Закономерности и принципы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности и принципы обучения



Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции.

1.Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям.

2.Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представлние об учебной дисциплине.

3.Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда студенты и учащиеся осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям.

4.Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Данный принцип является конкретизацией дидактического принципа единства конкретного и абстрактного. В соответствии с этим принципом в преподавании предмета должны оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теоретических идей, их логические обоснования и, с другой стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют.

6.Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или учащихся, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

7.Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части студентов и учащихся является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала. Безусловно, использование образов других модальностей (слуховой, тактильной, кинестетической) также может повысить эффективность обучения.

8.Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении.

Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях).

Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий:

· социально-экономической,

· политической ситуации,

· уровня культуры,

· потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования.

Внутренние закономерности процесса обучения - связи между его компонентами: целями, содержанием, методами, средствами, формами, т.е. это зависимость между преподаванием, учением, и изучаемым материалом.

 

31.Таксономия целей профессионального образования

Таксономия педагогических целей представляет собой систему, содержащую упорядоченную иерархическую классификацию целей, используемую при планировании обучения и оценке его результатов, являющуюся надежным инструментом при проверке новых курсов.

Области деятельности и соответственно цели, которые они охватывают, характеризуются следующим:

1. Когнитивная область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем; необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового.

К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений.

2. Аффективная (эмоционально-ценностная) область. К ней относятся цели формирования эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, начиная от простого восприятия, интереса до усвоения ценностных ориентаций и отношений, их активного проявления. В эту сферу попадают такие цели, как формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств, формирование отношения, его осознание и проявление в деятельности.

3. Психомоторная область. Сюда относятся цели, связанные с формированием тех или иных видов двигательной (моторной, манипулятивной) деятельности, нервно-мышечной координации. Это навыки письма, речевые навыки, цели, выдвигаемые физическим воспитанием, трудовым обучением.

На сегодняшний день по-прежнему наиболее распространенной таксономией педагогических целей является система Б. Блума. Таксономия Б. Блума позволяет не только выделить и конкретизировать учебные цели, но и упорядочивает их. Четкая иерархическая классификация целей позволяет педагогу конкретизировать усилия на главном и добиваться ясного понимания учебного материала. Основными категориями учебных целей, по Б. Блуму, являются: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

 

32.Структура и уровни содержания высшего образования

Содержание образования — это система научных знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и творческого опыта.

Содержание образования может быть построено и преподнесено учащимся по-разному. Наиболее распространенными являются линейные, концентрические, спиральные и смешанные способы построения учебного материала и соответствующая им структура.

Линейная структура предполагает изучение учебного материала в строгой, логически обоснованной последовательности, без повторного возвращения к пройденному. Это наиболее экономичный способ, который нашел применение в программированном обучении как особом виде самостоятельной работы

Концентрическая структура предполагает изучение одного и того же материала на разных уровнях, каждый из которых имеет свои цели и требования к уровню подготовки учащихся. Так построено изучение ряда школьных дисциплин, например математики: начальная, средняя школа, вуз.

Спиральная структура предполагает расширение и углубление учебного материала, включение связанных с ним знаний, но исключает завершенность и перерывы. При смешанном подходе используются различные комбинации описанных выше способов построения учебного материала.

Уровни представления содержания образования:

1. Уровень общего теоретического представления.

На этом уровне формируется теоретическое представление о содержании образования, в котором не было бы упущено что-либо существенное в педагогических целях.

2. Уровень учебного предмета.

На данном уровне представление о том, чему нужно учить, приобретает более конкретный вид. Обозначаются те участки социального опыта, которыми должен овла-деть школьник. При конструировании учебного предмета решающее значение имеет его функция в общем образовании.

3. Уровень учебного материала.

На этом уровне реально наполняются те элементы состава содержания, которые были обозначены на первом уровне и представлены в форме, специфической для каждого предмета, на втором. Речь идет о конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах, упражнениях, которые составляют содержание учебников, задачников, пособий и других материалов для школьников и учителей.

4. Уровень процесса обучения.

На этом уровне действуют учитель и ученик. Содержание образования существует не в проекте, а в педагогической действительности, внутри практической деятельности обучения — именно в этом процессе реально существует проектируемое содержание образования, т.е. происходит его «материализация».

5. Уровень структуры личности ученика. На последнем, пятом уровне содержание выступает как конечный результат обучения, становится достоянием личности обучающегося. Это итог всей работы.

 

33.Государственный стандарт высшего образования РК

4.1 Образовательные программы высшего образования реализуются вузами, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям бакалавриата и высшего специального образования, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

4.2 Вузы Республики Казахстан осуществляют подготовку специалистов с высшим образованием (бакалавров и дипломированных специалистов) в соответствии с:

- государственными общеобязательными стандартами образования по специальностям высшего образования, разрабатываемыми на основе настоящего стандарта;

- Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан;

- рабочими учебными планами, академическим календарем;

- индивидуальными учебными планами студентов;

- учебными программами по дисциплинам.

4.3 Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по освоению профессиональной учебной программы высшего образования, присуждается академическая степень «бакалавр» и (или) квалификация.

4.4 Применение настоящего стандарта предусматривает достижение следующих целей:

- повышение качества высшего образования на основе обязательных требований к уровню подготовки студентов и создания системы контроля за эффективностью работы высших учебных заведений;

- упорядочение прав всех субъектов образовательной деятельности;

- повышение объективности и информативности оценки уровня обучения студентов и качества образовательных программ;

- создание условий для академической мобильности студентов;

- обеспечение функционирования единого образовательного пространства Казахстана;

- обеспечение конвертируемости документов о высшем образовании для равноправного участия Республики Казахстан в международном образовательном пространстве.

4.5 Для достижения поставленных целей вузы могут использовать в соответствии с законодательством различные технологии обучения, формы, методы организации и контроля учебного процесса.

4.6 ГОСО специальностей высшего образования должны соответствовать положениям настоящего стандарта и определять совокупность требований к структуре, объему и содержанию образовательных программ, нормативным срокам обучения и уровню подготовки студентов.

4.7 Перечень специальностей вуза должен соответствовать утвержденному Классификатору специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан.

4.8 Образовательные программы специальностей высшего образования разрабатываются вузом самостоятельно в соответствии с Дублинскими дескрипторами, согласованными с Европейской рамкой квалификаций.

Дублинские дескрипторы, представляющие собой описание уровня и объема знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами по завершении образовательной программы каждого уровня (ступени) высшего и послевузовского образования, базируются на результатах обучения, сформированных компетенциях, а также общем количестве кредитных (зачетных) единиц ECTS.

5 Требования к структуре и содержанию образовательных программ высшего образования

5.1 Структура образования формируется из различных видов учебной работы, определяющих содержание образования, и отражает их соотношение, измерение и учет.

5.2 Образовательная программа бакалавриата содержит:

- теоретическое обучение, включающее изучение циклов общеобразовательных, базовых и профилирующих дисциплин;

- дополнительные виды обучения – различные виды профессиональных практик, физическая культура, военная подготовка и др.;

- промежуточную и итоговую аттестации.

При этом образовательные программы бакалавриата проектируются на основании модульной системы изучения дисциплин.

5.3 Учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала и измеряется в кредитах, являющихся единицами измерения трудозатрат студентов, необходимых для достижения конкретных результатов обучения. Кредиты отражают условную «стоимость» отдельных модулей (элементов) образовательной программы. В понятие общей трудоемкости входят: лекционные, практические (семинарские), лабораторные, студийные занятия, все виды профессиональной практики, подготовка и прохождение итоговой аттестации, самостоятельная работа студента.

5.4 Общая трудоемкость теоретического обучения определяется перечнем изучаемых учебных дисциплин.

5.5 При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом дисциплина, как правило, оценивается объемом не менее 3 кредитов.

Допускается, как исключение, оценивание дисциплины в 1 или 2 кредита.

5.6 Каждая учебная дисциплина должна носить одно неповторяющееся название, за исключением физической культуры, языков.

5.7 Студенты осваивают каждую учебную дисциплину в одном академическом периоде, по завершении которого сдают итоговый контроль в форме экзамена. Исключение составляют физическая культура, все виды профессиональных практик, курсовые и расчетно-графические работы (проекты), по которым сдают дифференцированный зачет.

5.8 Во всех формах учебных планов используется единая система кодировки дисциплин, предусматривающая присвоение каждой дисциплине учебного плана соответствующего кода в символах буквенного и цифрового выражения.

5.9 В образовательные программы и учебные планы вузов обязательно включаются дисциплины, реализующие нормы действующих законодательств. К ним относятся государственный и русский языки (Закон Республики Казахстан «О языках в Республике Казахстан»), физическая культура (Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте»), охрана труда (Трудовой Кодекс Республики Казахстан).

5.10 Цикл общеобразовательных дисциплин (ООД) состоит из дисциплин обязательного компонента и может включать компоненты по выбору. Циклы базовых дисциплин (БД) и профилирующих дисциплин (ПД) включают дисциплины обязательного компонента и компонента по выбору.

5.11 Перечень дисциплин обязательного компонента определяется типовым учебным планом. Не допускается сокращение объема дисциплин обязательного компонента. Исключение составляют сокращенные образовательные программы на базе технического и профессионального, послесреднего образования или высшего образования.

5.12 Перечень дисциплин компонента по выбору определяется вузом самостоятельно.

5.13 Содержание цикла ООД составляет 25% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 33 кредита и включает следующие дисциплины: История Казахстана, Философия, Казахский (Русский) язык, Иностранный язык, Информатика, Экология и устойчивое развитие, Политология, Социология, Основы экономической теории, Основы права, Основы безопасности жизнедеятельности и Физическая культура. При этом Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов цикла ООД.

5.14 В зависимости от специальностей отдельные дисциплины цикла ООД исключаются или переносятся в цикл БД. В этом случае высвобожденные кредиты передаются в компонент по выбору. Например, по специальностям группы «Право» дисциплина «Основы права» исключается; по экономическим специальностям группы «Социальные науки, экономика и бизнес» - дисциплина «Основы экономической теории» переносится из цикла ООД в цикл БД.

По отдельным специальностям группы «Гуманитарные науки», «Социальные науки, экономика и бизнес», «Естественные науки», «Технические науки и технологии» также применяются аналогичные подходы по одноименным дисциплинам цикла ООД. При этом высвободившиеся кредиты передаются в компонент по выбору.

5.15 В цикл ООД рекомендуется включать следующие дисциплины в качестве компонента по выбору: Культурология, Психология, Самопознание, Инновационный менеджмент.

Исключение составляют специальности группы «Образование», где дисциплина «Самопознание» включена в обязательный компонент цикла азовых дисциплин.

5.16 Объем дисциплин цикла БД составляет 50% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 64 кредита, из них 20 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 44 кредита – на дисциплины компонента по выбору.

5.17 В обязательный компонент цикла БД включаются дисциплины «Профессиональный казахский (русский) язык» и «Профессиональноориентированный иностранный язык» в объеме не менее 2 кредитов.

5.18 Объем дисциплин цикла ПД составляет 25% от общего объема дисциплин типового учебного плана или 32 кредита, из них 5 кредитов отводится на дисциплины обязательного компонента и 27 кредитов – на дисциплины компонента по выбору.

 

34.Учебный предмет и учебная программа высшего образования

Учебный предмет — это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной/и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-целостную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса. Полнота усвоения программных знаний, умений и навыков учащимися является одним из критериев успешности и эффективности процесса обучения.

Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими. Типовые учебные программы разрабатываются на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области. Они утверждаются Министерством общего и профессионального образования и имеют рекомендательный характер. На основе типовой программы разрабатываются и утверждаются педагогическим советом школы рабочие учебные программы. Они могут быть разработаны непосредственно, исходя из требований государственного стандарта к образовательным областям. В рабочей программе в отличие от типовой описывается национально-региональный компонент, учитываются возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.

Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. При наличии рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов они утверждаются педагогическим советом школы. Авторские учебные программы наиболее широко используются в преподавании курсов по выбору учащихся (обязательных и факультативных).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.029 с.)