттеняет подавленное состояние героев, в других предсказывает обреченность повстанческого контрреволюционного движения, в-третьих — символизирует временную оторванность Григория от народа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.004 с.)