Практическая работа.  Работа с текстом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практическая работа.  Работа с текстом.



Урок 15.

Дата: 13.10.2021                 Группа 2                Предмет: русский язык

Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор

Тип урока: урокповторения, обобщения

Цели:  

1. Актуализировать знания учащихся о служебных частях речи;   систематизировать сведения об отличиях служебных и самостоятельных частей речи; сопоставить правописание служебных частей речи со сходными сочетаниями знаменательных слов; совершенствовать навыки правописания; повторить порядок синтаксического разбора предложения; отрабатывать навыки пунктуационного разбора.

       2. Развивать логическое мышление, речевую активность учащихся.

                 3. Прививать интерес к изучению русского языка.

 

Ход урока.

Орг. момент.

2.Блиц-опрос.  Верные / неверные утверждения. (3-3,5 мин)

1. Морфология - раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение -

2. В русском языке 10 или 12 частей речи +

3. Существительное путь относится ко второму склонению -

4. Существительное, наречие, частица – самостоятельные части речи -

5. Хороший, ленивый, счастливый - качественные прилагательные +

6. Мой, твой, наш, ваш – возвратные местоимения -

7. Брить, стелить, зиждиться – глаголы – исключения, которые относятся ко второму спряжению -

8.Числительные 40, 90, 100 склоняются как существительные третьего склонения –

9. Страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, ящ -

10.Тихо навстречу мне вышел доверчивый маленький принц. – В этом предложении есть производный предлог. +

11.Если был бы я девчонкой - \ Я бы время не терял! \ Я б на улице не прыгал, \ Я б рубашки постирал… - частица бы в данном отрывке используется для образования формы повелительного наклонения -

12.Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. В данном предложении использован соединительный союз -

13.В русском языке есть самые чистые местоимения и местоимения, которые портят настроение водителям + (вы-мы-ты, я-мы)

14.Слова спасибо, пожалуйста, привет, здравствуйте считаются формообразующими частицами -

15.Деепричастие берет у глагола три признака: время, вид, возвратность -

16. Матрёшка – одушевленное существительное +

17. Пусть всегда будет солнце – в данном предложении есть модальная частица –

 

Вспомнить отличия служебных и самостоятельных частей речи

служебные части речи (самостоятельного значения не имеют, к ним нельзя поставить вопрос, членами предложения не являются, заключаются в круг или квадрат)

 

самостоятельные части речи (что-то обозначают, например, глагол обозначает действие предмета; отвечают на вопросы, являются членами предложения, подчеркиваются)

 

Найдите друг друга и объединитесь в группы

1 группа – И, ДА (=И), НИ…, НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ - соединительные союзы

2 группа – ИЛИ, ЛИБО, ТО…, ТО, НЕ ТО…, НЕ ТО, ТО ЛИ… ТО ЛИ - разделительные союзы

3 группа – А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ – противительные союзы

 

Практическая работа.  Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется «Моя она».  Моя она.

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом…По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли…

Её зовут – лень.

 

(А.Чехов)

Задание.

1) Выразительно прочитать текст. Определить тему текста, о чем этот текст.

2) Выписать из текста предлоги, распределить их в две колонки: производные и непроизводн) Найти в тексте существительное, которое употребляется только во множественном числе.

3) Выписать из текста союзы, распределить их по группам.

 

4) Найти в тексте возвратное местоимение.

5) Выписать из текста частицы, распределить их по разрядам.

 

Какой пословицей можно выразить основную мысль данного текста?

 

Труд человека кормит, а лень портит.

 

Упр. 1. Работа с текстом.

Моя она.

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом…По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли…

Её зовут – лень.                                                                                                               (А.П.Чехов)

Задание. 1 группа

1) Выразительно прочитать текст. Определить тему текста, о чем этот текст.

2) Выписать из текста предлоги, распределить их в две колонки: производные и непроизводные.

Задание. 2 группа

1) Найти в тексте существительное, которое употребляется только во множественном числе.

2) Выписать из текста союзы, распределить их по группам.

Задание. 3 группа

1) Найти в тексте возвратное местоимение.

2) Выписать из текста частицы, распределить их по разрядам.

 

Группа

Коль дать ей вздумаешь поблажку освобождая от работ она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет. (Н. Заболоцкий)

Группа

Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)

Группа

Хочу чтоб труд мой вдохновенный когда-нибудь увидел свет. (М. Ю. Лермонтов)

Группа

Группа

Группа

Список использованной литературы

 

1. И. В. Золотарева, Л. П. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку к УМК А. И. Власенкова: 10 класс: – Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Вако, 2008. – 240 с.

 

2. Л. А. Чешко. Русский язык для абитуриентов. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 480 с. – (Домашний репетитор)

 

3. Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. Русский язык: Учебное пособие для 10-12 кл. веч. и заоч. шк. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.

 

4. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 448 с.

 

 

Урок 15.

Дата: 13.10.2021                 Группа 2                Предмет: русский язык

Тема: Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор

Тип урока: урокповторения, обобщения

Цели:  

1. Актуализировать знания учащихся о служебных частях речи;   систематизировать сведения об отличиях служебных и самостоятельных частей речи; сопоставить правописание служебных частей речи со сходными сочетаниями знаменательных слов; совершенствовать навыки правописания; повторить порядок синтаксического разбора предложения; отрабатывать навыки пунктуационного разбора.

       2. Развивать логическое мышление, речевую активность учащихся.

                 3. Прививать интерес к изучению русского языка.

 

Ход урока.

Орг. момент.

2.Блиц-опрос.  Верные / неверные утверждения. (3-3,5 мин)

1. Морфология - раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение -

2. В русском языке 10 или 12 частей речи +

3. Существительное путь относится ко второму склонению -

4. Существительное, наречие, частица – самостоятельные части речи -

5. Хороший, ленивый, счастливый - качественные прилагательные +

6. Мой, твой, наш, ваш – возвратные местоимения -

7. Брить, стелить, зиждиться – глаголы – исключения, которые относятся ко второму спряжению -

8.Числительные 40, 90, 100 склоняются как существительные третьего склонения –

9. Страдательные причастия прошедшего времени имеют суффиксы –ущ, -ющ, -ащ, ящ -

10.Тихо навстречу мне вышел доверчивый маленький принц. – В этом предложении есть производный предлог. +

11.Если был бы я девчонкой - \ Я бы время не терял! \ Я б на улице не прыгал, \ Я б рубашки постирал… - частица бы в данном отрывке используется для образования формы повелительного наклонения -

12.Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. В данном предложении использован соединительный союз -

13.В русском языке есть самые чистые местоимения и местоимения, которые портят настроение водителям + (вы-мы-ты, я-мы)

14.Слова спасибо, пожалуйста, привет, здравствуйте считаются формообразующими частицами -

15.Деепричастие берет у глагола три признака: время, вид, возвратность -

16. Матрёшка – одушевленное существительное +

17. Пусть всегда будет солнце – в данном предложении есть модальная частица –

 

Вспомнить отличия служебных и самостоятельных частей речи

служебные части речи (самостоятельного значения не имеют, к ним нельзя поставить вопрос, членами предложения не являются, заключаются в круг или квадрат)

 

самостоятельные части речи (что-то обозначают, например, глагол обозначает действие предмета; отвечают на вопросы, являются членами предложения, подчеркиваются)

 

Найдите друг друга и объединитесь в группы

1 группа – И, ДА (=И), НИ…, НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ - соединительные союзы

2 группа – ИЛИ, ЛИБО, ТО…, ТО, НЕ ТО…, НЕ ТО, ТО ЛИ… ТО ЛИ - разделительные союзы

3 группа – А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ – противительные союзы

 

Практическая работа.  Работа с текстом.

Сегодня мы будем работать с небольшим рассказом Антона Павловича Чехова, который называется «Моя она».  Моя она.

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная… За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом…По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли…

Её зовут – лень.

 

(А.Чехов)

Задание.

1) Выразительно прочитать текст. Определить тему текста, о чем этот текст.

2) Выписать из текста предлоги, распределить их в две колонки: производные и непроизводн) Найти в тексте существительное, которое употребляется только во множественном числе.

3) Выписать из текста союзы, распределить их по группам.

 

4) Найти в тексте возвратное местоимение.

5) Выписать из текста частицы, распределить их по разрядам.

 

Какой пословицей можно выразить основную мысль данного текста?

 

Труд человека кормит, а лень портит.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.044 с.)