Тамбовская область, Тамбовский район 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тамбовская область, Тамбовский район



МБОУ «Цнинская СОШ №2»

Тамбовская область, Тамбовский район

Изучение интернет-зависимости у школьников

Исследовательская работа

 

 

Выполнил:

Лобанов Владимир Сергеевич

ученик 5 «Г» класса

Руководитель:

 Солопова Светлана Геннадьевна

педагог - психолог

 

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.

2.

ВЫВОДЫ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

За последнее десятилетие интернет стал неотъемлемой частью жизни для большинства населения. Сегодня любой современный человек хоть раз в день, для общения, работы или просто поиска нужной информации посещает сети всемирной паутины.

Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.

Большинство людей живет в виртуальном мире лишая себя живого общения, настоящего знакомства, настоящих эмоций, настоящих рукопожатий. Мы лишает себя возможности вживую узнать друг друга, познать этот мир, общаться. Печально наблюдать за такой семьей, где родители проводят свои вечера в телефонах, а их дети в соседней комнате играют в компьютерные игры. И нет между ними никакой связи.

       Актуальность этой темы не вызывает сомнений, так как по статистике в мире интернет - зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. Чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.

Цель исследования: изучить проблему интернет – зависимости  у школьников, степень распространенности и особенности этого явления.

Задачи:

1. На основании литературных и электронных источников изучить явление школьной интернет – зависимости.

2. С помощью электронных источников рассмотреть влияние интернет – зависимости  на личность школьника.

3. Провести исследования на выявление интернет – зависимости среди учеников 5 – 11 классов.

4. Рассмотреть динамику развития интернет – зависимости у школьников за 3 года.

5. Определить наиболее часто используемые Интернет – ресурсы.

6. Сделать выводы по результатам проведенного исследования.

Гипотеза исследования: предположительно в нашей школе среди учащихся 5-11 классов ежегодно растет количество учащихся, относящихся к «группе риска» интернет – зависимости.

Успешное решение поставленной цели и задач в соответствии с гипотезой данного исследования потребовало обращения к следующим методам научного исследования:

1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.

2. Исследование интернет – зависимости  среди учащихся.    

3. Проведение опроса среди учащихся.

Объект исследования: учащиеся МБОУ «Цнинская СОШ №2»

Теоретические положения исследования базируются на представлениях Голдберга А., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий, как интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме.

Практическая значимость - результаты исследования могут быть полезны школьному психологу и родителям для профилактики интернет – зависимости в школьном возрасте. 

 

ГЛАВА 1

ГЛАВА 2

Результаты исследования

По результатам теста Кимберли – Янг было выявлено, что 25% опрошенных не имеют интернет – зависимости, 37% - имеют слабую зависимость, у 26% - диагностируется средняя степень зависимости и у 12% обучающихся выражена сильная интернет – зависимость.

       Получается, что в «группе риска» находится 75% учащихся, а это – 489 человек!

       Для проверки гипотезы исследовательской работы было проведено сравнение полученных результатов исследования в 2020 – 2021 учебном году с предыдущими годами обучения, а именно 2018-2019 учебный год и 2019-2020 учебный год.

       Из данной гистограммы можно сделать следующие выводы:

1. Снижение процента учащихся с отсутствием зависимости;

2. Снижение процента учащихся с слабовыраженной интернет – зависимостью;

3. За последние два учебных года процент учащихся со средней степенью зависимости не изменился;

4. Ежегодно происходит увеличение процента учащихся с сильной зависимостью.

Так же в ходе исследования удалось выяснить, что интернет занимает у подростков очень много времени. 81% респондентов не могут прожить без Интернета ни дня, 14% опрошенных школьников заходят в Интернет 2-3 раза в неделю и лишь 5% - 5 – 6 раз в месяц.

Чем старше респондент, тем больше времени он проводит в сети. У старших школьников наиболее современные гаджеты, которые позволяют заходить в сеть в любое время. Это не только усугубляет состояние интернет – зависимости подростка, но и все больше отдаляет его от социума.

Так же было интересно узнать, как подростки используют Интернет и для каких целей. 87% школьников ответили, что чаще всего используют Интернет для общения и знакомства, 91% опрошенных Интернет помогает в учебе, 76% узнают из Интернета свежие новости, 30% совершают различные покупки и 31% ищут для себя развлечение. Данные не стоит соотносить друг с другом, так как одному ученику могут быть свойственны несколько ответов.

В этом и состоят положительные стороны пользования Интернетом. Можно быстро и в любой момент узнать всю интересующую нас информацию. А также виртуальный мир помогает нам общаться с теми, кто далеко от нас.

С помощью социального опроса так же было выявлено, какие Интернет – ресурсы являются наиболее популярными среди подростков.

Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что все учащиеся с 5 – 11 классы имеют доступ в Интернет и являются активными пользователями. Большинство учащихся 5 – 6 классов пользуются Интернетом для учебы, так как родители контролируют время, проведенное за компьютером или смартфоном. Старшие школьники 7 – 11 класса преимущественно используют социальные сети для общения.

 

 

Заключение

В ходе исследовательской работы было изучено и проанализировано большое количество научно – методической литературы и интернет – источников по проблеме подростковой интернет – зависимости.

Интернет – зависимость – это патологическое пристрастие к работе или проведению времени в Интернете.

К основным причинам подростковой интернет – зависмости можно отнести:

ü одиночество

ü социальная дезадаптация

ü поиск новых или острых ощущений, недоступных в реальном мире

ü депрессия

ü психические отклонения

Подобная зависимость несет в себе разрушающий вред для личности подростка.

       Интернет является привлекательным для подростков:

1.    как средство ухода от реальности;

2.    как средство приобретения чувства безопасности и осознание своей анонимности;

3.    это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью;

4.    это неограниченный доступ к информации.

Исходя, из проведенного исследования можно сказать, что в нашей школе среди учащихся 5-11 классов ежегодно растет количество учащихся, относящихся к «группе риска» интернет – зависимости. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Цель работы достигнута, все сопутствующие задачи выполнены. В ходе работы было получено много интересной и познавательной информации.

Обобщая теоретическую и практическую часть исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:

1.    Благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, но в то же время может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном.

2.    Интернет не всегда вреден для психологического здоровья. Иногда людям просто негде самовыразиться и проявить свои творческие способности, многие используют Интернет как источник информации. Но при неправильном использовании компьютера он может стать опасным и для физического здоровья: ухудшение зрения, искривление осанки, раздражительность и др.

3.    Интернет – одно из лучших изобретений в мире. Но всему нужна своя мера. Просто используйтесь Интернетом, как средством для достижения ваших целей. Определитесь, что вы хотите от этого уникального средства коммуникации между людьми.

4. Интернет – зависимость  — проблема современного общества!

Результаты исследовательской работы могут быть использованы:

1.    Родителями;

2.    Учителями;

3.    Учениками.      

Рекомендации по использованию полученной информации в ходе исследовательской работы представлены в Приложении 1,2.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТИ.

1.Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие интернет – зависимости легче, нежели потом с ней бороться.

2. Постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Содействуйте и поощряйте его творческие начинания от увлечения живописью до прыжков с шестом.

3. Следует помнить, что интерет – зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.

4. Личный пример в использовании возможностей интерета. Попутно прививайте навыки культуры общения с современной техникой.

5. Культивирование чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) –повод и основание ухода в виртуальный мир.

6. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».

7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line.

8.Если у ребенка нет в настоящий момент необходимости выйти в Интернет, учите его выключать компьютер.

9.Не разрешайте употреблять пищу, сидя за компьютером или смартфоном, так ребенок сможет отвлечься от онлайн-режима.

10.Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.

11. Отрегулируйте режим дня.

12.Воспитайте в ребенке культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДРОСТКАМ

1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.

2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.

3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!

4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.

5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!

6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.

7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.

8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.

9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.

10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».

11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Бланк вопросов

Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите 1 ответ, наиболее точно соответствующий вашему состоянию:

1. Замечаете ли Вы, что проводите в интернете больше времени, чем намеревались?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

2. Пренебрегаете ли Вы домашними делами, чтобы проводить больше времени в сети?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

3. Бывает ли так, что Вы предпочитаете пребывание в сети общению с близкими?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

4. Заводите ли Вы новые знакомства с другими интернет пользователями?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

5. Высказывают ли Ваши близкие недовольство по поводу того, что Вы

слишком много времени проводите в интернете?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

6. Влияет ли негативно увлечение интернетом на Вашу работу или учебу?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

7. Проверяете ли Вы электронную почту, прежде чем заняться другими важными делами?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

8. Бывает ли так, что из-за серфинга в интернете Вы не успеваете выполнить какую-либо работу?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

9. Бывает ли так, что Вы отпираетесь и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

10. Замещаете ли Вы беспокоящие мысли о проблемах в реальной жизни утешительными мыслями о том, чем Вы заняты в Интернете?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

11. Бывает ли так, что Вы с нетерпением предвкушаете, что вновь окажетесь в сети?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

12. Ощущаете ли Вы, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

13. Бывает ли так, что Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

14. Бывает ли так, что Вы недосыпаете, потому что засиживаетесь в сети

допоздна?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

15. Бывает ли так, что, находясь вне сети, Вы поглощены мыслями о том, чем займетесь в Интернете или мысленно представляете, что Вы находитесь в сети?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

16. Часто ли Вы говорите себе «еще чуть-чуть, еще несколько минут», находясь в сети?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

17. Бывали ли у Вас неудачные попытки сократить количество времени, проводимого в Интернете?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

18. Бывало ли так, что Вы пытались скрыть от окружающих количество времени, которое Вы поводите в Интернете?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

19. Случается ли так, что Вы предпочитаете провести время в Интернете вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

20. Бывают ли случаи, когда Вы не в настроении, подавлены или нервозны, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы снова оказываетесь в интернете?

никогда         редко           иногда           часто           очень часто

МБОУ «Цнинская СОШ №2»

Тамбовская область, Тамбовский район



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.05 с.)