Педагогический имидж и авторитет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический имидж и авторитет



Авторитет формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности студентов и коллег в особых способностях преподавателя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми окружающие наделяют преподавателя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы наказания. Авторитет может быть истинным, когда преподаватель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют окружающие, и ложным, сформированным на заблуждениях относительно личности преподавателя. В зависимости от его основных качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, деловые, организаторские качества, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), должностным (уважение к должности) и т.п.

Приступая к исполнению должностных обязанностей, преподаватель может не иметь большого авторитета в коллективе. Уже в процессе работы как один из его результатов и как социально психологический показатель эффективности создается авторитет преподавателя, который может расти и исчезать. При росте авторитета преподавателя, он помогает раскрыть его потенциал и становится действенным фактором эффективности деятельности.

Авторитет преподавателя может основываться на:

●  формальном (официальном) положении;

●  личных качествах и стиле поведения;

●  знании дела (компетентности);

●  достижении результатов.

Истинный авторитет преподавателя представляет собой заслуженное уважение к нему и основывается на таких составляющих, как знания, опыт, ум преподавателя, доверие к студентам и требовательность к ним, забота о них, высокие личные качества.

Под имиджем обычно понимают сформировавшийся внешний образ преподавателя, в котором выделяются ценностные характеристики и черты, оказывающие достаточно сильное воздействие на окружающих.

Многие люди от природы обладают привлекательным имиджем, наделены обаянием. В значительной степени первоначальное впечатление о людях складывается на основании их внешних данных. Однако отсутствие внешней привлекательности не должно мешать созданию благоприятного имиджа. Обаяние — это не столько визуальная привлекательность, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям.

Известный факт: немало интересных людей не умеют внешне расположить к себе и поэтому серьезно проигрывают в общении. В противовес этому «пустой» человек умеет расположить к себе и даже очаровать.

Умение подавать себя, свои знания и умения с наилучшей стороны очень важная часть имиджа. Для этого необходимо обладать привлекательным внешним видом и такими способностями, как коммуникабельность, рефлексивность и самообладание.

Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый — таков внешний облик преподавателя, доброжелательно воспринимающийся окружающими. И дело здесь не в особенностях вкуса, а в том, что внешний вид человека свидетельствует о его уважении к обществу. Безвкусная манера одеваться, плохая физическая форма, неопрятный вид могут привести к неуверенности в своих силах, а в некоторых случаях и к депрессивному состоянию.

Следует соблюдать соответствие одежды своей работе. Но самое главное — это не терять индивидуальность. Дело не в том, как вы одеваетесь, а как вы себя ощущаете, как вас воспринимают.

 

Педагогические способности

Достижение высокого мастерства в воспитании и обучении детей во многом зависят от личностных качеств педагога и, прежде всего, от его педагогических способностей.

Педагогические способности - это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности педагога, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.

Развитие педагогических способностей органически связано с педагогическими умениями и навыками. В процессе их овладения и применения в различных ситуациях проявляются и формируются педагогические способности как личностные (целостные) образования, обеспечивающих успех деятельности воспитателя. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Педагогические способности – это не только условие успешной педагогической деятельности, но и результат.

Исследования, проведенные в педагогической психологии, показали, что способности к педагогической деятельности представляют собой взаимопереплетение общих и специальных способностей. Общие способности проявляются в личностных свойствах человека: темпераменте, характере, направленности. Они помогают педагогу в развитии его творческого потенциала, личностном росте и компенсации тех свойств, которые мешают в педагогической деятельности: недоброжелательность, самовлюбленность, застенчивость, консерватизм, излишняя эмоциональность и агрессивность.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.

Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к каждому ребенку.

Педагогический такт предполагает: уважение к ребенку и требовательность к нему; развитие самостоятельности и активности детей во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; внимательность к психическому состоянию ребенка и разумность и последовательность требований к нему; доверие к детям; педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с детьми и др.

 

Педагогическая наблюдательность - это способность воспитателя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства детей.

По другому можно сказать, что педагогическая наблюдательность - это качество личности педагога, заключающееся в высоком уровне развития способности концентрации внимания на том или ином объекте педагогического процесса.

Н.В. Кузьмина рассматривает педагогические способности как важнейший фактор развития и формирования способностей воспитанников, т.е. они имеют двойную обращенность: к воспитанникам и к самому педагогу.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.008 с.)