Далее в романе почти импрессионистские по словесной живописи образы: «над степью — желтый солнечный зной», «белый неумолчный перепелиный бой», «разметывалась голубая пряжа июльских дней». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Далее в романе почти импрессионистские по словесной живописи образы: «над степью — желтый солнечный зной», «белый неумолчный перепелиный бой», «разметывалась голубая пряжа июльских дней».



Стиль Шолохова оригинален тем, что в нем синтезированы устно-поэтические, просторечные и разговорные формы языка и тонко обработанная книжная речь. Свободное распоряжение разнообразными словесными запасами отличает Шолохова от тех писателей, которые опирались или только на сказовые формы, или, наоборот, лишь на книжную речь. В народной, разговорной речи писатель уловил редкие по выразительности словесные средства: точные названия вещей и действий, признаков и незаметных оттенков, яркие глаголы, наречия, служебные слова, фразеологизмы.

Следующая особенность стиля «Тихого Дона» - это его высокая метафоричность. Как отмечает исследователь А. А. Смирнов: «<...> практически любые описания в первой части «Тихого Дона» построены на метафоре, в этом отношении текст приближается к лирическому, особенно нагружены метафорами пейзажи, картины природных явлений». Ярким примером этого могут служить описания дождя и грома в 1 части: «За левадами палила небо сухая молния, давил землю редкими раскатами гром и отягощенную внешней жарою землю уже засевали первые зерна дождя. <...> Дождь спустился ядреный и частый. Над самой крышей лопнул гром, осколки покатились за Дон. <...>...слышно было, как ставни царапал дождь, - следом ахнул гром».

Еще одной особенностью языка «Тихого Дона» является сравнение человека с животными, не только в физическом, но и в духовном плане. Речь идет не просто о прямых сравнениях («шел Степан под гору, как лошадь, понесшая седока), но и о детализации описаний, когда у читателя возникает впечатление схожести со зверем, просто от изображения действия: «когда поворачивает Григорий голову, носом втыкаясь Аксиньи в подмышку», «Аксинья, вихляя все своим крупным, полным телом, пошла навстречу». К тому же, имеющиеся в романе сравнения с животными не пусты. Персонажи действительно ведут себя в соответствии с повадками упомянутых зверей.

Меткий и образный язык романа особенно богат пословицами.

Своеобразие и роль пейзажа в романе.

 При рассмотрении следует обратить внимание на интонацию пейзажа, его цветовую гамму, роль художественной детали, связь с сюжетом романа и психологическим состоянием персонажей, определить художественную функцию пейзажа. Как пример рассмотрим несколько пейзажей.

Изображение снежного заноса, раскрывающее состояние Аксиньи после встречи с Григорием (Кн. 3, часть 6, глава L).

— Какова атмосфера данного пейзажа?

Начинается он с изображения стремительного движения снежного потока. Тревогой и холодом веет от этой картины.

— Какими языковыми средствами она создается? Что придает пейзажу динамичность?

Выразительные глаголы — кружат, воют, сметают, громоздят, эпитеты — «знобкие зимние ветры» — придают картине динамичность и создают напряженную атмосферу.

— В какой момент эмоциональная атмосфера достигает наибольшей напряженности?

— Как меняется характер картины в финальной части?

Даже когда движение лавины останавливается, изображаемая картина не перестает быть динамичной. Изображая смену времени суток, Шолохов рисует, как меняет оттенки снежный нанос. Жизнь не затихает ни на минуту. Остановка снежного потока, наоборот, усиливает напряжение — здесь оно достигает своего предела. Все замирает в напряжении, ожидая, когда нарушится зыбкое равновесие. В финальной части ритм становится еще более стремительным, глаголы — более динамичными, подчеркивая силу необузданной стихии, сметающей все на своем пути.

— Как связано состояние природы с психологическим состоянием Аксиньи?

Стихия Аксиньиной любви так же сальна и неостановима, как снежная лавина. Долгая разлука заглушила, но не убила страсть в сердце героини. Новая встреча с возлюбленным заставила «многолетнее чувство» вспыхнуть с новой неуемной силой. Пейзаж, оставаясь самостоятельной картиной, служит средством раскрытия состояния героини.

Вывод: Шолохов проводит множество аналогий между состоянием человека и природы, поэтому важнейшим принципом изображения природы в романе становится психологический параллелизм. Природа и человек выступают как самостоятельные, но равновеликие силы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.006 с.)